Что такое логлайн и синопсис
Что такое логлайн и синопсис
Несколько простых правил и рекомендаций, которые помогут сценаристам на очень важных этапах работы
Логлайн
Что это: краткий, но информативный пересказ сюжета.
Объем: одно-два предложения или 20-25 слов.
Для чего нужен: логлайн пишется автором сценария в качестве ориентира или самопроверки — соответствует ли история фундаментальным требованиям драматургии? Также логлайн служит для привлечения внимания агентов и продюсеров — он позволяет за несколько секунд получить представление о вашей идее.
Каким должен быть: логлайн должен отвечать на базовые вопросы: кто главный герой, какова его цель и какое препятствие стоит на пути героя к этой цели, то есть, в чем заключается основной конфликт. При этом логлайн должен содержать элемент интриги, вызывать интерес к более подробному ознакомлению с историей.
Каким не должен быть: логлайн не должен раскрывать всю историю, сюжетные перипетии, развязку, всех героев и прочие аспекты повествования.
Примеры:
Индийский мальчик (герой) пытается выжить после кораблекрушения (цель), оказавшись в открытом океане в одной шлюпке с тигром (препятствие). «Жизнь Пи».
Успешный банкир (герой), несправедливо осужденный за убийство жены, разрабатывает дерзкий план побега из тюрьмы (цель), считающейся неприступной крепостью (препятствие). «Побег из Шоушенка».
У молодого сантехника (герой) есть всего лишь ночь, чтобы спасти жильцов рушащегося многоэтажного дома (цель), однако чиновники не спешат признавать возможность катастрофы (препятствие). «Дурак».
Заявка
Что это: документ, знакомящий с идеей сценария.
Объем: одна-полторы страницы.
Для чего нужна: заявка призвана заинтересовать продюсера и дать ему более-менее полное представление об истории.
Какой должна быть: заявка должна предлагать название, кратко излагать ключевые моменты фабулы (завязка, развитие, развязка), сюжет, центральный конфликт, давать понимание характеров основных героев, жанра. Также она должна отвечать на вопросы: о чем история, в чем её оригинальность, какой может быть целевая аудитория, каков хронометраж и какое количество эпизодов, если речь идет о сериале. Иногда в заявке следует указать профессиональный опыт и послужной список автора.
Какой не должна быть: заявка не должна содержать подробного описания всех героев, перипетий и мелких деталей.
Форма: свободная. Может быть литературной, отражающей стиль автора, может иметь разбивку по пунктам (например, отдельным пунктом обозначается главный герой, отдельным — завязка, и так далее). Но! Некоторые компании имеют свою форму заявок, поэтому прежде чем отправлять текст, желательно узнать о наличии такой формы.
Синопсис
Что это: краткое изложение сценария, дающее представление о главных героях и фабуле, ключевых событиях истории.
Объем: две-пять страниц.
Для чего нужен: в отличие от логлайна и заявки, синопсис призван не столько заинтересовать продюсера или режиссера (хотя и это тоже), сколько ознакомить с концепцией, структурой и важными деталями проекта.
Каким должен быть: синопсис должен давать представление о композиции истории: экспозиции, завязке, развитии, кульминации, развязке и финале. Также у читателя должно возникать понимание целей и мотивов героев, их характеров и их эволюции по мере развития конфликта и столкновения с препятствиями.
Каким не должен быть: хотя в синопсисе не обойтись без изложения отдельных сцен, не стоит увлекаться слишком подробным их описанием.
Форма: свободная. Желательно должна отражать стиль автора, но при этом не стоит забывать о сочетании краткости и ёмкости. Некоторые авторы рекомендуют обращаться к поэпизодной форме синопсиса. В ней составляется список героев, ключевые части истории раскладываются на эпизоды, изложенные в одном-двух предложениях.
Написание сценария: 6 кругов ада
Пролог
За долгие годы существования такого жанра искусства как кино, умельцы этой профессии понапридумывали множество полезных бумажек, которые упростили им жизнь, но заставили напрячься авторов. Аргументируя это тем, что, мол, «нам же потом с этим работать» продюсеры ввели целую систему «творческих документов» по которым они выбирают свой проект.
Казалось бы, сценарное дело – одно из самых творческих и абстрактных дел в кино. Но даже у него выработаны определённые правила, законы и предпочтения. Как только кино стало бизнесом и, надо отметить, модным и прибыльным бизнесом, продюсерам стало не до 10−томных опусов, написанных в витиеватом стиле. Американский продюсер должен был понимать, что из написанного он увидит на экране, а что так и останется у него в воображении.
Из-за этого, например, стала популярна американская форма записи сценариев. Ничего лишнего: никаких эмоциональных демагогий в голове героя, ощущений неосязаемого и множество ещё чего-то в таком роде (я с удовольствием напишу отдельный трактат о том, как надо написать сценарий, чтоб он соответствовал американской форме, если, конечно, будет кому интересно). Все, что написал автор должно быть показано на экране, сказано персонажами или прочитано на лице актёров. Да и форма значительно изменилась. Чем больше денег вращалось в кино, чем чаще слово «окупаемость» стало появляться в обиходе, тем больше появилось правил и формализации процесса написания сценария.
Точнее, все то, что формализовали подсознательно было и «ежу понятно». Но для пущей лёгкости отбора работ для дальнейшей реализации «ежовые» истины стали достаточно важным фактором, и основным «инструментом» отбора. Так что начнём с самого начала.
Круг первый и второй. Идея и Заявка
Всякий проект любого характера всегда начинается с идеи. И не важно, где она приходит и насколько она хороша − каждая идея имеет право на существование и реализацию при условии, что она подаётся под, например, острым или сладким соусом.
Идеи записываются на листочках, салфетках, вбиваются в телефон ночью, быстро запоминаются и могут даже потом украшать корявым почерком руки поверхности, на которых вас застало вдохновение.
Слава Богу, вряд ли вы потом покажете эти бессвязные каракули продюсеру. После хаоса приходит черёд систематизации.
Человек, решивший по-настоящему написать сценарий, для его реализации, задумается, для кого он все это пишет. С этого начинается формироваться заявка. Понятное дело, в процессе написания сценария заявка может поменяться или же расшириться, но начинать стоит «с утра».
Заявка − это документ, в котором содержится краткое описание уже готового или будущего проекта. И вам нужно продумать вот что:
В ней необязательно описывать сюжет, углубляться в психологию героев − достаточно передать атмосферу и заинтересовать того, кто захочет снимать это ещё до прочтения сценария (мы ведь понимаем, что продюсеры редко когда читают полностью сценарии просто, чтобы ознакомится − такой чести удостаиваются только именитые драматурги или уже прошедшие отбор, и при том жёсткий). Продюсеров необходимо убедить, заинтересовав его всего несколькими строчками.
Круг третий. Логлайн
Кстати, о строчках. Если до сценария руки у продюсера чаще всего не доходят, то магические 25 слов глаза все же заметят. И имя этим словам − логлайн. Когда вы присылаете идею продюсеру (заведомом до этого указав какой он хороший и успешный) по email или ещё каким-то неведомым способом в каком-либо виде, то всегда помимо заявки нужен логлайн (некоторые продюсеры просят включить в заявку логлайн).
Грубо говоря, «логлайн» − это то, что будет написано на обороте диска, Описание на сайте и в брошюре кинотеатра.
Если эти 25 слов заинтересуют производителя − значит история имеет место быть. Логлайн не содержит подробностей сюжета, он не раскрывает всех сюжетных поворотных моментов, не выдает финал.
Он описывает суть истории и ничего больше.
Существует несколько шаблонов, которыми пользуются современные драматурги при написании оных. Например: главный герой-цель-препятствие или герой-проблема-цель.
«Чикаго» (Мюзикл Роба Маршалла): После убийства любовника жаждущая успеха певица бьётся за свою карьеру, используя преступление как ступеньку к славе и счастью.
Вот вам пример логлайна из которого потом спокойно вырос сценарий, а после и оскароносный фильм. Иногда к этим компонентам шаблонов ещё присоединяется такой как последствия.
«Брюс Всемогущий» (комедия Тома Шедьяка): Однажды не очень удачливый герой для того, чтобы изменить свою жизнь, поспорил с Богом и неожиданно для себя занял его место.
Есть сложные шаблоны, которые применяют как метры киноиндустрии (например Стивен Спилберг), так и люди, любящие байопики и истории из жизни: герой-недостаток-вызов-противник-битва.
На самом деле, достаточно легко расписать любой существующий фильм на такие составляющие и посмотреть, что такой «план действий» практически всегда используется в современном кино. Если же при написании логлайна, вы поняли, что «где-то совершено убийство логики», значит не стоит сомневаться − в сценарии все нелогичности в 10 раз сильнее проявятся.
Круг четвёртый. Синопсис
Если логлайн «прокатил» (соответствует схеме шаблона и выглядит при этом вменяемо) можно смело писать синопсис. Американцы, опять же желая сократить время на чтение, понимание сути и оценку произведения, предлагают автору вложится в 100 слов.
Если, по их мнению, история не готова уместиться с это количество слов, то она ещё не готова идти дальше.
У нас все проще − страница А4. На ней вы можете писать все, что захотите (с учётом того, что это будет относиться к делу).
Из особенностей синопсиса хочу отметить то, что пишется он, как и весь сценарий, в теперешнем времени. Указывать героя при первом упоминании нужно большими буквами, возможно, описать его (если это имеет значение для истории).
Синопсис передаёт краткое изложение событий, что происходят в фильме. Сухая констатация факта: начало, середина и конец.
Круг пятый. Тритмент (иногда поэпизодный план)
В широком понимания этого слова. «Тритмент» − это очень расширенный синопсис. Некоторые говорят, что тритмент − это сценарий без диалогов. В любом случае тритмент поможет вам разобраться что к чему, что за чем и почему.
Если обычный синопсис, как я уже говорила – это 1 страница, иногда немного больше, то тритмент – это повествование где-то в десяти страницах (плюс-минус 2−3 страницы). Некоторые продюсеры вместо тритмента предпочитают поэпизодный план.
Тут требуется и правда достаточно подробное описание эпизодов и сцен. Но после поэпизодного плана сценарий написать очень просто.
Особой формы у тритмента нет − те же правила, что и у синопсиса, только все подробнее и понятнее. Поэпизодный план составляется по-разному. Есть метод, который мне когда-то рассказал режиссёр Леонид Мазор − на каждый эпизод выделяется отдельная карточка, где указаны содержание, условия (интерьер или экстерьер, день или ночь и тому подобное). После нужно тасовать их в определенном порядке и выставлять в соответствии с логикой. После вам останется только дописать диалоги и сложить все воедино − вот и готовый сценарий.
Круг шестой. Сценарий
Самый сложный и самый насыщенный круг. Записать всю свою историю в логическом порядке, отполировать диалоги и подправить в соответствии с задумкой финал.
Существует, как я уже упоминала, несколько видов записи сценариев. На сегодня самой популярной формой записи среди Европы и Голливуда является американская форма.
Советские же драматурги предпочитали свою собственную форму − обычный рассказ, приправленный деталями для съёмки (и то в некоторых случаях). Сейчас это более редкий вид записи − ни режиссёрам, ни продюсерам не удобно пользоваться такой записью. Все современные киноделы предпочитают западного «друга».
Записанные события шрифтом Courier New, выделенные диалоги (так же как в пьесе), указатели ИНТ, ЭКСТ, НАТ; сценарные дни и все такое.
Понятное дело, что у вас будет не один, и не два варианта сценариев, куча правок и ремарок и целое море вариаций на тему той или иной сцены. Говорят, что в среднем каждый сценарий переписывается трижды (как и в идеале должно быть дублей при съёмке − технический, актёрский и финальный).
Первый вариант всегда для того, чтобы посмотреть, как история будет смотреться уже «сшитой» в единое одеяло из заплаток.
Второй вариант − свои собственные правки с соответствиями с ощущениями автора.
Третий вариант − правки от заинтересованного лица. Продюсер, режиссёр или редактор − все они вносят правки и пожелания, которые бы хотели увидеть в дальнейшем. Конечно, окончательный вариант может быть и не третьим и не четвёртым… Все зависит от сценариста и режиссёра (продюсера).
После написания возникает логичный вопрос − «И что дальше?». Тут я могу предложить несколько вариантов:
Пишем правильный синопсис
Синопсис. Зачем нужен? Когда, кем и как пишется?
Для того чтобы продюсеры получили представление, какое именно гениальное кино им предстоит финансировать, сценаристы пишут синопсис — главное о будущем фильме, то, что должно зацепить воротил кинобизнеса и пригласить авторов шедевра на питчинг или даже личную беседу. Своими мыслями о том, как правильно составить этот документ, делится peplov.
ЗАЧЕМ НУЖЕН СИНОПСИС? – ЧТОБЫ ПРОДАТЬ СЦЕНАРИЙ.
Почему прописными буквами? Чтобы Вы это запомнили.
Синопсис — не заявка и не сценарий, это способ, и, часто — единственный, общения между сценаристом и продюсером (или редактором). Всего лишь. Много это или мало?
Мало, потому что Вам бы хотелось, чтобы они, жлобы, прочли Ваш гениальный сценарий целиком. Мало, потому что синопсис более трех страниц читать никто не будет, а написать в трех страницах то, что весит все сто двадцать, и писалось Вами год, архи-сложно.
Но это и много, потому что через синопсис у Вас есть уникальная возможность продвинуть свой сценарий. Три страницы прочтет даже тот, кто читать не любит. Так воспользуйтесь этим, черт возьми. ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ.
Напишите эти три страницы так, чтобы нельзя было оторваться.
Только не надо писать про идеи и замыслы, про подтексты и прочую малопонятную обычному человеку «чушь». Он вчера рыбой торговал, а Вы ему про вечное. Не надо. Не обижайте продюсера. Не унижайте его. Не выставляйте его неучем и дураком. Ведь Вы это и так знаете. Но Вы же пришли к нему, а не он к Вам. Оставьте слова про высокое искусство себе любимому, друзьям, товарищам по цеху. И всегда помните. ВЫ ПРОДАЕТЕ СЦЕНАРИЙ. А синопсис — это единственный шанс заявить продюсеру о своем сценарии. Часто ЕДИНСТВЕННЫЙ ШАНС.
И заявить именно о сценарии, а не о себе, любимом.
Любимым для продюсера Вы станете потом.
Доверять он Вам станет потом.
Взаймы деньги под будущие сценарии он Вам давать будет потом.
ВСЁ ПОТОМ. А сейчас только синопсис.
Вот Вам для наглядности. Вы встречаете знакомого, который в захлеб рассказывает Вам, какой офигительный фильм он вчера видел. В каком случае Вы пойдете смотреть этот фильм? Вы пойдете его смотреть в двух случаях. Либо Вы хорошо знаете Вашего знакомого и доверяете его вкусу, либо Вас потряс его рассказ.
Продюсер Вас не знает. Не доверяет Вам. Значит, остается второе. Потрясите его рассказом. Понятно Вам? Заставьте его потратить деньги на Ваш фильм.
Когда пишется синопсис?
Вы можете написать синопсис когда угодно и как угодно. Это можете быть даже не Вы, но я утверждаю, что синопсис следует писать после того, как готов сценарий. Почему? Потому что синопсис — это КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ сюжета, описанного в сценарии, в увлекательной форме. Не идей и замыслов, а ГОТОВОГО СЮЖЕТА.
Нет сценария — нет синопсиса.
Любой, давно пишущий, сценарист знает, насколько окончательный вариант сценария бывает далек от первоначального замысла. Иногда он далек настолько, что является полной противоположностью. Меняются герои, меняется жанр, меняется бюджет. Меняетесь Вы. Всё меняется.
А мы помним, что синопсис читает продюсер. Следовательно, герои, жанр и бюджет должны быть ему понятны.
Ребята, друзья, коллеги! Продюсеры люди более чем конкретные. Они не МЫ. Они занимаются бизнесом и привыкли к другим отношениям. Они хотят видеть товар, как бы неприятно это слово для нас не звучало, за который они будут платить. Так расскажите же им про свой товар.
Ни один бизнесмен не купит товар, которого нет. Ни один продюсер не закажет Вам написание сценария по синопсису, если сценария нет. ЗАБУДЬТЕ раз и навсегда. Не обсуждается.
Кем пишется синопсис?
Вот вопрос.
К сожалению, часто сталкиваюсь с неумением, или нежеланием, сценаристов толково писать синопсисы к своим, часто приличным, сценариям. Больше склоняюсь к нежеланию. Унижаться ли не хотят, или по какой другой причине? Не знаю.
Синопсис может быть написан посторонним человеком. Утверждаю это смело.
Вспомним про рассказ знакомого о просмотренном фильме.
Если не хотите париться, найдите приятеля сценариста, обменяйтесь сценариями и напишите синопсисы друг для друга. Очень часто так получается даже лучше, чем могло бы получиться у автора сценария. Почему? Потому что автор находится внутри материала. Под его влиянием. Выйти из-под влияния своего материала не все могут. Для этого нужно, по крайней мере, время, которого часто просто нет. Времени нет, а выход есть. Попросите друга и не парьтесь. Если он, прочитав Ваш сценарий, написал сногсшибательный синопсис, значит, Ваш сценарий того стоил. Радуйтесь. И бегом по продюсерам.
Как пишется синопсис?
Вот. Наконец-то! Самое страшное.
Мы помним, что синопсис — это краткое изложение сюжета в увлекательной форме. И ВСЁ. Так какого же черта Вы начинаете его с перечня действующих лиц до седьмого колена, констатации Ваших идей, мыслей, подтекстов и обсуждения, как снимать Ваш «гениальный» фильм? КОГО ЭТО ИНТЕРЕСУЕТ?
Синопсис — не пьеса, не инструкция по применению, не режиссерская экспликация и не постановочный проект. Забудьте это всё. НАВСЕГДА.
Только рассказ. Краткое и увлекательное изложение сюжета. С места и в карьер. Иначе с каждой прочитанной строчкой Ваши шансы будут уменьшаться в геометрической прогрессии. А они должны расти, мать Вашу. Расти.
Вы думаете, что продюсеру или редактору делать нечего? Что они только и ждали Вашего синопсиса? Держите карман шире. Синопсисы, начинающиеся с перечня действующих лиц, летят в корзину сразу. Не читаясь. Их место на столе продюсера занимают увлекательные, мощные, шикарно написанные синопсисы. Синопсисы, по которым чешутся руки.
Помните, Ваш синопсис конкурирует с другими синопсисами за внимание продюсера.
Ну, что, Вам теперь понятно, с чего должен начинаться, как должен выглядеть и когда писаться синопсис? Нет?
Тогда я Вам больше ничем не помогу.
Только Вы не обижайтесь, пожалуйста, если в ответ на Ваши синопсисы я напишу Вам, что это «очень интересно, но, к сожалению, тема не моя». (К Глезаровой не относится, исторические темы и, правда, не мои). Не тешьте себя. Когда мне нравится, я так и пишу: КРУТО, МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ, СУПЕР, ХОЧУ, ЛЮБЛЮ, БУДУ ДРУЖИТЬ, ПРОЙДЕМТЕ В ЗАКРОМА, В ЗАГС И ПР.
То, что мы сейчас называем синопсисом, это «… по существу, предвосхищенный рассказ будущего зрителя о захватившей его картине.» Точка.
«Ни один продюсер не закажет Вам написание сценария по синопсису, если сценария нет.»
Даже не буду спорить, потому что не садился писать НИ ОДНОГО сценария без договора, который подписывался после прочтения заказчиком синопсиса.
У каждого свой опыт.
Для чего нужны логлайн, синопсис, тизер, трейлер. Лекция Школы документального кино
30 марта в рамках Школы документального кино тренеры, режиссёры документального кино Шахида Тулаганова и Елена Демидова провели мастер-класс «Логлайн, синопсис, тизер, трейлер. Что это такое, для чего нужно и как работает». На примере своих работ они объясняли участникам школы эти понятия. «Новый репортёр» собрал самые важные советы экспертов.
— Логлайн — это когда вы можете в одном-двух предложениях объяснить, о чём ваш фильм. Это нужно, чтобы заинтересовать продюсеров, к которым вы обращаетесь за деньгами для вашего докфильма. У них дефицит времени и внимания, их нужно «зацепить» этим маркетинговым ходом. Логлайн необыкновенно важен, особенно для начинающих. Если ты поймёшь, о чём твоя история, все поймут. И учите английский язык. Все заявки на фестивали пишутся на английском языке, на нём ведётся много переговоров.
Логлайн на примере фильма Шахиды Тулагановой Judge
— Синопсис — когда вы более развёрнуто рассказываете о бэкграунде той проблемы, которую хотите раскрыть. Вы обязательно должны ответить, почему ваша история уникальная, и только у вас есть доступ к ней, почему вы самый подходящий человек, чтобы сделать этот фильм. Синопсис — максимум четыре абзаца, больше никто читать не будет. Также в синопсис сегодня допускается вставить от одного до трёх фото, чтобы представить ваших героев. Это важно, потому что, подавая на гранты (их много по миру, они финансируют самые разные стадии процесса), вы будете заполнять огромные формы онлайн. Люди смотрят их и понимают, что ты всё продумал. Кто твои герои, какой у тебя доступ к ним, какой у тебя финансовый план, кто твои потенциальные дистрибьюторы. Конкуренция там очень большая. Чем больше домашней работы, тем больше шансов получить финансирование.
Синопсис на примере фильма Елены Демидовой «Третья жизнь Марины Клещёвой»
— Тизер и трейлер нужны, чтобы люди могли визуально представить вашего героя и приблизительно то, как вы будете строить ваш фильм. Это всё нужно, чтобы идти на питчинг к продюсерам. В тизере вы показываете, как будет исполнена визуальная часть. В трейлере — о чём ваша история. Трейлер — не тизер, в нём вы показываете, по каким лекалам сошьёте платье. Это как на базаре: надо показать свой товар, покупателя нельзя обманывать.
Шахида Тулаганова — живущая в Лондоне журналистка из Узбекистана. Она много лет проработала на ВВС в Лондоне и на «Радио Свобода» в Праге. В последние годы занимается независимой журналистикой в самых горячих точках мира.
Елена Демидова — российский режиссёр, оператор, монтажёр и продюсер. Первое образование — МВТУ им. Баумана. Режиссёрское образование — киношкола Internews (мастерская Марины Разбежкиной). Член гильдии кинорежиссёров РФ и гильдии неигрового кино. С 2006 года сняла более 10 документальных картин.
10 марта стартовала «Школа Документального Кино. Короткий метр». Теоретические занятия продлятся до 15 апреля, практические занятия и менторство — до 25 июня. Занятия школы проходят в онлайн-формате, в Zoom. Язык обучения — русский, будет синхронный перевод на казахский, таджикский, узбекский языки. Для участия в Школе отобрали начинающих режиссёров из Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. Сначала их ждёт шесть недель интенсивного обучения у известных документалистов и международных тренеров, домашние задания, воркшопы, кинопросмотры и обсуждения. А затем — два месяца съёмок и монтажа, подготовка собственного фильма под руководством менторов и тренеров Школы.
Как написать идеальный логлайн
Сегодня мы поговорим о том как должен выглядеть идеальный логлайн. Что ж, погнали тогда..
Я общаюсь со многими профессиональными и начинающими сценаристами, которые рассказывают мне о своих творческих проектах. Всякий раз, когда они начинают погружаться в детали сюжета, я останавливаю их одним вопросом: «О чем история, если в двух словах?»
Как ни странно, зачастую это последнее, о чем думает сценарист, когда пишет сценарий. Поверьте, я тоже через такое проходил. Вы настолько увлечены поворотом сюжета, так возбуждены тем, что вам удалось вплести в повествование символический мотив из «Одиссеи», у вас так хорошо все складывается, что вы напрочь забываете об одной мелочи: вы не можете рассказать в двух словах, о чем ваша история.
Вас не будет там, чтобы «создать настроение», — и как же тогда вы собираетесь заинтересовать абсолютно незнакомых людей? А привлечь их внимание — это и есть ваша задача номер один.
Если вы не в состоянии сформулировать свою историю в одном предложении, извините, мне есть, чем еще заняться. На профессиональном сленге в Голливуде это называется «логлайн».
Понять разницу между плохим и хорошим логлайном несложно. Если я читаю логайн к сценарию и моя первая реакция: «Как я сам до этого не додумался!» — значит, он удачный.
Логлайн — это краткое описание сюжета вашего фильма в виде 1-2 предложений с обязательной интригой.
Максимум, что должен вызвать логлайн — это безумный интерес. Он не должен раскрывать всех карт фильма и будущий зритель, прочтя логлайн, должен обязательно сказать: «Ммм… пойду-ка посмотрю этот фильм»
Навскидку приведу несколько примеров логлайнов к проданным сценариям, которым можно откровенно позавидовать. Все они относятся к моему любимому жанру семейной комедии, но при этом в них есть элементы драмы и других жанров. Каждый был успешно продан за сумму с пятью, а иногда и с шестью нулями.
Молодожены пытаются встретить Рождество вместе со своими родителями, но и его, и ее родители в разводе, поэтому им нужно за один день успеть в четыре разных места.
– «Корпоративный выходной» [The Retreat]
Скромный учитель собирается жениться на девушке своей мечты, но сначала ему приходится отправиться со своим будущим шурином-полицейским на патрулирование по городу, чтобы доказать, что достоин его сестры, и все оборачивается сущим адом.
Возьмите на заметку: когда в комедии что-то «оборачивается адом», для фильма это только плюс.
Хотите верьте, хотите нет, но все эти логлайны построены по одному принципу. Помимо того что каждый из них отвечает на вопрос, о чем этот фильм, в них есть четыре компонента, которые продают сценарий. Что это за компоненты? Итак, давайте разберем по косточкам идеальный логлайн.
Самое первое, что отличает хороший логлайн, — конфликт. Причем это касается и комедии, и драмы.
Полицейский приезжает в Лос-Анджелес к своей бывшей жене и узнает, что здание, в котором она работает, захвачено террористами.
Бизнесмен влюбляется в проститутку, которую нанимает, чтобы она провела с ним выходные.
Не знаю, как вам, но мне кажется, что оба этих логлайна — один к боевику, другой к романтической комедии — звучат достаточно иронично. Именно конфликт привлекает мое внимание. Те, кто имеет дело с логлайнами, на профессиональном сленге называют подобное «крючком». Для того он и предназначен — зацепить ваш интерес, «поймать на крючок».
Как отметил Колби, хороший логлайн должен эмоционально интриговать, словно зуд — и почесать нельзя, и удержаться невозможно. Логлайн — как обложка романа. Если она привлекательная, вам не терпится открыть книгу, чтобы узнать, что же внутри.
В поисках конфликта для логлайна иногда вы обнаруживаете, что его нет и в вашем сценарии. Тогда, вероятно, у вас проблемы не только с логлайном, но и со сценарием. Может быть, самое время обдумать его еще раз и что-то в нем изменить? Если стремиться к тому, чтобы в логлайне непременно присутствовал конфликт, можно легко понять, чего именно не хватает в вашей истории. Не исключено, что ваш фильм еще недостаточно хорош.
Суть в том, что хороший логлайн, помимо того что цепляет ваше внимание, еще и обещает вам нечто большее. Вы читаете одно-единственное предложение, и в вашем воображении тут же разворачивается сотня возможных вариантов развития истории. Ваш логлайн может это предложить?
Когда я читаю о вашей комедии или драме, начинаю ли я безудержно фантазировать, что произойдет дальше? Если нет, ваш логлайн никуда не годится. И тут я вынужден повториться: если вы не способны написать логлайн, возможно, вам стоит еще поработать над самим сценарием.
Целевая аудитория и затраты на производство
Еще одна черта хорошего логлайна, важная для привлечения внимания покупателя в лице киностудии, заключается в том, что после его прочтения возникает интуитивное понимание, на какую целевую аудиторию рассчитан фильм и во сколько может обойтись его производство.
Возьмем, например, «Четыре Рождества». Держу пари, создатели рассчитывали заполучить ту же аудиторию, которая смотрела «Знакомство с родителями» и продолжение «Знакомство с Факерами». Оба этих фильма были сняты со средним бюджетом и ориентированы на максимально широкую зрительскую аудиторию.
На основе тех элементов, которые я вижу в логлайне фильма «Четыре Рождества», я делаю вывод, что именно к этому стремились и авторы данного сценария. Они планируют позвать для участия в картине пару звезд слегка за двадцать, чтобы привлечь основную целевую аудиторию — молодых людей, а на роли родителей пригласить «старую гвардию», которая наверняка понравится зрителям постарше.
Из логлайна мне также становится ясно, что картина недорогая. Конечно, возможно, придется снимать парочку автомобильных погонь или сцену, где загорается рождественская елка (это мои предположения), но в основном у нас комедия лиц, которая происходит в одном месте. От актеров и съемочной группы не потребуется много ездить, чтобы отснять все необходимые сцены. Это дешево.
На месте исполнительного директора, который хочет снять рождественскую нетленку со средним бюджетом (в зависимости от уровня приглашенных звезд) для широкой публики, я бы решил, что такой сценарий мне идеально подходит. Я понимаю, на какую аудиторию рассчитан фильм и во сколько он обойдется. А ваш логлайн содержит подобную информацию?
Логлайн должен состоять из 25 и менее слов, способных передать суть истории без лишних подробностей.
Существуют три основные формулы для записи логлайнов:
1. Главный герой (у которого есть проблема) должен достичь некой цели, чтобы решить эту проблему.
Беглец [The Fugitive, 1993]
Главный герой: Известный врач
Проблема: ошибочно осуждённый за убийство жены.
Цель: совершает побег из заключения, чтобы найти и разоблачить настоящего убийцу.
2. Главный герой преследует некую цель, но на его пути возникает серьёзное препятствие.
Мумия [The Mummy, 1999]
Главный герой: Археолог
Цель: пытаясь найти сокровища, спрятанные в одной из великих пирамид.
Препятствие: вынужден вступить в бой с тысячами мумий, охраняющих пирамиду.
3. Некое событие вынуждает главного героя столкнуться с серьёзным препятствием, в результате чего происходит непредвиденное.
Лжец, лжец [Liar Liar, 1997]
Событие: Ребёнок загадывает желание, чтобы.
Главный герой: его отец, успешный адвокат.
Препятствие: перестав лгать, в течение 24-х часов говорил только правду.
Результат: Желание малыша волшебным образом сбывается.
Ещё один шаблон состоит (по возможности) из всех нижеперечисленных элементов:
Лучшие логлайны отображают одновременно внешнюю и внутреннюю стороны истории, сюжет и моральные ценности, внешние действия героя и его внутреннюю, эмоциональную жизнь.
Основной недостаток, изъян героя, — это то, что мешает ему достойно ответить на вызов судьбы. Этот вызов должен заставить героя выбирать между изъянами его характера и новыми возможностями, которые предоставляет жизнь.
Примеры логлайнов
Инопланетянин [E.T. the Extra-Terrestrial, 1982]
сценарий — Мелисса Мэтисон
Послушный, неуверенный в себе (недостаток) мальчик (герой), встретив представителя внеземной цивилизации (вызов судьбы/судьбоносное событие + друг), находит мужество (битва) бросить вызов властям (противник), чтобы помочь инопланетянину вернуться на родную планету.
Рокки [Rocky, 1976]
сценарий – Сильвестр Сталлоне
Боксер (герой) с менталитетом неудачника (недостаток) получает шанс стать чемпионом мира (вызов судьбы/судьбоносное событие), выйдя на ринг против действующего чемпиона (противник). С помощью своей возлюбленной (друг/союзник) боксёр должен поверить в себя и свои силы, прежде чем сможет войти на ринг (битва).
Касабланка [Casablanca, 1942]
сценарий – Джулиус Дж. Эпштейн, Филип Дж. Эпштейн, Ховард Кох и другие
Циничный владелец кафе (герой), расположенного на территории оккупированного нацистами Марокко, встречает свою бывшую возлюбленную (противник/оппонент), которая приезжает (вызов судьбы/судьбоносное событие) в сопровождении своего мужа (друг/союзник), чей героизм вынуждает героя выбирать между своим цинизмом, неугасшей любовью и почти утерянным чувством патриотизма (битва).
Ещё одна, схожая формула логлайна, которую я часто повторяю: