Что такое лионский зал в царском селе
Лионский зал
Откроется для посетителей с 1 мая 2021 года
в составе II экскурсионного маршрута Екатерининского дворца
Лионский зал или «Комната лионских обоев» – уникальная интерьер, созданный по проекту архитектора Ч. Камерона в 1781‒1783 гг. на месте барочного интерьера Пятой Антикамеры. Увлеченная новым архитектурным стилем, классицизмом, Екатерина II приняла решение преобразовать дворец согласно последним художественным веяниям.
Архитектор использовал в отделке лазурит (ляпис-лазурь) – синий полудрагоценный камень сложного минералогического состава с белыми и золотистыми вкраплениями. Лазуритовая отделка была выполнена из тонких пластин, наклеенных на каменную основу (впоследствии эта техника получила название «русская мозаика»). Каменный декор Лионской гостиной состоял из фриза, панелей в нижней части стен, наличников окон и дверных порталов. Для зала были выполнены и два стола-консоли со столешницами, облицованные ляпис-лазурью.
Настоящим шедевром являлся паркет Лионского зала. Он был набран из амаранта, палисандра, пальмы, черного и розового деревьев и украшен перламутром.
Главным декоративным элементом в декоре зала стал шелк виртуозной работы французских мастеров известной лионской мануфактуры К. Пернона. Рисунок с разноцветными павлинами, фазанами, лебедями в сложном переплетении гирлянд и ветвей на золотистом фоне, производил неизгладимое впечатление. Именно шелку зал обязан своим названием.
На протяжении XIX в. отделка стен Лионского зала неоднократно подвергалась обновлению. Уже в начале марта 1801 г. лионские обои и оконные драпировки были изъяты и заменены на «Обои Лионские шелковые, абрикосовые, шитые в тамбур разными шелками»; в документах они имеют пометку «ветхие». Позже гостиную вновь обивают «желтым цветным атласом».
В 1841 г. наследник цесаревич Александр Николаевич (будущий Александр II) женился на немецкой принцессе, вошедшей в русскую историю под именем Марии Александровны. Будущая императрица получила для проживания бывшую половину Екатерины II, так называемый Пятый апартамент. В 1848 г. «за ветхостью желтой материи» Мария Александровна повелела полностью обтянуть малиновой тканью стены и мебель Лионского покоя. Малиновый шелк с рисунком «в новом вкусе» в виде вертикально расположенных извилистых цветочных полос был куплен в Санкт-Петербурге в Английском магазине. В 1866 г. возобновляется обивка из желтого шелка, с той же сплошной затяжкой стен от лазуритовых панелей до верхнего фриза. На этот раз ткань заказали на лионской мануфактуре «Лами и Жиро», в архиве которой сохранилась запись о заказе для Царского Села шелка, называвшегося «золотой бутон».
В 1860-е гг. заменили не только ткань. Работы в зале начались уже в 1856‒1857 гг. под руководством придворного архитектора И. А. Монигетти, который внес существенные изменения в художественное решение интерьера. И хотя в результате переделок зал получил новый вид, от прежнего оформления сохранялись лазуритовые панели, дверные и оконные обрамления, наборные двери и уникальны паркет, предусмотрительно закрытый хозяйкой коврами.
В новом состоянии Лионская гостиная была запечатлена в 1878 г. по личному заказу императрицы художником Л. О. Премацци. Эта акварель ‒ большая художественная ценность, являющаяся одновременно произведением искусства и документом, к которому сегодня обращаются специалисты, уточняя цвет, форму, характер утраченных деталей.
На акварели мы видим живописные произведения, подчеркивающие вкус хозяйки резиденции. «Молодая итальянка с маской в руке», «Итальянка, покрывающая платком ребенка, спящего в колыбели» – написаны Ж.-Б. Л. Масом в Риме в 1830-е гг. На северной стене в богатой резной золоченой раме картина Л. Галле «Семья рыбака (Ожидание)» 1855 г. Эту картину бельгийского живописца сегодня можно вновь видеть в зале на своем месте. Большое полотно «Смерть Рафаэля» Ф. Скьявони, также представленное в воссозданном зале, было заказано Александром Николаевичем во время его европейского вояжа в 1839 г. и появилась в Лионской гостиной в 1859 г. Наряду с полотнами Л. Галле и Ф. Скьявони, в довоенной экспозиции дворца-музея находились «Святая Агнесса с ягненком на руках» Ф. Ванни и «Диоген с фонарем» Б. Строцци. которые вернулись на свои места.
Акварель Премацци дает представление и о предметном наполнении гостиной. Убранство зала составляли уникальный лазуритовый гарнитур, в состав которого входила роскошная люстра с монограммой императрицы Марии Александровны, позолоченный мебельный комплект, созданный в 1866 г. на фабрике А. Тура, позолоченная ширма, часы работы Каффиери.
Из 32 предметов лазуритовой меблировки Лионского покоя во время Великой Отечественной войны были утрачены простеночные зеркала с консолями и двухъярусная жардиньерка для комнатных цветов. Сохранившиеся 27 предметов ныне относятся к уникальной части музейной коллекции и вновь представлены в Лионском зале.
Проект реставрации интерьера, полностью погибшего в годы войны, был подготовлен еще в 1983 г. СНПО «Реставратор» под руководством главного архитектора музея А. А. Кедринского; корректировку проекта выполнили специалисты ГУП «Ленпроектреставрация» в 2006‒2007 гг. Новым проектом было предусмотрено восстановление зала на довоенное состояние, таким, каким он стал после изменений, внесенных в середине XIX в. И. А. Монигетти.
Воссоздание уникального декоративного убранства дворцового интерьера стало возможным благодаря финансовой поддержке благотворителей.
Руководство ПАО «Газпром» выделило средства на воссоздание великолепного плафона, наборных мозаичных панелей из лазурита, на монтаж обивки стен, изготовление портьер, басонных изделий и аграманта.
Фонд ENGIE (Франция) профинансировал изготовление лионского шелка для стен, портьер и мебели на мануфактуре Прелль (Prelle), преемнице фабрики «Лами и Жиро».
Благотворительный фонд содействия развитию железнодорожного транспорта «Транссоюз» передал музею средства на выполнение работ по восстановлению трех лазуритовых порталов.
Лионский зал Екатерининского дворца
Продолжаем прогулку по великолепному Екатерининскому дворцу в Царском Селе. Напомню, в прошлый раз мы с вами посетили легендарную Янтарную комнату, которая была восстановлена к 300-летию Петербурга. Через 16 лет после этого события здесь был воссоздан ещё один прекрасный интерьер — Лионский зал, по которому я предлагаю вам прогуляться сегодня.
Лионский зал Екатерининского дворца
Немного истории
Екатерининский дворец в Царском Селе был заложен в 1717 году, ещё при жизни Петра I. Своё имя он получил в честь супруги будущего императора, Екатерины I. В первые годы своей истории здание неоднократно перестраивалось, схожий с сегодняшним внешний вид оно приобрело лишь к 1756 году, этот период относится ко времени правления дочери Петра, Елизаветы I. Руководил работами знаменитый Бартоломео Франческо Растрелли. Анфилада, выстроенная зодчим, небезосновательно именовалась Золотой.
Восхитительная люстра С золотым цветом стен контрастирует насыщенно-синий камень лазурит
Интерьеры Растрелли включали в себя пять так называемых антикамер — помещений, предназначенных для ожидания приёмов. При Екатерине II на месте двух из них были выстроены новые залы — Арабесковая и Лионская гостиные. В этот раз автором проекта перестройки был Чарлз Камерон, создатель Агатовых комнат, Холодных бань и Камероновой галереи в парке при Екатерининском дворце.
Декорирование потолка
Лионский зал получил своё название благодаря используемому в его отделке шёлку, изготовленному на мануфактуре во французском городе Лионе. С золотым цветом стен контрастирует лазурит, насыщенно-синий камень, именуемый также ляпис-лазурью. Интерьеры помещения неоднократно обновлялись, менялся и цвет стен. Например, одно время он был даже малиновым.
В будущем здесь планируется восстановить исторический паркет из нескольких пород дерева Вензель императрицы Марии Александровны
Убранство зала было уничтожено во время Великой Отечественной войны, но сегодня мы всё же имеем возможность увидеть прекрасный восстановленный интерьер. Несмотря на то, что проект его реконструкции был разработан ещё в советское время, открытие воссозданного зала состоялось лишь в 2019 году.
Скульптура у окна
Посещение Лионского зала входит в основной экскурсионный маршрут по Екатерининскому дворцу. Сегодня (март 2020 года) стоимость экскурсии без скидок составляет 700 рублей. Билеты приобретаются в кассах дворца.
По соседству расположен Арабесковый зал Интерьер здесь не менее парадный Одно из самых известных помещений дворца — Большой зал, или Светлая галерея
Ранняя весна в Петербурге — отличное время для посещения парадных императорских резиденций, ведь на улице становится всё теплее, но такого большого потока туристов, как летом, пока нет. Да и путешественников из Азии в городе сейчас практически не встретить. Поэтому рекомендую вам не упускать возможность и прогуляться по интерьерам, например, Павловского или Гатчинского дворцов в спокойной обстановке. Удачи в изучении города!
Если кратко, в целом:
- превосходный восстановленный интерьер; экскурсия охватывает многие залы дворца, в том числе знаменитую Янтарную комнату; для пенсионеров, студентов и курсантов при покупке билетов действует скидка 50%.
Реставрация Лионского зала Екатерининского дворца
Лионский зал – один из самых совершенных интерьеров архитектора Чарльза Камерона – входил в число личных апартаментов Екатерины II в Большом Царскосельском (Екатерининском) дворце. Этот шедевр создавался в 1781-1783 годах и получил свое название благодаря отделке стен шёлком, изготовленным в Лионе.
Интерьер входил в парадную анфиладу дворца, что диктовало особую роскошь его отделки. Редкий по изысканности эффект достигался благодаря сочетанию «золотого» шёлка с синим лазуритовым декором. На отделку из лазурита мастера израсходовали больше 92 пудов камня, в декоре дверей и паркета использовали «разноцветных заморских 12 сортов дерев» и перламутр.
Со времен Екатерины II шёлковые обои неоднократно заменяли. В середине XIX века Лионский зал стал парадной гостиной на половине Марии Александровны, супруги Александра II. В 1866 году стены вновь обили жёлтым шёлком, теперь это была ткань цвета «золотой бутон», она затягивала стены от панелей до фриза, использовалась в обивке мебели и в портьерах. В таком виде Лионский зал в 1878 году запечатлел на акварели Луиджи Премацци.
Декоративное убранство великолепного интерьера было уничтожено в годы Великой Отечественной войны. Сохранилось 25 предметов уникального мебельного убранства, выполненных с использованием лазурита. Паркет, похищенный из Лионского зала фашистами, обнаружили в Берлине и в 1947 году вернули в Царское Село.
Только спустя десятилетия, в 2005-м, удалось сделать первый шаг к возрождению интерьера – восстановить объемно-пространственное решение Лионского зала. Проект его реставрации подготовил в 1983 году тогдашний главный архитектор музея Александр Кедринский (1917-2003), корректировку проекта произвели в 2006 – 2007 годах.
Восстановление всего декора Лионского зала – чрезвычайно дорогостоящая и трудоемкая задача, осуществляемая поэтапно. В 2016-2017 годах при поддержке фонда «Транссоюз» восстановлены лазуритовые порталы, обрамляющие три двери зала.
В 2018 году реставрацию Лионского зала удалось продолжить благодаря финансовой помощи компании «Газпром», которая выделила средства на воссоздание интерьера, в том числе:
Средства на производство шёлка выделил корпоративный фонд ENGIE (Франция). К счастью, в музее сохранились иконографические материалы (дворцовые описи, фотографии, автохромы, акварель, образцы шелка), а в Лионе – архивы ткацкой мануфактуры «Лами и Жиро», которая в 1860-х годах выполняла заказ русского Императорского двора. В коллекции преемницы этого предприятия – лионской мануфактуры «Прелль» – сохранились книги заказов XIX века. Было принято исторически обоснованное решение – доверить восстановление шёлковой отделки Лионского зала французским мастерам мануфактуры «Прелль». В соответствии с разработанным музеем проектом воссоздания обивки стен, мебели и портьер, в Лионе изготовлено 320 метров ткани «золотой бутон» («Lampas bouton d’or Louis XVI») шириной 162 см. Работы по восстановлению шелкового декора были завершены в 2019 году.
В 2020 году ООО «Царскосельская янтарная мастерская» продолжило работы по восстановлению интерьера Лионского зала. К настоящему времени завершается реставрация уникального подлинного паркета XVIII в., воссоздание 2-х мраморных каминов с лазуритовыми вставками, 2-х простеночных зеркал с лазуритовыми подзеркальными столиками, 3-х оконных наличников, также декорированных лазуритом и бронзовыми золочеными накладками, 3-х двупольных дверей из ценных пород дерева, инкрустированных орнаментальными вставками маркетри и перламутра. После воссоздания каминов на свое место вернутся шесть подлинных путти, чудом сохранившихся после войны.
Открытие зала после реставрации состоялось в апреле 2021 года.
Что такое лионский зал в царском селе
фото Ирины Туминене
Лионский зал Екатерининского дворца
До настоящего времени остается открытым вопрос о происхождении лазурита, примененного Ч.Камероном в отделке зала. К 1780-м годам самое крупное мировое месторождение этого камня находилось в Бадахшане — северо-восточной части Афганистана. Ляпис-лазурь являлась одним из знаков власти афганского эмира, и вывоз ее был ограничен. На протяжении XVIII века лазурит поступал в Россию «серебряными» караванами через Монголию, Китай, Бухару; стоимость его была чрезвычайно высока: самый лучший, темно-синий лазурит приобретался на серебро, фунт за фунт.
Вплоть до 1941 года лазуритовый декор и меблировка Лионского зала Екатерининского дворца и лазуритовые колонны иконостаса Исаакиевского собора являлись примером самого масштабного использования лазурита в отделке интерьера в России XVIII — XIX веков. Архитектурная отделка Лионского зала была утрачена во время Великой Отечественной войны. Не сохранились также простеночные зеркала с призеркальными консолями, столешницы которых были облицованы лазуритом, являвшиеся частью этой отделки, и двухъярусная жардиньерка. В настоящее время из меблировки зала сохранилось двадцать пять предметов, выполненных из лазурита в монтировке золоченой бронзы. Безусловная ценность этого эффектного комплекса предметов заключается в том, что он был создан по проекту известного русского архитектора И.А.Монигетти для конкретного интерьера Екатерининского дворца и почти полностью сохранился до настоящего времени. Благодаря предметам лазуритового гарнитура, явившегося заключительным аккордом в истории формирования интерьера, и имеющейся иконографии зала можно составить определенное представление о характере несохранившейся лазуритовой отделки Лионской гостиной.
Лионский зал, органичной частью декорировки которого являлась лазоревая «синева неба» его каменного убранства, наряду с художественными достоинствами других парадных залов Екатерининского дворца, на протяжении почти двух столетий составляли славу Царскосельской летней императорской резиденции.
1 Лемус В. Плановое реставрационное задание на восстановление Лионского зала. Историческая справка. 1978 // Архив ГМЗ «Царское Село». И.с. №1242.
2 Е ще при императрице Екатерине II фонари были перемещены в Зимний дворец и не сохранились до наших дней.
3 Ферсман А.Е. Очерки по истории камня. Т.1. М. 1954. С.274.
6 РГИА. Ф.487.Оп.5. 1848. Д.2032. Л.1,7, 32.
Позднее, в 1866 году, стены и мебель были обтянуты желтым узорчатым шелком, что вернуло залу первоначальное колористическое решение (РГИА. Ф.487. Оп.8. 1866. Д.6313).
7 РГИА. Ф.487. Оп.5. 1856-1858. Д.2055. Лл.10-10 (об).
Священная синева: в Екатерининском дворце открыли Лионский зал
В среду, 5 июня, в ГМЗ «Царское село» представили воссозданное убранство Лионского зала. Такое название это небольшое, но богато украшенное помещение получило благодаря отделке французским шёлком; кроме него, главным отличительным элементом комнаты являются многочисленные элементы декора из лазурита, передаёт корреспондент «Диалога».
«Конечно, открытие этого зала для нас – большой праздник. Для музейщиков огромное счастье – возвращение утраченных предметов и окончание работ по восстановлению интерьеров, разрушенных во время войны. В данном случае мы имеем дело не просто с одним из залов анфилады – у нас все залы непростые, красивые, замечательные: это помещение, о котором думали и восстановить которое мечтали многие поколения хранителей нашего музея. Наконец-то это счастье сбылось, ведь стоимость работ была настолько высока, что мы боялись думать, что при нашей жизни увидим этот зал восстановленным. Но благодаря спонсорской помощи – а здесь почти нет федеральных денег – это удалось. Здесь мы видим бесценное сочетание золотистого [шёлка обивки] с глубоким синим лазуритового декора – когда-то это помещение оценивали как выдающееся декоративное решение, соперничающее с Янтарной комнатой», — рассказала директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.
История декора такова: в первоначальном виде Лионский зал создавался по проекту Чарльза Камерона в 1781-1783 годах как часть личных покоев Екатерины II. Он входил в парадную анфиладу дворца, а уникальность заключалась, в первую очередь, в лазуритовом декоре стен, ваз, люстры. Шёлковые обои несколько раз заменяли, пока в 1866 года помещение (ставшее парадной гостиной на половине императрицы Марии, супруги Александра II) не приняло свой «классический» вид, запечатленный на акварельной картине Луиджи Премацци в 1878 году. В этом варианте обивка стен была золотой.
В 1941 году предметы интерьера – в том числе картины и люстру – удалось эвакуировать до вступления гитлеровских войск в Царское Село, а вот отделка стен – шёлковая и лазуритовая – была уничтожена, как и роспись потолка. Немцы украли даже паркет с пола – его обнаружили после войны в Берлине, и в 1947 году возвратили во дворец. Трёхстворчатую ширму из обстановки зала, например, нашли в Эстонии – вероятно, там её бросил какой-то германский находник.
«Если не брать во внимание, что отделка этого зала восстановлена, то я не побоюсь сказать, что Лионский зал – один из самых ярких, необычных и нарядных залов эпохи историзма в нашем городе, а не только в нашем дворце. Могу объяснить, почему: когда Александр II для своей супруги задумал переделать эту часть дворца (а это была её личная половина), был приглашён архитектор Ипполит Монигетти. Это был профессионал, который понимал, в каком пространстве ему предстоит работать: в зале, созданном Камероном для Екатерины II! Он сохранил многие элементы отделки XVIII века – прежде всего, лазуритовые – и привнёс то, что диктовали заказчики. Итогом стал удивительный ансамбль – соединение элементов из эпохи Екатерины Великой и новых частей, к которым относится, прежде всего, совершённо замечательный лионский шёлк на стенах, называемый «Золотой бутон». Если вы внимательно рассмотрите акварель [Премацци], то вы увидите, что мы вернули в этот зал предметы, которые на ней зафиксированы – например, великолепные французские часы и картину Луи Галле «Семья рыбака. Ожидание», которая покинула стены Екатерининского дворца ещё до войны. Она находится в Эрмитаже, который – специально для открываемого интерьера – предоставил нам её на длительное хранение. На противоположной стене – картина семейства Скьявоне «Смерть Рафаэля», которая находится здесь с 1859 года. И наконец, 27 предметов из лазурита – столы, консоли, жардиньерки, вазы, лампы… И, конечно, люстра с монограммой Марии Александровны», — рассказала замдиректора ГМЗ по научной и просветительской работе Ираида Ботт.
Восстановление шёлковой обивки стало возможным благодаря тому, что ткацкое предприятие «Лами и Жиро» из Лиона, изготовившее её в своё время, сохранилось (хотя и сменило название – теперь это мануфактура Прелль), и даже сберегло архивы XIX века, среди которых нашлись описания заказов и образцы материи. Поэтому удалось запросить точно такой же шёлк (который пошёл не только на отделку стен, но и, например, на портьеры и обтяжку мягкой мебели).
«Они соткали шёлк, абсолютно идентичный исторической ткани XIX века. Нам уже надо было его раскроить, сшить, изготовить все изделия. Как вы видите, это великолепный декоративный эффект – сочетание лазурита, шёлка и позолоченной бронзы. Настоящая императорская роскошь в самом прямом смысле слова. Средства, которые пошли на реставрацию этого зала – из сэкономленных на реставрации дворцовой церкви», — объяснила замдиректора по реставрации ГМЗ «Царское Село» Наталья Кудрявцева.
Современным на полу остаётся ковёр, сделанный по образцу того, что запечатлён на акварели Премацци. Под ним должен находиться вышеупомянутый исторический паркет, который сейчас находится в процессе реставрации (на это деньги выделил сам музей), но перед руководством ГМЗ стоит вопрос: будут ли возвращать это покрытие на место? Дело в том, что паркет инкрустирован перламутром и имеет высочайшую ценность, но в условиях современного музея, когда туристы постоянно ходят через все общедоступные залы, может быстро истереться.
«Серьёзный зал. Это, я думаю, действительно жемчужина Екатерининского дворца. Лазурит – ещё один материал: есть [отделка из] янтаря, есть яшма в Агатовых комнатах, а здесь он. Это непростой материал, его в стране у нас почти нет, а тот, что есть – в Забайкалье – не такой, как надо: он более светлый, с белыми включениями. Тут же – синяя шёлковистая поверхность, практически однородная. Техника русской мозаики и полное воссоздание, потому что всё это, конечно, было уничтожено во время войны, что достаточно грустно. Но сегодня событие радостное – музей открывает ещё один зал (и случается это не так уж часто); думаю, он привлечёт интерес посетителей. Работа была большая и скоротечная, как и всё сегодня. Очень большая, серьёзная проблема была с металлом – элементов очень много, их надо было сначала нарисовать, потом вылепить, снять форму, провести художественный совет, и только потом начинался тираж», — добавил директор «Царскосельской янтарной мастерской» Борис Игдалов.
По его словам, на отделку портала уходит около 200 килограммов исходного материала; на нижний пояс по периметру зала – ещё в четыре раза больше. На «выходе» получается, разумеется, меньше – камень приходится пластовать, шлифовать; не подходящие по структуре и рисунку куски отбраковываются. Мастера царских времён в сумме истратили на убранство этого зала почти полторы тонны материала. В основном камень поступал из Афганистана (той части Горного Бадахшана, которая находится в этом государстве) через только что завоёванную в 60-е годы XIX века Бухару.
Теперь, отметили в ГМЗ «Царское село», можно говорить о том, что наконец-то возвращена в экспозицию вся парадная анфилада Екатерининского дворца. Произошло это спустя 74 года после окончания войны, разделившей жизнь музея-заповедника на «до» и «после».
Илья Снопченко / ИА «Диалог»