Что такое литания в православии
Лития́
Лития́ (от греч. λιτή, усердное моление) – в православном богослужении в современной практике:
«Нынешний устав знает четыре вида литии, которые по степени торжественности можно расположить в таком порядке:
а) «лития вне монастыря», положенная на некоторые двунадесятые праздники и в Светлую седмицу пред литургией;
б) лития на великой вечерне, соединяемой с бдением;
в) лития по окончании праздничной и воскресной утрени;
г) лития за упокой после будничной вечерни и утрени.
По содержанию молитвословий и чину эти виды литии очень различны между собою, но общее у них именно исхождение из храма. Исхождение это в первом виде (из перечисленных) литии бывает полное, а в остальных неполное. Но там и здесь совершается оно ближайшим образом с целью выразить молитву не только словами, но и движением, переменить ее место для оживления молитвенного внимания; дальнейшею целью литии является выражение – удалением из храма – нашего недостоинства молиться в нем: «мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными… подобно Адаму, мытарю, блудному сыну». Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв.
Наконец, в литии Церковь исходит из своей облагодатствованной среды во внешний мир – в собственном смысле – или же в притвор, как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в Церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (о всем мире) литийных молитв».
Сущность и значение Литии
Важной частью православной службы является лития. Лития от греч. литэ, усердное моление, по церковному словоупотреблению означает моление вне храма. По содержанию молитвословий и чину виды литии очень различны между собою, но общее у них именно исхождение из храма.
Святитель Симеон Солунский говорит:
«Лития совершается в притворе в праздничные дни и субботы, а во время какой-нибудь нашедшей язвы или несчастия поется при стечении народа или среди города, или вне его, около стен»
Исхождение литии бывает полное (это в первом виде), а в остальных неполное. Но там и здесь совершается оно главным образом с целью выразить молитву не только словами, но и движением, переменить ее место для оживления молитвенного внимания; дальнейшею целью литии является выражение — удалением из храма — нашего недостоинства молиться в нем: «мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными… подобно Адаму, мытарю, блудному сыну». Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв.
Наконец, в литии Церковь исходит из своей обладающей благодатью среды во внешний мир — в собственном смысле — или же в притвор, как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в Церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (о всем мире) литийных молитв.
По первоначальному назначению лития была молитвою во время общественных бедствий в местах, поражаемых или угрожаемых ими; такою была лития и в уставе Великой Константинопольской церкви, и в Западной Церкви только таким молениям усвояется имя литии. Но рядом с этими литиями существовали уже в III в. очень близкие к ним моления радостно-торжественного характера, состоящие, как и те, в загородных процессиях, которым впрочем не усвоялось имя литий и литаний.
Особое развитие эти процессии получили в Иерусалимской Церкви, где они совершались, должно быть, сначала праздниками в ознаменованные празднуемыми событиями, а затем, уже в IV в., стали принадлежностью каждой воскресной вечерни; эта лития (тоже не называвшаяся так) состояла в простом повторении второй, молитвенной, части вечерни, в разных св. местах.
Нынешние литии перед литургией — остаток праздничных иерусалимских литий, а на вечерне и утрени — прямое наследие воскресно-вечерней литии, принявшей, под влиянием Великой церкви и древней повсеместной практики, элементы из покаянно-молитвенной литии.
Лития на великой вечерне слагается из трех элементов: обрядов, песней и молитв.
Обряд литии состоит в торжественном выходе священнослужителей и народа в притвор.
Так как «притвор назначается для кающихся и оглашенных», то «Церковь, как бы нося образ кающихся и оглашенных, смиряясь пред Богом и испрашивая Его помилования, совершает в притворе некоторую часть службы». «Стоя пред священным храмом, как бы пред небесными вратами, умоляем Его».
Выход этот — настолько существенная принадлежность литии, что в славянских рукописях Иерусалимского Типикона вместо термина лития постоянно употребляется «исхожение». Этот выход совершается по чину, близкому к вечернему входу. Священник с диаконом, как и там, выходят северными дверьми, при закрытых (по Служебнику) св. дверях.
Диакон идет рядом со священником, держа кадило. Пред ними несут два светильника. Певчие следуют за священнослужителями. Все это совершается при пении положенных на литии стихир. По приходе в притвор диакон «кадит св. иконы, настоятеля и лики и становится на своем месте», т. е. впереди священника немного направо.
Что такое лития в православии?
Многие церковные термины не имеют широкого употребления в обычной жизни даже воцерковленных православных христиан. Но иногда, сталкиваясь с ними, верующие чувствуют себя неловко, как будто что-то упустили и недопоняли. Поэтому постепенное изучение церковной терминологии, поможет избежать подобных моментов и смущения.
Лития
Понятие «лития» в современной практике православного богослужения имеет два существенно отличающихся значения:
Объединяет эти два совершенно разных понятия то, что совершается это моление именно вне храма. Исхождение из храма может быть полным, а может быть не полным. Суть выхода из храма в том, чтобы обратиться к Богу не только словами, но и действием, движением, чтобы оживить молитвенное внимание, которое могло притупиться во время постоянного стояния.
Виды литии
Знаменитый российский богословский теоретик профессор Михаил Николаевич Скабалланович, который трудился над практическим пособием для священнослужителей и написал множество книг по церковно-общественным вопросам в 1898-1931 годах, посвятил литии главу своего труда.
Он определил, что в уставе православной церкви существует четыре вида литии, различающихся по степени торжественности:
Все эти типы очень отличаются по содержанию молитв и чину их совершения. Но, как уже было сказано, все они совершаются по исхождению из храма.
Полное исхождение – в первом виде. Неполное – в трех остальных.
Фото: Radiovera.ru
Выход и удаление из храма производится не только с целью усиления молитвы, но и для того, чтобы удалением из храма показать то, что в силу своей греховности люди осознают недостойными себя молиться в Доме Господнем, и при этом раскаиваются в своих грехах, как Адам, мытарь и блудный сын стояли и каялись перед вратами небесными. Поэтому литийные молитвы частично – покаянные и скорбные.
И третий смысл исхода из церкви – это то, что те, кто воцерковлен, выходят во внешний мир из благодатного мира храма. Они несут молитвенную миссию по привлечению тех, кто не принят в православную Церковь, показывают им определенный пример.
Стоит отметить, что все эти смыслы носят уже символический, традиционный характер, и не понимаются напрямую. Но то, что во время литии читаются вселенские и всенародные молитвы, обо всем мире, это осталось в неизменном виде со времен Византии.
Симеон Солунский о литии
Литийные молитвы осветил в своих трудах и великий поборник православия, живший в 14 веке, Симеон Солунский, служивший архиепископом перед турецким нашествием, перед падением Восточной Римской Империи.
Лития совершается в притворе в праздничные дни и субботы, а во время какой-нибудь нашедшей язвы или несчастия поется при стечении народа или среди города, или вне его, около стен
История литии
История уходит в первые века после восшествия Иисуса Христа. Так, в 3 веке литией называли молитвы в местах, где происходят какие-либо массовые бедствия. Согласно существовавшим в то время понятиям, лития проводилась при угрозе болезней, засухи и других жизненно важных напастей на общество с выходом на место возможного катаклизма. В Константинополе и Западной церкви такое понятие сохраняется до сих пор.
Но там же, в 3 веке совершались и другие моления с выходом из храма – радостно-торжественные, которые тоже проводились с выходом из церкви, но, стоит отметить, что их не называли литии.
В Иерусалимской церкви процессии вне храма приобрели большое применение. Сначала – по праздникам, а потом стали частью каждой вечерни по воскресеньям. Именно отсюда и остались в современной литургии как часть перед ее началом – литии.
Элементы литии на великой вечерне
Существуют три элемента молений вне храма на великой вечерне:
Обряд заключается в выходе священников и всех присутствующих на богослужении, в притвор. Он осуществляется священниками через северные двери, при закрытых Святых вратах.
Песнопения совершаются именно во время выхода по положенным стихирам. В это же время проводится каждение.
После того, как священник становится в притворе, читаются молитвы.
После этого описания каждый, кто присутствует на великой вечерне, понимает, когда совершается лития. Таким образом, зная смысл, элементы и порядок литии, каждый молящийся осознает, что в этот момент он молится о всем мире, чтобы обошли его беды и несчастья. Таково предназначение литии.
Что такое лития в православии и когда ее заказывают
Лития в богослужении — служба, совершаемая усиленной молитвой вне храма по случаю бедствий или по усопшему. Греческое слово «лития» в православии означает усердная молитва, совершаемая вне стен храма.
Первоначально назначением литии была общая молитва людей в районах стихийных бедствий, военных и террористических угроз.
История появления общих молитв
Великая Константинопольская церковь проводила общие молитвы, которые были утверждены Уставом, при возникновении бедствий или их угроз для всего общества. Затем и Западная Церковь вводит понятия общих молитв при бедствиях, которое существовало на практике с третьего столетия.
Отличием общих молений того времени от современных богослужений является их характер. В прошлом моления носили радостно — торжественную форму. Иерусалимская Церковь четвертого века практиковала общенародные процессии, в которых молитвенная служба вечерни совершалась по всем святым местам города. Церковь Иерусалимская все вечерни в воскресенье заканчивала общей усердной молитвой.
Ныне с первоначальных прошений остался небольшой остаток, состоящий из молитвы, нескольких песен. При этом священники выходят не во двор, а только в притвор. При литии обязательным является движение, полный или неполный выход из церкви.
Понятие литии часто заменяют словом «исхождение», во время которого священники и дьякона выходят через северные ворота, обязательно при этом закрыв Святые двери центрального входа.
Дьякон находится около священника, он держит кадило. Впереди процессии служки несут светильники. Хор певчих сопровождает священнослужителей.
При выходе из храма дьяконом производится каждение икон и ликов святых. Выходя из святого места, храма, миряне смиренно показывают, что они признают себя блудными детьми, стоящими перед порогом дома, перед престолом Бога.
Этому действию свойственно покаяние и скорбь. Выход священства из храма в притвор символизирует Благодать, дарованную Богом — сошествие Иисуса Христа на грешную землю.
Вторым немаловажным смыслом выхода священства за пределы храма является явление среды, наполненной благодатью, внешнему миру.
Читайте о покаянии:
Всеобщая молитва может носить как всенародный, так и вселенский характер.
Два вида литии
Церковные служения разделены на несколько частей. Каждому христианину необходимо знать, что такое лития в богослужении, чтобы подготовиться к ней соответствующим образом.
Читайте о других богослужениях в храме:
Общая молитва для мирян служится в двух разных чинах:
Каждый чин имеет свое назначение, объединяет их символический выход священников из церкви в притвор, специальную пристройку, где молятся оглашенные или некрещеные.
Заупокойная лития для мирян чаще читается на кладбище около могилы почившего человека. Усердные молитвы об умершем отличаются от панихиды временем их проведения, но имеют ту же миссию.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй. (12 раз)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.
Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.
Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй (Трижды), благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя), и сотвори ему вечную память.
Вечная память. (Трижды)
Душа его во благих водворится, и память его в род и род.
Вечерняя лития
Вечерняя лития совершается в субботу или по праздникам во время всенощного служения.
После ектеньи звучит вечерняя молитва Господу.
Во время вечерней службы по древнему христианскому обычаю, чтобы уберечь свой край от бедствий, люди выходили с молитвами перед Богом, неся впереди процессии хоругви и образа.
Торжественное молитвенное шествие проходило через площади, улицы города, порой совершая ночные обхождения населенных пунктов по всему периметру.
Усиленными прошениями народ со смирением взывает к Господу, моля Его о прощении, милости и покрова перед надвигающимися бедствиями.
Христиане должны иметь крепкую веру в то, что во время таких общих взываний Господь дарует своему возлюбленному народу просимые благословения:
Христиане признают себя грешниками, поэтому в молитвах просят заступничества и помощи у Пречистой Богородицы, всех святых, начиная с Иоанна Предтечи и оканчивая покровителем храма, хранителем его. Люди провозглашают свою веру в Честный Крест, признавая Его Животворящую силу.
Все православные, принимающие участие в общей молитве, мысленно сливаются духом в единстве Церкви:
Во время торжественной литии несутся в небеса благодарения за Творца, духовных отцов, свой храм, населенный пункт.
Многие христиане во время торжественного общего моления просят Всевышнего о путешествующих в других странах, об исцелении от неизлечимых человеческими силами болезней, об освобождении плененных дьяволом всякими зависимостями и находящихся в явном плену.
Когда читается заупокойная лития
После приготовления усопшего человека к похоронам, усердные молитвы совершаются несколько раз:
Во дворе дома, где собираются люди, желающие проводить покойника в последний путь, исполняют песни «Премудрость» и «Чистейшая». При отсутствии, по каким либо причинам, священника на похоронах, чин литии может быть прочитан мирянином как около дома, так и на кладбище.
Порядок проведения последнего служения усопшему прост.
Трисвятое, по Отче наш.
Со духи праведных скончавшихся души раб Твоих, Спасе, упокой, сохраняя их во блаженней жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и души раб Твоих, яко Един еси Человеколюбец.
Слава: Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и души раб Твоих упокой.
И ныне: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душам их.
Ектения: Помилуй нас Боже…
Хор: Господи помилуй. (Трижды)
Иерей: Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имярек), и о еже проститися им всякому прегрешению, вольному же и невольному.
Хор: Господи помилуй. (Трижды)
Иерей: Яко да Господь Бог учинит души их, идеже праведнии упокояются.
Хор: Господи помилуй. (Трижды)
Иерей: Милости Божия, Царства Небеснаго, и оставления грехов их, у Безсмертного Царя и Бога нашего просим.
Иерей: Господу помолимся,
Хор: Господи помилуй.
Возглас: Яко Ты еси Воскресение, и живот, и покой усопших рабов Твоих…
Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.
Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, создавый мя и рекий ми: яко земля еси и в землю отыдеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Иерей: Покой, Господи, души усопших раб Твоих.
Хор: Покой, Господи, души усопших раб Твоих.
Иерей: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Хор: И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Иерей: Премудрость. Пресвятая Богородице, спаси нас.
Хор: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Иерей: Слава Тебе Христе Боже, упование наше, Слава Тебе.
Хор: Слава и Ныне. Господи помилуй (трижды), благослови.
Живыми и мертвыми обладаяй, Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш…
Иерей: Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим (имярек) и сотвори им вечную память.
Хор: Вечная память (Трижды). Души их во благих водворятся, и память их в род и род.
Отличие литии от панихиды
Заупокойная лития служится только в день похорон усопшего.
Панихида совершается в храме, как правило, после Литургии, время ее проведения уточняется у священнослужителей.
Как на панихиду, так и проскомидию, записки об умерших людях можно подавать регулярно в течение всего времени.
Великий экзамен
Перевод этой проповеди иеромонаха Арсения (Боки) мы посвящаем 25-летию со дня кончины этого великого духовника и исповедника веры Христовой.
Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
(Мк. 8: 34; Лк. 9: 23)
Приступим же к литании [1] этой заповеди и первого условия следования Христу.
Быть христианином значит больше, чем доктринально принадлежать к христианству. Верить во Христа значит больше, чем означают сами эти слова. Это значит вот что – переселиться из себя в Него; это значит сделать Его своим сердцем; это значит пройти в жизни через такой момент, такой миг, когда ты реально встретился со Христом, – миг, для объяснения которого другим людям тебе не хватит и всей жизни.
Впрочем, это и служит признаком того, что ты – прозелит Христов, что ты посвятил себя Ему безвозвратно. Всё твое последующее время не что иное, как разворачивание этого мига, как решение, богатство которого уже не иссякает. Пока ты не отвергся себя, ты – сухой колодец, а если отвергся и посвятил себя Христу, Он сделал тебя источником воды живой.
Я не знаю большей победы на свете, чем отвергнуться себя, – это опытное переживание свободы духа.
Отсюда нас выводит Христос. А когда это происходит? Когда мы познаём Христа как сердце сердца нашего, как душу души нашей. А познать Его мы можем только в любви и радости, которые ощущаем, когда отказываемся от своего «я» и пребываем лицом к лицу с Ним.
Мы обещаем следовать Христу – в великом внутреннем странствии своего возвращения к Отцу, и согласно нашему простому решению Божественный Промысл постепенно осуществляет это наше желание. Так мы подходим к первому вступительному экзамену – экзамену креста. До сих пор мы были некоей суммой земных желаний и уступок, немного – если не много – затемнявших образ Христа в нашей жизни. Итак, здесь крест – это линия перед желаниями нашими, поперек которых Бог проводит черту.
Промысл, преследуя извечный наш интерес, вносит в наши расчеты Божественные поправки. Всю эту корректуру мы переживаем как опыт креста. Должно пройти немного времени, чтобы мы пришли в себя и поняли, что как «случилось», так и было лучше всего, а не как хотелось бы нам, глядя из нашего узкого угла зрения. Это страдание, постепенно упрощающее нашу жизнь, ставящее перед нашими глазами условие креста, является символом нескончаемой возможности совершенствования.
«Мы живем в несчастьях, потому что являемся творениями собственного “я”, которое жестоко, узко сердцем и не излучает никакого света, а для вечности слепо. У “я” нет ничего, кроме собственных шумов и пронзительных криков; на его струнах никогда не вибрирует музыка вечности. Вздохи недовольства и уныния, напрасные всхлипывания по прошлому, заботы и тревоги о будущем – вот что волнует наши зачахшие сердца, потому что мы не нашли своих душ и Дух Божий еще не раскрылся в нас.
“Отче, изгладь мои грехи!” – ибо, согрешая, человек вбирает в себя участь ограниченного. Грех – это поражение души нашим “я”. Это опасное до губительности средство, в котором человек рискует всем, чтобы выиграть очень мало. Грех затемняет истину и замутняет ясное око совести. В грехе мы ищем удовольствий не потому, чтобы они были воистину достойными желания, а потому, что такими нам их рисует красный свет страсти. Мы хотим чего-то не потому, что это велико само по себе, а потому, что наша алчность преподносит нам это чрезмерным и по видимости великим. Эти преувеличения и искажения перспективы на каждом шагу разрушают гармонию нашей жизни. Мы утрачиваем правильное мерило ценности вещей и позволяем ввести себя в заблуждение различным и противоречивым житейским интересам.
Тщетные усилия человека привести все элементы своего естества в единение с Всевышним и под Его владычество – вот что заставляет его испытывать мучения от разлуки с Богом и горячо молиться: “О Боже, Отче, изгладь все грехи мои! Изгладь заблуждения моего «я»!”
Внутренний свет – вот что раскрывает ему подлинную его сущность. Когда этот внутренний свет зажегся, тогда ты вмиг познаёшь, что для человека открытие Бога в себе является открытием самого себя. И туда направляется его чаяние – на открытие своей души, то есть открытие Бога в своей душе. Человек совершенствуется и обретает высшее выражение, когда душа его узнаёт себя в вечности, – что и является его собственным откровением. Истинное несчастье человека в том, что ему не удается в полной мере выразить собственное существо, в том, что его покой нарушает его собственное “я” и он тратит время на ничтожные вещи.
Любовь к себе не выходит за рамки его личности: что в нем имеется наиболее ценного, то тускнеет, а настоящая его сущность не выявляется. Это чаяние совершенного образца своей сущности укоренено в человеке глубже голода, и жажды, и стремления к богатству и славе. И это чаяние имеется не только в нем – оно в глубине всей твари; это непрерывный импульс откровения, дух вечного раскрытия в нем. Раскрытие бесконечного в конечном [3] не проявляется во всей полноте ни на звездном небе, ни в красоте цветов. Только в душе человека. Ибо здесь Воля ищет раскрыться в воле человека и свобода получает свое высшее вознаграждение в его свободной жертве.
Сюда Богу нашему должен быть предоставлен доступ. Сюда Он приходит как гость, а не как царь, и потому должен ждать, пока Его пригласят. Над душой человеческой Бог перестал властвовать – потому что хочет стяжать ее любовь. Да, Бог стоит за дверью нашего “я” и ждет с нетерпением, чтобы мы открыли Ему запертую дверь. Ведь это наше “я” не может обрести своего высшего смысла – душу – и свободно соединиться с Богом иначе как любовью, которая одна перескакивает с ним через препятствие, имеющееся в нем, и переселяет его в Бога.
Тот, чья душа соделалась одним целым с Богом, предстает перед людьми как высший цвет человечества. В нем человек признаёт свою истинную сущность; в нем находит полное раскрытие Бога, слияние Высшей воли с его волей, слияние вечной любви с его любовью. В нем мы видим желание Божие осуществленным, самое трудное препятствие к его раскрытию устраненным и саму радость Божию совершенную достигшей своего блистательнейшего выражения среди людей. В нем весь человеческий мир предстает перед нами как преображенный светом Божественным. Его жизнь, пылающая любовью к Богу, ярко освещает всю нашу человеческую любовь.
Когда человеческая душа отодвигает тяжелый занавес своего “я” и оказывается лицом к лицу с любовью вечной – это как если бы ты смотрел на Художника, созидающего новый мир.
Когда жизнь человека выходит невредимой из заблуждений собственного “я” и обретает в душе своей единство с Богом, тогда сознание вечности становится непосредственной данностью существования, как свет в пламени. Все жизненные конфликты разрешаются. Все противоречия примиряются; знание, любовь и действие гармонизируются. Радость и боль сливаются в красоте; удовольствие и отказ уравниваются в чистоте; пропасть между конечным и бесконечным заполняется изобильной любовью; каждое мгновение возвещает о Вечном. Безвидный является нам в виде цветка и плода; Бескрайний обнимает нас отеческими объятиями и идет рядом как Друг. Только душа, единственная неделимая вещь в человеке, может разрушить любые границы и познать свое сродство со Всевышним. Пока мы не достигнем внутренней гармонии и цельности своего существа, жизнь останется придавленной ничтожными вещами» (Рабиндранат Тагор).
После этой литании сына Востока, обретающегося в поисках смысла, очищенного от скорлупы «я», перейдем к конкретному анализу смысла креста, отвержения себя, какими совершил их Христос и показал их нам как путь следования к Нему.
Совершенное отвержение себя – смирение. Спросили святого Исаака Сирина: «Что такое совершенство?» – и святой ответил: «Бездна смирения!»
Следовательно, по пути внутреннего совершенствования ты не можешь продвигаться вперед иначе, как, с радостью осознания этого смысла, принимая все противодействия и абсурды, случающиеся с нами каждый день. Это и есть смысл, ради которого Промысл хранит одновременно и в неизбывном напряжении пшеницу и плевелы, совершенствующие друг друга, до жатвы.
Возьмем простые примеры. Однажды в субботу в синагоге книжники и фарисеи наблюдали за Христом, чтобы посмотреть, не сделает ли Он добра в субботу. Был там один человек сухорукий. И увидев, что Он совершает добро, они «пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом» (Лк. 6: 11). Вот крест сухого формализма.
В другую субботу Христос шел пшеничными полями. Ученики сорвали несколько колосьев, растерли их ладонями и ели зерна. Какой-то фарисей, формализовавшись в поборника субботы, отчитывает их, что они, мол, «попирают субботу» (см.: Лк. 6: 2).
По случаю оправдания Закхея, начальника мытарей, они тоже «роптали» [5] как против Закхея, так и против Христа. Дух, мучивший их, всё время подстрекал их давать поучения Иисусу.
Но не только каста книжников и фарисеев оделяла Его своими коррективами. Однажды целый город вышел Ему навстречу, город Гадара, говоря, чтобы Он ушел оттуда. Легион бесов кричал громким голосом, что Иисус – Сын Бога Всевышнего (Мк. 5: 7), и бесы просили Его, чтобы Он не посылал их в бездну, а в стадо свиней. Но словно другие легионы бесов вошли в гадарян, подвигнув их из-за свиней против Иисуса, так что «в благодарность» весь город вышел навстречу Иисусу, изгоняя Его вон из пределов их (Мф. 8: 34).
Вот через какое море яда предстояло Христу пройти.
Что же у этих людей имеется против Иисуса, что даже демоны не оказали Ему такого противодействия, какое оказала цензура человеческой зависти? Думаю, не что иное, как соучастие в грехе, сплотившееся против добродетели и любого, кто хоть на шаг посмеет выйти из этого соучастия. Между тем Иисус вышел – да Он и не был никогда причастен греху; тем не менее, любя грешников, Он протягивал ей [6] Божественные сети любви.
Восставали строптивые и беззаконники против Бога и в Ветхом Завете, но такого сплочения яда (и что интересно: во имя закона, во имя Бога), как против Личности Христа, не видано было никогда. Почему же?
Вот что раздробляет человечество на миллиарды осколков – изначальная гордыня, дающая поучения Богу и отделяющаяся от Него.
Этого не может сделать никто, кроме отвергшегося себя, отвершегося жизни. Совершенного в смирении и горящего любовью.
Проследим же немного, по святоотеческим документам, эту неисцельную болезнь, служащую поводом для множества крестов, – цензуру зависти.
«Завистливый не принимает врача в своей болезни и не может найти целительного врачевства для своего страдания, хотя Писание полно их. Он ждет облегчения болезни только одним способом – лишь бы увидеть низвергающимся одного из тех, кому он завидует. Конец его ненависти в том состоит, что увидеть того, кому он завидует, не счастливым, а несчастным, не успешным, а невезучим.
Некоторых людей, совершенно враждебно настроенных, делают мягче благодеяния. Завистливого же благодеяния еще больше озлобляют. Чем больших благодеяний приобщается завистливый, тем больше он вскипает яростью, больше злится и гневается. Благодаря за полученные благодеяния, он еще больше выходит из себя из-за поведения благодетеля. Какого зверя не превосходят завистливые злобой нрава своего? Какую дикость они не затмевают своей жестокостью? Псы, когда им бросают объедки, приручаются; львы, к которым проявляют заботу, укрощаются. Завистливые же еще больше раздражаются, когда им оказывают заботу и внимание.
Терпение зла, принятие унижения, которому оно тебя подвергает, – самая мощная сила в мире сем против зла. Образец совершенного унижения явил нам Иисус на Кресте. Он, Сын Отца и слава Его, Бог истинный, не воспротивился безбожию Иуды, а принял все его последствия. Он согласился пройти через последнейшее унижение, возможное на земле; ведь как Бог Он знал, какую силу имеет унижение. Терпел удары, плевки в лицо, терновый венец, гвозди и повешение на Кресте, а в душе – хулу беззаконных.
Крестом более тяжелым, лицом к которому Христос был распят, была Его безмерная боль от жалости к людям.
А Христос и о прощении их молился Отцу. Эта любовь к людям – таким, какие они есть, – ни разу не претерпевшая и тени умаления, причинила Христу крест несравнимо более тяжкий, который Он несет и на котором пригвождается каждым нашим «обычным» злом, до скончания мира. И мы находимся среди иудеев, распинавших Его на Кресте, – каждый в своем веке, ибо Иисус есть во все века.
Нам, немощным, хоть мы и помышляем о мирском и жизни на греховных путях, никто еще не водрузил тернового венца на высокий лоб и никто не вбил гвоздей в ступни. Не обладаем мы признаками святых.
Но всё же говорю: Провидение знает наше решение – кто хочет следовать Христу и уподобиться Ему, крестом да уподобляется и, насколько может вместить естество человеческое, станет подобен Ему!