Что такое линейное письмо
Линейное письмо
Критское письмо — письменность оригинального происхождения, существовавшая на о. Крит во времена минойской цивилизации конца 3 — нач. 2 тыс. до н. э. Характер смешанный: ок. 80-90 знаков типа «гласный» или «согласный+гласный» + несколько сот идеограмм.
Развитие прошло несколько этапов:
Хотя форма знаков за указанный период сильно изменилась, состав знаков и их значения принципиальных изменений не претерпели, поэтому указанные письменности можно рассматривать как хронологические варианты одной и той же письменности — критского письма.
Содержание
Открытие
Письменности Крита были неизвестны вплоть до конца XIX в., когда их открыл А. Эванс. При жизни Эванс опубликовал лишь небольшую часть надписей, надеясь расшифровать их самостоятельно.
Дешифровка
Линейное письмо Б дешифровано М.Вентрисом и Дж. Чедвиком в 1950 г. Надписи на нём выполнены на греческом языке (см. Микенская цивилизация) с использованием многочисленных идеограмм, а также аббревиатур на минойском языке. С их помощью удалось частично прочесть надписи, выполненные более ранними видами письма, но не понять их — язык надписей линейного А и «иероглифических» надписей (см. Этеокритский язык) не дешифрован до настоящего времени.
Потомки
От линейного письма А также происходит так называемое кипро-минойское письмо (не дешифровано), от которого позднее произошло кипрское письмо (дешифровано в конце XIX в. благодаря двуязычной надписи, использовалось для записи текстов на диалекте греческого языка, а также на местном этеокипрском языке. Троянское письмо также внешне напоминает линейное письмо А.
Сосуществование с другими видами письма
На Крите найдено несколько надписей особым письмом, не похожим ни на одну из вышеперечисленных — Фестский диск и секира из Аркалохори.
Памятники критского письма за период XV—III в. до н.э до нас не дошли, вероятно, по причине того, что выполнялись на недолговечных материалах, прежде всего, коже (косвенным свидетельством является форма знаков линейного письма А и Б, приспособленная скорее для письма чернилами, чем по камню или глине; имеются надписи чернилами на сосудах). Однако в этеокритской надписи греческим алфавитом из Психро III (?) в. до н. э. слово επιθι продублировано критскими знаками линейного письма А как i-pi-ti.
Надписям линейным письмом Б свойственен ряд особенностей, совершенно чуждых греческому языку, но, видимо, отражающих морфологические явления языка, для которого изначально создавалось критское письмо:
Исследователи
Ниже перечислены исследователи критского письма, с указанием их вклада:
Линейное письмо А
ок. XIX—XV до н. э. + отдельная надпись III в. до н.э.
около 80 слоговых + несколько сот идеограмм
Надпись Линейным А на внутренней поверхности чаши Третьего Среднеминойского периода.
Линейное письмо А, англ. Linear script A — разновидность критского письма. Развилось из критских иероглифов за счёт упрощения их формы и в дальнейшем сосуществовало с ними.
Линейное письмо А использовалось в основном в канцелярских целях. Подавляющее большинство надписей нанесено на таблички из необожжённой глины, часть из которых сохранилась благодаря тому, что была обожжена во время пожара. Некоторые надписи нанесены чернилами на сосудах и других предметах. Форма знаков позволяет предположить, что основным материалом для письма была не глина, а пергамент или подобный недолговечный материал.
После вторжения на Крит ахейцев ок. XVI в. до н. э. Линейное письмо А исчезает, вытесненное Линейным письмом Б. Тем не менее, три знака на одной из критских надписей III в., выполненной греческим алфавитом, можно идентифицировать как знаки Линейного письма А i-pi-ti или i-ne-ti (и тот, и другой варианты имеют аналоги в надписи, выполненной греческими буквами).
Дальнейшим развитием Линейного письма А являются Линейное письмо Б, троянское письмо (известно в двух надписях, обнаруженных Г. Шлиманом) и кипро-минойское письмо (сильно видоизменившееся по сравнению со своим предшественником). Репертуар знаков Линейного А, различные варианты написания одних и тех же знаков установлены благодаря коллективным усилиям ряда учёных, среди которых были Эмилия Массон, Джованни Пульезе Каррателли, Гюнтер Нойман, Джон Чедвик, Оливье Массон, Пьеро Мериджи и в особенности Морис Поуп. Благодаря сходству с Линейным письмом Б Линейное письмо А в основном дешифровано, однако язык надписей Линейного А остаётся непонятным.
Содержание
Открытие
Надписи открыты А. Эвансом в конце XIX в. К 1920-м гг. было обнаружено несколько сот надписей (часть погибла во время археологических раскопок — глина, залитая дождём, размякла). Эванс намеренно затягивал публикацию надписей, намереваясь расшифровать их самостоятельно; небольшое количество было опубликовано в его трудах Scripta Minoa и The Palace of Minos до начала 2-й мировой войны. После того, как швед Э. Сундвалл в нарушение договорённости с Эвансом опубликовал несколько десятков надписей, Эванс отказал ему и другим учёным в дальнейшем доступе к неопубликованным надписям.
Изучение и дешифровка
Уже Эванс смог надёжно идентифицировать не менее половины знаков Линейного письма А со знаками последующего Линейного письма Б, а также установил слоговую природу письма. Он также отметил, что некоторые слова (предположительно имена) повторяются в надписях обеими письменностями, однако с различными окончаниями.
Дешифровки, которые предложили в 1940-х гг. Б. Грозный, Э. Зиттиг, В. Георгиев и ряд других исследователей, были основаны на механическом сравнении формы знаков с другими письменностями, без попытки логического анализа надписей.
В начале 1950-х гг. М. Вентрис дешифровал Линейное письмо Б, установив, что его надписи были выполнены на древнегреческом языке. Подстановка значений знаков, имевших сходное начертание в Линейном письме А, позволила уже тогда прочесть большинство надписей, однако язык их оказался непонятен. Ряд особенностей орфографии надписей Линейным письмом Б позволяла утверждать, что письмо первоначально создавалось для другого языка, не имевшего ничего общего с греческим, и вероятно, не индоевропейского.
Исследователи второй половины XX в. в основном завершили работу по систематизации надписей Линейным письмом А. Были установлены аллографы (различные варианты начертания) большинства знаков, составлен список слов, уточнено словоделение в ряде надписей. Для большинства знаков окончательно установлены соответствия в Линейном письме Б (при жизни Вентриса около 30-40 % знаков считались «не имеющими аналогов в Линейном письме Б». Ж. Рэзон и М. Поуп издали полный свод надписей Линейным А с текстологическим анализом.
В СССР (России) проблемами дешифровки надписей Линейного письма А занимались С. Лурье, В. Шеворошкин, А. Кондратов, А. Молчанов и др.
Характеристика
По характеру Линейное письмо А является смешанным. Около 80 знаков являются открыто-слоговыми, и ещё несколько сот — идеограммами. Часть идеограмм представляют собой лигатуры (слитные написания нескольких знаков Линейного А), об их значении можно предположить из употребления аналогичных лигатур в текстах Линейного письма Б.
Начертание знаков свидетельствует о том, что письмо было предназначено для написания чернилами на мягком материале. Тем не менее, большинство дошедших текстов (канцелярского характера) выполнено на глиняных табличках.
Дошедшие до нас памятники в основном представляют собой учётно-бухгалтерские перечни имущества, так же, как и большинство надписей Линейным письмом Б. Благодаря многочисленным идеограммам структура надписей в основном понятна, относительно надёжно идентифицировано несколько десятков слов (включая личные имена и топонимы).
Пелазгская письменность. Линейное письмо А и линейное письмо Б
ТАИНСТВЕННЫЕ ПИСЬМЕНА
Загадочный «Фестский диск»
IV. 1. Общие сведения
В процессе исторического развития письма, для выражения слов, отдельных слогов, а потом различных фонем использовались пиктограммы («картинное письмо»), силлабограммы («слоговое письмо») и, наконец, фонемограммы («буквенно-звуковое письмо») /77, 78/. Кроме этих основных форм письма существуют различные переходные формы.
«Пиктография» или «рисуночное письмо» — создавалось древними народами в период ранних цивилизаций в доисторическом Египте, Месопотамии, Финикии, на Крите, в Испании, Южной Франции и многих других странах. В более ранней форме пиктографического письма его содержание передавалось при помощи «сюжетной картинки», а затем рисунки означали отдельные слова: «нога» — ходить, «руки» — давать и т.д. (идеограммы). В «идеографическом» письме ряд рисунков изображает мысли, которые нужно передавать от одного лица, к другому. Идеограмма — символы, изображающие понятия. В Критском рисуночном письме каждый рисунок передавал один слог, обычно первый слог названия данного предмета или животного.
«Фонетические» письмо — каждый элемент этой системы письма соответствует отдельному звуковому элементу фиксируемого языка. Дальнейшее развитие фонетического письма дало алфавитное письмо.
«Алфавитное письмо» является последней, наиболее развитой, наиболее удобной и наиболее легко применяемой системой письма. В этом письме каждый знак, вернее каждая буква, передает строго определенный звук. Впервые в мире алфавитное письмо возникло в Финикии, которая была расположена на узкой приморской полосе восточного Средиземноморья.
Критское письмо имеет, как утверждают ученые, особый, собственный путь развития, который состоит из следующих основных этапов: а) «иероглифическое» письмо; б) линейное письмо А; в) линейное письмо Б; г) кипро-минойское письмо.
Выработка иероглифической письменной системы, — отмечает А. Молчанов,- самый удобный и даже единственно возможный путь в естественной эволюции от примитивного предметного и рисуночного «письма» доклассовых обществ к подлинной, т.е. фонетической письменности. Она вырастает всегда на основе местной древней пиктографии.
Иероглифические письменные системы существовали в разных местах земного шара, включая и Европу, на протяжении последних пяти тысячелетий: древнеегипетская иероглифика (выработалась не позднее начала III тыс. до н.э.), протошумерское письмо (появляется не позднее первой четверти III тыс. до н.э.; от него происходят в конечном итоге все виды ближневосточной клинописи), эламское иероглифическое и протоиндийское письмо (оба возникли в III тыс. до н.э. соответственно на территории Южного Ирана и в долине Инда), критская иероглифика (на острове Крит конца III — первой трети II тыс. до н.э.), лувийская иероглифика (в Малой Азии и Сирии II-I тыс. до н.э.), китайская иероглифика (используемая со II тыс. до н.э. по сей день; от нее ведут свое происхождение письменности ряда народов Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии), письмо Майя (с I тыс. н.э. в центральной Америке), так называемое «кохау ронгоронго» на острове Пасхи в юго-восточной части Океании (возможно с первой половины II тыс. н.э.), а также некоторые словесно-слоговые письменности, изобретенные в Африке и Америке в последние два столетия /65/. Не все перечисленные письменности изучены одинаково хорошо. Лучше всего обстоит дело с прочтением и интерпретацией древнеегипетских, лувийских и древнекитайских иероглифических систем. Другие иероглифические системы еще недостаточно исследованы.
Эгейское письмо эпохи бронзы образует особый тип письма среди письменностей мира. Начало эгейской письменности теряется во мгле веков и, по-видимому, связано со знаками, употреблявшимися от случая к случаю с целью идентификации и регистрации самых различных предметов. Применение критянами систем письма, одна из которых предназначалась специально для сакральных текстов, позволяет высказать некоторые соображения об упоминании письма в «Илиаде» /17, VI, 168-170/, а именно знаменитое послание Прета, с которым он послал Беллерофонта в Ликию (см. § 1.1). Беллерофонт не знал этих письмен, да и в эпосе о них говорится с оттенком страха и отвращения («злосоветные знаки», «гибельные знаки»).
Ученые предлагают датировать рассказ о послании Прета VII веком до н.э.; эпос возник лишь тогда, когда была полностью забыта ахейская письменность. Между тем, логичнее предположить, что Прет и его тест пользовались для сообщений старинной пиктографией, уже незнакомой всем жителям Греции в годы жизни Беллерофонта, жившего, судя по эпосу, за два поколения до Троянской войны. Такая версия согласуется с рассказом Плутарха о существовании предания о письменах, найденных в могиле Алкмены и понятных только египетским жрецам (по /6/). Вполне логично, предполагает Т.В. Блаватская, что в этом известии сохранились воспоминания о пиктографическом письме, известном в Греции II тыс. до н.э. только лицам, связанным с тайнами ахейских религиозных текстов.
В раннем пиктографическом письме различаются несколько разновидностей. Одной из разновидностей этих знаков были, например, так называемые, гончарные знаки /60/, засвидетельствованные уже в конце неолита не только на Крите и других островах Эгейского моря, но и в материковой Греции. Другая разновидность — так называемые метки каменотесов, относящиеся к началу II тыс. до н.э. и обнаруженные позднее на Крите. Третьей и наиболее важной разновидностью являлись пиктографические (рисуночные) знаки на печатях и их оттисках; они встречаются на Крите уже в ранний период эпохи бронзы и численно возрастают приблизительно в начале II тыс. до н.э.
Известный археолог и этнограф, хранитель знаменитого Эшмолеанского музея в Оксфорде, первооткрыватель критской иероглифики А. Эванс прибыл на Крит в поиски места, откуда происходили высокохудожественные каменные печати с различными изображениями, и в том числе со знаками неизвестной письменности, напоминавшими египетские иероглифы. Несколько таких печатей хранилось к началу 1890-х годов в музеях Оксфорда, Берлина и Афин. Тщательно изучив их, Эванс пришел к выводу, что они несут надписи, выполненные древнейшим критским иероглифическим письмом. Ему было ясно, что поиски новых материалов для дальнейшего исследования открытой им письменности надо вести именно на острове Крит. В течение 1894- 1896 годов он странствует по острову, собирая повсюду, а в случае невозможности их купить, фотографируя и снимая отпечатки не только иероглифических печатей, но и всяких других памятников древности (амулеты, бусы и т.д.).
Впоследствии, начиная с 1900 г., он, раскапывая Кносский дворец, открыл остатки целого иероглифического архива. Все собранные им иероглифические надписи были включены в /56/.
Рис. 15. Часть критских печатей из Эшмолеанского музея
Рис. 16. Печать-форма (Британский музей)