Что такое ликвидация снт
Что такое ликвидация снт
Статья 28. Ликвидация товарищества
1. При ликвидации товарищества имущество общего пользования товарищества, за исключением недвижимого имущества общего пользования, находящегося в собственности товарищества и оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, передается собственникам садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально их площади вне зависимости от того, являлись ли данные лица членами товарищества.
2. На недвижимое имущество общего пользования, находящееся в границах территории садоводства или огородничества, не может быть обращено взыскание. При ликвидации товарищества такое имущество, находящееся в собственности товарищества, безвозмездно передается в общую долевую собственность собственников садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально их площади вне зависимости от того, являлись ли данные лица членами товарищества.
3. В случае несоблюдения требования к количеству членов товарищества, установленного частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, товарищество может быть ликвидировано по решению суда по иску органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления по месту нахождения территории садоводства или огородничества, собственника земельного участка либо в случаях, установленных частью 11 статьи 12 настоящего Федерального закона, правообладателя садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества.
Статья 41. Порядок ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ в статью 41 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 41. Порядок ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
1. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение может быть ликвидировано на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо принявший решение о его ликвидации орган назначает ликвидационную комиссию и определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации такого объединения.
3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия на управление делами ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого объединения выступает его полномочным представителем в органах государственной власти, органах местного самоуправления и суде.
4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение находится в процессе ликвидации.
5. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, порядке и сроке предъявления требований кредиторов такого объединения. Срок предъявления требований кредиторов не может быть менее чем два месяца с момента публикации сообщения о ликвидации такого объединения.
6. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
7. По окончании срока предъявления требований кредиторов к садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о наличии земли и другого имущества общего пользования ликвидируемого объединения, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) либо принявшим решение о его ликвидации органом.
8. После принятия решения о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения его члены обязаны погасить полностью задолженность по взносам в размерах и в сроки, которые установлены общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных).
9. Если имеющихся у ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия вправе предложить общему собранию членов такого кооператива (собранию уполномоченных) погасить имеющуюся задолженность за счет сбора дополнительных средств с каждого члена такого кооператива либо осуществить продажу части или всего имущества общего пользования такого кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Распоряжение земельным участком ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
10. В случае, если у ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива средств на удовлетворение требований кредиторов недостаточно, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет имущества членов такого кооператива.
11. Выплата средств кредиторам ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, и в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения.
12. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждает общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо принявший решение о ликвидации такого объединения орган.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 41 настоящего Федерального закона
Что такое ликвидация снт
Статья 41. Порядок ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
1. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение может быть ликвидировано на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо принявший решение о его ликвидации орган назначает ликвидационную комиссию и определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации такого объединения.
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия на управление делами ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого объединения выступает его полномочным представителем в органах государственной власти, органах местного самоуправления и суде.
4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение находится в процессе ликвидации.
5. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, порядке и сроке предъявления требований кредиторов такого объединения. Срок предъявления требований кредиторов не может быть менее чем два месяца с момента публикации сообщения о ликвидации такого объединения.
6. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
7. По окончании срока предъявления требований кредиторов к садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о наличии земли и другого имущества общего пользования ликвидируемого объединения, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) либо принявшим решение о его ликвидации органом.
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. После принятия решения о ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения его члены обязаны погасить полностью задолженность по взносам в размерах и в сроки, которые установлены общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных).
9. Если имеющихся у ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия вправе предложить общему собранию членов такого кооператива (собранию уполномоченных) погасить имеющуюся задолженность за счет сбора дополнительных средств с каждого члена такого кооператива либо осуществить продажу части или всего имущества общего пользования такого кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Распоряжение земельным участком ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
10. В случае, если у ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива средств на удовлетворение требований кредиторов недостаточно, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет имущества членов такого кооператива.
11. Выплата средств кредиторам ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, и в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения.
12. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждает общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо принявший решение о ликвидации такого объединения орган.
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
Что такое ликвидация снт
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Федеральной налоговой службы от 28 декабря 2020 г. № БС-4-21/21670@ “Об исчислении земельного налога в случае ликвидации садоводческого некоммерческого товарищества”
В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах, в частности, по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества, включая земельные участки (пункт 1 статьи 83 Налогового кодекса).
Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами и лицами, указанными в статье 85 Кодекса, в том числе органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органами (учреждениями), уполномоченными совершать нотариальные действия, нотариусами, занимающимися частной практикой.
Для целей вышеуказанного учета и исчисления налога Кодексом не допускается использование сведений о размере долей в праве на земельные участки, представляемые в налоговые органы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Положения части 2 статьи 28 Закона N 217-ФЗ предусматривают передачу недвижимого имущества общего пользования, находящегося в собственности ликвидируемого товарищества, что по мнению Федеральная налоговой службы, не исключает применение общих правил возникновения права на это имущества, предусмотренных пунктом 2 статьи 8.1, пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Настоящее письмо носит исключительно информационно-справочный (рекомендательный, а не обязательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса | С.Л. Бондарчук |
Обзор документа
При ликвидации СНТ недвижимое имущество общего пользования безвозмездно передается в общую долевую собственность владельцев садовых или огородных земельных участков пропорционально их площади вне зависимости от того, являлись ли данные лица членами товарищества.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу по земельному налогу самостоятельно на основании сведений ЕГРН. Для граждан она рассчитывается налоговым органом на основании сведений, поступивших от органов Росреестра.
ФНС пояснила, что для налогового учета и исчисления налога не могут использоваться сведения о размере долей в праве на земельные участки, представляемые в налоговые органы региональными или муниципальными органами.
Передача недвижимости общего пользования ликвидируемого СНТ не исключает применение общих правил возникновения права на это имущества, предусмотренных гражданским законодательством.
СТН ликвидируют – что будет с моим участком?
— У меня приобретен участок в СНТ, находится в собственности. Сейчас администрация города хочет ликвидировать СНТ. Что будет с моим участком?
Отвечает юрист юридической службы «Единый центр защиты» (edin.center) Виолетта Колосова:
Земельный участок, находившийся в СНТ, останется у Вас в собственности. После того как СНТ будет ликвидировано, у домов, земельных участков и иных объектов недвижимости, находящихся на этих участках, останется даже тот же адрес. А вот с землями общего пользования нужно будет решить вопрос отдельно, так как, согласно ч. 1 ст. 28 ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд…», после ликвидации СНТ они переходят в долевую собственность собственников земельных участков. И Вы как сособственник земель общего пользования обязаны будете чистить дороги, вывозить мусор и т. п. Чтобы этого избежать, нужно перед тем, как ликвидация состоится, организовать передачу земель общего пользования в муниципальную собственность в соответствии с п. 8 ст. 25 Закона о садоводстве. Тогда все указанные действия по обслуживанию данного имущества будет обязан делать муниципалитет.
Отвечает руководитель центрального отделения городской недвижимости НДВ Светлана Жукова:
Администрация не имеет права лишать граждан собственности. СНТ могут ликвидировать как форму управления, руководствуясь Федеральными законами, в пользу государства, например, для строительства дороги в данной локации. Однако в таком случае владельцу имущества должны предложить компенсацию в денежном или натуральном выражении.
Отвечает начальник отдела АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» Николай Яблоков:
Вопрос не совсем корректно сформулирован, поскольку администрация города (поселения или другого населенного пункта) не может ликвидировать товарищества собственников недвижимости (ТСН), видом которых является СНТ. Это может сделать только общее собрание товарищества так же, как и его реорганизацию (в соответствии с 217-ФЗ от 29.07.2017).
Скорее всего, речь идет о включении территории СНТ в границы населенного пункта, соответственно, об изменении категории земли с земель сельскохозяйственного назначения на земли поселений и последующей реорганизацией СНТ в ТСЖ (как один из возможных вариантов). При этом изменение вида садоводческого некоммерческого товарищества на товарищество собственников жилья не является его реорганизацией. Никаких ухудшений условий проживания и ведения хозяйства для собственников быть не должно.
Другой возможный вариант: в случае, если по ПЗЗ населенного пункта, в котором находится СНТ, территория отнесена к зоне застройки индивидуальными жилыми домами, то на общем собрании членов СНТ может быть принято решение о его ликвидации, передаче земель, находящихся в общей долевой собственности членов СНТ (дорог, проездов и прочего), в собственность поселения. Тогда каждый бывший садовод станет собственником участка ИЖС. Плюсы в таком варианте: обязанность по уборке, санитарному содержанию, уличному освещению и прочему ложится на администрацию. Минусы: каждый собственник должен будет заключать самостоятельно договоры на электро-, водоснабжение, вывоз мусора и т. п.
Отвечает директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова:
Вы приобретаете право собственности на отдельно взятый участок, а СНТ — это форма организации относительно Вашего членства в соответствующем содружестве. Вы имеете полное право состоять и в дачном некоммерческом партнерстве, а можете и нигде не состоять — на Ваши права на землю это никак не повлияет.
Отвечает юрист «АБА-Консалтинг» Ольга Зеркаль (Варшава):
Если Ваш участок находится у Вас в собственности и право собственности на этот участок зарегистрировано в установленном законом порядке, то существенных изменений в Вашей жизни не произойдет: как пользовались им, так и будете пользоваться.
Если со времен выделения Вам шести «советских» соток земли (еще до вступления в силу Земельного кодекса РФ) Вы так и не удосужились зарегистрировать свое право собственности на данный участок, то после ликвидации СНТ Ваш участок перейдет в муниципальную собственность и есть реальный риск его потерять.
Хотя ликвидация СНТ — очень редкое, если не уникальное явление. На протяжении моей 15-летней юридической практики я не видела ни одной процедуры ликвидации СНТ. Все дело в том, что принятие решения о ликвидации СНТ относится к прерогативе общего собрания членов СНТ. А члены товарищества никогда не проголосуют за его ликвидацию, поскольку понимают (по крайней мере, должны понимать), что этим решением очень усложнят свою жизнь в организационном и бытовом плане (становятся проблематичными простейшие бытовые вопросы, как то: использование подъездных дорог, обеспечение дачных домов электроэнергией, водоснабжение и водоотведение, вывоз мусора и т. п.).
Тем не менее, если существует реальная угроза ликвидации СНТ, в границах которого находится Ваш земельный участок, то поспешите поставить его на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности.
Отвечает руководитель отдела продаж «ИД Консалт» Алексей Шаров:
По закону, все бывшие члены ликвидируемого СНТ сохраняют право на свои земельные участки и недвижимость, расположенную на нем. Тем более что это право официально зарегистрировано. Но надо понимать, что категория земель изменится, поскольку участки после ликвидации будут относиться к населенному пункту. Кроме того, возникнет ряд вопросов, которые потребуют решения:
Закон также предусматривает возможность продать участки с согласия участников бывшего СНТ и распределить вырученные средства между ними в равных долях. В случае, если участок вместе с постройками изымается для государственных или муниципальных нужд, выплачивается компенсация в размере рыночной стоимости имущества и покрываются убытки собственника, возникающие в связи с данной ситуацией, в том числе в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами (например, если по договору участок с домом сдавались в аренду).
В остальных случаях имущество ликвидированного СНТ, оставшееся после погашения долгов перед кредиторами, передается в собственность бывших его членов.
Текст подготовила Мария Гуреева
Не пропустите:
Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!
Редакция оставляет за собой право выбирать темы из числа вопросов, которые прислали пользователи.