Что такое лопатка в архитектуре
Лопатка (в архитектуре)
Смотреть что такое «Лопатка (в архитектуре)» в других словарях:
ЛОПАТКА (в архитектуре) — ЛОПАТКА (лизена) (нем. Lisene), в архитектуре плоский вертикальный выступ на стене здания … Энциклопедический словарь
ЛОПАТКА — (лизена) (нем. Lisene) в архитектуре плоский вертикальный выступ на стене здания … Большой Энциклопедический словарь
Лопатка — I Лопатка (Łopatka) Адам (родился 10.11.1928, деревне Шляхцин, Познанское воеводство, Польша), польский юрист, специалист в области теории государства и права, доктор юридических наук (1962), профессор (1968). Член ПОРП с 1953. На научной … Большая советская энциклопедия
лопатка — и; мн. род. ток, дат. ткам; ж. 1. Уменьш. ласк. к Лопата. Детская л. // Небольшая лопата специального назначения. Сапёрная л. 2. Одна из двух плоских широких треугольной формы костей в верхней части спины. Гладить по лопатке. Острые лопатки. Укол … Энциклопедический словарь
Лопатка — лизена (нем. Lisene) в архитектуре плоский вертикальный выступ на стене здания. * * * (лизена) плоский вертикальный выступ в стене типа пилястры, но без капители и базы. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) * * *… … Архитектурный словарь
Лопатка — (лизена) (нем. Lisene), в архитектуре плоский вертикальный выступ на стене здания. Источник: Архитектурный словарь … Строительный словарь
Первый Храм — См. также: Иерусалимский храм Первый Иерусалимский храм или Храм Соломона (950 586 до н. э.) … Википедия
Храм Соломона — Первый Иерусалимский храм или Храм Соломона (950 586 до н. э.). Возможная реконструкция Храма Соломона См. также Иерусалимский храм. Содержание 1 Строительство Храма Соломона … Википедия
Польша — (Polska) Польская Народная Республика (Polska Rzeczpospolita Ludowa), ПНР. I. Общие сведения П. социалистическое государство в Центральной Европе, в бассейне рр. Висла и Одра, между Балтийским морем на С., Карпатами и… … Большая советская энциклопедия
Лудза — Город Лудза латыш. Ludza Герб … Википедия
Лопатка (архитектура)
Лопа́тка (ли́зена) — вертикальный плоский выступ стены, не имеющий базы и капители, в отличие от пилястры.
Лопатка является как декоративным элементом (служащим для вертикального членения плоскости стены), так и конструктивным элементом (служащим для усиления стены).
Полезное
Смотреть что такое «Лопатка (архитектура)» в других словарях:
Лопатка (значения) — Лопатка: Эту страницу предлагается объединить с Лопатки (значения). Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/17 декабря 2012 … Википедия
Лопатка для ксилолитовых работ — Лопатка для ксилолитовых работ – для разравнивания и заглаживания ксилолитовой массы и выполнения других операций при производстве ксилолитовых работ. [ГОСТ 9533 81] Рубрика термина: Инструменты Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Лопатка для плиточных работ — Лопатка для плиточных работ – для нанесения и разравнивания раствора и выполнения других операций при производстве плиточных работ. [ГОСТ 9533 81] Рубрика термина: Инструменты Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы,… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Лопатка — лизена (нем. Lisene) в архитектуре плоский вертикальный выступ на стене здания. * * * (лизена) плоский вертикальный выступ в стене типа пилястры, но без капители и базы. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) * * *… … Архитектурный словарь
Первый Храм — См. также: Иерусалимский храм Первый Иерусалимский храм или Храм Соломона (950 586 до н. э.) … Википедия
Польша — (Polska) Польская Народная Республика (Polska Rzeczpospolita Ludowa), ПНР. I. Общие сведения П. социалистическое государство в Центральной Европе, в бассейне рр. Висла и Одра, между Балтийским морем на С., Карпатами и… … Большая советская энциклопедия
Храм Соломона — Первый Иерусалимский храм или Храм Соломона (950 586 до н. э.). Возможная реконструкция Храма Соломона См. также Иерусалимский храм. Содержание 1 Строительство Храма Соломона … Википедия
Харбин — Город Харбин 哈尔滨 (哈爾濱) … Википедия
Инструменты — Термины рубрики: Инструменты Бензиномоторный инструмент Бензорез Бетонолом Болторез Бур Бучарда … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Сиканская культура (Перу) — Не следует путать с Сиканы. Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия
Как читать фасады домов
Архитектурно-историческая шпаргалка
И — Изразцы
Изразцы — керамические изделия в виде плит из обожженной глины, которые сзади имеют коробчатый выступ (румпу) для крепления изразца в кладке. Изразцы могут быть гладкими или рельефными. С лицевой поверхности изразцы покрывают глазурью (стекловидным покровом) или оставляют неглазурованными (терракотовыми). Изразцы, покрытые глазурью зеленого цвета, называют муравлеными, а изразцы с росписью по сырой непрозрачной оловянной глазури, соединяющейся при обжиге с красками, — майоликой.
К — Колонна
Колонна — цилиндрический столб, поставленный вертикально. В каркасных зданиях колонны несут нагрузку от прикрепленных к ним или опирающихся на них элементов.
Ствол колонны (фуст) покоится на базе (основании, от basis — нога), нижнюю часть которой (плинт) обычно исполняют в виде квадратной плиты.
Венчает колонну капитель (от caputus — голова), которая соединяется со стволом с помощью валика (астрагала). Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, переходя с помощью эхина к квадратной плите (абаке).
Капители архитектурных ордеров легко узнаются. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин. У ионической капители на эхине вылеплены два спиральных завитка с кружком («глазком») в центре (волюты). Коринфскую капитель украшают завитками листьев аканта. Кстати, иногда форму волюты придают архитектурным деталям, консолям карнизов, обрамлениям порталов, дверей, окон. Изредка волюты разворачивают вверх.
Ствол колонны обрабатывают вертикальными желобками (каннелюрами). Причем каннелюры допустимы на колонне любого ордера, кроме тосканского. В дорическом ордере возможно не более 20 каннелюр на колонну, а в ионическом — 24 каннелюры. Иногда колонна имеет небольшое расширение в нижней части (энтазис), чтобы скрыть иллюзию вогнутости ее ствола. А кубышчатая колонна расширяется в центральной части.
Но не всегда колонны имеют форму столба. Кариатида (скульптура стоящей женской фигуры, названная в честь жриц храма Артемиды в Кариях) — это тоже колонна. Есть и мужской вариант колонны — Атланты. По легенде, Атлантам Зевс приказал держать на плечах небесный свод в наказание за участие в борьбе против Богов.
А ряд колонн, объединенных антаблементом или общим перекрытием, с одинаковым пролетом между рядом стоящими колоннами (интерколумний) называют колоннадой. Колоннады используют в виде портиков и галерей, а также для разделения помещений. Иногда колоннада становится самостоятельным сооружением.
Л — Лопатка
Лопатка — фальшивая колонна в виде выступа из стены. В отличие от пилястры она не имеет базу и капитель. Лопатка и пилястра могут быть конструктивным утолщением или просто декоративным элементом, членящим стену.
В плане пилястры бывают прямоугольными, полукруглыми (полуколонны) и сложной формы (например, «пучковые пилястры», «пилястры с полуколоннами»).
М — Мезонин
Мезонин — надстройка над средней частью жилого дома, нередко с балконом. В России мезонин стал популярен в XIX веке как один из способов увеличить жилую площадь. Тогда налог платили за каждый этаж, а мезонин полноценным этажом не был, поэтому позволял сэкономить на налогах.
Н — Ниша
Ниша — углубление в стене здания для установки статуй на постаменте (архитектурном основании), ваз, размещения встроенных шкафов. Полукруглую глубокую нишу называли экседрой, а нишу, обрамленную колоннами или пилястрами и увенчанную фронтоном, — эдикулой.
Лопатка
Пилястры без капители.
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Словарь храмовой архитектуры
Абсида (апсида) – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный; перекрытый полукуполом (конхой). Внутри абсиды помещался алтарь.
Алтарь (от лат. «alta ara» – высокий жертвенник) – главная часть христианского храма в его восточной части. В православном храме отделяется алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре размещался престол – возвышение для совершения главного христианского таинства – евхаристии. Алтарь створчатый – икона, состоящая из нескольких складывающихся досок, покрытых живописными изображениями с обеих сторон (диптих, триптих, полиптих).
Алтарная преграда – невысокая стенка или колоннада, отгораживающая алтарную часть храма в православных храмах (с IV века).
Амвон – (от греч.) – возвышение в центре храма, с которого произносили проповеди, читали Евангелие. Как правило, был окружен колоннами, несущими крышу (киворий).
Аркатурный пояс – украшение стены в виде ряда декоративных арочек.
Аркбутан – открытая полуарка, служащая для передачи давления на контрафорсы храма.
Атриум – закрытый внутренний двор, куда выходят остальные помещения.
Аттик – (от греч. Attikos – аттический) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.
Базилика – прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами (столбами) на несколько продольных галерей (нефов).
Барабан – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.
Барабан световой – барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами Глава – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.
Баптистерий – крещальня. Небольшое центрическое здание, круглое или восьмиугольное в плане.
Витраж – картина на стекле, орнамент из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет.
Гемма – резной камень с углубленным (инталия) или выпуклым (камея) изображением.
Донжон – главная башня средневекового замка.
Дьяконник – помещение в алтарной части православного храма к югу от алтаря.
Жертвенник – помещение в алтарной части православного храма к северу от алтаря.
Звонница – надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц: стенообразные – в виде стены с проемами столпообразные – башенные сооружения с многоранным (как правило, в русской архитектуре, – восьмигранным, реже – девятигранным) основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе. В нижних ярусах часто располагается церковь палатного типа – прямоугольный в плане объем с крытой сводчатой аркадой, опоры которой расположены по периметру стен.
Закомара – (от др.рус. комара – свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.
Замковый камень – камень, которым завершается свод или арочный проем.
Кампанила – в западноевропейской архитектуре отдельно стоящая четырехгранная или круглая башня- колокольня.
Канон – совокупность строго установленных правил, определяющих основной набор сюжетов, пропорций, композиций, рисунка, колорита для произведений искусства данного вида.
Контрафорс – вертикальный массивный выступ стены, укрепляющий основную несущую конструкцию.
Конха – полукупол над абсидой, нишей. Часто выполнялся в виде раковины.
Крестово-купольный храм – канонический тип византийского православного храма. Представлял собой укороченную базилику, увенчанную куполом, и, согласно Апостольским постановлениям, обращенную алтарем на восток.
Куб – основной объем храма.
Купол – покрытие в виде полушария, опрокинутой чаши и т.п.
Лемех – деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма.
Луковица – церковная глава, напоминающая по форме луковицу.
Лопатка – вертикальный плоский и узкий выступ стены, подобна пилястре, но без базы и капители.
Луминарий – отверстие в потолке раннехристианского храма.
Мартирий – тип раннехристианского поминального храма над могилой мученика.
Мозаика – излюбленная в средние века разновидность монументальной живописи. Изображение выполняется из кусочков цветного стекла – смальты, натуральных камней. Кусочки смальты и камня имеют неправильную форму, свет на них многократно преломляется и отражается под разными углами, создавая волшебное мерцающее сияние, трепещущее в полутьме храма.
Наос – центральная часть византийского крестово-купольного храма, увенчанная главным куполом.
Нартекс – пристройка с западной стороны храма, придающая зданию более вытянутую прямоугольную форму. Отделялась от центральной части храма – наоса – стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов.
Нервюра – ребро дугообразной формы в готических сводах.
Неф – (от греч. «неус» – корабль) – вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
Паперть – крыльцо и небольшая площадка (обычно крытые) перед входом в православную церковь.
Пилястра (лопатка) – конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.
Подклет – нижний этаж здания.
Поребрик – декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы.
Парус – элемент купольной конструкции в форме сферического треугольника. На паруса опирается основной купол.
Плинфа – плоский кирпич (обычно 40х30х3 см), строительный материал и элемент внешнего декоративного убранства храмов.
Портал – декоративно оформленный дверной проем здания.
Портик – галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.
Придел – небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику.
Притвор – западная часть православного храмов у входа, где по Уставу совершаются некоторые части богослужения и требы (обручение, лития и др.).Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии. Вход в притвор с улицы устраивается в виде паперти – площадки перед входными дверями, на которую ведёт несколько ступеней.
Ризница – место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников.
Руст – тесаный камень, лицевая сторона которого оставлена грубо околотой. Рустовка подражает природной фактуре камня, создает впечатление особой прочности и тяжести стены.
Рустовка – декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней.
Средокрестие – пересечение центрального нефа крестово-купольного храма с трансептом.
Травея – пространство нефа под сводом.
Трансепт – поперечный неф крестово-купольного храма.
Трапезная – часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди, общественных собраний.
Фреска – («fresco» – свежий) – техника монументальной живописи водяными красками по сырой, свежей штукатурке. Грунтовка и закрепляющее (связующее) вещество представляют собой одно целое (известь), поэтому краски не осыпаются.
Техника фрески известна с античных времен. Однако, поверхность античной фрески полировалась горячим воском (смесь фрески с живописью восковыми красками – энкаустикой). Главная трудность фресковой живописи в том, что художник должен начать и закончить работу в тот же день, пока сырая известь не высохла. Если же необходимы поправки, нужно вырезать соответствующую часть известкового слоя и накладывать новый. Техника фрески требует уверенной руки, быстрой работы и совершенно четкого представления о всей композиции в каждой ее части.
Фронтон – завершение (треугольное или полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Хоры – открытая галерея, балкон во втором ярусе храма с западной стороны (или со всех сторон, кроме восточной). Здесь размещались певчие, а также (в католических храмах) орган.
Шатер – высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.
Ширинка – прямоугольная впадина в стене.
Яблоко – шар на завершении купола под крестом.