Что такое лессировка в акварели
9. Акварельные техники. Часть I.
Цель сегодняшнего занятия: Изучить 5 техник акварели, узнать, как не загрязнить работу и создать фантазийную работу на формате А4.
ТЕХНИКИ РАБОТЫ АКВАРЕЛЬЮ
Многослойная техника акварели (лессировка)
Эта техника акварели может дать «зеленый свет» созданию картин в стиле реализма. Лессировка– многослойный прием, нанесение акварели прозрачными мазками от более светлых к более темным, один слой поверх другого.
Особенности многослойной техники акварели:
Акварельные работы, исполненные лессировкой, становятся похожи на живопись маслом или гуашью. Чтобы работа не имела такой недостаток, надо уметь работать со светом, накладывать лессировки тонко и точно.
Для рисования нужны кисти, краски, владение техникой и спецэффектами. Рисовать можно сухой (отжатой), полусухой и мокрой кистью (колонковой или беличьей).
Акварель по-мокрому (Английская акварель)
Французы называют эту технику «работать на воде» (travailler dans l’eau, фр.)
Лист бумаги обильно смачивается водой. В этой технике главная особенность – непредсказуемость результата. Даже если художник правильно рассчитал тон и цвет, рисунок до полного высыхания может еще не раз измениться, прежде чем принять окончательную форму. Контуры объектов в этой технике расплывчаты, линии плавно перетекают друг в друга и воздушны. Картину, выполненную в этой технике, додумывает и воображает зритель.
Шаги художника в технике акварель по-мокрому:
Смешанная техника акварели
Многие художники сочетают несколько техник рисунка в одной работе.
Приемы комбинированной (смешанной) техники:
Основное правило техники: бумага смачивается не вся, а в нужной области (резерваж); пигмент наносится на поверхность сверху вниз.
Бумага может смачиваться фрагментарно. Художник сам решает какой план проработать, создавая акварельные разводы. С помощью губки надо удалять излишки воды, чтобы вода не просочилась на те участки, которые должны остаться сухими по замыслу художника.
Также можно совмещать красящие материалы и создавать спецэффекты:
Упражнение №1.
Разделить лист на 4 прямоугольника (между ними оставить промежутки), три из которых будут подмалевками и три исполнениями в техниках акварели.
Этапы выполнения задания:
ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ АКВАРЕЛЬЮ «БЕЗ ГРЯЗИ»
1. В РИСОВАНИИ АКВАРЕЛЬЮ ИСПОЛЬЗУЙ КАЧЕСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Качество твоей работы будет зависеть от красок. Избегай наборов красок, которые по своему внешнему виду белесые, с пастельными оттенками. Они будут давать мутность в замесах.
2. СЛЕДИ ЗА ПРОЗРАЧНОСТЬЮ АКВАРЕЛЬНЫХ СЛОЁВ
Помни, что через слой краски в акварели бумага должна просвечивать. И это не значит, что цвета должны быть бледными, светлыми! Даже черный цвет в рисунке акварелью может быть прозрачным, при этом оставаясь насыщенным и глубоким.
3. НЕ СМЕШИВАЙ АКВАРЕЛЬ С БЕЛИЛАМИ
Даже если в вашем наборе красок есть белила, это не значит, что их нужно смешивать с другими цветами или накладывать большим слоем с целью получить светлый оттенок. В акварели роль белого играет бумага. Чтобы получить светлый оттенок, мы просто разводим краску водой.
4. АККУРАТНО ИСПОЛЬЗУЙ КРОЮЩИЕ КРАСКИ
К кроющим краскам относятся желтый, оранжевый, железо-окислая красная, церрулеум и другие оттенки. Помни, что в акварели нельзя добиться звонкой яркости за счет густоты слоя. Чтобы желтый светился, был ярким, его нужно класть прозрачным слоем! В большинстве случаев, густота слоя = непрозрачность = грязь.
5. НЕ ПИШИ СВЕТЛЫМИ ОТТЕНКАМИ ПО ТЁМНЫМ
Если ты рисуешь акварелью многослойно, накладывай один оттенок на другой, то иди от светлого к тёмному. Сначала пиши все светлые и удаленные участки, а затем постепенно иди к переднему плану и более тёмным оттенкам.
6. НЕ СМЕШИВАЙ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ЦВЕТОВ В ОДИН ЗАМЕС
Мы уже выяснили, что серый цвет может быть звучным и красивым. Некрасивым и грязным он становится, когда теряет свою прозрачность. Запомни, чем больше красок ты смешиваешь, тем большее количество разных пигментов, составляющих их, участвуют в замесе. И тем меньше у тебя шансов получить более звучный и прозрачный цвет.
Что такое лессировка в акварели
Уроки Рисования Всем Арт запись закреплена
Есть такая техника, подразумевающая наслоение нескольких цветов, которое можно получить, например, с помощью листов цветного стекла, наложенных друг на друга. Благодаря такой технике видны и те слои, которые находятся под основным слоем.
В акварельной живописи эта техника получила название лессировки (от нем. Lasierung — глазурь), при которой несколько тонких слоёв полупрозрачных красок наносятся на основной тон.
Или, если мы нанесем слой желтого цвета, а потом слой красного, то цвета суммируются и получится оранжевый оттенок.
Почему стоит попробовать такую технику?
Без лессировки рисунок может получиться бледным и слабым. Данная техника позволяет изменить цвет и сделать его более глубоким, создать на картине объем. В пейзажах лессировка помогает для создания тени, например, на листьях деревьев или на траве.
Как использовать данную технику?
Перед нанесением нового слоя, каждый предыдущий слой должен быть полностью сухим. Обратите внимание, что вы наносите множество разных слоёв.
Если вы рисуете следующий слой слишком рано, то он смешивается с предыдущим, тем самым разрушая весь эффект. Из-за такой ошибки в зависимости от выбранных оттенков, конечный цвет вообще может получиться грязным.
Как проверить готовность предыдущего слоя? Просто прикоснитесь к нему тыльной стороной ладони. Если он холодный на ощупь, значит он всё еще слишком влажный.
Другой важный совет: для этой техники лучше использовать мягкие кисти. Когда кисточка слишком жёсткая, то краски быстро смешиваются, остаются некрасивые линии.
А вы используете технику лессировки в рисовании? Поделитесь своим опытом в комментариях.
Больше интересных статей тут: #статьи@sketchingfree
Есть такая техника, подразумевающая наслоение нескольких цветов, которое можно получить, например, с помощью листов цветного стекла или бумажных салфеток, наложенных друг на друга. Благодаря такой технике видны и те слои, которые находятся под основным слоем. В акварельной живописи эта техника получила название лессировки (от нем. Lasierung — глазурь) или глизали (от англ. Glaze — глазурь, глянец), при которой несколько тонких слоёв полупрозрачных красок наносятся на основной тон. Чтобы получить красивое и чистое смешивание цветов, нужно использовать именно полупрозрачные краски. Они пропускают, а затем отражают свет от поверхности бумаги, создавая сияющий эффект.
Приведём в пример несколько цветов, которые можно использовать для лессировки:
Непрозрачные краски полезны для смягчения оттенков. Но в лессировке они запросто могут превратить глубокие слои в плоские, оставить небольшой осадок или создать грязный оттенок.
Вот некоторые цвета, которые лучше не выбирать для этой техники:
Почему стоит попробовать метод глизали
Как использовать данную технику
Перед нанесением нового слоя, каждый предыдущий слой должен быть полностью сухим. Обратите внимание, что вы наносите множество разных слоёв. Если вы рисуете следующий слой слишком рано, то он смешивается с предыдущим, тем самым разрушая весь эффект. Из-за такой ошибки в зависимости от выбранных оттенков, конечный цвет вообще может получиться грязным. Как проверить готовность предыдущего слоя? Просто прикоснитесь к нему тыльной стороной ладони. Если он холодный на ощупь, значит он всё еще слишком влажный. Другой важный совет: для этой техники лучше использовать мягкие кисти. Когда кисточка слишком жёсткая, то краски быстро смешиваются, остаются некрасивые линии.
Сколько слоёв нужно наносить
У каждого художника свой подход к этой технике. Некоторые любят использовать около 50 или 100 очень тонких слоёв краски, которые обычно покрывают весь лист. Этот метод занимает много времени, но результат превосходит все ожидания. Большинство таких картин показывают не какой-то конкретный и небольшой объект, а широкие области (как, например, небо), выполненные с помощью лессировки.
У других художников, например, у меня, не хватает терпения, чтобы накладывать так много слоёв. Мы удовлетворены меньшим количеством слоёв – примерно 3-4. В таких случаях лессировка используется не на всём листке полностью; она применяется только к выборочным областям. Так, фокусируясь только на этих участках, я могу получить глубокий и насыщенный цвет, грамотно подбирая количество воды и краски.
Осваиваем лессировку
Я расскажу, зачем, с моей точки зрения, применять лессировку и покажу пошаговое её исполнение с применением акварельных красок и с минимальным количеством используемых цветов.
Почему акварельных? Исключительно потому, что они быстрее сохнут. А одним из условий успешной лессировки является 100% просыхания предыдущего слоя. Использовать же можно любые другие краски.
Почему я буду использовать только несколько цветов? Ну, во-первых, я постараюсь, чтобы стал понятен принцип лессировки, а так для меня проще объяснять. Ну чтобы показать, что результатов можно достичь с минимальным цветовым набором и всего в 9 шагов 🙂
В данном случае будет маленькая пейзажная зарисовка.
Каждый шаг я буду не только пояснять на бумаге, но и с края листа показывать, какой именно тон использовала.
Поехали?
Точное определение лессировки вы можете найти в словаре, своими же словами приблизительно так.
Лессировка — это живописный прием, который заключается в последовательном нанесении полупрозрачных слоев красок. Это настоящая классика живописи.
Она нужна как для создания сложных фонов, так и для передачи глубины изображения, смягчении тонов. С ее помощью можно создать тонкие цветовые переходы, не теряя объемности и воздушности изображения.
Сколько слоев можно наносить? Тут мнения разделяются. В общем, столько, сколько считаете нужным для достижения требуемого результата. Основываясь на собственном опыте могу сказать, что чем прозрачнее вы будете наносить слои, тем больше сможете их нанести. Но большое количество слоев вовсе не обязательно.
На той работе, которую я предлагаю вам сделать (фото № 1), их всего насколько. На той, которая на фото № 2, их очень много. Не считала, сколько. Но та лессировка, которая была нужна для передачи воздушности зарождающейся весны, прозрачности пробуждающегося леса (равно как и вида мутной весенней воды), совершенно лишняя для летней зарисовки. Всему свое время, не так ли?
Если вам это интересно, приступим 🙂
Что понадобится:
1. Плотная бумага. Лессировка предполагает многократное нанесение слоев краски на бумагу, а значит многократное её смачивание. Поэтому для черчения не подойдет. Лучше среднезернистая для акварели. Тем более, что одна из прелестей лессировки состоит в том, что через нее должна просматриваться структура бумаги или загрунтованного холста. Зачем же лишать себя подобной красоты?
2. Мягкая кисть. У меня № 5, белка.
3. Акварель. Понадобится всего 4 цвета: синий, зеленый, желтый и коричневый.
4. И, конечно, желание!
Вначале, как всегда перед работой, обезжирьте лист водой. То есть просто нанесите воду тонким слоем на лист и оставьте его высыхать. Даже если будете использовать не всю поверхность листа, обезжиривайте полностью. Иначе намоченная часть «вспучится» в противовес не намоченной и потом может получиться не слишком-то красиво 🙂
Шаг один.
Размечаем линию горизонта. С точки зрения композиции, она не должна проходить посередине. Это не выигрышно зрительно. Поэтому на небо отведем немного больше пространства. Тон неба — голубой, для почвы выберем желто-зеленый.
Сбоку я буду показывать тона, положив мазок кисти.
Голубой тон наносим снизу вверх от лини горизонта, желто-зеленый — сверху вниз. Кисть ведем по горизонтали. Таким образом на линию горизонта придутся наиболее плотные слои.
Оставляем до полного просыхания.
Важно: предыдущий слой должен полностью высохнуть! Не наносите новый до полного высыхания предыдущего. Иначе будет не лессировка, но грязь.
Шаг два.
Дописываем небо. Синюю краску разводим более плотно и набираем ее на кисть с большим количеством воды. Проводим по небу несколько широких косых полос и чуть размываем в одну из сторон. Это облака.
Шаг три.
Зеленой краской проводим две неровные полосы по линии горизонта — это лес вдали.
Шаг четыре.
Разводим сине-зеленую краску. Слой прозрачнее кладем широко по линии горизонта, зрительно увеличивая его глубину. Более глубокий слой — небольшое пятно на среднем плане. Зачем — будет ясно дальше 🙂 И тем же тоном — тонкую линию по верхушкам далекого леса.
Шаг пять.
Это самый темный из всех слоев. Опять смешиваем синюю и зеленую краску, но с преобладанием синей. Воды берем мало и кончиком кисти наносим небольшие вертикальные мазки слева направо. Это кроны деревьев, которые колышет ветер!
А пятно, которое мы рисовали в шаге четыре — тень от них. До ствола еще дело дойдет, а пока пусть повисят в воздухе 🙂
Шаг шесть.
Если вы его пропустите, зарисовка не пострадает. Но можно и придать чуть больше живости нашему изображению.
Цвет — синий с толикой зеленого. Наносим несколько мазков, как в шаге пять, немного заполняя зазоры между предыдущими мазками. Это придаст кроне иллюзию движения.
Шаг семь.
Бледно-желтым цветом наносим несколько мазков по переднему плану, выделяя его.
Перед тем, как сделать следующий шаг, я замечаю, что неверно рассчитала расположение тени и крон. Не беда. Заодно покажу, как все исправить 🙂 Зеленым цветом (шаг 4) дописываем тень вправо. А когда высохло — переходим к шагу восемь.
Шаг восемь.
Шаг девять.
И, самое ответственное — поставить подпись 🙂
Таким образом, с применением лессировки можно получить пейзажную зарисовку. Можно — картину. Можно сделать красивый, сложный фон к декупажу.
Главная хитрость — постарайтесь представить, какой результат хотите видеть. Представьте его в перспективе, как тоннель: первый слой — самый светлый, тот, что ближе к вам. И по мере накладывания слоев тоннель становится все глубже и глубже, слой за слоем. Или светлее и светлее — если выходите из него. Так и слои краски.
Лессировка как техника живописи
Лессировку в разных источниках о масляной живописи называют термином «глазурь», «глизаль», «глейз» или «глянец». Этот общий метод используется в академической живописи для окончательной обработки полотен с 16 века — волосяной щеткой работают на тонком, прозрачном, более темном слое сухой краски.
Художники сначала выполняют гризайль — мелкие подробные монохроматические подмалевки — в серых тонах или бистром из коричневого пигмента с растворимым клеем. Затем применяют ряд цветных глазурей. Метод живописи лассировка создает визуальную глубину, которую невозможно получить прямым методом Алла прима.
В работах маслом
В масляной живописи самая простая форма глазури представляет собой тонкий, маслянистый, прозрачный слой краски, который распространяется поверх непрозрачного сухого фона. Это вызывает эффект объема и свечения. Тонкая маслянистая глизаль облегчает визуализацию деталей, сложность воспроизведения тонов кожи.
При использовании нескольких слоев глазури остаются видимыми сочетания всех используемых оттенков. Тем не менее, пигменты не смешиваются, так как краска обязательно сохнет перед последующим слоем. Для очередного нанесения мазка художник увеличивает количество масла в краске. Такое применение обогащенных, разбавленных маслом пигментов сводит к минимуму образование трещин.
Лессировка выполняется различными способами и сопровождается применением разновеликих щеток, губок, растворителей. Сложный завершающий процесс может сделать работу шедевром или полностью испортить картину. Опытные художники в процессе работы применяют приемы, которые упрощают работы на завершающем этапе:
Любой из перечисленных способов участвует в процессе лессировки. Конечный результат зависит от опыта и умения совмещать различные техники для получения идеального результата. Но кроме умения завершить полотно, сохранить его от возможных повреждений, в процессе работы важную роль имеет используемая палитра.
На акварелях
Лессировка — это техника, похожая на глазурь, но покрытие делают непрозрачным, написанным очень тонким слоем, чтобы нижний фон просвечивался – это работает по принципу оптического смешивания цветов, аналогичному стилю пуантилизм. Большинство художников используют для глазури темные тона, но для лессировок в акварелях более подходят светлые цвета, особенно, при передаче атмосферных эффектов, при рендеринге тумана или облаков.
В акварелях лессировку успешно делают при помощи смыва — это помогает исправить проэкспонированный участок или уменьшить чрезмерный цветовой контраст. Для глазури применяют прозрачные или полупрозрачные пигменты и наносят мазки очень тонким слоем по сухому фону. После этого можно изменить тональное значение или цвет фонового слоя.
Палитра прозрачной глазури
Прозрачные цвета в палитре для лессировки идеально сочетаются и предполагают конкретный визуальный эффект. Благодаря стойкости и интенсивности цветов, художники смешивают небольшое количество краски, соответствующей определенному участку для создания богатой и живой глазури: