Что такое лирическая протяжная песня

Что такое лирическая протяжная песня

Что такое лирическая протяжная песня. Смотреть фото Что такое лирическая протяжная песня. Смотреть картинку Что такое лирическая протяжная песня. Картинка про Что такое лирическая протяжная песня. Фото Что такое лирическая протяжная песня

Что такое лирическая протяжная песня. Смотреть фото Что такое лирическая протяжная песня. Смотреть картинку Что такое лирическая протяжная песня. Картинка про Что такое лирическая протяжная песня. Фото Что такое лирическая протяжная песня

Мир гуслей | Русская традиция запись закреплена

Лирические протяжные песни.

Весьма обширная и наиболее богатая область русского музыкально-поэтического фольклора. Сосредоточенность песен в основном на отражении психологического мира человеческих переживаний. Исключительное разнообразие содержания и наибольшая эмоциональная выразительность песен, раскрывавших богатый духовный мир простого русского человека. Преобладающие темы: смерти на чужой стороне, воля и неволи; социального люта, горькой женской доли в любовно-лирическая тема. Создание песен в различные исторические эпохи, в разных слоях населения.

Необычайная яркость поэтических образов, красота эпитетов, богатство метафор, в целом образность, отточенность поэтического языка. Частое использование прием психологического параллелизма ( особенно в зачинах песен) и трогательно-красочных символов, сложившихся на его основе.

Музыкальные особенности песен, выделяющие их на особое место из всего фольклора русского народа, как непревзойденную вершину отечественной культуры. Особенная проникновенность и красота напевов, отличающихся необычайно широкой как бы нескончаемой распевностью, свободой, импровизационностью метро-ритма и ассиметричностью структуры. Разрастание в каждой песне из короткого начального запева огромного мелодического разлива. Хоровая (с уникальной попевочно-подголосочной полифонией) и сольная (без инструментального сопровождения) традиции исполнения песен. Многовариантность мелодий на один поэтический текст.

Источник

Протяжная лирическая песня

Что такое лирическая протяжная песня. Смотреть фото Что такое лирическая протяжная песня. Смотреть картинку Что такое лирическая протяжная песня. Картинка про Что такое лирическая протяжная песня. Фото Что такое лирическая протяжная песня

Лирическая песня – один из самых распространенных песенных жанров.

Что такое лирическая протяжная песня. Смотреть фото Что такое лирическая протяжная песня. Смотреть картинку Что такое лирическая протяжная песня. Картинка про Что такое лирическая протяжная песня. Фото Что такое лирическая протяжная песня

Содержимое разработки

«Протяжные лирические песни»

Протяжная лирическая песня.

Лирическая песня – один из самых распространенных песенных жанров. Эти песни пел тот, кто хочет, где и когда хочет, то есть полная свобода исполнения. Лирическая песня, в отличие от многих других жанров, не связана ни с трудовым процессом, ни с обрядом, ни с праздником. В лирической песне главным было не показать событие, а отразить отношение к этому событию, выразить чувства, мысли, настроение человека. В лирических песнях нашли выражение самые сокровенные переживания и чаяния народа. В народе говорили: «Не я пою, душа поет». Ведущее место в народной среде этот жанр занял с 16 века. Лирическая песня вобрала в себя все достоинства предшествующих жанров. В дальнейшем развивалась параллельно с другими жанрами, и они продолжали оказывать друг на друга влияние (например, исторические, свадебные).

Тематика лирических песен разнообразна:

1. Большая группа песен рассказывает о тяжелой женской доле. Нередко в них воплощалась тема векового страдания народа, социальная, семейно-бытовая тематика. Например, №31 «Исходила младенька», №32 «Лучинушка».

2. Песни на любовную тематику. В большинстве случаев это тема неразделенной, невысказанной любви, тема разлуки. Многие песни на любовную тематику начинаются обращением к соловушке. Образ соловья, его пение олицетворяют любовную тоску. Часто используются другие параллелизмы. Характерно, что в любовных лирических песнях даже самые горькие, трагические чувства выражены очень сдержанно, строго, без надрыва. Например, №33 «Надоели ночи».

4. Лирическая рекрутская песня, которая возникла в 18 веке, в связи с введением при Петре I долгосрочной солдатской службы.

В протяжной лирической песне сформировался свой, особый музыкальный и поэтический язык, свои приемы развития.

Характерные черты протяжной лирической песни:

1. Распевность. Русская распевность – это широкое, протяженное развертывание мелодической мысли. В народе говорили: «Коль душа коротка, протяжной песни не спеть». Показательно, что лирическая песня есть у всех народностей, а протяжная только у русских.

Распевность достигалась разными способами:

а) Развернутость самого мелодического рисунка песни, величавость движения, с характерным музыкально-ритмическим растягиванием заключительного слога каждой фразы («Исходила младенька»).

б) Внутрислоговая распевность, на один слог может приходиться от 3 до 20 звуков («Надоели ночи»).

2. Широкий диапазон, до 1,5 октав. Использование ходов на широкие интервалы (секста, септима, октава). Характерен заключительный восходящий октавный ход.

3. Свобода, импровизационность развития.

4. Неквадратная структура напева.

5. Характерны размеры: 5/4, 7/4, 6/4, 11/4, 7/8, переменные размеры.

6. Ладовой основой служит диатоника во всем ее разнообразии. Характерна ладовая переменность.

7. Богатство подголосочной, полифонической фактуры в многоголосной протяжной лирической песне.

8. Многие напевы строятся на основе одного мелодического звена, которое при повторах расцвечивается.

9. Богатство, красочность поэтического языка. Обилие ярких эпитетов, метафор, параллелизмов. Ведущая роль мелодии. Она не зависит от закономерностей стихотворного текста, наоборот подчиняет слова себе. Поэтому часто встречаются повторы слов, словообрывы, восклицания типа «Эх», «Ой» и т. п. Причем, чем богаче и свободнее мелодическое развитие, тем больше искажение стиха.

10. Во многих жанрах один и тот же текст часто пелся на разные мелодии. В протяжной лирической песне, как правило, за каждым напевом закреплен определенный текст.

В быту протяжные лирические песни исполнялись соло (их называли «одиночные») или хором (их называли «артельные»). Протяжные лирические песни делились на:

1. Массово-обиходные. Исполнялись рядовыми певцами, в быту. Они более простые, в них мало распевов, довольно четкая структура, музыка больше подчинена тексту.

2. Песни специальные или песни отдельных мастеров. В них сложные мелодии, много больших распевов. Исполнение таких песен требовало особого мастерства. Высоко талантливой исполнительницей протяжной лирической песни была воронежская певица Арина Колобаева (1840-1914 гг.). Выступала с двумя дочерьми.

Источник

Конспект по музыке на тему «Лирические, протяжные песни» (3 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Усачева, Школяр. Музыка, 3 класс

Урок 6. Лирические, протяжные песни

развернуть перед школьниками процесс происхождения лирических песен, показать, как жанр протяжной песни освобождался от обрядовых «оков», как проходило становление народного бытового искусства как искусства гуманистического;

различать и выявлять выражение в русской композиторской музыке специфических национальных черт характера;

показать возможность возрождения народной песни в жанре романса, показать единство поэтического текста и музыки в романсе;

стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора.

2. Рабочая тетрадь, с. 8—22.

3. Музыкальный материал:

«На горе-то стоит ёлочка» (музыка и слова народные).

«Как сказали, Иван-то грозён» (музыка и слова народные) / фонохрестоматия.

«Прощай, радость, жизнь моя» (музыка и слова народные).

«Ноченька» (музыка и слова народные).

«Эх ты, Ваня» (музыка и слова народные) / фонохрестоматия.

«Ковой-то нету, а мне больно жаль» (музыка и слова народные).

«Не велят Маше за реченьку ходить» (музыка и слова народные).

«Сидел Ваня» (музыка и слова народные).

«Выхожу один я на дорогу» (музыка народная, сл. М. Ю. Лермонтова) / фонохрестоматия.

Музыкальное приветствие. Нотка настроения

Учащиеся на нотном стане на доске приклеивают нотку, цвет которой показывает с каким настроением они пришли на урок.

Проверка домашнего задания

Выразительное исполнение песни «Солдатушки, бравы ребятушки».

— Ребята, чтобы назвать нашу сегодняшнюю тему урока, скажите, к какому жанру народной песни относится песня «Солдатушки, бравы ребятушки»?

— Каков её характер исполнения?

— Патриотический, маршевый, бойкий, удалой, победный, праздничный, звонкий, легкий, твердый, волевой, решительный, уверенный, отважный, шутливый.

— А были ли рекрутские песни другого характера?

Бытовые: лирические, протяжные.

— Что значит «лирические»?

— В них поётся о любви, разлуке.

— В лирических рекрутских песнях поётся о том, как солдаты, ушедшие служить в царскую армию, отрываются от семьи и даже могут не вернуться к своим близким.

— Какие интонации в них звучат?

— Интонации проникнуты чувством глубокой тоски, безысходного горя солдат, взятых на военную службу в царскую армию.

— Назовите знакомые вам рекрутские песни лирического склада.

— Женская лирика: «Ой, летел павлин, летел». Мужская лирика: «Эх, да ты взойди, ясно солнышко», «Поле чистое, турецкое».

— Узнайте на слух, песни какого народного жанра сейчас прозвучат?

В аудиозаписи звучат фрагменты песен: «На горе-то стоит елочка», «Как сказали, Иван-то грозён».

— Это обрядовые, свадебные песни.

— В каком характере они исполняются?

— А можно ли назвать эти песни лирическими? Можно ли сказать, что атмосфера обрядовых свадебных песен связана с лирическими переживаниями?

— Наверное, да, они – о любви и поются протяжно.

Как думаете, какова тема сегодняшнего урока?

— Лирические песни. Песни о любви.

Лирика (от греч. «лира» — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни) — один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и драмой), выражающий личные (субъективные) переживания человека (автора). Лирика как жанр (литературы и искусства) зарождалась в песне, выражающей настроение певца. Лирические песни составляют, пожалуй, самую большую группу народных песен.

Лирика в музыкальном фольклоре — это уже не обращение к высшим силам, а обращение к личным человеческим переживаниям, внутреннему миру человека. В отличие от обрядовых песен (в том числе и свадебных), содержание которых было строго закреплено за определённым событием в жизни общины, содержание лирических песен как более позднего жанра протяжных песен формировалось как углублённое проникновение в личное, связанное с душевными переживаниями, чувствами человека.

Лирические протяжные песни — это, как правило, страдания любящей души (несчастная любовь, разлука, одиночество, размышления о женской доле). Потому-то народные песни о любви по большей части «страшно разнесчастные» или, как ещё говорили в народе, «жизненские».

Лирической песне свойственна развитая плавная мелодия на широком дыхании, выпевание нескольких звуков на один слог, перемещение ударения, повторение одних и тех же слов-восклицаний («эх», «ах», «ох, да ты» и т.п.), варьирование мелодии.

Для лирических песен характерна также смена размеров (смешанный размер): в песне выражаются разные человеческие чувства, а чувства меняются – изменяются и средства музыкальной выразительности (лад, размер – музыкальный и стихотворный).

В лирической песне чувство развивается постепенно, при многочисленном количестве строф, в каждой следующей оно словно переживается заново. В русской лирической песне часто использовалось сцепление (художественный приём — повторение последних строк предыдущего куплета в последующем), благодаря которому песня передаёт ощущение бесконечного страдания. Это эмоциональное переживание держит в напряжении каждого поющего и слушающего.

Перед исполнителем возникает трудность — выразить одно чувство, так как песня не предполагает смены настроений. Но такова устоявшаяся народная традиция исполнения лирики, и развитие в песне может проявляться только как движение интонационных вариантов к кульминации, обозначенной в тексте. Однако в этой вариантности и заключено самое главное богатство русской песенной любовной лирики — огромное разнообразие нюансов человеческих переживаний.

2. «Ковой-то нету, а мне больно жаль»

— Ребята, прежде чем прослушать лирическую песню «Ковой-то нету, а мне больно жаль», обратим внимание на текст: и в названии песни, и в самом её тексте можно увидеть «ошибки» в написании. Но это – не ошибки. Это – слова-диалектизмы.

Диалектизмы – самобытные слова, которые присутствуют в русских народных говорах или диалектах. Такие слова-диалектизмы встречаются и в современном мире. Их употребление характерно для людей, населяющих какую-либо определенную область страны.

Прочитайте текст, найдите слова-диалектизмы:

Ковой-то нету, а мне больно жаль (лирическая)

1. Ковой-то нету, а мне больно жаль, да,

Жаль, жаль, да уехал милой вдаль.

2. Жаль, уехал миленькой вдаль, да,

Ой, уезжает милой, оставляет, ой,

Одни ласковы слова.

3. Одни ласковы, милой, слова, да,

На… на прощанье-то милой оставил

С ру. ручки перстень золотой.

4. С ручки перстень, милой, золотой, да,

На. на рученьке кольцо носила,

На… на ночь в головы клала.

5. На ночь в головы клала, ой да,

По… поутру ранёхонько вставала,

За. заливалася слезам.

6. Заливалася слезам, ой да,

По… потому я горе заливала, ой,

Ох, не видела мила дружка.

Учащиеся называют диалектные слова. Разбираем их значение.

— На какую ещё особенность текста при чтении вы обратили внимание? Какой художественный приём используется, о котором мы сегодня уже упоминали?

— Повторение последних строк одного куплета в следующем.

— Совершенно верно, — прием сцепления. В народных лирических песнях этот прием используется, чтобы передать чувство бесконечных страданий и переживаний.

Давайте прослушаем песню. Постарайтесь найти в ней жанровые признаки лирической песни.

Слушание лирической песни «Ковой-то нету, а мне больно жаль». Музыкальный анализ.

— По каким же жанровым признакам мы отнесем эту песню к лирическим, протяжным?

— Это песня о любви, может быть, даже несчастной; поётся о том, что возлюбленный уехал и не вернулся, девушка плакала всю ночь.

— Исполняется песня многоголосно, в неторопливом темпе, протяжно и распевно, слышны интонации как-будто плача; смена ритма.

— Совершенно верно, ребята, песню можно отнести к лирическим и по сюжету, и эмоциональному строю, и по особенностям интонирования, и по многим другим признакам (ритм, метр, темп и др.). Но главное, определяющее качество – это, конечно, протяжность, которая как бы объединяет в единое целое и содержание песни (несчастная любовь) и форму выражения (прием сцепления, плавность мелодии и ее варьирование, широкое дыхание, выпевание нескольких звуков на один слог, использование слов-восклицаний, изменение метра и размера).

Протяжность выражает и сущность лирического чувства, охватывающего все стороны человеческой души, и одновременно является исторически сложившимся способом, средством создания лирических образов в музыке.

О протяжности в русских народных песнях замечательно говорил Б.В. Асафьев: «. [в них] отслоилась, устоялась непрерывная мелодическая текучесть, песенное начало, которое создавало действенное напряжение и соблюдало, таким образом, непрерывность музыкального сознания. Как раз в песенности, в этом дивном наследии стародавних времён, сказывается «интонационное» стихийное, гипнотизирующее свойство музыки».

Хочу, ребята, сделать акцент на словах «гипнотизирующее свойство музыки»: это говорит о свойственном для многих обрядов почти всех народов мира своеобразном «кружении». Повторение с некоторыми изменениями одной и той же «магической формулы» при непрерывном возрастании динамики действия — непременная атрибутика обряда, с помощью которой оказывалось гипнотическое воздействие на людей.

Использование в русской протяжной песне интонационно изменяемых повторов — это наследие языческой обрядовости, но творчески переосмысленное в любовной лирике. И суть его здесь в том, что каждый отдельный звук в любовной лирике, как говорил Б.В. Асафьев, «облюбовывается и осязается», благодаря чему возникают варианты и особая «напряжённость» исполнения!

Давайте споём несколько строк из песни. Но не будем копировать народное исполнение, а постарайтесь передать традицию так, как вы её понимаете.

Пропевание отдельных фраз из песни «Ковой-то нету, а мне больно жаль».

3. Русская протяжная песня в исполнении Ф.И. Шаляпина («Прощай, радость, жизнь моя», «Не велят Маше», «Эх ты, Ваня», «Ноченька»).

— Прослушайте исполнение еще одной народной песни. Скажите, чем она схожа с предыдущей и чем отличается?

1) Прослушивание «Прощай, радость, жизнь моя» в исполнении Ф. Шаляпина.

— Верно, ребята, лирическую песню «Прощай, радость, жизнь моя» вы прослушали в исполнении профессионального артиста Ф.И. Шаляпина. Шаляпин поёт один.

И в этом нехитром наблюдении мы с вами видим важный смысл, раскрывающий механизм изустности народного творчества, который заключается в том, что произведения фольклора, передающиеся из уст в уста, не фиксировались нигде, а закреплялись лишь в памяти исполнителей. При этом сполнители привносили в песню что-то новое, трансформируя манеру пения, изменяя приёмы и способы интонирования и даже текст. Например, известны случаи сохранения традиционного исполнения протяжной песни в одноголосном варианте, при котором наблюдается удивительное явление: исполнитель, участвовавший многократно в многоголосном пении, пытается в одноголосный вариант вместить самое существенное из всех других голосов, складывая на ходу практически новую мелодическую горизонталь. Один поёт за всех! Так на основе узнаваемой мелодии возникает практически новая песня. Возможно, Шаляпин при исполнении некоторых песен брал за основу такие одноголосно-собирательные фольклорные варианты.

2) Прослушивание «Ноченька».

Вообще, русская протяжная песня в исполнении Ф.И. Шаляпина (1873—1938) — это уникальное явление в отечественном искусстве, целый мир, на котором нужно остановиться отдельно.

В исполнении великого Шаляпина русская народная манера воспроизводилась почти доподлинно. Это говорит о том, что Шаляпин обладал не только удивительным талантом, но и замечательной «совестью артиста»!

По воспоминаниям живописца К.А. Коровина, входившего в творческое окружение Фёдора Ивановича, Шаляпин очень бережно относился к творческому наследию русского народа, тщательно работал над песнями, постоянно прибегая к «консультациям» народных исполнителей.

Исключительно точную характеристику исполнительскому творчеству Шаляпина оставил нам Б.В. Асафьев: «B пении Шаляпина, широком, раздольном, захватывающем своей плавностью («звук в звук переливается»), мужественной мягкостью и непосредственной искренностью фразировки, раскрывается мир беспредельного становления. Это — сама жизнь, ибо никакие формулы, которыми мы разграничиваем и размежёвываем наши психические состояния, не определят непрерывности и в то же время колыханий в шаляпинской интерпретации».

Лучше о Шаляпине как русском певце и об истоках протяжной песни просто нельзя сказать. Образ русской песни возникает как «художественное завоевание огромного русского пространства», протекающее как «непрерывность музыкального сознания», в котором нет никаких «разграничений и размежеваний»! Особенно интересна подмеченная учёным диалектика «непрерывности и в то же время колыханий в шаляпинской интерпретации». Эти «колыхания» — постоянное изменение интонаций, красок голоса, всего комплекса вокально-выразительных средств в зависимости от эмоционального содержания музыкальной фразы (об этом мы уже говорили во 2 классе, характеризуя уникальное свойство шаляпинского голоса). В результате и возникает «непосредственная искренность фразировки» как «сама жизнь».

Сравнивая народное пение и профессиональное исполнение народных песен, мы с вами видим различия интонационной атмосферы: народное пение более ровное и целостное в эмоциональном отношении, а Фёдор Иванович любую деталь, любой эмоциональный оттенок даёт в преувеличении.

Преувеличение — это одно из средств художественного осмысления действительности, это одна из сущностей искусства как художественного освоения мира (искусство же — это в большой мере «искусственное»!). Именно игра с художественным преувеличением и составляет сущность творчества профессионального артиста! Фёдор Иванович владел этим искусством в совершенстве, и потому его пение до сих пор является эталоном исполнения русских народных песен. Вслушайтесь, как он подчёркивает протяжную пространственно-мелодическую основу русского пения — иногда даже пропевает согласные!

Прослушивание «Не велят Маше», «Эх ты, Ваня» в исп. Ф. Шаляпина.

4. Городская лирическая песня

Это влияние неоднозначно:

С одной стороны, «крестьянский» романс сохранил от традиции распевность, одноголосность запева, цепную форму, многоголосный склад, характерные для народной песни унисонные окончания, в некоторых случаях — ладовое своеобразие (переменный лад) и пр.

С другой стороны, влияние западноевропейской гармонической функциональности, позднего церковного многоголосия и городского профессионального стихосложения (четырёхстрочие, куплетность, метроритмическая определённость), под знаком которых проходило становление городской бытовой лирики, привело к тому, что свойственная народной музыке горизонтальная полифония (самостоятельность голосов) начала уступать место классическому многоголосно-гармоническому складу. Но об этом мы будем говорить позже.

А) Прослушивание русской народной песни «Сидел Ваня» в исп. современной певицы Пелагеи.

Прошло немало времени. Уже стареющий композитор записал однажды в своем дневнике: «Может быть, ни разу в жизни я не был так польщен и тронут в своем авторском самолюбии, как когда Л.Н. Толстой, слушая Анданте моего Первого квартета и сидя рядом со мной, — залился слезами».

Б) Прослушивание Первого струнного квартета: 2-я часть Andante cantabile си-бемоль мажор.

2) «Выхожу один я на дорогу»

Музыку к стихотворению М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» написала Елизавета Сергеевна Шашина, актриса и композитор 19-го века. Песня написана в жанре романса.

Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства выразительности. Давайте вспомним, что такое интонация?

— А в музыке что такое интонация?

— В музыке интонация передается средствами выразительности: аккомпанемент, лад (мажор или минор), сила (громкость) звука, темп, ритм, мелодия.

— Совершенно верно, ребята. Человеческая речь богата интонациями. С их помощью можно выразить и любовь, и гнев, и печаль. Из устного общения людей выросло музыкальное искусство — музыкальная речь. Вслушиваясь в музыкальную интонацию, мы можем почувствовать ее выразительность.

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» буквально пронизано непреодолимым чувством-мотивом одиночества.

Чтобы лучше понять это стихотворение, давайте прочтем его: я буду читать вслух, а вы – про себя.

— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

— Как вы думаете, с помощью каких средств автору удается так реально и зримо передать чувство одиночества?

Дети выдвигают предположение – с помощью слов.

Значит, чтобы лучше понять авторский замысел, нужно всего лишь внимательно прочесть все слова? Давайте послушаем, что по этому поводу думал известный детский писатель С.Я. Маршак:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

Читая две последние строчки этого четверостишия, вы спокойно переводите дыхание, будто наполняя легкие свежим и чистым вечерним воздухом. Но ведь об этом-то ровном, безмятежном дыхании и говорится в предпоследней строфе:

. Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь. »

Согласны вы с автором? Какую особенность стихотворения Лермонтова отмечает Маршак?

— Стихотворение дышит, оно живое.

— Совершенно верно. В сущности, дышит не только одна строфа, но и все стихотворение. И все оно поет. Как в песне, в этих стихах одна строфа подхватывает последние слова другой, предыдущей строфы.

А сейчас я хочу предложить вам послушать романс «Выхожу один я на дорогу» в исполнении замечательного русского певца А. Вертинского.

Прослушивание романса на стихи М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу».

Лирику мы слышим и в рекрутских, и в обрядовых песнях. А обрядовость и другие исторические события и явления являются частью этого мира, древним пластом, основой, определившей во многом и интонационное, жанровое, и формальное своеобразие русской народной песни как целостного явления. Потому и содержание лирики очень широко.

Проходя мимо доски, учащиеся на нотном стане приклеивают нотку, цвет которой показывает с каким настроением они уходят с урока.

Соответствие цветов настроению:

оранжевый – радостное, теплое;

желтый – светлое, приятное;

фиолетовый – тревожное, напряженное;

черный – упадок, уныние.

Фольклор как искусство слова. Сборник статей под редакцией профессора Кравцова Н.И. – М.: Издательство Московского университета, 1969;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *