Что такое личностные особенности
Качества, характеризующие личность человека
Изучая особенности характера определенного человека, можно выявить какие качества характеризуют личность. В основе их проявления выступают влияние индивидуального опыта, знаний, способностей и возможностей людей. Список биологических особенностей включает врожденные характеристики человека. Остальные качества личности приобретены в результате жизнедеятельности:
Означает несводимость к индивидным, биологическим характеристикам людей, насыщенность социо-культурным содержанием.
Неповторимость и оригинальность внутреннего мира отдельного индивида, его независимость и невозможность отнести к тому или иному социальному или психологическому типу.
Готовность выйти за свои «пределы», постоянное самосовершенствование как способ бытия, вера в возможность развития и преодоления внешних и внутренних преград на пути к своей цели и, как следствие, незавершенность, противоречивость и проблемность.
Внутреннее единство и тождество (равенство самому себе) в любых жизненных ситуациях.
Умение изменять себя самого и условия своего существования, независимость от окружающих условий, умение быть источником собственной активности, причиной поступков и признание ответственности за совершаемые дела.
Основа взаимодействия с окружающим миром, готовность относиться к другим людям как к высшей ценности, равноценной собственной, а не как к средству достижения целей.
Список качеств
Структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки и мотивацию. А также отдельно следующие качества:
Личные качества человека составляют внутреннее восприятие и внешние проявления. Внешнее проявление включает список показателей:
Основные качества личности (ее внутреннего мира) можно классифицировать по ряду признаков:
Структура индивидуальных качеств
Для более точного определения качества личности человека, следует выделить его биологическую структуру. Она состоит из 4 уровней:
Указанные выше категории тесно взаимосвязаны с потребностями и характером, способностями и эгоцентризмом людей. Совокупность общих показателей влияет на создание индивидуальной оболочки личности.
Черты людей, характеризующие их темперамент
Врожденные качества личности формируют его как социальное существо. Учитываются поведенческие факторы, тип деятельности и круг общения. Категорию разделяют 4 понятия: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик.
Индивидуальные черты характера
Характер выступает совокупностью черт индивидуума, которые проявляются в разных типах деятельности, общения и отношений с людьми.Развитие личностных качеств формируется на фоне жизненных процессов и рода деятельности людей. Для более точной оценки характера людей следует детально изучить поведенческие факторы в конкретных обстоятельствах.
Индивидуальные способности людей
Индивидуальные психологические качества личности способствуют достижению успеха и совершенства в определенной деятельности. Они определяются общественной и исторической практикой личности, результатами взаимодействий биологически-психических показателей.
Существуют разные уровни способностей:
Развитие алгоритма личностных качеств и способностей людей характеризуется умением научиться новому в умственной сфере. Специальные особенности проявляются в конкретном виде деятельности (музыкальной, художественной, педагогической и др.).
Волевые черты людей
Регулировка поведенческих факторов, связанных с преодолением внутреннего и внешнего дискомфорта, позволяет определить личные качества: уровень усилий и планов для совершения действий, концентрации в заданном направлении. Воля проявляется в следующих свойствах:
Человеческие чувства
Стойкое отношение людей к реальным или воображаемым объектам возникают и формируются на основе культурно-исторического уровня. Меняются лишь способы их проявления, исходя от исторических эпох. Чувства людей индивидуальны.
Мотивации личности
Мотивы и побуждения, способствующие активации действий, формируются из потребностей людей. Стимулирующие качества личности бывают осознанными и неосознанными.
Они проявляются в виде:
Как проявляются и как распознать свойства личности
Личные качества индивидуума определяются путем анализа поведенческих факторов:
Обзор индивидуальных свойств людей помогает создать общую картину поведения в профессиональной и социальной сфере. Под понятием «личности» выступает человек с индивидуальными свойствами, обусловленными общественным окружением. К ним относятся личностные особенности: интеллект, эмоции и воля.
Группирование признаков, способствующих распознанию личности:
Личные и профессиональные качества человека проявляются при формировании мировоззрения и внутреннего восприятия. Индивидуум всегда задается философскими вопросами о жизни, своей значимости в общественности. Он имеет свои идеи, взгляды и жизненные позиции, влияющие на формирование личности.
Личностные особенности человека
«Кадровик. Кадровый менеджмент», 2008, N 1
Жизнь как бы проверяет на прочность каждого человека. Отмечаются глубокие противоречия интересов и устремлений различных социальных, профессиональных, этнических групп и слоев. Человек часто чувствует бессилие, неспособность контролировать события. Все это ставит человека перед необходимостью адаптироваться к новому окружающему миру. При этом происходят губительные метаморфозы его психологии, самосознания.
Основными психологическими проблемами взрослого человека в настоящее время являются:
— чувство бессилия, ощущение того, что его судьба вышла из-под контроля и находится под детерминирующим влиянием внешних сил;
— представление о бессмысленности существования, о невозможности получить путем осуществления каких-либо действий рационально ожидаемый результат;
— восприятие окружающей действительности как мира, в котором утрачены взаимные обязательства людей по соблюдению социальных предписаний, разрушена система ценностей, культуры;
— ощущение одиночества, исключенности человека из социальных связей;
— чувство утраты человеком своего «подлинного Я», разрушение самоаутентичности личности, т.е. самоотчуждение.
В этих условиях актуализируется проблема познания особенностей психологии современного человека. Чтобы почувствовать свою жизненную силу, человек должен принять ответственность за каждое свое действие, ощутив себя хозяином собственной жизни, т.е. выработать свою стратегию жизни. Основными показателями эффективности стратегии жизни человека являются его удовлетворенность жизнью и соответствующее психическое состояние, полагающее чувство самореализации (4).
Теоретическим основанием исследования является субъектно-деятельностный подход С.Л. Рубинштейна, основным методологическим принципом которого выступает признание активной роли человека в реализации им многообразных отношений с окружающим миром. С.Л. Рубинштейн характеризует сущность субъекта через активность, способность к развитию и интеграции, самодетерминации, саморегуляции, самодвижению и самосовершенствованию (6).
По мнению Абульхановой-Славской, активность субъекта проявляется в постоянном разрешении противоречия между той организацией, которую представляет личность, включая ее цели, мотивы, притязания, и внешними условиями и требованиями. Субъект активен не потому, что потребности движут его активность, а потому, что он разрешает противоречие между своими потребностями и возможностями, условиями их удовлетворения (1). Для построения адекватного и активного поведения в социуме необходимы: развитая способность самоконтроля, саморегуляции, т.е. умение управлять внутренними побуждениями.
Особенности объекта исследования
В процессе исследования мы намеренно разделили группы женщин на представителей частного бизнеса и представителей бюджетных организаций. Женщины этого возраста пережили резкие социально-экономические изменения в стране, и далеко не каждая смогла адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. В «зоне несвободы» оказались служащие, рабочие промышленных предприятий (кроме приватизированных), ученые, интеллигенция, те, кто образовал новый класс «бюджетников», и пенсионеры.
Что определяет успех: результаты тестирования
1. Интерпретация результатов самоактуализационного теста.
Вывод: у представителей частного бизнеса степень личностной зрелости выше, чем у других групп.
2. Интерпретация результатов опросника формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) (В.М. Русалова).
Наиболее важные индексы формально-динамических свойств человека:
Вывод: у представителей частного бизнеса психомоторная сфера развита лучше.
Вывод: у представителей частного бизнеса и подчиненных бюджетных организаций, данной выборки, интеллектуальная сфера развита лучше, чем у других групп.
Вывод: у представителей частного бизнеса коммуникативная сфера развита лучше, чем у других групп.
Вывод: представители частного бизнеса более эмоционально устойчивы, чем женщины других групп. Высокая эмоциональность у подчиненных бюджетных организаций.
Вывод: представители частного бизнеса демонстрируют более высокую общую активность, чем женщины других групп.
Вывод: у представителей частного бизнеса адаптивные способности выше.
3. Интерпретация и обработка результатов теста Т. Лири.
4. Интерпретация и обработка результатов опросника В.И. Моросановой «Индивидуальный стиль саморегуляции».
5. Корреляционный анализ, проведенный предложенным Спирменом способом, показал, что существует взаимосвязь между показателями самоактуализации и индивидуальными показателями.
Для женщин (руководители частного бизнеса) особенность самоактуализации связана: с высокой интеллектуальной активностью. Они уверены в себе при выполнении различных видов деятельности. Демонстрируют высокий уровень сформированности регуляторной гибкости и способны выделять значимые условия достижения целей. В межличностных отношениях проявляют независимость, низкую подозрительность и подчиняемость.
Особенность самоактуализации группы женщин (подчиненные частного бизнеса): женщины данной группы хорошо ориентируются во времени, что увеличивает способность выделять значимые условия достижения целей и управлять произвольной активностью, у них хорошо развита гибкость (саморегуляция). Большинство женщины принимают свою агрессивность, гнев и раздражение как естественное проявление человеческой природы. При увеличении агрессивности увеличивается коммуникативная активность, общая активность, общая адаптивность, значимо снижается эмоциональная чувствительность, но снижается и общий уровень саморегуляции. У женщин данной группы хорошо развита способность к быстрому установлению разносторонних контактов, что повышает общую активность и адаптивность. Повышение чувствительности к себе значимо снижает конформность, ответственность по отношению к людям.
Для группы женщин (руководители бюджетных организаций) характерно: ощущать свою жизнь во всей полноте способствует высокий уровень интеллектуальных возможностей, стремление к разнообразным способам физической деятельности, общая активность, адаптивность. Повышение ответственности за свою жизнь значимо снижает зависимость и альтруизм, повышается уверенность в себе в процессе взаимодействия с другими людьми. Позитивное представление о природе человека способствует подчиняемости склонности к сотрудничеству, но снижает самостоятельность. Синергичность значимо повышает интеллектуальную эмоциональность, но снижается гибкость мышления, общая активность и адаптивность. Способность к быстрому установлению глубоких и разносторонних контактов снижает авторитарность, зависимость, повышается общая эмоциональная устойчивость.
У женщин группы (домохозяйки): при повышении ответственности за свою жизнь повышается общая активность, адаптивность. Повышение чувствительности сопровождается значимым повышением ответственности по отношению к людям, увеличивается общая активность. Уважение к самому себе сопровождается повышением авторитарности, общей активности, адаптивности. Чем ниже интеллектуальные способности, тем выше самопринятие. Способность положительно принимать природу человека, понимать себя и других (у 100% женщин показатель в пределах нормы) и повышение контактности снижает психомоторную эргичность, повышается гибкость (саморегуляция). При повышении познавательных потребностей увеличивается ориентация на себя, склонность к соперничеству, упрямство, настойчивость, снижаются моделирование и оценка результатов в системе саморегуляции.
С целью обнаружения качеств личности, которые способствуют успешной самореализации, была проведена оценка различий по индивидуальным свойствам женщин с разным социальным статусом. Для этого был использован критерий Краскала-Уоллиса. Выявлены следующие особенности:
Что такое «личность»: понятие, 6 главных составляющих
Приветствую Вас, друзья!
В этой статье разберемся с понятием «личность»: что оно означает, из каких элементов состоит, чем отличается от схожих понятий «индивид» и «индивидуальность». Начнём.
Что такое личность?
Личность — это человек, обладающий уникальным набором характеристик, которые определяют его характер, поведение и особенности взаимодействия с окружающими людьми. В повседневном общении слово «личность» часто используют как синоним слова «человек» или «индивид», но значения этих терминов всё же отличается.
Помимо приведённого выше, существуют и другие определения термина «личность». В частности, он может использоваться для отражения социальной природы человека. То есть, когда человека называют личностью, то подразумевают, что он является частью определенного общества и раскрывается в социальном взаимодействии. Иногда словом «личность» подчеркивают моральную и нравственную зрелость человека, наличие у него ответственности и высокий уровень рассудительности.
Все люди со временем меняются, иногда довольно сильно. И если в ком-то перемены слишком заметны, про него иногда говорят: «Он стал совсем другой личностью!». Все понимают, что это тот же человек, но эти слова подразумевают, что в общении он стал совершенно другим, и старые знакомые его «не узнают».
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что понятие «личность» подразумевает совокупность психоэмоциональных свойств человека, сформировавшихся под влиянием его жизненного опыта и определяющих его характер, вкусы, отношения с окружающими, уровень личной и социальной ответственности, поведение в различных жизненных ситуациях и прочие особенности.
Таким образом, термин «личность» является достаточно многогранным, но при этом у него есть два основных значения:
Термин «личность» в русском языке образован от слова «личный» (то есть, принадлежащий определенному лицу). Иногда его также связывают со словом «личина» (раньше так называлась маска или часть шлема, закрывающая лицо). В английском и других европейских языках для обозначения данного понятия используется термин personality, происходящий от латинского слова persona (человек).
Отличия понятий «личность», «индивид» и «индивидуальность»
Эти три понятия довольно близки, и каждое из них может использоваться, чтобы подчеркнуть, что речь идёт о конкретном человеке. При этом все они несколько отличаются по смыслу. Рассмотрим каждое понятие подробнее.
По сути, каждый человек становится индивидом в момент рождения. Постепенно он растёт, у него формируется определенный характер, появляется индивидуальность. По мере накопления социального опыта формируются нормы морали и нравственности, вырабатываются принципы поведения. Именно эти качества и делают его личностью.
Структура личности
Личность представляет собой достаточно сложную систему, для структурирования которой психологи используют четыре уровня:
На каждом уровне можно найти уникальные особенности, характеризующие конкретную личность. Умение различать их и связанные с ними личностные качества – очень полезный навык, овладев которым, можно научиться лучше понимать близких и самого себя.
6 главных элементов личности
Личность – это уникальный набор индивидуальных особенностей. В неё входит широкий спектр характеристик, которые для удобства изучения разделяют на 6 основных категорий. Каждую из них мы рассмотрим подробно.
1. Способности
В эту группу входят все индивидуальные умения и навыки, помогающие личности решать различные задачи. Часть способностей дана человеку от рождения, но большинство из них формируется в течение жизни. Для простоты классификации способности дополнительно объединяют в группы:
Отдельные способности могут относиться к нескольким группам из этого списка. К примеру, способность забивать гвозди является сложной. При этом она общая, поскольку есть у всех взрослых людей, и практической, поскольку направлена на решение вполне конкретной задачи. Кроме того, она относится к предметно-деятельным способностям, поскольку в процессе забивания гвоздя приходится использовать молоток.
2. Воля
Воля как свойство личности подразумевает способность осознанно контролировать свои поступки, поведение, эмоции и желания. В качестве основных признаков воли выступают такие факторы как:
Воля – важнейший фактор, способствующий достижению целей, развитию и личностному росту человека. Именно благодаря воле мы можем эффективно справляться с жизненными трудностями.
3. Характер
Термином «характер» в психологии обозначают особенности взаимодействия индивида с близкими людьми и социумом. Характер представляет собой важную часть личности и формируется в процессе её созревания. Черты характера принято делить на 5 групп:
4. Темперамент
Темперамент – это набор динамических свойств психики, от которого зависит сила и скорость протекания психических процессов. В современной психологии используется классическая модель Гиппократа, включающая 4 типа темперамента:
Знание четырех типов темперамента по Гиппократу может быть очень полезным, поскольку оно позволяет лучше понимать близких и знать, чего от них можно ожидать.
5. Эмоции
Эмоции – это переживания, возникающие вследствие удовлетворения либо неудовлетворения наших потребностей. В психологии все доступные человеку эмоции принято делить на 4 группы:
Эмоции – важная составляющая личности. Эмоциональность человека сильно влияет на то, как мы его воспринимаем, заставляет нас сближаться с ним или держаться от него подальше.
6. Мотивация
Мотивация – это механизм, побуждающий нас к активным действиям. На неё влияют следующие факторы:
Мотивация является важнейшим фактором нашего развития, движущей силой, помогающей нам уверенно двигаться к достижению наших целей. У каждой личности есть собственный уникальный набор мотивирующих факторов. И любой человек, желающий добиться успеха во всех сферах жизни, должен уметь понимать, что мотивирует его и его близких.
Заключение
Личность – это зрелый человек, имеющий полностью сформировавшуюся систему ценностей и жизненных принципов. Уникальность личности проявляется на всех четырех её уровнях. Кроме того, у каждой личности есть свои индивидуальные способности, характер, темперамент, воля, эмоции и своя мотивация. Именно поэтому людям бывает тяжело понимать друг друга. Но разобравшись, как формируется и как проявляется личность, можно научиться гораздо лучше понимать как себя самого, так и своих близких.
Новое в блогах
192 качества личности
ПЕРЕЧЕНЬ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
Все свойства, присущие личности, ипроявляющиеся в той или иной мере на протяжении её жизни, являются связанными попарно, и имеют позитивную и негативную составляющую в их направленности. Направленность проявления, применительно к существованию личности, в данном случае, и называется качеством личности, как определенной тенденции в свойствах личностной структуры, явным образом не наблюдаемых, но отражающих протекающие в окружающем мире и организме человека процессы.
Качества личности можно расположить следующим образом, в соответствии с данными им здесь определениями. (Используемые термины для названия качеств, подобраны по степени наибольшего соответствия их толкования, существующего в обществе, данным им здесь определениям, в соответствии с которыми они и разделяются между собой).
Принадлежность качеств к тому или другому подплану не является произвольной, а отражает взаимосвязи, существующие между ними, что выражается и в данных им определениях.
Общее количество качеств, используемых для описания любой личности, равняется 192. Названия качеств (используемые термины) достаточно условны и служат некоторыми ярлыками для удобства изложения (каждому названию присвоено определение, которое и является «содержанием» конкретного качества, используемого в построении личностной структуры).
Внутренняя Сфера (качества, отражающие внутриличностные свойства)
Качества, отражающие позитивное проявление свойств личности в процессе её становления и развития
Качества, отражающие негативное проявление свойств личности в процессе её становления и развития
Межличностная Сфера (качества, отвечающие за «взаимный резонанс»)
Качества, отражающие позитивное проявление свойств личности в процессе её становления и развития
Качества, отражающие негативное проявление свойств личности в процессе её становления и развития
Внешняя Сфера (качества, отражающие свойства личности во взаимоотношениях с окружающим)
Качества, отражающие позитивное проявление свойств личности в процессе её становления и развития
Качества, отражающие негативное проявление свойств личности в процессе её становления и развития
Внутренняя Сфера (качества, отражающие внутриличностные свойства)
Качества, отражающие позитивное проявление свойств личности в процессе её становления и развития
Качества, отражающие негативное проявление свойств личности в процессе её становления и развития
Межличностная Сфера (качества, отвечающие за «взаимный резонанс»)
Качества, отражающие позитивное проявление свойств личности в процессе её становления и развития
Качества, отражающие негативное проявление свойств личности в процессе её становления и развития
Внешняя Сфера (качества, отражающие свойства личности во взаимоотношениях с окружающим)
Качества, отражающие позитивное проявление свойств личности в процессе её становления и развития
Качества, отражающие негативное проявление свойств личности в процессе её становления и развития
Внутренняя Сфера (качества, отражающие внутриличностные свойства)
Качества, отражающие позитивное проявление свойств личности в процессе её становления и развития
Качества, отражающие негативное проявление свойств личности в процессе её становления и развития
Межличностная Сфера (качества, отвечающие за «взаимный резонанс»)
Качества, отражающие позитивное проявление свойств личности в процессе её становления и развития
Качества, отражающие негативное проявление свойств личности в процессе её становления и развития
Внешняя Сфера (качества, отражающие свойства личности во взаимоотношениях с окружающим)
Качества, отражающие позитивное проявление свойств личности в процессе её становления и развития
Качества, отражающие негативное проявление свойств личности в процессе её становления и развития
Качества личности Физического плана
Внутренняя Сфера (качества, отражающие внутриличностные свойства)
Качества, отражающие позитивное проявление свойств личности в процессе её становления и развития
Качества, отражающие негативное проявление свойств личности в процессе её становления и развития
Межличностная Сфера (качества, отвечающие за «взаимный резонанс»)
Качества, отражающие позитивное проявление свойств личности в процессе её становления и развития
Качества, отражающие негативное проявление свойств личности в процессе её становления и развития
Внешняя Сфера (качества, отражающие свойства личности во взаимоотношениях с окружающим)
Качества, отражающие позитивное проявление свойств личности в процессе её становления и развития
Качества, отражающие негативное проявление свойств личности в процессе её становления и развития