Что такое литоральный корабль

Литоральные корабли США – позор или не очень?

Что такое литоральный корабль. Смотреть фото Что такое литоральный корабль. Смотреть картинку Что такое литоральный корабль. Картинка про Что такое литоральный корабль. Фото Что такое литоральный корабль

На страницах многих СМИ многие высказались на эту тему. В том числе и авторы, статьи которых можно увидеть и на «Военном обозрении». Высказывания в духе времени:
«…эта позорная история является типичной для американского военно-морского флота»
«История этого проекта – это история бесконечного позора»
«Позорная эпопея с «литторальными боевыми кораблями» будет продолжаться, и позора в ней не убавится»
(авторская орфография сохранена) и все в таком духе.

В общем – «позор джунглям».

Но давайте серьезно, без выкриков, попробуем подумать на тему того, хорошо это для нас, или плохо? Так сказать, оценить по-свойски, зрада это или перемога?

Итак, два первых литоральных корабля ВМС США, «Фридом» и «Индепенденс» уходят в резерв. Некоторые «эксперты» уже применили в своих комментариях слово «распил», но увы. До распила в соответствии с принятой в США системой, еще далеко.

Есть в американском флоте такое NISMF. Это подразделение ВМС США, которое занимается выводом из эксплуатации и хранением военно-морских судов до определения их дальнейшей судьбы.

Варианты такие: выведенное из состава ВМС судно может попасть в резерв. Перед этим корпус и оборудование корабля тщательно дефектуются и ремонтируются. После ремонта обязательно проводятся швартовные и ходовые испытания. Затем с корабля снимают боезапас, сливают авиационный бензин и масла, вообще, все взрывопожароопасные и скоропортящиеся материалы, кроме основного топлива в танках. Также сливают запасы воды. Все остальное оборудование и имущество хранится на корабле. И в таком виде корабль стоит в определенном месте до 20 лет.

Что такое литоральный корабль. Смотреть фото Что такое литоральный корабль. Смотреть картинку Что такое литоральный корабль. Картинка про Что такое литоральный корабль. Фото Что такое литоральный корабль

Суда, попавшие в резервный флот, имеют несколько классов, в зависимости от приоритета и количества денег, выделенных на содержание.

Что такое литоральный корабль. Смотреть фото Что такое литоральный корабль. Смотреть картинку Что такое литоральный корабль. Картинка про Что такое литоральный корабль. Фото Что такое литоральный корабль

Категория «B». Корабли в этой категории сохраняются для возможного использования в будущем. То есть, получат максимальное финансирование на обслуживание. Возможна продажа кораблей из этой категории всем желающим.

Категория «C». Эти корабли будут обслуживаться «как есть». Никаких обновлений и улучшений, просто поддержание рабочего состояния по минимуму.

Категория «D». Это суда на консервации, фактически корпуса с машинами. Фактически не обслуживаются, предпоследний порог перед утилизацией.

Категория «X». Это корабли, исключенные из Регистра военно-морских судов, ожидающие утилизации. Не обслуживаются.

Если корабль попадает в резервный флот, это еще не означает его скорый распил и утилизацию. Нет, вполне может и побарахтаться, хотя литоралов, скорее всего, ждет продажа по остаточной цене.

В любом случае, это лучше, чем стать рифом или быть разрезанным на металл.

Что такое литоральный корабль. Смотреть фото Что такое литоральный корабль. Смотреть картинку Что такое литоральный корабль. Картинка про Что такое литоральный корабль. Фото Что такое литоральный корабль

Что будет выбрано для литоралов – пока не известно. Но суть не в том. Суть в том, что несмотря на то, что некоторые эксперты, громогласно кричащие «позор!» не понимают двух вещей.

Первое. У США есть где строить корабли всех классов.
Второе. У США есть на что строить корабли всех классов.

«Не зашли» литоральные «Фридомы» и «Индепенденсы»? Случается. И не такое случается. Можно сюда же вспомнить и проект подводной лодки «Сивулф». Отличная лодка для своего времени, до сих пор все три служат, и служат без проблем. Две как обычные лодки, а чем там «Джимми Картер» занимается, сказать очень сложно.

Но проблема не в ходовых качествах. Не в смелом инновационном проекте. В стоимости на тот момент. Потому серию просто взяли и прекратили. А деньги пустили на проект «Коламбия», которая скоро войдет в состав американского флота.

Примерно то же произошло и с «Замволтами». Слишком высокая стоимость с одной стороны и слишком нежная конструкция, особенно в плане электрики. Три корабля в качестве «демонстрации технологии» и на этом все.

А как у нас было с танком Т-14, который «Армата»? Тоже проектная платформа, которая, как выяснилось, стоит столько, что Т-72Б3 и Т-80БВМ оказались «ничуть не хуже» по соотношению «цена/качество». Ну и сложности с производством.

Можно вспомнить историю с «истребителем пятого поколения» Су-57, которые все еще не совсем истребитель пятого поколения. Примерно по тем же причинам Су-35 и МиГ-35 признаны «не хуже».

Ну и о кораблях мы не так давно говорили. О патрульных кораблях проекта 22160.

Что такое литоральный корабль. Смотреть фото Что такое литоральный корабль. Смотреть картинку Что такое литоральный корабль. Картинка про Что такое литоральный корабль. Фото Что такое литоральный корабль

Установить «Калибры»? Пробовали. Запускать из кормовой части невозможно в силу особенностей конструкции. Перенести вперед – слишком близко ходовая рубка, надо ее полностью перестаивать. Установить ПВО, чтобы корабль начал представлять хоть какую-то боевую ценность – не хватает мощности бортовой РЛС для нормальной работы «Штиля».

А кораблей построили серию. Позор? Ну вроде как да. Только вот по мнению некоторых авторов, у американцев ПОЗОР, а у нас так… позорчик. Бюджет-то в 10 раз меньше.

Но факт, что и у нас умеют строить совершенно ни на что не годные корабли. А потом не знать, что с ними делать.

Мне вот лично очень было бы интересно, как тот же Александр Тимохин написал бы про недоразумение проекта 22160. И в каких фразах. И сколько раз прозвучало бы слово «позор» в его материале.

А теперь самое главное.

Позор или не позор – основная «ценность» литоралов в том, что они есть. И их можно вывести в резерв и продать или разобрать. Это не так важно уже, что с ними станет дальше. Свое дело они уже сделали, то есть, показали, что капризный водомет с не менее капризными турбинами – не самое лучшее решение конструктивно.

Что такое литоральный корабль. Смотреть фото Что такое литоральный корабль. Смотреть картинку Что такое литоральный корабль. Картинка про Что такое литоральный корабль. Фото Что такое литоральный корабль

Да, скорость у кораблей прекрасная. Если все работает как надо, а с этим как раз были проблемы. Контейнерное сменное вооружение – тоже не самая удачная идея, как показала практика. Не так просто переткнуть контейнеры с помощью крана и соединить кабелями все. Переоборудование и тест/отладки систем могли занять до месяца, так что ни о какой оперативности речь теперь не идет.

В этом убедились и сами американцы, и нас научили. Ну и весь мир теперь в курсе, что модульность – это полезная вещь очень условно.

Но литоралы уже построены. Бюджетные деньги освоены. Все получили денежку: и КБ, и производители комплектующих, от металла до ракет, и судостроители, все.

Это трагедия? Нет. Учитывая размеры американского флота и то, что эти литоралы, корабли охраны мелководья, реально не очень востребованы – можно списывать сразу после спуска на воду и испытаний.

То же самое и с нашими кораблями проекта 22160. Сразу в утиль за ненадобностью.

Это проще, чем потом ломать головы, придумывая, чем бы эти корабли озадачить таким, что им по плечу.

Но на этом стоит весь военно-промышленный комплекс.

Действительно, это так. Выбросим все бредовые мысли насчет конверсии, и что завод по производству танков выживет за счет тары и металлорежущего инструмента, производимого для гражданки. Танковый завод будет хорошо чувствовать себя только тогда, когда производит танки.

В кораблестроении все точно так же. И в ракетостроении.

Недавно разбирали вопрос с новой МБР «Кедр». Она нам сильно нужна, учитывая то, что «Сармат» еще до ума не довели? Нет, совсем не нужна. Но она очень нужна Институту теплотехники, потому что если институт не будет разрабатывать ракеты, он сдохнет.

Военные институты и КБ должны постоянно что-то изобретать и конструировать. Разрабатывать и строить в моделях. Двигать в серийное производство и получать с этого прибыль.

А заводы должны строить эту технику.

Ну никак иначе не получится. Посмотрите в гражданский сектор. Раньше автомобили запросто проезжали миллион на одном двигателе, а сейчас? И так во всем, телефоны, пылесосы, миксеры и кофеварки. Исключение, пожалуй, только автомат Калашникова. Остальное все чем быстрее сломается, тем лучше. Потому что это работа для миллионов людей по всему миру.

Так что все здесь весьма закономерно. ВПК каждой страны должен постоянно осваивать суммы, иначе он просто встанет и обанкротится. И люди, работающие на предприятиях оборонки просто останутся без средств к существованию. Начнется отток кадров и прочие реалии сегодняшнего российского дня.

В США это понимают и не хотят такого расклада.

Поэтому «Сивулфы» дослужат до «дембеля» и будут утилизированы. И вместо них будут строить «Коламбии» или что-то еще, не важно название, важен принцип.

Потому F-22 «Рапторы» тоже как-нибудь доползают до посадки и их заменят на F-35 или F-44. Тоже не важно.

Потому «Фридомы», «Индепенденсы» и «Замволты» уйдут в гавани Резервного флота США и вместо них начнут строить «Арли Берки», «Констеллейшены» и что там еще будет придумано.

Важно то, что «на смену» уже придумано. Есть F-35, есть фрегат «Констеллейшн», который будет строить фирма Fincantieri Marinette Marine. Есть АПЛ «Вирджиния» и будут АПЛ «Коламбия». Вот в этом сомнений нет.

Можно говорить о качестве проектов и стоимости, но вот в том, что они будут строиться, сомнений нет.

И что в этом такого позорного? Вывести из строя неудачную технику – это позор? Но тогда совсем недавно министр обороны Шойгу говорил о полутора десятках видах вооружений, которые убрали по итогам использования в Сирии – это тоже позор?

А корабли проекта 22160 – это тоже, получается, позор?

Или позор – это когда нет современных кораблей, нет денег на их постройку, нет двигателей? И когда приходится устраивать «Тришкин кафтан» с кораблями советской постройки, латая и перелатывая корабли возрастом 30+?

Самое неприятное, что США точно что-то построят взамен неудачных литоралов, АПЛ, эсминцев. У них для этого есть все: заводы, верфи, кадры и, самое главное – деньги. Насколько построенное будет удачнее – время покажет. Но то, что предприятия ВПК США будут обеспечены заказами, это факт.

И что в этом позорного?

А вот то, что Россия сегодня не в состоянии построить корабль, водоизмещением больше 20 тысяч тонн и обеспечить строящиеся крупные корабли дизелями – это не очень радостно. И пока «ничего в волнах не видно», только прожекты в ассортименте, как говорится.

Так что я не стал бы так умильно и обильно радоваться тому, что американцы выводят из состава флота неудавшиеся корабли. Взамен них они тут же начнут строить новые. Предприятия будут обеспечены работой, конструкторы, инженеры, рабочие – все будут довольны. Ну и военные тоже. Благо, в США для этого есть все.

И криков «Позор джунглям» в российской прессе будет явно маловато для того, чтобы ситуация сложилась в нашу пользу. Ибо, как известно, караван американского флота будет идти вне зависимости от того, что будут говорить вокруг.

Источник

Программа Littoral Combat Ship: проблема на проблеме

Целью американской программы Littoral Combat Ship («Боевой корабль прибрежной зоны») было строительство большого числа кораблей, способных решать разнообразные задачи на небольших расстояниях от побережья. Было запущено серийное строительство кораблей двух типов, имеющих штатный набор оборудования и способных получать специализированную аппаратуру. Тем не менее, с самого начала испытаний корабли LCS стали сталкиваться с различными проблемами. На этот раз, как сообщают американские средства массовой информации, затруднения технического и административного характера не позволяют провести планируемое на 2018 год развертывание кораблей.

Что такое литоральный корабль. Смотреть фото Что такое литоральный корабль. Смотреть картинку Что такое литоральный корабль. Картинка про Что такое литоральный корабль. Фото Что такое литоральный корабль

Текущую ситуацию изданию USNI News описал коммандер Джон Перкинс, занимающий пост пресс-секретаря надводных сил на Тихом океане. По его данным, из четырех кораблей LCS, построенных по самому первому заказу, три на данный момент находятся на обслуживании. Так же на мелком и среднем ремонте остаются четыре из восьми более новых кораблей, вступивших в строй чуть позже. Таким образом, из дюжины построенных кораблей службу продолжают только пять – менее половины. Все прочие проходят процедуру Post Shakedown Availability (ремонт и восстановление после похода). Это заметным образом бьет по потенциалу надводных сил.

Имеющаяся ситуация усложняется из-за специфического подхода к эксплуатации и службе кораблей. В 2016 году командование ввело новые методы подготовки экипажей и распределения кораблей между соединениями. В соответствии с этим решением, первые четыре корабля серии должны были остаться на базе Сан-Диего (шт. Калифорния) и взять на себя подготовку новых экипажей. Кроме того, с их помощью планировалось испытывать новые виды оборудования и вооружения для прочих LCS. Все прочие корабли предлагалось сводить в эскадры по четыре единицы.

В составе каждого такого подразделения один корабль должен выполнять функции учебно-боевого. Три оставшихся LCS получают свои собственные задачи: борьбу с береговыми целями, противолодочную оборону и поиск морских мин. Таким образом, три корабля эскадры должны постоянно нести службу, а четвертый привлекается к решению боевых задач при соответствующей необходимости, в качестве средства усиления группы.

Нетрудно заметить, как выглядит реализация подобных планов на данный момент. Из четырех кораблей в Сан-Диего остается только один, способный продолжать подготовку моряков. Две эскадры, пригодные для развертывания, наполовину «обескровлены» и тоже не могут полноценно решать возлагаемые на них задачи. В такой обстановке военно-морские силы должны выполнить утвержденные планы по переброске кораблей на новые базы в тех или иных районах. Очевидно, что они не смогут сделать это в установленные сроки.

USNI News напоминает, что ранее Исполнительный офис программы безэкипажных и малых боевых кораблей (Program Executive Office for Unmanned and Small Combatants) успел огласить планы по развертыванию боевых единиц. Так, в 2018 году планировалось перевести один корабль LCS типа Freedom из Мейпорта (шт. Флорида) в Бахрейн. Этот корабль должен был стать первым LCS в составе 5-го флота США. Кроме того, два LCS типа Independence следовало отправить из Сан-Диего в Сингапур. Предполагалось, что отправка трех кораблей на новые базы позволит повысить боеспособность американских надводных сил в прибрежных зонах и морях Индийского океана.

Что такое литоральный корабль. Смотреть фото Что такое литоральный корабль. Смотреть картинку Что такое литоральный корабль. Картинка про Что такое литоральный корабль. Фото Что такое литоральный корабль

Последние новости о состоянии имеющихся кораблей, оглашенные коммандером Дж. Перкинсом, позволили USNI News сделать не самые оптимистичные выводы. Издание утверждает, что в текущей ситуации в этом году ВМС США не смогут отправить первый LCS в Бахрейн. Двум кораблям, которые планируется отправить в Сингапур, сначала предстоит завершить процедуру PSA. Затем потребуется подготовка и сертификация экипажей, после чего они смогут уйти на новую базу. Есть все основания сомневаться в том, что в 2018 году в Сингапур прибудет хотя бы один LCS.

В итоге получается, что на данный момент военно-морские силы США не могут отправить «Корабли прибрежной зоны» к новым местам службы ввиду недостаточной численности активной группировки, а также из-за низких темпов подготовки личного состава. Вследствие этого служба LCS на зарубежных базах, изначально запланированная на 2018 год, начнется не ранее 2019-го.

Впрочем, USNI News призывает относиться к имеющейся ситуации с пониманием. Есть ряд объективных факторов, в той или иной мере влияющих на работу флота и способных ухудшить положение дел. Тем не менее, и в этом можно найти положительные моменты.

Что такое литоральный корабль. Смотреть фото Что такое литоральный корабль. Смотреть картинку Что такое литоральный корабль. Картинка про Что такое литоральный корабль. Фото Что такое литоральный корабль

Наконец, после известных событий прошлого года, имевших трагические последствия, военно-морские силы США стали уделять больше внимания вопросам безопасности. В контексте обслуживания и ремонта это реализуется в виде более аккуратной работы специалистов и повышенному контролю качества. В результате обслуживание по стандартной программе PSA занимает больше времени, и потому корабль дольше остается в доке, не имея возможности выйти на боевую службу.

Упоминается и еще одна проблема, прямо связанная с организацией ремонта. Корабли LCS типа Independence имеют трехкорпусную конструкцию, что накладывает определенные ограничения на их обслуживание. Для проведения большинства требуемых работ, в том числе обслуживания после походов, их приходится ставить в сухой док. Все такие корабли служат на Западном побережье, где в настоящее время наблюдается настоящий дефицит доков. Судостроительные и судоремонтные предприятия загружены флотскими заказами, и не всегда могут принять на ремонт еще один корабль. Это обстоятельство оказывается еще одним фактором с негативным эффектом.

На данный момент ситуация с кораблями Littoral Combat Ship выглядит следующим образом. На базе Сан-Диего служит подразделение LCS Squadron 1 (LCSRON-1), в состав которого входят учебно-боевые корабли USS Freedom (LCS-1), USS Independence (LCS-2), USS Fort Worth (LCS-3) и USS Coronado (LCS-4), построенные по двум проектам. Корабли с бортовыми номерами от единицы до тройки находятся на обслуживании. «Коронадо» недавно вернулся из Сингапура. В обозримом будущем он примет участие в очередных испытаниях противоминных систем. Чуть позже, выйдя из доков, к испытаниям присоединятся прочие корабли, несущие иное оборудование.

На базе во Флориде служит соединение LCSRON-2, уже получившее корабли USS Milwaukee (LCS-5) и USS Detroit (LCS-7). На 2018 год было запланировано начало службы двух новых кораблей – USS Little Rock (LCS-9) и USS Sioux City (LCS-11). В этой эскадре роль учебного судна возложена на корабль USS Milwaukee (LCS-5). Все прочие, в свою очередь, должны участвовать в решении реальных боевых задач.

Что такое литоральный корабль. Смотреть фото Что такое литоральный корабль. Смотреть картинку Что такое литоральный корабль. Картинка про Что такое литоральный корабль. Фото Что такое литоральный корабль

Нельзя не отметить, что нынешние затруднения с подготовкой экипажей и развертыванием кораблей пополняют и без того немалый список проблем программы LCS. Эта программа была запущена в начале двухтысячных годов, а ее целью было строительство крупной группировки небольших многофункциональных кораблей, способных вести боевую работу в прибрежной зоне. Несколько десятков таких кораблей следовало развернуть вдоль обоих побережий континентальной части США, а также на удаленных базах.

В разработке проекта перспективного корабля прибрежной зоны участвовало несколько компаний; Пентагон принял к реализации сразу два проекта. Один из них был разработан компанией Lockheed Martin, второй – General Dynamics. По именам головных кораблей проекты были обозначены как Independence и Freedom соответственно. «Дженерал Дайнемикс» предлагали строить корабль-тримаран, тогда как проект «Локхид-Мартин» использовал традиционную однокорпусную схему.

К концу прошлого десятилетия в полной мере проявилась новая проблема. Разработка двух проектов и строительство четырех первых кораблей оказались чрезмерно дорогими, и вышли из запланированной сметы. В связи с этим звучали предложения об отказе от программы LCS ввиду ее неприемлемой стоимости. Тем не менее, после некоторого перерыва строительство серийных кораблей продолжилось. Впрочем, перед этим проекты были серьезно переработаны в сторону удешевления.

Что такое литоральный корабль. Смотреть фото Что такое литоральный корабль. Смотреть картинку Что такое литоральный корабль. Картинка про Что такое литоральный корабль. Фото Что такое литоральный корабль

Также критике подвергался предложенный технический облик кораблей. Техническое задание на них оговаривало решение основных боевых задач, но по реальным характеристикам и возможностям построенные корабли оказались далеки от идеала. В связи с этим развитие двух проектов продолжилось, и корабли стали получать новое оснащение или вооружение. Этот процесс продолжается до сих пор.

Актуальные планы предусматривают строительство 30 кораблей, причем все новые суда соответствуют обновленным и удешевленным проектам. Около трети этих планов уже реализовано, но программа сталкивается с новыми проблемами. В связи с техническими сложностями, необходимостью регулярного обслуживания и спецификой подготовки личного состава около половины готовых кораблей пока не могут выходить в море и решать поставленные задачи. В будущем ситуация может измениться в лучшую сторону, но все равно в течение некоторого времени ВМС США будет сталкиваться с проблемами.

В текущем 2018 году Пентагон планировал провести развертывание трех кораблей LCS на удаленных базах. Один корабль должен отправиться в Бахрейн, еще два – в Сингапур. Как показывает текущая ситуация, подобные планы сдвигаются на следующий 2019 год. Не ранее конца 2018 года удастся вернуть наличные корабли с ремонта и ввести в строй новые. И только после этого LCS смогут служить не только на родных базах, но и в удаленных районах.

Источник

Боевые корабли прибрежной зоны: современный подход

Что такое литоральный корабль. Смотреть фото Что такое литоральный корабль. Смотреть картинку Что такое литоральный корабль. Картинка про Что такое литоральный корабль. Фото Что такое литоральный корабль

Рождение новой концепции

Появление нового класса кораблей в ВМС США не случайно. Еще с начала 1990-х годов геополитическая картина мира стала кардинально меняться: появлялись новые государства и исчезали старые, но самое главное – распался Советский Союз, в результате чего закончилось глобальное противостояние двух сверхдержав, и мир стал «однополярным». Одновременно стали меняться и военные доктрины лидирующих западных государств, ранее видевших в лице СССР «наиболее вероятного противника». Не стал исключением и Пентагон, где быстро осознали, что наиболее распространенными в конце XX века стали, так называемые, локальные конфликты, возникающие в самых разных регионах мира. Таким образом, началась переориентация флота на новые задачи, которыми стали операции в прибрежной зоне, в том числе поддержка высадки десанта, а также зональная противовоздушная и противоракетная оборона на море. Кроме того, в контексте завоевания господства в прибрежной зоне также были определены противолодочная и противоминная оборона кораблей и соединений.

Эта новая концепция применения флота в предполагаемых конфликтах в сочетании с бурным развитием современных военных технологий и предопределила пересмотр боевого состава ВМС США. В новом веке планировалось строить боевые корабли нового поколения. Первоначально задумывались перспективные эсминцы DD-21, а в конечном счете ими должны были стать эсминцы DD(X), крейсеры CG(X) и боевые корабли превосходства в прибрежной зоне, или Littoral Combat Ships. О них далее и пойдет речь.

Что такое литоральный корабль. Смотреть фото Что такое литоральный корабль. Смотреть картинку Что такое литоральный корабль. Картинка про Что такое литоральный корабль. Фото Что такое литоральный корабль

Здесь стоит сделать небольшое отступление и напомнить, что к кораблям прибрежной зоны (Littoral Combatants) за рубежом всегда относили классы кораблей малого и среднего водоизмещения действующие в основном у берегов: корветы, ударные и патрульные катера, минно-тральные корабли, корабли береговой охраны. И само слово Littoral как раз имеет прямой перевод, означающий «прибрежный». Теперь же в ВМС США термин Littoral Combat Ship (сокращенно – LCS) определен именно как новый класс (возможно, временно). А во многих русскоязычных источниках стали использовать это слово без перевода, в результате чего появился неофициальный термин «литоральные боевые корабли». Принципиальным же отличием этого класса кораблей было в том, что они предназначаются для действий в первую очередь у берегов противника.

Итак, уже в 1991 году (одновременно с распадом СССР) в США началась разработка оперативно-технических требований к боевым надводным кораблям, которые бы отвечали задачам флота в новом тысячелетии. С января 1995 года в рамках программы «Надводный корабль 21 века» (Surface Combatant-21) выполнялся анализ по критерию «стоимость–эффективность» множества вариантов боевых кораблей разных классов, а также их комбинаций в составе корабельных соединений. В результате была выработана рекомендация, что наиболее целесообразным является создание семейства универсальных надводных кораблей, созданных по единой программе.

Концепция нового надводного корабля, получившего условное обозначение DD-21, прорабатывалась с декабря 2000 года, когда с компаниями-разработчиками был подписан контракт на сумму 238 млн. долларов США на разработку эскизного проекта эсминца нового поколения для предварительной демонстрации и оценки его основных характеристик. Проектирование велось на конкурсной основе между двумя группами, одну из которых возглавляла компания «General Dynamics Bath Iron Works» совместно с «Lockheed Martin Corporation», а вторую – «Northrop Grumman’s Ingalls Shipbuilding» совместно с «Raytheon Systems». В ноябре 2001 года программа DD-21 была пересмотрена, после чего получила свое дальнейшее развитие под названием DD(X). Теперь кроме эсминца предполагалось также создать крейсер зональной ПВО/ПРО под обозначением CG(X), а также многофункциональный корабль для завоевания господства в прибрежной зоне под обозначением LCS. Предполагалось, что в ближайшем будущем эти корабли составят костяк ударных сил ВМС США вместе с находящимися в строю эсминцами УРО типа «Spruance» и «Arleigh Burke», а также крейсерами УРО типа «Ticonderoga», в то время как из состава флота будут выходить фрегаты типа «Oliver H. Perry» и тральщики типа «Avenger».

Что такое литоральный корабль. Смотреть фото Что такое литоральный корабль. Смотреть картинку Что такое литоральный корабль. Картинка про Что такое литоральный корабль. Фото Что такое литоральный корабль

Проектирование боевого корабля прибрежной зоны

Что такое литоральный корабль. Смотреть фото Что такое литоральный корабль. Смотреть картинку Что такое литоральный корабль. Картинка про Что такое литоральный корабль. Фото Что такое литоральный корабль

После одобрения программы LCS было объявлено о ее приоритетном бюджетном финансировании, а уже к сентябрю 2002 года было сформулировано тактико-техническое задание. После проведения тендера были заключены шесть контрактов стоимостью по 500 тыс. долларов каждый, причем на проведение предэскизного проектирования было отпущено всего 3 месяца! К назначенному сроку, 6 февраля 2003 года, командованию ВМС США были представлены шесть разных концептуальных проработок: два корабля на воздушной подушке скегового типа, два однокорпусных с обводами типа «глубокое V», один тримаран с аутригерами и один полупогруженный катамаран с малой площадью ватерлинии. В конечном счете, после всесторонних оценок, в июле 2003 года заказчиком были выбраны три консорциума, с которыми заключили контракты на выполнение эскизного проектирования. В следующем году подрядчики представили следующие эскизные проекты:

• Однокорпусный корабль водоизмещающего типа с обводами корпуса типа «глубокое V» и водометами в качестве главных движителей. Разработка велась консорциумом во главе с «Lockheed Martin», в который также входили компании «Bollinger Shipyards», «Gibbs & Cox», «Marinette Marine». Проект впервые был обнародован в апреле 2004 года, во время Аэрокосмической и военно-морской выставки в Вашингтоне, округ Колумбия.
Отличительной особенностью корабля стала форма корпуса полуглиссирующего типа, или «морской клинок» (sea blade). Ранее такая конструкция использовалась при проектировании небольших быстроходных гражданских судов, а сейчас применяется и на более крупных. В частности, подобную форму корпуса имеет быстроходный паром MDV-3000 «Jupiter», постройки итальянской компании «Finkantieri», специалисты которой также участвовали в проектировании LCS.

• Тримаран с аутригерами и обводами главного корпуса «волнопрорезающего» типа (wave piersing), и также с водометами в качестве основных движителей. Основная разработка велась подразделением «Bath Iron Works Division» концерна «General Dynamics», а также компаниями «Austal USA», «BAE Systems», «Boeing», «CAE Marine Systems», «Maritime Applied Physics Corp.».

Здесь учитывался богатый опыт постройки компанией «Austal» гражданских тримаранов и максимально использовались ранее отработанные решения. Прототипами послужили английский опытный тримаран «Triton» и австралийский гражданский «Benchijigua Express», показавший в ходе эксплуатации высокие мореходные качества, управляемость и остойчивость.

• Двухкорпусный корабль на воздушной подушке скегового типа из композитных материалов. Основной подрядчик – «Raytheon», а также компании «John J. Mullen Associates», «Atlantic Marine», «Goodrich EPP», «Umoe Mandal».

Что такое литоральный корабль. Смотреть фото Что такое литоральный корабль. Смотреть картинку Что такое литоральный корабль. Картинка про Что такое литоральный корабль. Фото Что такое литоральный корабль

Проект разрабатывался на базе норвежского малого патрульного корабля «Skjold». Подобную же конструкцию корпуса имеют российские малые ракетные корабли «Бора» и «Самум» проекта 1239, проектировавшиеся еще в СССР и введенные в строй уже в новой России.

Из трех вышеперечисленных проектов, последний был в конечном итоге отклонен 27 мая 2004 года, несмотря на ряд оригинальных решений. Дальнейшие работы велись консорциумами, возглавляемыми «Lockheed Martin» и «General Dynamics».

Несмотря на то, что разработчики применили разный подход к проектированию перспективного корабля прибрежной зоны, согласно техническому заданию их основные характеристики были схожи: водоизмещение не более 3000 тонн, осадка приблизительно 3 метра, скорость полного хода до 50 узлов при волнении моря до 3 баллов, дальность плавания до 4500 миль при скорости 20 узлов, автономность около 20 суток Основной изначально заданной особенностью новых кораблей являлся их модульный принцип построения, что подразумевало в зависимости от поставленных задач устанавливать на LCS боевые комплексы и вспомогательные системы различного назначения. Особо оговаривалось использование принципа «открытой архитектуры», что позволило бы в будущем относительно быстро без проведения большого объема работ внедрять на корабли новые технические средства и использовать наиболее современные технологии. В результате однородные соединения таких кораблей стали бы мощной и универсальной силой, отличающейся высокими боевым потенциалом и маневренностью, а также скрытностью действий. Таким образом, разработчиками нужно было создать корабль, который бы наиболее полно удовлетворял следующим требованиям ВМС США:

Что такое литоральный корабль. Смотреть фото Что такое литоральный корабль. Смотреть картинку Что такое литоральный корабль. Картинка про Что такое литоральный корабль. Фото Что такое литоральный корабль

• действовать как в автономном режиме, так и во взаимодействии с силами и средствами вооруженных сил союзных государств;
• решать поставленные задачи в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия противника;
• обеспечивать эксплуатацию пилотируемых или беспилотных летательных аппаратов (с возможностью интеграции вертолетов семейства MH-60/SН-60), дистанционно-управляемых надводных и подводных аппаратов;
• находиться в назначенном районе патрулирования длительный период времени, как в составе отряда боевых кораблей, так и в автономном плавании;
• иметь систему автоматического контроля боевых и иных повреждений;
• иметь наименьшие уровни физических полей (технология Stealth) для снижения заметности корабля в различных диапазонах;
• иметь максимально эффективную скорость экономического хода при патрулировании и во время дальних океанских переходов;
• иметь относительно малую осадку, позволяющую действовать в мелководных районах прибрежных вод;
• иметь высокую боевую живучесть и максимально возможную степень защищенности экипажа;
• иметь способность выполнять кратковременные маневры на максимальной скорости (например, в процессе отрыва или преследования ПЛ или быстроходных катеров противника);
• иметь возможность загоризонтного обнаружения целей и уничтожения их до входа в зону поражения их собственных бортовых средств;
• иметь сопрягаемость с современными и перспективными системами управления и связи ВМС и других видов вооруженных сил, в том числе государств-союзников и дружественных стран;
• иметь возможность приема топлива и грузов на ходу в море;
• иметь дублирование всех основных корабельных систем и комплексов оружия;
• и, наконец, иметь приемлемую закупочную стоимость и сниженные эксплуатационные расходы.
Предварительно в тактико-техническом задании, выданном командованием ВМС США разработчикам, предусматривалось обеспечение возможности установки на корабль взаимозаменяемых модулей для решения следующих приоритетных задач:
• противокатерная оборона одиночных кораблей и судов, отрядов боевых кораблей и конвоев судов;
• выполнение функций кораблей береговой охраны (пограничной службы);
• разведка и наблюдение;
• противолодочная оборона в прибрежных районах морей и океанов;
• противоминные операции;
• поддержка действий сил специальных операций;
• оперативное материально-техническое обеспечение в процессе переброски войск, техники и грузов.

Что такое литоральный корабль. Смотреть фото Что такое литоральный корабль. Смотреть картинку Что такое литоральный корабль. Картинка про Что такое литоральный корабль. Фото Что такое литоральный корабль

Первая ласточка

Что такое литоральный корабль. Смотреть фото Что такое литоральный корабль. Смотреть картинку Что такое литоральный корабль. Картинка про Что такое литоральный корабль. Фото Что такое литоральный корабль

Однако еще за год до начала эскизного проектирования LCS Пентагоном было принято решение о постройке опытового судна, на котором бы можно было опробовать реальную концепцию быстроходных маневренных боевых кораблей нетрадиционной схемы и с модульным принципом построения.

В результате Научно-исследовательское управление ВМС США инициировало проектирование и постройку экспериментального корабля прибрежной зоны LSC(X) (Littoral Surface Craft – Experimental), получившего название «Sea Fighter» и обозначение FSF-1 (Fast Sea Frame). Корпус катамаранного типа с малой площадью ватерлинии был сделан из алюминиевого сплава и имел небольшую осадку. Двухкорпусная конструкция обеспечивала высокую скорость и мореходность, а в качестве движителей устанавливались четыре водомета. Но главное – корабль изначально проектировался по модульному принципу, что было одним из основных условий реализации данного проекта. Это позволяло отработать принцип быстрой смены модулей различного назначения в зависимости от поставленной задачи. В обязательном порядке предусматривалось обеспечение взлета и посадки корабельных вертолетов и беспилотных летательных аппаратов, и применение маломерных катеров, в том числе дистанционно управляемых. Для этого британская компания «BMT Nigel Gee Ltd.», осуществлявшая проектирование корабля, предусмотрела обширную взлетно-посадочную площадку и большой полезный объем внутренних помещений со сквозной грузовой палубой, как на судах класса Ro-Ro. Внешний вид «Sea Fighter» получился необычный – широкая просторная палуба, обратные скосы бортов, маленькая надстройка, смещенная к левому борту.

Что такое литоральный корабль. Смотреть фото Что такое литоральный корабль. Смотреть картинку Что такое литоральный корабль. Картинка про Что такое литоральный корабль. Фото Что такое литоральный корабль

Основные тактико-технические характеристики опытового корабля FSF-1 «Sea Fighter» ВМС США

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *