Что такое лигатуры шрифта
Лигатура (соединение букв)
Лигатура (лат. ligatura — связь) — знак любой системы письма или фонетической транскрипции, образованный путём соединения двух и более графем, например: датск., исл., норв., осет. æ; нем. ß.
По неслившимся частям (иногда изменяющим свою форму) обычно можно видеть, какие буквы входят в состав лигатуры. В некоторых системах письма лигатуры многих буквенных сочетаний вошли во всеобщее употребление, являясь как бы сложными буквенными знаками для изображения определенных звуковых комплексов.
Лигатуры широко использовались в Средние века как способ ускорения письма и экономии места. Лигатуры появились в ручном наборе сразу же с его изобретением, когда немецкий первопечатник Иоганн Гутенберг для достижения ровности строки и сходства её с рукописной, использовал в своей 42-строчной Библии лигатуры и различные вариации одних и тех же знаков (например, три варианта буквы «а»: узкая, обычная и широкая). Позже лигатуры использовались при книгопечатании, например для воспроизведения подряд идущих латинских знаков f и i с апрошами такими же, как и между другими буквами, использовался знак fi, так как использование обычных литер было невозможно (из-за столкновения точек и нахлеста букв). Этот метод использовался довольно долго в ручном наборе, но практически исчез при появлении линотипа и монотипа, так как в их матрицах не хватало мест для лигатур (аналогичная судьба постигла русскую букву ё). По тем же причинам лигатуры отсутствовали в первых цифровых шрифтах, из-за ограничения числа глифов 256-ю, и если подставлялись в набор, то либо вручную, либо аппаратно в программе верстки. Активно стали использоваться с появлением шрифтов формата OpenType, где число возможных глифов расширилось до 64 тысяч, а разного рода замены могут прописываться на каком-либо языке программирования.
В то же время лигатуры нередко применялись для украшения и орнаментализации текстов, например, в вязи.
В наше время многие лигатуры можно встретить только в исторических источниках (например, в аутентичном переиздании «Слова о полку Игореве») или в тех языках, где они фактически приобрели статус самостоятельных букв (французском, норвежском, нидерландском, армянском и многих других).
В арабском письме используют лигатуру Лям-алиф. К типам письма с многочисленными лигатурами относятся индийское письмо деванагари и угловатая (хорватская) глаголица.
В китайском языке в качестве лигатур используются словосочетания, объединенные в один иероглиф.
Некоторые лигатуры фактически превратились в логограммы, например, амперсанд (&, из лат. et ), используемый во многих европейских языках в значении союза «и» вне зависимости от реального произношения слова.
Если лигатура используется долгое время, её эволюция продолжается. В частности, возможен переход лигатуры в специальный символ. К таким знакам относится символ «@», предположительно образованный из английского предлога «at».
Компью А рт
Николай Дубина info@prodtp.ru
Расширенная типографика (OpenType features)
Когда заходит речь о расширенной типографике, то обычно имеются в виду шрифты в формате OpenType. Подробно об этом формате мы говорили в предыдущих публикациях, а здесь рассмотрим его именно в контексте расширенной типографики.
Изза ограничений предыдущих шрифтовых технологий в один шрифт часто невозможно было поместить все необходимые знаки. Поэтому в дополнение к основным шрифтам строили дополнительные варианты шрифтов в различных стандартизованных или, чаще, случайно придуманных кодировках. Применение шрифтов, для которых были разработаны, например, минускульные цифры и капитель, было чрезвычайно неудобным. Шрифты OpenType используют единый файл шрифтов для компьютеров под управлением ОС Windows и Macintosh, поэтому можно переносить эти файлы с одной платформы на другую, не задумываясь о подстановке шрифтов и других проблемах, которые могут привести к перекомпоновке текста.
Одно из главных преимуществ новой технологии — поддержка расширенных типографских возможностей. Эти шрифты могут обладать особыми возможностями, например поддерживать каллиграфическое начертание и дополнительные лигатуры, которые недоступны в существующих шрифтах PostScript и TrueType.
При работе со шрифтом OpenType в тексте можно автоматически использовать альтернативные варианты начертания, например лигатуры, капители, дроби и пропорциональные цифры старого стиля.
Шрифты OpenType могут содержать расширенные наборы символов и возможности их компоновки для обеспечения более глубокой языковой поддержки и дополнительного типографского контроля.
Основное, что должно нас интересовать в реализации расширенной типографики OpenType, касается разделения числового кода знака (character) и его графемы (glyph). Знак — это кодированная единица, упорядоченная в соответствии со стандартом Unicode, представляющая собой минимальную семантическую единицу языка, например букву. Глиф — это графический образ знака. Один знак может соответствовать нескольким глифам (рис. 1): строчная «а», капительная «а» и альтернативный вариант строчной «а» с росчерком являются одним и тем же знаком, но в то же время это три разных глифа (графемы). Один глиф, в свою очередь, может соответствовать комбинации нескольких знаков, например лигатура «ffi», являясь единой графемой, соответствует последовательности трех знаков: f, f и i. Таким образом, для программы проверки орфографии слово «office» будет состоять из шести знаков, а графический процессор выдаст на экран четыре глифа.
Для любого знака по умолчанию определен базовый глиф и порядок его размещения в тексте. Применение дополнительных правил к одному или нескольким знакам может изменить их взаимное расположение или заменить базовые глифы альтернативными. К примеру, применение правила «Капитель» к символу «а» заменит обычный знак на капительный аналог «A».
Для того чтобы воспользоваться новыми возможностями шрифтов, необходимо, чтобы прикладные программы поддерживали эти возможности и имели соответствующий пользовательский интерфейс (см. врезку 1).
Лигатуры и совместимость
Лигатуры — это декоративные или объединенные символы, которые доступны для определенных знаков в некоторых шрифтах.
знаков, не являющихся лигатурами
присоединенной лигатуры
Word для Mac 2011 и Word 2008 для Mac могут отображать лигатуры, но в более ранних версиях Word для Mac это невозможно. Кроме того, Word для Mac 2011 поддерживает расширенные функции дополнительного оформления, такие как лигатуры, стилистические наборы, символы, меняющиеся в зависимости от контекста, кернинг на основе шрифта, а также формы цифр и интервал между цифрами. Если документ, содержащий любую из этих функций дополнительного оформления, открыт в более ранних версиях Word для Mac, символы, использующие эти функции, могут выглядеть иначе.
Если вы откроете документ, содержащий функции дополнительного оформления, в Microsoft Word 2010 для Windows, Microsoft Office Word 2007 для Windows, или в версии Word для Mac, предшествующей Word 2008 для Mac, эффекты на основе функций дополнительного оформления не будут отображаться. Такой документ можно изменять и в Microsoft Word 2010 для Windows, Microsoft Office Word 2007 для Windows, или в версиях Word для Mac, предшествующих Word 2008 для Mac. Хотя символы и не отображаются как лигатуры в этих приложениях, данные о лигатурах сохраняются. Если затем открыть файл в Word 2008 для Mac или Word для Mac 2011, лигатуры появятся снова.
Примечание: Ширина лигатур может отличаться от ширины эквивалентных символов без лигатур. Поэтому разрывы строк и страниц могут смещаться при отображении символов без лигатур. Чтобы сохранить разрывы строк и страниц в точности, отключите лигатуры.
См. также
Примечание: Эта страница переведена автоматически, поэтому ее текст может содержать неточности и грамматические ошибки. Для нас важно, чтобы эта статья была вам полезна. Была ли информация полезной? Для удобства также приводим ссылку на оригинал (на английском языке).
Основы лигатуры в типографии и издательском деле
Лигатуры, используемые для улучшения внешнего вида шрифта, обычно представляют собой пары символов или триплеты, которые имеют особенности, которые имеют тенденцию перекрываться при совместном использовании. Лигатура создает более плавный переход или соединение между символами, соединяя поперечины, удаляя точки над i или иным образом изменяя форму символов.
Доступ к лигатурам в программном обеспечении
Лигатуры можно отключать и включать в меню «Текст», «Тип» или «OpenType» программного обеспечения верстки. В некоторых случаях у вас может быть возможность использовать только стандартные лигатуры или стандартные и дискреционные лигатуры, найденные в шрифте. Когда эта функция включена, все, что вам нужно сделать, это набрать буквы (например, fi), и она будет автоматически заменена соответствующей лигатурой, если она доступна в этом шрифте. Кроме того, вы можете отключить лигатуры и вставлять лигатуры только в определенных местах (например, путем копирования и вставки из таблицы символов Windows).
В некоторых редких случаях шрифт может включать стандартную лигатуру, которую другой шрифт определяет как дискреционный. Это может вызвать некоторые проблемы, если вы хотите включить стандартные лигатуры в своем программном обеспечении, но не хотите, чтобы эта обычно дискреционная отображалась.
Они могут показаться одним символом, но каждая буква редактируема. Если вы хотите изменить Fine (с лигатурой) на Fine, вам нужно всего лишь изменить f на заглавную букву. Я преобразую в пунктирную форму. При использовании лигатур изменение отслеживания может не влиять на расстояние между отдельными частями лигатуры, что приводит к нечетному интервалу. Однако в некоторых программах, если отслеживание становится достаточно экстремальным, программа может заменить лигатуру обычными символами.
Лигатуры и амперсанд
В некоторых языках были сочетания букв, которые постоянно повторялись. Настолько, что буквы этих сочетаний начали срастаться в один символ. Этот символ будет называться лигатурой.
Помните ту странную буковку, которую вы писали в транскрипции на английском? Вот эта — æ. Это лигатура, буква a и e срослись в одну. Еще более понятно становится это, когда вы посмотрите на заглавное написание этой буквы — Æ.
А зачем это все нужно?
Изначально, лигатуры нужны были переписчикам — специально обученным людям, работа которых заключалась в эмулции ксерокса, а точнее, они переписывали книги. Целыми днми сидели и переписывали, потому что печатать в их времена никто не умел, все писалось ручками. Переписывать нужно было много, поэтому время экономили всеми возможными способами (с учетом сохранения читабельности). Материала, на котором можно было писать, тоже было не то чтобы много. Поэтому объединение символов экономило время написания и место на бумаге.
Те самые переписчики
Чуть позже, когда только появятся печатный пресс, ячеек в нем не будет хватать на лигатуры и они снова пропадут из нашей письменности на какое-то время. Позже, с расширением возможностей печати, лигатуры начали возвращаться, потому что нажать одну клавишу быстрее и эффективнее, чем две (кто бы мог подумать)
Другая популярная лигатура — это буква W. Легко догадаться, что это две буквы V, срощенные в один символ. В классической латыни такой буквы не было (Кстати, еще в классическом алфавите буквы U и V не различались), она появилась после того, как в германских языках появилось два звука, которые обозначались одной бедной V.
Еще одна лигатура, которая есть на любой современной клавиатуре можно найти на цифре 7. Это амперсанд. Так называется символ &. Тяжело увидеть, но на самом деле это буквы e и t, которые склеились в один символ и хорошенько перевернулись.
И на этом символе остановимся подробнее. Это не просто лигатура, это логограмма. Символ, обозначающий целое слово. Слово это — латинское et. В переводе на русский «и».
Символ этот был придуман некоторым римским рабом, который был достаточно образованным для того, чтобы придумать первое стенографическое письмо, то есть способ быстрой записи обычных слов. Этот символ стал просто супер популярным со второй половины VIII века у переписчиков, а потом, с XV века, у типографов. Стал он настолько обыденным, что даже какое-то время входил в некоторые латинские алфавиты.
Когда заучивали английский алфавит, чтобы произнести букву и не перепутать ее с одноименным словом, которое эта буква обозначает, использовали крылатое латинское выражение per se, что означало «сама по себе». Так, например, произносили «I, per se I», чтобы не путать букву с английским «I».
А амперсанд, как уже говорилось, входил в английский алфавит и стоял в самом его конце и произносился and per se and. Нехитрой магией в 1837 эта фраза стала отдельным словом в словаре.
Кстати, другая логограмма на вашей клавиатуре это символ @, образованный из слова at.
Ходят слухи, что если вставить в свой пост котиков, он наберёт в 2 раза больше плюсов.
Прелестно! И без всяких котиков достойно плюса :3
Ходят слухи, что если вставить в свой пост котиков, он наберёт в 2 раза больше плюсов.
Меня терзают смутные сомнения, что ускоряют и облегчают письмо
Хотел поставить один плюс, но вовремя увидел котика, поэтому друга тоже попросил. Господи, друг тоже увидел котика, он просит своего друга. Ааа, автор, останови это безумие.
like за котика в конце
Котик котику рознь
Ходят слухи, что если вставить в свой пост котиков, он наберёт в 2 раза больше плюсов.
У тебя на фото кошка, а не котик.
Спустя почти 2 года жизни на передержке Кнопочка нашла свой дом!
Вот так и завершилась наша история с Кнопочкой и кнопиками. Мы очень рады, что смогли им помочь, и что для каждого из них нашелся хороший дом. И напоследок, с разрешения хозяйки, хочу показать Кнопушиного сына Кнопика-младшего, каким он стал сейчас. Назвали этого рыжего пирожочка Леопольдом)
Больше фотографий и историй про котиков, живущих у меня на передержке, в моем инстаграме https://www.instagram.com/ame_toscane/ и группе в вк https://vk.com/catphotographies
Четыре кота и мышь
Нам же своих мало, да. Подбросили нам друзья свою кошь на пару недель, пока в отпуске будут. Кошь от такого жизненного поворота малость охренела и решила жить только в гардеробной. Тем более, что снаружи жаждал мести Пётр, которому при встрече набили морду.
Пётр мечтает о мести
Месть кота Леопольда
Когда Максим купил квартиру на втором этаже небольшой хрущевке, он был безмерно счастлив. Маленькая квартирка, но своя. Большого ремонта не требовала. Разве что балкон со временем надо застеклить. Хотя и так хорошо. Окна выходят во двор. Напротив растет старый, большой клен. Вечером, после работы, хлюпнешься в кресло на балконе, вытянешь ноги, вздохнешь свежий воздух. Ветви клена слегка качаются от ветра, листва шумит. Красота!
Ночью Максим проснулся от неприятного ощущения, что он не один. Максим приоткрыл глаза и вздрогнул от неожиданности. Два желтых глаза, не мигая, глядели на него из-за стекла окна. Жуткое зрелище.
Парень быстро вскочил и ринулся на балкон. Ночь была теплая и тихая. Звезды бестолково сияли на небе, а полная луна нагоняла жути. Клен, также, не подкачал. Покачивал веткой в безветренную погоду. Сон улетучился безвозвратно.
Максим не верил в потустороннюю силу, но до утра не выключал свет в комнате и без сна ворочался на кровати.
Утром, весь разбитый от бессонницы, парень умчался на работу. Только где-то в обед, он вспомнил, что не завтракал. Тарелка с подрумяненной яичницей с беконом, одиноко осталась на столе.
По возвращению, Максим застыл на пороге кухни. Тарелка была пуста. Еда размазана по столу. Он осторожно обошел всю квартиру, заглянул под кровать. Следов пребывания посторонних не обнаружил.
С этими мыслями Максим начал небольшое расследование. Первое, что он сделал, постучался к соседям.
— Удивительно, но нет. Как только его не ловили. Даже капкан ставили. Бесполезно. Если в квартиру не мог пробраться, то балкон весь изгадит. Порвет, что рвется. Мы думаем, что бывший хозяин и продал квартиру из-за мстительного кота. Житья он ему не давал.
Максим вернулся в квартиру и выглянул на балкон. Его новое кресло, на котором он планировал отдыхать после работы, было изодрано и воняло кошачьей мочой.
Парень расстроился. Немного подумав, он поднялся на третий этаж и постучал в дверь к бабушке.
Максим зашел в комнату. Бабушка лежала на кровати. Огромный кот, лежащий у нее в ногах, стремительно вскочил и, выгнув спину, зло зашипел.
С этого дня Максим регулярно заходил к старушке и ее коту в гости. Приносил гостинца. Леопольд начал привыкать к парню. Его визиты к Максиму со временем прекратились.
Максим несколько дней искал кота. Звал его. Оставлял еду на балконе. Леопольд не появлялся.
Через месяц, Максим проснулся внезапно. Через стекло на него, не мигая, смотрели два желтых глаза. Парень встал и открыл балконную дверь.
Леопольд не шевелился. Максим оставил дверь приоткрытой, а сам отправился досыпать. Утром его разбудило громкое кошачье мурлыканье. Леопольд растянулся на кровати рядом с Максимом и крепко спал.
Предприятие субботним днём
Тем временем сигарета приказала долго жить, я встал, отряхнул себя, довольно выпрямился, улыбнулся и пошел своей дорогой дальше.
Карликовый рысь. Один штука
В декабре 2020 года он замерзал в пригороде Подольска. Забрал, привёз. Отвоевал у тещи, тестя и жены, они говорили, что кот взрослый уже. Я отбивался тем, что на улицу его обратно выгнать будет бесчеловечно и вообще, смотрите на него, как его выгнать.
Теперь он отожрался, вырос и очаровал жену, тестя и тещу так, что они, скорее, меня выгонят, чем кота)
было:
История о том, как кот стал соавтором научной статьи по физике
Может ли кошка стать автором научной статьи? Оказывается, может. Мы расскажем историю кота по имени Честер, который опубликовал влиятельную статью по физике, в которой подробно изучается поведение атомов при различных температурах.
Ему всего семь лет, а он уже автор научной статьи. Ах, да. Он еще и кот
В 1970-х годах профессор физике в Университете штата Мичиган, США, Джек Х. Хетерингтон написал одну из самых влиятельных и цитируемых научных работ о низкотемпературной физике изотопов гелия (Two-, Three-, and Four-Atom Exchange Effects in bcc 3He). Однако, когда коллега ученого вычитал работу перед отправкой в научный журнал Physical Review Letters, обнаружилась серьезная проблема.
Коллега сказал Хетерингтону, что в статье используются такие слова, как «мы» и «наш». Поскольку Physical Review Letters принимает местоимения и прилагательные во множественном числе только при наличии нескольких авторов, необходимо было все исправить. Однако в 1975 году это – непростая задача, так как нельзя просто выполнить поиск с заменой. Вся объемная статья также была напечатана на пишущей машинке, а это означало, что для исправления ее пришлось бы перепечатать заново.
Хетерингтон придумал крайне необычный способ решить эту проблему: он вписал своего семилетнего кота Честера в качестве соавтора статьи. В научной работе Честер получил имя FDC Willard: FDC – аббревиатура от Felis Domesticus Chester (Felis Domesticus – научное название домашней кошки), а Willard – имя отца Честера. В тексте Хетерингтон обозначил кота как одного из коллег в штате Мичиган и отправил статью в редакцию. Работу опубликовали в 35-м выпуске журнала Physical Review Letters.
После публикации статьи, личность FDC Willard быстро раскрыли. Один из студентов хотел поговорить с Хетерингтоном о его работе, а когда не застал профессора на рабочем месте, начал искать второго автора. «Тут кот и вылез из мешка», – сказал Хетерингтон.
Однако, что удивительно, научное сообщество приняло автора-кота легко и с юмором. По словам Хетерингтона, единственными людьми, которым не понравилась шутка, были редакторы журнала. Но и они уже ничего не смогли сделать.
Пять лет спустя, в 1980 году, Хетерингтон написал еще одну статью, полностью на французском языка, и на этот раз FDC Willard был единственным автором статьи, опубликованной в научном журнале La Recherche.
Вдохновленное этими историями, 1 апреля 2014 года Американское физическое общество объявило о знаменательном изменении в своей политике: все научные статьи, написанные кошками, отныне станут общедоступными.
P.S. всё руки не дойдут запостить интересную статью про певатроны
Маленькая история про одного средневекового кота
Помните историю про кота Шредингера, который находился в суперпозиции «ни жив, ни мертв», сидя в ящике с установленной там адской машиной? Был у этого несчастного животного вполне реальный исторический прототип. Большие Французские хроники рассказывают, что в 1323 году в цистерцианском аббатстве Серкиньи в Нормандии обнаружилась пропажа денег. За помощью монахи обратились к некому Жану Прево, который в свою очередь привлек в помощники Жана Персана. Возможно, традиционные методы оперативно-розыскной работы не принесли результат, а быть может, вообще средневековый «детектив» решил не мелочиться и сразу прибегнуть к помощи высших сил и высоких технологий.
Для поиска виновных был взят котейка средневековый, черной масти, 1 шт. Его посадили в сундук, туда же положили запас еды и емкость со святой водой. Ящик зарыли на перекрестке дорог, а чтобы кот мог в нем дышать, наружу вывели две трубы. По истечении трех дней несчастное животное предстояло выкопать, содрать с него шкуру и сделать из нее магический круг. Посредством такого ритуала чародей планировал призвать демона по имени Берих, который, являясь важным свидетелем по делу, сообщил бы имя похитителя монастырской казны.
Несостоявшийся ритуал с участием демона и кошки привел к печальным последствиям для всех участников истории. Тело умершего в тюрьме во время следствия Жана Прево было сожжено на костре, вместе с ним той же очистительной процедуре подвергли живого Жана Персана, которому для наглядности повесили на шею черного кота. Аббат Серкиньи и монах по имени Сито после публичного унижения были пожизненно заточены в темницу.
Автор: Дмитрий Сувеев.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Эффект котобабочки
Верите ли вы в судьбу?
За день до переезда я ушёл с работы на несколько часов раньше, чтобы собрать вещи. Заказал такси до дома и доехав обнаружил, что оставил электронную сигарету в машине. Я позвонил водителю и тот сказал, что приедет через несколько часов. Как же мне повезло, что водитель Uber’a оказался русскоязычным.
Вот я спускаюсь по подъезду до такси и обнаруживаю там очаровательного малыша. У нас уже заходил разговор о возможном которазведении и тут мы не смогли устоять. К тому же, он был очень похож на меня: очень худой, нищий и не очень умный.
Не забыв свою вещь в такси, не уйдя с работы пораньше, не решив съехаться с девушкой, я бы наверное так и не познакомился с этим малышом.
«Дикая кошка» синдикалиста
Автор: Алан Цаликов.
Играл я тут в HOI 4, а именно в мод «Kaiserreich» и задался вопросом. Почему черный кот является чуть ли не вторым символом Третьего Интернационала? Оказывается, это не прихоть разработчиков, а вполне реальная история.
Как кот выполнен в игре
Позже Ральф вспоминал:
Версии, как конкретно Ральф придумал символ в виде кота, достаточно неоднозначны. По легенде, во время очередной забастовки, пара рабочих была серьезно ранена полицейскими. После стычки к рабочим прибился черный тощий кот. Рабочие из жалости поделились с котом едой и внезапно дела раненых пошли на поправку. По второй же версии после появления кота требования рабочих были выполнены в полном объёме.
Просто тематический кот
Третья версия куда более прозаична. Символ обязан своим появлением игре слов. Существующий термин «Дикая забастовка» (забастовка профсоюза без какого-либо согласования с властями и работодателем) переводится на английский как Wildcat strike action, а wild cat, соответственно, переводится как «Дикая кошка».
Символ обозначает идею протеста, саботажа на производстве и забастовок. Кот в любой момент готов броситься в бой и не думать о том, выйдет ли он из него живым, а своим оскалом он вселяет страх в сердце каждого капиталиста. Ну и, разумеется, коты крутые. Все любят котов.
Автор: Алан Цаликов.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Знаете ли вы, что если бы русского крестьянина хотя бы из середины XIX века запустить в магазин «Русские сувениры», он бы удивленно вытаращил глаза и поинтересовался: «А чаво это у вас тут такое?! Турки, что ли, товаров понавезли?».
Почти все наши «символы старой России» очень позднего происхождения, и в большинстве своем были придуманы ушлыми коммерсантами не раньше конца XIX века.
Балалайка. Тот музыкальный инструмент, который мы знаем под этим названием, появился на свет в конце девятнадцатого века, после того, как в 1883 году музыкант-просветитель Василий Андреев занялся усовершенствованием народного инструмента.
Как выглядела настоящая традиционная русская балалайка, можно увидеть на картине П. Е. Заболотского «Мальчик с балалайкой» (1835 г.), но, увы, этот инструмент уже давным-давно не производится.
Гжель. Белая глина, пригодная для изготовления фарфора, в Бронницком уезде была найдена только в начале XIX века.
Несколько десятилетий здесь выпускали разноцветный расписной фарфор, используя синюю, желтую, лиловую и коричневую краску. Во второй половине XIX века для росписи стали использовать только синий кобальт, и ближе в концу века сложился неповторимый стиль, получивший название «гжель».
Жостовские подносы. Изготовление расписных подносов из жести известно в деревне Жостово и окрестных селах с 1825 года, однако известный нам «жостовский стиль» сложился лишь к началу 20 века. В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла «Новосельцевская трудовая артель» по выпуску железных лакированных подносов.
В 1924 г. в деревне Жостово организовались «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь»; в 1925 г. — «Лакировщик» и одновременно в селе Троицкое — артель «Свой труд» по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель «Металлоподнос». Отсюда и ведет свое начало жостовская роспись.
Матрешка. Впервые разъемная деревянная кукла, изображавшая нескольких круглолицых крестьянских девушек в цветастых платочках, сарафанах и передниках, была сделана в 1898 году.
Ее изготовил токарь-игрушечник из Сергиева Посада Василий Звездочкин, работавший в мастерской при магазине «Детское воспитание» в Леонтьевском переулке, владелицей которого была Мария Александровна Мамонтова, жена известного издателя Анатолия Ивановича Мамонтова. А в 1900 году он, по его словам, изобрел трех- и шестиместную матрешку.
Палехская миниатюра. После Октябрьской революции знаменитые мастера-иконописцы Палеха по понятным причинам практически остались без работы.
Надо было искать новые способы заработка, и в 1918 году художники создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. Впервые палехские миниатюры были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени.
Частушки. Частушки появились и быстро набрали популярность в крестьянской среде и среди городских фабричных рабочих в конце XIX века.
А американский Санта-Клаус вообще придуман в 1823 году преподавателем Колумбийского университета.
Это отрывок из моей книги «Служба забытых цитат»
Почему у христиан основной символ крест, а не рыба?
Символы вещь очень интересная, и порой скрывает в себе куда более глубокий смысл, бездной таящий в себе интересные находки и опасности.
Люди привыкли видеть символы либо только с одной стороны, как это сейчас происходит со свастикой, за рисование которой можно получить статью 214 УК РФ (вандализм) и кучу еще всяких статей, и алой зарей будет красоваться задница нарисовавшего от отцовского нагоняя. Либо не видеть смысла вовсе, воспринимая символ как нечто обыденное, карикатурное.
Но рисовать на песке всё-таки палевно, поэтому пытливый ум христиан дошел до создания кулонов и изображения рыб на домах. И все равно рисовать на песке оставалось самым актуальным, ибо рыбки внезапно могли стать трендом среди язычников, и пойди пойми: по серьезному сей гражданин обозначил себя христианином, или же он модник, начертавший ихтис у себя на стене.
Вообще, почему именно рыба стала символом христианства, и, между прочим, остаётся до сих пор? Все не настолько просто, как думает читатель, читая этот буквенный поток.
Перво-наперво, это многочисленные отсылки к Евангелию, где множественное число раз упоминаются рыбы, символизируя людей, а апостолы это рыбаки. Слова Иисуса только подтверждают эту мысль:
«не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лук.5:10). А во-вторых, ихтис на греческом еще и обозначает акроним имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Божий Сын Спаситель). В общем, скрывались от недремлющего ока правосудия, как могли, сокрывая истинный смысл начертаний.
И казалось бы, если есть уже символ, и люди знают сакральное значение, то не имеет никакого смысла его менять. Как говорится: не надо менять то, что уже прекрасно работает. Однако тут вмешалась сначала св.Елена, а потом стихийность, которая перед этим поспособствовала распространению ихтиса. Для начала она, на волнах своего энтузиазма, отправилась отыскивать крест. Ну, захотелось под старость лет помочь сыну в укреплении власти. И таки нашла, но часть она отправила сразу в Константинополь, а вторую оставила в Иерусалиме, куда моментом стали стекаться паломники, чтобы поклониться новообретённой реликвии. Однако не всё было гладко, и многие паломники пытались отгрызть зубами кусочек креста, на котором был распят Иисус, чтобы потом хранить у себя.
Оставим жар пятых точек для других статей, скажу лишь, что откусить смогли многие, а часть Елена раздала по дороге домой. Люди же стали прятать частички креста в любые емкости, желательно золотые, и хранили их у себя на груди. Ёмкости старались делать в виде креста.
Позднее, когда частичек на всех не хватило, но полет фантазии торговцев не останавливался, то придумали просто продавать крестики, чтобы быть причастными к деяниям Христа, а Константин только поддержал, потому что это способствовало развитию его доктрины, если так можно сказать.
Вот так незаметно, начиная с Иерусалима и до Константинополя, был проделан путь перехода от ихтиса к кресту, хотя и в наши дни можно увидеть символ рыбы на машинах. Одиноким рисунком, о котором помнят немногие, сейчас красуется ихтис на фасадах здания, ненавязчиво напоминая, с чего все началось.
А вот тут вы можете покормить Кота, за что мы будем вам благодарны)
Photoshop
Японская винтовка Тип 38 (Arisaka Type 38) с её общей длиной 1280 мм была самой длинной винтовкой Второй мировой, а с примкнутым штыком Тип 30, длина винтовки Тип 38 увеличивалась на 400 мм. Это было обусловлено требованиями штыкового боя с учётом среднего роста японского солдата того времени, составлявшего 160 сантиметров.
Когда убитого/умершего солдата могли похоронить родственники, то они должны были с флага, который вручался солдату, смыть надписи, которые ими делались и нашить полосу, символизирующую прямой путь.
Любовь японцев к флагам и креплению их на своём оружии перекликается с периодом Сенгоку Дзидай, когда самураи крепили сзади своих доспехов лакированное древко с вертикальным полотнищем флага для идентификации и визуальной организации больших отрядов.
Высокопоставленные самураи могли носить такой флаг с персональными геральдическими знаками, несмотря на то, что в рукопашной схватке флаг за спиной мог серьёзно мешать своему обладателю.
Символика кошки в славянской народной традиции
Кошка в славянских народных представлениях — домашнее животное с двойственной символикой и различными демоническими функциями. Часто кошка выступает в паре с другим домашним животным — собакой, а также символически коррелирует с дикими животными — с медведем и с пушными зверями: зайцем и лаской.
Кошка объединяется с собакой по одним признакам и противопоставляется по другим. Пара «кошка с собакой» фигурирует во многих словесных формулах, в поверьях и легендах. Например, для отвращения от себя сглаза и порчи у украинцев произносят заклинание: «На пса уроки — на кота помысел», у поляков: «Na psa uroki, na kota suchoty». Кошка и собака противопоставляются по признаку «женский — мужской», например, в поговорке: «Кошка да баба в избе, мужик да собака на дворе». Русские считают: «Собака обжора, а кошка сластёна»; «Собаку можно целовать в морду, а не в шерсть, кошку — наоборот». По польскому поверью, тот, кто обольет кота водой, заболеет чахоткой, и то же постигнет того, кто плюет на собаку. Македонцы первый снег, случающийся на Дмитриев день, называют кошачьим, а второй собачьим.
◊ Легенда о хлебном колосе
С кошкой и собакой связана легенда о хлебном колосе, известная у славян в белорусском и украинском Полесье, на Украине и изредка в России, а также в Малопольше: когда Бог решил наказать людей за непочитание хлеба и лишить их хлебного колоса, который раньше рос от самой земли, кошка и собака вместе упросили Бога оставить колос хотя бы на конце стебля, или это сделала для них Богородица, за что с тех пор кошке и собаке причитается первая лепешка из зерна нового урожая. В аналогичном южнославянском сюжете из Болгарии и Словении заслуга сохранения для людей колоса длиной с собачий язык приписывается одной собаке, а кошке, согласно словенской легенде, принадлежит заслуга сохранения молока, которое кошка выпросила у Бога на свою долю, умолив оставить небольшую часть коровьего вымени, которое раньше было во всю длину брюха коровы, от передних до задних ног.
◊ Вражда кошки с собакой
Вражда кошки с собакой находит символическое воплощение в любовной магии в качестве отворотного средства. Чтобы разлучить супружескую пару, у русских подкладывали кошачью шерсть, спутанную с собачьей, в брачную постель молодым; втыкали её под девятое бревно избы супругов с чтением соответствующего заговора; давали понюхать паленую шерсть, срезанную с кошки и собаки, специально для этого стравленных; у поляков — обливали супругов водой, в которой мыли вместе кошку и собаку.
Особенно часто кошку либо объединяют с собакой, либо противопоставляют ей неоднозначные представления о её чистоте или нечистоте, вреде или пользе. Согласно русским поговоркам, «У кошки шерсть погана, а рыло чисто; у собаки рыло погано, а шерсть чиста»; «У кошки шерсть чиста, но душа грязна; у собаки шерсть грязна, но душа чиста»; «Собака не то, что кот, животное нечистое». Сербы считают собаку созданием Бога, а кошку — творением Дьявола. По болгарским представлениям, кошка — прóклятое животное, а собака — благословенное: кошка радуется смерти хозяина, а собака плачет; кошка добавляет хозяину мучений в аду, раздувая пламя под его котлом, а собака носит воду и заливает огонь. Однако по другим болгарским представлениям кошка — чистое животное и потому живёт в доме вместе с людьми.
С одной стороны, кошка, по народным представлениям, произошла из рукавицы, снятой и брошенной Богом или Божьей Матерью; брошенной Ноем по приказу Бога или св. Саввой. С другой стороны, происхождение кошки связывают с Дьяволом, верят, что в кошке сидит вселившийся в неё Дьявол, а чёрную кошку даже называют «Дьяволом». Согласно поверьям, Дьявол вселяется в семилетнюю кошку, и она становится нечистой; старые чёрные кошки в возрасте семи лет становятся ведьмами, а коты на седьмом году жизни превращаются в чертей; двенадцатилетнюю кошку считают полудьяволом. Кошку запрещено впускать в церковь. Коту и собаке нельзя есть пищу, освященную в церкви; если дать, они сдохнут, ослепнут или уйдут из дома и одичают. Однако, у поляков: на Пасху кошке и собаке дают освященного хлеба с маслом.
Плохая примета, если кошка перебежит дорогу или встретится в пути. Если кошка пробежит между женихом и невестой, перебежит дорогу свадебному поезду или попадется ему навстречу, брак расстроится или будет неудачным.
Охотнику и рыбаку встреча с кошкой сулит неудачу в лове. Запрещено было упоминать кошку у русских во время охоты на соболя, вместо этого ее называли запечéнка, а у сербов — во время рыбной ловли.
В народной зоологии между дикими и домашними животными существует взаимная соотнесенность: дикие лексически кодируются посредством домашних, их названия присваиваются домашним в качестве кличек, оппозиция «дикий — домашний» лежит в основе сюжетов некоторых сказок о животных. Кошка с собакой как пара домашних животных образуют символическую параллель паре диких зверей — медведю и волку. Медведь выступает символическим аналогом кошки в восточнославянских сказках и в лужицких быличках, где представители нечистой силы (черт, кикимора, водяной) называют медведя большой или страшной «кошкой»; чешский вариант с заменой медведя на обезьяну: и в русском поверье о том, что лешего (боровика) в облике бесхвостого медведя можно выманить посредством кошки, которую нужно принести с собой в лес и душить
Кошке присущи черты домашнего покровителя, сближающие ее с лаской. «Кут — хозяин хаты. Кут пропадэ и хозяйство пропадэ. Дэ кут вэдэца, там и скотына вэдэца». По белорусскому (польскому?) поверью, чёрные собака, кошка и петух, живущие мирно друг с другом, оберегают дом от нечистой силы; сходное поверье у литовцев, по русскому — от грозы и от вора. У чехов трехцветная кошка хранит дом от пожара и других бед. Поляки считали, что если кошка пропадет из дома, то этот дом постигнет несчастье. Украинцы Галиции верили, что счастье в дом приносит краденая кошка. Хорваты Далмации полагали, что такая кошка лучше всего ловит мышей. А в несчастливом доме, по мнению поляков, кошки не ведутся. Если кошки в доме не давали потомства, мертвую кошку зарывали в землю стоя. Обычай зарывать живьем в воротах дома кошку мордой на улицу и зайца мордой во двор для того, чтобы велись овцы. У восточных славян, у поляков Малопольши при переезде в новый дом хозяева часто пускали в него сначала кошку, а лишь потом вселялись сами. Входя вслед за ней, хозяин шел в угол, который должен облюбовать себе домовой. На Терском берегу Белого моря, входя с кошкой в новую избу, приглашали домовых: «Хозяин с хозяюшкой, спасибо большое, а в новый дом пожалуйте вместе, на веселое житье». Принесенную в новый дом кошку сажали на печной столб рядом с дымовой трубой, т. е. туда, где, по распространенным поверьям, обитает домовой (связь кошки с домовым как хранителем очага отражена, по мнению Б.А. Успенского, в смолен. кошка ‘печка’. Поляки Люблина, однако, считали, что при переезде в новый дом нельзя сразу брать с собой кошку, так как с ней на новое место перенесется несчастье; забрать кошку в новое жилище можно лишь спустя несколько дней. У нижних лужичан в некоторых случаях дом после случившейся в нём смерти должен был стоять запертым шесть недель, а внутри должна находиться кошка, для того чтобы изгнать оттуда злых духов.
◊ Обращение кошки в домового
◊ Народная магия и медицина
Кошка широко используется в народной магии и медицине. Согласно распространенному у славян поверью, у чёрной кошки или кота имеется кость, способная сделать человека невидимым. В Малопольше верили, что для того, чтобы ее отыскать, нужно заживо сварить чёрного кота, которому семь лет, семь месяцев и семь дней от роду, и пробовать брать в рот каждую его косточку, у русских полагалось делать это в бане, обычно в полночь — в Вятской губ. на Святки, в Псковской обл. — на Ивана Купалу. Чехи считали, что нижняя челюсть черного кота, задушенного и сваренного в Рождественский сочельник, может сделать человека невидимым и открыть ему клады. Согласно другим источникам, невидимым делает человека обладание сердцем черной кошки, сваренной в молоке черной коровы, а косточке, добытой из сваренного кота, чехи приписывали наделение человека наряду с невидимостью умением находить клады и обезоруживать их охрану. В волынском Полесье такая косточка делала человека всезнающим (собственные записи), а в Сербии — ясновидцем. Аналогичные действия с черным котом предписывалось также совершать для приобретения себе в услужение домашнего черта-обогатителя: нужно варить такого кота живьем и в полночь на перекрестке наколоть его костью себе палец и подписаться кровью (украинцы Холмщины); в полночь в лесу на росстанях испечь его, съесть мясо, а кости бросить за спину, призывая к себе демона. У нижних лужичан с той же целью следовало в полночь отнести в мешке черную кошку к церкви и трижды постучать в церковную дверь, тогда якобы явится черт, заберет мешок и заплатит за него монетой.У русских Воронежской губ. для получения нерастрачиваемой монеты следовало запеленать черную кошку и в полночь бросить её в баню с приговором: «На тебе ребенка, дай мне беспереводный цел-ковый!». По поверью поляков Краковского повета, умершего можно увидеть, посмотрев сквозь кость сожженной специально для этого кошки. Чтобы отомстить ведьме, отобравшей у коровы молоко, ночью в новолуние под порог ее хлева живьем закапывали пойманного кота, отчего молоко у ее коров должно было смердеть. В брестском Полесье ради хорошего урожая льна закапывали на поле котенка. В некоторых русских губерниях для предотвращения начавшегося падежа скота считалось необходимым зарывать павшую скоти-ну в хлеву вместе с живой кошкой или раздирать живьем кошку надвое. В Волынской губ. совершали опахивание от холеры на черных кошке, собаке и петухе. У украинцев был распространен способ лечения чахотки (сухотки) у детей путем купа-ния ребенка в купели вместе с кошкой, иногда черной, чтобы болезнь перешла на кошку, у чехов — путем купания ребенка в воде из девяти колодцев вместе с кошкой одного с ним пола. И наоборот: чахотка, как считалось, нападет на человека и он будет сохнуть, если проглотит кошачий волос. В Подлясье лечили опухшее вымя коровы, царапая по нему когтями домашней кошки. Болгары в Родопах, если человек подавился рыбьей костью, давали кошке подышать ему в рот, так как верили, что кошачье дыхание растворяет кость.
◊ Происхождение зайца из кошки
Считается, что кошка, как и заяц, оказывает благотворное влияние на сон. Поэтому кота кладут в колыбель, прежде чем впервые положить в нее ребенка, чтобы ребенок в ней хорошо спал, а детям поют колыбельные песни, в которых часто встречается образ кота — кота-воркота. В черниговском Полесье и в Белоруссии колыбельные песни даже называют «котами»: каты́ спяваць ката́, калышы дiтя да спявай ката, а каты ужэ разные. Человека, который любит поспать, украинцы сравнивают с котом. Сонные глаза называют у кашубов «кошачьими» —
koce očë. Что касается общего символического сближения кошки с зайцем, то оно подтверждается наличием у них обоих сексуально-эротической символики и пересечением их названий у поляков — польск. kot, kotka, словин. kot ‘заяц’, а также сербским поверьем из Хомолья о происхождении зайца от кошки и отождествлением заячьей головы с кошачей у хорватов Далмации.
В народной зоологии кошка наряду с некоторыми другими пушными животными (белкой, лисицей, хомяком и т. д.) частично вовлечена в круг зверей семейства куньих с присущим им общим комплексом представлений. Кошку связывает с этой группой животных прежде всего женская и эротическая символика (соотнесенность кошки с девушкой, невестой в фольклорных текстах, кошачье название женских гениталий: серб., хорв.мачка, как и у куньих), ткаческие мотивы и функции покровителя дома и скота. Образ кошки представлен во многих фольклорных жанрах: в пословицах, загадках, сказках, играх и т. д., с поведением кошки связано огромное количество бытовых и метеорологических примет, она часто используется в качестве жертвы как распространенная живая «разменная монета» во взаимоотношениях человека с потусторонним миром духов.
Гура, Александр В. (2019). Символика кошки в славянской народной традиции. Славянский альманах 2019, Выпуск: 1-2, Издательство: Москва, С. 335-370, → DOI 10.31168/2073-5731
Александр Викторович Гура, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Отдела этнолингвистики и фольклора Института славяноведения Российской академии наук.