Что такое лебедка на корабле
Кабестан (лебёдка)
Кабеста́н (от франц. cabestan) — механизм для передвижения груза, состоящий из вертикально установленного вала, на который при вращении наматывается цепь или канат, прикрепленные другим концом к передвигаемому грузу, например якорю.
Кабестан представляет собой вертикальный ворот и является разновидностью лебёдки с барабаном, насаженным на вертикальный вал.
Кабестан в основном используется в судоходстве для подтягивания речных судов у причалов, выбирания судовых якорей и подобных целей. Одними из самых внушительных примеров использования системы кабестанов в строительстве является установка колонн Исаакиевского собора в 1828 году и подъём Александровской колонны на пьедестал в 1832 году.
См. также
Подъёмно-транспортные машины | |||||
---|---|---|---|---|---|
Грузоподъёмные |
| ||||
Транспортирующие | Багажная карусель • Канатная дорога • Конвейер • Нория • Патерностер • Траволатор • Элеватор • Эскалатор | ||||
Подвесного однорельсового транспорта | Подвесной электротягач • Электро- и автотележки | ||||
Напольного транспорта | Погрузчик • Транспортировщик паллет • Тягач • Штабелёр • Электрокар | ||||
Погрузочно-разгрузочные | Автомобилеразгрузчик • Вагоноопрокидыватель • Инерционный разгружатель • Ковшовый погрузчик • Пневморазгрузчик • Разгрузочно-штабелёвочная машина • Разгрузочная машина скребкового типа | ||||
Другие | Механизированная система парковки автомобилей: Автомобильный накопитель элеваторного типа • Навесное оборудование для погрузчиков • Многоярусный автоматический паркинг |
Полезное
Смотреть что такое «Кабестан (лебёдка)» в других словарях:
Лебёдка — Лебёдка … Википедия
кабестан — Лебёдка с вертикально расположенным барабаном [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики строит. машины, оборуд., инструмент прочие EN capstan DE Kabelwinde FR cabestan … Справочник технического переводчика
Кабестан — – лебёдка с вертикально расположенным барабаном. [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Рубрика термина: ЖД транспорт Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
КАБЕСТАН — (шпиль) (см.) с вертикально установленной осью вращения вала, служит для подъёма якорей, швартовки корабля, выбирания троса или цепи с грузом и т. д. По типу привода К. делятся на ручные, электрические, гидравлические, паровые … Большая политехническая энциклопедия
КАБЕСТАН — лебёдка с вертикально расположенным барабаном (Болгарский язык; Български) притегляща лебедка (Чешский язык; Čeština) vratidlo (Немецкий язык; Deutsch) Kabelwinde (Венгерский язык; Magyar) csillevontató csörlő (Монгольский язык) босоо эргүүлэг… … Строительный словарь
кабестан — а; м. [франц. cabestan] Лебёдка с барабаном, насаженным на вертикальный вал, для передвижения грузов, подтягивания к берегу судов, подъёма якорей и т.п. * * * кабестан (франц. cabestan) (шпиль), лебёдка с барабаном на вертикальном валу для… … Энциклопедический словарь
Кабестан — (франц. cabestan) шпиль, Лебёдка с барабаном, насаженным на вертикальный вал, для подтягивания речных судов у причалов, выбирания судовых якорей и т.п … Большая советская энциклопедия
КАБЕСТАН — (франц. cabestan) лебёдка с барабаном, насаженным на вертик. вал, для подтягивания судов к причалу, выбирания судовых якорей и т. п. Назв. присуще старому флоту. Выборка якоря К. проводилась матросами вручную с помощью дерев. ваг вымбовок … Большой энциклопедический политехнический словарь
кабестан — а, ч. Лебідка з барабаном на вертикальному валу для піднімання вантажів, підтягування суден до причалів, витягання суднових якорів тощо … Український тлумачний словник
кабестан — а; м. (франц. cabestan) Лебёдка с барабаном, насаженным на вертикальный вал, для передвижения грузов, подтягивания к берегу судов, подъёма якорей и т.п … Словарь многих выражений
Якорное устройство судна
Удержание судна на месте обеспечивается якорями. Таковые могут понадобиться как во время стоянки на причале, так и в открытом море. Используются они и для маневрирования в ограниченном пространстве. С учетом этого якорное устройство судов – сложная система, конструкция и работа которой будет отличаться в зависимости от вида плавсредства и назначения.
Содержание:
Назначение якорного устройства судна
Якорно-швартовное устройство предназначено для:
Также назначение устройств зависит от размещения и роли. В носовой части располагают основные становые якоря. Их задача – фиксировать базовое положение корабля. В качестве вспомогательных используются судовые стоп-анкера, размещаемые обычно в кормовой части. Такие устройства обеспечивают определенный поворот и положение судна.
Состав якорного устройства
Основные элементы якорного устройства:
Каждый элемент имеет собственное устройство и назначение.
Схема якорного устройства
Схема якорного устройства включает размещение на корабле, положение элементов, перечень. Для разных типов судов определенные аспекты будут отличаться, однако общие сохраняются неизменными.
Типы якорных устройств
Классификация якорных устройств подразумевает два направления – по типу механизма и способу размещения. В первом случае механизмы делят на:
Многие варианты считаются устаревшими и используются лишь на спортивных и парусно-учебных плавсредствах. Современные суда обычно оснащаются механизмами патентованной системы без штока и с поворотом лап в обе стороны.
По способу размещения якорные системы устраивают:
В некоторых случаях выделяют и третий тип классификации, делящий механизмы на глубоководные и обычные. Однако такое разделение считается условным и зависит от назначения судна.
Типы якорей
Работа якорного устройства и их эффективность зависит от выбранных якорей. По конструктивным особенностям такие элементы могут быть со штоком или без него с поворотными лапами. Также их различают по способу изготовления – литые, кованые, сварные.
При выборе данного элемента обращают внимание на его удерживающую способность. Для этого учитывают массу, водоизмещение судна, ширину и иные факторы.
Наиболее распространенными типами якорей являются:
Выделяют и некоторые другие типы якорей. К примеру, «мертвые» применяются для удержания буйков, «кошки» с четырьмя лапами рассчитаны на удержание небольших плавсредств или подцепление предметов со дна.
Устройство якорной цепи
Удержание судна в нужном положении обеспечивается не только якорем, но и соединяющей с ним цепью. Вся ее длина формируется смычками по 25 метров. Смычки бывают якорными, промежуточными и коренными, последняя крепится к самому судну. Между собой они соединяются специальными звеньями. Для прохождения плашмя имеют нечетное количество звеньев.
Во избежание перекручивания смычка цепи с якорем оборудуется вертлюгом. Соединения участков цепи обязательно маркируют краской и проволочными шлагами. Они позволяют ориентироваться в длине выпущенной цепи.
Устройство якорной лебедки
Схема якорно-швартовного устройства не обходится без соответствующих механизмов. Для спуска и подъема якоря применяются лебедки. Такие механизмы могут работать на электрическом или электрогидравлическом приводе.
Устройство лебедки включает следующие элементы:
По размещению вала различают два типа таких устройств – шпили и брашпили. В первом случае намотка производится на вертикальный вал, такой вариант отличается компактностью. Во втором случае механизм размещается горизонтально.
Вас также может заинтересовать:
Требования к якорному устройству
К якорному устройству судна предъявляются следующие требования:
Конструкция механизмов и всех его элементов должна учитывать и особенности судна. Также с учетом его габаритов подбираются тросы или цепи, сами якоря, крепления и иные детали.
Важно учитывать, что оформление и обновление документов затрагивает и соблюдение требований Регистра к якорному устройству. Для этого:
Исправность системы проверяют каждый раз перед выходом в море, якорной стоянкой, прибытием или выходом в узкое пространство. Все элементы должны быть исправными. Обязательно на холостом ходу проверяют работу лебедки.
Правила эксплуатации якорного устройства
Якорное устройство должно всегда поддерживаться в исправном состоянии. При его эксплуатации обращают внимание на следующие аспекты:
Уход за элементами механизмов осуществляется в соответствии с Правилами технической эксплуатации. В случае необходимости производят ремонт и замену комплектующих.
Грузовые лебедки применяются на большинстве сухогрузных судов и приводятся в работу паровой машиной, электро- и гидроприводами. Ручной привод применяется иногда в качестве запасного и может быть основным лишь у лебедок с малой грузоподъемностью.
Грузоподъемность лебедки — одна из важных характеристик ее, показывающая, на подъем какого груза по весу рассчитана лебедка. Неразрывно с грузоподъемностью лебедки задается и скорость подъема груза (в м/мин или м/сек).
В зависимости от веса поднимаемого груза лебедки выполняются одно-, двух- и трехскоростными. Подъем легкого груза производится со скоростью 0,5—1,5 м/сек, подъем среднего груза — 0,25—0,6 м/сек и подъем тяжелого груза — 0,12- 0,3 м/сек.
Отечественные пароприводные лебедки обозначаются условно ПЛ и ЛГСП, а электроприводные — ЛЭ с добавлением цифрового индекса.
Кинематическая схема лебедок ЛГСП-3/1,5 и ЛГСП-5/3 приведена на рис. 80. Цифровые индексы в марках лебедок показывают, что лебедки двухскоростные и могут поднимать соответственно груз 3 и 1,5 первая и 5 и 3 т вторая.
Лебедки пароприводные, паровой привод — двухцилиндровая машина, работающая с расширением пара. Паровые золотники плоские, привод их — кулиса Стефенсона. На коленчатом валу машины насажены свободно шестерни со своими кулачковыми полумуфтами и скользящие по валу на шпонке вторые кулачковые полумуфты. Перемещаются скользящие полумуфты вручную при помощи рычагового устройства.
Зубчатые колеса передач, грузовой барабан и швартовная турачка (слева или справа от барабана) насажены на грузовом валу жестко. Грузовой барабан оборудован ленточным тормозом с ножным рычажным приводом.
Пуск и управление работой лебедки производятся вручную при помощи пускового парового клапана.
В указанном положении на рисунке грузовой барабан и его вал отключены и лебедка будет работать вхолостую. Для подъема тяжелого груза (вторая скорость) рукоятка сцепления отводится в правое положение и в работу включается тихоходная передача. Для подъема легкого груза включается быстроходная передача отводом рукоятки сцепления в крайнее левое положение. Швартовные операции производятся при одной включенной передаче.
Ленточный тормоз используется для затормаживания грузового барабана и удержания груза на весу при отключенной машине.
Отечественная электроприводная лебедка ЛЭ44 со скоростным электродвигателем приведена на рис. 81.
Грузоподъемность лебедки 10 т при скорости поднимаемого груза 25 м/мин. Электродвигатель трехскоростной переменного тока мощностью 32/13/4,8 квт при соответственно 1420/425/200 об/мин.
Конструкция лебедки допускает раздельную работу грузового барабана и швартовной турачки. Для этого предусмотрено стопорное устройство, смонтированное в стойке лебедки. Основной узел стопорного устройства — винт или стопор, перемещаемый по оси при помощи ручного рукояточного переключателя. Винт оборудован штифтом, который перемещается по осевой направляющей и предотвращает проворачивание винта.
При производстве грузовых работ ленточный тормоз барабана растормаживается и стопорный винт отводится в крайнее правое положение. Головка винта входит в паз на ободе швартовной турачки и застопоривает ее. Крышка турачки соединена жестко с турачкой и валом-шестерней, который также застопоривается. Плавающие зубчатые венцы, связанные зацеплением с валом-шестерней, не имеют возможности проворачиваться при этом и остаются неподвижными.
Пуск лебедки в работу производится включением электродвигателя. Одновременно поступает ток на электрический колодочный тормоз, растормаживающий вал двигателя. Двигатель соединен с ведущим валом лебедки зубчатой муфтой. Вращение двигателя передается сателлитам через ведущий вал и ведущую шестерню. Внутрь барабана запрессован и дополнительно застопорен зубчатый венец на ободе при помощи штифтов.
Сателлиты смонтированы на своем водиле и входят в зацепление левыми венцами с зубчатым венцом барабана, а правыми — с плавающими венцами. Поскольку плавающие венцы неподвижны, то сателлиты обегают вокруг них правыми венцами, а левыми заставляют вращаться зубчатый венец и грузовой барабан. Таким образом осуществляется вращение грузового барабана. Переключением скоростного устройства двигателя регулируется скорость вращения грузового барабана и подъема груза.
При производстве швартовных операций ленточный тормоз грузового барабана затормаживается и швартовная турачка расстопоривается отводом стопорного винта влево. Теперь зубчатый венец грузового барабана будет неподвижным, а плавающие венцы подвижными. Сателлиты будут обегать своими левыми венцами вокруг неподвижного зубчатого венца, а правыми венцами— передавать вращение швартовной турачке через плавающие венцы на валшестерню.
Колодочный тормоз предохраняет лебедку от обратного проворачивания в случае обесточивания питания электродвигателя энергией.
Подшипники лебедки шариковые и роликовые, смазка их и зубчатых передач непрерывная в масляной ванне маслом, залитым внутрь грузового барабана. Для заливки и спуска масла из барабана предусмотрены специальные винтовые пробки.
Гидроприводные грузовые лебедки проще по устройству, чем паро- и электроприводные лебедки. Комбинированная гидроприводная лебедка приведена на рис. 82.
Лебедка предназначена для производства погрузочно-разгрузочных и швартовных работ и для подъема и опускания якоря. Подобными комбинированными лебедками оборудуются обычно небольшие морские суда.
При длительной работе гидроприводных лебедок рабочее масло нагревается, особенно в теплое время года, поэтому предусматривается охлаждение части или всего масла в самостоятельном маслоохладителе.
Гидроприводные лебедки находят все большее признание и производятся в США, Англии, Норвегии, Японии и других странах.
Перед работой грузовых лебедок грузовые стрелы вооружаются и фиксируются в одном определенном положении. Операция вооружения стрел трудоемкая и требует определенного промежутка времени. Фиксация стрел в одном положении неудобна тем, что лебедка может принимать груз только из одной точки трюма и опускать его тоже в одну точку. Дальнейшее размещение груза в трюме производится вручную и является трудоемкой и тяжелой работой.
Для устранения указанных недостатков грузовые устройства оборудуются топенантными ручными или электроприводными лебедками, позволяющими изменять вылет стрелы в процессе погрузочно-разгрузочных операций. Каждая стрела оборудуется своей топенантной лебедкой. Свое название лебедка получила оттого, что на барабан ее намотан топенантный трос, используемый для изменения вылета стрелы.
Лебедка судовая
В конструкции морского или речного судна важна каждая деталь. От любой, на первый взгляд, незначительной детали может зависеть жизнь экипажа и пассажиров, сохранность ценных грузов. Поэтому любое изделие, применяемое в этой сфере, должно быть качественным и надежным.
Виды и устройство лебедок
Не смотря на внешнюю простоту, данный тип механизмов также имеет свою классификацию. В зависимости от того, будет ли лебедка закреплена стационарно или ей нужно быть мобильной, она называется неподвижной или передвижной. Тяговый элемент может быть канатом, тросом или цепью. В конструкции может быть предусмотрено один или несколько барабанов. Они также бывают разными: гладкими, нарезными, фрикционными.
Особенности судовых лебедок
Чаще всего грузовые лебедки используют для работы с судовыми стрелами, а также при швартовке или буксировке. Средняя грузоподъемность данного устройства около пяти-шести тонн, некоторые доходят до сотни. Изготовление этого оборудования регулируется Правилами Морского Регистра, в которых полностью регламентируются технические характеристики судовых лебедок.
Судовые лебедки проходят испытания и проверки для выявления возможных дефектов. В случае выявления любых неисправностей перед началом работы лебедка не допускается к эксплуатации. Также все лебедки должны иметь специальные ограждения, которые препятствуют захвату движущимися частями одежды или частей тела человека для обеспечения безопасной эксплуатации.
“СБС” реализует судовые лебедки различных модификаций. Здесь вы найдете большой ассортимент корабельного оборудования от ведущих мировых производителей, а вся продукция сертифицирована и имеет необходимую документацию. Если у вас есть сомнения в выборе, обратитесь к специалистам компании: вам окажут быструю и качественную консультацию по всем имеющимся вопросам.
Лебедка
Лебёдка – механизм, предназначенный для оборудования якорных, швартовных и буксирных устройств, простые и комбинированные, встречаются на судах внутреннего и морского плавания. Тяговое усилие в лебедках передается посредством каната, цепи, троса или иного гибкого элемента от приводного барабана. Приводы для всех типов лебёдок могут быть электрическими, гидравлическими или электро-гидравлическими.
В основном, лебедки используются для подъема груза по вертикали, но иногда используется и для перемещения груза по горизонтали.
Содержание
Типы лебедок
Лебедки, в зависимости от различных критериев, можно разделить на следующие типы:
1. Для функционального назначения на борту судна:
Швартовная лебедка
Швартовная лебедка представляет собой барабан, на который намотан швартовный трос. Особый механизм приводит ее в действие. Лебедки бывают паровые и электрические; они могут работать в двух режимах: ручном и автоматическом. При ручном матрос управляет выборкой или протравливанием троса, при автоматическом на автомате лебедки устанавливается нужное натяжение троса, например от 2 до 4 т. При отклонениях нагрузки на тросе от установленной лебедка автоматически подбирает или потравливает трос, в зависимости от того, в какую сторону будет отклонение. Так как длина троса лебедки ограничена размерами барабана, то может случиться, что автомат вытравит весь свободный запас троса. После этого он стопорит барабан с усилием, превышающим разрывную крепость троса, и включает звуковой сигнал, указывающий, что лебедка перестала работать в автоматическом режиме.
Якорная лебедка
Комбинированная якорно-швартовная лебедка
Комбинированная якорная лебедка предназначена для обеспечения стоянки плавучего объекта на якорях, а также для выполнения швартовных операций при подтягивании к пирсу. Лебёдка устанавливается на открытой палубе стационарно на фундаменте. Лебёдка имеет местный пульт управления, расположенный на палубе, и дистанционный пульт, находящийся в рубке.