Что такое линейная перспектива в изобразительном искусстве
ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА.
Правила линейной перспективы.
1). Чтобы изобразить глубину в рисунке, ближайший к зрителю предмет следует расположить так, чтобы он частично перекрывал собой дальний объект.
2). Ближайший к зрителю предмет рисуем крупнее того, что находится позади.
3). Основание ближайшего к зрителю предмета в рисунке располагается ниже основания дальнего объекта.
4). Горизонтальные направления (линии), параллельные линии горизонта и плоскости картины, в рисунке будут выглядеть прямыми горизонтальными направляющими (линиями).
5). Направляющие (линии), расположенные под углом к зрителю, к линии горизонта и плоскости картины следует рисовать в виде диагональных направляющих (линий).
6). Горизонтальные линии, изображённые как диагонали, будут короче, чем те же линии во фронтальном положении.
7). Вертикальные направления не подчиняются перспективным сокращениям и всегда изображаются вертикально.
9). Плоскости, удалённые от линии горизонта на разные расстояния, рисуются по-разному: чем ближе к линии горизонта, тем более сокращённой (видимая площадь плоскости меньше), чем дальше от линии горизонта, тем менее сокращённой (видимая площадь плоскости больше). Находящаяся на линии горизонта плоскость будет выглядеть и изображаться горизонтальной линией.
Использовалась литература:
1. Р. Шиффер “Психология ощущений, глоссарий к книге”, 2004.
2. Б.И. Кононенко “Большой толковый словарь по культурологии”, 2003.
3. Большой энциклопедический словарь, 2000..
Линейная перспектива в рисунке
Несмотря на то, что мы живем в трехмерном мире, у нас есть только два измерения для изображения предметов на бумаге. Третье измерение — то, которое придает глубину картине, рисунку, скетчу или чему-то еще, создается с помощью правил перспективы. Даже если вы рисуете только натюрморты на столе, вам нужно понять и освоить принципы перспективы.
Основы перспективы в рисунке
Вот основные понятия, используемые в теории:
Прежде чем начать выяснять, что все это значит, давайте немного отвлечемся и вспомним, например, грамматику. Никто, кроме разве что специалистов, особенно не интересуется грамматикой. Мы признаем, что это помогает нам лучше выразить себя (при условии, что нам не нужно тянуться к учебнику, прежде чем мы осмелимся открыть рот). Мы спрягаем глаголы и строим предложения полностью автоматически, не думая об этом. Мы можем сделать это, потому что мы слышали те же самые грамматические конструкции буквально тысячи раз.
То же самое и с перспективой. Сама по себе наука перспективы мало интересует большинство из нас. Мы заинтересованы в ней только в той мере, в какой она может помочь нам лучше рисовать. Другими словами, есть два пути приближения к перспективе: научный или теоретический путь и практический путь. С теоретическим подходом вы узнаете набор абстрактных правил, и можете быть уверены, что это вам очень быстро надоест.
Поэтому, имеет смысл подойти к вопросу художественной перспективы с практической точки зрения.
Конечно, можно было бы обойтись совсем без перспективы, но это было бы не совсем верно. Перспектива — самый мощный путь для придания реализма и глубины вашим рисункам, что делает их более живыми и естественными. Без нее художественные инструменты в вашем распоряжении (а значит, и ваши результаты) будут ограничены, и вот почему.
Перспектива — это скрытый, но жизненно важный элемент пейзажа, объекта или портрета. Это, на самом деле, оптическая иллюзия, которая применяется ко всему, что вы видите. Помните, что рисунок — это не то же самое, что скульптура. Перед вами стоит задача воспроизвести на плоском листе бумаги то, что на самом деле обладает третьим измерением: глубиной. Итак, перспектива — это всего лишь оптическая иллюзия, применяемая ко всему, на что вы смотрите. Вот почему мы должны знать немного о том, как наш мозг выстраивает картинку.
Исторически художникам потребовалось некоторое время, прежде чем они пришли к соглашению насчет перспективы. Многие средневековые произведения искусства очень красивы, но они показывают вещи такими, какие они есть, а не такими, какими их видит глаз.
Посмотрите, например, на эту иллюстрацию. Шахматная доска видна без рельефа, но фигуры на доске изображены в профиль и повернуты в направлении, в котором они установлены на доске. Колонны развернуты под каким-то странным углом. И женщины довольно любопытно расположены. Другими словами, в одной картине есть несколько разных «точек зрения», и это, скорее, отталкивает.
Две испанские дамы играют в шахматы. Из книги Альфонсо X Мудрого, 1283 г.
Эта персидская средневековая миниатюра является еще одним примером частичного отсутствия перспективы. Здесь несколько различных точек зрения объединены в одну картину. И мы замечаем, что люди и лошади на дальнем плане такие же большие, как и те, что расположены ближе к нам. В перспективе они, конечно, будут меньше.
Мужество Джалаледдина. Масуд ибн Осмони Кухистани, «Тарихи Абулхайр», 1541г.
А на этой фотографии дорога, кажется, становится все меньше и меньше, когда она отдаляется от нашего взгляда. На самом деле, конечно, ширина всегда одинакова – в противном случае не было бы достаточно места для автомобилей!
Линейная перспектива, пример
При взгляде на это фото создается впечатление, что два рельса в конечном итоге объединились вместе. Визуально говоря, это правда, но только визуально. Разум и глаз находятся в постоянном конфликте: разум подсказывает мозгу: «эти рельсы параллельны и горизонтальны». Глаз отвечает: «как видите, рельсы поднимаются к небу и становятся тоньше к вершине». Мозг говорит: «рельсы всегда параллельны, иначе поезда сошли бы с рельсов».
Линейная перспектива, пример
Но если мы хотим научиться хорошо рисовать, нам нужно перестать «думать о мире», а вместо этого начать слушать, что говорят нам наши глаза. Как вы увидите, всегда трудно забыть наши знания о вещах, когда мы пытаемся их расшифровать. И все же мы должны научиться концентрироваться исключительно на зрительном восприятии. Вы сталкиваетесь с пейзажем, простирающимся перед вашими глазами к горизонту. Ваш мозг регистрирует глубину, которая движется от переднего плана вдаль. У вас нет проблем в размещении, с определением того, что вы видите слева и справа на соответствующих сторонах листа бумаги. Но как вы собираетесь визуализировать глубину?
Правила перспективы в рисунке
Вот три основных принципа, которые можно использовать отдельно или все вместе.
Давайте теперь посмотрим на этот рисунок интерьера. Перспектива, которая создает впечатление глубины, представляет комнату не такой, какая она есть на самом деле, а такой, какой ее воспринимает глаз. Рисование в перспективе — это, в сущности, искусство рисования «неправильно», таким образом, что конечный результат кажется «правильным». Или, говоря по-другому, это искусство закрывать один глаз, чтобы лучше видеть.
Комната в перспективе с мебелью, рисунок
Прежде всего, давайте еще раз взглянем на картинку. Вы сможете пронаблюдать то же самое, если оглядитесь вокруг в комнате, в которой вы находитесь. Стены под прямым углом друг к другу, есть окно с жалюзи и паркетный пол. Посмотрите на линии, образованные краями предметов и углами стен. Линии по большей части вертикальные или горизонтальные и перпендикулярны друг другу. Это совершенно естественно, так как архитектор спроектировал все под прямым углом, и строитель использовал отвес, заданную площадь и технические чертежи, чтобы воплотить план архитектора в жизнь.
Понимание идеи перспективы
Попробуйте представить себе проблему с точки зрения слепого человека. Он не сможет оценить глубину места до тех пор, пока у него не будет возможности пройтись внутри этого пространства. В отличие от тех из нас, у кого есть зрение, он не имеет возможности «путешествовать с глазом». Если бы кто-то слепой с рождения вдруг смог увидеть, у него сложилось бы ужасное впечатление, что все бросается ему в лицо. Но в то время, если слепой человек не может водить машину, то одноглазый мужчина или женщина, конечно, может. Другими словами, наличие только одного глаза не мешает оценить глубину места или расстояние, разделяющее, например, две машины. Трехмерное зрение — не единственный способ получения информации о глубине. Мы могли бы сказать, что одноглазый человек за рулем автомобиля «читает» глубину в перспективе, тогда как вы, когда рисуете, «пишете» эту перспективу, чтобы создать иллюзию глубины. Процедура практически противоположная.
Изображение проходит через невероятно сложную часть фототехники — ваш глаз. Вы можете подключить принтер к этой замечательной камере, который состоит из листочка бумаги, карандаша и руки. Все предустановлено, осталось только научиться этим пользоваться!
Как произвести впечатление глубины
В изобразительном искусстве для создания оптической иллюзии применяются разные трюки, такие как наложение двух рисунков, использование тени, рельефа и, конечно, перспективы. Также возможно совмещение нескольких методов. Два наиболее часто выбираемых художниками — рельеф и перспектива. При совместном использовании они придают удивительное ощущение реалистичности рисунка.
Куда бы вы ни посмотрели, вы «бросаете» визуальный луч в этом направлении. Луч перемещается по прямой от вашего глаза к центру изображения, которое он воспринимает и перемещает глазами. Прицеливайтесь с воображаемой винтовкой по мишени. Главный луч зрения (ваш визуальный луч) соответствует траектории полета пули. Точка, в которой пуля достигает цели, называется точкой схода.
Прямая линейная перспектива, пример
Наше зрение более или менее коническое. То есть, когда мы смотрим в определенном направлении, ширина нашего зрения составляет около 20 сантиметров на переднем плане и несколько сотен метров на дальнем. Чем дальше вы смотрите, тем шире поле вокруг точки схода. В зависимости от ориентации нашего визуального луча, объекты кажутся искаженными для наших глаз, подчиняясь законам оптики и перспективы.
Поэтому, когда вы начинаете рисовать, важно определить высоту и ориентацию вашего визуального луча и сохранить его. Это означает выбор единой точки зрения. Если вы пропустите эту точку и объедините несколько точек зрения, ваши объекты и фигуры будут казаться очень нереалистичными, рисунок начнет «разваливаться».
Представьте себе горизонтальный диск, расположенный вокруг головы на уровне глаз и простирающийся до бесконечности. Этот диск дает представление о главном элементе перспективы: плоскости горизонта.
Плоскость горизонта — это воображаемая линия, расположенная на уровне глаз и уходящие в бесконечность. Вы, конечно, увидите только ее часть — горизонтальную линию, расположенную на 360°. Эта линия называется линией горизонта. Теперь предположим, что вы передвигаете себя вместе со своим воображаемым диском к береговой линии. Это то, что вы увидите. Можно заметить, что линия точно разделяет ландшафт между небом и водой, сливаясь с тем, что мы обычно называем горизонтом.
Теперь представьте, что вы поднялись на самую высокую кокосовую пальму на острове и посмотрите, прошел ли естественный горизонт ниже диска, который вы держали на уровне глаз. Вы заметите, что это не так. Горизонт, горизонтальная плоскость, линия горизонта и ваш глаз поднимаются и опускаются вместе. Важно помнить, что линия горизонта всегда находится на уровне глаз.
То же самое и с фотографией. Горизонт поднимается вместе с камерой.
Плоскость горизонта художника, связанная с его точкой зрения, определяет высоту естественного горизонта. Когда вы выбираете высоту горизонта на рисунке, вы определяете эту точку зрения для любого, кто смотрит на картину. Ваш выбор определит, находится ли зритель в доминирующей ситуации по отношению к субъекту.
Если вы смотрите на изображаемую фигуру сверху вниз, то вы как бы доминируете над ней.
Центрированная композиция, линия горизонта, расположенная на средней высоте, придает изображению симметрию, которая убирает человеческий аспект.
В случае, если точка зрения находится снизу, изображаемое доминирует над вами. Оно как бы приобрело определенное господство, и вы, в каком-то смысле, в его власти.
Таким образом, перспектива в рисунке — это не просто инструмент для точного представления чего-то, это также средство для расширения вашего художественного словаря. Но не нужно путать точку зрения с композицией. Одна и та же сцена, рассматриваемая с одного и того же места, может быть нарисована по-разному, это вопрос эстетического выбора. Точка зрения определяет перспективу, тогда как композиция «задает рамку».
Фронтальная перспектива
Простейший тип пространственного изображения — фронтальная перспектива с одной точкой схода. Перспектива называется фронтальной (одноточечной), если предмет изображается во фронтальном положении («анфас»), то есть часть из его граней параллельна картинной плоскости.
Фронтальная (одноточечная) перспектива
Отметим, что все линии, параллельные лучу зрения, сходятся на главной точке — точке схода. Все остальные вертикальные и горизонтальные линии, перпендикулярные лучу зрения, остаются вертикальными или горизонтальными и после размещения в перспективе.
Угловая перспектива
Если изображенные предметы находятся под углом к зрителю, то такая перспектива называется угловой (двухточечной). Ее ключевой особенностью является наличие двух точек схода.
Это означает перспективу, в которой мы смотрим на объект под углом. В качестве примера перспективы с двумя точками схода для наглядности снова приведем изображение куба. Его ребра проходят по линиям схода. Некоторые грани объекта в такой перспективе остаются параллельными картинной плоскости (в нашем случае это боковые грани). Это самый часто встречающийся вид изображения перспективы, так как большинство предметов в реальном мире расположены относительно нас под углом.
Угловая (двухточечная) перспектива
Перспектива с тремя точками схода
Третьим способом рисования перспективы является перспектива с тремя точками схода, её также называют вертикальной или наклонной. В перспективе с тремя точками схода нужно дополнительно нарисовать искажение вверх в угловой перспективе. Этот способ наглядной иллюстрации часто используется для архитектурных чертежей. С помощью этого метода можно очень эффектно рисовать небоскребы.
Мы прибегаем к такой перспективе тогда, например, когда смотрим на высокое здание снизу вверх, а также в случаях, когда ни одна из граней изображаемого предмета не параллельна картинной плоскости. Третья точка схода выше линии горизонта называется зенит. Та, что ниже — надир.
На рисунке ниже вы можете увидеть, как вертикальные края куба искажаются перспективно с помощью третьей точки схода.
Перспектива с тремя точками схода
Далее мы детально разберем, как построить простейший объект на каждый из описанных случаев линейной перспективы пошагово.
Линейная перспектива в живописи 989 слов читать
7 мин. Раздел в процессе наполнения и корректировки
Термин «перспектива» относится к попытке изобразить на двумерной поверхности, такой как бумага, изображение, передающее глубину. Использование перспективы распространилось в полной мере в эпоху итальянского Возрождения такими художниками, как Пьеро делла Франческа (1420-1492).
Определение и значение перспективы
Перспектива – это линейная система пространственного выравнивания, которая создает иллюзию глубины на двухмерной плоской поверхности (или на неглубокой трехмерной поверхности, такой как рельефная резьба). Она воспроизводит оптические эффекты рецессии, организуя пространство и глубину с одной точки зрения. Часто называемая «линейной» перспективой (а также применяются термины геометрическая, математическая или оптическая перспектива), эта система основана на том, как человеческий глаз видит мир: (1) более близкие объекты кажутся больше, а более отдаленные – меньше; (2) размер объекта на луче зрения кажется относительно короче (в ракурсе), чем размеры на луче зрения. Перспективный рисунок используется репрезентативными художниками для воссоздания естественной глубины и прочности. Это очень полезный инструмент для создания реалистичного искусства. Однако, сюрреалисты или другие художники, для которых строгое воспроизведение мира природы не важно или нежелательно, могут полностью искажать или игнорировать правила перспективы.
Объяснение эстетических проблем, связанных с изобразительным искусством здесь: Определение искусства.
Крайний предел и точка схода
Одно из основных применений перспективы в живописи – установить позицию, с которой художник или зритель рассматривает сцену. Это делается путем проведения горизонтальной линии на условной поверхности изображения («линия горизонта») и вертикальной линии вниз («центр зрения»). Обе являются полностью воображаемыми линиями и могут выходить за пределы изображения в целях построения. Зафиксировав точку из которой зритель смотрит на сцену, художник исходит из того, что параллельные линии сходятся по мере удаления и что они в конечном итоге встречаются в так называемой «точке схода» на «линии горизонта». Затем художник рисует воображаемые сходящиеся линии, чтобы изобразить, как объекты уменьшаются в размере по мере удаления от зрителя.
Типы линейной перспективы
В живописи существует несколько типов перспективы, наиболее распространенными из которых являются одноточечная, двухточечная и трехточечная перспективы, классифицируемые по количеству точек схода на рисунке. Одноточечная перспектива обычно используется при изображении простых видов, например, когда железнодорожный путь исчезает вдалеке прямо перед зрителем. Двухточечная перспектива обычно используется для изображения двух удаляющихся видов, например тех, которые видны человеку, стоящему в углу здания на уровне улицы, где одна стена отступает (например) влево, а другая – вправо. Трехточечная перспектива обычно используется для зданий, просматриваемых сверху или снизу. Помимо двух точек схода из нашего последнего примера, по одной для каждой стены, теперь есть третья точка схода, которая отражает, как эти стены уходят в землю или выше в небо.
Поскольку по определению точка (или точки) схода может существовать только тогда, когда на сцене присутствуют параллельные линии, отсутствие таких линий означает, что изображение не имеет точек схода, то есть перспективы с нулевой точкой. Такая ситуация существует, например, в естественной сцене, такой как горный хребет или вид на море – ни одна из которых обычно не содержит параллельных линий. Однако перспектива с нулевой точкой все еще может иметь ощущение «глубины»: более далекие горы и более далекие парусные лодки имеют меньшие масштабы. Концепция «атмосферной перспективы» – когда пыль и водяной пар, взвешенные в атмосфере, частично скрывают наш взгляд на далекие объекты – также используется для изображения глубины этих природных сцен.
История линейной перспективы
Приемы живописной перспективы обсуждались во времена классической античности, примерно в V веке до нашей эры, художником Агатархом Афинским и другими в рамках растущего интереса к иллюзионизму искусству (известному как скенография) в театральных декорациях. Позже они были реализованы с немалым успехом на иллюзионистских фресках в Помпеях. Но ценность перспективы в искусстве была не просто вопросом эстетики, это также было отражением культурной политики. Например, египетское и византийское искусство – полностью игнорировали перспективу в пользу ненатуралистического представления. Таким образом, египетские и византийские художники придерживались иератической схемы графического изображения, в которой размеры и рисование фигур соответствовали их относительному положению в обществе. В Китайской живописи, перспектива была второстепенной задачей до эпохи искусства династии Цин (1644-1911).
Развитие перспективы в эпоху Возрождения
В начале XIV века великий живописец проторенессансных фресок Джотто ди Бондоне (1267–1337) ввел линейную перспективу в свою картину 1305 года – « Иисус перед Каиафой », но реализация была противоречивой и неадекватной.
Действительно использование перспективы в живописи должным образом не исследовалось до эпохи Раннего Возрождения. Процесс начался около 1413 года, когда Филиппо Брунеллески (1377–1446), архитектор инженер и скульптор, продемонстрировал геометрический метод перспективы, сравнив свою картину флорентийского баптистерия с реальным видом. Его идеи получили дальнейшее развитие во время флорентийского Возрождения живописцем Мазаччо в его фресках, таких как «Святая Троица» (1425 г.) и «Дань» (1426 г.) и Томмазо ди Кристофано Масолино (1383-1440) в его работах Исцеление калек и воскрешение Табиты (1425 г.) – часть фресок капеллы Бранкаччи.
Научные детали линейной перспективы и правильный метод отображения расстояния в живописи также обсуждались генуэзским архитектором и теоретиком искусства Леоном Баттистой Альберти (1404-1472) – в его трактате Делла Питтура (1435/1436) – и флорентийским скульптором Лоренцо Гиберти (1378-1455) – в его неполной рукописи, озаглавленной « Комментарии », работе, которая во многом опиралась на Книгу оптики 11 века иракского математика Альхазена. Среди других пионеров перспективы в искусстве были умбрийский художник Пьеро делла Франческа, который развил математические принципы, содержащиеся в « Делла Питтура » Альберти (с точными иллюстрациями), Франческо Скварчоне из Падуи (1395-1468) – учитель Андреа Мантенья – и флорентиец Паоло Уччелло (1397-1475), чья одержимость оптической перспективой хорошо проиллюстрирована в его работе «Битва при Сан-Романо» (1455).
Принципы линейной перспективы были дополнительно исследованы в период Высокого Возрождения такими художниками, как Рафаэль (1483-1520), в таких шедеврах, как Афинская школа (1518). Однако, хотя искусство эпохи Возрождения сделало большой прорыв в нашем понимании того, как точно изобразить глубину на двухмерной картинной плоскости, оно оставалось твердо привязанным к простой одноточечной схеме перспективы, которая должным образом стала частью основной учебной программы в академиях изобразительного искусства по всей Европе. В эпоху барокко такие художники, как Пьетро да Кортона (1596-1669) и Андреа Поццо (1642–1709) использовали свои познания в перспективе, чтобы развить новаторские работы Андреа Мантенья и усовершенствовать технику иллюзионистской живописи, называемую квадратура. Этот метод (фресковой) росписи потолка trompe l’œil (обманка) расширил архитектурные особенности комнаты до воображаемого пространства.
Двумя другими мастерами одноточечной линейной перспективы являются голландские художники Питер Саенредам (1597–1665) и Эмануэль де Витте (1615–1692), известные своими архитектурными картинами церковных интерьеров.
18 век и далее
Лишь в 18 веке двухточечная перспектива в искусстве начала цениться и исследоваться, в частности такими художниками, как венецианский архитектурный художник городского пейзажа Каналетто (1697-1768) и Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778), которые испытывали новые способы улучшения одноточечной перспективы с ее старой идеей центральной точки схода. Следующим крупным развитием стал кубизм, который появился в конце 1900-х и произвел революцию во всех представлениях о трехмерной глубине в живописи, продвигая двухмерную картинную плоскость. Однако наиболее впечатляющие достижения в линейной перспективе произошли в конце 20 века с появлением компьютеров. Сегодня современные графические программы могут продемонстрировать многочисленные схемы пространственной глубины и выравнивания одним нажатием кнопки.
• Подробнее об основных направлениях живописи и скульптуры см.: История искусства.
Для хронологического списка важных дат зпосетите страницу Хронология: История искусства.
РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИСКУССТВА
Определения, значения и объяснения различных искусств см. в разделе «Типы искусства».