Что такое лестничная нервная система

Тип Круглые черви

Ну что же, продолжим очень кратко характеризовать типы червей. Итак, сегодня круглые черви.

Прошу даже очень впечатлительных остаться на этой страничке

Да, среди круглый червей тоже предостаточно приличных паразитов как и среди плоских червей, но, согласитесь, как благородно с их стороны — в школьных руководствах изучается всего один класс круглых червей нематоды.

……………………. Тип Круглые черви

…………………. Класс Нематоды (Собственно круглые черви)

Почвенные и растительноядные нематоды : картофельная стеблевая нематода, луковая нематода; паразитические: аскарида человеческая, свиная аскарида, детская острица.

…………………………………. Более 10 тыс. видов

Среда обитания и образ жизни: свободноживущие формы в морских и пресных водоемах, в почве; паразитические формы – в организмах человека, животных и растений.

Строение: двустороннесимметричные, от нескольких микрометров до нескольких метров, тело нечленистое с плотной кутикулой. Тело нитевидное, круглое в поперечном сечени и.

Кровеносная и дыхательная системы отсутствуют.

Выделительная система: 1-2 кожные железы – видоизмененные протонефридии – это крупные клетки от которых отходят два канала по бокам тела, открывающиеся спереди тела выделительной порой.

Органы чувств: развиты слабо и представлены органами осязания и органами химического чувства. У морских форм есть светочувствительные рецепторы.

Половая система: большинство круглых червей раздельнополые, выражен половой диморфизм (самцы мельче самок). Половые железы имеют вид трубок. У самцов половая система непарная (семенник, семяпровод, семяизвергательный канал, открывающийся в заднюю кишку). У самок половая система парная (яичники, яйцеводы, матки и непарное влагалище).

___________________________________________________________________________________

Как видим, круглые черви не так уж далеко ушли в своем развитии от своих плоских собратьев. Кровеносной и дыхательной системами они еще не обзавелись

Источник

Тип плоские черви

Паразитические представители данного типа имеют медицинское значение, вызывают различные заболевания у человека и животных. Их жизненные циклы сложны, но осознав их, вам легко будет сделать вывод о методах профилактики гельминтозов (заболеваний, вызванных гельминтами) и о способах заражения паразитом. Рекомендую по мере изучения паразитов сосредотачиваться именно на их жизненных циклах, я уделю этой теме особое внимание.

Что такое лестничная нервная система. Смотреть фото Что такое лестничная нервная система. Смотреть картинку Что такое лестничная нервная система. Картинка про Что такое лестничная нервная система. Фото Что такое лестничная нервная система

Ароморфозы плоских червей

Чтобы отлично знать зоологию нужно помнить ароморфозы. Это те прогрессивные черты, которые ставят плоских червей на более высокий уровень организации, черты, которые мы не найдем у предыдущего, изученного нами типа Кишечнополостные.

Что такое лестничная нервная система. Смотреть фото Что такое лестничная нервная система. Смотреть картинку Что такое лестничная нервная система. Картинка про Что такое лестничная нервная система. Фото Что такое лестничная нервная система

У плоских червей впервые возникает кожно-мускульный мешок, который представляет собой единую систему покровных и мышечных тканей.

Появление мезодермы приводит к развитию мышечного аппарата, который образует мышечный мешок, состоящий из нескольких слоев мышц.

Что такое лестничная нервная система. Смотреть фото Что такое лестничная нервная система. Смотреть картинку Что такое лестничная нервная система. Картинка про Что такое лестничная нервная система. Фото Что такое лестничная нервная система

Это очень важное приобретение для свободноживущих форм. Органы осязания, зрения, обоняния помогают лучше ориентироваться в пространстве, что позволяет совершать целенаправленные движения.

Что такое лестничная нервная система. Смотреть фото Что такое лестничная нервная система. Смотреть картинку Что такое лестничная нервная система. Картинка про Что такое лестничная нервная система. Фото Что такое лестничная нервная система

Что такое лестничная нервная система. Смотреть фото Что такое лестничная нервная система. Смотреть картинку Что такое лестничная нервная система. Картинка про Что такое лестничная нервная система. Фото Что такое лестничная нервная система

Протонефридии представляют собой систему простых или ветвящихся канальцев эктодермального происхождения, расположенных в паренхиме (мезенхиме) или полости тела. Протонефридии объединяются в трубочки, открывающиеся порами на поверхности тела.

Протонефридий состоит из большого числа ветвящихся канальцев, оканчивающихся клетками с просветом внутри. Если в этот просвет выступает много ресничек, то такая клетка называется пламенной (звездчатой, мерцательной). Реснички пламенной клетки колеблются, и это напоминает колебания пламени свечи, отсюда и название. Эти движения создают непрерывный ток жидкости.

Что такое лестничная нервная система. Смотреть фото Что такое лестничная нервная система. Смотреть картинку Что такое лестничная нервная система. Картинка про Что такое лестничная нервная система. Фото Что такое лестничная нервная система

Протонефридии представляют собой каналы, слепо начинающиеся в мезенхиме от пламенных (звездчатых) клеток с ресничками, обращенными в полость канала. Каждая пламенная клетка захватывает из паренхимы (мезенхимы) жидкие продукты распада и транспортирует их в систему каналов.

Мелкие выделительные каналы сливаются в большие, которые открываются на поверхности тела выделительными порами.

Что такое лестничная нервная система. Смотреть фото Что такое лестничная нервная система. Смотреть картинку Что такое лестничная нервная система. Картинка про Что такое лестничная нервная система. Фото Что такое лестничная нервная система

У плоских червей впервые появляются специализированные органы размножения, которые относятся к наиболее сложно устроенным среди всех организмов царства животные. Мужская половая система включает один или несколько семенников, семяпровод и семяизвергательный канал. Женская половая система состоит из яичников, желточников, семяприемников, матки. У зиготы впервые появляется запас питательных веществ и скорлуповая оболочка.

Что такое лестничная нервная система. Смотреть фото Что такое лестничная нервная система. Смотреть картинку Что такое лестничная нервная система. Картинка про Что такое лестничная нервная система. Фото Что такое лестничная нервная система

В пищеварительной системе выделяются передний и средний отделы. Передний отдел представлен ртом, продолжающимся в глотку. Средний отдел представлен слепо заканчивающимися каналами, доставляющими питательные вещества к органам и тканям.

Что такое лестничная нервная система. Смотреть фото Что такое лестничная нервная система. Смотреть картинку Что такое лестничная нервная система. Картинка про Что такое лестничная нервная система. Фото Что такое лестничная нервная система

Общая характеристика

Тело листовидное, вытянутое в длину. Имеется кожно-мускульный мешок, образованный однослойным эпителием и несколькими слоями мышечных волокон. Клетки эпителия выделяют слизь, снижающую трение и облегчающую движения. У свободноживущих имеется 3 слоя мышц: кольцевые, продольные и косые (диагональные). У паразитических особей выделяют только 2 слоя мышц: кольцевые и продольные. Также у плоских червей имеются спинно-брюшные мышцы. Сокращение мышц изменяет форму тела.

Что такое лестничная нервная система. Смотреть фото Что такое лестничная нервная система. Смотреть картинку Что такое лестничная нервная система. Картинка про Что такое лестничная нервная система. Фото Что такое лестничная нервная система

Что такое лестничная нервная система. Смотреть фото Что такое лестничная нервная система. Смотреть картинку Что такое лестничная нервная система. Картинка про Что такое лестничная нервная система. Фото Что такое лестничная нервная система

Что такое лестничная нервная система. Смотреть фото Что такое лестничная нервная система. Смотреть картинку Что такое лестничная нервная система. Картинка про Что такое лестничная нервная система. Фото Что такое лестничная нервная система

Плоские черви обладают выраженной способности к регенерации. Они могут восстановить 6/7 утраченных частей своего тела.

Замкнутая, анальное отверстие отсутствует. Непереваренные остатки пищи удаляются через ротовое отверстие. Имеется дифференцировка пищеварительной системы на передней и средний отделы.

Отметьте, что у представителей класса ленточные черви пищеварительная система отсутствует полностью, они всасывают расщепленные вещества всей поверхностью тела.

У свободноживущих форм дыхание аэробное, дышат они всей поверхностью тела растворенным в воде кислородом. У паразитических форм дыхание анаэробное (бескислородное), это менее продуктивный тип дыхания, но адаптированный для условий их обитания, в частности кишечника, где по большей части среда бескислородная.

Что такое лестничная нервная система. Смотреть фото Что такое лестничная нервная система. Смотреть картинку Что такое лестничная нервная система. Картинка про Что такое лестничная нервная система. Фото Что такое лестничная нервная система

Нервная система лестничного (ортогонального) типа.

Что такое лестничная нервная система. Смотреть фото Что такое лестничная нервная система. Смотреть картинку Что такое лестничная нервная система. Картинка про Что такое лестничная нервная система. Фото Что такое лестничная нервная система

Половая система устроена сложно. Мужские половые органы представлены семенниками, семяпроводом и семяизвергательным каналом. Женская половая система включает в себя влагалище, яичники, яйцеводы, протоки которых впадают в оотип (скорлуповую железу), слепо замкнутой матки.

Что такое лестничная нервная система. Смотреть фото Что такое лестничная нервная система. Смотреть картинку Что такое лестничная нервная система. Картинка про Что такое лестничная нервная система. Фото Что такое лестничная нервная система

Смена хозяев в жизненном цикле

В качестве приспособления к паразитическому образу жизни у плоских червей в жизненном цикле выработалась смена хозяев. У сосальщиков наблюдается сложное чередование поколений.

Что такое лестничная нервная система. Смотреть фото Что такое лестничная нервная система. Смотреть картинку Что такое лестничная нервная система. Картинка про Что такое лестничная нервная система. Фото Что такое лестничная нервная система

Вид, на котором обычно паразитирует данная категория паразитов. В организме основного хозяина происходит половое размножение паразита.

Вид, в котором паразит обитает в личиночном виде. В организме промежуточного хозяина происходит бесполое размножение паразита.

Вид, обычно не страдающий от нападения паразита, но заражаемый им чаще всего при массовом размножении паразитов.

Вид, случайно заражающийся данной категорией паразитов. Паразиты, оказавшись в таком организме, чаще всего не имеют возможности для размножения и продолжения своего рода.

Что такое лестничная нервная система. Смотреть фото Что такое лестничная нервная система. Смотреть картинку Что такое лестничная нервная система. Картинка про Что такое лестничная нервная система. Фото Что такое лестничная нервная система

Человек для эхинококка является тупиковым хозяином, так как человека никто не ест.

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник

Что такое лестничная нервная система

Инструментарий

Программы обучения

Тренер и группа: секреты профессионального мастерства. Технологии управления процессами групповой динамики

ВЕБИНАР: Sand-art терапия удаленно: особенности организации психолого-педагогической работы с детьми и родителями

Скоро

«Рахимовские чтения — 2021. 20 лет факультету психологии БГПУ им. М. Акмуллы: преемственность поколений»

Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция «Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России»

Всероссийский конгресс с международным участием «Психоневрология: Век XIX – Век XXI»

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Типы нервной системы и темперамента и стиль учебной деятельности

Авторы

Что такое лестничная нервная система. Смотреть фото Что такое лестничная нервная система. Смотреть картинку Что такое лестничная нервная система. Картинка про Что такое лестничная нервная система. Фото Что такое лестничная нервная система

В современной системе образования школьная психологическая служба, сегодня называемая «Практическая психология образования», в качестве перспективных направлений своей деятельности рассматривает развитие индивидуальности каждого ребенка, научное обоснование и операционализацию путей и средств индивидуального подхода к любому ребенку в контексте его индивидуального варианта возрастного развития с целью реализации ресурсов его творческого и нравственного потенциала в образовательных учреждениях различного типа и уровня [5], поскольку «формирование творческой личности предполагает учет как ее собственных индивидуальных возможностей, так и требований самой деятельности» [1; 2].

С этих позиций в данной статье освещаются вопросы о том, как раскрываются, проявляются и развиваются у школьников природные предпосылки их психофизиологического и личностного развития в учебной деятельности и жизнедеятельности.

1. Общая характеристика свойств нервной системы и темперамента человека

Как известно, на Земле нет двух людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет двух совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей — личность каждого человека уникальна и неповторима.

Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдаются индивидуальные особенности, которые проявляются в поведении, в деятельности, жизнедеятельности, в различных видах активности: эмоциональной, интеллектуальной, волевой, моторной, коммуникативной и т.д. Эти особенности психики весьма консервативны, устойчивы. Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нам свойства личности, они образуют у каждого человека своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, «вырастают» свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Эти свойства у всех разные.

Такими устойчивыми и присущими человеку от рождения индивидуальными свойствами являются физиологические свойства типа нервной системы и их психологические проявления — свойства темперамента. В чем заключается их своеобразие? Представьте себе две реки: одну спокойную, равнинную, другую — стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй — полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены. Особенности течения этих рек зависят от ряда природных условий.

Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенностях течения) психической деятельности разных людей. У одних людей психическая деятельность протекает равномерно. Такие люди внешне всегда спокойны, уравновешенны и даже медлительны. Они редко смеются, взгляд их всегда строг и холоден, движения скупы и целесообразны. Попадая в трудные обстоятельства или в «смешное « положение, эти люди остаются внешне невозмутимыми. Их мимика и жесты не отличаются разнообразием и выразительностью, речь спокойная, походка твердая. У других людей психическая деятельность протекает скачкообразно. Такие люди, наоборот, очень подвижны, беспокойны, шумливы, всегда оживлены. Речь их порывистая и страстная, движения хаотические, мимика богатая и разнообразная. Нередко даже в обычном разговоре их слова сопровождаются жестами — человек машет руками, притопывает ногами. Они всегда суетливы и нетерпеливы. Другими словами, свойства нервной системы и темперамента и есть те природные, т.е. врожденные, свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека [4].

Научное объяснение их природы дал академик И.П. Павлов в учении об основных свойствах нервной системы. Он выделил три следующих основных свойства: 1) силу процесса возбуждения и торможения, зависящую от работоспособности нервных клеток; 2) уравновешенность нервной системы, т.е. степень соответствия силы возбуждения силе торможения (или их баланс); 3) подвижность нервных процессов, т.е. скорость смены возбуждения торможением, и наоборот. И.П. Павлов выяснил, что темперамент зависит не от одного какого-либо из этих свойств, а от их сочетания. Такое сочетание свойств нервной системы, которое определяет и индивидуальные особенности условнорефлекторной деятельности, и темперамент, он назвал типом нервной системы. И.П. Павлов различал четыре основных типа нервной системы:

Выявленные И.П. Павловым основные комбинации свойств, или типов, нервной системы, от которых зависит темперамент, являются общими у человека и животных. Поэтому они получили название общих типов. Эти общие типы нервной системы лежат в основе четыре х традиционных типов темперамента: холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического, которые достаточно отчетливо выражены уже в школьном возрасте.

Сангвиник.

Это субъект c сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы. Сангвиник отличается повышенной реактивностью, которая проявляется в той живости, с какой откликается на все его эмоциональная натура. Ему присуща большая активность — он способен проявлять значительную энергию, работоспособность и настойчивость. Активность и реактивность у сангвиника уравновешены — он может сдерживать чувства, волнения. Темп реакции довольно высокий, поэтому он любит быстрые движения. Сангвинику свойственны высокая пластичность и экстраверсия, вследствие чего он общителен, легко привыкает к новым людям и условиям, легко переходит от одного вида деятельности к другому, но недостаточно усидчив и сосредоточен, особенно в условиях однообразной работы. В процессе обучения быстро схватывает основные моменты, но допускает ошибки. Не любит кропотливой и длительной работы по усвоению сложных знаний или формированию умений и навыков. Достаточно работоспособен, уверен в себе, результаты его деятельности стабильны и, как правило, в ответственных ситуациях (экзамен, соревнования и т.п.) бывают выше, чем в ситуации обычного урока или тренировки.

Холерик.

Обладает сильным, неуравновешенным (с преобладанием возбуждения) типом нервной системы. Для него, как и для сангвиника, характерны высокая реактивность, активность, быстрый темп реакций. Но реактивность у него преобладает над активностью, в связи с чем в трудной ситуации он легко становится вспыльчивым, резким, быстро выходит из себя. Как и сангвиник, любит быстрые движения, охотно и с увлечением начинает заниматься избранным видом деятельности, но быстро охладевает. Не любит длительную и монотонную работу. Его результаты недостаточно стабильны, ибо он склонен к излишнему возбуждению перед началом ответственной работы, что часто не позволяет ему реализовать полностью свои возможности.

Флегматик.

Это человек с сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы. В отличие от сангвиника и холерика, обладает малой реактивностью, поэтому его трудно вывести из себя. Незначительная эмоциональная возбудимость позволяет ему оставаться спокойным перед серьезной, ответственной работой. Высокая активность преобладает над малой реактивностью, что и определяет терпеливость, выдержку и самообладание. Движения и речь у флегматика медлительные, реакции запаздывающие. Ему присуща ригидность и интроверсия, что определяет устойчивость привычек и навыков, малую общительность.

Меланхолик.

Субъект со слабым типом нервной системы. Наиболее характерна для него высокая сенситивность, проявляющаяся в болезненной чувствительности, ранимости. Малая реактивность и пониженная активность способствуют тому, что он легко «теряется», быстро устает, не уверен в себе. Меланхолик ответственен, но недостаточно работоспособен и малоустойчив к внешним раздражителям. Высокая тревожность нередко порождает неуверенность в себе и низкую самооценку. В ситуации ответственной работы меланхолик, как правило, показывает менее высокие результаты, нежели в ходе повседневной деятельности.

2. Роль свойств нервной системы и темперамента в деятельности человека

Если оценивать приведенные выше характеристики, то можно отметить, что в каждой из них есть как позитивные, так и негативные свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, также неустойчиво и его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой тревожностью, но зато он тонко чувствующий человек, как правило, осторожный и осмотрительный. Следовательно, нет темпераментов «плохих», нет темпераментов «хороших» — каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и социальной ценности человека — от темперамента не зависят склонности, мировоззрение и убеждения человека, содержание его интересов.

Каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования. Эти требования нельзя произвольно изменять, так как они зависят от объективных причин — от содержания деятельности.

Темперамент и тип нервной системы, определяя динамику деятельности, могут влиять на ее продуктивность. В разных видах деятельности их роль неодинакова. В учебной деятельности и в «массовых» профессиях (токарь, слесарь, менеджер, врач, учитель, инженер) одни свойства, необходимые для успешной деятельности и слабо выраженные у данного человека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и обусловленных ими приемов работы. Например, установлено, что учителям сильного подвижного типа нервной системы (сангвиникам по темпераменту) присущ организационно-коммуникативный стиль деятельности на уроке. Хорошая организация урока обеспечивает его высокую эффективность. У них преобладает дисциплинирование словом, причем непосредственно при возникновении нарушений дисциплины либо после них (легко переносят действие сильных раздражителей), в меньшей степени пользуются при организации учащихся наказаниями, часто вступают в контакт с учащимися и непосредственно с классом с целью передачи учебной информации и дисциплинирования учащихся. Конструктивный компонент деятельности у них менее выражен, чем организаторский и коммуникативный. План урока у них, как правило, свернутый, схематичный. В ходе урока он значительно детализируется, уточняется. Это объясняется тем, что предварительная ориентировка у них почти полностью отсутствует — она происходит в процессе исполнения. Такие учителя очень активны, они могут легко перестраиваться в ходе урока в зависимости от состояния учащихся, степени усвоения ими учебного материала, склонны к экспромту, импровизации, всегда бодры, оптимистичны, жизнерадостны, добиваются успеха за счет хорошей организации и готовности. В этих особенностях деятельности учителя налицо присущие сильному и подвижному типу нервной системы положительные проявления: уверенность, решительность, активность, самостоятельность, оперативность. Отрицательные проявления — торопливость, несдержанность, импульсивность, самонадеянность — компенсируются целесообразными способами действий, педагогическими приемами, а недостаточная заблаговременная подготовка к уроку тем, что эти учителя могут «с ходу» мобилизовать свои знания, умения, навыки, оперативно продумывать сложившиеся ситуации урока и творчески решать их.

Каждое свойство темперамента требует индивидуальных приемов работы или воздействия на человека. Так, меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны более частые перерывы для отдыха, чем другим. Зависит от темперамента и эмоциональная сфера личности, а отсюда и эффективность дисциплинарных воздействий или побудительная сила мотива, и влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых напряженной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. Доказано, что повышение или понижение функционального уровня деятельности определяется величиной раздражителя, вызывающего нервно-психическое напряжение.

Величину раздражителя, при которой функциональный уровень повышается, принято называть оптимальной, при которой понижается — пессимальной. Оптимальная и пессимальная величины действующего раздражителя зависят от типа нервной системы и темперамента. Например, замечание учителя, сделанное ученику-сангвинику в резкой форме, лишь дисциплинирует его, а ученика-меланхолика надолго выбивает из колеи. Таким образом, от темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, влияние эмоциогенных раздражителей, трудностей работы, дисциплинарных воздействий и т.д.). Такое регулирование учебной деятельности школьников путем дифференцирования величины действующих раздражителей в зависимости от типа нервной системы и темперамента человека рекомендуется психологами и применяется (правда, скорее стихийно) учителями-мастерами. Приспособление темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Существует наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности — формирование ее индивидуального стиля. Одни и те же задачи и требования учебной деятельности могут быть с одинаковой успешностью осуществлены посредством различных приемов и способов. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

Одно из условий формирования индивидуального стиля — учет свойств типа нервной системы и темперамента. Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие темпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных темпераментом часто совершенно непроизвольных и неподотчетных форм реагирования и особенностей движения. Например, ученик-меланхолик при выполнении письменной работы из-за неуверенности в себе и тревожности очень много времени тратит на составление черновика, его проверку и исправление и сравнительно меньше — на переписывание начисто. Ученик-сангвиник, наоборот, пишет иногда черновик очень сокращенно или даже вовсе не пользуется им и очень мало проверяет и исправляет свою работу.

Стиль учебной деятельности (СУД) в Пермской психологической школе традиционно является предметом пристального изучения. Была обнаружена и доказана зависимость индивидуального стиля от свойств нервной системы и темперамента [3; 6]. Так, например, младшие школьники сильного, уравновешенного, подвижного типа нервной системы обладают быстрым темпом деятельности, активны на уроках, помимо основных заданий успевают выполнить дополнительные. Для них характерны продуманность ответов, предпочтение выполнять трудные задания, большая сосредоточенность во время уроков, внимание к объяснению материала учителем. Они, как правило, не делают перерывов при выполнении домашнего задания, долго и тщательно проверяют выполненную ими работу, предпочитают выполнять задания самостоятельно, не списывать у товарищей и не пользоваться подсказками.

Подростки с аналогичным типом нервной системы не склонны к длительным и тщательным проверкам выполненных работ, предпочитают заниматься в одиночестве, менее склонны отвлекаться во время уроков. Они на уроке успевают выполнять дополнительные задания, помимо основных, не торопятся, тщательно продумывают свои ответы, у них редко встречаются ошибки, допущенные из-за невнимательности, они внимательны к объяснению урока учителем и своевременно готовят рабочее место к уроку. Обычно они склонны проверять задания только в ходе их выполнения, не осуществляя при этом итоговый контроль [7].

Одно из важнейших условий возникновения индивидуального стиля — сознательное, творческое отношение к выполняемой работе. Индивидуальный стиль возникает только в том случае, если школьники сами ищут оптимальные приемы и способы, помогающие им достигать лучших результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у более успешных учеников и не появляется сам собой, стихийно. Он формируется в процессе обучения и воспитания.

В каждом классе есть дети с разными свойствами нервной системы и темперамента. Те приемы и способы учебной деятельности, которые приемлемы для одного ученика, могут не соответствовать индивидуально-психологическим особенностям другого. В связи с этим одна из задач педагогов и родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку найти наиболее подходящий для него стиль учения. Для этого необходимо следующее.

1. Прежде чем начать работу по формированию стиля учебной деятельности у конкретного ребенка, педагогу (родителю) в сотрудничестве со школьным психологом следует с помощью наблюдений, различных тестов и опросников исследовать его индивидуально-психологические особенности и проанализировать, какие именно приемы и способы учебной деятельности являются для данного ученика наиболее приемлемыми, благоприятными (в Приложении 1 и Приложении 2 представлены конкретные методики диагностики свойств нервной системы и стиля учебной деятельности у школьников — прим. ПГ). Анализ существующих учебных программ дает основание говорить, что современные условия организации учебной деятельности в целом в большей степени соответствуют индивидуальным особенностям детей с сильным и подвижным типом нервной системы. В связи с этим особое внимание учителей и родителей должно быть направлено на формирование адекватного стиля учебной деятельности у детей со слабым и инертным типом нервной системы. Так, например, при работе с учащимися со «слабой» нервной системой следует помнить, что таких детей крайне нежелательно ставить в ситуацию неожиданного вопроса и немедленного ответа на него, так как для более удачного ответа и (что не менее важно) для большего внутреннего комфорта и эмоционального удовлетворения им требуется больше времени на обдумывание; как правило, такие дети чувствуют себя более уверенно, давая ответы в письменной форме; во время урока их следует как можно меньше отвлекать от работы; к ответственному заданию (экзамену, контрольной работе и т.п.) учеников с подобными природными особенностями следует психологически подготовить, внушить им уверенность в своих силах, научить справляться со своими страхами, тревожностью и т.п. От учеников с инертным типом нервной системы не следует требовать быстрого включения в работу, высокой активности на уроке, им требуется больше времени на подготовку и проверку задания и т.д.

2. Проявление индивидуально-психологических особенностей школьника в учебной деятельности может играть как позитивную, так и негативную роль. Учителю и родителям, помогая ребенку в формировании рационального СУД, не следует навязывать ему те или иные приемы и способы работы. Работа должна строиться таким образом, чтобы он (ребенок) осознавал, что в одних ситуациях его индивидуальные особенности способствуют более высокой успешности деятельности, а в других — некоторым образом препятствуют ей. Умение учащегося строить работу с учетом собственных индивидуальных особенностей поможет ему не только достичь более высоких результатов в учебе, но и избежать нежелательных состояний (перегрузка, эмоциональное перенапряжение, стресс и т.д.).

3. В каждом конкретном случае в зависимости от диагноза намечается процесс индивидуализации в обучении и воспитании школьника в целях их оптимизации. В любом случае желательно проконсультироваться у школьного психолога.

Приложения

Приложение 1. Диагностика жизненных проявлений свойств нервной системы у школьников (Б.А. Вяткин) — скачать в формате pdf

Приложение 2. Пермский опросник стиля учебной деятельности (ПОСУД) (О.С. Самбикина) — скачать в формате pdf

Список литературы

Источник: Вяткин Б.А., Самбикина О.С. Типы нервной системы и темперамента как природные предпосылки формирования стиля учебной деятельности школьника // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. Вып. 1. С. 81–100.

22 сентября 2021 года — юбилей Оксаны Семеновны Самбикиной, заведующей кафедрой теоретической и прикладной психологии факультета психологии, руководителя магистерской программы «Психология семьи и семейное консультирование» Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. «Психологическая газета» поздравляет Оксану Семеновну и желает здоровья, вдохновения и сил для реализации всех творческих и научных планов!

Автор

Вяткин Бронислав Александрович

доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО. Профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Института психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Главный редактор журнала «Вестник ПГПУ. Серия 1. Психология». Председатель Пермского регионального отделения РПО.

Самбикина Оксана Семёновна

кандидат психологических наук, доцент. Заведующая кафедрой теоретической и прикладной психологии факультета психологии, руководитель магистерской программы «Психология семьи и семейное консультирование» ПГГПУ. Практикующий семейный психолог-консультант, системный психотерапевт, психодраматерапевт, арт-терапевт.
Пермь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *