Что такое лествица в православии
Советы из «Лествицы» современным христианам
В четвертое воскресенье Великого поста Церковь Христова празднует память преподобного Иоанна Лествичника, автора известной во всем христианском мире книги «Лествица». Мнение Церкви об этом сочинении необыкновенно высоко. «Лествица» по своему духу и высоте слова приближается к Священному Писанию, эта книга – шедевр святоотеческой мысли и духовного опыта. По древнему уставу она прочитывается полностью во время великопостного богослужения. «Лествица» – учебник монашеской жизни. Монашество всегда было и останется «светом для мирян», уделом самых ревностных последователей Христа Спасителя.
Духовный подвиг, правильный и законный, просвещает Светом Христовым разум и сердце человека. Вот почему среди иноков так много знатоков Священного Писания и подлинных духовных писателей. Благодать Божия раскрывает монахам-подвижникам тайны духовной жизни. Этими душеспасительными знаниями угодники Божии с истинно христианской любовью делятся со всеми, желающими милости Божией и спасения души…
А как же миряне? Возможно ли им, «имеющим жен и детей», приближаться к пламенному огню – источнику духовной мудрости? Можем ли мы оторваться от повседневной суеты, многозаботливости и трудностей семейной жизни, чтобы прикоснуться к монашескому опыту и прославить память преп. Иоанна Лествичника? Или нам достаточно только Великим постом в день памяти великого подвижника прослушать краткую проповедь о его жизни? А, может быть, опасно нам, мирянам, увлекаться «высотами духовной жизни», от которых бывает один шаг до прелести и пагубного самопревозношения.
Наши благочестивые предки любили перечитывать «Лествицу», особенно во время Великого поста. Как и Священное Писание, «Лествица» каждый раз прочитывается и понимается по-новому, как будто духовный мир становится нам ближе. Стремление изучать опыт и традиции Православной Церкви, раскрытие для человека смысла святоотеческих изречений, понимание ранее непонятого – все это добрые признаки того, что мы идем в нужном направлении, а наша духовная жизнь строится по правильным законам.
Не будем унывать, если при чтении «Лествицы» возникают трудности в понимании ее в целом или отдельных стихов. Господь открывается не пытливому уму и высокому интеллекту, а кроткому и смиренному сердцу. Это важнейшее правило аскетики и христианского богословия.
Господь открывается не пытливому уму и высокому интеллекту, а кроткому и смиренному сердцу
Автором «Лествицы» является преп. Иоанн, игумен горы Синайской, именуемый Церковью Лествичником. Он подвизался в монашестве около 60-ти лет; получив от Бога многие благодатные дарования, преп. Иоанн к концу своей земной жизни стал мудрым наставником Восточного монашества.
Как известно, в монахи идут не для того, чтобы писать книги, а ради покаяния и борьбы со страстями. И лишь долг любви побудил преп. Иоанна Лествичника оставить свое безмолвие, молитвенные подвиги, благодатные созерцания и взять перо, чтобы передать братии тот бесценный опыт, который он стяжал в течение десятилетий строгой монашеской жизни.
Давайте откроем «Лествицу» в самом начале и внимательно прочитаем стихи 25 и 26 из первой ступени, посвященной теме отречения от мира. Отрекаться мира учат и другие святые отцы, например, авва Дорофей и преп. Исаак Сирин свои сочинения начинают с этой же темы.
Отречение от мира – это не только уход за монастырские стены и принятие иноческих обетов. Мир – это понятие собирательное. Мир, который отпал от Бога, – это совокупность всех страстей, он «лежит во зле» (1 Ин. 5, 19), в жизни грехолюбивого мира царствуют «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2, 16). Именно от такого мира призывает нас отречься преп. Иоанн Лествичник.
Итак, в 25-м стихе первой ступени «Лествица» призывает всякого христианина решить важную духовную проблему – избрать путь спасения в соответствии с настроениями его души. Для этого, по мысли преп. Иоанна Лествичника, нужно приложить «старание, совет духовного отца и собственное рассуждение». От этих трудов христианину со временем откроется воля Божия, указывающая соответствующее «место и образ жизни», а также «пути и обучения» искусству спасения. Узнать волю Божию о себе – важнейшая задача, к решению которой призывается всякий спасающийся. Встать на путь жизни, указанный Богом, – залог успешных духовных трудов и внутренней уверенности в правильности совершаемых подвигов. Христианские подвижники всегда стремились свои возвышенные душеспасительные желания, саму ревность о богоугождении согласовать с волей Божией. Все святые отцы считали самоволие причиной падений и искушений.
При этом важно помнить о свободе человека как великом даре Божием. Избрание пути спасения должно совершиться абсолютно свободно, без всякого насилия и принуждения. Сама воля Божия не препятствует человеку сделать свой личный выбор, лишь бы он соответствовал Евангельскому духу. Господь благословляет все доброе и чистое.
В наше время христианину нужно определиться, в каком звании он будет спасаться. Святая Церковь среди множества жизненных путей, главным образом выделяет два – монашество и брак. Тысячелетний опыт Церкви свидетельствует, что пребывание христианина в одном из названных состояний создает наиболее благоприятные условия для духовного совершенствования. Не вдаваясь в глубокую дискуссию о преимуществах каждого из путей, выделим общее и главное: и монашество, и брак научают жертвенной любви и трудам самоотвержения. Именно эти качества нашего сердца больше всего соответствуют духу Евангелия. Другое дело, что сами пути различаются и приносят на одной и той же доброй почве разные плоды. Но оба пути благословлены Богом и в жизни Церкви выделяются среди прочих как благодатные и богоугодные. Большинство спасенных вошли в Царствие Небесное после понесенных монашеских подвигов или трудов в христианской семье.
И монашество, и брак научают жертвенной любви и трудам самоотвержения
Трудно в наше время жить в одиночестве. Множество соблазнов, немощь плоти, искушения со стороны падших духов – все это напоминает об известном изречении – «один в поле не воин». Условия спасения – вопрос, требующий обязательного и мудрого решения. В каком-то смысле это вопрос жизни и смерти. Многие члены Церкви свидетельствуют, что принятие монашества или создание семьи подобны укрытию за крепкие и высокие стены, где вражеские искушения не имеют прежней опасности. Нужно только не сходить с избранного пути, а сам путь известен, ибо освещен многовековым опытом и церковной традицией. До тех пор, пока решение не принято, в душе постоянное смятение, внутренняя тревога, неуверенность в будущем и самом себе.
Решить подобную проблему и предлагает богомудрая «Лествица», призывая христианина приложить личное «старание, помощь духовного отца и собственное рассуждение». Эти советы исполнили тысячи христианских подвижников, угодившие Богу в этой жизни и наследовавшие Царство Небесное.
Среди множества духовных наставлений преп. Иоанна Лествичника выделим одно, на наш взгляд, очень важное. Обобщая опыт древних святых отцов, преп. Иоанн Лествичник призывает всякого спасающегося «идти царским путем». Другими словами этот путь называется «средним», и, согласно «Лествице», он «многим приличен». Применительно к монашеству речь идет о «терпеливом пребывании в общежитии». Сама «Лествица» написана преимущественно для общежительных монастырей и призывает главным образом упражняться в добродетели послушания. В связи с этим и миряне могут черпать из этой книги множество душеспасительных наставлений. Послушание, в отличие от девства или нестяжания, добродетель «универсальная» и общедоступная. Другое дело, что в каждой добродетели есть свои высоты, и миряне должны скромно занять приличествующее им место. С послушанием всегда были проблемы во всех монастырях, а о живущих в миру и говорить нечего. Зная подобную ситуацию, нельзя бездействовать, а тем более унывать. Нужно жить сегодняшним днем и делать то, что в наших силах.
Как найти этот «царский», средний путь? Каковы его признаки? Какие добрые плоды этого пути и какие искушения ждут подвижника на «царском пути» спасения? Подобные вопросы интересуют многих из нас. Ответы на них отчасти содержатся в 25-м стихе «Лествицы», где говорится о личном «старании, помощи духовного отца и собственном рассуждении». Все это поможет в выборе «золотой середины».
Кроме этого, добавим важный признак, на который можно ориентироваться в выборе пути. Речь идет об избежании крайностей и всевозможных «перегибов». Где все ровно – там и «царский путь». Ровность не означает застой и бездействие. Представим человека, который ровно поднимается в гору. Дыхание у него при этом спокойное, шаги твердые, а тело в напряжении.
В спорте есть понятие «устойчивого состояния». Его употребляют главным образом в тех видах спорта, где требуется проявление выносливости, например, в марафонском беге или лыжных гонках на десятки километров. Достигнуть финиша, а тем более победить можно только тому, кто задал себе правильный темп нагрузки и рассчитал свои силы. В духовной жизни работают похожие законы. Христиане подобны тем, кто поднимается на вершину горы, проплывает многие километры, идет или бежит по дороге в течение долгих часов.
Наш путь ко спасению труден. Идя по нему, мы должны пребывать «в устойчивом состоянии», совершенствуя свою «духовную выносливость». Иными словами, христианские труды должны соответствовать нашим силам. Правильные труды – те, которые держат подвижника «в духовном тонусе», доставляют радость и чувство удовлетворения, помогают одолеть бездействие, праздность, приводящие к унынию.
Перед нами стоит важная задача – избегать крайностей, т.е. чрезмерных трудов и пагубной лености. «Духовная выносливость», или добродетель терпения, крайне необходима всякому христианину. Недаром эта добродетель у святых отцов именуется «домом нашей души», а в Евангелии сказано, что только «претерпевший до конца спасется» (Мф. 24, 13).
Все вышесказанное раскрывает признаки «царского пути» спасения, о котором сказано в «Лествице». Повторим, что «каждому должно рассматривать, какой путь соответствует его качествам».
Духовная жизнь – процесс динамичный, это высшие «наука из наук» и «искусство из искусств». Никакие шаблоны и инструкции здесь не действуют. Даже мнение духовного отца – это всего лишь добрый и мудрый совет, исполнить или не исполнить который волен сам человек. Идти ко Христу можно только свободно и добровольно. Бог желает, чтобы человек только по доброй воле проявлял к своему Небесному Отцу самую чистую веру, послушание и любовь.
«Лествица»: зачем мирянам читать текст для монахов-аскетов?
Приблизительное время чтения: 11 мин.
«Лествица» – одно из самых известных христианских аскетических сочинений. Значимость этого текста настолько велика, что его автор – преподобный Иоанн (VI-VII вв.) – даже вошел в историю с прозванием «Лествичник».
О том, почему Церковь предлагает верующим читать эту книгу в Великий Пост, что мирянин может найти в сочинении, написанном для монахов и насколько рекомендации «Лествицы» актуальны для жителя современного мегаполиса размышляет настоятель храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде, выпускник богословского факультета Оксфордского университета протоиерей Андрей Кордочкин.
«У этой лестницы нет последней ступени»
– Сегодня среди верующих существует два условных лагеря. К первому принадлежат этакие интеллектуалы, которым интересны только богословско-философские темы, а аскетика (в том числе и «Лествица») для них нечто второстепенное. Во втором лагере позиция прямо противоположная: аскетическая литература воспринимается как прямое руководство к действию, а малейшее отступление от святоотеческих предписаний – как вопиющее преступление. Как найти «золотую середину» между этими двумя крайностями по отношению к «Лествице»?
– Мне кажется, что примером «золотой середины» можно считать самого Иоанна Лествичника.
Был ли он интеллектуалом? Безусловно – он глубокий, начитанный, вдумчивый. В то же время, очевидно, что, он не был кабинетным богословом и сам пережил все то, о чем писал. Вообще, богословие – это не умствование, это опытное познание Бога и заключение этого опыта в слова. Поэтому другой христианский богослов и монах, Евагрий Понтийский, писал за несколько столетий до Лествичника: «Если ты богослов, то будешь молиться истинно, а если истинно молишься, то ты – богослов».
Кстати, именно у Григория Нисского Иоанн Лествичник мог позаимствовать свой ключевой образ. В трактате «О Блаженствах» Григорий уподобил заповеди Нагорной проповеди лестнице, ведущей в небо. А в трактате «Жизнь Моисея» он говорит, что у этой лестницы нет последней ступени: «Моисей, всегда бывший великим, нимало не останавливается в восхождении, не полагает себе никакого предела в стремлении к горнему: но однажды вступив на лестницу, на которой, как говорит Иаков, утверждается Бог (Быт 23,13), непрестанно восходит на высшую и высшую ступень, и не престает возвышаться; потому что и на высоте находит всегда ступень, которая выше достигнутой им».
– А известны обстоятельства написания этой книги? Она действительно создавалась только для монахов? Тогда зачем ее читать мирянам?
– Действительно, эта книга была написана монахом для монахов. Иоанн Лествичник создал ее по просьбе другого Иоанна, игумена соседнего Рифского монастыря. В то же время, даже в древности круг ее читателей никогда не был исключительно монашеским. Так, например, Симеон Новый Богослов (X-XI вв.) нашел «Лествицу» в родительской библиотеке.
В России эта книга тоже была очень популярна среди мирян. Известно, что её любил Гоголь, и
Зачем мирянам читать то, что написано не для них? Дело в том, что монахи не сделаны из другого теста. Они не читают другое Евангелие. Условия жизни в семье и в монастыре разные, но искривления человеческой души, обычно именуемые страстями, одни и те же. Поэтому «Лествица» к месту и в миру, и в монастыре.
«Чрезмерная аскеза ничуть не менее опасна, чем ослабление в подвиге»
– Возможно ли вообще подняться по этой лестнице человеку в миру – с его каждодневными заботами, тревогами, суетой? Ведь для борьбы со страстями преподобный Иоанн предлагает, например, молчание, сокращение сна, бесстрастие. Но исполнить все это живя в мегаполисе едва ли возможно…
– Что касается сна, то мне сложно представить себе работающего жителя мегаполиса, страдающего от его избытка. Тем, кому по работе или из-за ночного сидения перед компьютером не удается выспаться, стоит напомнить слова из краткого жития самого Иоанна:
«Сна принимал он столько, сколько необходимо было, чтобы ум не повредился от бдения».
В святоотеческой традиции эта мысль повторяется из раза в раз. Так, Григорий Нисский писал: «Все, происшедшее от скотского бессловесия и взятое в отдельности при худом употреблении ума стало пороком; как и наоборот, если рассудок воспримет власть над такими движениями, то каждое из них превратится в вид добродетели. Так раздражительность производит мужество, робость – осторожность, страх – благопокорность, ненависть – отвращение от порока, сила любви – вожделение истинно прекрасного, а величавость нрава возвышает над страстями и образ мыслей сохраняет не порабощенным злу. Такой вид возношения духа восхваляет апостол, повелевая постоянно мудрствовать горняя (Кол 3, 2). Так можно найти, что всякое такое движение, возносимое возвышенностью мысли, сообразуется с красотой того, что по образу Божию». Возвысим мысли, и чувства встанут на место.
– Но нет ли опасности, что неподготовленный человек, прочитав «Лествицу», впадет в аскетическую крайность, возьмет на себя такие подвиги, к которым он пока не готов? Как избежать этих перегибов и не впасть в отчаяние перед громадой своих грехов?
– Для того, чтобы не «переборщить», нужно всерьез принять то, что Лествичник называет «рассуждением». Этой теме он посвящает 26-ю, самую длинную главу своей книги, которая, во многом, суммирует предыдущие главы. Подвиг должен быть сообразен с обстоятельствами, физическими и духовными силами человека. Пастырь, не имеющий дара рассуждения, приводит людей к катастрофе. «Что иногда бывает врачевством для одного, то для другого бывает отравою; а иногда одно и то же одному и тому же бывает врачеством, когда преподается в приличное время, не вовремя же – бывает отравою», – говорится в «Лествице».
Вообще, святые отцы однозначно говорят о том, что чрезмерная аскеза ничуть не менее опасна, чем ослабление в подвиге. Знаменитый святой аскет Иоанн Кассиан писал: «Некоторые часто жестоко сокрушали себя постом и бдением, пребывали в пустынном уединении, доходили до такой нестяжательности, что не оставляли себе и на один день пищи, и до того исполняли долг милостыни, что не оставалось у них средств для подаяния. Но после всего этого они жалким образом уклонились от добродетели и впали в порок. Что же было причиною их прельщения и падения? По моему мнению, не что иное, как недостаток в них рассудительности. Ибо она учит человека идти царским путем, сторонясь крайностей с обеих сторон: с правой стороны не допускает обольщаться чрезмерным воздержанием, с левой — увлекаться к беспечности и расслаблению».
Думаю, что человек, который ощущает, что может «впасть в отчаяние перед громадой своих страстей» должен понимать, что имеет дело с искушением.
Да, мы просим Бога, чтобы он дал нам «зрети наша прегрешения». Но Господь открывает их милостиво, шаг за шагом, не сокрушая нас, а давая надежду на исправление.
«Иногда прежние события так напомнят, точно молотом ударят по голове… Прежние события надо заменить другими мыслями, и постепенно прежние воспоминания вытесняться прочь и тоскливость пройдет».
И в другом письме: «Успокойся и не смущайся; это враг наносит тебе воспоминания о прежних погрешностях; их не надо принимать, просто не обращай внимания».
– Какие мысли в «Лествице» Вам кажутся особенно важными для сегодняшнего человека?
А еще в одной, не менее известной песне Led Zeppelin «Лестница в небо» ( Stairway to Heaven) есть слова: «And as we wind on down the road our shadows taller than our soul» (И когда мы идем по дороге, наши маленькие души отбрасывают длинные тени). Образы «Лествицы» дают надежду на то, что душа человека может стать больше, чем та тень, которую он отбрасывает.
– Кому бы Вы рекомендовали читать «Лествицу» в первую очередь, а кому стоит пока к ней не приступать?
– Какой должен быть настрой у того, кто начинает читать книгу преподобного Иоанна?
– Многие люди сегодня жалуются, что текст «Лествицы» сложен для понимания. Могли бы Вы посоветовать какие-то другие переводы, толкования или комментарии, которые помогут лучше понять эту книгу?
– Когда я писал диссертацию о «Лествице», мне довольно близко пришлось работать с греческим текстом и его английскими переводами. Я не считаю, что перевод «Лествицы» устарел, и читается он едва ли с большим трудом, чем классическая русская литература середины XIX века.
Мне кажется, что при чтении книги важно было бы иметь возможность посоветоваться с более опытным человеком – может быть, старшим другом, не обязательно священником – который помог бы разобраться с трудными местами.
А для меня самым лучший комментарий к этой книге – сам монастырь святой Екатерины на горе Синай, и та природа, что его окружает. Вместо того, чтобы изображать из себя Моисея вместе с несколькими десятками туристов, лезущих утром с фонариками на вершину горы, лучше помолиться на утреннем богослужении. Днем можно пройти пешком к пещере, которая была домом автора «Лествицы» на протяжении 40 лет. А еще нужно постоять перед знаменитой иконой Спасителя VI века в монастырском музее, чтобы почувствовать, что «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр 13.8). Лучшего комментария и быть не может.
Читайте также:
Святой Иоанн Лествичник и лестница приоритетов
Преподобный Иоанн Лествичник
Преподобный Иоанн Лествичник: Афоризмы
На заставке: фрагмент фото Paul Bence
Лествица: путь от земного к Богу любви
В 4-ю неделю Великого поста Церковь празднует память великого христианского подвижника Иоанна Лествичника. Биографических подробностей его жизни история до нас не донесла, однако мы знаем о святом Иоанне самое главное: он Великий и Лествичник. Это главное: его небольшая по объему и безмерная по сути книга, ставшая настольной для многих прославленных подвижников. Чем же является «Лествица Божественного восхождения» спустя полторы тысячи лет после своего написания – памятником аскетической литературы, учебником монашеского делания или чем-то близким и необходимым сегодняшним христианам? За что именно автора этого труда Церковь выделила среди других замечательных своих отцов, посвятив отдельное великопостное воскресенье?
О своем многолетнем опыте изучения этой загадочной книги и о том, как нам, живущим в мирской суете немощным православным, ее правильно читать, рассказывает настоятель московского храма Троицы Живоначальной в Листах протоиерей Андрей Овчинников.
– Отец Андрей, «Лествица» – книга, как бы мы сегодня выразились, заказная. Из предисловия явствует, что ее «заказал» преподобному Иоанну, бывшему в тот момент игуменом монастыря, другой игумен тех мест. При этом совершенно непонятно, как мог ее написать человек, хоть и святой жизни! Возможно, это текст богодухновенный, надиктованный свыше?
– Она начинается с послания – тоже Иоанна, тоже святого, игумена Раифского, к «досточудному Иоанну, игумену горы Синайской». Один Иоанн – Раифский – обращается к другому Иоанну – Синайскому – с просьбой изложить опыт подвижнической жизни для следующих поколений монахов. «Лествица» не была дана преподобному как откровение. Как раз очень важно, что это не плод творчества или вдохновения, а труд, сделанный по послушанию.
– Сей великий труд рассчитан на монахов. Применим ли он вообще к мирским в суете живущим людям XXI века?
– Главная добродетель, описываемая в этой книге, – послушание. Четвертая ступень «Лествицы», говорящая о послушании, одна из самых объемных. Почему так? Хоть книга и монашеская, написана она не для отшельников, а для общежительных монастырей. Это большие монастыри, где было общее хозяйство, общая трапеза, где монахи вместе трудились на общих послушаниях – на огородах, на кухне, в просфорной, – ходили в храм. Такой большой монастырь напоминает нам большую семью. И жизнь в монастырях-общежитиях по многим позициям очень похожа на жизнь семейного человека. Если мы будем читать «Лествицу», понимая ее таким образом, видеть, что послушание – среди прочих – очень важная добродетель, причем добродетель универсальная, то многое будет нам понятно.
Книга написана в середине VII века. Это время, когда монашество было в расцвете; подвиги, которые несли монахи того времени, конечно, невозможны сегодня. И это тоже важная оговорка: читая «Лествицу», нужно понимать, что мы живем спустя полторы тысячи лет. Речь шла о древней Палестине, а мы находимся в совершенно других условиях – климатических, культурных, языковых. С одной стороны, в книге есть то, что мы можем взять оттуда, и есть для нас недостижимое – оно высоко, таинственно, загадочно. Это связано с тем, что опыт преподобного Иоанна Лествичника (внутренний, молитвенный, монашеский) несопоставим с нашим. Надо иметь в виду, что в таком смысле любой духовный текст выражает именно опыт прожитой жизни святого человека. Мы подобного опыта жизни не имеем, поэтому нам и непонятно, о чем идет речь в этих наставлениях. Так что брать надо то, что понятно. То, что исполнимо.
Безусловно, эту книгу, хотя бы Великим постом, мы должны пролистать, выборочно почитать, что-то постараться выполнить – тогда она будет оживать уже в нашей жизни. Замечено, что чем усердней человек исполняет те или иные советы святых отцов, тем более ему становится понятен смысл их сочинений, наставлений, заповедей. Христианство всегда понимается как жизнь в практике. И чем больше этой практики, тем больше понятна теория.
Чем усердней человек исполняет советы святых отцов, тем более ему понятен смысл их наставлений
– Сейчас на православных сайтах и в некоторых изданиях иногда делается «нарезка» из «Лествицы»: выбираются цитаты, доступные для понимания. Что-то вроде «Лествицы для мирян». Как вы к этому относитесь?
– Да, я видел, берутся отдельные стихи; кто-то даже высчитывает, какой процент этой книги возможен для понимания, для исполнения: кто говорит, пятнадцать процентов, кто – тридцать процентов. Вообще это очень интересно. Есть же «Добротолюбие для мирян» – такой вариант переложения монашества на жизнь мирскую. Действительно, многое в «Лествице» актуально и для монаха, и для мирянина. Я могу поделиться собственным опытом чтения этой великой книги. Даже могу наглядно показать.
Вот передо мной томик, читаю его много лет. Он у меня весь разрисован разными цветами. Места, которые особо интересны, выделены красным, зеленый означает «надо поразмышлять», белые пятна – это то, что мне показалось не очень понятным. Вот такая у меня настольная книга.
– Своим духовным чадам вы советуете каждый раз браться за «Лествицу», смотреть, что в данный момент отвечает настроениям, чаяниям, собственным проблемам? И на то, что покажется неблизким, не тратить время, не стараться вчитываться?
– Если мы «Лествицу» всегда читаем Великим постом, то каждый прожитый год, наверное, на какой-то шажок по лестнице нас поднимает. Читая «Лествицу» в новом году, может быть, мы уже больше поймем, чем год назад. С учетом прошлого прочтения. Духовным чадам я как раз так и предлагаю. Когда человек борим какой-то страстью, когда у него есть духовные проблемы – например, проблемы с гневом, блудом, гордостью, унынием, – либо об этом читаем напрямую (скажем, читаем о лени, о лжи, о зависти), либо берем противоположную добродетель и смотрим, какими путями врачуется страсть. Поскольку добродетель – это противоположное страсти состояние. Я говорю: возьми, почитай выборочно. Из этого большого количества советов – из ста стихов – может быть, пять-десять ты себе отметишь, может быть, тебе это поможет. И это будет разворотом в твоей жизни к совершенно другим целям. Но советую это не каждому, а тем, кто уже немножко подготовлен, кто уже ориентируется в христианской литературе, имеет опыт молитвы, поста.
Когда человек кается в каком-то грехе, он ждет совета священника: как ему жить, как бороться, что ему делать, чего не делать. Можно говорить от себя, от ветра главы своей. Можно переложить то, что ты читал, на понятный язык, адаптировать сказанное в «Лествице» для современного понимания. А у некоторых священников, я знаю, она лежит прямо около аналоя, и он раз – закладочку берет, открывает и говорит: вот про послушание. Вот что такое послушание, дай, чадо, я тебе почитаю. И приводит, например, такой стих: «Блаженное послушание называется исповедничеством, без которого никто из страстных не узрит Господа» (то есть послушание – это труд, который равноценен исповедничеству, практически послушник – это как мученик бескровный, который свою волю отдает). Или любой другой из множества интересных примеров. Внутри 4-й главы «Лествицы» такой маленький патерик, где автор описывает жизнь подвижников, своих современников, которые по 40–50 лет жили в монастырях и главным образом просияли под этим самым отвержением – то есть отсечением воли, помыслов, желаний. Это удивительная история, которая показывает, до какой степени человек может подняться, если будет жить в послушании.
– В наш информационный век, когда в интернете есть все, несложно аргументировать свои мысли в сетевой полемике: цитаты под рукой. Как мы раньше говорили про классиков: «раздерганные на цитаты». Можно любую свою мысль аргументировать и цитатой из Лествичника. Стоит ли это делать? Не будет ли неблагоговейным такое отношение к великому произведению, которое надо воспринимать единым целым?
– Святоотеческая литература, а особенно Священное Писание, считаются самыми уязвимыми книгами. Потому что многие поступки человека могут быть лукаво объяснены именно цитатой. Конечно, это все-таки больше относится к Библии. Мы там видим, с одной стороны, и про уважение к родителям, и в то же время слышим, что родители бывают врагами для человека; иногда говорится о том, что нужно поститься, а в другом месте читаем, что пища не приближает нас к Богу. То есть одна заповедь может другую перекрывать. Поэтому, конечно, «подбивать» под наши цели какие-то цитаты из Священного Писания или из «Лествицы» надо очень осторожно.
Но, с другой стороны, здесь действительно много полезных в разных ситуациях наставлений, так зачем ими пренебрегать? Например, говорим мы про целомудрие, про борьбу с грехом блуда – здесь очень много практических советов, которые могут нам помочь. Как общаться, например, мужчинам и женщинам, как бесы строят «подготовительные ковы», чтобы человека столкнуть в блуд, как человеку нужно себя держать, скажем, до падения и после падения, какие добродетели помогают обуздать эту страсть. И так по каждой теме можно выбрать очень интересные наставления, которые могут помочь практически.
– Вы сравнили «Лествицу» со Священным Писанием. Это не случайное сопоставление?
– Есть моменты, по которым они сопоставимы. Вот, например, по строению. Каждая глава и Ветхого, и Нового Завета разбита на стихи, так же и «Лествица» – такая практика применялась в некоторых святоотеческих сочинениях. «Лествицу» можно разделить на главы крупные и более мелкие, вспомогательные; 6 крупных, больших разделов: послушание, целомудрие, смиренномудрие, терпение, молитва и рассудительность – и 24 более мелких, вспомогательных. Это как пророческие книги в Библии: есть великие пророки (Исаия, Иезекииль, Иеремия и Даниил) и есть 12 малых пророков. В целом «Лествица» состоит из 30 глав, или 30 ступеней. Читатели пусть сами решат, есть ли какая-то связь между ними. Считается, что нужно каждую главу видеть в виде ступени, и подъем на следующую возможен только тогда, когда мы поднялись на предыдущую.
– Часто говорят о принципе постепенности, важности поступательного движения в изучении «Лествицы»: нельзя ничего пропустить или «перепрыгнуть».
– Я этого не вижу. Например, первый раздел посвящен отречению от мира. Тема ухода в монастырь, ухода от мира. Дальше, во второй главе, говорится сразу о беспристрастии. То есть это уже нечто нам недоступное; что такое беспристрастие? Есть понятия попечительность / беспопечительность, или беззаботливость, это можно понять. А беспристрастие требует, чтобы у нас ни к чему не имелось привязанности, пристрастия. Какой-то привычки ненужной. Ведь даже в монастырях были такие примеры, когда человек мог привязаться к кувшину, к иголке, какой-то одежде. У него ничего нет, но вот какой-то маленький предмет, например, ложка – и он к ней имеет пристрастие, плохо ему без ложки. В миру, конечно, видов пристрастий гораздо больше, это отдельная тема для разговора. Это могут быть и дети, и внуки, и имущество, и здоровье, и еда… Куда ни взгляни. Но везде люди есть люди, и из ухода от мира свобода от пристрастий не проистекает.
– Отец Андрей, остановитесь особо на понятии «отречение от мира». Ясно, что его следует трактовать более широко, нежели уход в монастырь. Но как все-таки быть мирянам – они не должны, говоря фигурально, закрыться в своей квартире, как в скиту?
– Мы должны, как апостол Павел говорит, пребывать в том звании, в котором призваны. Если ты мирянин, то ты не должен жить по-монашески. Если ты монах, ты не должен покидать монастырь и заниматься делами, нужными мирянину. В этом и заключается рассудительность: чтобы каждому находить свой путь и по нему идти. Отречение от мира в правильном понимании для мирского человека – избегание тех соблазнов, тех искушений, которые в миру есть. Это общее направление. То есть борьба с духом мира. Безбожным, развратным, жестоким, бесчеловечным… разве не так? Отрекаемся именно от этого.
Отречение от мира для мирского человека – избегание тех соблазнов и искушений, которые в миру есть
А что касается правил прочтения «Лествицы»… Думаю, оно должно быть свободным. Можно начинать с конца, можно с середины; можно взять одну тему и просто внимательно прочитать целую главу.
– А можно считать «Лествицу» планом, по которому нужно строить свою духовную жизнь?
– Я бы все-таки избрал отдельные темы, отдельные духовно-практические советы. Вот, скажем: «Душа, помышляющая об исповеди, удерживается ею от согрешения как бы уздой». То есть, когда хочешь согрешить, а потом вспоминаешь, что надо будет исповедоваться, это сразу тебя останавливает, охлаждает. Есть много интересного про жизнь под руководством духовника, которого тоже надо постоянно вспоминать, когда будешь на грани грехопадения. Или вот такое изречение: «Если кто отвергает от себя праведное или неправедное лечение, тот отвергает свое спасение». Это нам задание – поразмышлять, подумать. Когда тебя ругают, а ты оправдываешься, ты отвергаешь свое спасение. То есть тебе Бог хочет дать урок – смирения, терпения, прощения, великодушия, потому что воспитать человека для Царства Божия можно только практически. Когда мы попадаем в неприятные ситуации, в конфликты, с нами обидные вещи случаются, несправедливости – здесь переквашивается наша гордыня. В этом огне несправедливого (как мы считаем) к нам отношения.
Так что если «Лествицу» выборочно читать, там, где она «ложится» на нашу жизнь, – это будет очень и интересно, и полезно.
Вот еще один из моих любимых стихов: «Пей поругание на всякий час как воду живую». Практически «крылатое выражение». Пей поругание как воду – воду мы знаем, как пить, а как поругание? То есть каждый раз нужно вспоминать: тебя ругают, а ты не оправдывайся, не гневайся, умей прощать.
Некоторые слова-пословицы нам, конечно, непонятны. Как это – «принимай поношение как похвалы»? Это не наш уровень, мы не поймем. Как – меня ругают, а я должен чувствовать, будто меня по головке гладят или награждают?
– Кто-то, наверное, понимает, когда-то дорастает…
– Но насколько именно не на словах, а на деле исполняет. Или вот, например, о боязливости. Иоанн Лествичник пишет, что это от гордости. Но я бы отметил в этом еще недостаток веры. Здесь плод такого маловерия, когда Бог где-то от тебя далеко, ты с Ним не можешь иметь никаких отношений и боишься всего: и болезней, и людей, и обстоятельств жизни. А когда Бог на первом месте – все остальное на своем, как один старец говорил.
– Какие еще «крылатые выражения» из «Лествицы» ваши любимые?
– «Мы не будем отвечать за то, что не были пророками, не знали будущего, не совершали чудес, но Господь спросит за то, почему мы не плакали каждый день о своих грехах».
«Не может быть христианином тот, кто не воспринимает наступивший день как будто последний в своей жизни».
«Внимание – это душа молитвы».
«Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу».
– Кстати, войдя в ваш храм во имя Святой Троицы, сразу замечаешь и особое отношение к «Лествице»: на видном месте большая икона с ее изображением. Это редкость!
– Образ «Лествицы» – библейский; мы знаем из книги Бытия, что патриарх Иаков увидел лестницу, которая достигала до небес, и по ней сходили-восходили ангелы Божии. И на иконе, и на обложке книги преподобного Иоанна мы видим монахов, которые поднимаются в горный Иерусалим от земного монастыря: кто-то уже совсем близко, кто-то только начал, а кто-то летит с лестницы, он упал. Мы видим раскрытую пасть зверя, куда попадает, к великому сожалению, инок, нарушивший важные духовные законы.
– Отец Андрей, вы не раз читали это святоотеческое произведение. Но потом, когда начали изучать уже как исследователь, более детально, составлять комментарий, возможно, обнаружили что-то неожиданное лично для себя?
– Пожалуй, принцип понимания этого сочинения. Кстати, не только «Лествицы», но и вообще любой аскетической книги. Насколько твой опыт созвучен с опытом автора, настолько тебе откроется и содержание его наставлений. В целом эта книга для нас зашифрована, закодирована; мы даже не можем понять, как можно было это написать и что это значило. Когда мы читаем про молитву, про бдение, про послушание, про отвержение воли – видим, что буквально вся жизнь современного человека – это практически постоянное нарушение Евангелия. Каждый шаг мы делаем… не так, как надо. Мы все время себя оправдываем, все время ленимся; у нас очень много саможаления. А эта книга постоянно нас обличает. В лени, в отсутствии подвига, веры нашей, каких-то усилий духовных.
Мы все время себя оправдываем, у нас много саможаления. А эта книга постоянно нас обличает
Иоанн Лествичник говорит, что нужно постоянно себя понуждать. Вот это лейтмотив «Лествицы» – Царство Божие нудится. Лентяям там не место. А как в себе разжечь огонь веры, любви к Богу, послушания, желания послужить ближним… вот как мы это можем сделать? Непонятно. У нас нет сил, мы все постоянно оправдываемся. А «Лествица» нас обличает, рассказывая, что, оказывается, были старцы по 80 лет с бородами до пояса – и они, как дети, слушались своего настоятеля, наместника монастыря. Они были людьми кроткими, добрыми, тихими. Ни с кем не спорили, ничего не доказывали. Как они достигли таких высот? Постоянно возделывая свой внутренний мир. Постоянно обращаясь к Богу с молитвой, прося сил, очищая себя от греха, борясь со страстями. Это был целый жизненный процесс.
Поэтому, когда читаешь книгу, можно один стих прочитать – например, «Ложь есть истребление любви» – вот один стих прочитать и целый день о нем размышлять. Если я лгу – я разрушаю любовь. И к Богу, и к ближним, и к себе. Поэтому, если не хочешь разрушать любовь – не лги. Соответственно, если не будешь лгать – будешь потихонечку взращивать любовь. Будешь ближе к Богу, потому что Он есть любовь. Будешь с людьми по-другому вести себя, будешь себя по-другому держать. Видите, какая глубокая тема для размышлений и поле для действий практических – только от одного стиха. А их тут тысячи.
В «Лествице» буквально каждое предложение – отдельный стих. Это и удобно, и достаточно сложно, поскольку каждая отдельная мысль настолько глубоко напитана внутренним смыслом, что нельзя спешить или торопиться прочитывать; каждый стих должен быть осмыслен большим количеством времени. Поэтому читать книгу быстро не получится. Иначе мы просто по верхам пробежимся и ничего не поймем. Надо сказать, что уже в переводе теряются некоторые смысловые оттенки. Желательно тому, кто знает греческий язык, посмотреть еще первоисточник.
– Этот труд был знаком нашим далеким предкам, вряд ли они читали по-гречески…
– «Лествица» – одна из древнейших книг, она была известна на Руси чуть ли не с момента Крещения, во всяком случае, возникновения Киево-Печерской Лавры, тогда появились ее первые переводы. Уже в X–XI веках она переведена на славянский язык в Болгарии. Надо сказать, что ее знали не только в монастырях, хотя, конечно, центрами просвещения были монастыри. Великим постом она читалась в храмах для верующих, вероятно, с комментариями пастыря или епископа. В монастырях это вообще книга постоянного чтения – и за трапезой, и за богослужениями. Она и сейчас по уставу читается за богослужениями Великого поста. И любовь к ее автору нам тоже известна. В Московской духовной семинарии в Сергиевом Посаде есть храм Иоанна Лествичника; наш московский символ назван «Иваном Великим» именно потому, что в этой колокольне маленький храм в честь Иоанна Лествичника.
– Но почему все-таки Церковь именно этого святого поставила на особое место среди остальных? Великим постом три воскресенья посвящены святым: Григорию Паламе за его учение о нетварном свете, Марии Египетской – за покаяние. А Иоанну Лествичнику – за книгу?
– Возможно, потому, что он был руководителем большого монастыря, под его духовным управлением выросло много подвижников. Но, скорее, потому, что «Лествица» представляет собой систему духовного возрастания. Если у других отцов есть отдельные темы, выборочно взятые, то здесь духовный человек увидит устроенную систему воспитания, которую можно заложить в основание своей духовной жизни и двигаться по ней. Недаром эта книга предлагается для прочтения именно Великим постом, когда мы делаем усилие в духовном смысле – воздержанием, молитвой, пытаемся измениться, возвыситься, очистить свои мысли от всяческой суеты и грязи. Думаю, что святые отцы, составляя богослужение, особым духовным разумом поняли, что эта книга будет нужна Церкви как образец духовной жизни. В «Лествице» Евангелие раскрывается, как бы расшифровывается, раскодируется, причем глубоким и возвышенным языком. Уникальность ее как раз в том, что это и не Священное Писание, и не художественное произведение. Это особый духовный опыт, который святой Иоанн Лествичник сумел выразить словом.