Что такое лиро эпическое произведение
Лиро-эпический жанр
Смотреть что такое «Лиро-эпический жанр» в других словарях:
лиро-эпический жанр — жанр, в котором сочетаются черты эпического и лирического родов литературы: лиро эпическое произведение сюжетное произведение, повествование о событиях, поступках и переживаниях героев, написанное в стихотворной форме. Л. э. ж. исторически… … Словарь литературоведческих терминов
ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР — (вид), литературные художественные произведения, сочетающие признаки эпоса и лирики; сюжетное повествование о событиях соединяется в них с эмоционально медитативными высказываниями повествователя, создающими образ лирического «я». Связь двух… … Литературный энциклопедический словарь
лиро-эпический — жанр вид литературного творчества, объединяющий сюжетность эпического повествования с лиризмом, эмоциональностью, стихотворной формой лирики. К лиро эпическому жанру относятся поэма, роман в стихах и др. Большой словарь иностранных слов.… … Словарь иностранных слов русского языка
Баит — эпический и лиро эпический жанр татарского и башкирского народно поэтического творчества. Термин происходит от арабского «бейт» (двустишие). Б. слагается, как правило, из четверостиший с рифмами по типу aaba, abet. Объём Б. достигает… … Большая советская энциклопедия
роман в стихах — лиро эпический жанр. Сохраняя все признаки романа, отличается стихотворной формой, которая неразрывно связана с содержанием: Р. в с. так же как и роман, имеет развитый сюжет, систему персонажей, обращен к сложным проблемам взаимоотношений людей,… … Словарь литературоведческих терминов
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
Эпос — (греч. éżpos слово, повествование, рассказ) 1) Род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как Сказка, Предание, разновидности героического эпоса, Эпопея, эпическая Поэма, Повесть, Рассказ, Новелла … Большая советская энциклопедия
ЭПОС — (греч. épos слово, повествование, рассказ), 1) род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как сказка, предание, разновидности героического Э. (ниже 2 е значение Э.), эпопея, эпическая поэма, повесть … Литературный энциклопедический словарь
ЛИРИКА — (от греч. lýra музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т. п.), род литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому. В… … Литературный энциклопедический словарь
лиро-эпический жанр
Смотреть что такое «лиро-эпический жанр» в других словарях:
ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР — (вид), литературные художественные произведения, сочетающие признаки эпоса и лирики; сюжетное повествование о событиях соединяется в них с эмоционально медитативными высказываниями повествователя, создающими образ лирического «я». Связь двух… … Литературный энциклопедический словарь
Лиро-эпический жанр — (вид) литературно художественного произведения сочетающие признаки Эпоса и лирики (См. Лирика); сюжетное повествование о событиях соединяется в них с эмоционально медитативными высказываниями повествователя, создающими образ лирического… … Большая советская энциклопедия
лиро-эпический — жанр вид литературного творчества, объединяющий сюжетность эпического повествования с лиризмом, эмоциональностью, стихотворной формой лирики. К лиро эпическому жанру относятся поэма, роман в стихах и др. Большой словарь иностранных слов.… … Словарь иностранных слов русского языка
Баит — эпический и лиро эпический жанр татарского и башкирского народно поэтического творчества. Термин происходит от арабского «бейт» (двустишие). Б. слагается, как правило, из четверостиший с рифмами по типу aaba, abet. Объём Б. достигает… … Большая советская энциклопедия
роман в стихах — лиро эпический жанр. Сохраняя все признаки романа, отличается стихотворной формой, которая неразрывно связана с содержанием: Р. в с. так же как и роман, имеет развитый сюжет, систему персонажей, обращен к сложным проблемам взаимоотношений людей,… … Словарь литературоведческих терминов
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
Эпос — (греч. éżpos слово, повествование, рассказ) 1) Род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как Сказка, Предание, разновидности героического эпоса, Эпопея, эпическая Поэма, Повесть, Рассказ, Новелла … Большая советская энциклопедия
ЭПОС — (греч. épos слово, повествование, рассказ), 1) род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как сказка, предание, разновидности героического Э. (ниже 2 е значение Э.), эпопея, эпическая поэма, повесть … Литературный энциклопедический словарь
ЛИРИКА — (от греч. lýra музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т. п.), род литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому. В… … Литературный энциклопедический словарь
Лироэпические произведения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Лироэпические произведения – это произведения, в которых сочетаются лирические и эпические начала.
Понятие лироэпического жанра
Ряд ученых считают лироэпику четвертым родом литературы наряду с эпосом, лирикой и драмой. Другие же ученые склонны относить лироэпические произведения к системе литературных жанров. Система лироэпических жанров начала формироваться в 18 веке в связи с изменениями, происходящими в в то время в жанре эпической песни (эпической поэмы, эпопеи). Например, известно, что Шекспир написал две поэмы – «Венера и Адонис» и «Лукреция, однако оба произведения относятся к эпосу, а не к лироэпике, и продолжают традиции «Илиады» и «Божественной комедии». Поэмы Сервантеса, Дж. Бэньяна также относятся к эпосу.
В 18 веке в Западной Европе возникла так называемая «комическая поэма» (А. Поуп «Похищение локона»). В России аналогичным жанром была «ироикомическая поэма» (В. И. Майков «Душенька»). Трансформация традиционного жанра оказалась до такой степени серьезной, что поэма вышла за пределы эпического рода литературы. Среди изменений появление в поэме голоса лирического героя, который комментирует и сопровождает повествование о героях и событиях. В итоге читатель потерял свободу объективной оценки сюжетного действия, а представление о происходящих в художественном мире событиях перестало быть непосредственным. Другими словами, в поэме читатель не сам наблюдает происходящие события и героев произведения, а слышит рассказ постороннего человека, который уже оценил эти события и дал им свою собственную эмоциональную оценку. Повествователь уже с первых строк задает отношение к персонажам, и именно эмоциональный настрой рассказчика и его лирический комментарий определяют восприятие читателем происходящих в поэме событий и персонажей. Но лирический элемент поэмы не просто направляет читательское восприятие и корректирует, он полностью определяет его, тем самым лишая читателя возможности самостоятельно и независимо оценить описываемые события и персонажей. Таким образом формируется новый жанр, который оказывается за пределами всех литературных родов.
Готовые работы на аналогичную тему
В лироэпическом жанре связь двух начал – эпического и лирического – может выступать в следующих качествах:
Лироэпические жанры
Основными лироэпическими жанрами являются:
Поэма является наиболее характерным для лироэпического жанра. Поэма сочетает в себе лироэпическую исповедальность и эпический размах, широкое развитие образа лирического героя и развернутый сюжет. Поэма раньше других эпических форм искусства способна отзываться на самые актуальные, самые серьезные и волнующие вопросы своего времени. В поэме часто раньше, чем в прозе отображаются изменения в социальной психологии, и она раньше всех выходит к осмыслению главных вопросов времени, имеющих ключевое значение для судеб нации. Например, поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» отличается широтой охвата событий действительности, масштабность проблем и значительность этих событий, а повествовательный план в произведении соединен с глубочайшим лиризмом. Полное взаимопроникновение эпического и лирического начал характерно поэмам А. Т. Твардовского, которые в постановке проблем, имеющих важное значение для целой эпохи, сходятся с прозой.
В 18 веке в литературе появляется еще один жанр, который также не относится ни к одному из трех традиционных литературных родов. Этот жанр – баллада, один из самых популярных фольклорных жанров, который не могли оставить без внимания поэты.
Литературная баллада изначально появилась в формах мистификации и стилизации. Поэты стремились выдать свои оригинальные сочинения за произведения фольклора, которые якобы были найдены, услышаны и записаны ими. Английский поэт Т. Чаттертон придумал образ средневекового монаха, которому приписывал свои произведения – так появились так называемые «баллады Роули». «Песни Оссиана», написанные Дж. Макферсоном, публикуются как мистификация. Макферсон свои произведения выдавал за якобы сохранившиеся в устной народной поэзии бардины кельтского воина-певца, жившего в 3 веке.
После того, как баллада была признана полноценным литературным жанром, К. Брентано, немецкий фольклорист и поэт-романтик, включил свое самое знаменитое произведение «Лореллея» в сборник немецких народных песен «Волшебный рог мальчика», который он собрал совместно с А. фон Арнимом.
Литературная баллада с самого начала была ориентирована на фольклорный жанр и подражала ему. Кроме того, увлечение балладами не было продиктовано модой, баллада сразу заняла прочные позиции в литературе и сохраняет их по сей день.
Свойства фольклорной баллады, обнаруженные поэтами, именно в этот период оказались чрезвычайно востребованы и полностью отвечали эстетическим поискам авторов:
Таким образом, баллада – это лироэпический жанр, содержащий эмоциональную оценку персонажей на основе сюжетного повествования о личных драмах, исторических событиях, фантастических явлениях, который строится на основе открытого или скрытого диалога.
Литературные баллады бывают историческими, фантастическими, семейными, философскими.
Романс – еще один жанр, относящийся к лироэпическим. Он близок к балладе, но менее универсален и менее продуктивен.
Романс – это лирический монолог героя, который переживает личную любовную драму.
Он может рассматриваться и как вариация литературной баллады, и как отдельный лироэпический жанр. В начале 19 века появился новый лироэпический жанр, который оказал большое влияние на литературу и на формирование лироэпики как отдельного литературного рода.
Роман в стихах – это лироэпический жанр, который соединяет в себе эпическое повествование о жизни в ее противоречивости и несовершенства с лирической оценкой изображаемого художественного мира, определяющей отношение читателя к описанным событиям, персонажам и художественному миру.
Первым образцом романа в стихах стало незавершенное произведение Байрона «Дон Жуан». Еще одним ярким примером этого жанра является произведение А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Однако роман в стихах оказался непродуктивным жанром и в дальнейшем оказался не слишком востребованным. Это связано не только с тем, что художественные возможности этого жанра ограничены, но и с тем, что создание художественного мира в этом случае требует от поэта виртуозного владения поэтической техникой и гениальности, которые невозможно заменить трудоспособностью.
Лиро-эпический жанр
литературно-художественного произведения сочетающие признаки Эпоса и лирики (См. Лирика); сюжетное повествование о событиях соединяется в них с эмоционально-медитативными высказываниями повествователя, создающими образ лирического «я». Связь двух начал может выступать как единство темы (революция — тема интимных излияний и эпического повествования в «Хорошо!» В. В. Маяковского), как психологическая мотивировка (лирический комментарий в «За далью — даль» А. Т. Твардовского), как элемент художественной концепции (лирическая тема в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина вносит веяние духовной свободы во внутреннюю атмосферу романа, где герои — «невольники» чести, страсти, судьбы). Композиционно это соединение часто оформляется в виде лирических отступлений (См. Лирическое отступление). Промежуточные между лирикой и эпосом художественного образования имели место в античной, средневековой, классицистической литературах (ода, сатира, баллада). Расцвет Л.-э. ж. происходит в литературе сентиментализма и романтизма, когда возрастает интерес к личности рассказчика («Сентиментальное путешествие» Л. Стерна) и ниспровергаются жанрово-родовые каноны (образец — «Люцинда» Ф. Шлегеля). Наиболее характерным для Л.-э. ж. в 19—20 вв. является жанр поэмы (См. Поэма). По отношению к прозаическим произведениям Л.-э. ж. чаще употребляется термин «лирическая проза»; последняя широко представлена современными автобиографическими произведениями, эссе, очерками, путевыми дневниками (А. Сент-Экзюпери, А. Камю, И. Бобровский, М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский).
РУСТЬЮТОРС
Лиро-эпические жанры в литературе
Содержание:
↑ Лиро-эпика. Определение
Художественные произведения, соединяющие в себе свойства каких-либо двух литературных родов, в литературоведении стали называть «двухродовыми образованиями» (Б.О. Корман). Глубоко укоренен в литературоведении термин лиро-эпика.
Лиро-эпика включает в себя:
произведения, в которых имеются лирические отступления («Дон Жуан» Байрона и «Евгений Онегин» А.С. Пушкина).
*Иногда к лиро-эпическим жанрам относят оду.
↑ Лиро-эпические жанры
Отсюда и специальное построение басни, которая имеет сюжет и обычно заканчивается моралите, нравоучительным выводом. В басне осмеиваются отрицательные явления или черты человека, общества.
Действуют в басне чаще всего животные, под которыми легко угадываются люди.
Басня возникла в Древней Греции, ее основоположником считается Эзоп. Наибольшую популярность получили басни И. Крылова («Волк и ягненок», «Мартышка и очки», «Слон и Моська» и др.), С.Маршака, С.Михалкова, М.Миршакара и др.
Отнесение басни к лиро-эпическому жанру в определенной степени условно. Прежде всего, в ней не так легко найти эпическое начало: басня редко бывает в полном смысле этого слова сюжетной; скорее, она представляют некую статичную ситуацию. В силу этого ее можно сблизить с рассказом-зарисовкой, который осложняется неким выводом морального характера. Но в целом эпическое начало басни выражено слабо, лишь в общих чертах, то есть намечается, но не получает развития.
Что касается лирического начала басни, то в ней мы вряд ли найдем выражение субъективного мира поэта. Конечно, в басне поэт при помощи иносказательной формы выражает свое отношение к определенным явлениям жизни. Но в силу моральной подоплеки басни это оценочное начало объективируется, подвергается обобщению. Скорее всего, выделение у басни лирического начала обусловлено ее стихотворной формой: в нашем сознании стихотворная форма автоматически отождествляется с лирикой.
В центре баллады находится необычное, чудесное происшествие, которое представляется сжато, в виде основных моментов; обычно это событие мистическое, загадочное, связанное с вмешательством потусторонних сил. Впрочем, в центре баллады может стоять история любви, нередко трагическая. Сюжет баллады развивается быстро, что достигается благодаря небольшому количеству деталей, касающихся обстановки событий, одной линии действия, некоторой фрагментарности, отрывистости изложения, а также объективности повествователя, который не выражает своей оценки рассказываемой истории.
Сюжет баллады нередко черпается из мифов или сказок. В этом отношении баллада во многом аналогична новелле. Однако само по себе действие не является смысловым центром баллады, оно выступает в качестве средства формирования и передачи соответствующего настроения. По этой причине балладу рассматривают как лирическое, а не эпическое произведение в стихотворной форме.
В силу своего народного происхождения за балладой закрепился простой, не перегруженный поэтическими средствами язык. Для баллады характерна песенная форма, которая предполагает наличие рефрена (повтора, припева). Иногда баллада строится в диалогической форме, причем именно диалог способствует полному изложению событийной канвы (что не означает, будто в балладе никогда не изображается действие).
В средневековой литературе (французской, испанской, итальянской) баллада представляла собой фольклорный жанр – лирическую хоровую песню и обладала твердой формой.
В 14-16 вв. изменяется содержание и форма баллады, она становится лиро-эпическим жанром с исторической тематикой (английские баллады о Робине Гуде).
Расцвет собственно литературной баллады приходится на эпоху романтизма. Корифеями этого жанра в европейской литературе являются В. Скотт (Англия), Ф. Шиллер, И.В. Гете (Германия), А. Мицкевич (Польша).
В русской литературе 19 в. жанр баллады достиг наивысшего развития в творчестве В.А. Жуковского, к нему активно обращались А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.К. Толстой и др. В ХХ в. обращались к балладе поэты Н.Тихонов, М. Турсунзаде, Р.Рождественский и др.
Поэмы могут быть эпические, сюжетные («Полтава» А.С. Пушкина, «Кому на Руси жить хорошо» Н.Некрасова, «Анна Снегина» С.Есенина, «Василий Теркин» А.Твардовского) и лирические, основанные на переживании («Рыцарь на час» Н.Некрасова, «Соловьиный сад» А.Блок).
Жанры поэмы разнообразны: