Что такое лестница развития компетенции
Лестница компетентности
Уважаемые соискатели, на испытательном сроке мы можем испытывать стресс, неприятные настроения, а иногда и сомнения в правильности своего выбора и собственной компетентности, как специалиста.
Для примера возьмем, так называемую, лестницу компетентности.
Неосознанная некомпетентность (я не знаю, что я не знаю и не умею)
— могут быть разными инструменты и методы работы;
— не исключено наличие совершенно новых и незнакомых для нас функций;
— имеет значение стиль управления и личность руководителя;
— традиции и правила, принятые в коллективе, так же, играют важную роль;
Период неосознанной некомпетентности длится, как правило, от 1-го до 5 дней.
Осознанная некомпетентность ( я знаю, что я не знаю и не умею)
На этом этапе мы уже понимаем, что без новых знаний и навыков нам не обойтись. Кроме этого, возможно придется перестраивать (адаптировать) свои «старые» компетенции в новые условия. Мы осознаем и представляем масштабы предстоящей работы, понимаем, с какими сложностями встретимся, и это не может не настораживать. Именно на этом этапе начинается, так называемый, эмоциональный шторм – естественная защитная реакция организма и ей подвержены почти все новые сотрудники в период адаптации. В этот период мы можем терять уверенность в себе, своих силах, в своем решении. Мысли-сомнения посещают нас все чаще. Все увольнения на испытательном сроке происходят именно на этом этапе.
Период осознанной некомпетентности длится, как правило, с конца 1-й недели и до конца 1-го месяца.
Осознанная компетентность (я знаю, что я знаю и умею)
Как правило, первая рабочая неделя носит ознакомительный характер, а вот, начиная со второй, мы уже активно развиваем необходимые в новой должности навыки. С каждым днем мы становимся компетентнее и опытнее, а значит, увереннее в себе. Конечно, на выполнение некоторых операций нам, пока еще, необходимо больше времени, чем давно работающим сотрудникам компании, однако, по мере наработки опыта таких задач с каждым днем становится все меньше. Меньше становится и абсолютно новых функций – освоение участка постепенно подходит к завершению.
Неосознанная компетентность (я не знаю, что я знаю и умею)
На этапе неосознанного мастерства мы используем свои навыки в работе без особых усилий, не тратя время на долгие обдумывания. У нас уже нет никаких сомнений в собственной компетентности – мы уверенные в себе специалисты и знаем, что сможем решить любую задачу на раз-два. При том, если задать нам вопрос: «Как Вам удалось решить эту сложную задачу?». Ответ будет таким: «Я просто взял и «на автомате» сделал это, для меня это не сложно».
Уважаемые соискатели, желаем вам легкого покорения самых высоких вершин и надеемся, что эта статья была вам полезна!
Hr-менеджер компании ЗАО «Интеллектуальные системы» Оксана Жевнерова
Лестница компетенции
Важным элементом построения личного бренда является профессиональная компетентность. Можно быть замечательным, интересным человеком. Понимать свои ценности и эмоции. И при этом не быть профессионалом в каком-то деле. И тогда не понятно куда вы идете сами и ведете людей. И зачем вам тогда личный бренд?
Начинать строить личный бренд можно на любой стадии профессиональной компетенции — специалист, профессионал или эксперт. Это, конечно же условное разделение, но думаю понятное для всех.
О профессиональной компетенции можно говорить много и мы с вами еще будем об этом говорить.
А сегодня я расскажу вам о лестнице компетенции.
Лестница компетенции — это 4 этапа развития знаний, умений и навыков:
Рассмотрим все эти этапы на примере — «Продвижение бизнеса через социальные сети».
Неосознанная некомпетентность
На этом этапе человек не осознает, что он чего-то не знает.
Еще 5-10 лет назад предприниматели и не представляли, что можно продвигать свой бизнес и товар или услуги через социальные сети. Они считались местом, где можно общаться с друзьями и постить котиков.
И когда предприниматели слышали о продвижении бизнеса через интернет, социальные сети не принимались в расчет. Хотя как раз в это время социальные сети начали предлагать инструменты для этого. Но немногие готовы были это услышать и принять.
И это был этап неосознанной некомпетентности.
Осознанная некомпетентность
Но проходило время и предприниматели начали обращать внимание на социальные сети и использовать инструменты для продвижения бизнеса. Стали об этом рассказывать друзьям, на сайтах и блогах.
Предприниматели, которые еще не знали об этом, стали замечать в социальных сетях продающие посты у друзей. Появились приглашения на курсы по обучению работы в социальных сетях. И у наших героев возник вопрос: «А что, можно использовать социальные сети для продаж?». А как это сделать?
Вот так у них появилась осознанная некомпетентность. Они уже понимали, что они чего-то не знают. И что им нужно это узнать и научиться.
Осознанная компетентность
На этом этапе лестницы человек начинает получать знания и оттачивает умения.
А наши предприниматели идут на курсы обучаться продвижению бизнеса через социальные сети. И, конечно же внедряют все это на практике. Что-то они могут сделать сами, а что-то учатся делегировать.
Они уже понимают, какие социальные сети стоит использовать для бизнеса, а какие нет. Заводят личные страницы и бизнес-страницы. Понимают, что нужно чтобы успешно запустить таргетированную рекламу и как использовать пиксель. Учатся писать посты о себе и о своей жизни. Умеют найти хорошего копирайтера для написания продающих текстов.
И это уже осознанная компетентность.
Неосознанная компетентность
Появляются новые инструменты для работы в социальных сетях. Появляются новые социальные сети и мессенджеры. Новые технологии и тренды продвижения бизнеса уже не пугают предпринимателей, а заставляют принимать этот вызов и двигаться дальше.
Новые проекты продумываются уже с учетом продвижения через социальные сети. Рекламные компании запускаются со знанием своей целевой аудитории. И новые слова и термины легко встраиваются в повседневную речь.
Наступил этап неосознанной компетентности. Полученные знания и умения становятся естественными. Новое легко становится простым. Человек становится мастером своего дела.
Такие этапы проходит любой человек, когда учится новому делу. И в любой момент времени можно находиться на всех этапах этой лестницы. Что-то вы уже прекрасно умеете делать, а чему-то только учитесь. А сколько вы еще не знаете и даже не догадываетесь об этом.
«Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого» — сказал когда-то Сократ.
Я бадди курса «Я пишу!» и автор колонки «Формирование личного бренда через Фейсбук». Рассказываю о бренде, Фейсбуке и о том, как тексты помогают мне самой формировать личный бренд. Обо мне
Матрица обучения “Осознанная компетентность”
Психолог Альберт Бандура в своих исследованиях рассматривает четыре плоскости индивидуального процесса обучения. Матрица обучения “Осознанная компетентность” объясняет стадии, через которые каждый человек проходит, овладевая новыми навыками: от неосознанной некомпетентности к неосознанной компетентности.
Все обучающиеся всегда начинают со стадии №1. “Неосознанная некомпетентность”. Далее следуют три другие стадии: №2. “Осознанная некомпетентность”, № 3.”Осознанная компетентность” и, наконец, № 4.”Неосознанная компетентность”.
Имейте в виду, что движение по стадиям матрицы необязательно будет линейным и закончится финальной стадией № 4. Хорошим примером в данном случае может стать изучение иностранного языка или игры на музыкальном инструменте. Если вы не практикуетесь постоянно, то вы легко можете регрессировать со стадии № 4 на стадию № 3, впрочем как и со стадии № 3 на стадию № 2. Также иногда человек считает достаточным для себя достижение стадии № 3 и не хочет продвигаться дальше.
Предлагаю подробнее разобрать четыре стадии матрицы, применяя их к вопросу обучения сотрудников:
1. Неосознанная некомпетентность
На этой стадии матрицы работник абсолютно не осведомлен о своей некомпетентности в какой либо сфере знаний или конкретном вопросе. Зачастую он даже может и не догадываться о существовании такого знания, или о том, что данный вопрос относится именно к этой сфере знаний, а также просто о том, что у него существует пробел в конкретных знаниях, который ему требуется заполнить.
Для того, чтобы начать цикл любого обучения, сотрудник должен понять, что он некомпетентен в данной сфере знаний. Для выявления зон для развития, работодатели используют процедуру оценки сотрудников, и составляют персональные планы развития каждого работника.
2. Осознанная некомпетентность
На второй стадии матрицы работник уже в курсе существования каких-либо знаний, не имеющихся у него в наличие вообще, либо на достаточном уровне, и которые ему необходимо освоить.
На своем рабочем месте сотрудник осознает, что приобретение или развитие определенных знаний/навыков поможет ему лучше справляться со своей работой, расширить круг своих обязанностей (горизонтальное продвижение), либо получить повышение по службе (вертикальное продвижение).
Именно на этой стадии начинается процесс обучения и внедрения на практике новых знаний.
3. Осознанная компетентность
Используя приобретенные знания на практике, сотрудник может достигнуть третьей стадии матрицы – осознанной компетентности, которая предполагает, что работник уже способен хорошо выполнять свою работу, но ему еще требуется концентрироваться на процессе исполнения и прикладывать достаточное количество усилий. Это означает, что у сотрудника уже есть достаточно знаний и навыков, но они еще не доведены в использовании до автоматизма, и дополнительная практика и отработка новых навыков еще требуется. Без продолжения практики, может наступить регресс и “скатывание” со стадии №3 “Осознанная компетентность” на стадию №2. “Осознанная некомпетентность”. С другой стороны, при постоянном применении вновь приобретенных знаний и навыков на практике, обучающийся может достигнуть стадии №4. “Неосознанная компетентность”.
4. Неосознанная компетентность
Регулярное применение знаний и навыков на практике формирует автоматизм, что позволяет сотруднику осуществлять рабочий процесс, не задумываясь о том, как это сделать. Как только обучающийся приобретает неосознанную компетентность, он может выполнять данное задание одновременно с каким-либо другим действием.
Примером автоматического знания/навыка для многочисленных взрослых является управление автомобилем, в котором они приобретают неосознанную компетентность, т.к. они уже не думают о назначении, порядке и характере действий, управляя автомобилем.
Подведем итоги
Матрица осознанной компетентности помогает нам понять, какие стадии проходит каждый обучающийся в процессе получения новых знаний. Надеюсь, это поможет вам в собственном развитии, а также в развитии ваших подчиненных.
Четыре стадии обучения. Уровни компетентности
На разных стадиях получения новых профессиональных навыков мы можем быть подвержены различным настроениям. В самом начале, недооценив, как много придется учиться, можно впасть в уныние и сдаться.
Именно поэтому важно понять эмоции, которые мы испытываем на каждом этапе учебного процесса, чтобы управлять эмоциональными взлетами и падениями на пути к постижению новых навыков. Сознательная лестница компетентности может быть полезна в этом случае.
Рассмотрим эту модель, чтобы понять, как можно ее использовать для более эффективного освоения новых навыков.
Как устроена модель
Автор теории Сознательной лестницы компетенций – Ноэль Берч, сотрудник компании Gordon Training International. Модель Берча выделяет два фактора, влияющие на наше мышление в процессе получения новых навыков:
Согласно теории, в процессе постижения материала, мы проходим несколько уровней:
Использование модели
Сознательная лестница компетентности может быть полезна в нескольких отношениях:
Во-первых, проще понять эмоции, которые вы испытываете в процессе обучения, что способствует сохранению мотивации даже в самых жестких условиях. Во-вторых, эта модель помогает управлять вашими ожиданиями успеха, дабы вы не пытались достичь слишком многого в короткий отрезок времени.
Например, в процессе прохождения сознательно неквалифицированной фазы, можно успокоить себя тем, что трудности временны и потом станет гораздо легче. Когда вы уже неосознанно квалифицированы, модель поможет оценить приобретенные вами навыки и с большим терпением отнестись к людям, которые их пока еще не получили.
Сознательная лестница компетенций также может быть полезна, если вы находитесь в роли коуча и обучаете персонал. Вы сможете помочь людям понять свои эмоции в процессе постижения новых навыков и поддержать в случае потери уверенности и мотивации.
Уровень 1 – Неосознанно неквалифицированный
На этом уровне вы блаженно невежественны. Полное отсутствие навыков и знаний в определенной области с лихвой компенсируется вашей уверенностью в себе, которая явно превышает ваши способности.
Чтобы покинуть уровень 1, используйте такой инструмент, как персональный SWOT-анализ. Это поможет вам определить свои сильные и слабые стороны и понять какие навыки необходимо получить. Не лишним будет опросить других людей, которые могут помочь оценить ваши дефициты.
Убедитесь, что вы понимаете цели обучения. Нецелесообразно получать навыки в областях, которые не соответствуют вашим личным и профессиональным целям.
Уровень 2 – Осознанно неквалифицированный
На этом этапе вы обнаружите, что вам требуются новые навыки. Вы заметите, что другие гораздо более компетентны и легко справляются с тем, что у вас вызывает большие сложности.
Этот уровень может быть деморализующим, и вы легко можете потерять уверенность в себе или вовсе отказаться от идеи обучения. Потому на данном этапе очень важно сохранять позитивный настрой.
Старайтесь бороться с негативным мышлением в те дни, когда вы чувствуете себя подавленным. Помните, что обучение может быть не комфортным в какой-то короткий период жизни, однако это даст вам шанс в будущем построить ту карьеру и жизнь, которую вы хотели бы.
Уровень 3 – Осознанно квалифицированный
На этом уровне вы знаете, что приобрели необходимые навыки. Регулярно применяя их на практике, получаете еще большую уверенность в себе. Тем не менее, вам все еще необходимо сосредоточиться во время выполнения неких операций, однако по мере наработки опыта, они становятся все более автоматическими.
Чтобы успешно миновать уровень 3, старайтесь использовать свои новые навыки так часто, насколько можете. Например, добровольно участвовать в каких-либо проектах, требующих наличие этих навыков, либо сами создавать условия, в которых они необходимы.
Уровень 4 – Бессознательно квалифицированный
На этом этапе вы без особых усилий используете свои навыки, у вас нет сомнений в успехе. Однако, овладев одним набором знаний, необходимо сразу нацелиться на получение новых, если хотите и дальше «расти».
Хороший способ двигаться дальше – передача накопленных знаний другим сотрудникам. Это позволит постоянно сохранять информацию в рабочем виде в вашем сознании и поможет глубже понять материал. Помните, есть и обратный путь, когда вы двигаетесь вниз по лестнице компетентности. Это происходит, если вы не используете новые навыки постоянно.
Коучинг с использованием уровней компетентности
Рассмотрим стратегии, которые можно использовать в процессе обучения людей на каждом из этапов:
Уровень 1 – Неосознанно неквалифицированный
Поскольку в начале процесса обучения люди могут не знать насколько они не квалифицированные, вам необходимо сообщить, как и сколько им предстоит учиться. Важно объяснить, почему им надо получить эти навыки. Будьте внимательны и давайте на раннем этапе много положительных отзывов, это повысит мотивацию людей.
Уровень 2 – Осознанно неквалифицированный
На этом этапе продолжайте оказывать поддержку, поощряйте людей. Расскажите им о Сознательной лестнице компетентности, чтобы они понимали свои чувства.
Уровень 3 – Осознанно квалифицированный
На данном уровне сосредоточьте внимание сотрудников на тех навыках, которые в итоге они должны приобрести. Обеспечьте условия для практического их применения. Например, вы можете раздать учебные упражнения для закрепления новых навыков или назначить людей на конкретные проекты.
Уровень 4 – Бессознательно квалифицированный
Вам необходимо удостовериться, что сотрудники не расслаблены и действительно применяют новые знания и навыки. Возможно, возникнет необходимость напомнить им, как трудно было достичь этого уровня, чтобы они с большим пониманием относились к людям, пока находящимся на более ранних этапах обучения.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Теория компетентности
По мере продвижения по жизненному пути мы овладеваем различными навыками, умениями и компетенциями.
Малыш учиться ходить, говорить, держать ложку. Ребенок постарше постигает науки в школе, учиться общаться со сверстниками, играть, владеть своим телом. Молодой человек или девушка изучают навыки в профессии, языки, способы разрешения жизненных задач. В течение жизни мы изучаем множество процессов, чтобы чувствовать себя уверенно в жизни — владение деньгами, саморегулирование эмоций, выход из конфликтных ситуаций. Как одеваться, как готовить новое блюдо, как правильно себя вести, как достигать цели, как сохранить или восстановить здоровье, как воспитывать детей…
В итоге — весь наш путь, это обучение новым навыкам и привычкам. И успешность человека в жизни напрямую зависит от того, чему он научился и насколько эффективно он применяет свои навыки в повседневной жизни.
Поэтому не последнее значение имеет способ обучения, этапы овладения различными навыками.
И я хочу напомнить вам теорию о процессе перехода от бессознательной некомпетентности к бессознательной компетентности, которая действительна при овладении любым новым навыком.
Итак, первый этап в любом деле — бессознательная некомпетентность.
При бессознательной некомпетентности вам неизвестно, что вы не знаете (или не умеете делать) что-либо. Вы находитесь на уровне «Я не знаю о том, что я не знаю».
У вас может не быть потребности в том, чтобы приобрести это знание или умение. Вы ещё не представляете, что есть нечто, что могло бы вам быть полезным.
К примеру, вы можете не подозревать, что именно вам нужно, чтобы почувствовать себя счастливее. Может быть некое смутное чувство, но нет понимания, что существует нечто, способное повлиять на ваше ощущение счастья.
Когда возникает более конкретная задача — проявляется потребность или желание совершить какое-то действие, и вы при этом сталкиваетесь с тем, что вы чего-то не знаете или не умеете, проявляется осознанная некомпетентность.
При осознанной некомпетентности вы понимаете, что вы нечто не знаете или не умеете. Это стадия «Я знаю о том, что не знаю». Вы можете увидеть, услышать, прочитать о том, что кто-то умеет делать то, что не умеете вы и вам этого захотелось. Например: вы знаете, что для счастья вам нужно научиться владеть своим гневом, но пока вы не знаете, как это делать. Но видели, что это умеет кто-то другой.
И вы начинаете поиск информации, изучаете теорию, практикуете, тренируетесь, обращаетесь за помощью — то есть проходите через процесс обучения. Вы копируете действия вашего учителя, вы повторяете какие-то приёмы, вы пробуете то одно, то другое с целью узнать то, чего вы не знаете, или научиться тому, чего пока не умеете.
В какой-то момент вы понимаете, что у вас получается, что есть успехи, что вы научиваетесь.
И это этап осознанной компетентности. В каждый момент времени вы помните, что можете это сделать, но нужно быть внимательным к технологии.
Например, вы напоминаете себе при любом конфликте, что нужно выдержать паузу и сделать несколько выдохов, прежде чем вступить в диалог.
И через некоторое время наступает период бессознательной компетентности.
При бессознательной компетентности вы столь часто применяли свои знания и умения, что они стали «привычками». Выполняя соответствующие действия, вам уже нет необходимости продумывать каждый последующий шаг, алгоритм действий заложен в бессознательное (или подсознательное). Теперь вы можете сказать: «Я не знаю о том, ЧТО я знаю». Вы действуете на автомате, не уделяя сознательного внимания. Например, вы больше не беспокоитесь о том, как реагировать в конфликтных ситуациях, а по привычке делаете паузу, дышите, и успокаиваетесь за доли секунды.
В состоянии бессознательной компетентности мы водим автомобиль, наработав много часов практики. Мы читаем, проходим ежедневый путь из офиса домой, моем посуду, готовим привычные блюда…Не уделяя внимания этим процессам, так как научили наше бессознательное выполнять эти приёмы.
Итак, 4 этапа овладения навыком мы проходим всякий раз, обучаясь чему-то новому.
Далее цикл начинается сначала, потому что возникает новая неосознанная потребность, к примеру, ощущать себя лидером в неоднозначных ситуациях. И мы снова проходим все стадии компетентности, пока не научимся новому навыку, пока он не станет автоматическим.
Эта теория работает в любой сфере, в том числе в становлении и развитии бизнеса.
С каждым новым витком развития бизнеса вы чего-то не знаете и не предполагаете, что вам это нужно знать. Через какое-то время вы осознаете, что вы не понимаете или не умеете делать то, что могло бы поднять ваш бизнес на более высокий уровень. И вы начинаете учиться, и процесс обучения приводит вас к бессознательной компетентности, когда вы ставите свой навык на автомат, когда выполнение нового действия происходит быстро, легко и свободно, по привычке.
Эта теория имеет главную идею — чтобы стать мастером своего дела, автоматически без напряжения выполнять некий процесс, важно пройти период осознанной компетентности — то есть осознанно учиться навыку, настойчиво тренировать его, только такой путь приведет к результату. Если же процесса обучения и наработки навыка нет, то невозможно попасть в область бессознательной компетентности. Невозможно стать мастером.
Поэтому не пренебрегайте повторениями и оттачиванием навыков — только так вы станете действительно Мастером!