Что такое лето господне
Дышу Православием
О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии
ПОПУЛЯРНОЕ
Наши друзья
Что такое Лето Господне?
Что такое Лето Господне?
Слова «лето Господне» взяты из Книги святого пророка Исайи, которую читал Иисус Христос в Назаретской синагоге.
Свидетельство об этом – в Евангелии от апостола Луки: «Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное».
Далее Спаситель говорит: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами».
В устах Спасителя эти слова обретают свой особенный смысл. Христос явил подлинность пророчества Исайи: Тот, о котором говорил пророк, пришел, чтобы провозгласить спасение для всего человечества. Время очищения, освобождения и прозрения. От духовного рабства, невежества, греха и смерти.
В Книге пророка Исайи выражение «лето Господне благоприятное», по мнению толкователей, указывает на так называемый юбилейный год, год, установленный Богом, который совершался через семь семилетий – каждый 50-ый год. Это был период отдыха от трудов, освобождения рабов, прощения долгов.
Указания на юбилей мы находим в ветхозаветной книге Левит: «Пятидесятый год да будет у вас юбилей… священным да будет он для вас» – сказал Бог.
Слово «лето» в переводе с церковнославянского имеет значения год и время. Под юбилейным «летом» понимается время действия особых, закрепленных законом льгот для всего израильского народа.
«Исполняйте постановления Мои, и храните законы Мои и исполняйте их, и будете жить спокойно на земле» – говорит Создатель о юбилейном годе.
Выражение «лето Господне» является синонимом года, который в Церкви начинается с осени, церковного новолетия, наступающего 1 сентября по старому стилю, 14 сентября по новому стилю.
Год называют летом благодати Господней, желая обозначить период времени, который благоприятно прошел или который предстоит прожить с упованием на Промысел Божий.
Лето Господне
Слова «лето Господне» взяты из Книги святого пророка Исайи, которую читал Иисус Христос в Назаретской синагоге.
Свидетельство об этом – в Евангелии от апостола Луки:
«Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное».
Далее Спаситель говорит: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами».
В устах Спасителя эти слова обретают свой особенный смысл. Христос явил подлинность пророчества Исайи: Тот, о котором говорил пророк, пришел, чтобы провозгласить спасение для всего человечества. Время очищения, освобождения и прозрения. От духовного рабства, невежества, греха и смерти.
В Книге пророка Исайи выражение «лето Господне благоприятное», по мнению толкователей, указывает на так называемый юбилейный год, год, установленный Богом, который совершался через семь семилетий – каждый 50-ый год. Это был период отдыха от трудов, освобождения рабов, прощения долгов.
Указания на юбилей мы находим в ветхозаветной книге Левит:
«Пятидесятый год да будет у вас юбилей… священным да будет он для вас» – сказал Бог.
Слово «лето» в переводе с церковнославянского имеет значения год и время. Под юбилейным «летом» понимается время действия особых, закрепленных законом льгот для всего израильского народа.
«Исполняйте постановления Мои, и храните законы Мои и исполняйте их, и будете жить спокойно на земле» – говорит Создатель о юбилейном годе.
Выражение «лето Господне» является синонимом года, который в Церкви начинается с осени, церковного новолетия, наступающего 1 сентября по старому стилю, 14 сентября по новому стилю.
Год называют летом благодати Господней, желая обозначить период времени, который благоприятно прошел или который предстоит прожить с упованием на Промысел Божий.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Лето Господне: «знамение оставления»
«И освятите лето, пятьдесятое лето, и разгласите оставление на земли всем живущим на ней: лето оставления знамение сие будет вам: и да отидетъ кийждо вас в притяжание свое, и кийждо во отечество свое отидете. Оставления знамение сие будет вам, лето пятьдесятое, лето будет вам: ни сеяти, ниже жати будете, еже само произникнет на ней, и да не объемлеши освященных (Богу) ея: яко оставления знамение есть, свято да будет вам: от нив ядите плоды ея» (Лев. 25:10-12)
«Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк.4:21)
Лето… Для нас, людей севера, лето – не просто время года, это «маленькая жизнь», самая значимая часть года, с которым люди связывают надежды на отдых, на радость от расцветшей природы, надежды на избавления от холодов и ненастий. Даже дождь летний – тёплый, даже прохлада лета – долгожданная.
Случайно ли древнерусским словом «лето», обозначавшим «год» стали мы называть лишь три кратких месяца, полных света, зелени, теплого ветра?
Фото: Лев Белых /Metodist, photosight.ru
… Когда Спаситель мира начал Свою первую проповедь, Он открыл книгу пророка Исайи. Все присутствующие в Назаретской синагоге смотрели на Него в ожидании – и Он прочел те строки, которые были ответом на напряжённую надежду Его современников:
«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное». (Лк.4:18-19).
В переводе епископа Кассиана — «возвестить лето милости Господней».
Иисус Христос читает отрывок из Исайи не до конца – Он не произносит слов о «дне мщения Бога нашего».
…Отпустити сокрушенныя во отраду… проповедати лето Господне приятно…
Лето Господне приятное проповедовать Он пришел, а воздаяние, предназначенное для грешников, Он возьмет на Себя. Он падает, чтобы братия Его, которых Он не стыдится, встали рядом с Ним перед Богом Его… «Бог упал, а человек восстал!» — писал в изумлении Климент Александрийский.
Лето Господне приятное проповедовать Он пришел — проповедовать, что здесь, среди нас присутствует уже Царство Божие, таинственно сокрытое. Сокрытое во Христе, Сыне Божием. И все образы, которые были в Завете Ветхом – в «законе, пророках и псалмах» (Лк. 24:44) – все говорят о Нём, Сыне Бога Живого.
Был в древнем Израиле такой обычай, установленный Моисеем по указанию Бога. Каждый седьмой год был «субботним годом», когда не засевали поля и не обрезывали виноградники, а пятидесятый год был «субботой суббот»: юбилейный год, «лето Господне».
«И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет; и воструби трубою в седьмой месяц, в десятый [день] месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей; и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя.
Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных лоз ее, ибо это юбилей: священным да будет он для вас; с поля ешьте произведения ее. В юбилейный год возвратитесь каждый во владение свое.
Если будешь продавать что ближнему твоему, или будешь покупать что у ближнего твоего, не обижайте друг друга; по расчислению лет после юбилея ты должен покупать у ближнего твоего, и по расчислению лет дохода он должен продавать тебе; если много остается лет, умножь цену; а если мало лет остается, уменьши цену, ибо известное число лет жатв он продает тебе. Не обижайте один другого; бойся Бога твоего, ибо Я Господь, Бог ваш» (Лев. 25:8-14).
Какой прекрасный образ – закончилось время трудов, и Бог Сам питает нас, примирившихся со своими братьями!
«Если скажете: что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать произведений наших? Я пошлю благословение Мое на вас» (Лев. 25:20-21).
Именно этот образ, знакомый всем современникам Иисуса Христа, использует Спаситель для того, чтобы показать близость, невыразимую близость Царства Божия. Он учит молиться учеников, и перед ними встают явные аналогии с летом Господним, юбилейным годом. Пятидесятое лето – всего лишь прообраз, довольно редко случавшийся среди повседневной, нелегкой жизни Израиля.
Но Христос, Которого фарисеи упрекают в том, что Он слишком молод, чтобы учить, так как Он еще не встретил Свой юбилейный год – Ему нет пятидесяти лет (Ин. 8:57), — приносит с Собой истинное лето Господне, явление Царства. И о нём, об этом Царстве, мы молимся, как Он научил учеников Своих:
Отче наш, Сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого (Лк. 11: 2-4).
Это и молитва скитальцев в пустыне, не полагающихся на дело рук своих, на свой плуг и свою жатву – нищий Израиль жил в Исходе одним непрестающим летом Господним, и это богатство нищеты было предъизображением полноты Царства. Какие дела может сотворить человек в пустыне, чтобы прокормить себя? Только Бог посылает манну и воду из скалы, только Он делает горькую воду – водою сладкой.
Пятидесятый год, описанный в книге Левит, непонятном, на взгляд современных читателей, сборнике ритуальных предписаний, обращён в будущее, к тому единственному Дню Господню, когда явится Царство Божие.
«Евангелие, которое возвещает освобождение пленным, возвращает зрение слепым, дает свободу измученным и провозглашает «лето Господне благоприятное», то есть «юбилейный год», когда освобождались все рабы и прощались все долги. Тогда, к удивлению всех присутствовавших, Иисус истолковал слово пророка так: «ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». Или, если перевести буквально, «ныне в ваших ушах исполнилось это Писание».
То есть через слушание присутствующих здесь и сейчас исполняется обетование всеобщего освобождения: пленных, слепых, измученных, глухих, всех! Смысл таков: где с верой принимается спасительное Слово Жизни в Благой Вести Иисуса Христа, там начинается эсхатологическое спасение, исцеление, многостороннее освобождение человека и общества.
Евангелист Лука и в своем Евангелии и в Книге Деяний святых Апостолов придает очень большое значение этой всегда современной, справедливой и сегодня действенности Слова Божия. Спасение у него всегда в самом общем виде характеризуется как освобождение. Свидетели Слова Господа, а главное, – Его исцеляющих деяний – знают, что вместе с пришествием Иисуса и вместе с той властью, которая Ему дана, Бог открыл в мире новую эпоху, новый век, новую Жизнь, обещанное мессианское время спасения» (архимандрит Ианнуарий (Ивлиев).
Ученики просили Иисуса Христа научить их молиться – и Он подарил им молитву – просить грядущего Царства, которое уже посреди них. Радостью нового творения, новой жизнью исполнена Молитва Господня, молитва о Лете Господнем.
«Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк.4:21)
Лето Господне благоприятное
Слово в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, в день церковного новолетия
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер )
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
День 14 сентября по новому стилю, или 1 сентября по старому стилю, мы по церковной традиции обозначаем как Новолетие, проводы старого и начало нового года.
Эта дата пришла на Русь из Византии, в которой каждые 15 лет 1 сентября, по окончании уборки урожая, собирали налог, чтобы обеспечить государственное пособие отставным военным, служившим в армии по 15 лет. На Руси Новолетие стало церковно-государственным праздником с 1492 года. И несмотря на то, что Петр I в 1700 году перенес гражданское празднование Нового года на 1 января, в церковном календаре Новолетие свою привязку к 1 сентября сохранило. Однако это празднование в настоящее время уже не имеет никакой связи ни с армией, ни с государственным налогом.
Смысл богослужения в Новолетие связан с проповедью Иисуса Христа в Назаретской синагоге, когда Спаситель сказал, что Он пришел «проповедывать лето Господне благоприятное» (см.: Лк. 4: 16–22).
Выражение «лето Господне благоприятное» в ушах древних иудеев воспринималось как ссылка на «субботний год» или на год «Юбилейный», когда рабам-евреям даровалась свобода и можно было за выкуп вернуть землю разорившихся собратьев (см.: Исх. 21: 2; Втор. 15: 12–18; Лев. 25). Для пророков Юбилейный год – год прощения и освобождения от рабства (см.: Иез. 46: 17; Иер. 34: 8).
Раб для древних людей – это бесправное существо, собственность господина своего. Раба можно было купить и продать за деньги (см.: Исх. 21: 32). И хотя у евреев законы о рабах были мягче, чем у язычников, однако и евреи-рабы зависели от произвола своих хозяев-соплеменников. По Псалтири, раб или рабыня «следили» за рукой господина или госпожи, ожидая милости (см.: Пс. 122: 2). Работая под палящим солнцем, раб, по книге Иова, «жаждал тени, как наемник ждет окончания своей работы» (Иов 7: 2). Даже и в наши дни выражение «рабский труд» носит оттенок изматывающей работы без отдыха при тяжелых условиях. А по современному Уголовному Кодексу, рабство – это принудительный труд, от выполнения которого человек по не зависящим от него причинам не может отказаться (ст. 127 УК РФ).
И поэтому фразы «избавить от тяжкого труда», «развязать узы ярма», «отпустить угнетенных на свободу» (Ис. 58: 6) со времен пророков и до сих пор являются символами благой вести о свободе.
Слова из книги Исаии «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать» (Ис. 61: 1) уже в древности понимались как обетование о пророке, который освободит народ Божий от угнетения. Мессианское толкование этих слов отражено в рукописях Мертвого моря (4Q521, 11Q13). Однако если сектанты из Кумрана применяли данные слова к пророкам своей общины или к абстрактному «Юбилейному году», то Христос относит пророчество Исаии к Себе и даже подчеркивает: «ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 4: 21).
Евангелист Лука, который в подробностях описывает проповедь Спасителя в Назаретской синагоге, показывает неразрывную связь между пророческим помазанием Мессии Духом Господним, Его выходом на общественную проповедь и наступлением «лета Господня».
По мнению многих толкователей, для апостола Луки проповедь в Назаретской синагоге является программной речью перед началом служения Спасителя. В центре этой программной речи – суть служения Господа, переданная через слова пророка Исаии. Иисус Христос вошел в синагогу, раскрыл книгу и прочитал следующие слова: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4: 18–19).
Жители Назарета услаждались этими словами, поскольку, будучи внешне свободными, они ощущали внутреннюю неустроенность и, как следствие, – угнетенность. Именно поэтому они быстро отозвались на цитируемые из Исаии слова об освобождении пленных и измученных, о прозрении слепых. И, следовательно, уже для первых слушателей Иисуса Христа в данных словах угадывались метафоры: нищие – это не только страждущий Израиль, но и те бедняки, которых отвергают начальники и общество (см.: Лк. 14: 13); слепые – это не только больные глазами, но и те, кто не видит своего спасения (см.: Лк. 1: 78–79; 2: 29–32; 3: 6); плененные – это не только проданные в рабство за долги (см.: Лк. 11: 4), но и те, кто находится во власти сатаны (см.: Лк. 13: 10–17; Деян. 10: 38).
Именно к таким – нищим духом, плачущим, измучанным от повседневного тяжелого труда и не могущим избавиться от власти собственных страстей, – пришел с благой вестью Иисус Христос. Даже те жители Назарета, которые не видели Его чудес и знали Иисуса с детства только как сына плотника, засвидетельствовали, что из уст Его исходят слова благодати (см.: Лк. 4: 22).
Этим начинается и завершается Евангелие от Луки. Последние стихи свидетельства Луки говорят, что «так надлежало… проповедану быть во имя Христа… прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» (Лк. 24: 46–48).
Те внешние обстоятельства и состояния души, которые были у первых слушателей Христа в Назарете, испытывают и многие наши современники. При мнимой внешней свободе многие испытывают материальные лишения, сталкиваются со своим и чужим горем, вынуждены рабски вкалывать ради удовлетворения прихотей и тщеславных устремлений своих начальников. Многих угнетают их собственные греховные привычки, и они не видят «свет в конце туннеля» от тяжести внешних обстоятельств. За всех них, вернее – за нас, Христос пролил Свою Кровь, чтобы мы могли освободиться от власти диавола и уз греха и через внутреннюю свободу увидеть «лето Господне благоприятное».
Христиане в наше время не являются очевидцами событий из жизни Христа на земле, но мы являемся свидетелями силы Христовой в нашей жизни. «Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его» (1 Ин. 5: 9–12).
Свидетельствовать о силе благодати, исходящей из уст Иисусовых, – это право и призвание каждого христианина. В ветхозаветные времена свидетельствовать о Боге было обязанностью Израиля: «…вы – свидетели Мои, говорит Господь, что Я – Бог…» (Ис. 43: 12). Рассказывая о Боге в наши дни, мы уделяем особое внимание Господу Иисусу как Спасителю. Господь Сам подталкивает нас свидетельствовать о Нем. В Евангелиях часто можно встретить такие фразы: «…вы же свидетели сему» (Лк. 24: 48), «вы будете свидетельствовать…» (Ин. 15: 27), «…и будете Мне свидетелями…» (Деян. 1: 8).
Дерзновение рассказывать о Христе не только освобождает человека от комплекса малознания, но и делает его сильным. «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли», – заповедовал Христос Своим ученикам (Деян. 1: 8). И эти ученики не только «с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа», но и «великая благодать была на всех их» (Деян. 4: 33). Это означает, что нам не надо стесняться рассказывать о своей вере. Священное Писание укрепляет малодушных в том, что в момент расспроса «не вы будете говорить, но Дух Отца» Небесного (Мф. 10: 20).
Если мы, дорогие братья и сестры, хотим послужить Богу и приобрести ту благодать и силу, которую Он обещал апостолам, нам не нужно стесняться говорить другим о Христе. Служение апостола Павла состояло главным образом в том, чтобы распространять благую весть о Христе, свидетельствовать о Нем (см.: Деян. 22: 15–16; 26: 16, 22). Засвидетельствуйте людям своей жизнью и словом, что приблизилось Царство Небесное, что Христос пришел в мир, чтобы «благовествовать нищим», «исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4: 18–19), и благодать Божия да будет с вами!
Благоприятное лето Господне
Первое сентября – это древний Новый церковный год. При вступлении в Новый год, каждый из нас – или бывает проникнут различными благожеланиями себе и другим, – или строит разные планы, как бы получше создать себе счастие в наступающем году, – или же просто, часто безнадежно, задается вопросами, когда и где наступит счастливое, благоприятное время?!
На все эти желания, предположения и вопросы ответ заключается в следующих словах Господа: Дух Господень на Мне: Его же ради помаза Мя благовестити нищим, посла Мя исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение, и слепым прозрение, отпустити сокрушенныя в отраду (или – измученных на свободу): Проповедати лето Господне приятно ( Лк.4:18–19 ).
Слова эти в первый раз сказаны были пророком Исаиею о грядущем Мессии ( Ис.61:1–2 ); потом они повторены и приложены к Себе уже пришедшим Мессией ( Лк.4:21 ); и доселе проповедуются в назидание наше.
Помазанник и Посланник Божий, Господь Иисус Христос, явился для того, чтобы проповедать лето Господне приятно: это было дело, которое Отец поручил Сыну. Исходным началом сего дела было благовествование нищим. Евангелие есть спасение Божие для человека, – восполнение духовной скудости человека – в естественном его положении; и Небесный Вестник, принесший истину Евангелия, сделался Посредником обогащения бедного человечества и Споручником явления приятного лета. Вот почему и вот для чего Господь Иисус Христос проповедал Евангелие и притом нищим! Пусть человечество нашего времени превозносится своими совершенствами и успехами в области наук и искусств, пусть законодатели хвалятся законами, усовершенствованными для блага народов, пусть промышленники гордятся изобретениями, весь мир – своими сокровищами; а все-таки все неминуемо должны признать, что в человечестве, при всех его совершенствах в области наук и искусств, есть нравственный недостаток, – такая бедность, которой не могут восполнить сокровища мира, ни открытия наук, ни памятники искусства, ни искусство политики. Эта такая нищета, которую тем менее могут прикрыть пресловутая, поверхностная цивилизация, произведения непостоянной моды, или блеск современной роскоши, нищета, которая при всем этом – становится более очевидною и слышнее взывает о помощи. Истина сия доказана историй целого человечества. Если же человечество сознает, что такой недостаток есть и тяготит его, то оно чувствует свою нищету: и насколько оно сознает нищету свою, настолько ему может прийти помощь свыше. Человек же, в частности, настолько беден, насколько ему не достает душевного спокойствия; и настолько не достает ему душевного спокойствия, насколько не достает ему веры; и настолько не достает ему веры, насколько он еще не соделался собственностью Того, Который пришел освятить грешников.
По смыслу взятого текста, приятное лето Господне туда приходит и там действует, где сокрушенные исцеляются, плененные освобождаются, слепые прозирают, измученные воззываются к здоровой жизни. Так Господь определяет признаки благоприятного лета. Благоприятное лето Господне приходит туда и бывает там, где сокрушенные сердцем исцеляются. Сокрушение сердца – это такое состояние, в котором человек, с одной стороны, сильно отвращаясь от безмерного множества грехов своих, а с другой, – удивляясь бесконечному долготерпению Вечной Правды, сознает себя уничиженным, отягощенным, сокрушенным – разбитым. Тяжелое положение, когда человек, в этом случае, предоставленный самому себе, без веры в Провидение Божие, бывает не в состоянии сам собою найти выход из своего томительного, безотрадного состояния! В таком случае, естественный человек способен бывает дойти или до отчаяния, или до равнодушия ко всему, – равнодушие, которое скоро переходит к необузданный разгул страстей и пороков, как это мы и видим в языческом, дохристианском мире, – не мало встречаем таких личностей и между собою. Но коль скоро свет Божьей благодати свыше проникает в омраченное страстями сердце, и человек, пред величием Святейшего Законодателя, увидит свои истинные качества, естественное свое немощное положение, свою глубокую греховность, вообще – все свое прошедшее, подлежащее ответственности пред судом Божественной Правды, то в нем возбуждается жажда исцеления, примирения, успокоения и, при сознании собственного бессилия, обращения к посторонней, высшей помощи, указываемой верою в Божественного Примирителя. Эта жажда посторонней помощи приводит Помощника и Примирителя, Который всегда стоит при дверях нашего сердца, ждет когда человек отворит их, и, если отворит, входит и перевязывает раны, из которых умалилась и иссякла жизнь, возливает на них вино и елей милосердия своего. Так сердечное сокрушение и исцеление – примирение, при свете веры в Божественного Примирителя, идут на встречу друг другу, взаимно встречаются на одном и том же пути, и когда соединяются, то начинает блистать утренняя заря благоприятного лета Господня. Для сокрушенных сердцем в соединении с Господом наступает время примирения, успокоения; и если кто пользуется этим временем, для того наступает благоприятное лето Господне.
Благоприятное лето Господне приходит тогда, когда плененные делаются свободными. Всяк творяй грех раб есть греха. Но аще Сын высвободит, воистину свободны будете ( Ин.8:34, 36 ). Это-то положение и эту свободу разумел Господь, когда говорил, что Он помазан Духом Святым для того, чтобы проповедать плененным отпущение. Если сердечное сокрушение, при свете Евангелия, ведет за собою исцеление – успокоение; то пленение грехом переменяется на свободу. Человек должен возненавидеть грех, когда сознает, что он подвергнул его рабству, запутал в противоречиях, причинил ему печаль. Если же он возненавидит грех, то должен свергнуть с себя иго греха. Само собою разумеется, что это бывает не без внутренней борьбы, – той борьбы плотского человека с духовным, которую видел в себе и ясно выразил св. Апостол Павел, когда сказал: «не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Добра, которого хочу, не делаю, а зло, которого не хочу, делаю. ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего, и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим.7:15,19,22,23,24 ). Из этих слов Апостола видно – и то, как широко простирается пленение грехом, – как велико число плененных, и – то, что человек своими силами не может избавиться от оков греха. Это избавление – в Господе нашем Иисусе Христе, как ответил сам Апостол на свой вышепредложенный вопрос ( Рим.8 ) Когда же идет речь о ненависти к греху, то она должна быть искренним отвращением, проникающим всего человека и вполне овладевающим им; и насколько человек сознает эту свободу от греха и виновности, настолько он возвышается над чувственностью. Тогда для такого человека, потому что он становится новым человеком, открывается новое время, новый путь, новое небо, новая земля, новое благоприятное лето Господне.
Благоприятное лето Господне является там, где слепые прозирают. Творец создал человека не слепым, но он сам сделался слепым – через грех. Следовательно речь здесь идет о слепоте духовно-нравственной. Хотя бы человек обладал самыми ясными очами для видимого, самым острым взором для земного, самым тонким проницательным умом для мирских дел – это, однако не значит, чтобы он, без просвещения верою, имел возможность своими умственными взорами возвышаться до небесного. И в языческом мире были великие умы, талантливые полководцы, политики, законодатели, однако же их духовный взор, за неимением для себя Всепросвещающего Божественного Руководителя, не мог возвыситься до созерцания таинственного, духовного. Только тот из ослепленных грехом, кто имеет возможность принять света свыше на столько, чтобы заметить свое нравственное безобразие, исполнится отвращением к нему и от святого содрогания перейти к спасительному сердечному сокрушению, возбуждающему жажду сторонней помощи и дающему возможность прийти Спасителю и сделать спасение, – тот только опять получает свое потерянное зрение, или видение не столько того, что находится на земле, сколько того, что находится в вышних. Такой созерцатель, обладающий чистым духовным оком, при свете веры, видит Бога в Том, Которого Он послал, – в Иисусе Христе, видит Отца в Сыне, видит Бога истинного, Которого Единородный Сын, сый в лоне Отчи, той исповеда ( Ин.1:18 ). И как Бог действует повсюду, то и духовный созерцатель видит Его везде: в природе, как и в Библии, – в великой истории человечества, как и в малейших действиях своей обыденной жизни. Такой только созерцатель, везде видящий, познающий и разумевающий Бога, бывает к состоянии полнее определить свои духовные расположения, достоинства нравов, домашнюю жизнь и вообще деятельность своего звания, проникнуться Божественною любовию и желанием, чтобы во всем был Божественный порядок. И как бы счастлив был мир, если бы все представители семейств, воспитатели юношества, блюстители порядков, законодатели и распорядители народов – все были, как созерцатели Бога, как люди, для которых хождение пред Богом было бы настолько необходимо, как свет для глаз, как воздух для дыхания! Как счастлив был бы мир, если бы человек отказался от всех своих эгоистических мечтаний, плотских похотствований, произвольных пожеланий, легкомыслия и недобросовестности! Сколько бы тогда вопросов решилось само собою, над решением которых так усиленно и разноречиво трудятся сыны века сего! Потому, что тогда бы Дух Божий вселился во всех, – дал бы всему правильный вид. И какое благоприятное лето Господне явилось бы тогда между нами!
Благоприятное лето Господне приходит, наконец, тогда, когда истощенные бывают воззваны к жизни и деятельности, или измученным дается отрада. Истощенный, или измученный – тот, кто так тяжело поражен и обессилен, что не может двинуться и сам себе помочь. Таково состояние многих, которых путь пролегает чрез пустыню греха. Находящийся в нравственном истощении, человек, сам по себе, неспособен бывает ни к какой великой мысли, не расположен ни к какому нравственному предприятию, не проникнут никакими возвышенными стремлениями. Но для человека, как существа, призванного к нравственной жизни и деятельности, такое состояние ненормально, несообразно с природою его, вообще, по телу и по душе, и несогласно, в частности, с званием христианина, признанного делать Божии дела. Человек только тогда бывает счастлив, когда он деятелен; и истинное счастие произрастает из корня мудрой и благочестивой деятельности, которая полезна миру и угодна Богу. И действительно, тот перестает пребывать в положении нравственного истощения, кто при помощи Божией, сознает свой путь, по которому он блуждал, с особенною заботливостью станет сетовать о прошедшем, этим сетованием возбудится преобразовать свою жизнь, искать успокоения, освобождения и просвещения своей измученной, плененной и ослепленной души у Того, Кто один есть Податель помощи. И стоит только один раз живо восчувствовать это успокоение, освобождение и просвещение, стоит только один раз проникнуться духом веры, один раз воспользоваться прежде неощущаемою силою, которую Дух Божий изливает на возрожденного человека, один раз испытать, что может сделать опять – исправленное сердце человека: и человек не захочет уже возвратиться в свое прежнее бедственное состояние. Тогда наступает для него благоприятное лето Господне.
В человеческой жизни все силы тела и души пребывают в своем надлежащем движении, которое возбудил Дух Божий. В домашней жизни, отец и мать, братья и сестры, чада и служители не знают никакого другого спасения, как чрез кровь Христа, никакого другого просвещения, как из учения Иисуса Христа. В народной жизни, трон и хижина, церковь и школа, аудитория и мастерская, все роды занятий, званий соревнуют друг другу в том, чтобы там, где Бог изрек, никто неправо не мыслил, и куда Божественная воля зовет, никто бы не оставался позади, и что Божественное определение указало, никто бы не противился сему. При таком единодушии, без сомнения, произойдет гармония и порядок в общественной и частной жизни, потому что все руководимые одним духом, проникнуты будут одними стремлениями –принять участие в решении общечеловеческой задачи. И если во всем человечестве потечет такая Богоугодная жизнь, то для него настанет благоприятное лето Господне.
Так, при вступлении в новый год, лучшего, более высшего, более прекрасного ничего нельзя пожелать, как только того, чтобы настоящий новый год привел нас в благоприятное лето Господне, с которым приходит истинное счастие для человека. Но это счастие никому не дается, как какой-нибудь случайный жребий. Если оно должно прийти, то и мы должны содействовать его пришествию, т.е. воспользоваться тем пособием, которое Отец дал в Сыне и не перестает давать. Для этого будем просить и умолять Господа, дабы Он наши жестоковыйные сердца сделал сокрушенными, а сокрушенных сердцем исцелил – успокоил, плененных освободил, ослепленных просветил, измученных и истощенных подкрепил, дабы таким образом наступил для нас год помилования, благословения, мира, к который бы все противоположные партии составили одно стадо, над которым бы был Един Пастырь – Господь.