Что такое лит в журналистике

Что такое лид в журналистике?

Важной составляющей журналистского текста являются заголовок, лид и концовка. У Вас наверняка сразу возник вопрос: «А что такое лид?». Это слово произошло от английского «lead paragraph», что в переводе означает «ведущий абзац». Лид – это, действительно, самая значимая часть во всей статье. Почему? Потому что она представляет публикацию: именно по этому маленькому отрезку текста человек поймет, стоит ли ему тратить время на чтение. Первое, что видят люди, это лид. Именно по этой причине лид должен быть одновременно и интересным, и интригующим, и кратким, и понятным.

Обычно лид состоит из 3-5 строк, 1-3 предложений. По составлению он чем-то напоминает твиты в такой социальной сети, как Twitter. Классический лид отвечает на 6 основных вопросов: Когда? Где? Что? Кто? Почему? Как? Однако стоит заметить, что сейчас появился новый вариант лида, который отвечает только на один из вышеозначенных вопросов.

Выделяют несколько видов лида в журналистике. Среди них: основной, эпизодичный, цитатный и резонансный. Рассмотрим каждый на примере.

Что такое лит в журналистике. Смотреть фото Что такое лит в журналистике. Смотреть картинку Что такое лит в журналистике. Картинка про Что такое лит в журналистике. Фото Что такое лит в журналистике

Что такое лит в журналистике. Смотреть фото Что такое лит в журналистике. Смотреть картинку Что такое лит в журналистике. Картинка про Что такое лит в журналистике. Фото Что такое лит в журналистике

Что такое лит в журналистике. Смотреть фото Что такое лит в журналистике. Смотреть картинку Что такое лит в журналистике. Картинка про Что такое лит в журналистике. Фото Что такое лит в журналистике

Что такое лит в журналистике. Смотреть фото Что такое лит в журналистике. Смотреть картинку Что такое лит в журналистике. Картинка про Что такое лит в журналистике. Фото Что такое лит в журналистике

Не стоит забывать о том, что любой журналист может создать свой уникальный вид лида. Мы не в праве ограничивать Ваше творчество представленными ранее примерами.

Напоследок откроем Вам несколько секретов о том, как не стоит писать лид.

Источник

Что такое лиды? Секреты информационного текста, лиды в интернет маркетинге, бизнесе ― все что нужно знать

Что такое лит в журналистике. Смотреть фото Что такое лит в журналистике. Смотреть картинку Что такое лит в журналистике. Картинка про Что такое лит в журналистике. Фото Что такое лит в журналистике

В интернет среде одно слово может использоваться в совершенно разных значениях, и это вносит путаницу. Чаще всего в сети непонимания попадают те, кто учится самостоятельно. Сегодня разберем, что такое лиды в копирайтинге, как их сделать, и что под лидами имеют в виду маркетологи, когда считают проценты своих продаж.

Что такое лид в журналистике

Лид ― первый абзац статьи, который ставится сразу после оглавления перед первым подзаголовком. Термин произошел от английского «Lead» ― лидировать, вести за собой. Отсюда становится понятно, что лид не только первый, но и главный абзац всего текста.

Если Вы читаете книгу, то можете прочесть несколько страниц отвлеченного описания, которое не относится к сюжету вообще. Для интернет статей такая подача материала не используется ― с монитора ПК или телефона сложно читать куски текста, поэтому для интернета лиды имеют особое значение.

В течение секунды лиды помогают пользователю понять ― это то, что он ищет, или нет? Если первый абзац пресный и неинтересный ― Вы потеряли и читателя и возможного клиента.

Что такое лит в журналистике. Смотреть фото Что такое лит в журналистике. Смотреть картинку Что такое лит в журналистике. Картинка про Что такое лит в журналистике. Фото Что такое лит в журналистикеГлавный секрет лида

Классический лид состоит из двух, реже трех предложений и отвечает на такие вопросы:

В копирайтинге рекомендуется в лиде писать не всю информацию, а оставлять интригу и отвечать минимум на три вопроса из шести.

В журналистике размер лида считается по строкам газетной колонки ― не более 20, нам удобнее считать размер абзаца в символах без пробелов. Размер вашего лида должен быть в пределах 300-500 символов.

Что такое лит в журналистике. Смотреть фото Что такое лит в журналистике. Смотреть картинку Что такое лит в журналистике. Картинка про Что такое лит в журналистике. Фото Что такое лит в журналистикеКаким бывает лид и как быстро найти свою волну

Тип лида, то есть на какие вопросы из шести будет отвечать Ваш первый абзац зависит от того, какой текст вы готовите и какая манера изложения будет присутствовать. Здесь важно, чтобы лид продолжал раскрывать ваш цепляющий заголовок и еще больше увеличивал интерес читателя.

Лид-резюме, резюмирующий

Два предложения дают краткое изложение события. Такие лиды используют журналисты в ТВ новостях. Вспомните, перед выпуском новостей Вам кратко рассказывают основную суть всей программы. Если для тв новостей лиды состоят из одного предложения и отвечают на два вопроса: что? как? то в тексте необходимо слегка раскрыть тему. Резюмирующий лид для текста должен отвечать на вопросы: Что? Как? Когда? Где? Например.

Скандал на фестивале моды в Нижнем Тагиле 23 января превратился в массовое побоище. Разбираем подробности, почему это стало возможным, и кто был причиной срыва мероприятия.

Что такое лит в журналистике. Смотреть фото Что такое лит в журналистике. Смотреть картинку Что такое лит в журналистике. Картинка про Что такое лит в журналистике. Фото Что такое лит в журналистикеЕдиничный или отложенный

Главная цель такого лида ― втянуть читателя в диалог, акцентировать внимание на одном эпизоде события, но так, чтобы остались вопросы. Возьмем для примера уже знакомый эпизод «срыва модного фестиваля в Нижнем Тагиле»

Мастер модной одежды Иван Пупкин готовился к фестивалю в Нижнем Тагиле восемь лет, его коллекция состояла из сотни необыкновенных дизайнерских платьев. Публика смогла оценить только первые три, скандал на фешн мероприятии затмил показ модного мастера.

Драматический

Такой тип лида не используется в информационных и технических текстах, но именно так, с драмы или интриги начинают свои посты блоггеры. Драматические лиды хорошо смотрятся на фоне такого же интригующего заголовка, и хорошо подходят для продающего текста, где необходимо использовать не просто четкую подачу материала, но вызывать эмоции.

3 правила хорошего лида ― о чем нельзя забывать

Перед тем, как вы начинаете сочинять лид, ответьте сами себе на три главных вопросов.

Лид должен быть четким, без двусмысленности, без лишней информации. Цель лида ― заставить пользователя читать статью дальше.

Что такое лит в журналистике. Смотреть фото Что такое лит в журналистике. Смотреть картинку Что такое лит в журналистике. Картинка про Что такое лит в журналистике. Фото Что такое лит в журналистикеКак не нужно писать лиды

Что такое лит в журналистике. Смотреть фото Что такое лит в журналистике. Смотреть картинку Что такое лит в журналистике. Картинка про Что такое лит в журналистике. Фото Что такое лит в журналистикеЧто такое лиды в интернет маркетинге

В интернет бизнесе, маркетинге термин «Лид» употребляется несколько в ином значении. Но у лида остается его главная функция ― вести за собой и приводить. Но уже не читателя на статью, а клиента за покупкой.

Что такое лиды в бизнесе? Это потенциальные покупатели, которые маркетологи собирают со всего интернета по определенным правилам. Главное здесь ― выделить из всех посетителей сайта тех, кто заинтересован в ваших услугах или товаре.

Второе значение лида это любое обращение к вам от потенциального клиента. Пользователь может позвонить, оставить заявку на сайте, прислать электронное письмо.

Для интернет маркетинга характерны такие понятия.

Схема и процесс сборки лидов называется интересным словом «Лидогенерация», а один из самых распространенных способов сборки имеет не мене интересное название Лид-магнит. О том, что это такое все подробности уже в следующем материале. До встречи, пишите, комментируйте, делитесь секретами, искренне Сергей Кузнецов.

Источник

Глава 10. Заголовок, лид, концовка

Глава 10. Заголовок, лид, концовка

Виды и функции заголовков. Заголовочный комплекс. ТАКТ-тест Неудачные заголовки. Лиды прямые и затяжные. Разновидности прямых лидов — обобщающие, модифицированные, оберточные и расколотые. Разновидности затяжных лидов — сценические, повествовательные и анекдотические. Нежелательные лиды — тематический, вопросительный и цитатный. Оптимальный размер лида. Разновидности концовок — хронологическая, футуристическая, поэтическая, вывод, разгадка, завершение круга, галстук, мобилизация и концовка Шваба.

По форме заголовки подразделяются на номинативные и предикативные. Номинативный заголовок представляет собой неполное предложение, как правило, фразу из двух существительных или существительного и прилагательного. Например, «Год престижа» («Коммерсантъ», 22 сентября 2005 г.), «Фарш несогласных» («Коммерсантъ», 16 апреля 2007 г.), «В шкуре звезды» («Новые Известия», 28 декабря 2007 г.).

Существует также понятие «заголовочный комплекс». Это комбинация заголовка, подзаголовка и (не всегда) названия рубрики. Заголовочный комплекс позволяет не перегружать заголовок, а сосредоточить внимание на выполнении им контактной функции, переложив информативную функцию на подзаголовок. Если же вводится еще и рубрика, то она берет на себя информирование о теме (проблемная ситуация, изложенная в статье), позволяя подзаголовку сосредоточиться на идее (какой выход предлагается из этой проблемной ситуации). При написании заголовочного комплекса нужно следить, чтобы в различных его элементах не повторялись одинаковые слова.

Требования к заголовку таковы. Заголовок должен:

• быть ясным высказыванием;

• заключать в себе основную идею текста;

• не противоречить содержанию материала;

• быть корректным, легко схватываемым и понятно сформулированным;

• возбуждать интерес читателя.

Комментарийные заголовки являются неудачными при использовании их в информационных статьях. У читателей может сложиться впечатление, что им навязывают чье-то мнение и готовят к восприятию изложенной в статье информации под определенным углом. Издание, в котором преобладают комментарийные заголовки, воспринимается как партийное или корпоративное, то есть занимающееся не информированием своих читателей, а пропагандой или рекламой.

Кроме того, в заголовках нежелательно употреблять сложные синтаксические конструкции и удалять друг от друга связанные между собой слова, например определение и определяемое слово. Также не рекомендуется употреблять в заголовке многозначные и неизвестные широкой публике слова, так как в этом случае название статьи могут понять неправильно.

К использованию цитат в качестве заголовков также следует подходить крайне осторожно. Только в интервью и портретах подобные заголовки однозначно считаются уместными. Во всех остальных случаях следует иметь в виду, что фраза, сказанная персонажем статьи, практически всегда отразит смысл материала гораздо хуже, чем это мог бы сделать сам журналист. И цитатный заголовок будет свидетельствовать лишь о том, что автор материала или редактор не потрудились придумать собственный и просто взяли показавшуюся им наиболее яркой фразу персонажа.

Упростить работу над заголовком поможет следующий прием. Во время написания или редактирования текста рекомендуется выписывать из него ключевые слова, чтобы использовать их в качестве идей для заголовка. Особое внимание следует обращать на образы, возникающие в сознании при чтении статьи, на эмоции, которые порождает статья, на конкретные детали, могущие привлечь внимание к тексту и передать его смысл, и на возможность изменения перспективы, приближения либо удаления от изложенного в статье.

Что касается заголовков к материалам отдельных жанров, то, как было сказано выше, для интервью и портретов общепринятым стало использование цитат в качестве заголовков. В заголовке репортажа желательно передать атмосферу текста, для комментария же в качестве заголовка наилучшим образом подходит ключевое слово, разъясняющее его идею.

Затяжные лиды передают атмосферу истории, о которой будет рассказано в статье. Эта разновидность используется в таких жанрах, как специальный репортаж, ньюс-фиче и фиче. Как правило, затяжные лиды встречаются в еженедельных изданиях, которые, в отличие от ежедневных газет, в большей мере читаются, нежели просматриваются. К тому же еженедельники фокусируют свое внимание не на новостях, так как здесь они не в состоянии конкурировать с ежедневными газетами и тем более с электронными СМИ, а на значении события либо его побочных аспектах. В этих случаях затяжные лиды позволяют читателям настроиться на восприятие статьи, вспомнить и еще раз пережить уже известное событие.

Например, в ежедневной газете новость о том, что футбольная команда проиграла решающий матч и лишилась возможности бороться за медали, начнется так: «Вчера команда Х уступила команде Y с таким-то счетом и потеряла все шансы войти в тройку призеров. Причиной поражения стали грубые ошибки вратаря команды Х, пропустившего в самом начале игры два гола». В еженедельном издании статья об этом же событии будет начинаться иначе: «У вратаря команды Х день не заладился с самого утра. Выходя из автобуса, он подвернул ногу. По приезде в гостиницу обнаружилось, что исчез его багаж, и ему пришлось срочно искать запасную форму. Наконец, перед матчем ему позвонила жена и сообщила, что подала на развод. Поэтому неудивительно, что за первые десять минут игры он совершил две грубые ошибки, стоившие команде Х места в тройке призеров».

Модифицированный лид также используют, если новость очень сложная и в чистом виде непосвященному читателю непонятная. Тогда приходится начинать с ее интерпретации. Например, если депутаты Госдумы приняли поправку в Налоговый кодекс, из-за которой возрастут цены на определенные товары, то в лиде должна быть новость о том, что подорожают эти товары, а не о том, что депутаты заседали и приняли поправку в Налоговый кодекс. Однако при этом нужно быть осторожным, чтобы не впадать в комментирование, как часто делают бульварные газеты, в которых заметка о рядовом происшествии может начинаться так: «Жуткая драма разыгралась на окраине Москвы.».

Расколотый лид, напротив, посвящен только одному из этих событий, а последующие события затем вводятся в статье со своими собственными лидами. Такие вводки традиционно применяются в материалах о заседаниях парламента или о переговорах глав государств, когда в повестке рассматривается несколько вопросов. Первый лид рассказывает об одном из этих вопросов, а последующие начинаются со слов «тогда же», «в тот же день». При этом они могут как представлять собой отдельные абзацы, так и быть сжатыми до одного предложения, в котором излагается суть данного события.

Вопросительный лид, как следует из его названия, начинается с вопроса. Вопрос же в лиде уместен только в том случае, если он касается фундаментальных основ человеческого бытия и читателю предлагается об этом задуматься. Во всех прочих случаях вопрос в лиде нежелателен, потому что, как сказано в одном из зарубежных пособий по журналистике, читателей интересуют ответы, а не вопросы.

Нежелательность же цитатного лида связана с тем, что журналист своими словами может изложить суть новости и передать тему статьи гораздо лучше, чем при помощи слов персонажа. Цитатные лиды уместны только в исключительных случаях, когда слова героя материала звучат особенно интригующе.

Первый, «сырой» вариант лида рекомендуется написать уже в начале работы над материалом. Это поможет журналисту сконцентрировать внимание, понять, о чем будет его статья. Потом, после завершения работы над материалом, следует исправить лид либо переписать его заново.

Что касается концовки текста, то расширенная новостная заметка, написанная по принципу «перевернутой пирамиды», какой-то особой заключительной части не имеет и заканчивается наименее важной информацией, которую можно сократить при редактировании. Однако для сложных жанров, таких, как репортаж, фиче, ньюс-фиче, портрет, комментарий, аналитическая статья, хорошее завершение крайне важно. Во-первых, оно является своего рода приманкой, заставляющей читать текст до конца. А во-вторых, как пишет американский медиаконсультант Чип Сканлан (Chip Scanlan), хорошее окончание словно «загоняет» в мозг читателя центральную идею текста, добавляет тексту новый смысл.

Поэтому концовку статьи рекомендуется придумать еще в ходе сбора материала, до начала работы над текстом. И крайне нежелательно заканчивать статьи цитатой, потому что подобная концовка уже превратилась в клише и надоела читателям. К тому же журналист практически всегда может написать концовку, отражающую идею материала гораздо лучше, чем слова персонажа, пусть даже достаточно яркие.

Существуют следующие разновидности концовок: хронологическая, футуристическая, поэтическая, вывод, разгадка, завершение круга, «галстук», мобилизация и концовка Шваба.

Футуристическая концовка предполагает взгляд в будущее, когда журналист предсказывает, что произойдет дальше. Разновидностью футуристической концовки является эпилог, когда закончившаяся история противопоставляется продолжающейся жизни, и журналист рассказывает, что произошло с персонажами дальше, уже за рамками истории, описанной в статье.

Завершение круга означает перепредставление в конце статьи того, что было в начале, например персонажа или места действия. Однако благодаря новым знаниям, полученным из статьи, эта же самая информация воспринимается совершенно по-иному.

Концовка-«галстук» привязывает окончание не к началу статьи, а к какому-то элементу внутри нее, обычно к наиболее оригинальной и необычной сцене или детали.

Концовка Шваба названа в честь американского журналиста Гарри Шваба (Garry Schwab), который заканчивал свои статьи самым неожиданным образом. Например, заметку о погибшем в авиакатастрофе молодом рыбаке он закончил сценой, когда его родители сидят перед телевизором и смотрят домашнее видео о том, как их сын участвует в своей первой рыбалке.

Читайте также

Глава IX

Глава IX Когда боги Олимпа получают гражданство Однажды, прекрасным ветреным днем, бог Борей стал гражданином города Туриори, нового Сибариса в Великой Греции. Дело было так. В 379 году до н. э. Денис Сиракузский, воевавший с Карфагеном, отправил морем экспедицию против

Глава XI

Глава XI Связи с богами Некогда, во времена, предшествовавшие появлению богов-граждан, боги частенько покидали Олимп. Они давали себе отдых от текущих дел и каждодневных забот на своих собраниях. Они уезжали на край света, к Океану, по направлению к стране эфиопов, то к

Глава XII

Глава XII От алтаря к местности: обиталища божественных сил Город Колофон в Малой Азии, расположенный между Смирной и Эфесом, в самом конце IV века до н. э. вновь получает свободу, благодаря Александру и особенно Антигону, и решает присоединить к себе «старый город», от

Глава XIV

Глава XIV Сила женщин. Гера, Афина и их близкие Посейдон метался в поисках города и края, которые признали бы его верховную власть. Бог морей оказался в незавидном положении: всюду ему отказывали, тогда как, судя по некоторым чертам его божественного характера, он лучше,

Глава XV

Глава XV Фаллос для Диониса В политеистической Греции боги входили в некое сообщество, были организованы, каждому из них предоставлялось поле для деятельности, привилегии, почитаемые остальными; они располагали знаниями, властью, ограничиваемой либо соседями, либо

Глава 12 Сад

Глава 12 Сад IВ 1730 году королева Каролина Ансбахская, супруга короля Георга II и сторонница прогресса, сделала весьма рискованную вещь. Она приказала отклонить русло маленькой лондонской речки Уэстборн, чтобы создать большой пруд в центре Гайд-парка. Пруд, названный

Источник

Что такое лид и лидогенерация

Нельзя просто так взять и продать.

Что такое лит в журналистике. Смотреть фото Что такое лит в журналистике. Смотреть картинку Что такое лит в журналистике. Картинка про Что такое лит в журналистике. Фото Что такое лит в журналистике

Что такое лит в журналистике. Смотреть фото Что такое лит в журналистике. Смотреть картинку Что такое лит в журналистике. Картинка про Что такое лит в журналистике. Фото Что такое лит в журналистике

Чтобы продавать в онлайне, нужно как минимум знать, где найти клиента и как с ним связаться. Лиды как раз дают такую информацию, а лидогенерация — больше лидов.

Что такое лит в журналистике. Смотреть фото Что такое лит в журналистике. Смотреть картинку Что такое лит в журналистике. Картинка про Что такое лит в журналистике. Фото Что такое лит в журналистике

Самозанятый автор. Создаёт статьи в блог и коммерческий контент. Пишет о маркетинге, финансах, бизнесе и YouTube.

Что означают эти термины

Лид — это потенциальный клиент, который заинтересовался товаром или услугой и оставил свои контакты: оформил заявку, заказал звонок или указал email в форме обратной связи.

Кстати, не стоит путать: в контент-маркетинге лид — это текст под заголовком или первый абзац, который мотивирует читать статью дальше.

Разница между лидами и обычной целевой аудиторией в том, что первые ближе к принятию решения о покупке (говоря языком маркетологов, это «горячая», «тёплая» или «прогретая» аудитория). С ними можно легко связаться напрямую — прислать push-уведомление, письмо на email или сообщение в личку — и предложить что-то купить. И это не будет восприниматься как спам. А вот с «холодной» аудиторией можно взаимодействовать только косвенно: например, показывать рекламу (звонки и письма с коммерческими предложениями, скорее, будут только раздражать).

Лидогенерация — привлечение лидов. Это процесс сбора этих самых контактов с помощью различных инструментов: например, всплывающих окон на сайте, продвижения приложения в Google Play или рекламы с лид-формой в Facebook и Instagram.

Лидогенерация — только часть комплексного маркетинга. Потому что он работает не только на привлечение клиентов и продажи, но и на имидж, узнаваемость бренда.

Кому нужна лидогенерация

Всем, кто продаёт товары или услуги через интернет. С лидами проще и эффективнее взаимодействовать, чем со случайной, «холодной» аудиторией.

Лидогенерацию использует и офлайн-бизнес: суши-бары, операторы мобильной связи, сети заправок. Суши-бар может написать в директ о скидке в 10%, оператор — послать смс о новом сервисе, сеть заправок — сообщить по почте об особых условиях для корпоративных клиентов.

Лидогенерация есть везде, но способы сбора контактов будут отличаться — в зависимости от ниши, особенностей бизнеса, источников трафика.

Основные инструменты привлечения лидов

В лидогенерации можно использовать разные подходы. В основном привлекают посетителей из разных источников на сайт, где есть специальные инструменты для сбора контактов.

Лид-формы

Человек заходит на сайт и видит предложение уточнить цену, записаться на курс или получить расчёт стоимости по индивидуальному проекту. Оставляет в специальной форме имя, номер телефона и email, а взамен получает то, что хотел: точную стоимость, бронирование места, расчёт цены.

Что такое лит в журналистике. Смотреть фото Что такое лит в журналистике. Смотреть картинку Что такое лит в журналистике. Картинка про Что такое лит в журналистике. Фото Что такое лит в журналистике

Чат-боты

Их устанавливают на сайты, в социальные сети и мессенджеры, чтобы:

«Умные» чат-боты могут оформить заказ и принять оплату прямо в диалоге, а потом «послать» его в CRM-систему. Лидогенерация для них — вспомогательная функция, в основном они ориентированы на прямые продажи и поддержку клиентов.

Лид-магниты

Это что-то бесплатное в обмен на контакты. Например, компания может дарить электронную книгу или давать большую скидку. Вариантов много: шаблон, подборка, видео, инфографика, тест, пробный период.

Ещё есть специальные рекламные форматы, которые позволяют генерировать лиды даже без сайта. Например, в рекламном кабинете «ВКонтакте» такой формат называется «Сбор заявок». Как это работает:

Источник

Что такое лит в журналистике

Что такое лит в журналистике. Смотреть фото Что такое лит в журналистике. Смотреть картинку Что такое лит в журналистике. Картинка про Что такое лит в журналистике. Фото Что такое лит в журналистике

Вопросы, на которые автор обязан отвечать в каждой статье

Кто — Who
Что — What
Когда — When
Где — Where
Почему — Why
Как — How

Недостающее «что-то» — ответы на шесть «краеугольных вопросов журналистики». Журналисты должны стремиться ответить на них даже в самой коротенькой информации.

На английском языке пять из шести вопросов начинаются на букву W и один на букву H. Поэтому на профессиональном жаргоне журналистов они называются «Пять W и один H». Ввел в журналистский обиход эти вопросы Редьярд Киплинг.

Шестерка бравых слуг моих
Заткнет за пояс сто.
Зовут их «Как» и «Почему»,
«Где», «Кто», «Когда» и «Что».

I keep six honest serving-men
(They taught me all I knew);
Their names are What and Why, and When,
And How, and Where, and Who.

До того как начать писать статью, нужно еще понять, какова будет ее структура, в какой последовательности будут изложены события, и многое другое. Однако главное — определить, как мы начнем статью. Для начала подумаем, есть ли в нашем в репортерском блокноте ответы на шесть вопросов. Если все ясно и ответы есть, можно начинать писать. И начнем мы с того, как начинать информацию, то есть как писать лид.

Начало статьи называется лид. Лид — простое, ясное высказывание, состоящее из первого предложения или первых двух предложений. Задача лида — привлечь внимание читателя, заставить его читать статью. Как правило, для этого ему сообщают, что его ждет впереди, о чем статья. Начало статьи чрезвычайно важно с точки зрения ремесла журналиста.

Для новостных, информационных материалов рекомендуется так называемый прямой лид, то есть лид, непосредственно вводящий в суть события. В идеале лид должен отвечать если не на все шесть вопросов, то хотя бы на большую их часть.

Лид, отвечающий на все шесть вопросов:

Леди Годива (КТО) вчера (КОГДА) проехала на лошади (ЧТО) обнаженной (КАК) по улицам Ковентри (ГДЕ), требуя снижения налогов (ПОЧЕМУ).

Бывает так, что неопытный журналист, пытаясь втиснуть ответы на все вопросы в одно предложение, перегружает его, делает слишком длинным и неудобоваримым. Поэтому мы примем следующую формулу: статья по возможности должна содержать ответы на все шесть вопросов, и мы должны стремиться дать ответы на них как можно быстрее, желательно в лиде. Хорошо бы, написав статью, перечитать ее, проверяя, на все ли вопросы вы ответили.

ТИПЫ ЛИДОВ

Резюмирующий

В лиде дается краткое изложение события или выделяется главное, что произошло, а сама статья посвящается раскрытию темы, представляет подробности.

Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе назвал своей «высшей целью» восстановление территориальной целостности страны до апреля 2005 года — даты завершения своего президентского срока.

Выступая сегодня в традиционном интервью Национальному радио, он сообщил, что в ближайшее время обнародует материалы о своем видении урегулирования конфликта в Абхазии. При этом грузинский руководитель отметил, что Тбилиси готов к компромиссам в вопросе урегулирования грузинско-абхазского конфликта.

Резюмирующий лид рекомендуется для новостных материалов. Он хорош тем, что сразу вводит читателя в контекст происходящего. Такой лид энергичен и немногословен.

Остальные типы лидов, представленные здесь, рекомендуются для статей, написанных в других жанрах.

Отложенный

Такой лид дает меньше информации, но втягивает в чтение. Информация последует далее, когда читатель уже увлечен.

Россия ведет вторую войну в течение последних пяти лет, чтобы не терять контроль над мятежным регионом, однако армия Путина завязла. Его советники теперь говорят, что конфликт продлится много лет, даже десятилетия. А военные и политические наблюдатели все больше сомневаются в том, что у Кремля вообще есть стратегия окончания войны.

Эпизодный

Как явствует из названия, рассказывается некий эпизод, связанный с тем, что будет в статье. Такой лид хорош в описательных статьях.

Цитатный

Часто информационные сообщения бывают посвящены тому, что известный политический деятель, руководитель государства или деятель культуры, сказал что-то важное или прокомментировал происходящее. Такие сообщения принято начинать с цитаты.

Однако употребление цитатного лида в новостных информациях может дезориентировать читателя.

Наибольшая угроза терроризма для стран СНГ исходит с территории Афганистана, заявил руководитель антитеррористического Центра (АТЦ) генерал-полковник Борис Мыльников.

Дезориентация здесь заключается в том, что сначала в сообщении говорится, будто наибольшая угроза терроризма для стран СНГ исходит с территории Афганистана, и это подается как факт. Однако это не факт — это мнение генерала Мыльникова, и об этом сказано в том же предложении. Вот еще пример:

Единственной возможностью преодоления критической ситуации, сложившейся вокруг выборов примара (мэра) Кишинева, является отзыв кишиневским муниципальным советом заявления в ЦИК РМ о назначении досрочных выборов, передает кишиневское информационное агентство «ИНФОТАГ» со ссылкой на анонимных аналитиков.

Из этого примера видно, что критическую ситуацию с выборами мэра, видимо, можно преодолеть и иными средствами, но анонимные аналитики (да еще и не сами, а процитированные другим информационным агентством) полагают, что это так.

В обоих примерах мнение выдается за факт, что с точки зрения информации неправильно, но может использоваться в целях PR.

КАК СТРОИТЬ ЛИД

После того как мы выбрали резюмирующий лид как наиболее подходящий для написания новостей, посмотрим, как его писать.

Сначала нужно понять, какой именно из шести вопросов мы собираемся выделить в статье, какой из них главный. В соответствии с этим у нас будет шесть типов лида — кто, что, когда, где, почему, как. С ответа на главный вопрос и будет начинаться лид и, следовательно, вся статья.

В этом случае на первое место выводится личность. Обычно это знаменитость — руководитель государства, известный политический деятель.

«Президент Азербайджана Гейдар Алиев прибыл в четверг в Москву для участия в юбилейной встрече глав государств СНГ».

Этот лид подходит для тех случаев, когда событие важнее, чем персоналии.

Обратите внимание, что на первом месте в этом лиде стоит то, что было сделано. Именно поэтому мы и называем его лидом что.

«Переход границы бен Ладену организовала оппозиционная Тегерану этническая группировка, которая и предоставила ему убежище».

КОГДА

В постсоветской журналистике этот лид — один из самых популярных. Принято начинать информацию со слов «сегодня» или, скажем, «14-16 октября». Такой лид должен означать, что главным в информации является ее срочность, быстрота подачи новости. Однако нужно осторожно относиться к лидам когда, ибо получается, что когда статья начинается со слов «в ближайшее время» или «в прошлом году», именно это является основным, главным в статье.

«Несколько минут назад в Кремле завершилась встреча президентов России и Армении Владимира Путина и Роберта Кочаряна».

В приведенном примере ясно, что важным является именно время завершения встречи, а не то, как она прошла или что было решено.

Этот тип лида фокусирует наше внимание на месте события.

«В Нью-Йорке горит кафедральный собор Святого Иоанна-чудотворца — крупнейший католический собор в США. В настоящее время на месте работают около 200 пожарных и 48 единиц техники».

ПОЧЕМУ

Лид почему употребляется в тех случаях, когда подчеркиваются мотивы события или причины, по которым данное событие имело место.

«Несмотря на неблагоприятные погодные условия и жесткий дефицит воды, в Узбекистане выращен неплохой урожай хлопка».

Здесь наиболее важной частью сообщения являются именно неблагоприятные погодные условия. Поэтому они и выведены в начало информации.

«После нескольких дней обсуждений и дискуссий избран председатель парламента Грузии. Высший законодательный орган страны возглавила Нино Бурджанадзе, являвшаяся до сегодняшнего дня председателем парламентского комитета по внешним отношениям».

Как видим, здесь важно, как проходили обсуждения кандидатур спикера парламента.

Бывает, что журналист, обладая прекрасной информацией, не знает, с чего начать материал, что выделить как самое главное, как взяться за лид. Это чувство знакомо многим. Для того чтобы его преодолеть, применяется следующее упражнение: нужно представить себе, что вы обладаете сенсационной новостью, которую спешите сообщить домашним. Вы вбегаете в дом и сразу кричите … Вот то, что вы выкрикнули, и будет тем самым лидом, с которого следует начинать информацию, который привлечет внимание читателя.

Несколько советов,
или Чего НЕ стоит делать при написании лидов

Избегайте лидов, в которых говорится об уже известном или общеизвестном.

Избегайте слов и словосочетаний: «снова», «продолжается», «как мы уже сообщали», «известно, что…».

Нe используйте в лиде новостного сообщения имена неизвестных людей без указания, кто они такие. Вводите их в текст, указывая, например, их должности.

Избегайте лидов, указывающих читателям, как реагировать на происшедшее: «Печальная история случилась…» или «Радостные вести пришли…».

Таким образом, после того как мы научились писать лид, знаем, что можно делать и чего лучше избегать, пора переходить к собственно статье. И начнем мы со следующей задачи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *