Что такое лиро эпическое произведение

Лиро-эпический жанр

Смотреть что такое «Лиро-эпический жанр» в других словарях:

лиро-эпический жанр — жанр, в котором сочетаются черты эпического и лирического родов литературы: лиро эпическое произведение сюжетное произведение, повествование о событиях, поступках и переживаниях героев, написанное в стихотворной форме. Л. э. ж. исторически… … Словарь литературоведческих терминов

ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР — (вид), литературные художественные произведения, сочетающие признаки эпоса и лирики; сюжетное повествование о событиях соединяется в них с эмоционально медитативными высказываниями повествователя, создающими образ лирического «я». Связь двух… … Литературный энциклопедический словарь

лиро-эпический — жанр вид литературного творчества, объединяющий сюжетность эпического повествования с лиризмом, эмоциональностью, стихотворной формой лирики. К лиро эпическому жанру относятся поэма, роман в стихах и др. Большой словарь иностранных слов.… … Словарь иностранных слов русского языка

Баит — эпический и лиро эпический жанр татарского и башкирского народно поэтического творчества. Термин происходит от арабского «бейт» (двустишие). Б. слагается, как правило, из четверостиший с рифмами по типу aaba, abet. Объём Б. достигает… … Большая советская энциклопедия

роман в стихах — лиро эпический жанр. Сохраняя все признаки романа, отличается стихотворной формой, которая неразрывно связана с содержанием: Р. в с. так же как и роман, имеет развитый сюжет, систему персонажей, обращен к сложным проблемам взаимоотношений людей,… … Словарь литературоведческих терминов

Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Эпос — (греч. éżpos слово, повествование, рассказ) 1) Род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как Сказка, Предание, разновидности героического эпоса, Эпопея, эпическая Поэма, Повесть, Рассказ, Новелла … Большая советская энциклопедия

ЭПОС — (греч. épos — слово, повествование, рассказ), 1) род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как сказка, предание, разновидности героического Э. (ниже 2 е значение Э.), эпопея, эпическая поэма, повесть … Литературный энциклопедический словарь

ЛИРИКА — (от греч. lýra — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т. п.), род литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому. В… … Литературный энциклопедический словарь

Источник

лиро-эпический жанр

Смотреть что такое «лиро-эпический жанр» в других словарях:

ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР — (вид), литературные художественные произведения, сочетающие признаки эпоса и лирики; сюжетное повествование о событиях соединяется в них с эмоционально медитативными высказываниями повествователя, создающими образ лирического «я». Связь двух… … Литературный энциклопедический словарь

Лиро-эпический жанр — (вид) литературно художественного произведения сочетающие признаки Эпоса и лирики (См. Лирика); сюжетное повествование о событиях соединяется в них с эмоционально медитативными высказываниями повествователя, создающими образ лирического… … Большая советская энциклопедия

лиро-эпический — жанр вид литературного творчества, объединяющий сюжетность эпического повествования с лиризмом, эмоциональностью, стихотворной формой лирики. К лиро эпическому жанру относятся поэма, роман в стихах и др. Большой словарь иностранных слов.… … Словарь иностранных слов русского языка

Баит — эпический и лиро эпический жанр татарского и башкирского народно поэтического творчества. Термин происходит от арабского «бейт» (двустишие). Б. слагается, как правило, из четверостиший с рифмами по типу aaba, abet. Объём Б. достигает… … Большая советская энциклопедия

роман в стихах — лиро эпический жанр. Сохраняя все признаки романа, отличается стихотворной формой, которая неразрывно связана с содержанием: Р. в с. так же как и роман, имеет развитый сюжет, систему персонажей, обращен к сложным проблемам взаимоотношений людей,… … Словарь литературоведческих терминов

Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Эпос — (греч. éżpos слово, повествование, рассказ) 1) Род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как Сказка, Предание, разновидности героического эпоса, Эпопея, эпическая Поэма, Повесть, Рассказ, Новелла … Большая советская энциклопедия

ЭПОС — (греч. épos — слово, повествование, рассказ), 1) род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как сказка, предание, разновидности героического Э. (ниже 2 е значение Э.), эпопея, эпическая поэма, повесть … Литературный энциклопедический словарь

ЛИРИКА — (от греч. lýra — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т. п.), род литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому. В… … Литературный энциклопедический словарь

Источник

Лироэпические произведения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Лироэпические произведения – это произведения, в которых сочетаются лирические и эпические начала.

Понятие лироэпического жанра

Ряд ученых считают лироэпику четвертым родом литературы наряду с эпосом, лирикой и драмой. Другие же ученые склонны относить лироэпические произведения к системе литературных жанров. Система лироэпических жанров начала формироваться в 18 веке в связи с изменениями, происходящими в в то время в жанре эпической песни (эпической поэмы, эпопеи). Например, известно, что Шекспир написал две поэмы – «Венера и Адонис» и «Лукреция, однако оба произведения относятся к эпосу, а не к лироэпике, и продолжают традиции «Илиады» и «Божественной комедии». Поэмы Сервантеса, Дж. Бэньяна также относятся к эпосу.

В 18 веке в Западной Европе возникла так называемая «комическая поэма» (А. Поуп «Похищение локона»). В России аналогичным жанром была «ироикомическая поэма» (В. И. Майков «Душенька»). Трансформация традиционного жанра оказалась до такой степени серьезной, что поэма вышла за пределы эпического рода литературы. Среди изменений появление в поэме голоса лирического героя, который комментирует и сопровождает повествование о героях и событиях. В итоге читатель потерял свободу объективной оценки сюжетного действия, а представление о происходящих в художественном мире событиях перестало быть непосредственным. Другими словами, в поэме читатель не сам наблюдает происходящие события и героев произведения, а слышит рассказ постороннего человека, который уже оценил эти события и дал им свою собственную эмоциональную оценку. Повествователь уже с первых строк задает отношение к персонажам, и именно эмоциональный настрой рассказчика и его лирический комментарий определяют восприятие читателем происходящих в поэме событий и персонажей. Но лирический элемент поэмы не просто направляет читательское восприятие и корректирует, он полностью определяет его, тем самым лишая читателя возможности самостоятельно и независимо оценить описываемые события и персонажей. Таким образом формируется новый жанр, который оказывается за пределами всех литературных родов.

Готовые работы на аналогичную тему

В лироэпическом жанре связь двух начал – эпического и лирического – может выступать в следующих качествах:

Лироэпические жанры

Основными лироэпическими жанрами являются:

Поэма является наиболее характерным для лироэпического жанра. Поэма сочетает в себе лироэпическую исповедальность и эпический размах, широкое развитие образа лирического героя и развернутый сюжет. Поэма раньше других эпических форм искусства способна отзываться на самые актуальные, самые серьезные и волнующие вопросы своего времени. В поэме часто раньше, чем в прозе отображаются изменения в социальной психологии, и она раньше всех выходит к осмыслению главных вопросов времени, имеющих ключевое значение для судеб нации. Например, поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» отличается широтой охвата событий действительности, масштабность проблем и значительность этих событий, а повествовательный план в произведении соединен с глубочайшим лиризмом. Полное взаимопроникновение эпического и лирического начал характерно поэмам А. Т. Твардовского, которые в постановке проблем, имеющих важное значение для целой эпохи, сходятся с прозой.

В 18 веке в литературе появляется еще один жанр, который также не относится ни к одному из трех традиционных литературных родов. Этот жанр – баллада, один из самых популярных фольклорных жанров, который не могли оставить без внимания поэты.

Литературная баллада изначально появилась в формах мистификации и стилизации. Поэты стремились выдать свои оригинальные сочинения за произведения фольклора, которые якобы были найдены, услышаны и записаны ими. Английский поэт Т. Чаттертон придумал образ средневекового монаха, которому приписывал свои произведения – так появились так называемые «баллады Роули». «Песни Оссиана», написанные Дж. Макферсоном, публикуются как мистификация. Макферсон свои произведения выдавал за якобы сохранившиеся в устной народной поэзии бардины кельтского воина-певца, жившего в 3 веке.

После того, как баллада была признана полноценным литературным жанром, К. Брентано, немецкий фольклорист и поэт-романтик, включил свое самое знаменитое произведение «Лореллея» в сборник немецких народных песен «Волшебный рог мальчика», который он собрал совместно с А. фон Арнимом.

Литературная баллада с самого начала была ориентирована на фольклорный жанр и подражала ему. Кроме того, увлечение балладами не было продиктовано модой, баллада сразу заняла прочные позиции в литературе и сохраняет их по сей день.

Свойства фольклорной баллады, обнаруженные поэтами, именно в этот период оказались чрезвычайно востребованы и полностью отвечали эстетическим поискам авторов:

Таким образом, баллада – это лироэпический жанр, содержащий эмоциональную оценку персонажей на основе сюжетного повествования о личных драмах, исторических событиях, фантастических явлениях, который строится на основе открытого или скрытого диалога.

Литературные баллады бывают историческими, фантастическими, семейными, философскими.

Романс – еще один жанр, относящийся к лироэпическим. Он близок к балладе, но менее универсален и менее продуктивен.

Романс – это лирический монолог героя, который переживает личную любовную драму.

Он может рассматриваться и как вариация литературной баллады, и как отдельный лироэпический жанр. В начале 19 века появился новый лироэпический жанр, который оказал большое влияние на литературу и на формирование лироэпики как отдельного литературного рода.

Роман в стихах – это лироэпический жанр, который соединяет в себе эпическое повествование о жизни в ее противоречивости и несовершенства с лирической оценкой изображаемого художественного мира, определяющей отношение читателя к описанным событиям, персонажам и художественному миру.

Первым образцом романа в стихах стало незавершенное произведение Байрона «Дон Жуан». Еще одним ярким примером этого жанра является произведение А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Однако роман в стихах оказался непродуктивным жанром и в дальнейшем оказался не слишком востребованным. Это связано не только с тем, что художественные возможности этого жанра ограничены, но и с тем, что создание художественного мира в этом случае требует от поэта виртуозного владения поэтической техникой и гениальности, которые невозможно заменить трудоспособностью.

Источник

Лиро-эпический жанр

литературно-художественного произведения сочетающие признаки Эпоса и лирики (См. Лирика); сюжетное повествование о событиях соединяется в них с эмоционально-медитативными высказываниями повествователя, создающими образ лирического «я». Связь двух начал может выступать как единство темы (революция — тема интимных излияний и эпического повествования в «Хорошо!» В. В. Маяковского), как психологическая мотивировка (лирический комментарий в «За далью — даль» А. Т. Твардовского), как элемент художественной концепции (лирическая тема в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина вносит веяние духовной свободы во внутреннюю атмосферу романа, где герои — «невольники» чести, страсти, судьбы). Композиционно это соединение часто оформляется в виде лирических отступлений (См. Лирическое отступление). Промежуточные между лирикой и эпосом художественного образования имели место в античной, средневековой, классицистической литературах (ода, сатира, баллада). Расцвет Л.-э. ж. происходит в литературе сентиментализма и романтизма, когда возрастает интерес к личности рассказчика («Сентиментальное путешествие» Л. Стерна) и ниспровергаются жанрово-родовые каноны (образец — «Люцинда» Ф. Шлегеля). Наиболее характерным для Л.-э. ж. в 19—20 вв. является жанр поэмы (См. Поэма). По отношению к прозаическим произведениям Л.-э. ж. чаще употребляется термин «лирическая проза»; последняя широко представлена современными автобиографическими произведениями, эссе, очерками, путевыми дневниками (А. Сент-Экзюпери, А. Камю, И. Бобровский, М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский).

Источник

РУСТЬЮТОРС

Что такое лиро эпическое произведение. Смотреть фото Что такое лиро эпическое произведение. Смотреть картинку Что такое лиро эпическое произведение. Картинка про Что такое лиро эпическое произведение. Фото Что такое лиро эпическое произведение

Что такое лиро эпическое произведение. Смотреть фото Что такое лиро эпическое произведение. Смотреть картинку Что такое лиро эпическое произведение. Картинка про Что такое лиро эпическое произведение. Фото Что такое лиро эпическое произведение

Что такое лиро эпическое произведение. Смотреть фото Что такое лиро эпическое произведение. Смотреть картинку Что такое лиро эпическое произведение. Картинка про Что такое лиро эпическое произведение. Фото Что такое лиро эпическое произведение

Что такое лиро эпическое произведение. Смотреть фото Что такое лиро эпическое произведение. Смотреть картинку Что такое лиро эпическое произведение. Картинка про Что такое лиро эпическое произведение. Фото Что такое лиро эпическое произведение

Что такое лиро эпическое произведение. Смотреть фото Что такое лиро эпическое произведение. Смотреть картинку Что такое лиро эпическое произведение. Картинка про Что такое лиро эпическое произведение. Фото Что такое лиро эпическое произведение

Что такое лиро эпическое произведение. Смотреть фото Что такое лиро эпическое произведение. Смотреть картинку Что такое лиро эпическое произведение. Картинка про Что такое лиро эпическое произведение. Фото Что такое лиро эпическое произведение

Что такое лиро эпическое произведение. Смотреть фото Что такое лиро эпическое произведение. Смотреть картинку Что такое лиро эпическое произведение. Картинка про Что такое лиро эпическое произведение. Фото Что такое лиро эпическое произведение

Что такое лиро эпическое произведение. Смотреть фото Что такое лиро эпическое произведение. Смотреть картинку Что такое лиро эпическое произведение. Картинка про Что такое лиро эпическое произведение. Фото Что такое лиро эпическое произведение

Лиро-эпические жанры в литературе

Содержание:

↑ Лиро-эпика. Определение

Художественные произведения, соединяющие в себе свойства каких-либо двух литературных родов, в литературоведении стали называть «двухродовыми образованиями» (Б.О. Корман). Глубоко укоренен в литературоведении термин лиро-эпика.

Лиро-эпика включает в себя:

произведения, в которых имеются лирические отступления («Дон Жуан» Байрона и «Евгений Онегин» А.С. Пушкина).

*Иногда к лиро-эпическим жанрам относят оду.

↑ Лиро-эпические жанры

Отсюда и специальное построение басни, которая имеет сюжет и обычно заканчивается моралите, нравоучительным выводом. В басне осмеиваются отрицательные явления или черты человека, общества.

Действуют в басне чаще всего животные, под которыми легко угадываются люди.

Басня возникла в Древней Греции, ее основоположником считается Эзоп. Наибольшую популярность получили басни И. Крылова («Волк и ягненок», «Мартышка и очки», «Слон и Моська» и др.), С.Маршака, С.Михалкова, М.Миршакара и др.

Отнесение басни к лиро-эпическому жанру в определенной степени условно. Прежде всего, в ней не так легко найти эпическое начало: басня редко бывает в полном смысле этого слова сюжетной; скорее, она представляют некую статичную ситуацию. В силу этого ее можно сблизить с рассказом-зарисовкой, который осложняется неким выводом морального характера. Но в целом эпическое начало басни выражено слабо, лишь в общих чертах, то есть намечается, но не получает развития.

Что касается лирического начала басни, то в ней мы вряд ли найдем выражение субъективного мира поэта. Конечно, в басне поэт при помощи иносказательной формы выражает свое отношение к определенным явлениям жизни. Но в силу моральной подоплеки басни это оценочное начало объективируется, подвергается обобщению. Скорее всего, выделение у басни лирического начала обусловлено ее стихотворной формой: в нашем сознании стихотворная форма автоматически отождествляется с лирикой.

В центре баллады находится необычное, чудесное происшествие, которое представляется сжато, в виде основных моментов; обычно это событие мистическое, загадочное, связанное с вмешательством потусторонних сил. Впрочем, в центре баллады может стоять история любви, нередко трагическая. Сюжет баллады развивается быстро, что достигается благодаря небольшому количеству деталей, касающихся обстановки событий, одной линии действия, некоторой фрагментарности, отрывистости изложения, а также объективности повествователя, который не выражает своей оценки рассказываемой истории.

Сюжет баллады нередко черпается из мифов или сказок. В этом отношении баллада во многом аналогична новелле. Однако само по себе действие не является смысловым центром баллады, оно выступает в качестве средства формирования и передачи соответствующего настроения. По этой причине балладу рассматривают как лирическое, а не эпическое произведение в стихотворной форме.

В силу своего народного происхождения за балладой закрепился простой, не перегруженный поэтическими средствами язык. Для баллады характерна песенная форма, которая предполагает наличие рефрена (повтора, припева). Иногда баллада строится в диалогической форме, причем именно диалог способствует полному изложению событийной канвы (что не означает, будто в балладе никогда не изображается действие).

В средневековой литературе (французской, испанской, итальянской) баллада представляла собой фольклорный жанр – лирическую хоровую песню и обладала твердой формой.

В 14-16 вв. изменяется содержание и форма баллады, она становится лиро-эпическим жанром с исторической тематикой (английские баллады о Робине Гуде).

Расцвет собственно литературной баллады приходится на эпоху романтизма. Корифеями этого жанра в европейской литературе являются В. Скотт (Англия), Ф. Шиллер, И.В. Гете (Германия), А. Мицкевич (Польша).

В русской литературе 19 в. жанр баллады достиг наивысшего развития в творчестве В.А. Жуковского, к нему активно обращались А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.К. Толстой и др. В ХХ в. обращались к балладе поэты Н.Тихонов, М. Турсунзаде, Р.Рождественский и др.

Поэмы могут быть эпические, сюжетные («Полтава» А.С. Пушкина, «Кому на Руси жить хорошо» Н.Некрасова, «Анна Снегина» С.Есенина, «Василий Теркин» А.Твардовского) и лирические, основанные на переживании («Рыцарь на час» Н.Некрасова, «Соловьиный сад» А.Блок).

Жанры поэмы разнообразны:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *