Что такое литературоведческие термины
Что такое литературоведческие термины
2294 дн. с момента
до начала нового учебного года
Словарь литературоведческих терминов
ШКОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
Аллитерация – повторение согласных звуков.
Ассонанс – повторение гласных звуков.
Жанр – Группа произведений, имеющих сходное строение (поэтику).
Завязка – Композиционная часть повествования, событие, определяющее начало развития действия.
Метафора – Употребление слова в переносном значении.
Олицетворение – Придание неживым предметам свойств и качеств живого.
Описание – Тип речи, текст, представляющий собой ответ на вопрос «какой?»
Публицистика – Один из книжных стилей, включающий произведения на общественно-значимые темы, предназначенные для публикации в средствах массовой информации с целью формирования общественного мнения.
Развязка – Композиционная часть рассказа, событие, которым разрешаются конфликт и проблемы произведения.
Ритм – Повторение однородных явлений через равные промежутки времени.
Сарказм – Высшая степень проявления иронии.
Символ – Образ, замещающий наименование жизненного явления, понятия, предмета, условным его обозначением напоминающим это явление и придающим ему новый глубинный смысл.
Сравнение – сопоставление с союзами «как», «словно», «будто», «точно».
Троп – Изобразительное средство.
Экспозиция – Композиционная часть повествования, описание, предшествующее началу событий, где дана картина окружающей местности, иногда описание героя.
Эпос – 1) Род литературы, прозаическое сюжетное повествование. 2) Вид устного народного творчества в зарубежных странах, героическое повествование о прошлом, содержащее картину народной жизни и представляющее мир героев-богатырей.
Словарь литературоведческих терминов том второй А
«Сила и понимание книги в её своевременном прочтении». В. Белинский.
Чтение собранного мною Словаря предлагаю начать с определения понятий:
ТЕРМИН в литературе и ЯЗЫК как явление в жизни людей.
ТЕРМИНОЛОГИЯ литературоведческая – совокупность терминов и теории литературы, а также литературной критики, обслуживающих литературоведение. Отражает, прежде всего, традиционные, устоявшиеся представления о специфическом объекте исследования. «Большую устойчивость в литературоведении обнаружили термины-концепции, за которыми стоят глубокие теории их авторов: внутренняя форма слова (В. Гумбольдт, А.А. Потебня), мотив (А.Н. Веселовский), остранение (В.Б. Шкловский), теснота стихового ряда (Ю.Н. Тынянов), полифонизм (М.М. Бахтин), образ автора (В.В. Виноградов). В литературоведении нет абсолютно единой, принятой всеми терминологии, поэтому всякому читающему труды представителей разных литературоведческих направлений и школ, особенно зарубежных, нужно уметь ориентироваться в многообразных терминологических языках» (Энциклопедический словарь юного литературоведа).
ЯЗЫК не только и не столько средство общения, сколько кибернетическое устройство, управляющее Бытием, в том числе и человеком. Люди, общаясь друг с другом, за счет интеллектуальной речевой активности снабжают ноополе, являющееся аналогом Интернета, морфологическими языковыми структурами, которые управляют жизнью на земле. Подобно материальной плазме, состоящей из водорода и гелия, ноополе состоит из двух этнических языков, арабского и русского. Они же являются системными языками мозга. Через эти языки раскрываются все тайны слова, смыслы священных книг, все мифы, обряды, все загадки поведения как человека, так и животных. «Вначале было слово» – не метафора. (Н.Н. Вашкевич).
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ землян
АБАБА – сирийская песня-жалоба.
АБАДОС – французские провинциальные песни о любви
«АББАТСТВО» – группа молодых литераторов, живших в 1906-1908 гг. недалеко от Парижа, называвших себя группа «А» (имеется в виду утопическое Телемское аббатство из произведения Ф.Рабле). Сюда входили: Ж.Шенневьер, Ж.Ромен, Р.Аркос, Ж.Дюамель и др. Их мировоззрение и художественная практика была направлена против символистов. Создателем унанимизма – поэтически осмысленной социальной психологии – считают Жюля Ромена (1885-1972).
АБЕЛЕ – в голландском театре XVI в. светские драмы куртуазного направления.
АБЗАЦНОЕ членение – приём графического разделения письменной речи в виде отрезков, заключающих сверхфразовые единства. А.ч. применяется в стихах (лесенка Маяковского) или отступ в первой строке строф:
В час полуденный, горячий
Я смотрю в своё оконце
Ясно небо, ясно море,
Ясны тучи, ясно солнце. Л.Украинка
AB OVO – от яйца, с самого начала. Композиционный стиль хронологической последовательности повествования.
АБОМИНАЦИЯ – речевой приём, демонстрация гнева:
Ненавижу тебя,/ Презираю тебя,
Я другого люблю,/ Умираю любя. А.Пушкин
АБСОЛЮТНАЯ метафора – термин разрабатывали Ш. Бодлер (1821-1867)и С.Малларме (1842-1898) А.м. состоит в единстве слова и мысли. Метафорический процесс происходит прежде всего в экспрессионистском мышлении. Такую метафору надо рассматривать как основную ментальную операцию, как способ познания, структурирования и объяснения мира.
АБСОЛЮТНАЯ рифма – сближение слов, различающихся мягкостью/ твёрдостью предударного согласного: томный – тёмный.
АБУЗИЯ – вид катахрезы. Рассогласование внутренних форм метафорических наименований: «В безмолвии ночном живей горят во мне змеи сердечной угрызенья» (А.Пушкин). А. – живей горят змеи … угрызенья.
АВАНГАРДНАЯ культура – утопическое мышление и выражение в европейской культуре ХХ в., ставшее доминирующим. Оно развивается в двух направлениях: как философско-литературный жанр и как способ мышления и выражения, одним из архетипов которого является идеальное общество.
АВАНТЮРНОЕ – один из архетипов человеческого сознания, играющий существенную роль в мировой литературе (эпос, роман, повесть). Особое внимание уделяли авантюризму романтики (В.Скотт, Байрон, Купер). Пример А. в русской литературе – «12 стульев» Ильфа и Петрова.
АВЕРСИЯ – риторическое обращение к олицетворяемому или отсутствующему лицу.
АВИНЬОНСКАЯ школа поэтов – в конце 40-х гг.XIX в. на юге Франции в Провансе Ж.Руманиль (1818-1891) создаёт кружок поэтов. В него входят его ученики: Л.Матье, Ф.Мистраль, Т.Обамель и братья Джиера. Целью А.ш.п. было создание провансальского литературного языка.
АВИТА – португальские песни, наполненные мажорным содержанием. Имели часто счастливый конец. Исполнялись в темпе анданте.
АВРОСТ – погребальные песни района Альп и Пиренеев.
АВТОКОММУНИКАЦИЯ – тип информационного сообщения в культуре, когда информация приходит к тому, кто её отправил (термин Ю.Лотмана). Иными словами, человек говорит с самим собой:
И что ж? Глаза его читали,
Но мысли были далеко.
Мечты, желания, печали
Теснились в душу глубоко.
Он меж печатными строками
Читал духовными глазами
Другие строки. В них-то он
Был совершенно углублён. А.Пушкин
АВТОМАТИЗАЦИЯ – русские формалисты (В.Шкловский, Ю.Тынянов) объясняли механизм литературной эволюции взаимоотношением между А. литературного приёма и его «деавтоматизацией» (невозможностью выполнять что-либо без контроля человека), их чередованием в истории литературных форм. В литературе частое употребление разных форм становится автоматизмом, не действует на душу читателя.
АВТОМАТИЧЕСКОЕ письмо – процесс письма, который предположительно является результатом бессознательной деятельности пишущего, не способного управлять движением руки. Он как бы пребывает в трансе. Такое творчество напоминает форму «потока сознания».
АВТОНОМИЯ искусства – эстетическая стратегия независимости искусства от каких-либо внехудожественных контекстов: социального, политического, религиозного и т.п. Стратегия А.и. зародилась в середине ХХ в.
АВТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ лирика – произведения, содержание которых тесно связано с судьбой автора.
АВТОР концепированный – воплощается при помощи соотнесённости всех отрывков текста, образующих данное произведение, с субъектом речи – теми, кому принадлежит текст и субъектами сознания – теми, чьё сознание выражено в тексте.
АВТОРИТЕТ – влияние творчества писателей-классиков на творчество современных авторов.
АВТОРИФМА – случайная рифма: апробация диссертации.
АВТОРОЛОГ – филолог, занимающийся авторологией, способный помочь написать книгу.
АВТОРСКАЯ активность – Н. Добролюбов (1836-1861)считал, что для творчества автора наиболее значимо непосредственно-оценочное отношение к жизни, названное миросозерцанием. Г.Поспелов (1930-1992) также рассматривал непосредственное идеологическое познание жизни как источник художественного творчества.
АВТОРСКАЯ воля – «Во всяком литературном произведении – признавал М. Бахтин – наличествует «последняя смысловая инстанция творящего», т.е. творческая воля автора объемлет сотворённый ею мир персонажей».
АВТОРСКАЯ индивидуальность – основное качество настоящего творчества. Такой автор никому не подражает, не копирует. А.и. проявляется в выборе сюжета, в способе его раскрытия, в стилистике. У каждого автора свой индивидуальный язык, своя точка зрения на разные жизненные явления.
АВТОРСКАЯ рифма – рифма, которую нашёл сам автор, её прежде не было: врезываясь – трезвость (Маяковский).
АВТОРСКАЯ цель – сделать читателя соучастником своих мыслей и переживаний. Поднять читателя до тех духовных высот, которых достиг сам автор.
АВТОРСКИЕ возможности – пределы авторских творческих сил, способностей автора.
АВТОРСКИЙ субъективизм – имеет два важнейших компонента. 1. Активное воздействие на читателя, т.е. среда сознательных и направленных утверждений – мыслей, чувств. 2. Слой пассивный, приходящий в произведение от укоренившихся в обществе представлений. Он появляется как бы помимо воли автора (Д.Лихачёв, 1902-1999).
АВТОРСКОЕ мы – обозначение группового адресанта либо в произведении, написанном несколькими авторами, либо выражающего волю определённого коллектива: «Мы все за мир!»
АВТОРСТВО – это словесная, повествовательная доминантно-стилистическая структура литературно-художественного произведения, анализируемая авторологом в аспекте её ориентации на автора. Каждый элемент повествования выполняет знаковую функцию, потому что существует в специфических условиях поэтической реальности, указывая на автора, как на организатора этой реальности и как на организатора реальности словесной.
АГАМА – каноническое сочинение джайнизма.
АГАНАКТЕЗИС – выражение негодования: «О времена! О нравы!» (Цицерон).
АГЕЯ падья – в Индии ХХ в. напевная поэзия, появившаяся в гуджаратской литературе. Зачинателем её был Балвантранте Тхокору.
АГИЛОНЕФ – французские народные песни в честь зимнего солнцестояния.
АГОГИКА речи – учение о ритмическом строении или темпе речи, принимающее во внимание интеллектуальное и эмоциональное содержание произносимого и читаемого текста.
АДАБТУН – в Кандагаре (Афганистан) школа, созданная в XIX в., там обучались навыкам и приёмам поэтического мастерства.
АДИАНОЭТА – двусмысленность. Фраза или слово с прямым смыслом и скрытым: «ждать отдачу долга до греческих календ» (которых в греческом календаре не было).
АДИНАТОН – фигура, в которой трудное сравнивается с невозможным в пользу последнего. «Скорее удержишь стремление вихря, нежели наступление гнева» (И.Рижский, 1755-1811).
АДМИРАЦИЯ – удивление, имитация восхищения или риторическое восклицание: «Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!» (Н.Гоголь).
АДНОМИНАЦИЯ – игра на внутренней форме имени собственного: «Горячеву встречают горячо» (заголовок в газете).
АДРЕСОВАННОСТЬ художественного текста – художественный текст всегда рассчитан на определённую категорию читателя. Есть книги для детей и взрослых. Детские книги также делятся на книги для детей дошкольного возраста и для школьников. Но и школьные книги делятся на книги для младших, средних и старших школьников. Есть книги, предназначенные для иностранцев, изучающих русский язык, и адаптированные издания для начинающих читателей.
АДХИКАРИНА – термин индийского театра: главная сюжетная линия, определяющая поступки главного героя, связанные с достижением цели.
АДЪЮНКЦИЯ – обильное распространение какого-либо члена предложения: Где наша первая встреча,/ Яркая, острая, тайная, / В летний тот памятный вечер /Милая, словно случайная. (Б.Белогорская)
АЗИАНСКИЙ стиль – нарочитая пространность речи с обильными тропами и фигурами.
АЗМАРИ – в Эфиопии сказители. Слагали патриотические и бытовые песни.
АЙДЫШНЫ – в Туркменской литературе жанр перекличек.
АЙТЫСУЖУАП – у каракалпаков поэтические состязания.
АЙЧХИН – в бирманской литературе жанр попевок.
АЙЯР – в сомалийской литературе песня, исполняемая под бубен.
АКАДЕМИЗМ в искусстве – направление в европейском искусстве, сложившееся в XVI в. на основе устойчивой ориентации на нормы и каноны классического искусства, догматическое следование которым обернулось косностью художественного мышления.
АКАДЕМИЯ Гонкуров – одна из высших премий во Франции, создана 19 января 1903 г. По завещанию братьев Гонкур всё их состояние передано в фонд ежегодных литературных премий. Премии должно было присуждать общество из десяти человек, которые и составляли А.Г.
АКАДЕМИЯ (государственная) художественных наук (ГАХН) – высшее научное учреждение для всестороннего изучения всех видов искусства и художественной культуры, основано в 1921 г. в Москве; А. распадается на секции по видам искусств: музыкальную, изобразительную, театральную, декоративную, литературную.
АКАДЕМИЯ делла Круска – академия литературы в Италии. Основана в 1582 г. во Флоренции. Сначала носила шутовской характер, но к концу XVI в. стала крупным литературно-филологическим центром. А. боролась за нормализацию языка и его чистоту. Выпустила в XVII в. «Словарь академии делла Круска». Сейчас готовится новое издание словаря 1863 года.
АКАДЕМИЯ наук и словесности – создана в Сальвадоре в 1888 г. А. выступала против общества «Юность», выпускала журнал «Сальвадорский вестник». В журнале печатались стихи позднеромантических поэтов.
АКАДЕМИЯ поэзии и музыки – основана во Франции в 1570 г. Жан-Антуаном Баифом (1532-1589). Участники А. стремились возродить античную поэтико-музыкальную метрику, защищали связь музыки и поэзии.
АКАТАЛЕКТИКАС — случай отсутствия рифмованного окончания сверх естественной границы стопы: мужское окончание для ямба и анапеста, женское – для хорея и амфибрахия, дактилическое – для дактиля.
АКИСМА – притворство, мнимый отказ: «Сделайте милость, не беспокойтесь так для меня, я пройду после, – говорил Чичиков» (Н.Гоголь).
АККУЗАЦИЯ – выражение обвинения кратко или пространно, серьёзно или шутливо. Обращено, может быть, к человеку и животному. «Ты паршивый пёс плешивый, /Грязный, гадкий и ворчливый!/ От тебя одна морока,/ Ты блудилище порока!» (А.Рембо, 1854-1891).
АККУМУЛИРУЮЩИЕ кусты – лжетеория К.Каутского (1854-1936), согласно которой культура одной нации (более крупной) должна ассимилировать культуру другой нации. «Интернационализм, понимаемый коммунистически, есть сила, которая приводит к чрезвычайно резкому очертанию национальных физиономий в художественно-бытовом отношении в том числе».(А.Луначарский).
АККУМУЛЯЦИЯ – такое построение речи, в котором все приведённые ранее аргументы к концу выстраиваются в последовательности от слабого (второстепенного) к сильному (главному).
АКМЕИСТЫ второго ряда – С. Ауслендер, Б.Садовский. Они воскрешали в своих стихах атмосферу маскарада галантного XVIII в., ампирную Москву.
А КОНЦЕРТАТИВА – не специально охарактеризованная фигура, связанная с выражением контробвинения.
Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть сумеет,
Подышит воздухом одним,
И в ком рассудок уцелеет. А.Грибоедов
АКРОТЕКСТ (крайний текст) – может быть прозаическим и стихотворным. Текст, в котором начальные слова, строки или фразы читаются сверху вниз, составляя слово, фразу или алфавит.
АКРОФОНЕТИЧЕСКАЯ перестановка – перестановка звуков в слове или фразе: санная луната – (лунная соната).
АКСИОСФЕРА – мир ценностей. Центром его являются высшие (онтологические) ценности. Сюда относится
истина, добро, красота, любовь, милосердие, вера, свобода, справедливость.
АКТАНТ – абстрактное выражение функциональной сущности персонажа. Используется для описания
глубинного процесса смыслопорождения (в нарратологии это актор).
АКТАНТОВАЯ схема – формализованное описание персонажей произведения как определённой конфигурации коммуникативных и функциональных позиций.
АКТИВИСТЫ – группа венгерских писателей (Ш.Бартя, Л.Кошак, А.Комят и др.), созданная в 1915 г. Они выступали с антимилитаристской пропагандой.
АКТИВНЫЙ запас (словарь) – количество слов в языке человека, которые он чаще всего использует в повседневной жизни.
АКУСТИЧЕКАЯ рифма – рифма для слуха, но не для глаза: резко – железка.
АКЦЕНТ – является признаком ритмической единицы в акцентном стихе.
АКЦЕНТИРОВКА философского начала в реализме – происходит тогда, когда обобщающая мысль автора находит выражение в собственной эстетической ткани его творчества, в фабуле, часто носящей параболический (иносказательный) характер, в применении различных форм иносказательности, в обращении к условности и фантазии. Всё это привело, по словам Т.Манна, к созданию интеллектуального романа.
«АКЦИОН кружок» – кружок левых немецких интеллектуалов и писателей, основанный в 1911 г. Ф.Пфемфертом (1879-1954). Членами «А.к.» были: Г.Хейм, Л.Рубинер, И.Бехер. Они выпускали журнал «Акцион», «Штурм», пропагандировавший экспрессионистов. «А.к.» существовал до 1932 г.
АЛАКУ – в абхазском фольклоре сказки.
АЛАУНПАЯ (канбаун) – в бирманской литературе в XVIII в. период, распадавшийся на два цикла. Первый цикл (1752-82 гг.) – период развития поэзии. Второй цикл (1782-83 гг.) – время развития драматургии и прозы.
АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ библиотека – создана при египетском царе Птолемее II в Александрии (Египет). Насчитывала до 700 тыс. книг. В ней работало много античных учёных. В 341 г. А.б. разрушена группой фанатиков.
АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ филологическая школа – возникла в III-II вв. до н.э. в Александрийской библиотеке (см.). Учёные А.ф.ш. занимались критикой и толкованием текстов, писали реальные и мифологические комментарии, а также занимались вопросами грамматики. Изучали диалекты греческого языка, греческую метрику. Создавали биографии писателей, устанавливали главные роды литературы и каноны образцовых авторов.
АЛЕКСАНДРИЯ – роман об Александре Македонском. Популярная книга на Руси ХIII в.
АЛИЯР – припев узбекской песни.
АЛЛЕГОРИЧЕСКАЯ поэма – один из основных жанров средневековой литературы, восходящий к аллегорическому толкованию Библии. Писался на латинском и народном языке. Образцом этого жанра стал французский «Роман о Розе» Г. де Лорриса и Ж. де Мёна (XIII в.) и анонимная английская поэма «Жемчужина» (XIV в).
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ история – жанр фантастики, посвящённый изображению реальности, которая могла бы быть, если бы история в свой переломный момент пошла по иному пути. Случившееся может быть связано с широко известными событиями или с известными историческими лицами. В некоторых произведениях используется идея параллельных миров или возмущения истории успокаиваются путём бесконечного перебора случайных событий. А.и. имеет свои жанры и поджанры. Крипто история – показывает участие в исторических событиях иных сил: магов, инопланетян и т.д. Контрафактическая история – это когда события происходят вопреки реальности. Альтернативная биохимия – когда на земле меняются природные условия. Альтернативная география – когда меняется география земли. Стимпанк – описывается общество находящееся на уровне технологий ХХ-XXI вв. Дизельпанк – об обществе на уровне технологий серединв ХХ в. Постапокалиптика – общество, пережившее крупный глобальный катаклизм эпидемию, ядерную войну).
АЛФАЗ – словесная реализация поэтических мотивов в арабской литературе.
АЛЬПТЫХ НЫКАХ – хакасское героическое сказание.
АМАРГ — в марокканском фольклоре лирические песни, вставляемые в прозаический текст.
АМВРОСИАНСКАЯ библиотека – основана в 1609 г. кардиналом Барромео в Милане. Огромное книгохранилище,открытое для всех.
АМЕРИКАНИЗМ – идея национального своеобразия в странах Латинской Америки, когда утверждение политического и культурного самоопределения бывших колоний сочетается с европеизмом.
АМЕРИКАНСКАЯ мечта – в XIX в. Америка считалась «страной свободы». Но уже в первой трети ХХ в. основной темой литературы стала тема краха «великой мечты». Это особенно ярко показал Д.Лондон в романе «Мартин Иден».
АМОФОНЫ – слова одинаково звучащие, но имеющие разное написание: луг – лук, рок – рог.
АМФИГУРИЯ – нарочитый абсурд. Используется в шутливых произведениях: «Двухметровый дворник ищет место гувернантки» (Чехов).
АМФИДИОРТОЗИС – вопросительный ход, содержащий уточнение: «Он придёт сегодня. Но почему сегодня? Он придёт сейчас!» (А.Пушкин).
АНАГНОРИСМОС – древнегреческий термин, обозначающий узнавание в драматургии. Упоминается в «Поэтике» Аристотеля.
АНАГОРЕЗИС – текст, содержащий запрет, отговаривание: «Не пой, красавица, при мне. » (А.Пушкин).
АНАКЕФАЛЭОЗИС – повторение главного в конце речи. «Скажу в заключение, что он был вообще недурён и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским» (М. Лермонтов).
АНАКОНОЗИС – вопрос, предлагаемый слушателям, но за которым скрывается готовое мнение, желание убедить слушателей в его правоте:
Кассий Бруту
… Поставим рядом Цезаря и Брута –
Что ж в Цезаре особенного есть?
Зачем, ты объясни мне, имя это
Должны мы слышать чаще твоего? Шекспир
АНАЛИТИЧЕСКАЯ драма – драматическая ситуация заключается в том, что обнаруживается полная противоположность между видимостью жизни и её подлинной сутью. Задача такой драмы – раскрытие внутренней сути, которая показана в начале пьесы, выяснение истинных отношений между героями пьесы и их настоящей природой.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ психологизм – в литературе разбор самим автором характеров своих героев.
АНАЛОГИЯ – это сходство образов, сюжетов, характеров, тем, мотивов, композиционных и других приёмов. Установление А. есть приём сравнительно-исторического литературоведения.
АНАНТАПАДОН – нарушение грамматической последовательности слов во второй части фразы: одни не хотят говорить, к тому же, может быть, никто ничего не знает.
АНАНТАПОДАТОН – 1.Опущение одного из двух подлежащих, изменяющее структуру фразы: «Наиболее доступен и часто встречается в продаже шестикратный бинокль» (Ф.Зигель). Вместо – «Наиболее доступен шестикратный бинокль, поскольку он часто встречается в продаже». 2. Фигура алогизма, резкая смена темы повествования: «Ко мне, знаете ли, приехала с ночным поездом дорогая гостья… мамаша моей жены. С нею прибыли мои племянницы… Прекрасные девушки. Весьма рад… очень сыро!» (Чехов).
АНАРХО-ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКОЕ течение – появилось в Хорватии после первой мировой войны. Поэты (А.Шимоч, Т. Усвич и др.) провозгласили бунт против буржуазной культуры и морали.
АНАФОРИЧЕСКИЙ ритм – выражается в анафоричности начала трёх строф (По холмам… По пескам… По волнам) и тождественности начал всех строк. Кроме первой (Под лучом… Сапожком… За плащом…).
АНАФОРИЧЕСКОЕ местоимение – местоимение, использованное после существительного, с которым оно связано, к которому отсылает.
Из вечных далей вещий вестник ворон,
Он реет и крылами веет полночь. К.Бальмонт
АНАХОРИЗМ – термин принадлежит А.Л.Лоуэллу (1917-1977), означает приписывание той или иной стране того, чего у неё нет: африканская тайга.
АНАЦЕНОЗИС – использование говорящим местоимения «мы» вместо «вы»: «А, милый юноша! – встретил его доктор. – Ну, как мы себя чувствуем?» (Чехов).
АНАЦИКЛИЧЕСКИЙ текст – такой текст, который одинаково читается в обоих направлениях, либо по целым словам, либо по целым слогам: шалаш, ротатор.
АНГЛИЙСКИЕ натуралисты – в 80-х гг. XIX в. в Англии появился жанр литературы – натурализм. Писатели-натуралисты не имели своей теории, как во Франции. Они в своём творчестве обсуждали острые социальные и политические проблемы. Своей заслугой они считали то, что их книги не стыдно будет читать молодой девушке.
АНГЛО-НОРМАННСКАЯ литература – литература, которую принесли в Англию в XI в. норманны после завоевания страны. Это была литература на франко- норманнском диалекте.
АНДЫЛЬЩИНА – у юкагиров полуимпровизированная любовная песня.
АНЕЗИС – добавление заключительной фразы, которая уменьшает эффект прежде сказанного.
Плачу. Вернее пишу, что слёзы
Льются… И.Бродский
А. – фигура уточнения. Она либо уточняет сказанное ранее, либо изменяет смысл на противоположный:
Хорошую ты себе жену нашёл… где-то.
Он очень умён. Как осёл.
Основные литературоведческие термины и понятия
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Основные литературоведческие термины и понятия.
Лирика- ЛИРИКА – род литературы, воссоздающий субъективные переживания автора и персонажа, их отношения к изображаемому. Речевой формой лирики обычно является внутренний монолог, преимущественно в стихах. Видами лирики являются сонет, ода, элегия, песня, эпиграмма и др., жанрами – гражданская, любовная, пейзажная, философская и т. п.
Драма- 1. Род искусства, имеющий синтетический характер (сочетание лирического и эпического начал) и принадлежащий равно литературе и театру (кино, телевидению, цирку и т. п.); 2. Собственно драма – вид литературного произведения, изображающий остроконфликтные отношения человека и общества. – А. Чехов «Три сестры», «Дядя Ваня», М. Горький «На дне», «Дети солнца» и др.
КОМЕДИЯ – один из видов литературного творчества, принадлежащих к драматическому роду. Действие и характеры В комедии ставят целью осмеяние безобразного в жизни. Комедия возникла еще в античной литературе и активно развивается вплоть до нашего времени. Различаются комедии положений и комедии характеров. Отсюда жанровое разнообразие комедии: социальная, психологическая, бытовая, сатирическая. Повест ь-вид эпического произведения, в котором преобладает повествовательное начало. Повесть раскрывает жизнь главного героя в пределах немногих эпизодов. Автор повести дорожит достоверностью описанного и внушает читателю мысль о его реальности. (А. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Капитанская дочка»; И. Тургенев «Вешние воды», А. Чехов «Степь» Повесть «Один день Ивана Денисовича» А.И.Солженицына; «Старик и море» Э.Хемингуэя.
КУЛЬМИНАЦИЯ – элемент сюжета: момент наивысшего напряжения в развитии действия произведения.
МОНОЛОГ – пространная речь действующего лица в литературном произведении, обращенная в отличие от монолога внутреннего к окружающим. Примером внутреннего монолога может служить первая строфа романа А. Пушкина «Евгений Онегин»: «Мой дядя самых честных правил…» и т. д.
САТИРА – 1. Своеобразный способ изображения действительности, имеющий целью обнаружение, наказание и осмеяние пороков, недостатков, изъянов общества и личности. Эта цель достигается, как правило, путем преувеличения, гротеска, карикатуры, абсурда. Жанры сатиры – басня, комедия, сатирический роман, эпиграмма, памфлет и т. п.; 2. Жанр лирики; произведение, содержащее обличение какого-нибудь лица или порока. – К. Рылеев «К временщику».
Эпиграф-– пословица, цитата, чье-либо высказывание, помещаемое автором перед произведением или его частью, частями, призванное указать на его замысел: «…Так кто ж ты наконец? Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Гете. «Фауст» – эпиграф к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Деталь художественная- это подробность, подчеркивающая смысловую достоверность произведения достоверностью вещественной, событийной – конкретизируя тот или иной образ.
ГРОТЕСК – художественный прием гиперболизированного нарушения пропорций изображаемого, причудливого соединения фантастического и реального, трагического и комического, прекрасного и безобразного и т. п. Гротеск может быть использован на уровне стиля, жанра и образа: «И вижу: // Сидят людей половины. // О, дьявольщина! // Где же половина другая?» (В. Маяковский).
Анафора- выразительное средство языка: повторение в начале стихотворных строк, строф, абзацев одних и тех же слов, звуков, синтаксических конструкций.
Антитеза – противопоставление характеров, событий, поступков, слов. Может быть использована на уровне деталей, частностей («Черный вечер, белый снег» – А. Блок), а может служить приемом создания всего произведения в целом. Таково противопоставление двух частей стихотворения А. Пушкина «Деревня» (1819), где в первой рисуются картины прекрасной природы, мирной и счастливой, а во второй – по контрасту – эпизоды из жизни бесправного и жестоко угнетенного русского крестьянина.
ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение свойств предмета, явления, качества с целью усилить впечатление.
Метафора- – слово или выражение, употребленные в переносном значении. Изобразительное средство языка, основанное на неявном сравнении. Основные виды метафор – аллегория, символ, олицетворение: «Гамлет, мысливший пугливыми шагами…» (О. Мандельштам).
Олицетворение – прием метафорического перенесения черт живого на неживое: «Река играет», «Дождь идет», «Тополь тяготится одиночеством» и т. п. Многозначный характер олицетворения раскрывается в системе других художественных средств языка.
СРАВНЕНИЕ – изобразительное средство языка; создание образа путем сопоставления уже известного с неизвестным (старого с новым). Сравнение создается с помощью специальных слов («как», «будто», «точно», «словно»), формы творительного падежа или сравнительных форм прилагательных:
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит. ( А. Пушкин )
Основные теоретико-литературные понятия
1. Художественная литература как искусство слова
Литература – это искусство слова, один из основных видов искусства. Литературой называют закрепленные в письменном слове художественные произведения. В отличие от живописи, скульптуры, музыки, танца, обладающих предметно-чувственной формой из какой-либо материи (краски, камень и т.п.) или из действия (звучание струны, движение тела), литература создает свою форму из слов, из языка, который, воплощаясь в звуках и в буквах, постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании. Именно в искусстве слова человек как носитель духовности становится объектом воспроизведения и постижения с различных точек зрения, главной точкой приложения художественных сил даже тогда, когда речь идет не непосредственно о нем, а об окружающем мире. В своих многообразных и многоаспектных проявлениях литература изучается различными отраслями литературоведения.
4. Литературные роды и жанры
Род – это один из основных разделов в систематике литературных произведений, определяющих три разные формы: эпос, лирика, драма.
Лирика – выразительный род литературы. Предметом является внутренний мир человека, его мысли и чувства. Жанры лирики: ода, стихотворение (пейзажная, гражданская, интимная, философская лирика), элегия, песня, дума, послание, эпиграмма.
Эпос – изобразительный род литературы. Предметом является реальная действительность в ее объективной, материальной данности: характеры, события, бытовая и природная среда, в которой существуют и взаимодействуют герои.
Жанры : малые форы ( рассказ, очерк, новелла ), средние формы ( повесть ), большие формы ( роман, роман-эпопея ).
Рассказ – повествование об одном событии из жизни человека; на единичном примере показывается столкновение характеров, взглядов; свойственна емкость деталей и глубина подтекста.
Очерк – небольшое повествование, рисующее нравы какой-либо среды, тот или иной человеческий тип; художественно-публицистический жанр.
Новелла – необычайное происшествие с динамичным развитием сюжета и его острыми поворотами.
Повесть – повествование о перипетиях человеческой жизни; на этом примере показываются какие-либо закономерности самой жизни.
Роман – повествование о множестве действующих лиц, чьи судьбы переплетаются; предмет изображения – жизнь в ее сложности и противоречивости.
Трагедия воссоздает острые, неразрешимые конфликты и противоречия, в которые вовлечены исключительные личности; непримиримое столкновение враждующих сил; одна из борющихся сторон гибнет.
Драма – изображение личности в ее драматических отношениях с обществом и тяжелых переживаниях; однако существует возможность благополучного разрешения конфликта сталкивающихся сил.
Комедия воспроизводит в основном частную жизнь людей с целью осмеивания отсталого, отжившего.
5. Основные литературные направления
Классицизм (XVII – начало ХIХ в.) Подражание образам античной литературы ; вера в разум рационализма; строгая иерархия жанров: высоких – трагедия, ода, эпопея ; низких – сатира, комедия, басня. Представители: Мольер, А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин.
Требование подчинения личных интересов человека общественному долгу.
Наличие гражданских мотивов.
Антагонистические противоречия в основе конфликта.
Трагическая заостренность конфликта.
Стремление подчеркнуть в человеке общее; сатирическая типизация.
Сентиментализм (2-я пол. XVIII в.) Приоритет чувства ; значимость понятия «естественного» человека; жанры: элегия, послание, эпистолярный роман, путевые заметки, дневники. Представители: С. Ричардсон, Л. Стерн, Ж.Ж. Руссо, Г.Э. Лессинг, Н.М. Карамзин.
Подчеркнутое внимание к духовному миру героев (в том числе принадлежащих к низшему сословию).
Приоритет естественного чувства над разумом.
Сочувствие к простому человеку.
Откровенность в обрисовке человека.
Система персонажей с одним главным героем.
Неизменяемость характеров действующих лиц.
Неотразимость и демонизм героя – «обаяние Зла».
Экзотика сюжета и места действия.
Тема рока (фатума) в судьбе героя.
Реализм (2-я пол. XIX в. – ХХ в.) Исследование человеческого характера в его связи со средой ; направленность на объективное, правдивое отражение жизни ; отражение глубины и широты охвата действительности; воплощение социально-критического начала; жизнеподобие : создание живого образа реальности; жанровая представленность: роман, повесть, эпопея, лироэпическая драма, лирика. Представители: О. Бальзак, Ч. Диккенс, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов.
Правдивое и достоверное изображение жизни.
Изображение исторически конкретного общества.
Изображение героя, типичного для данной эпохи и среды.
Мотивированность сюжетных коллизий и поступков персонажей.
Изображение жизни и характеров в развитии.
Переосмысление романтического конфликта «герой – общество».
Неразрешенность и неразрешимость конфликта (открытый финал).
6. Форма и содержание литературного произведения неотделимы друг от друга.
Содержание : тема, проблема, идея, конфликт, пафос.
Тема – круг событий и явлений, лежащий в основе художественного произведения, предмет художественного изображения (область отражения реальности).
Проблематика – перечень проблем.
Проблема – острое жизненное противоречие, точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным. Одна и та же тема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права – проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости).
Идея – сущность отношения писателя к жизни; главная обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения и выраженная в образной форме; авторское отношение к изображаемому; вариант решения главной проблемы. Выражается во всей художественной структуре произведения.
Конфликт – столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия.
Художественная форма : сюжет, композиция, центральные и второстепенные персонажи, характеры, приемы создания образов персонажей, пейзаж, интерьер, художественные детали, художественная речь.
Сюжет – совокупность событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность, ход событий, составляющий содержание художественного произведения.
Композиция – последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения.
Стадии развития действия
Экспозиция — условия, которые вызвали к жизни конфликт, общий фон действия, может быть прямой (в начале произведения) или задержанной (в середине или конце произведения).
Завязка — это событие, которое является началом действия.
Кульминация — наивысшая точка напряжения в развитии действия, высшая точка конфликта, когда противоречие достигает своего предела и выражается в особенно острой форме.
Развязка — исход событий. Это итоговый момент в создании художественного конфликта.
Эпилог — всегда заключает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев.
Лирическое отступление (внесюжетный, вставной элемент) — отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки на темы, мало или совсем не связанные с главной темой произведения. Они, с одной стороны, тормозят фабульное развития произведения, а с другой — позволяют писателю в открытой форме высказывать свое субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной теме.
Средства создания образа
1. Эпиграф к литературному произведению может указывать на основную черту характера героя.
5. Психологический анализ персонажа : подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений – внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души» (движение внутренней жизни героя).
6. Взаимоотношения персонажа с другими героями произведения.
натуралистический (портрет, скопированный с реально существующего человека);
психологический (через внешность героя раскрывается внутренний мир героя, его характер);
идеализирующий или гротескный (эффектные и яркие, изобилующие метафорами, сравнениями, эпитетами).
9. Пейзаж помогает лучше понять мысли и чувства персонажа.
10. Художественная деталь : описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы).
Образ автора – персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей, условный носитель авторской речи в прозаическом произведении. Не может отождествляться с писателем, так как является плодом творческого воображения последнего.
Автор-повествователь является одной из форм выражения образ автора.
Литературный герой – образ человека в художественном произведении. Часто употребляется в значении «персонаж», «действующее лицо». Дополнительный смысловой оттенок – позитивная доминанта личности, ее неординарность, исключительность.
Лирический герой – образ поэта (его лирическое «Я»), чьи переживания, мысли, чувства отражены в лирическом произведении. Лирический герой не тождествен биографической личности.
7. Язык художественного произведения:
художественная лексика : тропы (слова и выражения, употребленные в переносном значении), группы слов определенного происхождения и сферы употребления;
синтаксические фигуры : повтор, параллелизм, антитеза, инверсия, риторические вопросы, обращения, восклицания;
эвфония (особенности звучания): благозвучие, ритм, рифма, анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс, диссонанс, звуковые повторы.
Тропы (изобразительно-выразительные средства)
Эпитет – образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление.
Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве.
Сравнение – сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак.
Гипербола – художественное преувеличение.
Аллегория – перенесение значений одного круга явлений на другой, например с мира людей на мир животных, иносказание.
8. Проза и поэзия: сходство и различие
В основе создаваемого художественного мира
Действительность в предельно объективизированной оценке писателя; осваивается повседневное бытие людей в его сложности и многогранности; тяготеет к изображению событий, характеров, деталей, которые организуются в сюжет
Субъективное отношение личности к миру; отражаемое детализируется ради выражения отношения к нему. Не ставит задачу передать развитие событий и характеров
Форма отражения действительности
Эпическая. На первом плане – события; переживания либо упоминаются, либо о них приходится только догадываться
Лирическая. На первом плане – переживания. Только через них можно представить события, вызвавшие эти переживания
Важнейший элемент произведения. Внешние обстоятельства воспроизводятся с возможной определенностью и последовательностью
Практически отсутствует. Задача передать развитие событий и характеров не ставится
Определяется сюжетными ходами
Подчинена движению чувств лирического героя
Характер проявляется предметно, в деталях, во взаимодействии с другими характерами. В центре – образ-характер
Характер изображается в отдельных проявлениях и отдельных переживаниях. В центре – образ-переживание
Занимают существенное место
Встречаются редко; крайне лаконичны
Своеобразие художественной речи
Художественная речь – средство описания, изображения предметного мира; используется лексика в богатстве ее предметных значений (фонетика и синтаксис носят вспомогательное значение). Характерно взаимодействие различных речевых планов (автора, рассказчика, персонажей)
Художественная речь – средство передачи экспрессивных эмоций; используется лексика экспрессивного характера; большое значение придается средствам поэтической фонетики и синтаксиса
Стихотворный размер – последовательно выраженная форма стихотворного ритма. Определяется числом слогов, ударений или стоп.
Дактиль – трехсложный размер с ударением на первом слоге. | ` _ _ |.
Амфибрахий («окруженный») – трехсложный размер с ударением на втором слоге. | _ ` _ |
Анапест («перевернутый, отраженный») – трехсложный размер с ударением на третьем слоге. | _ _ ` |
Ритм – повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых, интонационных, синтаксических особенностей; периодическое повторение каких-либо элементов стихотворной речи через определенные промежутки; упорядоченность ее звукового строя.
Рифма – повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк.
Строфа – повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм; сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединенное определенной системой рифмовки; дополнительный ритмический элемент стиха.