Что такое легитимная власть по м веберу
Легитимность власти
Содержание:
↑ Эффективность и легитимность власти
Особенностью политической власти является ее элитарный характер: она осуществляется меньшинством. Для тех, кто реально управляет обществом, для политической элиты и государственных чиновников эффективность их власти определяется степенью достижения поставленных целей. Высшей целью, неотъемлемой функцией и предназначением власти является сохранение и развитие, адаптация всей системы, — в случае политической власти — общества. Для рядовых граждан власть тем эффективнее, чем лучше она обеспечивает поступательное развитие общества, которое выражается в повышении уровня и качества их повседневной жизни.
Таким образом, проблема эффективности напрямую связана с проблемой признания обществом правомерности, справедливости существующей политической власти. И хотя в распоряжении элиты, казалось бы, находятся все ресурсы власти, это не может гарантировать ей устойчивости собственного положения без обретения решающего ресурса — добровольного согласия на то основной части населения.
Легитимность – это признание данной политической власти — ее институтов, решений и действий — правомерными.
Легитимность обусловлена многими обстоятельствами, однако наиболее тесно она связана с экономическими интересами доминирующих социальных групп. Чтобы пользоваться устойчивым признанием общества, политическая власть должна иметь опору в тех классах и слоях, с интересами которых оно, прежде всего, связывает благополучие граждан.
Как правило, неэффективная власть не может в течение длительного времени оставаться легитимной, а следовательно, стабильной. Нелегитимная же власть не может долгое время быть эффективной: по мере утраты легитимности действия власти начинают встречать все более активное сопротивление общества.
↑ Типы легитимности власти
В научный обиход термин «легитимность» ввел М. Вебер. Он выделил три основных типа легитимного господства (власти):
↑ Традиционное господство.
↑ Харизматическое господство.
↑ Легальное господство.
↑ Источники легитимности власти
↑ Легитимизация власти
Легитимация — процедура общественного признания какого-либо действия, события или факта, действующего лица. Она призвана обеспечить повиновение, согласие, политическое участие без принуждения, а если оно не достигается — оправдание такого принуждения, использования силы.
В соответствии с ними выделяются три направления деятельности по легитимации:
Главное условие легитимации власти связано преимущественно с результатами ее функционирования. Поэтому лучшим и «простейшим» способом легитимации власти является проведение в жизнь такой политики, которая учитывала бы и сочетала интересы всех слоев общества и гарантирован достойные человека условия жизни. Для такого способа легитимации власти необходимы достаточно высокий уровень экономического развития общества и социально-политическая стабильность.
↑ Делегитимация власти
Делегитимация — утрата доверия, лишение политики и власти общественного кредита.
6. Социологические концепции легитимности власти Т. Парсонса и М. Вебера: сравнительный анализ.
Феномен власти формулирует круг специфических проблем. На вопрос о том, как власть может быть концептуализирована, пытается ответить не только политическая теория, ноинекоторыемоделиобъяснениявсоциологии.
Рассматривая в качестве объекта исследования власть, мы сталкиваемся с рядом трудностей. Власть: свойство или отношение? Кем или чем она осуществляется? Кто или что ей обладает: агент или коллектив, структура или система? Должна ли она применять силу, принуждение, угрозу санкциями? Насколько различны способы рассмотрения власти (authority) и могущества (power)? Легитимна ли власть по определению? Подразумевает ли она нормативные отношения? Является ли она условием свободыиавтономииилиотрицаетих?
Содержание
Сущность легитимности власти с точки зрения М.Вебера
Напомним основную посылку веберовской теории социального действия, понимание которой поможет нам раскрыть суть его обзора
Вебер выделяет два типа господства: посредством констелляции интересов, чистым типом которых выступает монополистическое господство на рынке, и посредством властного авторитета (командной власти). В структуре господства выделяется три основных момента:
С различными видами веры в легитимность связаны различные властные структуры и, следовательно, организационные формы. Вера в легитимность играла решающую роль практически во всех системах господства. Вебер выделяет три вида оснований легитимности, оправданий власти.
Понятие легитимности базируется у Вебера на допущении о тождестве обязанностей и прав, норм и оценок в любой системе господства: действия индивидов на основе веры в правомочность традиций, вождя и права всегда соотнесены с реакциями остальных людей на эти действия. Каждое господство стремится удержать соответствие между обязанностями и ценностями. Особое значение уделялось немецким социологом религиозно-моральным нормам в силу их символической оболочки и императивного содержания.
Концепция Толкотта Парсонса
Если главным предметом социологического анализа для Парсонса выступает институциональный аспект социального действия, то для Вебера общественные институты должны изучаться в той мере, в какой они становятся для отдельного индивида значимыми.
Краткий вывод
Итак, исходя из представленного выше анализа моделей власти Парсонса и Вебера, можно обнаружить, насколько велико их сходство в подходе к рассматриваемому феномену. Несомненным видится то, что Толкотт Парсонс является наследником веберовского легитимизма. Он лишь модифицировал концептуальную схему немецкого социолога, исходя из собственной теоретической системы, которая во многом определялась состоянием современного общества. Безусловно, вклад интересующих нас социологов в историю теорий о власти очень велик. Особую важность для современного общества имеет их социологическая концепция легитимации, которая трактуется как обязательное условие существования любого политического порядка.
Легитимность власти и три ее «идеальных» типа по М. Веберу
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный технологический институт
Учебная дисциплина: Политология
на тему: « Легитимность власти и три ее «идеальных» типа по М. Веберу»
Господство тесно связано с властью, оно является формой ее организации в обществе.
Политическая власть может появиться и до принятия господства, которая опирается на вооруженную силу. Однако в этом случае она не сможет долго продержаться и выполнять свои функции в обществе.
Связь политического господства с социальными предпочтениями ослабла в современных правовых социальных государствах, хотя и полностью не исчезла.
Легитимность власти и три ее «идеальных» типа по М. Веберу
Господство оценивается гражданами по-разному, отсюда и вытекает определение легитимности.
Само слово «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» или «правопорядок». Такой перевод не совсем точен. Законность, понимается как действие через закон и в соответствии с ним, может быть присуща и не легитимной власти.
Легитимность связана с наличием авторитета у власти, ее соответствием важным представлениям большей части граждан, с согласием общества в области основных политических значимостей.
Большой и ценный вклад в теорию легитимации господства внес Макс Вебер. В зависимости от мотивов подчинения, он отметил три «идеальных» типа легитимности: легитимность власть вебер
1. Традиционная легитимность. Народ подчиняется в силу традициям, обычаям. Такое господство характерно для монархий.
В СССР власть Сталина была легитимной, а также в Германии у Гитлера и у Муссолини в Италии.
Данная легитимность была востребована в смутное, военное время.
Харизматическая легитимность основывается на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы, а также на вере.
У Сталина определенно были лидерские качества, которые он сумел лучше своих соперников использовать отношения с Лениным. Он использовал отношения, чтобы представить себя самым верным, а затем и единственным верным ленинцем.
3. Рационально-правовая (демократическая) легитимность. Опора на закон, на рациональный интерес, власть основывается на бюрократию.
Данная легитимность была востребована, когда строилась рыночная экономика, строилось правовое государство.
Такой тип начинал складываться в Западной Европе, когда в 13 веке стали возникать первые общеобязательные нормы управления (Великая Хартия Вольностей) и также правила самоуправления. В эпоху Великой французской революции легальный тип власти закрепился окончательно.
В заключение, хочется отметить, что «законность» и «правопорядок» выступают в нашей стране лишь как теоретические понятия.
На практике не всегда и не везде применяется, осуществляется легитимность, потому что существует, как я считаю, несправедливость по отношению к гражданам, многих сажают в тюрьмы, совершенно невинных людей, а виновные остаются на воле, потому что откупаются, а сколько ограбленных людей, обманутых, доверие населения государства начинает падать, что плохо.
На мой взгляд, реальное осуществление «законности» и «правопорядка», способствовало бы развитию и поддержанию демократического режима нашей страны.
Список использованной литературы
4. Курсовая Государственная власть как разновидность социальной власти.
Подобные документы
реферат [14,2 K], добавлен 14.03.2007
Характеристика легитимности как поддержки власти со стороны широких слоев населения. Типология легитимности по Веберу. Специфика харизматического типа властвования. Признаки падения легитимации. Процесс легитимации как воплощение идей свободы, равенства.
реферат [18,6 K], добавлен 28.04.2010
Теоретическое обоснование понятия легитимности, ее нормативная структура и принципы. Современная типологизация легитимности по Максу Веберу. Идеологическая и националистическая легитимность. Типы легитимности по Зеркину. Виды легитимности по Муштуку.
презентация [54,2 K], добавлен 16.04.2011
Характеристика основных видов внутренних оснований легитимности по Веберу: традиционного и харизматического господства, господства в силу «легальности». Исследование начала формирования профессионального чиновничества и развития политического аппарата.
презентация [757,1 K], добавлен 10.12.2011
Проблемы признания обществом законности и правомерности официальной власти. Основные источники и основания легитимности политической власти: традиционная, харизматическая, рационально-правовая, классовая, идеологическая и националистическая легитимность.
реферат [26,8 K], добавлен 25.07.2010
Легитимность как согласие народа с властью, когда он добровольно признает за ней право принимать обязательные решения. Ее разновидности: традиционная, демократическая и харизматическая. Уровни легитимности: идеологический, структурный, персональный.
презентация [842,3 K], добавлен 15.03.2015
Дееспособность власти и ее зависимость от легитимности. Понятие «власть» и сущность политической власти. Легитимность власти. Типы легитимности власти. Кризисы легитимности и способы их урегулирования. Разница понятий легитимность и легальность власти.
реферат [32,0 K], добавлен 04.12.2008
Понятие и сущность, а также основные концепции и подходы к исследованию политической власти. Основания и ресурсы, критерии оценки легитимности. Типы легитимного господства по М. Веберу. Главные проблемы функционирования государственной власти в России.
контрольная работа [37,9 K], добавлен 07.06.2015
Общее понятие о политической власти. Сравнительная характеристика понятий «легитимность» и «легальность». Идеологическая, традиционная, структурная и персональная легитимность власти. Анализ современного состояния государственной власти в России.
презентация [2,9 M], добавлен 17.11.2012
Понятие и принципы политической власти, ее легитимность и легитимация, значение в государственном устройстве. Система обеспечение легитимности власти, нормативно-правовое обоснование ее действия, принципы формирования, оценка практической эффективности.
реферат [21,9 K], добавлен 29.03.2015
М. Вебер о типах легитимности политической власти
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
М. Вебер о типах легитимности политической власти
студент группы Ф-45 Пикус Д. В.
Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.
Граждане одобряют власть, исходя из моральных критериев добра, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.
Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий, обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т.д. Для оправдания насилия, репрессий часто используется деление людей на друзей и врагов. Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве.
Типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена Максом Вебером, который выделил три основные принципа: традиция, харизма, легальность. Речь идет об идеальных типах, не существующих в «чистом виде». В конкретных политических системах эти три типа переплетаются при преобладании одного из них.
Традиционная власть основана на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые. Обычаи выступают основой управления и послушания в обществе, ибо так принято, так было всегда. Власть традиций такова, что если традицию нарушают лидеры, вожди, то они теряют легитимность в глазах масс и могут быть отстранены от власти. Подобные общества статичны, они могут существовать веками без существенных изменений. Люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений.
Традиционная власть была характерна для древних восточных империй (Египет, Вавилон, Персия, Китай) для средневековой Европы. Традиционная легитимное присутствует и в современных политических системах. По своей мотивации она схожа с отношениями в патриархальной семье, где младшие повинуются старшим. Поэтому, как считал М.Вебер, полезно сохранять наследственную монархию и в условиях демократии, чтобы подкреплять авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.
В модернизирующемся обществе, еще не освоившем демократический тип управления, распространен харизматический тип властвования. Харизма означает особый дар, призвание, божественный дар, которым обладает лидер, по сути, это сверхчеловек с особыми качествами (Будда, Христос, Магомет, Соломон, Александр Македонский, Цезарь и др.). Элементы харизмы были у Ленина, Сталина, Мао, Де Голля, Гитлера, Тито, Троцкого, Рузвельта, Черчилля, Неру. Исторически харизматическая власть существовала в самых разных политических системах. Это Римская империя при Юлии Цезаре, режим Наполеона, гитлеровский нацизм, фашизм Муссолини, социализм Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна.
Харизматический тип властвования развивается в условиях, где нет свободы, в революционных условиях. Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Он зависит не столько от идей, сколько от приверженности масс, их веры в особые качества вождя, от их преклонения перед ним. Со своей стороны, лидер полагает, что выполняет «историческую миссию», поэтому требует поддержки и послушания. Для возникновения харизматической легитимности важно не столько самообладание харизмой, какими-то особыми качествами вождя, сколько признание ее со стороны последователей. Харизматическая власть является относительно нестабильной по сравнению с традиционной и легальной, ибо лидеру, чтобы ее удерживать, необходимо постоянно демонстрировать свою исключительность, решать новые задачи.
В XIX веке понятие «харизма» применялось лишь по отношению к небольшому числу лидеров. В современных условиях харизматическое лидерство переродилось в организованный культ возвеличивания лидера.
Разновидностью харизматического типа легитимности является вождизм, характерный для нединамичных, авторитарных и тоталитарных обществ. Общим для всех видов вождизма является то, что требуется личная преданность нижестоящих вышестоящим и всех вместе в главе клана. Этому типу не всегда чужда демократия, поскольку формально признаются права большинства, есть поддержка населением правящего режима. Формируется любовь к «отцу» нации или народа, нет оппозиции. Для таких обществ характерна тотальная идеологизация, гражданский конформизм, продвижение по социальной иерархии на основе личных связей. Формируются представления об особом назначении режима, особой миссии, необходимости прорыва в экономическом и социальном развитии. Прочность режима зависит от того, оправдает ли он свое назначение.
Легальная или рационально-правовая легитимность
Легальная власть основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Эти нормы открыты для изменений, для чего имеются установленные законом процедуры. Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству, которое предусматривает свободное волеизъявление граждан, выборность, равноправие всех политических сил, действующих в рамках закона, ограничение сферы деятельности государства.
Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств. Она предполагает строгое соблюдение законов всеми структурами общества, том числе и государственными органами, доступ к политическим институтам всем слоям населения, доверие граждан к устройству государства, а не к отдельным лидерам, подчинение законам, а не личности руководителя.
В период радикальных социально-экономических изменений наблюдается, как правило, кризис законности власти. Старый режим уже утратил легитимность, новый еще не приобрел. Положение нового режима во многом зависит от того, каким способом он попытает утвердить свою легитимность. Среди трех выделенных М. Вебером «чистых» способов легитимности власти традиционного, харизматического и легального, приходится выбирать из двух последних.
Практика показывает, что к стабильной легитимности ведет лишь рационально-правовой способ, при котором доверие и уважение к власти основывается на признании законными ведущими к ней путями. В обществе формируется согласие относительно «правил игры» на политической арене. Такое согласие может стать основой стабильности режима.
Рационально-правовой способ предполагает высокую политическую культуру населения, определенное дистанцирование государства от общества. Поэтому большинство государств, возникающих революционным путем, на первом этапе основываются на харизме как на более простом способе. Однако культ харизматического лидера ведет к тому, что он начинает олицетворять и источник, и осуществление власти. К нему обращаются все недовольные, на него надеются, его оценивают. Для поддержания легитимности харизматическому режиму надо постоянно демонстрировать свою эффективность или проводить репрессии.
Возможно также появление этнической легитимности, то есть формирование властных структур по национальному признаку. Этническая легитимность развивается при высокой активности лиц коренной национальности, манипуляции идеей национального государства, становления этнократии. Этническая легитимность не имеет исторической перспективы, ибо ведущей тенденцией мирового развития является конституционный, рационально-правовой тип легитимности.
Средства легитимации власти
В литературе выделяются следующие средства легитимации власти: политические, идеологические, правовые, этические, психологические. Речь идет о научном и техническом обеспечении политического курса в законах, налоговой системе, пропаганде ценностей данной политики, формировании убеждений, влиянии на средства массовой информации. Сильной аргументацией является деление участников политических отношений на друзей и врагов, апелляция к истории, воле народа, национальным традициям, к экономической, технической целесообразности. Этическое обоснование политики подчеркивает ее гражданские, культурные достоинства, ее справедливость, человечность, направленность на достижение общего блага. Идеологическая легитимация состоит в оправдании власти с помощью идеологии, которая обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса. Успешная экономическая политика, укрепление общественного порядка и повышение благосостояния населения также является эффективным средством легитимации власти, роста доверия к ней со стороны населения.
В наше время многие государства переживают кризис легитимности, что проявляется в политической нестабильности, государственных переворотах, глубоком социально-экономическом кризисе. Это сопровождается утратой доверия к власти, разочарованием в целях, методах политики и в самих политиках. Конечно, предупредить потерю легитимности можно. Если политики умеют считаться с интересами и запросами масс, то утраченная легитимность восстанавливается. Это зависит от субъектов политики, интеллектуальных качеств политической элиты.
1. Н.П. Денисюк, Т.Г. Соловей, Л.П. Старовойтова и др., «Политология: курс лекций», изд. №2, «ТераСистемс», Минск, 1998.
2. В.А. Бобков, И.Н. Браима, «Политология», «Экоперспектива», Минск, 2000.
Вебер М. Типы господства
Макс Вебер. Типы господства
(из книги «Хозяйство и общество»)
1. ЗНАЧЕНИЕ ЛЕГИТИМНОСТИ
«Господством» называется возможность встречать повиновение определенных групп людей специфическим (или всем) приказам. Господство («авторитет») в этом смысле может основываться в конкретном случае на самых разных мотивах повиновения, начиная с неопределенного приучения до чисто целерациональных соображений. Каждое фактическое отношение господства характеризуется определенным минимумом желания подчиняться, а именно: внешними или внутренними интересами повиновения.
Каждое господство над большим количеством людей нуждается, как правило (но не всегда), в штабе людей, т.е. в надежной возможности обеспечивать определенные действия повинующихся людей для проведения в жизнь распоряжений и конкретных приказов. Штаб управления может повиноваться господину (или господам) в силу обычая, или чисто аффективно, или в силу материальной заинтересованности, или в силу идеальных мотивов (ценностнорационально). К ним, как правило, добавляется вера в легитимность господства.
. Каждое господство старается возбудить веру в свою «легитимность» и позаботиться о ней. В зависимости от вида легитимности различается и тип повиновения, тип обеспечивающего его штаба управления, характер осуществления господства, его эффективность. Следовательно, виды господства целесообразно различать по типичной для них претензии на легитимность.
Существует три чистых типа легитимного господства. Их легитимность может быть:
1) рационального характера, т.е. основывается на вере в легальность установленного порядка и законность осуществления господства на основе этой легальности (легальное господство); или
2) традиционного характера, т.е. основывается на обыденной вере в святость традиций и вере в легитимность авторитета, основанного на этих традициях; или, наконец,
3) харизматического характера, т.е. основывается на незаурядных проявлениях святости или геройской силы, или образцовости личности и созданном этими проявлениями порядке (харизматическое господство).
В случае легального господства люди подчиняются законно установленному объективному безличному порядку (и установленным этим порядком начальникам) в силу формальной законности его распоряжений и в их рамках. В случае традиционного господства личность подчиняется господину, правящему на основании традиции и связанному традицией в силу ее почитания по привычке. В случае харизматического господства подчиняются харизматическому вождю как таковому в силу личной веры в его откровение, доблесть или образцовость, т.е. в его харизму.
2. ЛЕГАЛЬНОЕ ГОСПОДСТВО С БЮРОКРАТИЧЕСКИМ ШТАБОМ УПРАВЛЕНИЯ
Легальное господство основывается на значимости следующих взаимосвязанных представлений о том, что:
1. любой закон может устанавливаться путем заключения договора, ориентированного рационально, целерационально или ценностнорационально, с правом на последующее уважение со стороны товарищей по союзу, а также (что является закономерным) со стороны личностей, которые находятся или действуют внутри сферы влияния союза..;
2. каждый закон по своей сущности есть абстрактные, специально установленные правила, за применением которых имеется судебный надзор;
5. в соответствии с п.3 товарищи по союзу, подчиняясь господину, подчиняются не его личности, а безличному порядку и поэтому обязаны повиноваться только в рамках деловой компетенции, рационально разграниченной этим порядком.
Таким образом, основными категориями рационального господства являются:
1) непрерывная, связанная правилами, работа служебного предприятия в рамках
2) компетенции, которая означает:
а) объективно разграниченную (в силу разделения труда) сферу должностных обязанностей,
б) расстановку необходимого для этого начальства и
в) распределение допустимых средств принуждения и возможностей их применения.
Предприятие, организованное таким образом, называется «органом власти». «Органы власти» в этом смысле есть на крупных частных предприятиях, в партиях, в армии, и подобно «государству», в «церкви». «Органом власти» в указанном смысле является избранный президент государства (и коллегия министров, и избранные «уполномоченные представители народна»).
3) принцип чиновничьей иерархии, т.е. устройство постоянных органов контроля и надзора за каждым органом власти с правом апелляции или жалобы подчиненных на вышестоящих в иерархической лестнице.
4) «Правила», согласно которым действуют, могут быть:
а) техническими правилами,
5) Важен принцип полного отчуждения штаба управления от средств управления и средств приобретения. Чиновники, служащие, рабочие штаба управления сами не владеют средствами управления и приобретения, но получают их в натуральной или денежной форме и обязаны вести их учет. Выдерживается принцип полного отделения служебного имущества (имущества предприятия или капитала) от личного имущества (домашнее хозяйство) и служебного рабочего места (бюро) от места жительства.
6) В случае полной рациональности отсутствует какое бы то ни было личное присвоение места службы.
7) Важен принцип аккуратности в документах управления, и даже там, где, как правило, принято устное обсуждение вопросов, по меньшей мере письменно должны быть зафиксированы предложения и заключительные решения, постановления и распоряжения. Деловые бумаги и непрерывная работа чиновников представляют собой бюро в качестве основы деятельности современного союза.
1) подчиняются только объективным служебным обязанностям;
2) определены на службу (а не выбраны) в неизменной чиновничьей иерархии;
3) имеют постоянные служебные компетенции;
4) работают по контракту, т.е. на основе свободного отбора по
6) оплачиваются постоянным денежным содержанием..;
7) считают свою службу единственной или главной профессией;
8) усматривают для себя карьеру: «продвижение» по сроку службы или по успехам в работе..;
9) работают в полном «отчуждении от средств управления» и без присвоения рабочего места;
Превосходит бюрократию по профессиональному знанию и знанию фактов в своей области интересов лишь частное лицо, заинтересованное в прибыли, а именно: капиталистический предприниматель. Он является единственной инстанцией, действительно невосприимчивой (хотя бы относительно) к необходимости бюрократического рационального господства на основе знаний.
В социальном отношении бюрократическое господство в общем означает:
1. Тенденцию к усреднению набора из числа наиболее профессионально квалифицированных в целях универсальности,
2. Тенденцию к плутократизации в целях профессионального обучения, длящегося довольно долго (часто до конца третьего десятилетия жизни),
3. Господство формализованной обезличенности. идеальный чиновник управляет своим делом «без уважения к личности», формально одинаково для «каждого».
3. ТРАДИЦИОННОЕ ГОСПОДСТВО
1. либо «традиционные товарищи»,
2. либо «подданные». Не объективный служебный долг, а личная преданность слуги определяет отношение штаба управления к господину. Подчиняются не уставу, а личности, призванной для этого по традиции. приказы которой легитимны по двум причинам:
а) отчасти в силу традиции, прямо определяющей содержание распоряжений (в смысле, продуманном этой традицией);
б) отчасти в силу свободного произвола господина, которому традиция предоставляет соответствующую возможность. Этот традиционный произвол покоится в основном на безграничном почитании.
Т. о., существует две области действия господина:
а) материально связанная с традицией,
б) материально свободная от традиции.
В рамках последней господин может оказывать «благосклонность» в форме милости или немилости, личной симпатии или антипатии и личного произвола, нуждающегося, в частности, в оплате подарками. Так как он поступает в известной мере согласно принципам, то они являются принципами материальной этической справедливости, правосудия или утилитаристской целесообразности, а не формальными принципами, как при легальном господстве. Фактическое осуществление господства означает то, что обычно может позволить себе господин и его штаб управления по отношению к традиционно повинующимся подданным, не вызывая у них отпора. Возможное сопротивление направляется против личности господина (или слуги), которые не уважают традиционные границы власти, а не против системы как таковой («традиционалистическая революция»).
Господин правит без или со штабом управления. Типичный штаб управления может быть набран из:
a) «патримониально набранных» людей, связанных с господином традиционно, узами почитания: из членов рода, из невольников, из зависимых домашних служащих (Hausbeamte), в особенности из «министериалов» («слуг господина»), из людей, зависимых от господина (клиентела), из колонов, из вольноотпущенных; и
б) «экстрапатримониально набранных»:
1) в силу личных отношений доверия (свободные «фавориты» всех видов), или
2) из законно подчиненного господину союза (вассалы), наконец,
3) из свободных чиновников, почитающих господина.
«Бюрократия» возникла впервые в патримониальных государствах как чиновничество, призванное экстрапатримониально. Но эти чиновники (как вскоре будет сказано) были прежде всего личными слугами господина.
В штабе управления традиционного господства в чистом виде отсутствуют:
a)объективно распределенная устойчивая «компетенция»;
б) устойчивая рациональная иерархия;
в) упорядоченное определение на службу по свободному контракту и упорядоченное продвижение по службе;
д) профессиональное обучение (как норма);
e) постоянное и выплачиваемое в деньгах содержание.
[ Комментарии ]
К a): Вместо прочной деловой компетенции существует конкуренция между действующими поручениями и полномочиями, данными господином сначала произвольно, а затем делающимися постоянными, наконец, часто традиционно стереотипными.
К б): Отсутствует определение того, как и кем должно быть исполнено решение дела или жалобы:
либо 1) урегулировано традиционными нормами.
либо 2) полностью оставлено на усмотрение господина.
Наряду с традиционалистской системой «высшего двора» существует принцип немецкого права, согласно которому в присутствии господина вся юриспруденция работает в холостую.
К c): Продвижение осуществляется. только по произволу и милости господина.
К д): У всех домашних чиновников и фаворитов господина в как правило отсутствует квалификация на основе рационального профессионального обучения. Начало профессионального обучения служащих. означает повсеместно новую эпоху в управлении, несмотря на то, что эмпирическая выучка некоторых чиновников возникла довольно рано.
К e): Домашние чиновники и фавориты кормятся в основном за столом господина и экипируются из его кладовой.
1. К основным типам традиционного господства при отсутствии личного штаба управления господина относятся:
b) ранний патриархализм.
Геронтократией называется такое положение, при котором господство в союзе и священную традицию исполняют старейшие (первоначально, в буквальном смысле, по возрасту) как лучшие ее знатоки. На традиции часто основаны непервичные экономические или семейные союзы.
«Товарищи» впервые становятся теперь «подданными», право господина, толковавшееся до сих пор как преимущественное право товарища, становится его личным правом, захваченным им точно также, как какой-либо объект собственности, который можно. использовать как угодно (продать, заложить, передать как долю в наследстве). Внешне патримониальная власть господина опирается на подданных-невольников (часто заклейменных), или подданных-колонов, или подданных, находящихся под гнетом, или. на личную охрану и армию (патримониальная армия), получающую денежное довольствие. Благодаря этой власти господин. увеличивает долю произвола, благосклонности и милости, свободную от традиции.
Патримониальным следует считать всякое султанистское господство, ориентированное в основном на традицию, но осуществляемое благодаря полному личному праву и правящее в основном с помощью свободного, не связанного традицией произвола. Это различение совершенно нечеткое. От раннего патриархализма патримониализм и султанизм отличает существование личного штаба управления.
3. Сословным господством следует называть такую форму патримониального господства, при которой господином апроприируется власть, определенная штабом управления и соответствующие экономические возможности. Присвоение может осуществляться (как и во всех подобных случаях):
a) со стороны союза или категории лиц, имеющих свои отличительные черты, или
б) лично (и в действительности только пожизненно), или по наследству, или в качестве свободной собственности.
a) правление господина с полным или преимущественно натуральным обеспечением (оброки и барщины). В этом случае экономические отношения строго связаны традициями, развитие рынка замедлено, денежное обращение в основном натуральное и ориентировано на потребление, возникновение капитализма невозможно. Наряду с этим имеется возможность:
либо 2. в случае налоговой аренды, аренды или покупки служебного места и капиталистической армии или управления, существует как финансовое хозяйство и отклонен в направлении политически ориентированного капитализма.
Финансовое хозяйство патримониализма, и в честности, султанизма, даже там, где оно является денежно-экономическим, действует иррационально. Для рационализации экономики не хватает не только расчета, но и личной свободы трудиться.
4. ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ГОСПОДСТВО
«Харизмой» следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, особыми силами и свойствами, не доступными другим людям. Оно рассматривается как посланное богом или как образец. (Первоначально это качество обусловлено магически и присуще как прорицателям, так и мудрецам-исцелителям, толкователям законов, предводителям охотников, военным героям.) Как бы «объективно» правильно ни было оценено соответствующее качество с этической, эстетической или иной точки зрения, по существу, совершенно неважно. Важно одно, как оно фактически оценивается подчиненными харизме, «приверженцами».
Ни один пророк не считает свое качество независимым от мнения масс о нем, ни один венценосный король или харизматический герцог не рассматривал противодействие или пассивность иначе, как противное долгу: неучастие в формально-волюнтаристски организованном вождем походе высмеяно во всем мире.
2. Если доказательства долго не приходят, то это свидетельствует о том, что одаренный харизматической милостью покинут своим богом или потерял свою магическую или героическую силу. Если продолжительное время ему изменяет успех, и, в первую очередь, если его руководство не приносит облегчения подчиненным, то его харизматический авторитет может исчезнуть. В этом состоит подлинный смысл харизматической «божественной благодати».
5. Харизма есть великая революционная сила в связанных традициями эпохах. В отличие от революционизирующей силы «ratio», которая действует или извне (путем изменения жизненных обстоятельств и жизненных проблем и посредством этого изменения отношения к ним), или путем интеллектуализации, харизма может быть преобразованием изнутри, которое, будучи рожденным из нужды или воодушевления, означает изменение главных направлений мышления и действия при полной переориентации всех установок ко всем отдельным формам и к «миру» вообще. В дорационалистических эпохах традиция и харизма разделяли между собой общность ориентации действия.
Харизматическое господство представляет собой сугубо личностное, связанное с личными качествами, относимыми к харизме, и их подтверждением, социальное отношение. Но если это отношение не остается чисто эфемерным, оно принимает характер стабильного отношения: «община» единоверцев, воинов или учеников; партийный союз, партийная или иерократическая общность. Тогда харизматическое господство, которое только in statu nascendi («в момент образования») существует в идеально-типической чистоте, должно значительно изменить свой характер: оно становится традиционным или рациональным (легальным), или и тем, и другим одновременно, но в различных аспектах. Движущие мотивы для этого следующие:
а) идейная и материальная заинтересованность сторонников в продолжении существования и постоянном оживлении общины;
b) еще более сильные идейные и материальные интересы управленческого штаба: последователей, учеников, партийной свиты из доверенных лиц, чтобы:
1) продолжить существование отмеченного отношения; 2) так его продолжить, чтобы при этом собственная позиция идейно и материально была бы поставлена на стабильную обыденную платформу: внешнее восстановление семей и нормальное их существование вместо отрешенности от мира и чуждых экономике «посланий».
Выделенный вопрос обычно решается следующими способами:
a) новые поиски носителя харизмы, определяемого в соответствии с признаками быть лидером. Затем легитимность нового носителя харизмы связывается признаками, т.е. «правилами», для которых возникает традиция; следовательно, чисто личностный характер уничтожается.
b) с помощью откровения: оракул, жребий, божественное решение или другая техника отбора. Тогда легитимность нового носителя харизмы является производной от легитимности техники (легализация).
c) путем выдвижения нового носителя харизмы предшествующим и через признание его общиной. Тогда легитимность становится легитимностью, приобретенной в силу назначения.
Тем не менее легитимность легко представляется легитимностью правового промысла, при всех мерах предосторожности соответствующего истинности, в основном с определенными формальностями (возведением на трон и т.д.).
e) через представление, что харизма есть свойство крови и распространяется на род, в особенности из ближайших родственников носителя харизмы: наследственная харизма. Тогда вера относится больше не к харизматическим качествам личности, а к легитимному промыслу в силу порядка наследования. (Традиционализация и легализация.) Понятие «божья милость» полностью изменяет свой смысл и теперь означает: хозяин собственного права, независимо от признания подчиненных. Личностная харизма может совершенно отсутствовать.
d) через представление, что харизма есть такое ( изначально магическое ) качество, которое с помощью ритуального средства, примененного носителем харизмы, можно перенести на или вызвать у других. Это овеществление харизмы, прежде всего должностная харизма. Вера в легитимность больше не относится к личности, а к приобретенным качествам и действенности ритуальных актов.
Важнейший пример: харизма священника через миропомазание, посвящение в сан, возложение рук; харизма короля, переносимая или укрепляемая через миропомазание и коронование.
Власть имущий предстает свободно избранным вождем. Так же развивается признание общиной харизматических правовых положений к представлению о том, что сама она по собственному желанию может принимать, признавать и отменять право как в общем, так и в частном случае. В то время как случаи спора о «справедливом» праве в условиях подлинной харизматической власти фактически регулированы решением общины, но под психологическим давлением: существует только одно обязательное и правильное решение. Тем самым обсуждение права приближается к представлению о легальности. Важнейший переходный тип: плебисцитарное господство. В современном государстве оно воплощено в типах «партийного вождизма». Но повсюду оно существует там, где власть имущий ощущает себя легитимным доверенным лицом масс и признан таковым.
Принцип «выбора», как переосмысление харизмы, однажды примененный к лидеру, может быть применен также к управленческому штабу. Выборные чиновники, власть которых легитимна в силу доверия подчиненных и которые поэтому могут быть отозваны в случае объявления недоверия подчиненными, типичны для «демократий» определенного образца, например, для Америки. Эти чиновники не являются «бюрократическими» фигурами. Они занимают свое место, потому что легитимированы самостоятельно, в слабом иерархическом подчинении и с шансами на продвижение и использование, независимыми от «начальника». Составленное из них управление как «прецезионный инструмент» в техническом отношении значительно уступает бюрократическому управлению, состоящему из назначенных чиновников.
Отношение к экономике:
2. Для формальной рациональности экономики в некоторой степени ослабляюще действуют плебисцитарные силы, поскольку легитимная зависимость от веры и преданности масс принуждает их к обратному: представить экономически материальные постулаты справедливости. То есть: разрушить формальный характер юстиции и управления посредством материальной («кади») юстиции (революционные трибуналы, системы ордеров, все виды контролируемых продуктов и предметов потребления). Вождь, таким образом, является социальным диктатором, что не связано с современными социалистическими формами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Но, в конце концов, и на самом деле историческая реальность является также и непрерывной, чаще всего скрытой борьбой между господином и штабом управления за апроприацию или экспроприацию одного или другого. Почти для всего культурного развития решающими были:
1. исход этой борьбы как таковой;
2. характер этого сословия по принадлежащим к нему чиновникам, которые помогали господину выигрывать борьбу против феодальных или других апроприированных властей: ритуальные литераторы, клерки, чисто западные «клиенты», министериалы, юридически образованные литераторы, профессиональные финансовые чиновники (о понятиях позже).
В виде этой борьбы и развития раскрывается добрая часть не только истории управления, но и истории культуры, так как этим было определено направление воспитания и был детерминирован вид образования сословий.