Что такое лифтовая шахта
Различные виды конструкций лифтовых шахт
Производство лифтовых шахт
Процесс производства шахты сложный и состоит из двух основных этапов: проектировка и непосредственно процесса изготовления шахты и ее составляющих. Для каждого конкретного объекта строительства лифтовые шахты изготавливаются по индивидуальной системе проектирования. При этом инженеры учитываю грузоподъемность кабины, а также цель ее использования. Чаще всего шахты – это железобетонные конструкции, они могут быть разнообразных форм и характеристик, в зависимости от места, в котором будет установлен лифт.
В процессе изготовления шахт и кабин лифта должны соблюдаться требования, описанные в ГОСТе 18103-84 «Установки для изготовления железобетонных объемных блоков санитарно-технических кабин и шахт лифтов».
Важным моментом при планировании шахты является проведения анализа прочности несущих конструкций сооружения с целью выявления оптимальной нагрузки, которое сможет выдержать здание.
Опорой для конструкции шахтового пространства в большинстве случаев являются несущие конструкции самого строения. Другие случаи предполагают создание фундамента под лифт.
Шахта должны быть отделена от примыкающих к ней лестниц и площадок, на которых могут находиться люди или оборудование, стенами и другими перекрытиями, обеспечивающими достаточное расстояние для безопасной перевозки. При этом она может быть полностью или частично огражденной, а также иметь сетчатое (несплошное) ограждение.
Оснащение и устройство шахты
Шахта – это не только «домик» для кабины, но и место размещения всего оборудования, которое приводит лифт в движение. В ней располагается:
Приямок шахты – это пространство, расположенное ниже уровня площадки первого этажа. В нем располагаются упоры кабины, противовес и натяжное устройство ограничителя скорости. Эта зона должна быть надежно защищена от попадания сточных или грунтовых вод.
При проектирования шахты предусматривается зазор приямка от его нижней части до кабины: для пассажирских лифтов – не менее 0,5 м, а для грузовых подъемников – не менее 50 мм.
В зону приямка должен быть обеспечен свободный и безопасный доступ персонала, обслуживавшего лифт. При глубине приямка более 0,9 м для удобства доступа в него в нем в пределах досягаемости от дверного проема устанавливается лестница или специальные скобы. Если эта зоны имеет глубину более 2,5 м, вход в нее оборудуется отдельной специальной дверью.
Верхний этаж шахты – это зона, которая находится между полом верхней посадочной площадки и верхним перекрытием шахты. Здесь в лифтах некоторых моделей установлен концевой выключатель, который размыкает цепь питания подъемного механизма.
Виды шахт
Шахты лифтов по конструкции подразделяют на глухие и приставные. В первом случае ограждение выполняется со всех четырех сторон. Этот тип возводится преимущественно внутри здания.
Приставные «модели» организуются снаружи здания и могут иметь как сплошное ограждение, так и стеклянное. Шахты, выполненные из закаленного стекла, называют металлокаркасными. Несущие конструкции таких шахт прикрепляются к стене зданий посредством специальных кронштейнов. Этот вид шахтового пространства актуален как при проведения реконструкции в старых строениях малой этажности, так и при обустройстве лифтов для коттеджей.
Также шахты делят на несущие и ненесущие. Несущие шахты берут на себя всю нагрузку, возникающую в процессе эксплуатации подъемника. Ненесущие больше выполняют функцию ограждения, а нагрузки при этом перераспределяются на различные элементы зданий.
Различаются они и по форме: бывают шахты прямоугольных форм, круглые или овальные, а также замкнутого или разомкнутого сечения.
Стены выполняются из трех основных строительных материалов: железобетона, полнотелого кирпича, также сегодня появились металлокаркасные шахты.
Кирпичный каркас шахты выполняется из полнотелого кирпича. При этом толщина таких стен должна быть не меньше 250 мм. При строительстве таких шахт важно, чтобы стены не имели дефектов: впадин или выступов.
Шахты из монолитного железобетона возводятся одновременно со строительством дома методом скользящей опалубки. В этом случае закладные детали для крепления направляющих кабины, кронштейнов и противовеса монтируются в процессе возведения здания. В это же время закладываются ниши, в которые при монтаже подъемника устанавливают специальные настилы.
В строительстве глухих шахт используются специальные конструкции – железобетонные тюбинги. Данная конструкция представляет из себя отрезок шахты, равный пролету одного этажа.
Сами тюбинги изготавливают преимущественно на заводах железобетонных изделий. В процессе их изготовления железобетонные шахты оснащают закладными элементами, к которым крепятся кронштейны для направляющих кабины и для противовеса, а также порталы для дверей. Вызывной аппарат устанавливается на внешней стене тюбинга.
Монолитные шахты из железобетонных тюбингов монтируют непосредственно на строительной площадке с использованием башенного крана.
Металлокаркасные шахты – это относительно новый вид, который сегодня широко используется для пассажирских, больничных или грузовых лифтов. Они устанавливаются в случае невозможности возведения глухих шахт, а также часто для создания более оригинального дизайна. За счет своего эстетичного внешнего вида такие шахты являются украшением любого здания (торгового или бизнес-центра, частного дома, музея).
Металлокаркасные шахты также могут как несущими, так и ненесущими. Они могут устанавливаться как в проеме между лестничными маршами, так и снаружи здания.
Сам каркас этого типа шахты состоит из несущих рам, стояков и поясов. Нижняя опорная балка выполняется из равнобочного углового профиля, который укладывают в фундамент приямка строго по уровню. Стояки между собой соединяются горизонтальными поясами, которые представляют собой раму, собранную из угловой стали. «Стены» металлокаркасных шахт выполняются из высокопрочного стекла триплекс.
Кирпичные и железобетонные шахты оборудуются стационарным электрическим освещением, которое должно обеспечивать достаточный уровень света для проведения работ по ремонту лифта при закрытых дверях шахты. Разрешается не оборудовать осветительной аппаратурой только металлокаркасные шахты с остеклением из триплекса, сетчатыми ограждениями или частично огражденные.
В зависимости от типа лифта и его производителя шахты могут быть оборудованы системой вентиляции, охранной и пожарной сигнализаций, оборудованием для диспетчерского контроля, а также оборудованием отопительных систем. Причем устройство управления отопительным оборудованием должно располагаться вне шахтового пространства. Не допускается оснащать шахты оборудованием и прокладывать коммуникации, не относящиеся к работе лифта.
Конструкции и устройство лифтовых шахт
Железобетонные шахты пассажирских и грузопассажирских лифтов – объемные блоки, собираемые из плоских элементов в специальных кондукторах, которые обеспечивают точность изготовления с соблюдением требуемых допусков. Сборка осуществляется сваркой закладных деталей. Такие ЖБИ применяют при строительстве многоэтажных зданий жилого, общественного и производственного назначения.
Назначение шахты лифта
Лифтовая шахта представляет собой полностью или частично огороженное место, расположенное от приямка до перекрытия. Она обеспечивает безопасность помещенного в него лифтового оборудования, к которому относятся: кабина, противовесы, гидроцилиндр, направляющие для кабины. Использование сборных железобетонных лифтовых шахт ускоряет возведение объекта и позволяет оперативно подготовить здание к монтажу подъемного оборудования.
В зависимости от типа перевозимого груза лифты и предназначенные для них лифтовые шахты разделяют на следующие типы:
Особенности устройства лифтовых шахт
Данные ЖБИ изготавливаются из тяжелых мелкозернистых бетонов высокого класса прочности. Габариты шахт лифта – стандартизированные: ширина – 1800 мм, длина – 12950 мм, высота – 490-3290 мм, ее конкретная величина выбирается в зависимости от места монтажа объемного блока. Толщина боковых стен – 120 мм, торцевых – 100 мм.
В конструкцию сборных шахт лифта входят:
В блоках предусмотрены закладные элементы, позволяющие крепить направляющие кабин, двери, противовесы. Предел огнестойкости дверей шахт лифтов – не ниже EI 30, а в строениях высотой более 28 м – не ниже E 30. Безопасность эксплуатации повышает устройство вентиляционной системы. Система вентиляции шахты лифта, включающая оборудование для тепло- и дымоудаления, помогает предотвратить пожароопасную ситуацию. А если пожар уже возник, формирование воздушного подпора создает условия для эвакуации людей. Для уличных лифтовых шахт важным моментом является устройство системы отопления. Поддержание температуры внутреннего пространства выше +5°C не только обеспечивает комфортную эксплуатацию подъемного оборудования, но и повышает срок его службы.
Технологии сборки
Монтаж элементов шахты лифта осуществляется одним из трех способов:
Способы шумоизоляции лифтовой шахты
В строящихся зданиях шум от лифтового оборудования часто беспокоит жильцов больше, чем в домах старой постройки. Это связано со следующими факторами:
Снизить уровень шума от лифтового оборудование позволяет проектирование и эксплуатация шахт согласно требованиям СНиПов и других нормативных документов. В соответствии с ними шахты и машинное отделение должны размещаться на максимально возможном удалении от жилых комнат и не могут располагаться смежно с ними. В рамках общестроительных мероприятий необходимо проводить специализированные работы по обеспечению вибро- и шумоизоляции. Это:
Эксперт по снабжению бригад строительными материалами.
Контроль выполнения строительно-монтажных работ, соблюдения качества и сроков. Снабжение монтажных бригад строительными материалами и оборудованием. Работа с проектной документацией, журналами работ и прочей сопроводительной документацией.
Шахта лифта — это пространство, в котором перемещаются кабина, противовес и (или) уравновешивающие устройства кабины. Она должна быть отделена от примыкающих к ней площадок и лестниц, на которых могут находиться люди или оборудование: стенами, перекрытием и полом или расстоянием, достаточным для обеспечения безопасности.
Шахта может выполняться полностью или частично огражденной, иметь частично несплошное (сетчатое и т.п.) ограждение. В ней может размещаться оборудование лифта (см. рис. 1.1):
• кабина 6, предназначенная для перевозки людей и (или) грузов;
• противовес 18— устройство, разгружающее привод лифта;
• тяговые канаты 5 или цепи, с помощью которых тяговое усилие от подъемного механизма передается кабине;
• натяжное устройство 19 каната ограничителя скорости;
• канат 17 ограничителя скорости, обеспечивающий механическую связь кабины с ограничителем скорости;
• пружинные буфера 14 и 15 (или упоры) — устройства, на которые садятся соответственно кабина и противовес при прохождении ими уровня нижней этажной площадки;
• направляющие 10 кабины и 9 противовеса — устройства, по которым, как по рельсам, движутся кабина лифта и противовес;
• подвесной кабель 7, предназначенный для связи электрооборудования кабины с НКУ;
о уравновешивающие элементы (цепи, канаты или резинотросовые ленты), применяемые в тех же целях, что и противовес, но при значительном весе тяговых канатов;
о освещение шахты, которое, однако, не относится к электрооборудованию лифта;
• электрооборудование, необходимое для определения мес-тонахождения кабины в шахте (датчик 22 замедления кабины, датчик 23 ее точной остановки и др.);
Рис. 1.3. Общий вид пассажирского лифта MonoSpace:
1 — направляющие кабины; 2, 16 —
подвески неподвижной части тяговых
канатов; 3 — ограничитель скорости;
4 — аппарат вызова; 5 — дверь шахты; 6 — станция управления; 7 — канаты ограничителя скорости; 8 — буфер кабины; 9 — натяжное устройство каната ограничителя скорости; 10 — буфер противовеса; 11 — направляющие противовеса; 12 — противовес; 13 — кабина; 14 — тяговые канаты; 15 — безре-дукторная лебедка с дисковым асинхронным двигателем
• концевые выключатели, которые устанавливались на лифтах старых моделей для отключения привода лифта при прохождении кабиной верхнего и нижнего уровней остановки;
• порталы с дверями 12 шахты;
• подвески для крепления тяговых канатов при полиспастной подвеске кабины;
• контршкивы и отклоняющие блоки;
• натяжное устройство гибких уравновешивающих элементов;
• клеммные коробки 8;
• вызывные аппараты 13, которые размещаются на стене шахты со стороны посадочной (погрузочной) площадки рядом с дверью шахты.
Кабина, противовес лифта и уравновешивающее устройство кабины должны находиться в одной шахте.
Часть шахты, расположенная ниже уровня края нижней этажной площадки, называется приямком. В нем размещаются буфера или упоры кабины и противовеса, натяжное устройство ограничителя скорости. В лифтах устаревших моделей в приямке размещаются концевые выключатели, которые разрывают цепь электродвигателя лебедки, если кабина опустится ниже уровня самой низкорасположенной посадочной площадки.
Приямок должен быть защищен от попадания в него грунтовых и сточных вод.
При нахождении кабины на полностью сжатых буферах должно обеспечиваться:
свободное пространство в приямке, достаточное для размещения прямоугольного параллелепипеда с размерами не менее
0,5 х 0,6 х 1,0 м, лежащего на одной из своих граней;
зазор от пола приямка до наиболее нижних частей кабины не менее 0,5 м, а для грузового малого лифта не менее 50 мм. Допускается изменение зазора до 0,1 м между полом приямка и башмаками, щитами под порогами кабины, элементами вертикальнораздвижных дверей кабины, а также деталями ловителей и каркаса кабины, расположенными в пределах 0,2 м от направляющих.
В приямок должен быть обеспечен безопасный доступ обслуживающего персонала.
Приямок глубиной более 0,9 м для входа в него оборудуется стационарным устройством (лестница, скобы и т.п.), расположенным в пределах досягаемости из дверного проема.
Приямок глубиной более 2,5 м оборудуется входной дверью. Она должна вместе с замками выдерживать нагрузку 300 Н, равномерно распределенную по круглой или квадратной площадке площадью 5 см2, приложенную к дверной панели под прямым углом в любой ее точке с упругой деформацией, не превыша-щей 15 мм, при этом остаточная деформация и изменение функционирования после снятия нагрузки не допускается.
Верхняя часть шахты, расположенная между полом верхней посадочной площадки верхнего обслуживаемого лифтом этажа и перекрытием шахты, называется верхним этажом. Здесь в лифтах устаревших моделей расположен концевой выключатель, размыкающий цепь питания подъемного механизма в случае, если из-за неисправности в системе управления кабина пройдет выше уровня верхней посадочной площадки.
По конструкции шахты подразделяют на глухие, полуоткрытые и приставные.
Как устроена шахта лифта?
Конструктивно шахта лифта состоит из ограждения с проемами дверей, потолочного перекрытия, приямка.
Для безопасной эксплуатации лифтового оборудования расстояние между стеной шахты и стенками кабины, со стороны ловителей должно составлять не менее 200 мм. Исключением являются подъемники малой грузоподъемности, где промежуток может быть 150 мм. Зазор между порогом кабины и шахты равняется 15-50 мм. Расстояние между кабиной и противовесом должно составлять не менее 50 мм.
Оснащение и устройство
В шахте перемещаются противовес, кабина лифта и уравновешивающее устройство. В зависимости от типа шахты и выполняемых функций в ней могут располагаться:
Лифтовые шахты бывает глухими, когда ограждение предусмотрено с четырех сторон внутри здания и приставными, когда конструкция крепится к несущей стене кронштейнами (для этих целей используются специальные лифтовые запчасти, рассчитанные на значительные нагрузки) и имеют стеклянное или сплошное ограждение. Первый вид активно используется в многоэтажных жилых домах, офисах, торговых и бизнес центрах. Наружная шахта лифта второго вида зачастую монтируется в зданиях малой этажности и коттеджах.
По форме, пространства для перемещения лифта, бывают:
Конструкция предназначенная для перемещения кабины может быть ненесущая и несущая. Ненесущая играет роль ограждения, нагрузка распределяется на различные элементы постройки. Несущая способна выдержать всю нагрузку возникающую при эксплуатации подъемной машины.
Стенки шахты выполняется из железобетона, металлокаркаса, кирпича.
Кирпичные
Каркасы изготавливаются из полнотелого кирпича. Толщина стенок обязана быть как минимум 25 см. Поверхность шахты лифта из данного материала должна быть без выступов и впадин.
Железобетонные
Монолитные шахты сооружаются методом скользящей опалубки во время строительства здания. Конструктивно, пространство в котором движется лифт состоит из железобетонных тюбингов, размеры которых равняются пролету одного этажа. Монтируются данная конструкция непосредственно на стройплощадке.
Металлокаркасные
При отсутствии возможности возведения глухой шахты, устанавливается металлокаркасная. Она монтируется как снаружи так и внутри строения. Каркас состоит из несущих рам, поясов и стояков, нижняя опора выполняется из углового профиля, смонтированного строго по уровню в фундаменте приямка.
Приямок
Размеры приямка шахты идентичны размеру лифтовой шахты, поскольку кабина опускается в него. В нем располагаются натяжное устройство, противовес, упор. Глубина приямка определяется техническими требованиями и соображениями безопасности персонала и пассажиров. Данная зона должна быть защищена от попадания грунтовых и сточных вод.
При глубине более 0.9 м, для удобства доступа обслуживающего персонала, устанавливается лестница или скобы. Если глубина свыше 2.5 метра, вход оборудуется специальной дверью.
Освещение
Стационарное электрическое освещение шахты монтируется в кирпичные и железобетонные конструкции, обеспечивая освещенность при закрытых дверях не ниже 50 Лк. Использование данного вида освещения позволяет производить ремонтные работы. Металлокаркасные шахты стены которых остеклены триплексом, сетчатым ограждением или ограждены частично, разрешается не оборудовать светильниками.
Огнестойкость
Огнестойкость шахты обеспечивается сплошным ограждением, система отвечающая за безопасность оборудуется датчиками дыма, срабатывающими при возникновении возгорания. Подпор в шату обеспечивает приток свежего воздуха, благодаря задействованию вентилятора.
Размеры
Внутренние размеры пространства для перемещения лифта в жилом доме должны обеспечивать безопасную работу подъемной машины. В расчете величины шахты, ключевую роль играют габариты кабины. Параметры, представленные ниже, могут существенно отличатся, в зависимости от конкретной моделей лифта и носят исключительно ознакомительный характер.
Грузоподъемность | Габариты | Высота последнего этажа | |
Кабина | Шахта | ||
400 | 1080×1380 | 1600×1700 | 3600 |
630 | 1180×1380 1180×2100 | 1600×1900 1800×2400 | 3600 |
1000 | 1180×2100 | 1800×2400 | 3600 |
Требования
Важные требования, позволяющие безопасно эксплуатировать лифта в шахте представлены в ГОСТ Р 53780-2010. В государственном стандарте указано, что шахта лифта должна отделятся от лестниц и площадок, где размещается оборудование и находится люди. Ограждение шахты производится стенами, перекрытием, полом или достаточным для обеспечение безопасности расстоянием.
В ограждении допускаются:
Кроме лифтового оборудования в шахте размещаться отопление, вентиляция, система охранной и пожарной сигнализации, диспетчерское оборудование. Регулирующие систему отопления устройства должны располагаться с внешней стороны.
Частично огражденная шахта лифта должна иметь высоту со стороны двери как минимум равную 350 см. Если в шахте находится несколько лифтов, между ними размещаются перегородки.