Что такое ломовая телега
Словари
1. Предназначенный для перевозки тяжёлых грузов (о лошади-тяжеловозе).
2. Занимающий перевозкой таких грузов.
соотн. с сущ. лом II, связанный с ним
ЛОМОВО́Й, ломовая, ломовое.
1. Занимающийся перевозкой тяжестей. Ломовой извозчик. Ломовая лошадь.
|| в знач. сущ. ломовой, ломового, муж. Ломовой извозчик, ломовик; ант. легковой (разг.).
2. Тяжелый, очень трудный (обл.). Ломовая работа.
3. Являющийся ломом, идущий в лом (см. лом во 2 знач.; спец.). Ломовое железо.
4. Служащий для ломанья, разрушения (спец.). Пожарные вскрывают крыши, накаты, полы ломовым инструментом: ломами, кирками, баграми и т.п.
1. Предназначенный для перевозки тяжестей, грузов. Л-ая телега. Л. конь; л-ая лошадь (также: о человеке, на которого взваливают самую тяжёлую работу).
2. Занимающийся перевозкой тяжёлых грузов. Л. извозчик
1. Предназначенный для перевозки тяжестей, грузов.
Ехал я на простых, ломовых дрогах. Чехов, Страхи.
[Киселев] различал только беговых, этих изящных, быстроногих лошадей, и ломовых с мохнатыми ногами, тяжеловозов. Воронин, Солнечная долина.
То же, что ломовой извозчик.
Не переставая гремели по мостовой тяжелые возы ломовых. Л. Толстой, Воскресение.
1) кучер наемного экипажа, предназначенного для перевозки тяжестей;
2) наемный экипаж (с кучером), предназначенный для перевозки тяжестей.
о безответном человеке, на которого взваливают всю тяжелую, невыигрышную работу.
прил. к лом 2; представляющий собой лом.
1. ломово́й, ломова́я, ломово́е, ломовы́е, ломово́го, ломово́й, ломово́го, ломовы́х, ломово́му, ломово́й, ломово́му, ломовы́м, ломово́й, ломову́ю, ломово́е, ломовы́е, ломово́го, ломову́ю, ломово́е, ломовы́х, ломовы́м, ломово́й, ломово́ю, ломовы́м, ломовы́ми, ломово́м, ломово́й, ломово́м, ломовы́х, ломова́, ломово́, ломовы́, ломове́е, поломове́е, ломове́й, поломове́й
2. ломово́й, ломовы́е, ломово́го, ломовы́х, ломово́му, ломовы́м, ломово́го, ломовы́х, ломовы́м, ломовы́ми, ломово́м, ломовы́х
прил., кол-во синонимов: 15
тяжеловоз, хороший, возница, ломовой извозчик, лошадь, ломовик, отличный
предназначенный для перевозки тяжестей, грузов
Ломовые лошади тащили на телегах к станциям остатки самолётов, броневиков, орудий ― мусор знаменитых сражений; чертыхаясь, его убирали с полей.
субстантивир. то же, что ломовой извозчик
Моросило, подвода с дровами застряла в воротах, и ломовой кричал на лошадь страшным голосом, граждане шли с недовольными из-за погоды лицами.
тяжёлый, очень трудный (о труде, работе)
Кроме того, тяжелый сельский быт, ломовая работа в поле и на огороде, тяжелые, мучительные роды, которым счет потерян, наложили неизгладимый отпечаток на внешность этой славной бескорыстной женщины.
относящийся к лому; представляющий собой лом
Bookitut.ru
Ломовой транспорт. Тележники.
И, наконец, остается только рассказать о ломовом извозе, как прежде называли грузовой или гужевой транспорт. Такой транспорт называли иногда коротко ломовиками, а извозчика при нем — ломовым извозчиком.
Что же из себя представлял ломовой транспорт? Это была большая площадка-платформа из толстых досок на четырех колесах, окованных железом, на рессорах. Такая плоская телега ничем не была ограждена. Весь груз, какой бы он ни был, привязывался к телеге толстой веревкой, для плотного затягивания которой со всех сторон телеги, под платформой, имелись крюки. Все это делалось так надежно, что в прочности этого дела никто никогда не сомневался, ни у кого не возникало мысли, что что-нибудь с телеги свалится, потеряется, развалится. Здесь чувствовались сильные руки привычного к этому делу человека. Во время дождя груз прикрывался большим брезентом. Были и бортовые телеги.
В зимнее время телега заменялась низкими широкими санями — плоской площадкой-платформой на полозьях. Места для извозчика не было ни на телеге, ни на санях. Он помещался на передней части транспорта, где-нибудь и как-нибудь, или шел рядом с телегой или санями.
Для перевозки льда с Невы, где его заготовляли равными большими брусками («кабанами»), были особые сани — узкие и длинные. На такие сани бруски льда клались поперек.
Для перевозки длинных предметов (досок, бревен, труб, полосового железа) передняя пара колес снималась со шкворня и передвигалась к передней части груза, который крепко привязывался к этому передку. Задняя пара колес вместе с площадкой отводилась на конец груза, где он также привязывался веревкой.
На дуге, выкрашенной более бледной краской, был написан другой, более яркой краской, адрес извозопромышленника. Надпись эта делалась более крупными буквами во всю ширь дуги и была хорошо видна даже на дальнем расстоянии. Это была, своего рода, реклама. Добросовестным исполнением поручений и указаний лица или учреждения, нанявшего транспорт, извозчик как бы поддерживал честь той фирмы, у которой находился на службе. Номерной знак прибивался с левой стороны дуги.
Ломовой извозчик был одет в серый рабочий костюм. Брюки были заправлены в русские сапоги. На голове — картуз. Но что особенно бросалось в глаза в одежде ломового извозчика, — это традиционная жилетка, которую извозчик носил поверх рабочего костюма. А жилетка эта была с претензией на какую-то эффектность. Она была из красного сукна, обшита золотой тесьмой, а по бортам — золотые пуговицы. Работа ломового извозчика была грязная, поэтому и одежда его не отличалась чистотой, в том числе и традиционная жилетка носила иногда такие следы загрязнения, что в ней с трудом можно было разглядеть и красный цвет материи и золото тесьмы и пуговиц. В зимнее время серый рабочий костюм заменялся серым ватником.
Ломовой извозчик был одновременно и крючником. Он не только перевозил груз, но и грузил его на телегу или сани, а также сгружал по прибытии на место доставки. Для этой цели у него всегда был за поясом крюк с короткой веревкой.
Некоторые извозчики не лишены были чувства «эстетики». Они украшали гриву и даже хвост лошади ленточками и цветными тряпочками[209].
Ломовой транспорт обслуживался битюгом. Битюг — русская рабочая лошадь крупной породы, сильная, с крепкими ногами и большими густыми космами у копыт. Однако, как ни сильна была лошадь, силы ее имели какой-то предел. Но с этим не всегда считались. С целью побольше заработать, лошадь иногда загружали так, что она с большим трудом тащила тяжелую кладь, выбиваясь из сил. Кстати сказать, у ломового извозчика кнута не было, он подгонял лошадь концами вожжей. Особенно тяжело было лошади тащить груз на санях во время распутицы, когда от внезапной оттепели снег таял, обнажая булыжник мостовой. Вот по этому-то булыжнику, вместо снега, несчастная лошадь тащила огромные сани с тяжелым грузом. Лошадь, взмыленная, с горящими глазами, выбившись из сил, вставала. Извозчик не знал, что делать. Наконец извозчик, выведенный из терпения, начинал беспощадно хлестать лошадь вожжами, и если это не помогало — бить ногой лошадь в живот. Собиралась толпа. Возмущенные люди старались образумить обезумевшего извозчика. Особенно, конечно, старались сердобольные женщины. Извозчику угрожали составлением протокола. Звали городового. Тут же находились члены «Общества покровительства животным от жестокого обращения». От всех этих угроз извозчик свирепел еще больше и, ругая самой нецензурной бранью толпу, продолжал свою расправу с лошадью, которая с помощью нескольких мужчин трогала с места, но, проехав минут 10–15 опять останавливалась. Расправа с лошадью повторялась. Такие дикие сцены в дни распутицы повторялись очень часто.
Ломовые извозчики любили выпить. Если за легковыми извозчиками такой привычки не водилось, за некоторыми исключениями, конечно, то у ломовых это было неизбежной потребностью. Возможно, что это объяснялось более тяжелой работой ломовых извозчиков. Зайдя в «казенку» (так называлась казенная винная лавка, торговавшая водкой), извозчик покупал «мерзавчика» (1/8 бутылки) и, зайдя за ворота ближайшего дома, выбив пробку ударом правой руки по дну бутылки, выпивал водку прямо из горлышка. Кусок хлеба и соленый огурец служили закуской. В зимнее время, особенно в морозные дни, к «мерзавчику» прикладывались чаще, летом — реже. Это и понятно. Здоровый, крепкий, физически сильный ломовой извозчик от «мерзавчика», конечно, не пьянел, но энергия поднималась, настроение повышалось. Можно было работать дальше — дело не страдало. Пьяных извозчиков не встречалось. Но пристрастие к «мерзавчику» сильно било по карману извозчика, сокращая и без того скудный его заработок.
По выполнении поручения, помимо обусловленной платы, извозчик получал на «чай» от лица, нанявшего транспорт. Так было принято.
Ломовой транспорт был единственным средством перевозки всех грузов. Необходимость в ломовом извозе была значительно выше, чем в легковом. В 1916 году в справочнике «Весь Петроград»[210] извозопромышленников легкого транспорта, кроме каретного, значилось 310, а ломового — 680. Такая потребность в грузовом транспорте очень показательна. В самом деле, кто только не пользовался этим транспортом. Многие семьи в городе нуждались в нем, хотя бы раз-два в году, либо выезжая на дачу или возвращаясь с дачи, либо переезжая с квартиры на квартиру. В то время переезд с квартиры на квартиру практиковался довольно часто. Однако перевозкой мебели, роялей, пианино занимались не извозопромышленники, а специальные артели, которые гарантировали аккуратность упаковки и сохранность груза, а также доставку его с транспорта в квартиру. Мебель в пределах города перевозилась в больших фургонах.
Широко пользовалась ломовым извозом вся торговля города, а также вся мелкая промышленность. Свой грузовой транспорт имели разве только крупные предприятия. Все же остальные пользовались наемным транспортом.
При обслуживании торговых предприятий извозчику всегда что-нибудь перепадало. Привезет в колбасный магазин несколько ящиков колбасных изделий, — дадут колечко дешевой колбасы, привезет фрукты или овощи, — дадут арбуз или кочан капусты. А извозчику в хозяйстве все пригодится. Эта щедрость была хорошей, предусмотрительной мерой, чтобы извозчик сам ничего не брал. И действительно, извозчик пользовался доверием, так как он знал, что его не обидят, уж что-нибудь дадут. Не затрагивая вопроса о моральных качествах, надо прямо сказать, что извозчик боялся потерять место, а он этим местом дорожил. Малейшая жалоба на извозчика могла стать причиной его увольнения. А что уж говорить о хищении. Жалоба о хищении не только повлекла бы за собой увольнение извозчика с места и отдачу его под суд, но и могла бы привести к разорению извозопромышленника, он мог бы лишиться клиентуры и прогореть. Вот почему в деловом мире извозного промысла такие случаи были очень редки и применялись все меры, чтобы их избежать, в том числе и упомянутая выше «щедрость» нанимателя транспорта. Особенно щепетильно был поставлен вопрос о честности на извозе, организованном на артельных началах, где взаимное поручительство было основано на принципе: один за всех, все за одного. А ценности таким артельщикам доверялись большие. Вот богатый человек переезжает с квартиры на квартиру. У него обстановки комнат на 6–8 и больше, и обстановка вся дорогая: бронза, фарфор, ценные картины в золоченых рамках, а хрусталь, фарфоровые сервизы и другие ценные и хрупкие вещи! Все должно быть доставлено в сохранности — ни одной царапины на полированной поверхности, ни одной разбитой чашки. Но богатому человеку — никаких забот. Артель все упакует, артель все перевезет, артель по указанию хозяина все поставит и повесит на свое место в новой квартире, — все сделает артель, только деньги плати! Если все сделано хорошо, если барин не скупой и всем остался доволен — он дает артельщикам щедро на «чай». Такова была постановка дела, таковы были нравы. Конечно, в семье не без урода. Встречались и случаи хищения, и неумеренное пристрастие к «мерзавчику», и недобросовестное отношение к перевозимому грузу, но все это нужно считать исключением.
Были богатые извозопромышленники, которые имели по несколько конных дворов в разных районах горда. К таким можно отнести Ф. Борка, который имел два больших двора — на Среднем проспекте Васильевского острова (дом 47) и на Калашниковской набережной (дом 30). Конные дворы были разбросаны по всему городу, но особенно много их было в Александро-Невской части (на Литовской, Тележной, Гончарной улицах) и в Рождественской части (на Херсонской, Мытнинской, Конной улицах и Калашниковской набережной). Возможно, что это объясняется близостью Московской товарной станции Николаевской железной дороги, где спрос на перевозочные средства был, конечно, очень велик.
По центральным магистралям ломовой транспорт не пропускали.
Перевозка мелких грузов обслуживалась тележниками. Владелец тележки снимал где-нибудь в доме маленький сарайчик, где и держал свою тележку, а в клиентуре недостатка не было. Дворники дома, где стояла тележка, и соседних домов охотно рекомендовали тележника жильцам, проживавшим в этих домах, за что, конечно, получали мзду от тележника.
Следует еще остановиться на несчастных случаях на транспорте и, в связи с этим, на регулировании уличного движения. Поскольку хорошо разработанной и четкой системы регулирования уличного движения[211] не было, несчастные случаи на транспорте были неизбежны. Дорожных знаков и мест переходов через улицу также не было, что, конечно, увеличивало опасность перехода улицы. На перекрестках улиц с большими движением стоял постовой городовой, который регулировал движение рукой в белой перчатке, а впоследствии городовые были снабжены для этой цели деревянным белым жезлом. Извозчики остерегали пешеходов криком: «Эй, берегись!»[212] При большом количестве несчастных случаев, случаи с тяжелыми последствиями встречались не так уж часто и виновниками их были, главным образом, лихачи с их бешеной ездой. Остальной транспорт, за исключением собственных выездов, двигался медленно, что не влекло за собой при несчастных случаях тяжелой травмы. Но вот после ввода в эксплуатацию трамвайного и автомобильного транспорта, несчастные случаи с тяжелыми последствиями значительно увеличились.
В самом начале Первой мировой войны, когда много мужчин было мобилизовано в армию, их места стали постепенно занимать женщины. На транспорте впервые появились женщины-кондукторы. Однако женщин-вагоновожатых до революции не было. Появились и женщины-извозчики, но встречались они редко, так как с быстрым ростом трамвайного движения легковой извоз пошел на убыль, да и не было фуража.
Значение слова «ломовой»
1. Предназначенный для перевозки тяжестей, грузов. Ломовая лошадь. □ Ехал я на простых, ломовых дрогах. Чехов, Страхи. [Киселев] различал только беговых, этих изящных, быстроногих лошадей, и ломовых с мохнатыми ногами, тяжеловозов. Воронин, Солнечная долина.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЛОМОВО’Й, а́я, о́е. 1. Занимающийся перевозкой тяжестей. Л. извозчик. Ломовая лошадь. || в знач. сущ. ломово́й, о́го, м. Ломовой извозчик, ломовик; противоп. легковой (разг.). 2. Тяжелый, очень трудный (обл.). Ломовая работа. 3. Являющийся ломом, идущий в лом (см. лом во 2 знач.; спец.). Ломовое железо. 4. Служащий для ломанья, разрушения (спец.). Пожарные вскрывают крыши, накаты, полы ломовым инструментом: ломами, кирками, баграми и т. п.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ломово́й I
1. предназначенный для перевозки тяжестей, грузов ◆ Ломовые лошади тащили на телегах к станциям остатки самолётов, броневиков, орудий ― мусор знаменитых сражений; чертыхаясь, его убирали с полей. Даниил Гранин, «Зубр», 1987 г. (цитата из НКРЯ)
2. субстантивир. то же, что ломовой извозчик ◆ Моросило, подвода с дровами застряла в воротах, и ломовой кричал на лошадь страшным голосом, граждане шли с недовольными из-за погоды лицами. М. А. Булгаков, «Театральный роман», 1937 г. (цитата из НКРЯ)
3. разг. тяжёлый, очень трудный (о труде, работе) ◆ Кроме того, тяжелый сельский быт, ломовая работа в поле и на огороде, тяжелые, мучительные роды, которым счет потерян, наложили неизгладимый отпечаток на внешность этой славной бескорыстной женщины. Андрей Троицкий, «Удар из прошлого», 2000 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
ломово́й II
1. относящийся к лому; представляющий собой лом
Что такое ломовая телега
Ломовые извозчики управлялись с грузами со страшной руганью
На все вкусы
Ездить по городу извозчикам разрешалось со скоростью не более 10 км/ч. Но для ломовых извозчиков и эта скорость считалась слишком большой. Ведь грузы, которые они перевозили, как и конструкция их телег, не располагали к быстрой езде. Ломовая упряжка передвигалась только шагом.
Ломовые обозы содержались хозяевами, имевшими по нескольку десятков подвод. Некоторые заводы, фабрики и другие предприятия имели свои ломовые обозы. Стоянки ломовых извозчиков находились в определенных местах, обычно у базарных площадей и вокзалов. При появлении потенциального клиента все извозчики налетали на него с криками: «Давай подвезем!» После нещадного торга нанимался тот, кто соглашался на минимальную цену под брань всех остальных. Если соглашались двое или больше, то они тут же тянули жребий из шапки, а вытянувший жребий получал дополнительную дозу брани. Вообще же, ломовые извозчики всегда отличались употреблением ненормативной лексики, так что поговорка «Ругается, как ломовой извозчик» стала общеупотребительной.
Ломовой транспорт с грузом двигался только шагом, причем извозчик следовал рядом с полоком, держал вожжи в руках, ругал и понукал лошадь, а в трудных местах стегал ее вожжами. Если полок или сани где-нибудь застревали, он бил ее нещадно по самым чувствительным местам, иногда по морде.
Ломовой извоз был убит грузовым автотранспортом. Но еще долгое время на улицах советских городов появлялись огромные лошади- тяжеловесы, запряженные в телеги с большими колесами. Во всяком случае, автор видел их еще в начале 60-х годов прошлого столетия. Потом они исчезли навсегда.
ЛОМОВОЙ
Смотреть что такое «ЛОМОВОЙ» в других словарях:
ЛОМОВОЙ — ЛОМОВОЙ, ломовая, ломовое. 1. Занимающийся перевозкой тяжестей. Ломовой извозчик. Ломовая лошадь. || в знач. сущ. ломовой, ломового, муж. Ломовой извозчик, ломовик; ант. легковой (разг.). 2. Тяжелый, очень трудный (обл.). Ломовая работа. 3.… … Толковый словарь Ушакова
ломовой — тяжеловоз, хороший, возница, ломовой извозчик, лошадь, ломовик, отличный Словарь русских синонимов. ломовой прил., кол во синонимов: 15 • балдежный (11) • … Словарь синонимов
ломовой — ЛОМОВОЙ, ая, ое. Хороший, отличный. Ломовая колбаса. Ломовой фильм. Ломовая девка. Возм. от лом, 2. Ломом опоясанный (или подпоясанный, подвязанный) много работающий. Из уг … Словарь русского арго
ломовой — I см. ломовой; о/го; м. II а/я, о/е.; устар. см. тж. ломовой 1) Предназначенный для перевозки тяжестей, грузов. Л ая телега. Ломово/й конь; л ая лошадь (также: о человеке, на которого взваливают самую тяжёлую работу) 2) Занимающийся перевозкой… … Словарь многих выражений
Ломовой — I м. устар. Ломовой извозчик. II прил. устар. 1. Предназначенный для перевозки тяжёлых грузов (о лошади тяжеловозе). 2. Занимающий перевозкой таких грузов. III прил. соотн. с сущ. лом II, связанный с ним Толковый словарь Ефремовой … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Ломовой — I м. устар. Ломовой извозчик. II прил. устар. 1. Предназначенный для перевозки тяжёлых грузов (о лошади тяжеловозе). 2. Занимающий перевозкой таких грузов. III прил. соотн. с сущ. лом II, связанный с ним Толковый словарь Ефремовой … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Ломовой — I м. устар. Ломовой извозчик. II прил. устар. 1. Предназначенный для перевозки тяжёлых грузов (о лошади тяжеловозе). 2. Занимающий перевозкой таких грузов. III прил. соотн. с сущ. лом II, связанный с ним Толковый словарь Ефремовой … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ломовой — 1. ломовой, ломовая, ломовое, ломовые, ломового, ломовой, ломового, ломовых, ломовому, ломовой, ломовому, ломовым, ломовой, ломовую, ломовое, ломовые, ломового, ломовую, ломовое, ломовых, ломовым, ломовой, ломовою, ломовым, ломовыми, ломовом,… … Формы слов
ломовой — ломов ой … Русский орфографический словарь
ломовой — … Орфографический словарь русского языка