Что такое литота и гипербола
Что такое литота и гипербола
Гипербола и литота.
Гипербола (oт гp. — преувеличение, излишек) —
образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого.
Примеры.
«И сосна до звезд достаёт.» (О. Мандельштам)
«Во сне дворник сделался тяжелым, как комод.» (И.Ильф и Е. Петров)
«Я видывал, как она косит: / Что взмах, то готова копна»
(А.Некрасов)
«В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это». (В.Маяковский)
Гипербола часто встречается в устном народном творчестве, например, в былинах.
Гипербола может «наслаиваться», налагаться на другие тропы — эпитеты, сравнения, метафоры, придающие образу черты грандиозности. B соответствии c этим выделяются гиперболические эпитеты.
ЛИТОТА (др.-греч. — простота, малость, умеренность) — образное выражение, противоположное гиперболе.
Это художественное преуменьшение величины, значения изображаемого, имеющего своей целью эмоционально воздействовать на читателя.
Примеры.
«Страна была до того малюсенькой, что весь ее общественный транспорт состоял из автобуса без мотора».
(Р. Рождественский)
«Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка
Его я гладил всё — как шелковая шерстка!»
(А.С.Грибоедов)
«Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки!» (А.И. Крылов)
Мужичок с ноготок, Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка.
Литота создается также намеренным двойным отрицанием,
с помощью которого ослабевает свойство или качество предмета: небесполезный, сделать не без умысла;
не лишенный обаяния. Этот прием широко используется в аллегориях, сказках, притчах и устойчивых выражениях.
Литота чаще всего принимает форму сравнения.
Например:»Лошадку ведёт под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах… a сам c ноготок!» (А. Н. Hекрасов)
Гипepбoлa и литoтa имeют oбщyю ocнoвy — oтклoнeниe oт oбъeктивнoй кoличecтвeннoй oцeнки пpeдмeтa, явлeния, кaчecтвa, — пoэтoмy мoгyт в peчи coвмeщaтьcя.
Дpyгaя ocoбeннocть гипepбoлы и литoты зaключaeтcя в тoм, чтo oни мoгyт и нe пpинимaть фopмy тpoпa, a пpocтo выcтyпaть кaк пpeyвeличeниe или пpeyмeньшeниe.
сто лет не виделись
напугать до смерти
накупили еды на год вперед
Гиперболическими могут быть целые персонажи и ситуации. Например, преувеличенно жадный помещик Плюшкин и другие персонажи поэмы Гоголя «Мертвые души».
Что такое литота?
В отличие от гиперболы, намеренное преуменьшение называется литота. Пример литоты: «Прелестный шпиц, не более наперстка!» (А.С. Грибоедов).
Зачем нужны гиперболы?
Гипербола помогает более резко выразить мысль, захватить внимание, подчеркнуть особую значимость предмета. Гипербола может добавить повествованию драматизма или сделать его комичным. Она показывает отношение автора к изображаемым явлениям.
Какими бывают гиперболы?
Количественные гиперболы содержат численные преувеличения: миллион дел, тысячу раз предупреждал.
Лексические гиперболы используют определенные слова: абсолютно непонятный текст, работа никуда не годится.
Метафорические гиперболы содержат метафору, переносящую свойства одного предмета на другой: океан любви, лес рук.
Примеры гиперболы
Быстрый как молния
Вечный спорщик
Горы мусора
Ждать целую вечность
Куча денег
Миллион извинений
Море слез
Объехала полмира
Сто раз говорил
Примеры гиперболы в русской литературе
В сто сорок солнц закат пылал. (В.В. Маяковский)
Во сне дворник сделался тяжелым, как комод. (И. Ильф, Е. Петров)
И подарю тебе Большой театр и Малую спортивную арену. (В.В. Высоцкий)
Комара за семь верст ловили. (М.Е. Салтыков-Щедрин)
Разливы рек ее, подобные морям. (М.Ю. Лермонтов)
Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.В. Гоголь)
Тропы в литературе описание с примерами
Лучше знать и любить тропы: в литературе это нервы художественного текста, связывающие воедино его смыслы на самых разных уровнях.
Да и в обиходе общаться без них было бы очень трудно и скучно.
Тропы – определение
Название происходит от греческого слова «tropos», которое переводится как «поворот/оборот речи». В научной литературе обозначает применение слова в непрямом значении для воссоздания какого-то предмета/явления.
Слово оборачивается к читателю неожиданной стороной и дает автору возможность ярче или более доходчиво выразить свою мысль.
Происходит это из-за подвижности границ между двумя планами семантики:
Слова родного языка бликуют и переливаются, смыслы по-новому взаимодействуют, границы между предметами смещаются – тропы делают язык более пластичным для как можно более точного выражения человеческой мысли.
Эпитет
Это определение, которое, помимо основного признака, «прикладывает» к предмету еще и дополнительную, образную характеристику.
Легче поймать прием в действии на примере эпитета-прилагательного. С. Есенин писал: «Отговорила роща золотая».
Прилагательное указывает на основной признак рощи: цвет листвы деревьев. На него накладываются символические и авторские оттенки восприятия:
Обычный, логический атрибут стремится к буквальности и четкости, а эпитет – к многозначности.
Метафора
Слово или выражение употреблено в переносном смысле на основе сходства (даже отдаленного и совершенно неожиданного!) двух предметов/явлений. Можно говорить о скрытом сравнении: угадываются опущенные части смысловой конструкции «как» или «подобно».
У М. Цветаевой в строках «Красною кистью /Рябина зажглась» рябине присвоено свойство пламени зажигаться на основе общего для обоих признака – интенсивного красного цвета.
Олицетворение
Неодушевлённые предметы или абстрактные предметы в художественном тексте могут быть живыми: мыслить, чувствовать и общаться. Это волшебство творится через олицетворение, перенос человеческих свойств на неживую материю.
Так, В. Маяковский увидел музыкальный инструмент как обиженного ребенка: «Скрипка издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась так по-детски».
Инверсия
Неожиданное ударение в стихе.
Словесное ударение подчиняется акцентному ритму стопы и падает на слабую в обычной речи гласную.
Например, у А. Кольцова: «Выше пояса /Рожь зернистая/Дремлет колосом /Почти дО земли».
Гипербола
Преувеличенное представление о предмете, лице или действии.
Например, в гоголевском «Ревизоре»: «Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь!».
Конечно же, доскакать за три-то года можно, но, как выразительно представлена обширность страны и ее провинциальная глухомань!
Гипербола от В. Гафта: «Гораздо меньше на земле армян, Чем фильмов, где сыграл Джигарханян»!
Антитеза
Столкновение понятий или сравнений для усиления впечатления.
И на царя вселенной
Кандалы», – писал о себе В. Маяковский, подчеркивая собственную противоречивость, открытость многому, глубину натуры.
Ирония
Слово или выражение употребляется в обратном смысле.
В басне И. Крылова слова «Откуда, умная, бредешь ты голова?», обращенные к ослу (символу глупого упрямства), ироничны.
Как и «Здорово, парнище!», адресованное мальчику, ростом «с ноготок», в произведении А. Некрасова. Но уже по-доброму.
Литота
Признаки предмета, явления или действия выразительно преуменьшаются.
У Л. Филатова нянька ответила царю на требование сделать тому укладку уничижительной литотой:
«Что ж, чесать-то, старый черт,
У тебя ж тут каждый волос
Надо ставить на учет!».
Гротеск
Прием, прославивший М. Салтыкова-Щедрина, неподражаемо изображавшего вещи и фантастически или уродливо-комически, сводя вместе несовместимое, комбинируя жизненные реалии прихотливо и нелогично.
Как объяснить жуткое поведение градоначальника Брудастого в истории Глупова и безотчетный страх перед ним глуповцев? Да просто в пустой голове чиновника ничего, кроме маленького органчика, играющего только «Раззорю!» и «Не потерплю!». Беда сегодняшнего правительства, случайно, не механическая ли голова?
Перифраз
Выражение, заменяющее слово или словосочетание для выделения важного для автора качества вещи. Так, легкую атлетику называют королевой спорта, подчеркивая ее всемирную популярность.
Синекдоха
Целое обозначают через название его части – и наоборот. Например, у А. Пушкина: «Скажите: скоро ль нам Варшава (вместо Польша) Подпишет гордый свой закон».
Аллегория
Излюбленный вид иносказания в средневековом искусстве: отвлечённое изображалось в конкретных образах.
Хитрость представляли лисой, весы обозначали правосудие – все это примеры образной символизации предмета.
Метонимия
Замена одного слова или понятия другим, имеющим причинную связь с первым. Например, у В. Луговского: «В Москве у входа в книжный магазин, Где очередь стояла за Спинозой» (вместо «за книгой Спинозы»). Подобное выражение сложно перефразировать в сравнение.
Стилистические фигуры
Изначально термин «фигуры» пришел в риторику из танцевального искусства для обозначения необычных синтаксических оборотов. Причудливые «шаги» синтаксиса индивидуализируют речь, делают ее эмоциональной и выразительной.
Это, например, градации, параллелизм, эллипс, анафора, эпифора, умолчание и другие. Если не толковать термин буквально, то сюда же относятся и все тропы.
Образные определения в литературе
Ходовой термин обычно разумеет под собой любое метафорическое выражение. Во всех случаях, когда имеет место поэтическое изображение идеи или чувства в живом наглядном представлении, необычное именование воссоздаваемого предмета или явления, художественное представление персонажа вплоть до его типизации (когда имя становится нарицательным) – можно говорить об образных определениях, особенностях их построения и функционирования.
Можно ли считать сравнение тропом
О сравнении говорят, когда вещь уподобляют другой явно по общему для обоих признаку. Обычны вспомогательные слова «как», «точно» или «подобно». Тамара у М. Лермонтова описывает Демона: «Он был похож на вечер ясный: Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет!».
Персонаж и вечер сравниваются на основе их переходности, сложности, неоднозначности во всем, эмоционального ощущения от них говорящего.
Именно это выходит на первый план значения слов «демон» и «вечер», заслоняя их первичный смысл в момент прочтения. А подобное смещение – органическое свойство тропа!
Заключение
Замечать и понимать тропы в художественной речи авторов и собеседников – занятие невероятно полезное и увлекательное.
Каждый раз они складываются в неповторимый речевой «портрет», открывающий внимательному слушателю многое о характере, мировоззрении и национальной культуре говорящего.
Гипербола и Литота в поэзии
И полусонным стрелкам лень
Ворочаться на циферблате,
И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ
И НЕ КОНЧАЕТСЯ ОБЪЯТЬЕ.
(Б. Пастернак.)
Как литературный прием гипербола подчеркивает субъективность создаваемого образа, его нарочитую условность. Но наряду с этим в гиперболе сохраняется связь с действительностью: в основе гиперболизации лежит оценка художественных явлений (образов), имеющих свой аналог в реальности. Художник возводит изображаемые явления в превосходную степень, масштабирует их; он не обманывает читателей, а создает для них мир смещенных пропорций, преувеличенных страстей, заражает их этим миром, вызывая реакцию доверия. Это стимулирует воображение, заставляет обратить внимание на выделяемые особенности явлений, высвечивает черты характера литературных героев.
Когда к былям небылицы прилагаются то ли ради хвастовства, то ли затем, чтобы просто поразить воображение собеседника, то быль принимает гиперболизированную форму. Как хвастается Лжец из басни Крылова:
Вот в Риме, например, я видел ОГУРЕЦ:
Ах, мой Творец!
И по сию не вспомнюсь пору!
Поверишь ли? ну, право, БЫЛ ОН С ГОРУ!
Послушай, князь: взять меры сей же час;
Чтоб от Литвы Россия оградилась
Заставами; чтоб ни одна душа
Не перешла за эту грань; ЧТОБ ЗАЯЦ
НЕ ПРИБЕЖАЛ ИЗ ПОЛЬШИ К НАМ; ЧТОБ ВОРОН
НЕ ПРИЛЕТЕЛ ИЗ КРАКОВА.
Гиперболы традиционно используются при описании силы богатыря в фольклоре:
Язык гиперболы характерен и для классицизма:
На Галла стал ногой Суворов,
И горы треснули под ним.
(Г.Р. Державин.)
Ломоносов, воспевающий в своей оде «тишину» (мир), все же превыше ее ставит императрицу, следуя жанровому канону:
Великое светило миру,
Блистая с вечной высоты
На бисер, злато и порфиру,
На все земные красоты,
Во все страны свой взор возводит,
Но КРАШЕ В СВЕТЕ НЕ НАХОДИТ
ЕЛИЗАВЕТЫ И ТЕБЯ.
Ты кроме той всего превыше;
ДУША ЕЯ ЗЕФИРА ТИШЕ,
И ЗРАК ПРЕКРАСНЕЕ РАЯ.
(В.М.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всеросс. престол.
Елисаветы Петровны, 1747 г.»)
Благодарим Донское наше войско!
Мы ведаем, что ныне казаки
Неправедно притеснены, гонимы;
Но если Бог поможет нам вступить
На трон отцов, то мы по старине
Пожалуем наш верный вольный Дон.
Играя роль царя, Самозванец упивается ею. Чувствуется, что местоимение «мы» ласкает его слух.
Гиперболой можно передать чувства гнева:
«Я ВОЛКОМ БЫ ВЫГРЫЗ бюрократизм. »
(Маяковский. Стихи о советском паспорте),
или чувство печали:
«Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я ТАКОГО УГЛА НЕ ВИДАЛ,
ГДЕ БЫ СЕЯТЕЛЬ ТВОЙ И ХРАНИТЕЛЬ,
ГДЕ БЫ РУССКИЙ МУЖИК НЕ СТОНАЛ?»
(Некрасов. Размышления у парадного подъезда).
(Маяковский. Стихи о советском паспорте).
» Ax! злые языки страшнее пистолета; Сильнее кошки зверя нет; Сто раз вам повторять!; У страха глаза велики; Век не забуду; Ума палата; Мильон терзаний; Видимо-невидимо; Провалиться мне на месте; Семь пятниц на неделе.
Гиперболы могут быть выражены различными частями речи:
Как и другие тропы, они могут быть простыми и развернутыми, выраженными несколькими фразами.
Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор,
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор,
Только в мире и есть этот чистый
Влево бегущий пробор.
(Фет. Только в мире и есть, что тенистый. )
Литотой передан комический восторг басенного героя, не заметившего слона:
«Какие крохотны коровки!
Есть, право, менее булавочной головки!»
(Крылов. Любопытный).
К этому приему часто прибегают в социальной сатире:
Литота вносит экспрессию в описание. Литоты, как и гиперболы, часто сопрягаются с другими тропами в едином сложном тропе.
«Люблю их ножки; только вряд
Найдете вы в России целой
Три пары стройных женских ног. »
(Пушкин. Евгений Онегин);
«Тени вечера волоса тоньше
За деревьями тянутся вдоль»
(Пастернак. Тени вечера волоса тоньше. ).
«Это небольшое подобие человека копалось, корпело, писало и, наконец, состряпало такую бумагу. » (Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем).
Если же субъект занимается самоуничижением, преуменьшает какие-либо свои особенности, речь идет о РЕФЛЕКСИВНОЙ ЛИТОТЕ:
«Но все-таки простите меня, батюшка, насекомого еле видимого, если я осмеливаюсь опровергнуть. » (Чехов. Письмо к ученому соседу).
У И. Северянина находим колоритную рефлексивную гиперболу:
Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!
(И.Северянин. «Эпилог»)
Языковые средства выразительности. Задание 26
Конспект для работы с заданием 26 ЕГЭ по русскому языку с примерами.
Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).
ЛИТОТА – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…
Таракан, таракан, таракашечка, / Жидконогая козявочка-букашечка.
Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)
ВВОДНЫЕ СЛОВА/СЛОВОСОЧЕТАНИЯ — слова, словосочетания, не входящие в структуру предложения (к ним нельзя задать вопрос), выражающие отношение говорящего к высказыванию. В предложении выделяются запятыми.
К сожалению, все оказалось ложью.
По-моему, ты не понимаешь меня.
Он, видимо, думает об экзамене.
Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон)
НЕОЛОГИЗМ — новое, не так давно вошедшее в язык слово или словосочетание. Неологизмы появляются в языке в двух случаях: 1) возникают для обозначения новых, ранее не существовавших предметов, явлений, понятий; 2) вводятся писателями.
Наибольшее количество неологизмов, укоренившихся в русском литературном языке, ввел Николай Михайлович Карамзин, стоявший у истоков его формирования («благотворительность», «будущность», «влияние», «влюблённость», «вольнодумство», «гармония», «достопримечательность», «занимательный», «катастрофа», «моральный», «ответственность», «первоклассный», «подозрительность», «промышленность», «сосредоточить», «сцена», «трогательный», «утончённость», «человечный», «эстетический», «эпоха»
Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины)
Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)
Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:
1. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
2. И звезда с звездою говорит.
3. Глухие тайны мне поручены…
4. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…
5. Мы читали Пушкина.
6. В крови горит огонь желаний.
7. Люди в белых халатах помогли ему.
8. Он мой заклятый друг.
9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.
10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.
11. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…
12. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы.
13. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…
14. И волны теснятся, и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют…
15. Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет.
16. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь…
17. Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах.
18. Послушай… Далеко, на озере Чад, / Изысканный бродит жираф.
19. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
20. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов!
21. И какой же русский не любит быстрой езды?