Что такое лимбо в религии
Лимбо — что это такое, где находится и в чем суть простыми словами.
Лимбо – это концепция, созданная Католической Церковью, чтобы определить то место, куда попадают души мертвых людей, относительно которых нет однозначного решения согласно католической доктрине.
Что такое ЛИМБО — значение, определение простыми словами.
Простыми словами, Лимбо – это место где-то между Адом и Раем. В него попадают те души, которые не заслужили адских мук, но и райская благодать им тоже не положена. В некотором отношении, данное слово можно заменять более привычным нам термином – чистилище.
Споры в отношении Лимбо.
Следует отметить, что данная концепция вызвала массу противоречий в среде Католической Церкви. Все дело в том, что согласно католической доктрине, только те, кто принимает дар Христа, становятся крещеными, и могут войти в Царство Небесное и жить вечно в присутствии Бога. Но, что происходит с людьми другой веры? Другой подоплекой для возникновения концепции лимбо, послужила ситуация в которую попадали те, кто не вел совершенно праведную жизнь, но и не сделал ничего настолько плохого, чтобы попасть на отдых в ад. И это всего лишь маленькая толика возникших вопросов.
Еще немного путаницы и разновидностей лимбо.
Основа католической доктрины опирается на Христа, его рождение и дальнейшее воскрешение с искуплением грехов всего человечества. Возникает вопрос: что делать с теми, кто жил до его пришествия?
Для решения данной проблемы было выдвинуто предположение, что существует два «чистилища»:
Что такое Лимбо отцов?
Что такое Лимбо детей?
Лимбо детей – это более спорная концепция. Чаще всего, данному месту присваивают постоянное состояние. Данное место служит определенным приемником для учета детей, которые умерли без крещения.
«Почему они автоматически не попадают в рай?» — спросите вы. А все дело в древней дилемме, связанной с первородным грехом и тем, что все люди изначально грешны, так как произошли в результате падения Адама. Согласно католической мысли, крещение необходимо для устранения первородного греха, и никто не может попасть на небеса в состоянии греха любого рода, личного или общего.
В итоге про понятие Лимбо.
Подведя итог, можно сказать, что в данной концепции не существует однозначного и точного мнения. Если отойти от религиозных вопросов, то данное слово служит для определения промежуточного состояния, в котором не происходит ничего плохого или хорошего.
Размышление о Лимбе
Войдя в сопровождении Вергилия в ворота Ада, Данте в первую очередь видит казнь ничтожных людей (не сделавших за всю свою жизнь ни дурного, ни хорошего) и ангелов, которые при восстании Люцифера не примкнули ни к нему, ни к Богу.
Души ничтожных и эти ангелы, составляющие огромные толпы, наказываются тем, что бесконечно бегут по долине обнажёнными, при этом их до крови кусают целые рои слепней, оводов и ос. Среди этих толп, на которых Вергилий советует ему даже не смотреть («Они не стоят слов: взгляни – и мимо!»), Данте успевает заметить некоторых знакомых, в том числе, душу римского папы Целестина V (правил в 1294 г.), добровольно отрёкшегося от своего сана.
Пройдя далее и переплыв в ладье Харона реку Ахеронт, Данте и Вергилий оказываются в первом круге Ада – Лимбе. Здесь слышатся не вопли казнимых душ, а только печальные вздохи: это место пребывания душ некрещёных младенцев, а также добродетельных нехристиан (людей, живших до пришествия на землю Христа).
К добродетельным иноверцам относится и Вергилий:
«. эти не грешили; не спасут
Одни заслуги, если нет крещенья,
Которым к вере истинной идут;
Кто жил до христианского ученья,
Тот Бога чтил не так, как мы должны.
Таков и я.»
Далее Вергилий на вопрос Данте отвечает, что Христос, придя, многие души вывел из Лимба в Рай.
Среди толп, пребывавших в Лимбе, Данте видит, что на особом месте стоят души людей, имена которых прославились по всей земле, так как небо было к ним благосклонно.
Первые среди них – четыре величайших поэта древности: Гомер, Гораций, Овидий и Лукан (в образовавшейся группе Данте получается шестым, считая Вергилия).
Войдя через семь ворот внутрь стен адского Замка, Данте и его спутники оказываются на зелёном лугу, в саду, и поднимаются на светлый холм, возвышающийся над садом. Здесь они оказываются среди «доблестных теней»: здесь находятся души: Юлия Цезаря; первого римского консула – Луция Юния Брута; Корнелии, матери Гракхов; Марции, супруги Марка Катона Утического, и других. На склоне холма отдельным кругом сидят мудрецы, философы и поэты: в центре – Аристотель, рядом с ним Сократ, Платон, затем Демокрит, Диоген, Фалес, Анаксагор, Эмпедокл, Гераклит, врач Диоскорид, Сенека, Орфей, Лин, Цицерон, Евклид, Птолемей, Гиппократ, Гален, Авиценна, Аверроэс и многие-многие другие, которых Данте не успевает и не в силах назвать. Впрочем, далее, в XXII песне «Чистилища», Данте называет среди этих душ ещё имена поэтов Стация, Персия, Ювенала, комедиографов Теренция, Плавта; автора трагедий Еврипида; поэта Симонида и других, в том числе, мифологических, персонажей.
Все эти строки позволяют понять, насколько Данте (сам поэт и писатель, чьё имя на века останется в памяти людей по всему миру) старался в «Божественной комедии» показать противоположность, принципиальное различие между добродетельными поэтами, писателями, философами, учёными – одним словом, творцами, добившимися мировой и вековой славы, – и массой обывателей, людей, которые жили жизнь исключительно для себя, сознательно не желая сотворить что-либо великое (хотя имели для этого и личные дарования, и возможность – не случайно Данте здесь говорит о папе Целестине, у которого такая власть и возможность была в руках), и не только не желая, но с усилием воли отказываясь, отрекаясь от подобных дел и, очевидно, даже не желая признать заслуги великих, примкнуть к ним и их учениям (за что же другое, как не за это, наказаны эти жалкие души?).
Обратите внимание, что именно рассказывая о Лимбе, Данте не только даёт достаточное подробное его описание (как холм с зелёными лугами и светлым садом), но и перечисляет многие имена находящихся там; о прочих же кругах Ада Данте повествует больше обзорно, называя гораздо меньше имён для каждого из грехов, чем мог бы. В сущности, Данте указывает нам, что во всех кругах Ада, за исключением холмов внехристианских праведников, наказываются предатели различных видов – предавшие благодать ради любовной страсти; чрева; денег; ненависти; различных еретических учений в христианстве; ради удовлетворения жажды насилия или жажды обольщения; наконец, в самой глуби бездны – предатели Родины и единомышленников, сотрапезников, благодетелей и господ.
Древнее и современное понятие того, что такое лимб
В нашем мире существует определенный ряд понятий, которые имеют место в различных науках. Именно от этого их трактовка становится неоднозначной, и люди часто употребляют такие слова исходя из недостоверных знаний. Поэтому в данной статье попробуем разобраться в том, что такое лимб, каково происхождение данного слова и как его суть и смысл эволюционировали вместе с развитием религии, мифологии и науки.
Когда появился лимб?
Точно определить «дату рождения» данного слова невозможно. Предположительно оно стало употребляться людьми с тех пор, как Христос умер на кресте, и такие понятия, как рай и ад стали для людей основой всех основ. Само значение слова «лимб» в те далекие времена, когда христианская религия только начинала существовать, трактовалось как некий переходной этап, которых разделяет рай и ад. В те далекие времена люди верили в то, что в лимбе обитают души тех философов, провидцев и проповедников, которые жили до Иисуса. В частности в этом теологическом мире видели героев Ветхого Завета, а позже стали полагать, что туда попадают и души некрещенных младенцев.
Древние определения термина
С годами вопрос о том, что такое лимб, начал волновать римскую церковь, поэтому в суть данного термина пытались внести предельную ясность. Папская власть согласилась с древним представлением о том, что данное место является пристанищем для людей, которые по каким-то причинам не смогли удостоиться созерцать господа в раю. Тем не менее грехи их столь ничтожны, что в ад их отправлять также не имело смысла. По мнению римской католической церкви «Бог любит каждого ребенка своего, и каждому желает добра и спасения», поэтому в ад он отправляет лишь самых отъявленных грешников, все же остальные пребывают в лимбе.
Принадлежность данного термина
Стоит отметить, что вопрос о том, что такое лимб, на протяжении столетий интересовал исключительно католическую церковь. В православной религии данное понятие вовсе не упоминается, так как по ее канонам мир делится только на рай и ад. Однако подобные лимбу миры имеют место в других религиях, в частности в синтоизме. По японским канонам лимб — это переходящий этап, который проходит каждый человек после смерти. В нем он может наслаждаться покоем и красотой, а может находиться в постоянных терзаниях — все зависит от его жизни, его души, его отношения к самому себе. Также синтоизм предполагает, что такого понятия, как время, в лимбе не существует, поэтому человек находится там до тех пор, пока не осознает свою суть и роль в этом мире.
Аналогии и современное значение
В силу того, что в древние времена людей более всего интересовал вопрос о том, что такое лимб, стало появляться несчетное количество художественных произведений и мифов по поводу того, что же это за место и как оно выглядит. Среди таких рассказов без внимания нельзя оставить «Божественную комедию» Данте, полностью построенную на библейских канонах, однако приукрашенную и дополненную выдуманными сюжетами, героями и событиями. По мнению данного автора, лимбом именуется первый круг ада, где человек начинает видеть свои грехи, свою жизнь, свои ошибки. Данное понятие является неким отхождением от религиозных трактатов, ведь по мнению церкви Бог желает, чтобы спасена и упокоена была каждая душа. Именно поэтому лимб в теологии рисуется как нейтральное пространство, а Данте его сделал первой ступенью на лестнице вечных мучений и терзаний.
На данный момент о том, что значит лимб, споров уже не так много. Ватикан принял догму о том, что данное пространство является пристанищем для некрещенных младенцев, а также для праведников и философов, умерших до того, как родился и вознесся Христос. В православии (точнее, в рассказах представителей православной веры) данное понятие можно отождествить с «тоннелем» через который нужно пройти, дабы оказаться в раю.
* Что такое “лимб” на самом деле? *
В человеческом мире присутствует определенная линейка понятий, которые применяются в разных науках, потому трактуя эти понятия, так как они их понимают, люди часто используют их в неверном значении.
Наш разговор пойдет о таком неизвестном большинству понятии как «лимб». Откуда же произошло это слово и как изменились его смысловая нагрузка и суть в результате эволюции религиозных культур и областей науки и мифологии. Точную дату появления понятия «лимб» никто установить не смог но предполагается что люди стали потреблять его после того как Спасителя распяли и деление мира потустороннего на ад и рай стали непреложными истинами лежащими в основе религий.
В те времена слово «лимб» означало некую переходную зону между адом и раем. Жители того времени придерживались мнения что «лимб» обитаем и там остались те души которые принадлежали провидцам и проповедникам которые умерли до того как появился Иисус Назарей. Этот мир по их понятиям населяли все, кто не узнал про Царствие Христово и либо жил и умер раньше либо умер некрещеным.
Позже ученые священники озаботились существованием этого понятия и попытались дать точную формулировку его принадлежности. Вот что получилось у римской церкви, которая, как известно католического направления. «Лимб» – это место, в котором обитают души не познавших Христа и душ людей, которые недостойны, попасть в рай, но и не настолько грешны, чтобы быть отправленными в геенну огненную. Получилось что «лимб» самое населенное место.
Так как в рай отправляются праведники, в ад отъявленные мерзавцы все остальные в «лимб». Заметим, что церковь православная даже не упоминает этого слова. В синтоизме существует убеждение что «лимб» это что-то вроде отстойника, где вне времени находится человек, до той поры пока ему не откроется его жизненное предназначение. Незнание порождает домыслы и на почве всего, что происходило с религиями даже люди далекие о церкви взялись придумывать свой «лимб».
Таким человек был известный автор «Божественной комедии» Данте. Он возвел понятие «лимб» в новое для него качество представив его первым кругом ада, где все умершие начинают видеть все совершенное ими в жизни зло. К церковной трактовке это не подходило никак. В религии «лимб» не начальная ступень на лестнице бесконечных мучений а просто нейтральное пространство которое можно сравнить с тоннелем по которому поднимаются души до света которые в конце его. Самое плохое, что точного значения слова никто не знает до сих пор, а значит, домыслы будут развиваться со временем.
Лимб (религия)
Согласно представлениям о лимбе, в нём пребывают души тех, кто не заслужил ада и вечных мук, но не может попасть в рай по независящим от него причинам. Считалось, что в лимбе пребывают души добродетельных людей, умерших до пришествия Иисуса Христа (limbus patrum — лимб праотцов, то есть предел античных праведников), а также души некрещёных младенцев (limbus puerorum — лимб младенцев). Понятие о лимбе широко распространилось в западном богословии начиная с XIII века.
В «Божественной комедии» Данте лимб — это первый круг ада, где вместе с некрещёными младенцами пребывают добродетельные нехристиане — философы, атеисты, поэты и врачи Античности, а также герои языческого мира.
О существовании места, которое можно было бы назвать лимбом, писали и некоторые Отцы Церкви. Так, в IV веке Григорий Богослов писал: «Иные не имеют возможности даже и принять дара или по малолетству, или по какому-то совершенно независящему от них стечению обстоятельств… не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны; потому что, хотя и незапечатлены, однако же и не худы и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести; равно не всякий, не достойный чести, достоин уже наказания».
В 2007 году Международная теологическая комиссия с санкции Папы Римского Бенедикта XVI опубликовала документ «Надежда спасения некрещеных младенцев», в котором отвергала средневековую «теорию лимба», подчёркивая, что она была создана средневековыми богословами и не входила ни в какие догматические определения. Комиссия делала вывод о том, что учение о лимбе представляет «неподобающе ограничительный взгляд на спасение», в то время как Бог милосерден и «желает спасения всем людям».
В исламе аналогом лимба считается коранический термин аль-а‘раф («ограды»).