Что такое литературная форма

Литературные формы

Литературные формы — группы литературных произведений, объединенных теми или иными формальными и только формальными свойствами (в отличие от литературных жанров, выделение которых основано на совокупности формальных и содержательных признаков). Граница между формами и жанрами проницаема и исторически изменчива: так, сонет, на ранних стадиях своего существования тяготевший к жанровой природе (т.е. к довольно определенному кругу тем и образов), к XX веку сохранил только некоторые элементы формальной структуры (14 стихотворных строк с определенным строфическим рисунком), тогда как моностих, исходно характеризующийся единственным формальным признаком (однострочное стихотворение), в творчестве Владимира Вишневского приобретает свойства авторского жанра. Споры между сторонниками формального и жанрового понимания хайку сопровождают этот вид стихотворной миниатюры на протяжении всей истории ее существования в западной литературной традиции.

В силу большей конвенциональности, канонизированности формы в поэзии формальная группировка проходит легче, чем в прозе. В то же время можно говорить о литературных формах в драматургии (например, одноактные пьесы в их противопоставлении многоактным или монопьесы в отличие от пьес с большим количеством действующих лиц). К литературным формам следует отнести и такое явление, как палиндром (в тех случаях, когда речь идет об авторском художественном произведении, а не об отдельном палиндромическом слове, существующем в языке), поскольку палиндромический текст может быть как стихотворным, так и прозаическим.

Полезное

Смотреть что такое «Литературные формы» в других словарях:

Литературные издательства — (русские). В классовом обществе литературные издательства неизменно участвуют своей продукцией в борьбе классов, обслуживая их идеологические потребности. Наряду с церковью, школой, периодической прессой современные буржуазные литературные… … Литературная энциклопедия

Литературные энциклопедии — и словари, справочные издания, содержащие систематизированный свод литературоведческих знаний и сведений из мира художественной литературы: биобиблиографические очерки о писателях, истории литератур и направлений, указатели содержания… … Большая советская энциклопедия

Литературные и художественные произведения — (1) Термин литературные и художественные произведения охватывает любую продукцию в области литературы, науки и искусства, вне зависимости от способа и формы ее выражения, включая: книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения … Официальная терминология

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ И ВЛИЯНИЯ — ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ И ВЛИЯНИЯ, одна из главных особенностей литературного процесса, заключающаяся в постоянном взаимодействии литератур, в усвоении (и преодолении) одной литературой художественного опыта другой. Различают: литературу, оказывающую… … Литературный энциклопедический словарь

Литературные салоны и кружки — с сер. 18 в. оригин. форма проявления интеллект. и лит. худож. жизни образов. части рус. об ва. Л. С. явление послепетровской эпохи, их возникновение связано с европеизацией форм обществ. жизни при Петре I. Л. С. устраивались в частных домах;… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

литературные направления — 1) классицизм время: XVII – начало ХIХ в.; типичные представители: П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Лафонтен, Н. Буало, Мольер, А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин; стилеобразующие особенности:… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

литературные направления — 1) классицизм (время: XVII – начало ХIХ в.; типичные представители: П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Лафонтен, Н. Буало, Мольер, А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин; стилеобразующие… … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

Объединения литературные — объединения писателей, в основе к рых лежит единство политических и идеологических установок, но часто возникают объединения и более случайного порядка. Литературные объединения неотъемлемая особенность лит ой жизни. Они облегчают обмен опытом… … Литературная энциклопедия

Влияния литературные — ВЛИЯНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫЕ. Борьба классов основной закон социального бытия. Каждая общественная группировка живет и развивается под непрерывными воздействиями извне. Отстаивая права на самостоятельное развитие, она стремится эти внешние воздействия… … Литературная энциклопедия

Возвратные и невозвратные формы — 1. Варианты типа вдали белеется парус – вдали белеет парус (с возвратной и невозвратной формами глагола, имеющими одинаковое значение «быть видным своим цветом, выделяться им») различаются тем, что в возвратном глаголе указанный признак… … Справочник по правописанию и стилистике

Источник

Содержание и форма. Поэтика

Содержание:

Литературное произведение можно рассматривать с двух сторон, имея в виду форму и содержание.

Что такое литературная форма. Смотреть фото Что такое литературная форма. Смотреть картинку Что такое литературная форма. Картинка про Что такое литературная форма. Фото Что такое литературная форма

Форма

Форма – это то, как это содержание подается читателю.

Что такое литературная форма. Смотреть фото Что такое литературная форма. Смотреть картинку Что такое литературная форма. Картинка про Что такое литературная форма. Фото Что такое литературная форма

Форма – явление не такое уж и простое. Она имеет две функции:

Сюжет

Сюжет – сцепка событий, развивающая замысел, раскрывающая сущности и конфликт героев. С помощью сюжета в динамике обозначается сущность характеров и явлений. Сюжет – это поступки и связи, симпатии и антипатии, история роста или деградация персонажа. В традиционном понимании это ход событий книги, ее динамика во времени и пространстве.

Говоря о сюжете, необходимо упомянуть о его постоянных элементах: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал (эпилог).

Кажется, что все произведения строятся точно по этой схеме. В них обозначается круг лиц, выбирается центральное лицо, рассказывается о его быте и окружении, возможно, детстве и взрослении, далее постепенно нарастает накал: он ищет выход из сложившегося конфликта, и история чем-то заканчивается. Но этот каркас применяет не каждый писатель: иногда история начинается с гибели главного героя. Множество примеров историй, когда история внезапно обрывается (открытый финал). В последнем случае окончаний истории может быть несколько, их читатель додумывает сам.

Однако в любом авторском тексте всегда можно найти основной конфликт (фабулу), выражаемый в событиях, и главные точки, вокруг которых концентрируется сюжет, узловые точки – завязка, кульминация и развязка.

Что такое литературная форма. Смотреть фото Что такое литературная форма. Смотреть картинку Что такое литературная форма. Картинка про Что такое литературная форма. Фото Что такое литературная форма

Содержание

Содержание – это то, о чём повествуется в произведении.

— в книге приводятся реальные факты из человеческой жизни и непридуманные конкретные ситуации.

Тема – перечень событий и явлений в основе художественного произведения, область отражения реальности.

Проблематика – все проблемы, поднимаемые автором.

Проблема – точка напряженности между реальностью и желаемым. Из одной и той же темы можно вывести разные проблемы (тема крепостного права –проблема несвободы личности, развращения, социальной несправедливости).

Идея – суть отношения автора к жизни; обобщающая мысль в основе художественного произведения, авторское отношение к изображаемому.

Конфликт – столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и правил.

Поэтика

Поэтика – важная часть литературоведения. Это учение о структуре художественного текста отдельного произведения и всего творчества автора (например, поэтика Л.Н. Толстого) или литературного направления (поэтика реализма), или целой литературной эпохи (поэтика литературы XIX века).

Что такое литературная форма. Смотреть фото Что такое литературная форма. Смотреть картинку Что такое литературная форма. Картинка про Что такое литературная форма. Фото Что такое литературная форма

Эта отрасль тесно связана и с теорией, и с историей литературы, и с критикой.

Рассматривая теорию литературы, говорят о термине ОБЩАЯ ПОЭТИКА – науке о структуре произведения.

В истории литературы – ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА изучает художественные явления в развитии:

Поэтика находит свое отражение и в литературной критике, там у нее свои определенные принципы и законы. Это ПОЭТИКА ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ.

Источник

Sum IP

Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

Форма и содержание произведения

О том, что такое форма и содержание произведения начали говорить и спорить в литературоведении. Но сегодня доктрина о форме и содержании произведения – одна из ключевых в системе авторского права. В юриспруденции эта теория позволяет разграничить охраняемые и неохраняемые элементы произведения.

Основной тезис учения о форме и содержании произведения как объекта авторского права заключается в следующем:

Авторское право охраняет форму произведения, но не его содержание.

Содержание произведения – это идеи и принципы, которые положены в основу произведения. Структура самого содержания зависит от вида произведения. В упрощенном виде можно привести следующие примеры:

Форма произведения – это то, как автор выразил идеи, положенные в основу произведения. В отличие от содержания форма объективна. Часто выделяют внутреннюю и внешнюю форму произведения.

Что такое литературная форма. Смотреть фото Что такое литературная форма. Смотреть картинку Что такое литературная форма. Картинка про Что такое литературная форма. Фото Что такое литературная форма

Внешняя форма произведения – это язык, которым написано произведение. В литературном произведении внешняя форма – это сам текст, в изобразительном – само изображение. Внешняя форма может быть скопирована без каких-либо интеллектуальных усилий, в т.ч. без участия человека, техническими средствами.

Внутренняя форма – это система образов, художественных средств, с помощью которых написано произведение. В определенном смысле внутренняя форма – это связующее звено между внешней формой и содержанием, но внутренняя форма охраняется авторским правом. Скопировать внутреннюю форму, не использовав при это внешней, без приложения интеллектуального труда невозможно.

Форма и содержание произведения могут быть проиллюстрированы на следующем примере. Перед Вами эпиграф к книге Эрнеста Хемингуэя “По ком звонит колокол” на английском и русском языке.

No man is an Iland, intire of it selfe; every man is a peece of the Continent, a part of the maine; if a Clod bee washed away by the Sea, Europe is the lesse, as well as if a Promontorie were, as well as if a Mannor of thy friends or of thine owne were; any mans death diminishes me, because I am involved in Mankinde; And therefore never send to know for whom the bell tolls; It tolls for thee.

Что такое форма выражения произведения?

Форма и содержание произведения – элементы произведения как нематериального объекта. От формы произведения как элемента нематериального следует отличать форму выражения произведения. Форма выражения – это материальная форма, в которой выражено произведение. Существуют следующие формы выражения произведения:

Форма и содержание произведения: поясняющие схемы

Что такое литературная форма. Смотреть фото Что такое литературная форма. Смотреть картинку Что такое литературная форма. Картинка про Что такое литературная форма. Фото Что такое литературная форма

Схема №1. Охраняемые и неохраняемые элементы произведения

Что такое литературная форма. Смотреть фото Что такое литературная форма. Смотреть картинку Что такое литературная форма. Картинка про Что такое литературная форма. Фото Что такое литературная форма

Схема №2. Формы выражения произведения

Полезные ссылки по теме “Форма и содержание произведения”:

1. Реферат “Форма и содержание произведения в литературоведении”.
2. Статья доктора юридических наук, профессора Э.П. Гаврилова “Авторское право и содержание произведения”.

Источник

Литературные формы

Из Википедии — свободной энциклопедии

Литературные формы — группы литературных произведений, объединенных теми или иными формальными и только формальными свойствами (в отличие от литературных жанров, выделение которых основано на совокупности формальных и содержательных признаков). Граница между формами и жанрами проницаема и исторически изменчива: так, сонет, на ранних стадиях своего существования тяготевший к жанровой природе (т.е. к довольно определенному кругу тем и образов), к XX веку сохранил только некоторые элементы формальной структуры (14 стихотворных строк с определенным строфическим рисунком), тогда как моностих, исходно характеризующийся единственным формальным признаком (однострочное стихотворение), в творчестве Владимира Вишневского приобретает свойства авторского жанра. Споры между сторонниками формального и жанрового понимания хайку сопровождают этот вид стихотворной миниатюры на протяжении всей истории её существования в западной литературной традиции.

В силу большей конвенциональности, канонизированности формы в поэзии формальная группировка проходит легче, чем в прозе. В то же время можно говорить о литературных формах в драматургии (например, одноактные пьесы в их противопоставлении многоактным или монопьесы в отличие от пьес с большим количеством действующих лиц). К литературным формам следует отнести и такое явление, как палиндром (в тех случаях, когда речь идет об авторском художественном произведении, а не об отдельном палиндромическом слове, существующем в языке), поскольку палиндромический текст может быть как стихотворным, так и прозаическим.

Источник

Содержание и форма. Поэтика

Определения

Объяснение и примеры

Вопрос формы и содержания кажется очень простым: форма литературного произведения — это его внешняя оболочка, а содержание — внутреннее наполнение. Что же тут сложного? При такой постановке вопроса кажется, что приоритеты расставить легко: главное — это содержание, а какая у него форма — это не так уж важно.

Однако на самом деле всё обстоит гораздо сложнее.

Содержание и форма неразделимы, это единое целое. Читая литературное произведение, мы воспринимаем текст и извлекаем из него смысл. Каким будет этот смысл, зависит от формы. Изменив форму, мы получаем другое содержание.

Пример

Мы можем сказать, что «Илиада» Гомера — это история о Троянской войне. В каком-то смысле так оно и есть, но разве такое суждение даёт представление об этой поэме? Более подробный пересказ позволит нам ознакомиться с действующими лицами и событиями «Илиады», но непосредственно поэма пройдёт мимо нас. Нравится ли нам, как пишет Гомер? О чём повествуется в «Илиаде»? Об этом придётся делать выводы с чужих слов, в верности которых можно усомниться.

Ещё одна сложность заключается в том, что каждый элемент литературного произведения может быть одновременно и содержанием, и формой.

Что такое литературная форма. Смотреть фото Что такое литературная форма. Смотреть картинку Что такое литературная форма. Картинка про Что такое литературная форма. Фото Что такое литературная форма

Л. Н. Толстой, говоря о своём романе «Анна Каренина», отметил: «Если же я бы хотел сказать словами всё то, что имел в виду выразить романом, то я должен бы был написать роман тот самый, который я написал, сначала».

Поэтика

Вопросами формы (и неразрывно связанного с ней содержания) занимается поэтика. Можно назвать три значения термина «поэтика»:

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что важнее — форма или содержание литературного произведения?

Ответ. Форма и содержание неразрывно связаны и одинаково важны.

Поясните единство формы и содержания на примере фрагмента стихотворения А. А. Ахматовой «Сжала руки под чёрной вуалью. »:

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдёшь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

Ответ. В этом фрагменте каждое слово наполнено гораздо более глубоким содержанием, чем кажется на первый взгляд. «Задыхаясь» и «крикнула» обозначают степень волнения героини. Её слова «Уйдёшь, я умру» — преувеличение, но сама героиня искренне верит в это. Герой же отстранён, что символизирует его спокойная и жуткая улыбка. Холодная реплика героя контрастирует со страстным волнением героини. Сила впечатления от прочтения этого фрагмента во многом обусловлена его краткостью. Такое содержание могло быть выражено только в этой форме.

Обозначьте основные черты эстетики творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Ответ. Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина наполнены сатирой и гротеском, что позволяет ему высмеивать недостатки жизни общества в своей манере.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объективное— автор отображает общественно-историческую действительность с высоким уровнем правдивости. Герой воплощается в художественном тексте как человек своей эпохи, этноса и сословия.
Субъективное— тенденция противоположная предыдущей. Видна оценка автора, выражены не только мысли литературного героя, но и суждения автора. Читатель видит идейно-эмоциональное отношение автора к действительности. к ней (в опосредованной форме, при воссоздании жизненных ситуаций).
Непосредственное