Что такое лимит затрат
Приложение N 4. Лимит затрат на производство игрового национального фильма
Лимит затрат на производство игрового национального фильма
Затраты на оплату труда и начислений на заработную плату, в том числе:
основная заработная плата производственного персонала
гонорары основному актерскому составу, актерам массовых и групповых сцен
оплата начислений на заработную плату и гонорары
Оплата командировочных расходов
Затраты на оплату услуг по:
переводу видеоизображения на кинопленку
копированию фильма из носителя в носитель
выводу цифровой информации на Digital Betacam
субтитрированию и тифлокомментированию (для игровых фильмов) для лиц с ограниченными возможностями по слуху и зрению
субтитрированию копии фильма на английский язык (для игровых фильмов)
изготовлению исходных материалов фильма
техническому контролю материалов в государственных киноархивах
обеспечению монтажно-тонировочного периода, звуко-фонозаписи и исполнению музыки, перезаписи, речевому и шумовому озвучанию
организации и обеспечению комбинированных съемок, компьютерной обработке, созданию титров, изготовлению компьютерной графики, изготовлению спецэффектов
регистрации прав в Российском авторском обществе
декорационно-техническому оформлению, изготовлению реквизита, мебели, декораций
созданию имиджа (услуг гримеров, парикмахеров, стилистов, постижеров)
разрешению на использование материалов из кинофондов и киноархивов
медицинских страховок при съемках за рубежом, страхованию, оказанию первой медицинской помощи на съемочной площадке
охране общественного порядка на съемочной площадке
получению разрешения на съемки
использованию сил и средств военно-воздушных сил, сухопутных и других родов войск
проезду по платным дорогам, стоянкам автотранспорта
предоставлению прогнозов погоды
предоставлению коммунальных услуг
обеспечению питания на съемочной площадке
оплату услуг связи: почта, телефон, интернет, мобильная и пейджинговая связь и других
изготовлению кукол (конструкции, скульптуры, обтяжка, роспись), использованию техприспособлений, лайн-тестированию, сканированию, сборке, раскраске (заливка), мультипликату фазовке, контуровке, прорисовке, созданию фонов, компоузингу, обработке изо, анимации, дополнительной анимации, моделированию 3-D персонажей, созданию и привязке текстур персонажей, созданию скелета и кинематических формул движения, аниматику, в том числе аниматику с 3-D элементами, изготовлению 3D фонов (в единицах), анимации камеры для 3D сцен, анимации 3D моделей, черновой фазовке, обработке фаз;
Обучающий курс по работе с программой «ГРАНД-Смета»
Как ввести значение лимитированных затрат?
Для того чтобы начислить в конце локальной сметы какие-либо лимитированные затраты, необходимо нажать кнопку Параметры на панели инструментов на вкладке Документ, после чего в появившемся окне с параметрами сметы открываем раздел Лимит. затраты. Мы сразу видим здесь стандартную структуру, где наименования и нумерация глав соответствуют порядку начисления лимитированных затрат в сводном сметном расчёте.
Главы с 8-ой по 12-ую – это лимитированные затраты, которые рассчитываются от стоимости строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ по смете. Остальные главы предназначены для затрат, которые рассчитываются от полной сметной стоимости, включая оборудование и прочие затраты – это могут быть непредвиденные затраты, какие-либо дополнительные работы и затраты, а также обязательные налоги. Размер затрат здесь может быть указан в процентах, суммой в рублях или в виде математического выражения.
Рассмотрим несколько возможностей.
Например, добавим непредвиденные затраты в размере 2%. Ставим в списке курсор на главу Непредвиденные затраты и нажимаем кнопку Добавить.
В добавленную строку вводим наименование Непредвиденные затраты, а в следующей колонке указываем значение 2. Знак процента ставить не надо. По умолчанию затраты в этом окне вводятся именно в процентах.
Теперь давайте добавим в смету ещё начисление налога на добавленную стоимость: ставим курсор на главу Налоги и обязательные платежи, нажимаем кнопку Добавить, после чего вводим в добавленной строке наименование НДС и значение 18 (либо 20, в зависимости от того, составляется сметный расчёт в период до или после 1 января 2019 года).
Также размер лимитированных затрат можно ввести в виде фиксированной денежной суммы.
Например, если нам известны фактические затраты на строительство временных зданий и сооружений, то добавляем новую строку в Главу 8 и указываем нужное наименование – а перед вводом значения меняем настройку данной строки в нижней части окна: вместо В виде % выбираем В виде суммы. В этом случае программа считает, что введённое значение – это стоимость в рублях.
И ещё одна возможность при вводе лимитированных затрат – это ввести значение в виде математического выражения.
Например, давайте учтём в смете командировочные расходы. Добавляем строку в Главу 9 и указываем нужное наименование, а в колонке Значение вводим формулу расчёта: количество работников (15) умножаем на количество рабочих дней (8) и на установленный размер суточных командировочных расходов в рублях (400).
При вводе значения строки затрат в виде формулы менять настройки этой строки не требуется. Вычисленное значение формулы будет добавлено к итогу сметы.
Конечно, вы уже обратили внимание, что в настройках строки затрат также имеется вариант В виде К. Вводить значение строки затрат в виде коэффициента бывает удобно, если за итогом сметы требуется добавить какие-либо корректирующие поправки.
Например, давайте до начисления налогов скорректируем полученную стоимость сметы. В главу Дополнительные работы и затраты добавляем новую строку и указываем её наименование Корректировка стоимости. Перед вводом значения выбираем настройку В виде К, а затем вводим в строке числовое значение 0,97.
Теперь давайте посмотрим, что у нас в результате получилось в итогах по смете. Закрываем окно с параметрами сметы, после чего в бланке сметы спускаемся до расчёта итоговой сметной стоимости.
Вот промежуточный итог, где синим цветом показаны суммарные прямые затраты по смете, накладные расходы и сметная прибыль. Потом мы видим расчёт стоимости по отдельным видам работ в смете. Далее имеется строка с общим итогом по всем видам работ. И вслед за этим перечислены добавленные лимитированные затраты. После непредвиденных затрат учтена наша корректировка в сторону уменьшения итоговой стоимости и начислен НДС.
С учётом всех введённых затрат мы получили полную стоимость работ по смете.
Замечание: Если впоследствии по данному объекту потребуется составить объектную смету или сводный сметный расчёт, то стоимость нашей локальной сметы будет загружена в эти документы без учёта добавленных в смету лимитированных затрат. В объектную смету и сводный сметный расчёт из локальных и объектных смет передаётся стоимость работ до начисления лимитированных затрат.
Что такое лимит затрат
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2017 г. № 1395
МОСКВА
О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 18 ноября 2017 г. № 1395
ИЗМЕНЕНИЯ,которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации
1. В Правилах предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. № 496 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 18, ст. 2800; № 26, ст. 3839):
а) подпункт «е» пункта 3 изложить в следующей редакции:
«е) по состоянию на дату не ранее чем за 30 календарных дней до дня подачи заявления о заключении соглашения о предоставлении субсидии:
у организации отсутствует просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед федеральным бюджетом;
у организации отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
организация не находится в процессе реорганизации, ликвидации и банкротства;
организация не получала средства из федерального бюджета на основании иных нормативных правовых актов на возмещение одних и тех же затрат на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.»;
абзац первый изложить в следующей редакции:
«8. В целях заключения соглашения организация не позднее 1 ноября текущего года представляет в Центр следующие документы:»;
подпункт «г» изложить в следующей редакции:
«г) справка налогового органа, подтверждающая отсутствие у организации неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по состоянию на дату не ранее чем за 30 календарных дней до дня ее представления в Центр, заверенная в установленном порядке;»;
в) в подпункте «в» пункта 9 слова «направляет не позднее 5-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом,» заменить словами «направляет не позднее 15-го ноября текущего года»;
г) подпункт «а» пункта 11 дополнить словами «, а также их непредставления (представления не в полном объеме)»;
д) в приложении № 1 к указанным Правилам:
в графе «Лимит затрат на перевозку единицы продукции водным транспортом»:
абзац четвертый после слов «для энергетического» дополнить словами «и тяжелого (включая нефтегазовое)»;
после абзаца четвертого дополнить абзацем следующего содержания:
в графе «Лимит затрат на перевозку единицы продукции автомобильным транспортом (за 1 км пробега)»:
абзац четвертый после слов «для энергетического» дополнить словами «и тяжелого (включая нефтегазовое)»;
после абзаца четвертого дополнить абзацем следующего содержания:
2. В Правилах предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным, в том числе железнодорожным, транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2017 г. № 1104 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным, в том числе железнодорожным, транспортом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 39, ст. 5689):
а) в подпункте «в» пункта 4 слова «до пунктов назначения, расположенных в Республике Бурятия и Забайкальском крае» заменить словами «до конечных пунктов назначения, предусмотренных агентским договором, заключенным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Центром»;
б) приложение № 2 к указанным Правилам изложить в следующей редакции:
«ПРИЛОЖЕНИЕ № 2к Правилам предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным, в том числе железнодорожным, транспортом(в редакции постановленияПравительства Российской Федерации от 18 ноября 2017 г. № 1395)
Лимит затрат в Фейсбуке: как удалить, обновить
Сбросить лимит затрат аккаунта в Фейсбуке возможно с помощью рекламного кабинета. Лимит устанавливается для контроля потраченных средств на объявления и кампании.
Затраты в рекламном кабинете Фейсбука
Изменить лимит затрат в Facebook пользователь может через раздел: «Настройки платежей». Если убрать максимальное значение – становятся доступны длительные рекламные кампании, а также продвижения без рекомендаций по срокам.
Чтобы посмотреть свой максимум затрат:
К примеру, если пользователь создал рекламную кампанию, но не указал сроки или другие параметры –это ограничение остановит продвижение. Facebook не сможет снять дополнительные суммы, а значит у рекламодателя останется необходимая сумма на балансе.
Под разделом с барьером оплат находится история квитанций и счетов, с помощью которых можно просматривать, какие услуги оплачены и что еще предстоит оплатить. Это также способ, как сообщить Фейсбуку об ошибке, если были списаны средства без текущего продвижения.
Статистика по рекламе в Фейсбуке
Посмотреть результаты рекламы пользователь может с помощью Ads Manager. Доступна информация о уже завершенных кампаниях, текущих и запланированных.
Как узнать сведения:
Если нажать по пустому полю с левой стороны от группы объявлений – под названием появится: «Показать диаграммы». Доступна информация по демографии, местам размещения и результативности. Диаграммы недоступны для черновиков и рекламы, которая была недавно запущена. Отследить первые показатели возможно, после первых посетителей или клиентов.
Сбросить лимит затрат
Сбросить сведения о тратах может только администратор рекламного кабинета и с компьютерной версии. Для мобильной, в Ads Manager, такая функция не предусмотрена. Любые изменения будут применены спустя 15 минут, а в профилях где нет настройки по неавтоматическим платежам – функция недоступна.
Поэтому, перед тем как сбросить границы, пользователю нужно настроить автоматическую оплату, а уже после – воспользоваться сбросом.
Далее, пользователь может установить новый, указав максимальные суммы. Рекламодатели, которые ранее не работали с промоакциями или счет не пополнен – воспользоваться опцией не смогут.
Изменить и обновить лимит затрат в Фейсбуке
Относительно сброса лимита затрат в Фейсбуке нет правил о максимальной ставке. Но если владелец аккаунта хочет обновить или внести коррективы – следующий показатель должен превышать прошлый на 10% потраченной суммы. Например, если пользователь указал в 150 долларов, но потратил 100 – следующий составит 110.
Ограничения не сбрасываются автоматически и зависят только от действий администратора профиля. С помощью сброса пользователь может дойти до минимального в 10 долларов. Это значит, что можно устанавливать следующую сумму меньше, чем прошлые траты.
ФСБУ «Основные средства» и «Капитальные вложения»: разбираем изменения в учёте
В конце 2020 года Минфин России утвердил два новых стандарта для учета основных средств и капвложений. Все обязаны использовать их с 2022 года, но разрешено досрочное применение уже в 2021 году. Рассмотрим, чем отличаются положения этих стандартов от прежних норм.
Обзор основных изменений в сравнении с ПБУ 6/01
Минфин утвердил два новых стандарта — ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Они применяются с отчётности за 2022 году, но уже в 2021 году можно работать по ним добровольно. Между ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» и новыми правилами есть значительные различия. Рассмотрим основные из них.
Элемент порядка учета | Как было по ПБУ 6/01 | Как стало по ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020 |
---|---|---|
Принятие ОС к учету | ||
Лимит стоимости ОС, определяемый организацией | Не более 40 000 рублей | Любая сумма, которая определена с учётом существенности информации |
Порядок учета «малоценных» ОС | Отражаются в составе запасов | Стоимость относится непосредственно на расходы |
Капвложения в арендованные объекты ОС | Отражаются в составе ОС | Порядок учёта стандартом не установлен. По нашему мнению, их стоимость относится на увеличение стоимости права пользования активом |
Определение первоначальной стоимости (ПС) ОС | ||
Включение оценочного обязательства | Прямо не предусмотрено (нужно было включать согласно ПБУ 8/2010) | Прямо предусмотрено |
Порядок при длительной отсрочке (рассрочке) | В ПС включается номинальная сумма обязательства | В ПС включается дисконтированная сумма обязательства, разница относится на процентные расходы |
Оценка при безвозмездном получении | По текущей рыночной стоимости | По справедливой стоимости |
Оценка при неденежных расчетах | Применяется текущая (рыночная) стоимость | Применяется справедливая стоимость |
Переоценка ОС | ||
Как определяется переоцененная стоимость | Текущая (восстановительная) стоимость ОС | Справедливая стоимость ОС |
Периодичность переоценки | Регулярно, но не чаще раза в год | Регулярно, ограничений нет |
Порядок отражения переоценки | Один способ: пересчёт первоначальной стоимости и накопленной амортизации | |
Применение способа уменьшаемого остатка | Формула начисления амортизации определена ПБУ; организация выбирает лишь коэффициент | Организация самостоятельно определяет формулу начисления амортизации (можно применять и вариант, который был установлен ПБУ 6/01) |
Порядок начисления амортизации в течение года | Ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы независимо от применяемого способа | Подобное правило не установлено |
База для начисления амортизации | Первоначальная (восстановительная) стоимость | Разница между первоначальной и ликвидационной стоимостью |
Случаи приостановления начисления амортизации | Консервация более 3 месяцев или восстановление более 12 месяцев | Период, когда балансовая стоимость ОС равна или меньше ликвидационной |
Доходные вложения в матценности / инвестиционная недвижимость | ||
Выделяется особая группа ОС | Доходные вложения в матценности — ОС, предназначенные для сдачи в аренду | Инвестиционная недвижимость — недвижимость, предназначенная для сдачи в аренду или получения дохода от прироста её стоимости |
Перевод ОС из особой группы в «основную» и обратно | Доходные вложения в матценности могут быть переведены на счет 01; обратный перевод не предусмотрен | ОС может быть переклассифицировано из инвестиционной недвижимости в «неинвестиционную» и обратно |
Начисление амортизации | Амортизация начисляется в общем порядке | По инвестиционной недвижимости, которая оценивается по переоцененной стоимости, амортизация не начисляется |
Обесценение | ||
Проверка капвложений на обесценение | Не предусмотрена | Проверять обязательно — по МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» |
Проверка ОС на обесценение | Не предусмотрена | Проверять обязательно (кроме инвестиционной недвижимости, учитываемой по переоценённой стоимости) – по МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» |
Рассмотрим все изменения подробнее.
Изменение № 1 — снято ограничение для лимита стоимости ОС
Организация вправе сама определять минимальную стоимость, при которой имущество признаётся основным средством (п. 4 ФСБУ 6/2020). Раньше по ПБУ 6/01 действовал лимит в размере 40 тыс. рублей. Из-за этого появлялись различия между бухгалтерским и налоговым учётом, так как для целей налогообложения к основным средствам не относятся объекты стоимостью до 100 тыс. рублей включительно.
По новому стандарту ограничений нет, фирма может установить лимит в любой сумме, которая определена с учётом существенности информации. Можно закрепить лимит на уровне 100 тыс. рублей — это устранит расхождения между бухгалтерским и налоговым учётом. Можно выбрать даже более высокий уровень, если с учётом масштабов и характера деятельности это не отразится на качестве информации, формируемой в учёте и отчётности.
Информация существенная, если её отсутствие или искажение в бухгалтерской отчётности может повлиять на решения пользователей, принимаемые на её основе (п. 3 ПБУ 22/2010, п. 6.2.1 Концепции бухучёта в рыночной экономике России).
Ещё одно новшество связано с порядком учёта «малоценных ОС»: их стоимость должна относиться непосредственно на расходы, тогда как прежним порядком было предусмотрено их отражение в составе запасов. Впрочем, уже с 2021 года отнесение таких активов к запасам противоречит п. 3 ФСБУ 5/2019, поэтому применять п. 5 ПБУ 6/01 в этой части не следует.
Изменение № 2 — оценочные обязательства прямо назвали частью первоначальной стоимости ОС
Первоначальная стоимость основного средства складывается из связанных с ним капвложений, осуществлённых до его отражения объекта в составе ОС.
Состав затрат, включаемых в стоимость капвложений, не изменился по сравнению с нормами ПБУ 6/01. Однако теперь в их перечне прямо указано оценочное обязательство, возникшее при осуществлении капвложений. Раньше мы понимали, что его следует включать в стоимость ОС, из п. 8 ПБУ 6/01, п. 5, 8 ПБУ 8/2010.
Например, в стоимость будущего объекта ОС нужно включить предстоящие расходы на:
Оценочное обязательство, если срок его исполнения превышает 12 месяцев, включается в стоимость капвложений в дисконтированной величине (п. 20 ПБУ 8/2010). Обязательства по демонтажу, утилизации, восстановлению окружающей среды исполняют после того, как закончат использовать основное средство. Значит, они всегда будут дисконтированными, так как срок полезного использования ОС всегда больше 12 месяцев.
Если в будущем величина оценочного обязательства изменяется не в связи с начислением процентов, такое изменение увеличивает или уменьшает стоимость основного средства. Однако если в результате такого изменения балансовая стоимость ОС становится нулевой, то уменьшать её уже некуда, поэтому дальнейшее уменьшение оценочного обязательства относится на текущие доходы.
Изменение № 3 — если есть отсрочка (рассрочка), в состав капвложений включается не вся сумма
Если при осуществлении капвложений организации предоставляется отсрочка (рассрочка) платежа не менее чем на 12 месяцев, в стоимость капвложений включается сумма, которую нужно было бы уплатить при отсутствии отсрочки (рассрочки) (п. 12 ФСБУ 26/2020).
Разница доначисляется по тем же правилам, что и проценты по займам (кредитам). Организация может установить в учётной политике меньший минимальный срок отсрочки (рассрочки) для этого правила.
Изменение № 4 — оценивать ОС, полученные безвозмездно и при неденежной оплате, нужно по справедливой стоимости
ФСБУ 26/2020 предписывает в определённых случаях использовать справедливую стоимость имущества. Её нужно определять в соответствии с МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости».
Так, если организация безвозмездно получает будущий объект ОС, его нужно учесть по справедливой стоимости. Если объект оплачивается неденежными средствами, есть три способа принять его к учёту:
Ранее во всех этих случаях вместо справедливой стоимости использовалась текущая (рыночная).
Изменение № 5 — переоценка основных средств
Как и ранее, организация может выбрать группы основных средств, которые она будет учитывать по переоценённой стоимости.
Основные средства переоцениваются по справедливой стоимости. Но сама переоценка может проводиться двумя способами:
К каждой группе ОС должен применяться единый способ проведения переоценки.
Если организация решила учитывать основные средства по переоценённой стоимости, то в дальнейшем переоценивать нужно регулярно, чтобы стоимость ОС соответствовала или существенно не отличалась от справедливой стоимости. Компания сама выбирает периодичность переоценки для каждой группы ОС, ориентируясь на то, насколько стоимость таких ОС подвержена изменению.
Также это означает, что необязательно отражать в учёте результаты переоценки, если изменения оказались незначительными. Критерий существенности при проведении переоценки лучше установить в учётной политике.
Порядок отражения сумм дооценки (уценки) в общем случае такой же, как был установлен ПБУ 6/01: как правило, дооценка относится на совокупный финансовый результат без включения в прибыль (убыток) периода.
Изменение № 6 — порядок начисления амортизации основных средств
В правилах работы с амортизацией много изменений. Рассмотрим все по порядку.
Проверка элементов амортизации. Срок полезного использования, ликвидационную стоимость и способ начисления амортизации надо регулярно проверять на соответствие условиям использования объекта ОС. Проверка проводится на конец каждого года, а в течение года — если есть признаки изменения любого элемента.
По результатам проверки может быть принято решение об изменении одного или нескольких элементов. Корректировки отражаются как изменение оценочных значений, то есть перспективно (без пересчёта показателей прошлых лет).
Перечень неамортизируемых ОС. Из перечня исключены ОС некоммерческих организаций — по ним амортизация начисляется в общем порядке, тогда как ранее лишь отражался за балансом износ.
Момент начала и прекращения начисления амортизации. Амортизация по общему правилу начисляется с даты признания ОС. Но организация может решить начислять её с месяца, следующего за месяцем признания ОС. Это решение нужно отразить в учётной политике.
Стандарт не поясняет, в каком порядке определять сумму амортизации за первый (неполный) месяц. Среди возможных вариантов — начислять амортизацию в сумме, пропорциональной количеству календарных дней использования ОС в первом месяце, либо в полной сумме, как за полный месяц. Выбранный порядок закрепляется в учётной политике.
Аналогичные правила установлены в отношении момента окончания начисления амортизации.
Способы начисления амортизации. В новом стандарте не предусмотрено списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Таким образом, если срок полезного использования ОС определяется периодом времени, амортизацию можно начислять только двумя методами: линейным или уменьшаемого остатка.
Если срок полезного использования определяется по количества продукции (объёма работ в натуральном выражении) — только пропорционально количеству продукции (объёму работ).
Способ определяется для каждой группы ОС и должен максимально соответствовать распределению будущих экономических выгод от использования ОС данной группы.
Применение способа уменьшаемого остатка. При начислении амортизации способом уменьшаемого остатка организация сама определяет формулу расчета амортизации. Единственное требование — формула должна обеспечивать систематическое уменьшение суммы амортизации в следующих периодах.
В частности, можно использовать порядок, который соответствует ПБУ 6/01 и Методическим указаниям 91н.
Ежемесячное начисление амортизации. Больше нет условия о том, что в течение года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы независимо от применяемого способа её начисления.
База для начисления амортизации. Амортизация начисляется не на полную стоимость ОС. Погашаемая амортизацией сумма равна разнице между балансовой и ликвидационной стоимостью. Ликвидационная стоимость — это сумма, которую организация может получить за объект в конце срока полезного использования (в состоянии, характерном для этого момента), за вычетом затрат на выбытие.
При этом в большинстве случаев ликвидационная стоимость будет нулевой, а её ненулевая величина может быть признаком того, что срок полезного использования определен неверно (т. к. получается, что объект еще можно использовать).
Приостановление начисления амортизации. Новый стандарт не разрешает приостанавливать начисление амортизации при консервации больше 3 месяцев и восстановлении больше 12 месяцев.
Появилось новое основание для приостановления амортизации: она не начисляется, если ликвидационная стоимость основного средства становится равной или превышает его балансовую стоимость. Если в дальнейшем ликвидационная стоимость ОС становится меньше балансовой стоимости, начисление амортизации возобновляется.
Изменение № 7 —инвестиционная недвижимость вместо доходных вложений в материальные ценности
На замену доходным вложениям в материальные ценности ФСБУ 6/2020 ввел иное понятие — «инвестиционная недвижимость». Это недвижимость, которая предназначена для сдачи в аренду и (или) для получения дохода от прироста её стоимости.
Инвестиционную недвижимость можно также учитывать по первоначальной или переоценённой стоимости. Однако, если объект приобретён для получения дохода от прироста его стоимости, оценивать его следует именно по переоценённой стоимости, иной порядок некорректен.
Инвестиционная недвижимость, учитываемая по переоценённой стоимости, не амортизируется. При этом сумма дооценки или уценки включается в состав доходов или расходов текущего периода, в котором произведена переоценка.
При переоценке инвестиционной недвижимости первоначальная стоимость объекта пересчитывается так, чтобы она стала равной справедливой стоимости. Амортизация по такому объекту отсутствует.
При этом возможно, что объект, оцениваемый по переоценённой стоимости, который ранее не относился к инвестиционной недвижимости, меняет назначение и начинает относиться к этой группе. Возможна и обратная ситуация. В каждом из этих случаев балансовая стоимость на дату изменения назначения объекта становится его первоначальной стоимостью.
Изменение № 8 — надо проверять на обесценение основные средства и капвложения
Новые стандарты предписывают проверять ОС и капвложения на обесценение (п. 38 ФСБУ 6/2020, п. 17 ФСБУ 26/2020). Исключение — инвестиционная недвижимость, учитываемая по переоценённой стоимости.
Правила проверки и отражения обесценения в учёте утверждены МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов».
Убыток от обесценения признаётся:
Изменение № 9 — вложения в арендованные объекты основных средств
ФСБУ 6/2020, в отличие от ПБУ 6/01, не называет капитальные вложения в арендованные объекты ОС в числе основных средств. Как же их отражать по новому стандарту?
В п. 7 ФСБУ 6/2020 указано, что особенности бухучёта предметов договоров аренды (субаренды) устанавливаются ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды». Но и этот стандарт не дает однозначного ответа.
Однако обратим внимание на п. 13 ФСБУ 25/2018: затраты, которые арендатор понёс до начала использования предмета аренды, включаются в стоимость права пользования активом. И нет никаких оснований для того, чтобы применять разные подходы и по-иному отражать такие затраты только в зависимости от того, когда они понесены.
Кроме того, в силу п. 10 ФСБУ 25/2018 в отношении права пользования активом и в отношении схожих собственных активов должна применяться единая учетная политика. Из этого логично сделать следующий вывод: если капвложения в собственный объект увеличивают его первоначальную стоимость в качестве затрат на проведение модернизации (реконструкции, достройки, дооборудования и т.п.), то и капвложения в арендованный объект также должны увеличивать стоимость соответствующего права пользования активом.
Тем не менее, поскольку этот порядок прямо не утверждён стандартами бухучёта, рекомендуем закрепить его в учетной политике на основании п. 7.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».
Послабления для малых предприятий
Организации, которые применяют упрощённый учёт, имеют право на ряд послаблений и упрощений (п. 3 ФСБУ 6/2020, п. 4 ФСБУ 26/2020). Вот основные из них:
В отношении каждого из послаблений организация может принять самостоятельное решение. Например, можно отказаться от проверки ОС и капвложений на обесценение и от формирования оценочных обязательств, но при этом формировать «полноценную» первоначальную стоимость основных средств, чтобы она соответствовала первоначальной стоимости ОС в налоговом учете.
Переходные положения
По умолчанию эти стандарты нужно применять ретроспективно, то есть в бухотчётности провести пересчёт сравнительных показателей прошлых лет так, как будто новые стандарты применялись и ранее.
Но такой порядок необязателен.
Для учёта капвложений ФСБУ 26/2020 можно применять и перспективно, то есть без пересчёта ранее сформированных показателей.
В отношении основных средств можно не пересчитывать сравнительные показатели, а произвести единовременную корректировку балансовой стоимости ОС на начало отчётного периода. В отчётности корректировка будет отражена на конец периода, предшествующего отчётному. Например, если организация решает перейти на применение новых стандартов с 2021 года, то в отчётности за 2020 год ещё нужно применять старые правила, а в отчётности за 2021 год нужно будет отразить единовременную корректировку путём изменения данных на 31 декабря 2020 года.
Этот порядок применяется и к тем основным средствам, которые до применения ФСБУ 6/2020 учитывались как активы других видов. Например, это могут быть спецпредметы, которые соответствуют признакам ОС.
Если какие-то активы перестали быть основными средствами по новым правилам, их балансовая стоимость списывается единовременной корректировкой на нераспределённую прибыль.
Переоценку ОС, которые будут учитываться по переоценённой стоимости, нужно произвести на дату перехода к применению ФСБУ 6/2020.
Организации, которые ведут упрощенный учет, могут не производить единовременную корректировку, а применять новые правила только к последующим фактам хозяйственной жизни.
Досрочное применение
В заключение напомним, что ФСБУ 6/2020 и 26/2020 обязательны к применению с 2022 года. Однако можно начать их использовать досрочно, отразив это решение в учётной политике и раскрыв в бухотчётности.
ФСБУ 6/2020 и 26/2020 без друг друга не применимы, так как в стандарте про капитальные вложения теперь собраны все правила формирования стоимости актива, а в стандарте по ОС их нет. Поэтому, если решите применять стандарты досрочно, то надо будет использовать сразу оба.
Несмотря на множество изменений, описанных в этом материале, для большей части организаций основное изменение — отмена верхней границы лимита стоимости «малоценных ОС», то есть возможность для организации установить его в сумме, превышающей 40 тыс. рублей.
Поэтому можно рекомендовать всем организациям досрочное применение новых стандартов уже с 2021 года. При этом нужно иметь в виду, что в случае досрочного применения ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020 обязательным для досрочного применения станет ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды», поскольку в ФСБУ 6/2020 есть прямая ссылка на него. Однако ФСБУ 25/2018 в любом случае станет обязательным уже с 2022 года, поэтому такое «ускорение» вряд ли можно считать значительной сложностью.
Читайте также
Александр Лавров, аттестованный аудитор
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.