Что такое лексическая сторона речи
Понятие лексической стороны речи в психолого-педагогической литературе
Алёна Артёмовна Малыгина
Понятие лексической стороны речи в психолого-педагогической литературе
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Развитие интеллекта – центральная задача в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром. Знаковая система языка – морфемы, слова, словосочетания, предложения – кодирует (шифрует) окружающую человека действительность.
Овладение родной речью является важным аспектом в становлении личности ребенка. Речь несет в себе, в первую очередь, коммуникативную функцию. Без хорошо сформированных коммуникативных навыков ребенок не сможет успешно социализироваться.
Работа над развитием данной стороной речи предполагает обогащение активного и пассивного словаря.
Т. Н. Ушакова подчеркивает, что развитие общего механизма речи опирается не столько на усвоение воспринятых слов, сколько на продуктивный принцип формирования языка. При этом происходит саморазвитие языковой системы в детской голове, обеспечивающее поразительно быстрое становление речи ребенка.
В психолого-педагогической литературе лексическая сторона речи определяется как составная часть образности, так как работа над смысловой стороной слова помогает ребенку употребить точное по смыслу и выразительное слово или словосочетание в соответствии с контекстом высказывания.
Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.
Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.
Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.
Проект по развитию речи и приобщению к художественной литературе «На лесных тропинках» (по сказкам) Проект по развитию речи и приобщению к художественной литературе «На лесных тропинках» Актуальность: У большинства современных детей.
Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.
Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.
Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.
Творческий проект для второй младшей группы по развитию речи и художественной литературе Творческий проект для второй младшей группы по развитию речи и художественной литературе на тему «Пересказ литературных и фольклорных произведений.
Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.
Понятие о лексическом строе речи
Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
Понятие о лексическом строе речи
Речь – это сложная деятельность анатомо-физиологического аппарата, который состоит из центрального и периферических органов. Все органы речевой системы неразрывно связаны друг с другом и взаимодействуют под влиянием коры головного мозга.
Негативное влияние на все сферы личности ребенка оказывает неполноценное речевое функционирование, а именно: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, значительно тормозится развитие игровой деятельности. А потому его развитие речи, ее лексической составляющей, необходимо, как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Прежде чем рассматривать процесс уточнения, обогащения и активизации словаря, необходимо дать определение понятию лексического строя речи, словарном запасе и лексеме. Исследователи свидетельствуют, что формирование лексического строя речи определяется, прежде всего, уровнем интеллектуального развития ребенка, непосредственно связано с функционированием различных типов мышления, наглядно-действенного, наглядно-образного, вербально-логического и других психических процессов, а также с развитием всех компонентов языковой системы. Кроме того, формирование лексики определяется и воздействием социальной среды.
Лексический строй речи – это компонент языка, который включает в себя активный и пассивный словарный запас, умение пользоваться им в конкретной ситуации. В структуру лексического строя речи входит: номинативный, предикативный и атрибутивный словари, а также словари служебных частей речи (наречия, местоимения и т.д.
Лексический уровень языка представляет собой совокупность лексем, которые являются результатом действия механизмов словообразования и словоизменения. Полноценное овладение речью предполагает адекватное усвоение речи в единстве формы и содержания. Конкретное слово уже в момент появления является одновременно и звучанием, и значением. Имея свою структуру, как языковой знак, оно включается в языковую систему и функционирует в ней по законам данного языка.
В понятие слова входит языковая единица, которая служит для обозначения (наименования) предметов и признаков (действий, отношений, качеств, количеств). Под значением слова понимают отображение в слове реалий действительности (предметов, признаков, ношений, процессов и т. д.). Основная функция слова – называние действительности (так называемая номинативная функция) и обобщение.
Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку. Она зависит от возраста, психического развития, социальной среды. Под активным словарем – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным ребенком.
Словарный состав представляет собой в наибольшей степени подвижным языковым уровнем. В лексике отражаются все процессы исторического развития общества. С появлением новых предметов, явлений возникают новые понятия, а вместе с ними – и слова для наименования этих понятий. Учитывая все это, словарный состав общенародного языка можно разделить на две большие группы: активный словарь и пассивный словарь.
Большой психологический словарь под ред. Б.Г. Мещерякова определяет «активный словарь» как совокупность слов, которыми пользуется человек при построении высказываний (в устной и письменной речи); а «пассивный словарь» – совокупность слов, которые человек более или менее точно понимает (при чтении и слушании), но не использует сам в речи. Пассивный словарь шире активного словаря.
К пассивному запасу слов относятся такие, которые либо являются устаревшими, либо, наоборот, в силу своей новизны еще не получили широкой известности и также не употребляются повседневно. Таким образом, слова пассивного запаса делятся, в свою очередь, на устаревшие и новые (неологизмы).Те слова, которые вышли из активного употребления, относятся к числу устаревших, Например, явно устаревшими являются слова, переставшие употребляться в связи с исчезновением понятий, которые они обозначали: боярин, дьяк, вече, стрелец, опричник, гласный (член городской думы), бурмистр и др. Слова этой группы называются историзмами, они более или менее известны и понятны носителям языка, но активно ими не используются [45, с. 335].
Если понятие о предмете, явлении, действии, качестве и т. д. сохраняется, а названия, закрепленные за ним, в процессе развития языка заменяются новыми, более приемлемыми по тем или иным причинам для нового поколения носителей языка, то старые наименования также переходят в разряд пассивной лексики, в группу так называемых архаизмов (греч. archaios — древний). Например: понеже – потому, вежды – веки, гостьба – торговля и др. Некоторые из слов подобного типа практически стоят уже за пределами даже пассивно существующих лексических запасов современного литературного языка. Например: тать – вор, разбойник; стрый – дядя по отцу, стрыиня – жена дяди по отцу. Процесс перехода слов из группы активного употребления в пассивную группу длительный. Он обусловлен и внеязыковыми причинами, например социальными изменениями, и собственно языковыми, из которых весьма существенную роль играют системные связи устаревающих слов: чем они обширнее, разнообразнее и прочнее, тем медленнее переходит слово в пассивные слои словаря. К устаревшим относятся не только те слова, которые давно вышли из употребления, но и те, которые возникли и устарели совсем недавно, например: ликбез (ликвидация безграмотности) и др.
Новыми словами, или неологизмами (греч.пеos – новый, logos – понятие), называются, прежде всего, такие слова, которые появляются в языке для обозначения новых понятий, например: кибернетика, летилан (антимикробное волокно), интерферон (лекарство), и др. Подобные слова образуют группу собственно лексических неологизмов. Возникновение новых наименований для тех понятий, которые уже имели в языке название, тоже является одним из путей появления неологизмов. В данном случае происходит утрата одних слов за счет активизации других, синонимичных первым, затем переход вытесненных слов в пассивные слои лексики, т. е. их архаизация.
Неологизмами являются и слова, вновь образованные по определенным нормативным моделям от слов, давно существующих. Например: актив –активист, активистка, активистский, активизм, активизация; атом – атомоход, атомщик, атомник; и многие другие простые и сложные слова, составляющие группу так называемых лексико-словообразовательных неологизмов.
К неологизмам относятся и такие, ранее известные в русском языке слова и словосочетания, у которых развилось новое значение, ср., например, пионер –первооткрыватель и пионер – член детской коммунистической организации.
Семантическое обновление слов – один из самых активных процессов, пополняющих лексическую систему современного русского языка. Вокруг слова, начинающего жить заново, группируются совершенно новые лексемы, возникают новые синонимы, новые противопоставления.
Если об устаревшей лексике (историзмах и архаизмах) можно получить необходимые представления в толковых словарях, а также в специальных исторических словарях русского языка, то специального словаря новых слов до последнего времени не существовало, хотя интерес к неологизмам возник очень давно.
Словарь, как отмечают составители и издатели, не является нормативным. Он объясняет и иллюстративно подтверждает ту часть новых слов и значений (около 3500), которые получили более или менее широкое распространение (не следует смешивать это с понятием активного запаса лексики).
Понятие актуализации произошло от латинского «aktualis», т.е. «деятельностный», что позволяет воспринимать актуализацию как приведение потенциального (латентного) состояния субъекта в состояние деятельности (активности). В этом же смысле «актуализация» трактуется и в философии как понятие, означающее изменение бытия на основе идеи перехода от возможности к действительности. В социологии понятие «актуализация» является частью более общего понятия «социальная активность» и определяется по степени реагирования на изменения в социальной среде.
В наши дни в современной научно-методической литературе по логопедии используется понятие «актуализация словарного запаса». В исследовании А.В. Егоровой термин «актуализация» понимается как процесс, направленный на уточнение, обогащение, систематизацию имеющегося словарного запаса ребенка и перевода импрессивного словаря в экспрессивную речь (включение слова в словосочетание, предложение, текстовое сообщение) [38, с. 75-76].
Также в педагогической энциклопедии анализируется понятие как «актуализация знаний», определяемое как выполнение действий, состоящих в извлечении усвоенного материала из памяти долговременной или кратко временной для последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или при непосредственном воспроизведении [32, с. 18].
В исследованиях по коррекционной педагогике и специальной психологии Н.В. Новотворцева представила понятие об актуализации следующим образом: «Актуализация – (от лат. aktualis –действительный, существующий) – перевод в действие, в состоянии активности того, что имелось лишь потенциально». В психологии это восстановление в памяти удержанного ею раннее или сохраненного: образов, движений, мыслей, словесных высказываний, чувств, осуществляемое в процессах узнавания и воспроизведения.
Л.Г. Парамонова указывает, что процессы обогащения и систематизации словарного запаса дифференцировать практически невозможно, поскольку они должны происходить одновременно. Под обогащением словарного запаса понимается ознакомление ребенка с возможно большим количеством слов при условии четкого соотнесения их с реальными предметами, действиями и признаками предметов и действий, чтобы ребенок хорошо понимал, что именно скрывается за каждым словом. В понятие же систематизации словарного запаса входит его подразделение на отдельные группы слов, выделенные по каким-то определенным, принятым в русском языке принципам.
Таким образом, чем обладая большим словарным запасом, тот или иной человек, тем богаче и выразительнее его речь и тем более тонкие нюансы своих мыслей он способен передать. Масштаб «словарных запасов» разных людей с нормальным уровнем речевого развития очень велик – от 6 до 25 тысяч слов. Как исследовал А.Р. Лурия, первое из названных чисел обеспечивает человеку возможность свободного общения на данном языке.
Уточнение словаря – это словарно-стилистическая работа, развитие гибкости словаря, его точности выразительности, которая включает:
— наполнение содержанием тех слов, которые усвоены, не вполне точно, что обеспечивается включением их в контекст, сопоставлением и сравнением с другими словами;
— усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;
— усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов;
— усвоение лексической синонимии и тех оттенков значений слов, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.
Таким образом, понятие «актуализации» связано с «деятельностью (активностью)»; в психолого-педагогических исследованиях «актуализация» рассматривается как перевод в действие, в состоянии активности того, что имелось лишь потенциально; в коррекционной педагогике «актуализация словарного запаса» трактуется как процесс, направленный на уточнение, обогащение, систематизацию имеющегося словарного запаса ребенка и перевод импрессивного словаря в экспрессивную речь.
В процессе развития лексической составляющей речи ребенка на разных этапах ребенок владеет разным количеством лексических единиц, которых ему недостаточно для осуществления полноценной коммуникации. В рамках данного исследования понятия «словарный запас речи» и «словарный состав языка», «слово» и «лексема» будут использоваться как синонимичные понятия.
Список использованной литературы:
Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: «Владос», 2009. 703 с.
Караулов, Ю.Н. Русский язык : Энциклопедия /Ю.Н. Караулов. – 2-Е ИЗД., Перераб. и доп. – М. : Большая Рос. Энцикл. : ДРОФА, 1997
Что такое лексическая сторона речи
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.
Статья:
Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным — употребление их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.
Овладение лексикой идет в процессе онтогенеза постепенно путем накопления и совершенствования, и к концу дошкольного периода, к моменту поступления в школу, дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка.
Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.
С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера.
Академик А.Н. Леонтьев, который занимался изучением становления и развития детской речи, так писал относительно развития словаря и овладения значением слов и правилами их употребления маленькими детьми: «Во-первых, в процессе развития ребенка качественно изменяется значение слова, то есть строение того обобщения, носителем которого является слово (и тем самым изменяется форма слова, связи и действительность); во-вторых, процесс развития слова осуществляется в процессе общения, в котором ребенок овладевает значениями слов и «кристаллизированным» в них опытом человечества… в-четвёртых, развитие значений слов есть определяющий момент на каждой ступени психологического развития ребенка…». Таким образом, на первый план развития речи ребенка выходит формирование и совершенствование лексики как основы для дальнейшего её развития.
Вопросу развития лексики ребенка посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс освещается в различных аспектах: психофизиологическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом.
Развитие лексики ребенка идет как в направлении развития предметной соотнесенности и значения слова, так и в направлении увеличения словарного запаса.
Первоначально новое слово возникает у ребенка как непосредственная связь между конкретным словом и соответствующим ему предметом.
Первая стадия развития детских слов протекает по типу условных рефлексов. Воспринимая новое слово (условный раздражитель), ребенок связывает его с предметом, а в дальнейшем и воспроизводит его.
В возрасте от полутора до двух лет ребенок переходит от пассивного приобретения слов от окружающих его людей к активному расширению своего словаря в период использования вопросов типа «что это?», «как это называется?».
Таким образом, сначала ребенок получает знаки от окружающих его людей, а затем осознаёт их, открывает функции знаков.
В процессе формирования лексики происходит и уточнение значения слова. Вначале оно полисемантично, его значение аморфно, расплывчато. Слово может иметь несколько значений: обозначать и предмет, и действие с ним, и признак этого же предмета. Позднее значение слова формируется в зависимости от употребляемой интонации, от контекста его употребления и связи с другими словами и т.д.
Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения с окружающими людьми приводят к постепенному количественному росту словаря. В литературе отмечаются значительные расхождения в отношении объема словаря и его прироста, так как существую индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания.
Развитие словаря в онтогенезе рассматривает А.Н. Гвоздев.
К первому году жизни у ребенка появляются аморфные, лепетные слова, состоящие из ударных слогов. Так называемые «слова-корни» не сочетаются по правилам грамматики и означают в той или иной ситуации как действия, так и предметы.
К двум годам жизни словарь ребенка содержит около 300 слов, где каждое слово соотносится с конкретным предметом или действием. На данном этапе пассивный словарь больше активного: ребенок хорошо понимает обращенную речь и выполняет инструкции взрослого.
К трем годам в словаре ребенка насчитывается более 1000 слов. Формируются слова-обобщения, обозначающие родовые понятия. Идет интенсивное накопление ребенком словаря. Увеличивается число существительных, обозначающих как предметы ближайшего окружения, так и других, которыми малыш часто (но непостоянно) пользуется. В своих высказываниях ребенок употребляет почти все части речи. Уточняются значения слов. Объем словаря увеличивается за счет обогащения жизненного опыта ребенка, общения с окружающими взрослыми.
К четырем годам словарный запас возрастает до 1600 – 1900 слов. Из них, по данным А.Н. Гвоздева, 50,2% составляют существительные, 27,4% – глаголы, 11,8% – прилагательные, 5,8% – наречия. Дети хорошо и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, одежду, мебель. Наблюдается значительный рост активного словаря.
К пяти годам дети овладевают набором слов, обозначающих основные геометрические формы, знают измерения некоторых величин, пространственные отношения определяют дифференцированно и точно. Словарь состоит из 2200 слов.
После пяти лет дети выделяют части предметов, сравнивают их по общим и частным признакам, усваивают свойства предметов, начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия. Дети употребляют существительные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением, с обобщающим значением. Все части речи употребляются правильно и точно по смыслу.
В 6–7 лет у детей еще больше расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением. Употребляют разные части речи точно по смыслу.
Этапы развития лексической стороны речи в онтогенезе.
Методика логопедической работы по коррекции нарушений лексической стороны речи у дошкольников
С общим недоразвитием речи
Понятие о лексической стороне речи.
Этапы развития лексической стороны речи в онтогенезе.
Характеристика нарушений лексической стороны речи при общем недоразвитии речи у дошкольников.
Основные подходы к коррекции нарушений лексической стороны речи при общем недоразвитии речи у дошкольников.
Литература.
1. Жукова Н.С., Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева Логопедия. Основы теории и практики. М.: Эксмо, 2011.
2. Логопедия.Теория и практика / под редакцией Филичевой Т.Б. М., Эксмо, 2017.
3. Основы дошкольной логопедии / Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. и др.. М., Эксмо, 2017.
4. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. Ростов н/Д, Феникс, 2016
5. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Логопедические пособия для дошкольников с общим недоразвитием речи.
1. Логопедическое пособие по обогащению словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Боровцова Л.А., Волкова Е.Е. Азбука антонимов в фольклоре: логопедическое пособие по усвоению антонимов дошкольниками с общим недоразвитием речи. Тамбов, ТГУ имени Г.Р. Державина, 2016.
3. Боровцова Л.А., Шубина К.О. От слова к слову: логопедическое пособие по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством словообразования (составления цепочек однокоренных слов). Тамбов, ТГУ имени Г.Р. Державина, 2017.
7. Боровцова Л.А., Часовских А.Ю. Волшебные слова: логопедическое пособие по усвоению фразеологизмов дошкольниками с общим недоразвитием речи. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2018.
Понятие о лексической стороне речи.
Лексическая сторона речи (словарный запас)– это набор слов, который характеризуется объемом (количеством) и составом частей речи (качеством словарного запаса). Словарный запас или лексическая сторона речи является одним из компонентов речевой системы, которую необходимо формировать у детей с ОНР.
Словарный запас – это совокупность слов, которым может пользоваться ребенок в своей речи. Различают два вида словарного запаса: активный и пассивный. Активный словарный запас – это запас слов, которые ребенок понимает и активно употребляет в повседневной речи. Пассивный словарный запас – это запас слов, значение которых ребенок понимает, но в повседневной речи использует крайне редко.
При нормальном развитии словарный запас ребенка увеличивается достаточно быстро. Словарный запас характеризуется не только количественным показателем, но и качественным.
По мере увеличения количественной и качественной сторон словарного запаса происходит формирование навыка словообразования.
Этапы развития лексической стороны речи в онтогенезе.
Первые слова у ребенка появляются к концу первого года жизни. К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 40 слов, в пассивном – 160. Их основу составляют существительные и глаголы («патик» ‑ пальчик, «сантик» ‑ зайчик; «ди» ‑ иди, «бо-бо» ‑ болит).
К 2 годам в речи ребенка появляются первые прилагательные и союзы. В этом возрасте ребенок усваивает числительное «два». В этот период словарный запас увеличивается до 300 слов.
В 2 года 3 месяца в лексике ребенка насчитывается 23 прилагательных, появляются личные местоимения. К концу 2 года ребенок усваивает до 70 наречий, обозначающие отношения: места (туда, вот, здесь), времени (вчера, скоро, теперь), количества (много, чуть-чуть), модальности (можно, нельзя), температуры (горячо, холодно), вкуса (горько, вкусно), оценки (хорошо, плохо).
К 3 годам, дети начинают усваивать обобщающие слова («посуда», «игрушки»), к концу 3х летнего возраста ребенок употребляет в своей речи числительные «три» и «четыре». Объем словарного запаса в этом возрасте составляет около 1000 слов.
К 5 годам в словарном запасе детей насчитывается 2200 слов.
При нормальном речевом развитии происходит постепенное накапливание и осмысливание слов. Переход от доречевой стадии к первым словам – серьезнейший период в речевом развитии ребенка. К этому времени в его пассивном лексиконе насчитывается примерно 50-70 слов (по наблюдениям западных исследователей), что можно проверить по реакции на просьбы: «Принеси ботинки», «Положи мячик в коробки» и вопросы: «Где глазки?», «Где бабушка?» Так обычно поступают логопеды, оценивая уровень понимания речи. Слово попадает в активный лексикон, когда ребенок может начать употреблять его в спонтанной речи, только после короткой, а иногда и достаточно длительной стадии пребывания этого слова в пассивном лексиконе. Учесть все понимаемые ребенком слова достаточно трудно. Иногда случайно обнаруживается, что ребенок понимает значение какого-нибудь слова, которое родители никогда не употребляли в разговоре с ним. Перевод слова из пассивного лексикона в активный зависит от доступности артикуляционных работ, необходимых для произнесения слова. Это не означает, что ребенок осмелится произнести слово лишь тогда, когда будет в состоянии освоить все звуки, его составляющие. Он, как правило, удовлетворяется крайне упрощенным и модифицированным в соответствии с его произносительными возможностями звуковым обликом слова. Имеют значение частотность ситуаций, в которых это слово задействовано, и невозможность для ребенка выйти из затруднительного положения, употребив вместо слова тот или иной протознак, т. е. указать на предмет или определить его жестом. Если такая возможность есть, ребенок ею охотно пользуется и не спешит переходить к словесным знакам.
При переходе от лепетных слов к первым словам, отдельные звукокомплексы лепета могут сохраняться и тогда, когда ребенок уже начал употреблять осмысленные слова. Более того, лепет приобретает в этот период качественно иной характер – в нем словно отрабатываются звуковые контуры будущих слов. Меняется отношение ребенка к собственному лепету, он утрачивает прежнюю беззаботность. Звуковое сходство лепета и слов иногда вводит взрослых в заблуждение, и они принимают за слова те или иные сочетания звуков: «ма-ма», «ту-ту», «ба-ба» и т. п. В чем же отличие лепета от слов, даже при их иногда чрезвычайно близком звуковом подобии? Лепетный комплекс не является знаком, т.е. не передает информации, не отражает мысль и потому не может быть расценен как средство коммуникации. Он непроизволен (именно из-за непроизвольности ребенку удается произносить довольно сложные лепетные комплексы). Слово есть знак, наделенный постоянным значением. В лексиконе ребенка занимают особе место нестандартные «протослова».
Распространено мнение, что первое слово, произнесенное ребенком, непременно «мама». Однако это бывает далеко не всегда. Во-первых, многие родители, наблюдающие за речью своих детей, не расценивают в качестве слов разнообразные «ав-ав», «би-би» и т. п., которые, как правило, появляются раньше, чем мама. Во-вторых, данное сочетание слогов весьма характерно для лепета, поэтому считать «ма-ма» словом можно только тогда, когда есть уверенность, что такой комплекс звуков служит словесным знаком, т. е. связан с определенными, повторяющимися ситуациями. Например, ребенок хочет, чтобы мать взяла его на руки, констатирует, что мать вошла в комнату. Сопоставление первых пятидесяти слов разных детей позволяет выявить некоторые закономерности формирования начального лексикона. При всех иногда весьма значительных индивидуальных различиях между детьми есть некоторый достаточно стандартный набор понятий, который должен получить то или иное выражение в начальном лексиконе ребенка, например (мама, папа, баба, гав- гав, кап- кап, бай, куп- куп, тук- тук, ляля и др.).
Обращает на себя внимание абсолютное преобладание слов из так называемого языка нянь, а в их составе — ономатопей, т. е. звукоподражательных слов. Некоторые слова, которые широко употребляются и взрослыми, например «мама», «папа», «тетя», «дядя» – «родом из детства». Простота их фонетического облика свидетельствует о том, что они специально приспособлены для общения с детьми.
Ономатопеи отличают следующие признаки: простота звукового облика; доступность для артикуляции в младшем возрасте; мотивированность звуковой формы, имеющей понятный для ребенка «звукоизбразительный» характер. Понятен и прост переход от попытки услышать издаваемый предметом или живым существом звук («Послушай, как ворона говорит: кар-кар».) к его обозначению через звукокомплекс. Мотивированность ономатопей весьма условна, и мы не столько учим ребенка услышать звук, сколько навязываем ему свое представление о том, каким этот звук должен быть. Дети постепенно переходят от ономатопей к нормативным словам. Как правило, фиксируется период параллельного употребления того и другого слова, и после этого ономатопей вытесняется нормативным словом. В речи малышей от года до двух лет наблюдается интересное явление: они создают слова по своим правилам, не принятым в их родном языке. Необходимость подобрать номинации для разных явлений при лексическом дефиците приводит к созданию составных наименований из элементов, усвоенных ранее.
Своеобразно формируется у детей и активный словарь, в год ребенок произносит в среднем 3 слова, в 1 г. 3 мес. – 19 слов, в 1 г. 6 мес. – 22 слова, в 1 г. 9 мес. – 118 слов. Если до 1 г. 8 мес. Активный словарь пополняется достаточно плавно (по 6-7 новых слов в месяц), то в 1 г. 9 мес. У большинства детей наблюдается быстрое его увеличение. Это обычно совпадает с концом периода однословных предложений и переходом к двусловным, а затем и к многословным. Пополнение словаря – необходимое условие для удлинения цепочек синтаксических компонентов предложения и для появления новых типов синтаксем. Закрепляемое в образовании новых синтаксических структур продвижение ребенка в когнитивном развитии требует все нового и нового лексического материала для репрезентации синтаксем. С другой стороны, опора на значительно пополнившийся словарь обусловливает дальнейшее развитие комбинаторной техники, техники собственно синтаксической. Заметим, что скачкообразно увеличивается именно активный словарь. Что касается пассивного словаря, то здесь развитие происходит достаточно плавно. Лексический взлет нельзя считать периодом, когда в пассивный словарь входит много слов (они уже накоплены к данному моменту). Это период актуализации слов, перевода их из пассива в актив.
Говоря о количественных изменениях словаря, нельзя не коснуться внутренней, содержательной стороны употребляемых ребенком лексических единиц. В исследованиях Л.С. Выготского и А.Р. Лурия убедительно продемонстрировано, что детские слова лишь постепенно приобретают статус полновесных словесных знаков. Значения, за ними закрепляемые, постоянно изменяются и развиваются. По мере развития ребенка в языке слова все более и более освобождаются от плена ситуации, с которой они первоначально связаны. Э. Сэпир в 1921 г. Метафорически определил слово как «своего рода капсулу, в которую помещена мысль и которая вбирает в себя тысячи случаев предшествующего опыта и готова вместить новые тысячи».
Знаковая природа слова предполагает его предметную и понятийную соотнесенность. Именно последняя и лежит в основе того, что мы традиционно именуем лексическим значением. Действия значительно ускоряют знакомство с предметами и усвоение имен, их обозначающих. Если ребенок на вопрос: «Где мячик?» указывает на один, другой, третий мяч, то уже возникло необходимое обобщение (генерализация) однородных предметов (денотатов). Они объединились в сознании ребенка, образовался сигнификат, который и составляет собственно значение слова.
Формирование сигнификативного значения – следующий этап усвоения значения слова. Для образования сигнификата требуется разделить существенные и несущественные признаки предмета, т. е. осознать, что мячик – нечто круглое, полое внутри, гладкое на ощупь, упругое, что мячиком можно играть, ударяя им об стенку или об пол, и он при этом подпрыгивает. Нужно также осознать, что цвет и размер предмета для уяснения смысла слова значения не имеют. Позднее, когда ребенку дадут, например, теннисный мячик, он сможет сделать заключение, что «гладкий» – несущественный признак предмета. На основании такого опыта формируется понятийная соотнесенность слова с предметами. Однако понятия трехлетнего ребенка кардинально отличаются от понятий в языковом сознании взрослого.
В основе усвоения значений слов лежит постоянно совершаемая ребенком работа по обобщению его опыта. Он видит много кошек, есть среди них и пушистые, и гладкошерстные, все они разного цвета и т. п. На каком-то этапе своего развития ребенок должен понять, что словом «киса» можно назвать любую кошку, как игрушечную, так и живую. При осмыслении значений слов у ребенка много трудностей. Не так легко, как кажется, незрелому уму классифицировать предметы и явления.
Первоначальный лексикон детей включает в себя:
— несколько правильно произносимых слов в 1-2 слога (состоящих из звуков раннего онтогенеза речи);
— контурные слова в 1-2 слога, редко в 3 слога;
— слова-фрагменты названия предметов, животных.
Уже первые слова детей могут сигнализировать о неблагополучном начале развития их речи: «ма» (вместо мама), «па» (вместо папа), «ба» (баба) или слово «мама относят к отцу и другим лицам. Независимо от того, начал ли ребенок произносить первые слова целиком или только отдельные части их, необходимо различать «безречевых» детей по уровням понимания ими чужой речи. У одних детей уровень понимания речи (т.е. импрессивная речь) включает в себя довольно большой словарный запас и довольно тонкое понимание значений слов. О таком ребенке родители обычно говорят, что он все-все понимает, вот только не говорит. Однако логопедическое обследование всегда выявит недостатки их импрессивной речи. Другие дети с трудом ориентируются в обращенном к ним словесном материале.
Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. В этом случае, как уже говорилось, ребенок повторяет только первоначально. Не исключено, что у отдельных детей (не без помощи родителей) с возрастом вырабатывается способность повторять за взрослым отдельные звуки (вплоть до звука [р]) при полной неспособности объединить их в самые легкие слова. Ребенок повторяет только первоначально приобретенные им слова (чаще всего их не более 10), но упорно отказывается от слов, которых нет в его активном лексиконе. Такая «остановка» может иметь место при нормальном развитии речи, но не более чем в течение 5-6 месяцев после появления первых 3-5 слов.
В дизонтогенезе речи указанное явление может иметь место в течение нескольких лет жизни ребенка. Такое состояние речи у дошкольников с сохраненным интеллектом и слухом диагностируется иногда врачами-психоневрологами как элективный мутизм.
Опыт логопедической работы с неговорящими детьми показывает, что одним из ответственных моментов является тот, когда у ребенка с достаточно развитым пониманием речи появляется потребность повторять слова или части их за взрослым. Возникновение активного желания имитировать слова взрослого обеспечивает ребенку его перевод из категории «неговорящих» в категорию «плохо говорящих». При появлении речевого подражания репродукция слов осуществляется не в рамках преимущественного воспроизведения просодии целого слова, как это бывает в норме, а только его ударной части. Такой частью, как правило, является ударный слог слова в открытом его варианте.
Интересной особенностью аномальной детской речи в этот период ее развития является стремление ребенка к употреблению открытых слогов. Стремление «открыть слог» ярче всего обнаруживает себя в добавлениях гласных звуков к концам слов в тех случаях, где слово оканчивается на согласный. Отсутствие многих артикуляционных укладов не останавливает детей перед репродуцированием слов или и частей (фрагментов). В качестве заместителя чаще всего выбирается тот звук, в котором содержится общий с искомым звуком компонент артикуляционного уклада или несколько общих компонентов. При нарушениях развития речи звук-заместитель и звук замещаемый могут отличаться друг от друга на два и более компонента, т.е. являются артикуляционно далекими, чего почти не наблюдается в норме, где замещающие друг друга звуки являются артикуляционно близкими. Укорочение слова за счет опускания слогов или одного слога является одним из характерных симптомов, который сопутствует детям с нарушением речевого развития в течение долгих лет жизни. По мере развития речи этот дефект может постепенно изживаться, но всегда обнаруживает себя, как только ребенок сталкивается с новой для себя сложной звуко-слоговой и морфологической структурой слова. Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом:
1) правильно произносимые: «мама», «папа», «дай», «нет»;
2) слова-фрагменты, т.е. такие, в которых сохранены только части слова;
3) слова-звукоподражания, которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию;
4) контурные слова, или «абрисы», в которых правильно воспроизводятся просодические элементы — ударение в слове, количество слогов;
5) слова, которые совершенно не напоминают слова родного языка или их фрагменты.
Ребенок в норме при накоплении в активном лексиконе до 30 словесных единиц переходит к усвоению первых двухсловных построений. Поэтому нормальное речевое развитие не знает случаев, чтобы при полном отсутствии словесных сочетаний активный лексикон ребенка включал в себя большое количество слов (например, более 100). Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больше слов правильно произносимых. Чем больше слов, тем больший процент составляют слова искаженные. Для дизонтогенеза речи нередко характерно расширение номинативного словаря до 50 и более единиц при почти полном отсутствии словесных комбинаций. Однако наиболее частыми случаями являются такие, когда усвоение первых синтаксических построений начинается при наличии в активной речи до 30 слов, но в более старшем возрасте, чем это имеет место в норме.
Таким образом, при нормальном речевом развитии происходит постепенное накапливание и осмысливание слов. У дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается несвоевременное появление активного речевого подражания, выраженную слоговую элизию и несвоевременное овладение первыми словесными комбинациями, пусть грамматично и косноязычно, объединять между собой, следует считать ведущими признаками дизонтогенеза речи на первых этапах ее развития.
3. Характеристика нарушений лексической стороны речи при общем недоразвитии речи у дошкольников.
У дошкольников с ОНР словарный запас резко отстает от нормы. Ограниченный словарный запас дошкольников с общим недоразвитием речи изучали такие специалисты как: Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Н.В. Серебрякова и другие.
В результате своих исследований, ученые пришли к выводу, что у детей с ОНР наблюдается серьезное расхождение в объеме активного и пассивного словаря.
У дошкольников с общим недоразвитием речи первого речевого уровня активный словарь находится в зачаточном состоянии. По мере взросления ребенка с ОНР (I) в активной речи начинают появляться некоторые общеупотребительные слова. Часто дети ориентируются на внешнее сходства предметов, и в связи с этим, в речи ребенка появляется такое явление, как полисемия, когда один и тот же предмет ребенок может называть по-разному: «жук» – то «мух» («муха»), то «ук» («паук»), то «акан» («таракан»). Характерным является использование лепетных слов, которые могут означать не только сам предмет, но и его действия (например, «кика» ‑ это и «книга», и «читать»).
Пассивный словарь детей с первым уровнем развития речи значительно шире активного. Складывается такое впечатление, что дети все понимают, но сами сказать не могут.
Бедный словарный запас при ОНР (I) вынуждает ребенка прибегать к использованию парадигматических средств речи.
Объем активного словаря детей со вторым уровнем развития речи значительно увеличивается, однако далек от нормы. В речи начинают появляться слова, обозначающие предмет, действия. Дети начинают активно использовать в своей речи личные местоимения, некоторые предлоги и союзы. В глагольном словаре дошкольников с ОНР (II) чаще всего встречаются те действия, которые ежедневно окружают ребенка («спать», «есть», «купаться» и т.д.). Нередко наблюдаются замены одного слова другим, близким по смыслу: «гладить» ‑ «проводить», «вяжет» ‑ «шьет». Название некоторых действий заменяется названием предметов, на которых направлено или которым оно совершается и параллельно сопровождается соответствующим жестом («едет» ‑ «машина» и жест характерный для поворота руля).Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции и т. д. «тюфи» ‑ «туфли», «тапочки», «кроссовки». Ограниченность словарного запаса проявляется в незнании многих слов, обозначающих части тела, посуду, детенышей животных и т. п. («юка» ‑ «рука», «локоть»; «аська» ‑ «чашка», «блюдце» и т. д.).
Достаточно трудно ребенок усваивает обобщающие слова, слова обозначающие качества, признаки, форму, цвет, материал.
Объем пассивного словаря значительно шире активного. В своей речи дети продолжают использовать парадигматические средства: ребенок вместо того, чтобы сказать слово «телефон» прикладывает руку к уху.
На третьем уровне речевого развития словарный запас приближается к нижней границе речевой нормы. Разница в объеме пассивного и активного словаря сокращается.
В результате много численных исследований, было установлено, что у детей с ОНР (III) имеются нарушения в формировании предметного, глагольного словаря и словаря признаков.
Для данной категории детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением («посуда» — «миски»), незнание названий предметов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека («переносица», «ноздри»), животных («копыта», «грива»), названия профессий («машинист», «балерина») и действий, связанных с ними («водит», «исполняет»).
Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства («кисточка» – «щетка»), замены сходных по назначению предметов («стул» – «кресло»), ситуативные смешения («сад» – «фрукты»), замещения по значению функциональной нагрузки («нора» – «дыра»), видо-родовые смешения («птица» – «голубь», «кастрюля» – «посуда»), замены в рамках одного ассоциативного поля («нырять» – «купаться»).
В речи детей по-прежнему отсутствуют синонимы и антонимы.
Словарный запас детей с четвертым уровнем речевого развития соответствует нижней границе возрастной нормы. В предметном словаре могут наблюдаться затруднения при употреблении некоторых слов, которые, редко встречаются в повседневной речевой практике: названия животных ( «колибри», «утконос»), растений («голубика», «нарцисс»), профессий («архитектор», «фотограф»), частей тела человека и животных («переносица», «бедро»; «пятачок», «бивни»). В ответах детей наблюдаются смешения видо-родовых понятий («сова», «синица» – «птичка», «кастрюля», «чашка» – «миска»).
При обозначении действий и признаков предметов, у детей с четвертым уровнем недоразвития речи отмечаются стереотипии: «эллипсоидный», «овальный» – «круглый»; «вязать», «пришить», «зашить» ‑ «шить» и т.д. Характер лексических ошибок проявляется в замене слов, близких по ситуации («Маша чистит зубы кисточкой» вместо «Маша чистит зубы щеткой»), в смешении признаков («высокий снеговик» – «длинный», «маленькая чашечка» – «мелкая»).
В активном словарном запасе имеется достаточное количество слов, описывающих людей различных профессий, но при этом у детей отмечаются трудности дифференциации профессий мужского и женского рода («учителка» вместо «учительница», «развеска» вместо «разведчица» и т.д.).
Дети справляются с заданиями, где от них требуют подобрать к слову синонимы («добрый» – «хороший», «здание» – «дом»), антонимы («высоко» – «низко», радость – «грусть»). Затруднения лишь возникают при подборе антонимических отношений («хождение» – «стоять», «бежать», «прыгать»; «доброта» – «злой», «грубый», «вежливый»). Чаще всего в ответах детей в задании на подбор антонимов встречаются исходные слова с частицей «не-» («молодой» – «не молодой»).
Несформированная лексическая сторона речи проявляется в специфических ошибках при словообразовании.
У детей с ОНР первого и второго уровня речевого развития объем пассивного словаря превышает объем активного, что является нарушением. У детей с ОНР третьего уровня объем активного словаря превышает объем пассивного, что также является не нормой.
Для обогащения словарного запаса детей с общим недоразвитием речи необходимы занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Логопедическая работа по обогащению словарного запаса у детей общим недоразвитием речи наиболее эффективно осуществляется при комплексном подходе всех специалистов, взаимодействующих с ребенком.
Для успешного накопления словарного запаса работа должна быть построена в соответствии специально разработанных лексических тем. К каждой лексической теме должен быть подобран определенный лексический материал, в зависимости от возраста ребенка и года его обучения. Итоговым занятием рекомендуется проводить утренник, по данной лексической теме, где дети смогут показать свои умения: читать стихи, петь песни, перевоплощаться в героев лексических тем.
Таким образом, словарный запас – это набор слов, которым пользуется человек в своей речи. Выделяют активный и пассивный словарный запас. Активный словарный запас – это запас слов, употребляемых в повседневной речи. Пассивный словарный запас – это запас слов, значение которых понимается, но в речи мало используется.
У детей с общим недоразвитием речи на каждом уровне речевого развития имеются специфические особенности словарного запаса такие как: недостаточный объем активного и пассивного словаря, полисемия, трудности в понимании и употреблении слов, трудности в усвоении антонимов и синонимов и, наконец, ограничение объема и однообразие словаря признаков и словаря глаголов.