Что такое лицензия editorial
Типы лицензий для продажи фотографий на фотостоках
Продажа фотографий на фотобанках или фотостоках осуществляется на основе нескольких типов лицензий, которые отличаются условиями использования изображений.
Rights-managed лицензия
Лицензия с управляемыми правами – лицензия, которая применяется для продажи фотографий на крупных фотобанках и не используется в микростоковой фотографии.
Стоимость такой лицензии зависит от многих параметров:
Лицензия с управляемыми правами гарантирует, что изображение не будет использована кем-то с конфликтующими условиями. Данный вид лицензии позволяет использовать одно изображение гораздо большее количество раз, чем Royalty-Free лицензия. Лицензия с управляемыми правами позволяет получить эксклюзивные права на использование фотографии.
Rights-ready лицензия
Rights-Ready license – лицензия при которой изображение используюется в конкретном проекте и под заранее определенные цели. Покупатель указывает в каком проекте и для каких целей будет использована фотография, при этом он не платит каких-либо дополнительных сборов, если использует работу с теми же целями и в том же проекте.
Роялти-фри лицензия
Royalty-Free (RF) license — самая распространенная лицензия в области микростоковой фотографии.
Понятие роялти-фри означает, что изображение можно использовать множество раз без дополнительных отчислений. Royalty-Free лицензия не дает права использования работы без покупки лицензии на эту работу. Все права на изображение остаются у автора, а покупатель лишь получает право использовать данное изображение. Роялти-фри лицензия имеет следующие особенности:
Расширенная Роялти-фри лицензия
Редакционная лицензия
Editorial license – еще один тип лицензии, который становится популярным в среде микростоковой фотографии. Редакционная лицензия подразумевает, что работа может быть использована для информационных и образовательных целей и запрещает использование изображения в рекламных, маркетинговых и других коммерческих целях. При использовании изображения по лицензии Editorial от людей, изображенных на фото, не требуется подписанного модел-релиза, как это требуется для коммерческого использования по лицензии royalty-free. Не все изображения подходят для продажи по редакционному типу лицензии, например, фотографии человека, снятые крупным планом, когда конкретный человек является главным объектом съемки.
Последнее изменение: 17 октября 2019 в 17:06.
Как сэкономить на лицензии фотостока и не нарушить закон
Автор и редактор Елизавета Кабанова рассказала, как выбрать лицензию, чтобы не переплатить и не нарушить авторские права.
Как работают лицензии и авторские права
Стоимость фотографии зависит от типа лицензии. Разные лицензии дают разные права на использование в публикациях, рекламе и коммерции.
Обучение в онлайн-университете: курс «Дизайн для начинающих»
Лицензии — это шаблоны договора с правообладателем картинки. Когда вы регистрируетесь на фотостоке и покупаете лицензию, вы заключаете договор со всеми авторами, которые разрешили использовать фото в рамках этой лицензии.
В зависимости от типа лицензии вы получаете право публиковать изображения и использовать их для продажи или рекламы. Какие-то лицензии дают все права, какие-то — только часть. Например, если вы купите картинку со стандартной лицензией, которая разрешает только публикации, и напечатаете её на упаковке товара, то нарушите авторское право и закон.
Нарушение условий договора использования подпадает под статью 146 «Нарушение авторских и смежных прав». Штраф — от 10 000 до 5 000 000 рублей.
Работает ли закон в реальной жизни
Да, работает. Например, в середине 2015 года оштрафовали агентство «Миасс недвижимость». Компания использовала в рекламе авторское фото из соцсети и получила штраф 90 000 ₽.
С лицензиями действует правило «запрещено все, что не разрешено», поэтому внимательно выбирайте права использования. Лучше сразу покупать разрешение для всех необходимых действий с фото, видео или картинками.
За авторским правом следят не фотостоки, а сами авторы или их агенты. Получить штраф можно и за использование фото в свободном доступе:
Виды лицензий
На фотостоке вы платите не за саму фотографию, а за право использования. По факту она вам не принадлежит, поэтому ее нельзя перепродавать или покупать у третьих лиц без договора.
Editorial. Годится только для публикаций. Ее можно использовать в информационных материалах, но не для продажи или рекламы. Такое ограничение связано с моделями на фото. По этой лицензии вы найдете фото с моделями, которые не давали согласия публиковаться в рекламе. Здесь же попадаются изображения с логотипами, торговыми марками и другими элементами, запрещенными в остальных лицензиях.
Условия редакционных лицензий на Shutterstock
Royalt=»Как сэкономить на лицензии фотостока и не нарушить закон»y Free (RF). Стандартная и самая популярная лицензия, которая есть на каждом платном фотостоке. Нюансы условий отличаются, но основа одна:
Условия стандартной лицензии Depositphotos
Extended Royalt=»Как сэкономить на лицензии фотостока и не нарушить закон»y Free (extRF). Используют, когда условий стандартной лицензии мало. Она разрешает использовать изображения для продажи, но с ограничением в тиражировании. Нюансы тоже различаются в зависимости от фотостока. Например, Shutterstock снимает ограничение на количество печатных материалов при использовании extRF:
Right Managed (RM). Сокровище для искателей уникального контента. Такую лицензию можно полностью настроить под себя и завладеть исключительными правами на использование: например, запретить размещать в вашем регионе, купить на 5 лет или навсегда. RM стоит дорого — 200–500 долларов в зависимости от настроек. Фотостоки собирают данные об использовании фото с этим видом лицензии, чтобы отслеживать нарушения.
Exclusive Buyout (EB). Самый дорогой вид лицензии: вы полностью выкупаете право владеть изображением. При этом автору нужно будет удалить фото или серию фотографий с моделью, предметами со всех остальных фотостоков. Продают изображения с правом полного выкупа от 2 000 долларов.
Rights-Ready. RR-лицензия предполагает задействовать фото в определенном проекте с определенными условиями и целями. Проект, его цели и задачи указывать обязательно, после чего повторно платить за фото или картинку в этом же проекте не нужно.
Последние три лицензии на крупных фотостоках входят в тарифные планы расширенных лицензий и не встречаются именно в таком обозначении.
Какие лицензии вам подойдут
Блог. Если публикуете новости, статьи или другие информационные материалы, не обязательно покупать расширенные лицензии. Вам подойдет либо стандартная, либо редакторская подписка. На Depositphotos и Shutterstock есть отдельные подписки для публикаций. В Shutterstock вы сможете еще и отредактировать изображение под свои задачи.
Редактор фотографий на Shutterstock
Коммерческий сайт. Чтобы купить фото для оформления сайта, воспользуйтесь стандартной или расширенной лицензией. Если не планируете использовать фотографии для продажи, подойдет стандартная, а если будете размещать картинки для прямой продажи товаров и услуг — расширенная.
Печать. Для печати на кружках и футболках внутри компании можно использовать стандартную лицензию с ограниченным тиражом до 200–500 тысяч экземпляров. Чтобы продавать такие изделия неограниченно, нужна расширенная лицензия.
Реклама. Для некоторых типов офлайн и онлайн-рекламы подойдет Royalt=»Как сэкономить на лицензии фотостока и не нарушить закон»y Free, но условия у всех фотостоков разные — внимательно сравнивайте разрешения лицензий.
Обзор фотостоков и лицензий
Чтобы вам было проще определиться с фотостоком, мы сравнили 4 самых крупных с неограниченным сроком лицензий.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Совет покупателям
Чем отличается лицензия Royalty-free от Extended, и почему одна и та же фотография может стоить по-разному, в зависимости от того, встречается она на обложке журнала или на постере в квартире.
Как правило, фотографии покупают с конкретной целью: для рекламы, как принт на футболку, для иллюстрации статьи в журнале и так далее.
От того, где размещена фотография, зависит тип лицензии и цена. Если по стандартной лицензии royalty-free картинку в самом высоком разрешении XXL можно купить за 600 рублей, то по расширенной лицензии Extended за нее же придется заплатить уже в 10 раз больше.
Согласитесь, разница есть. Кроме того, если фотографию, купленную по стандартной лицензии, использовать в рекламе, это приведет к нарушению лицензионного соглашения и грозит существенным штрафом.
Что такое лицензия
Фотографии, видео и музыка на микростоках продаются по лицензии. Именно лицензия определяет, как и где можно использовать купленные картинки.
Лицензия — это условия использования изображений в том объеме, сроках и с теми ограничениями, которые прописаны в договоре. По сути, на фотобанке вы приобретаете не само фото, а права на него.
На фотостоках встречается 4 вида лицензии:
Самый редкий вид лицензии — RM. Фотографии по ней ограничены не только по месту, но и по времени использования. Кроме того, она самая дорогая. Преимущество для клиентов: они приобретают либо исключительное право на изображение, либо ограничивают его использование другими лицами в отдельном регионе. Не встречается на микростоках.
Editorial подходит для тех, кто планирует использовать фотографии на страницах информационных изданий и интернет-СМИ. По этой лицензии нельзя покупать фотографии для размещения в рекламных статьях и материалах, потому что люди на снимках не подписывали модельный релиз, а значит не давали согласие на использование своего лица в рекламе. Помимо людей на фотографиях, продающихся по лицензии Editorial, можно встретить логотипы компаний, торговые марки и другие элементы, которые вы никогда не найдете на фото с другой лицензией.
Royalty-free. Самый распространенный вид лицензии. Исключительные права на фотографию принадлежат только ее автору. Клиент использует фото в том объеме, разрешении и сроках, которые прописаны в договоре. Главное преимущество — вы платите за изображение только раз, а пользуетесь для различных целей сколько захотите.
Extended royalty-free. Расширенная лицензия подходит, если картинка нужна вам для коммерческих целей, без ограничений по объемам и тиражу.
Два самых распространенных вида лицензии, которые предлагает любой фотобанк, — Royalty-free и Extended (Enhanced) Royalty-free. Разберем подробнее особенности и различия каждой.
Стандартная лицензия (Royalty-free)
Что нельзя делать с изображениями, приобретенными по стандартной лицензии:
Расширенная лицензия (Extended Royalty-free)
Чего делать нельзя с изображениями, приобретенными по расширенной лицензии:
Случаи использования
Любая теория требует подтверждения на практике, и так случилось, что у нас ее предостаточно.
Юлия Перепеча, специалист по работе с клиентами PressFoto.
Клиенты часто задают вопросы про лицензии. Например, один клиент хотел купить фотографию чтобы сделать декоративные фотообои. В этом случае неважно, повесит он их у себя в квартире или в кофейне, офисе или другом помещении — это стандартная лицензия. Потому что клиент не собирается далее перепродавать изображение. Но если эту же фотографию разместить в наружной рекламе, — нужна уже расширенная лицензия.
PressFoto
PressFoto
Фотографии Pressmaster на улицах Лас-Вегаса
Фотографии Pressmaster на улицах Лас-Вегаса
Фотографии Pressmaster на улицах Челябинска
Фотографии Pressmaster на улицах Челябинска
Иллюстрации или фотографии для пазлов — расширенная лицензия, потому что картинки покупались для дальнейшей перепродажи.
Portraitpuzzles
Визитки. Если компания покупает картинки для размещения на визитках им можно ограничиться стандартной лицензией. Да, они используют изображения для дизайна визиток, которые потом продают. Но клиенты их перепродавать уже не станут, а будут использовать в личных целях.
Кружки, футболки. Здесь нужно рассмотреть два случая. Если кружки и футболки нужны для личного или корпоративного использования, то лицензия — стандартная. Если продукция с изображениями будет дальше продаваться третьим лицам (те же магазины, которые продают футболки с различными принтами), то лицензия — расширенная.
kayrosblog
При этом нужно помнить, что даже если продукция изготавливается в корпоративных целях, количество не должно превышать 500 000 экземпляров. Если представители какой-нибудь крупной компании с количеством сотрудником более 500 000 хотят сделать корпоративную продукцию, то нужно приобретать расширенную лицензию.
Печатные издания. Газеты, журналы и другая полиграфия суммарным тиражом до 500 тысяч — стандартная лицензия, больше — расширенная.
Что такое лицензия editorial
На микростоках существуют следующие основные виды лицензий:
• Rights-Managed (на данный момент встречается редко)
Royalty-Free – это лицензия, приобретение которой дает возможность использования изображения неограниченное количество раз без дополнительных отчислений.
Стоимость лицензии Royalty-Free основана на размере фотографии и количестве покупателей, которые могут ее использовать. Покупатель не платит никаких отчислений за использование изображения в различных проектах, но права на это использование принадлежат только покупателю и не могут быть переданы третьим лицам. Делится на два типа: стандартная и расширенная (Enchanced).
Лицензия Editorial подразумевает использование фотографии не в целях рекламы, маркетинга или продвижения продукта на рынок, а исключительно в целях иллюстрации информационного повода. При использовании фото по лицензии Editorial все люди, присутствующие на снимке, обязаны передать права на коммерческое использование снимка с их изображением, и не имеют права требовать никакого вознаграждения с покупателя. Для таких файлов не нужно использование model или property релиза.
Лицензия Rights-Managed (RM) подразумевает последовательное использование фотографии разными покупателями. Стоимость такой лицензии рассчитывается исходя из размера изображения, вида, длительности и географии его использования. Если конечный клиент покупает фотографию по лицензии Rights-Managed, он должен будет предоставлять информацию о деталях использования фотографии. Для расчета конечной цены покупателю предлагается воспользоваться электронным калькулятором на сайте фотобанка или обратиться напрямую в отдел продаж. Существует также возможность эксклюзивной покупки прав на изображение по лицензии Rights-Managed.
Данный пример поможет вам получить общее представление о сходстве и различии расширенной, стандартной лицензий, понять, что такое Editorial (редакционное использование).
Выбирая тип лицензии, всегда необходимо руководствоваться простыми правилами:
Если купленный файл будет использован для создания продукта, который будет перепродаваться или свободно распространяться, то необходимо определить, какую роль играет для него купленный файл. Если это второстепенная роль – файл должен быть куплен по Стандартной лицензии. Если это главная роль – файл должен быть куплен только по Расширенной лицензии.
СТАНДАРТНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ
Стандартная лицензия позволяет использовать купленный файл для создания всех типов продуктов (кроме продуктов для перепродажи или свободного распространения, в которых файл играет главную роль для продукта и придает ему ценности).
Количество копий или отпечатков продукта с использованием купленного файла | Не ограничено |
---|---|
Количество копий или показов для электронного использования | Не ограничено |
Максимальный размер файла для электронного использования | 1600 х 1200 пикселей (для изображений) и 640 x 480 пикселей (для видеороликов) |
Создание всех типов продуктов, кроме продуктов для перепродажи или свободного распространения, в которых файл играет главную роль для продукта и придает ему ценности | Разрешено |
Создание продукта для перепродажи или свободного распространения, в котором файл играет второстепенную роль для продукта | Разрешено |
Создание продукта для перепродажи или свободного распространения, в котором файл играет главную роль для продукта и придает ему ценности | Запрещено |
Примеры разрешенных видов использования:
РАСШИРЕННАЯ ЛИЦЕНЗИЯ
Расширенная лицензия позволяет использовать купленный файл для создания продукта для перепродажи или бесплатного распространения, в котором файл играет главную роль для продукта и придает ему ценности.
Количество копий или отпечатков продукта с использованием купленного файла | Не ограничено |
---|---|
Количество копий или показов для электронного использования | Не ограничено |
Максимальный размер файла для электронного использования | 1600 х 1200 пикселей (для изображений) и 640 x 480 пикселей (для видеороликов) |
Создание продукта для перепродажи или свободного распространения, в котором файл играет второстепенную роль для продукта | Разрешено |
Создание продукта для перепродажи или свободного распространения, в котором файл играет главную роль для продукта и придает ему ценности | Разрешено |
Примеры разрешенных видов использования:
УВЕДОМЛЕНИЕ ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ
Если купленный файл будет воспроизведен в СМИ (статья или публикация в блоге, на сайте, в журнале, газете или телевидении), то возле него должно быть отображено уведомление об авторском праве. Это уведомление должно содержать следующий текст: «© Depositphotos.com/[Имя или ник поставщика]».
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ
Факт покупки файла дает бессрочную всемирную неэксклюзивную лицензию без права ее передачи и сублицензирования третьим лицам, позволяющую использовать купленный файл для создания, какого-либо продукта, но не дает права авторской и интеллектуальной собственности на файл. Все права на файл, включая, без ограничений, все авторские права и иные права интеллектуальной собственности в отношении файла, сохраняются за Depositphotos либо за поставщиком файла.
ФАЙЛЫ «ТОЛЬКО ДЛЯ РЕДАКЦИОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ (EDITORIAL)»:
Или как могут использоваться Editorial файлы. Что такое Editorial.
Файлы с пометкой «только для редакционного использования» передаются Вам на основании ограниченной Стандартной лицензии и не могут быть использованы в коммерческих целях или рекламе.
В таких файлах могут содержаться изображения людей без соответствующих разрешений модели (model release), частной собственности, узнаваемых торговых марок и прочие элементы, на использование которых в коммерческих целях необходимо специальное разрешение.
Файлы «Только для редакционного использования», могут быть использованы в следующих целях:
Файлы «Только для редакционного использования» НЕ МОГУТ быть использованы для:
Ни при каких условиях файлы не могут быть использованы в следующих целях:
Какими бывают лицензии на изображения
Соблюдение авторских прав — скучная часть творческой работы, без которой не обойтись. Разбираемся в лицензиях раз и навсегда.
Лицензия на изображение — это договор, в котором прописаны условия использования картинки. По сути, скачивая фотографию со стока, вы приобретаете не само изображение, а право им распоряжаться. Иногда это право ничем не ограничено, а в иных случаях есть правила, которые надо соблюдать.
Давайте разберёмся, какими бывают лицензии на изображения. Это полезно знать дизайнерам и художникам, которые работают с чужими изображениями, а также фотографам и иллюстраторам, которые планируют зарабатывать на стоках.
Бесплатные лицензии
Существует иллюзия, что скачанную с бесплатного стока картинку можно использовать как заблагорассудится. Но это не всегда так. Разрешено ли поместить фото на упаковку товара или только вставить в школьную презентацию? Нужно ли указывать автора? Можно ли отредактировать картинку в Photoshop до неузнаваемости или нужно оставить её без изменений? Все эти условия прописываются в лицензиях.
Пишет о дизайне в Skillbox, а в перерывах и сама орудует графическим планшетом. Влюблена в советские шрифты, японскую рекламу и русский язык.
Использование бесплатных картинок регулируется группой лицензий Creative Commons. Это американская некоммерческая организация, которая придумала разные варианты соглашений для бесплатного распространения контента. В их основе лежит четыре условия:
На основе этих условий есть пять видов лицензий:
Но есть ещё два вида лицензий из группы Creative Commons, в которых отсутствуют упомянутые ограничения:
Именно CC0 знакома нам по большинству бесплатных фотостоков. Обычно там размещают картинки, которые можно брать бесплатно для коммерческого использования, без упоминания авторов и с возможностью как угодно изменять изображение. Но с векторной графикой на стоках ситуация иная: С00 встречается крайне редко, обычно там требуется указать автора, а для тех, кто не желает, предлагают платную лицензию.
Хотите создавать свои проекты на основе стоковых картинок? Записывайтесь на курс по Photoshop!
Платные лицензии
Этот тип договоров может порождать иллюзию, что за свои деньги можно делать с картинкой всё, что захочется. Тем не менее есть ограничения. Вот четыре варианта самых популярных платных лицензий:
Самая популярная лицензия на платных стоках — это Royalty-Free. Её приобретают для использования в коммерции, если тираж не слишком большой. Реже всего предлагают лицензию Rights-Managed — она самая дорогая, и встретить её можно только на крупных стоках.
Как узнать о лицензии
На сайте стока обязательно будет всё написано. Если все фото защищены одинаковой лицензией, о ней пишут один раз в отдельном разделе. Если лицензии различаются, их обычно упоминают в карточках товаров. Более того, иногда можно выбирать между разными типами лицензий (по разным ценам) на одно и то же изображение.
Часто такой выбор предлагают между Royalty-Free и Extended Royalty-Free, в зависимости от нужного тиража, а также между платной Royalty-Free и бесплатной CC Attribution — в зависимости от того, желаете ли вы указывать авторство.
Стоки иногда устанавливают, помимо лицензий, свои дополнительные правила использования картинок. Например, многие сайты не приветствуют продажу изображений, скачанных у них, и просят не загружать эти картинки на сайты конкурентов.
Насколько важно соблюдать авторское право
Это важно, хотя отнюдь не всегда правосудие карает нарушителей. Чем больше людей приобретает конкретную картинку, тем сложнее контролировать, кто и как её использует: так что пиратство часто остаётся безнаказанным. Но если на нём попасться, можно получить повестку в суд и существенный штраф.
Проще покупать лицензионные изображения — они обычно не слишком дорогие, если не приобретать исключительные права. И бесплатные стоки с лицензией CC0 не стоит сбрасывать со счетов: там можно найти полезные материалы для самых разных проектов.
Чтобы сэкономить на покупке картинок, просматривайте в первую очередь бесплатные стоки. Если интересует конкретная тематика, подпишитесь на понравившихся фотографов — вы будете сразу видеть их новые работы. Поиск хороших бесплатных изображений может отнять много времени, так что думайте наперёд: сохраняйте не только подходящие для текущего проекта картинки, но и те, что могут пригодиться в будущем. А если решите приобрести изображение на платном ресурсе, заранее подумайте над нужным размером: зачастую фотографии средних размеров стоят дешевле полного формата.