Что такое латеральные предпочтения
Латеральность
Смотреть что такое «Латеральность» в других словарях:
Латеральность — асимметрия или неполная идентичность левой и правой половин тела. Она может проявляться на анатомическом, биохимическом, физиологическом и функциональном уровнях. Содержание 1 Латеральность у животных 2 Латеральность у человека … Википедия
латеральность — (от лат. latus сторона), в области систем терминов родства принцип различения двух категорий родственников идивида: с материнской стороны (матрилатеральность) и отцовской стороны (патрилатеральность). Соответственно учёт только одной… … Энциклопедия «Народы и религии мира»
Латеральность — ж. отвлеч. сущ. по прил. латеральный III Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Латеральность (этнография) — Латеральность(от лат. latus сторона) в этнографии, в области систем терминов родства принцип различения двух категорий родственников индивида, с материнской и с отцовской. Существует несколько видов латеральности: Унилатеральность учёт… … Википедия
Латеральность (этнографический термин) — Латеральность(от лат. latus сторона) в этнографии, в области систем терминов родства принцип различения двух категорий родственников индивида, с материнской и с отцовской. Существует несколько видов латеральности: Унилатеральность учет… … Википедия
Левша — У этого термина существуют и другие значения, см. Левша (значения). Левша (леворукий) человек, предпочтительно пользующийся левой рукой. Антоним к термину «левша» «правша». Среди людей левши составляют примерно 15 %[1], то есть… … Википедия
Эволюционная теория асимметрии В. А. Геодакяна — Проверить адекватность изложения маргинальных теорий. Проверить изложение на соответствие ВП:МАРГ и ВП:ВЕС. На странице обсуждения могут быть подробности … Википедия
Эволюционная теория асимметрии — Эволюционная теория асимметризации организмов, мозга и парных органов была предложена В. Геодакяном в 1993 г.[1] Теория объясняет с единых позиций многие явления, связанные с асимметрией мозга[2] рук,[3] и других парных органов животных.[4][5]… … Википедия
Канканаи — народ на Филиппинах из группы филиппинских горных народов. Общая численность 240 000 чел. Населяют горны районы о. Лусон. Содержание 1 Язык и происхождение 2 Хозяйство 3 … Википедия
Специфика распределения старших дошкольников по типам латеральных предпочтений
Специфика распределения старших дошкольников по типам латеральных предпочтений
Актуальной проблемой, затрагивающей биологию, медицину, педагогику и психологию, является феномен сенсомоторной асимметрии человека, её влияние на развитие и процессы адаптации. Исследования различных авторов демонстрируют связь готовности ребенка к школе со степенью сформированности параметров асимметрии. Эти параметры влияют на особенности и успешность когнитивной, речевой и учебной деятельности.
Весьма часто в общественном мнении есть представление, что по количеству левых или правых признаков в сенсорной и моторной сфере можно предсказать психологические особенности человека. Однако это представление развенчано еще в конце 20 столетия. Все чаще получаются данные о том, что в начальной школе тяжелее всего учиться детям, у которых сенсорная и моторная сфера относятся к разным полушариям. Анализ этого явления и явился целью нашего исследования.
Индивидуальный латеральный профиль представляет собой сочетание функциональной асимметрии полушарий, моторной и сенсорной асимметрии. Количество сочетаний всех признаков асимметрий чрезвычайно велико. Именно это обстоятельство определяет многообразие латеральных профилей и, следовательно, индивидуальность и неповторимость нервных связей каждого ребенка, что, в свою очередь, влияет на его стиль обучения.
Под индивидуальным профилем асимметрии имеется в виду присущее только каждому данному субъекту сочетание моторных, сенсорных, психических асимметрий — симметрии [2].
Левое полушарие специализировано на оперировании словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное мышление.
В нем представлена образная модель мира, разбитая на отдельные элементы. В памяти левого полушария хранятся осознанные стереотипы и социальная система значимостей. Кроме того, оно выполняет последовательные функции. Аудиальное (слуховое) восприятие информации является ведущим у левополушарных людей» [5].
Правое полушарие отвечает за конкретно-образный характер познавательных процессов, наглядно-образное мышление. Правое полушарие, в отличие от левого, формирует целостный и многообразный контекст на основе множества противоречивых связей. В процессах обучения правое полушарие реализует механизмы дедуктивного мышления (вначале осуществляются процессы синтеза, а затем анализа). Левое полушарие преимущественно обеспечивает процессы индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза). [3]
В любой деятельности участвует оба полушария. Различна только доля участия каждого полушария у человека. За передачу информации из одного полушария в другое осуществляет мозолистое тело. Оно созревает на протяжении всего дошкольного детства. Поэтому в тех видах деятельности, в которых необходимо плотное взаимодействие полушарий (письмо, чтение и т. д.) дети с распределенными латеральными показателями могут быть менее успешными и требовать особого внимания. Для дифференцированного подхода к обучению детей с разными латеральными профилями необходимо учитывать особенности восприятия, переработки информации, интеллекта, деятельности, речи, эмоций, памяти и мышления в зависимости от распределения функций по полушариям.
При нормальном развитии профиль индивидуальной латерализации должен сформироваться к 7—8-летнему возрасту (его несформированность в этом возрасте может свидетельствовать об отклонении или отставании в развитии, в том числе о ЗПР) [4].
С помощью проб, наиболее принятых в литературе (Николаева, 2009) были изучены латеральные предпочтения в сенсорной и моторной сферах у детей.
Мы провели исследование 10 детей подготовительной группы, обучающихся в ГБДОУ №60 Центрального района. Среди респондентов 3 мальчика и 7 девочек. Методика показала, что 90% респондентов имеют смешанный латеральный профиль и 10% правый (один человек).
Статистика индивидуальных латеральных профилей руки – 80% смешанный тип, 20% правый профиль; ноги – 60% смешанный, 40% правый; глаза – 50% смешанный, 10% левый, 40% правый тип; уха – 70% смешанный, 20% левый и 10% правый тип.
Двое детей имеют кросс-латеральный тип, при котором индивидуальные профили по разным показателям (глаз, ухо) противоположны (правый/левый). Это использование противоположных сторон при решении одной задачи. У таких детей будет возникать больше сложностей в обучении, поскольку не созревшее мозолистое тело с большим трудом передает информацию из одного полушария в другое.
1. Акимова Л. Н. Диагностика индивидуального профиля латеральнойорганизации индивида: методические рекомендации / Составитель Л. Н. Акимова [Электронное издание], 2015.
2. Горбачев М. Н. Психологические и психофизиологические особенности восприятия времени людьми с различным профилем латеральной организации головного мозга [Электронный ресурс]: Дис. канд. психол. наук, Ростов-на-Дону, 2006.
3. Куликов Вячеслав Юрьевич, Антропова Людмила Кондратьевна, Козлова Лариса Анатольевна Влияние функциональной асимметрии мозга на стратегию поведения индивида в стрессовой ситуации // JournalofSiberianMedicalSciences. 2010. №5.
4. Найданова Галина Евгеньевна, Брызгалова Светлана Олеговна Особенности межполушарной асимметрии у детей с задержкой психического развития // Специальное образование. 2014. №1.
5. Сербина Л. Ф. Использование нейропсихологического подхода в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. 2016. №XII.
Методика «Рукавички» для старших дошкольников (Г. А. Цукерман) Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
Обучение грамоте старших дошкольников Обучение грамоте старших дошкольников. Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Грамота – это.
Консультация для родителей «Особенности детей по типам активности» Биоритмы малыша: «сова», «жаворонок» или «голубь»? Все малыши, как и взрослые, имеют свойственные каждому человеку биоритмы. Кто-то может.
Программа по семьеведению для старших дошкольников СЕМЬЕВЕДЕНИЕ Старший дошкольный возраст. Воспитатель: Филатова Е. А. Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Цели: – разностороннее.
Речевки, побудки для старших дошкольников Речёвки, побудки для старших дошкольников. *** Открывайте, дети, глазки! Детский сад «В гостях у сказки» Ждёт вас всех скорей играть, Улыбнулись.
Специфика музыкальной деятельности с детьми логопедических групп Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной.
Специфика связного речевого высказывания дошкольников с III уровнем речевого развития В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая.
Консультация «Специфика здоровьесберегающей среды» Специфика здоровьесберегающей среды Одной из задач образовательной программы, реализуемой в МДОУ, является охрана и укрепление физического.
Латеральность
Латеральность — асимметрия или неполная идентичность левой и правой половин тела. Она может проявляться на анатомическом, биохимическом, физиологическом и функциональном уровнях.
Содержание
Латеральность у животных
Билатеральная симметрия свойственна всем достаточно высокоорганизованным животным (млекопитающие, птицы, насекомые, рыбы, ракообразные), кроме иглокожих. В других царствах живых организмов она не распространена. Почти все внутренние органы в грудной клетке и брюшной полости асимметричны по их анатомии, положению и в некоторых случаях физиологии. Латеральность у животных обычно относят к доминированию конечностей. Так, попугаи предпочитают одну ногу при хватании объектов (например, фруктов при еде). Некоторые исследования свидетельствуют, что большинство попугаев левоноги. Полярные медведи обычно используют левую лапу для охоты. На многих ипподромах скачки идут против часовой стрелки, что облегчает поворот влево лошадям с доминированием правой передней ноги.
Обезьяны тянуться и брать корм предпочитают чаще левой рукой, а «манипулировать» правой. [1] Одни и те же животные в тестах по «хватанию корма» обнаруживали стойкое предпочтение левой руки, а по манипуляционным действиям—предпочтение правой руки (по тесту, требующему двумя пальцами открыть крючок, средний уровень правого предпочтения был 96—97%). Ни одно животное не проявило сильного обратного предпочтения: правой руки при хватании корма, и левой при манипуляции. [2] Сиаманги, шимпанзе, орангутаны, гориллы чаще предпочитают правую конечность для начала наземного движения. [1]
Латеральность у человека
Иммунная гиперчувствительность выше с левой стороны, [3] асимметрия также обнаружена по дерматоглифике. [4] Левая сторона лица имеет более низкий порог болевой чувствительности. [5] Левая часть мошонки опущена ниже правой и эта картина коррелирует с рукостью. [6] Несмотря на видовую праворукость человека, хватательный рефлекс у новорожденных сильнее выражен у левой руки. При этом участие ладони сильнее слева, а пальцев справа. [1]
Примерная статистика доминирования разных органов: [7]
Связь латеральности с полом
Латеральность и пороки развития
Неправорукость связана с заячьей губой [8] и этот порок проявляется чаще слева. [9] [10] [11] Врождённый вывих бедра встречается чаще слева (60%) и также в четыре раза чаще у девочек.
Ссылки
Смотри также
Полезное
Смотреть что такое «Латеральность» в других словарях:
латеральность — (от лат. latus сторона), в области систем терминов родства принцип различения двух категорий родственников идивида: с материнской стороны (матрилатеральность) и отцовской стороны (патрилатеральность). Соответственно учёт только одной… … Энциклопедия «Народы и религии мира»
Латеральность — ж. отвлеч. сущ. по прил. латеральный III Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Латеральность — (лат. lateralis) – сторонность, любое предпочтение одной стороны тела перед другой. Часто термин используется для обозначения того факта, что функции языка и речи контролируются левым полушарием. Согласно некоторым исследователям, появляется всё… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Латеральность (этнография) — Латеральность(от лат. latus сторона) в этнографии, в области систем терминов родства принцип различения двух категорий родственников индивида, с материнской и с отцовской. Существует несколько видов латеральности: Унилатеральность учёт… … Википедия
Латеральность (этнографический термин) — Латеральность(от лат. latus сторона) в этнографии, в области систем терминов родства принцип различения двух категорий родственников индивида, с материнской и с отцовской. Существует несколько видов латеральности: Унилатеральность учет… … Википедия
Левша — У этого термина существуют и другие значения, см. Левша (значения). Левша (леворукий) человек, предпочтительно пользующийся левой рукой. Антоним к термину «левша» «правша». Среди людей левши составляют примерно 15 %[1], то есть… … Википедия
Эволюционная теория асимметрии В. А. Геодакяна — Проверить адекватность изложения маргинальных теорий. Проверить изложение на соответствие ВП:МАРГ и ВП:ВЕС. На странице обсуждения могут быть подробности … Википедия
Эволюционная теория асимметрии — Эволюционная теория асимметризации организмов, мозга и парных органов была предложена В. Геодакяном в 1993 г.[1] Теория объясняет с единых позиций многие явления, связанные с асимметрией мозга[2] рук,[3] и других парных органов животных.[4][5]… … Википедия
Канканаи — народ на Филиппинах из группы филиппинских горных народов. Общая численность 240 000 чел. Населяют горны районы о. Лусон. Содержание 1 Язык и происхождение 2 Хозяйство 3 … Википедия
Латеральное мышление: как заставить случай работать на себя
Что такое латеральное мышление
Латеральное мышление — умение придумывать творческие решения, рассматривая проблему с разных сторон, даже самых неочевидных.
Эдвард де Боно противопоставляет латеральное мышление логическому. С помощью логического мышления мы делаем обоснованный вывод из предпосылок, которые у нас есть. Опираемся на доказательность, рациональность и рассудительность. По мнению автора, логическое мышление не подходит для придумывания новых идей, потому что ограничивает само себя терминами, определениями, паттернами и историческими авторитетами.
С точки зрения Эдварда де Боно, потребность мыслить латерально возникла именно из-за ограничений логического мышления:
«Логика — это инструмент, помогающий углублять и расширять ямы, чтобы сделать их в целом лучше. Если же яма вырыта не там, где требуется, никакие ухищрения и улучшения не перенесут ее на нужное место. И хотя это ясно любому землекопу, продолжить расширять старую яму гораздо легче, чем начать рыть новую где-то еще. Вертикальное мышление — это углубление той же ямы; латеральное — попытка копать в разных местах».
Латеральное мышление помогает преодолеть логические границы за счет кардинальной перемены точек зрения на проблему или предмет. При этом оба типа мышления дополняют друг друга. С помощью приемов логического мышления можно развить и углубить идею, которую придумали с помощью приемов мышления латерального.
Например, Гумпэй Ёкои не был одаренным инженером и первоначально устроился в Nintendo наладчиком конвейера для игральных карт. Зато он был очень наблюдательным: мысль о создании портативной игровой консоли появилась у Ёкои, когда он заметил, как бизнесмен играет со своим калькулятором. Так сначала появилась приставка Game & Watch, а позже Game Boy — самая продаваемая игровая приставка XX века.
А некоторые ученые нарочно заставляли своих студентов использовать латеральное мышление. Например, ученики лауреата Нобелевской премии по физике Льва Ландау вспоминали, что профессор запрещал им пользоваться стандартными подстановками Эйлера для вычисления интегралов. За их использование профессор мог даже прогнать студента с экзамена.
Как развить латеральное мышление
Научиться этому типу мышления может практически любой. Чем больше практиковаться, тем легче будет преодолевать границы прямой логики.
Главный принцип латерального мышления: любое конкретное отношение к ситуации или предмету — только одно из множества других вариантов. Вот как его развить.
Рассмотреть проблему с трех и более точек зрения. Этот принцип лежит в основе авторского метода Эдварда де Боно «Шесть шляп». Каждая шляпа — способ нарушить привычное для мозга состояние мышления, возможность посмотреть на один и тот же вопрос с разных позиций: фактов, эмоций, преимуществ, недостатков и ресурсов для творчества. Шестую «шляпу» используют, чтобы поставить цель размышления и подвести итоги.
Изменить или перевернуть исходную задачу. Это упражнение помогает сломать привычные мыслительные конструкции. Главное — оторваться от оригинала. И чем дальше отрыв, тем более нестандартными могут быть предложения. Например, можно представить, что официанты не должны быть вежливыми с посетителями, в рекламном ролике не показывают сам продукт, а HR не собеседуют кандидатов на должность.
Отыскать более простые и понятные аналоги задачи. Аналог — это похожее или полностью совпадающее. Вам нужно придумать решение для аналога, а потом вернуться к первоначальной задаче и сравнить, какие решения из аналогии к ней подойдут.
Например, ситуацию в экономике, когда стоимость актива сильно отличается от реальной, сравнивают с надуванием мыльного пузыря. Его можно надуть до огромных размеров, но никто не может предсказать, когда он лопнет. А лопнет он обязательно, ведь это мыльный пузырь. Возможно, аналогия поможет понять, как избежать раздувания пузыря, чтобы он не лопнул.
Сфокусироваться на разных частях задачи. Иногда, чтобы решить задачу, наш мозг акцентирует внимание только на одной ее части, хотя путь к решению лежит в другой. Например, вместо того, чтобы думать о вещи целиком, подумать о ее свойствах: цвете, размере, поверхности, весе — или о ее части.
В качестве примера — задача от Эдварда де Боно.
Ростовщик поставил должнику условие: если дочь должника вытянет из мешочка черный камень, она выйдет за него замуж, а долг будет прощен. Если белый — останется с отцом, но долг все равно будет снят. Если девушка не будет участвовать в лотерее, должник отправится в долговую яму. Девушка заметила, как ростовщик наклонился к придорожным камням и положил в мешочек два черных камешка.
С точки зрения обычной логики, у дочери три варианта действий: отказаться от жребия и посадить отца в яму, вытянуть камень, зная исход, или обвинить ростовщика в мошенничестве и потребовать, чтобы он заменил камни.
Решение задачи в том, чтобы перестать думать о самом жребии и сосредоточиться на камнях внутри. Девушка вытащила один, не дав на него взглянуть, и как бы случайно уронила к остальным камням у дороги. Камешек тут же затерялся среди других. Тогда она попросила вытащить тот камень, что остался в мешочке. Ростовщик, конечно же, вытащил черный, но возмущаться не смог — тогда он бы признался в обмане.
Бросить вызов общепринятым решениям. Это трудно упражнение. Здесь нужно пойти против мнения большинства — дать отвергнутой идее шанс и подумать, на чем она базируется и к чему приведет.
В маркетинге это может быть отвергнутая целевая аудитория, в разработке — вычеркнутая функция в приложении. Вопрос, который можно задать себе или группе: «Почему это делают только так, есть ли другой способ?»
Например, представим, что мы открываем фитнес-клуб. Наша целевая аудитория — молодежь 25–35 лет. На людях от 35 до 45 лет мы пока не фокусируемся, но для разминки думаем, почему мужчины и женщины среднего возраста могут нам подойти. Возможно, мы ошиблись, когда сразу их отвергли. Можно придумать специальные программы или систему скидок, чтобы заполнить залы, когда молодежи в зале нет. Даже если идея не пригодится, она будет запасной.
Добавить к условиям задачи предмет из другого контекста. Когда мы думаем одновременно о задаче и новом предмете, мозг автоматически пытается логически связать их между собой. Поэтому ищите предметы, которые есть под рукой, и подумайте, как их применить в решении задачи.
Например, можно использовать шпильку для волос, чтобы починить бардачок в автомобиле: отверстие там маленькое и просто так его не открыть, а шпилька будет в самый раз.
Или возьмите любое слово из описания задачи, а второе выберите наугад: в журнале, словаре, статье. Если нужно «продать новую партию кружек», случайным словом может быть «огонь». Это возможная идея для рекламного ролика — макросъемка фарфора в огне, или часть слогана. А может, сами стенды с новинками будут красного или оранжевого цвета — об этом стоит подумать.
Заставить случай работать на себя. Самый простой способ — прогуляться в людных местах или там, где много разных предметов. А уже дома организуйте мозговой штурм — это когда вы придумываете идеи, но не критикуете их. Вспомните, какие находки с прогулки можно применить к решению задачи, чтобы усилить идеи. Подумайте, как можно сделать по-другому, есть ли альтернатива, и что будет, если — без плана и цели.
Методы исследования латеральных предпочтений
СХЕМА
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Широкое внедрение нейропсихологического Луриевского анализа в практику установления причин детской дезадаптации «в норме» доказало его валидность и эффективность как дифференциально-диагностического и коррекционного инструмента. Правомерность такого утверждения подтверждается той популярностью, которой пользуются л психологов, логопедов, детских невропатологов и учителей разработки Э.Г. Симерницкой, авторских коллективов под руководством Т.В. Ахутиной, Н.К. Корсаковой, Л.С. Цветковой.
Нейропсихологический метод действительно занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии. Только он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения.
Но, к сожалению, все эти процессы станут попросту невозможными или искаженными, если не будет нейробиологической предуготованности мозговых систем и подсистем, которые их обеспечивают. Иными словами, развитие тех или иных аспектов психики ребенка однозначно зависит от того, достаточно ли созрел соответствующий мозговой субстрат. При этом следует иметь в виду, что мозг это не только известные всем кора и подкорковые образования, но и различные нейрофизиологические, нейрохимические и др. системы, каждая из которых вносит свой специфический вклад в актуализацию различных психических функций.
Нейропсихологический метод является единственным на сегодняшний день валидным аппаратом для оценки и описания всей этой многоликой реальности, поскольку изначально разработан А.Р.Лурия и его учениками для системного анализа взаимодействия мозга и психики как взаимообусловливающего единства.
Первая часть работы посвящена проблеме сбора анамнестических данных, описанию наиболее валидных методов исследования латеральных предпочтений (А.Р.Лурия, 1969, Н.Н.Брагина, Т.А.Доброхотова, 1988, А.В.Семенович, 1991, Е.Д.Хомская, 1997 и др.) и методов нейропсихологического обследования в детской популяции. Понятно, что базируется оно на тех классических тестовых программах, которые традиционно применяются в нейропсихологии и широко известны по соответствующим публикациям, выходившим под редакцией А.Р.Лурия, Е.Д. Хомской, Л.С.Цветковой, но дополнены рядом сенсибилизированных «детских» проб. Вся совокупность предлагаемых методов многократно апробирована на моделях нормального, субнормального, субпатологического и патологического развития.
Менее подробно представлены тесты, заимствованные из патопсихологического репертуара. Они являются необходимой, дополняющей процедурой и подробно изложены в соответствующей учебно-методической литературе (Б.В.Зейгарник, В.В.Лебединский, В.В.Николаева, Е.Т.Соколова, А.С.Спиваковская и др.).
Вторая часть предлагаемой работы посвящена краткому описанию основных, наиболее часто встречающихся нейропсихологических синдромов отклоняющегося развития. Здесь намеренно отсутствует их нозологическая дифференциация, поскольку эмпирические данные убеждают, что с точки зрения нарушения формирования мозговой организации психических процессов, различные клинические случаи и варианты, например, школьной дезадаптации (т.е. нижненормативного, строго говоря, типа развития) могут иметь аналогичные нейропсихологические механизмы. За этим стоят единые закономерности церебрального обеспечения психической деятельности в онтогенезе, которые актуализируются универсально. Хотя очевидно, что в каждом конкретном случае будет иметь место специфическая именно для данной нозологической единицы совокупность сопутствующих синдромообразующих черт.
Предлагаемое в настоящем описании деление на «синдромы несформированности» и «синдромы дефицитарности» связано (методологически) с тем, что субкортикальные образования к концу первого года жизни ребенка практически завершают свое структурно-морфологическое развитие. Следовательно, строго говоря, начиная с этого возраста, их состояние может обозначаться как «препатологическое», «субпатологическое», «патологическое»; но никак не «несформированное». С точки зрения нейропсихологического языка описания «функциональная несформированность» может иметь место только там, где продолжается морфогенез той или иной мозговой структуры (например, для лобных долей мозга этот период продолжается до 12-15 лет).
Главной задачей, которой руководствовались авторы при таком изложении, было стремление установить определенные ориентиры для тех, кто применяет нейропсихологическое обследование в своей повседневной деятельности. Опора на них позволяет (особенно на первых этапах такого рода опыта) более точно провести дифференциально-диагностическую работу, установить базовый, первичный дефект, препятствующий полноценной адаптации ребенка и, что самое важное, смоделировать иерархию и этапы психолого-педагогического воздействия.
Перед тем, как приступить к описанию схемы нейропсихологического обследования, отметим в самом общем виде несколько моментов, принципиальных для квалификации имеющейся у ребенка недостаточности.
1. Психологу необходимо констатировать наличие или отсутствие у ребенка таких явлений, как:
— гипо- или гипертонус, мышечные зажимы, синкинезий, тики, навязчивые движения, вычурные позы и ригидные телесные установки;
— пластичность (или, напротив, ригидность) в ходе любого действия, истощаемость, утомляемость; аффективные эксцессы;
— наличие выраженных вегетативных реакций, аллергий, энуреза; ритмичность дыхания или его сбои вплоть до шумных «преддыханий», соматические дизритмии, нарушение формулы сна, дизэмбриогенетические стигмы и т.п..;
— полноценность конвергенции глаз и полей зрительного восприятия.
Различные патофеномены такого круга, как и ряд иных, аналогичных, всегда свидетельствуют о препатологическом состоянии подкорковых образований мозга, что с необходимостью требует направленной коррекции. Ведь перечисленное, по сути, является отражением базального уровня саморегуляции человека. Причем уровня непроизвольного, во многом жестко генетически запрограммированного, то есть функционирующего помимо воли и желания ребенка. Между тем полноценный его статус предопределяет во многом весь последующий путь развития высших психических функций (ВПФ). Это обусловлено тем, что к концу первого года жизни названные структуры практически достигают своего «взрослого» уровня и становятся точкой опоры для онтогенеза в целом.
Достаточность перечисленных параметров психической деятельности свидетельствует о функциональной активности префронтальных (лобных) отделов мозга. И. хотя окончательное созревание этих мозговых структур растягивается по нейробиологическим законам до 12-15 лет, к 7-8 годам в норме уже имеются все необходимые предпосылки для их оптимального в соответствующих возрастных рамках статуса.
3. Как известно, развитие психических функций и отдельных их составляющих (факторов) протекает по законам гетерохронии и асинхронии. В этой связи в настоящем описании предлагается краткий обзор возрастной динамики «коэффициентов развития» наиболее важных психологических факторов. Опора на этот материал поможет исследователю оценить состояние того или иного функционального звена не вообще, а в соответствии с возрастными нормативами, которые были получены в ходе нейропсихологического обследования хорошо успевающих учеников массовых школ и дошкольных учреждений: обследовались дети от 4 до 12 лет. Обследование проводилось по тестовым программам «Альбома (нейропсихология детского возраста)».
При исследовании двигательных функций было установлено, что различные виды кинестетического праксиса полностью доступны детям уже в 4-5 лет, а кинетического лишь в 7 (причем проба на реципрокную координацию рук полностью автоматизируется лишь к 8 годам).
естественно, что позднее (6 лет) полностью формируется восприятие наложенных фигур Поппельрейтера и интерпретация сюжетных (особенно серийных) картин.
В сфере пространственных представлений раньше всех созревают структурно-топологические и координатные факторы (6-7 лет), в то время как метрические представления и стратегия оптико-конструктивной деятельности, к 8 и 9 годам соответственно.
Объем как зрительной, так и слухо-речевой памяти (то есть удержание всех шести эталонных слов или фигурок после трех предъявлении) достаточен у детей уже в 5 лет; к 6 годам достигает зрелости фактор прочности хранения необходимого количества элементов, вне зависимости от ее модальности. Однако лишь к 7 годам достигает оптимального статуса избирательность мнестической деятельности. Так в зрительной памяти ребенок, хорошо удерживая нужное количество эталонных фигур, качественно искажает их первоначальный образ, разворачивая его, не соблюдая пропорции, не дорисовывая какие-то детали (т.е. демонстрирует массу параграфий и реверсий), путая заданный порядок. То же в слухо-речевой памяти: вплоть до 7 лет даже четырехкратное предъявление не всегда приводит к полноценному удержанию порядка вербальных элементов, имеет место много парафазии, т.е. замен эталонов словами близкими по звучанию или значению.
Наиболее поздно из базовых факторов речевой деятельности созревают у ребенка фонематический слух (7 лет), квазипространственные вербальные синтезы и программирование самостоятельного речевого высказывания (8-9 лет). Особенно отчетливо это проявляется в тех случаях, когда указанные факторы должны служить опорой для таких комплексных психических функций как письмо, решение смысловых задач, изложение и т.п.
Отразив некоторые особенности развития нейропсихологических факторов в норме, нельзя не представить традиционную для нейропсихологии систему оценок продуктивности психической деятельности, В онтогенетическом ракурсе она прямо связана с понятием зоны ближайшего развития:
4. Последнее замечание связано с необходимостью включения в нейропсихологическое обследование сенсибилизированных условий для получения более точной информации о состоянии того или иного параметра психической деятельности, К таковым относятся, например:
— увеличение скорости выполнения задания;
— исключение зрительного (закрытые глаза) и речевого (зафиксированный язык) самоконтроля.
Успешность выполнения любого задания в сенсибилизированных условиях, в первую очередь, свидетельствует о том, что изучаемый процесс у ребенка автоматизирован, а, следовательно, помимо прочих преимуществ, может быть опорой для ведения коррекционных мероприятий.
Во всех экспериментах, требующих участия правой и левой руки ребенка, не следует оговаривать в инструкции, какой именно рукой начинать его выполнение. Спонтанная активность той или иной руки в начале выполнения задания дает экспериментатору дополнительную, косвенную информацию о степени сформированности у ребенка мануального предпочтения. Эта же информация содержится в «языке жестов»: исследователь обязательно должен отмечать, какая рука «помогает» ребенку обогатить свою речь большей выразительностью.
Задания должны чередоваться так, чтобы два идентичных (например, запоминание 2 групп по 3 слова и 6 слов) эксперимента не следовали один за другим.
АНАМНЕЗ
Дата обследования___________
Ф.И.О ребенка__________________________________________________
Число, месяц, год рождения_______________________________________
Жалобы родителей (законных представителей)____________________________
Состав семьи (члены семьи): ___________________________________
Место работы родителей (образование, проф. статус)__________________________ Мать________________________________________________________ Отец________________________________________________________
Социальная среда: (ребенок воспитывается лома, мамой, бабушкой, д/с, ясли, дет/дом)
Семейный анамнез:хронические заболевания (органы дыхания, сердечно-сосудистая система, желудочно-кишечный тракт, аллергические, эндокринные, онкологические, нервно-психические и др. заболевания), алкоголизм, профессиональные вредности интоксикации, наркомания, склонность к депрессивным реакциям:
Мать (материнская линия)_______________________________________
Отец (отцовская линия)_________________________________________
Течение беременности: какая по счету ___
возраст матери _____________________ отца _____ в начале данной беременности.
1 пол. беременности_______________________________________________
2 пол. беременности ____________________________________________
Роды: какие по счету _____на каком сроке_____(в срок, преждевременные, запоздалые)
Самостоятельные, вызваны, оперативные (плановые, вынужденные).
Родовая деятельность началась с: отхождения вод, схватки ___________
Родовспоможение:стимуляция, капельница, механическое выдавливание плода, щипцы, вакуум, кесарево сечение, наркоз___________________________________
Длительность родов ______(стремительные, быстрые, затяжные, длительные,).
Длительность безводного периода ___.
Ребенок родился в головном, ягодичном, ножном предлежании_____________
Ребенок закричал (сразу, после отсасывания слизи,
после похлопывания, проводилась реанимация____________________________
Характер крика:(громкий, слабый, запищал)_____________________________
Цвет кожи (розовым, цианотичный, синюшный, белый)________________________
Имели место: обвитие пуповины вокруг шеи. короткая пуповина, узловая пуповина.
кефалогематома, перелом ключицы, зеленые околоплодные воды_________________
Диагноз при рождении (родовая травма, асфиксия в ротах (степень), перинатальная
энцефалопатия, гипертензионно-гидроцефальный синдром, гипотрофия (степень))______
1 кормление: на __ сутки, грудь взял активно, вяло __________________________;
Выписаны из роддома на ____ сутки, позже из-за матери, ребенка, переведен в
отделение недоношенных, больницу
Стационарное лечение: заключение после стационара(лежал вместе с матерью, отдельно)
Вскармливание до года, грудное, до _____ мес., искусственное с ____ мес..
смешанное с ___ мес.
Развитие ребенка до гола: характерно для ребенка: двигательное беспокойство, срыгивания (часто, редко), нарушение сна и бодрствования, др_________________________________
Отмечались: гипер- или гипотонус, вздрагивания, тремор ручек, подбородка, «тянул голову назад» ______________________________________________________
Моторные функции: голову держит с __мес., сидит с __ мес., ползает с ____мес., ходит с ___ мес., ходит самостоятельно с _____мес.
Речевое развитие: гуление с __мес., лепет с __мес., слова с __мес., фраза
До года переболел (простуды, инфекционные заболевания, аллергические реакции и др.
Лечение (амбул., стац. с матерью или отдельно)__________________________
Наблюдались ли трудности в овладении следующими навыками: пользование горшком, самостоятельная ходьба, самостоятельная еда, самостоятельное одевание/раздевание, автономное засыпание__________________________________________
Наблюдались ли энурез, энкопрез, специфические пищевые предпочтения, нарушения в двигательной сфере, расстройства сна _____ в возрасте_____________________
Перенесенные заболевания в течение жизни______________________________
Операции ____________________в возрасте________________________
Наблюдался у_______________________________ с диагнозом_________
Снят с учета в_______
Состоит до н/времени_________________________________
Детские учреждения посещает с______ лет.
В н/вр. посещает__________________
Посещение спец. д/с____________________________________________
Игровая деятельность: не любил играть с игрушками.
Любимые игрушки, игры:________
К школе был готов: не знал букв, читал по слогам, хорошо читал.
Счет: до 3,5,10, больше, не/выполнял арифметические действия.
Рисовал: не/умел, плохо, хор., не/любил.
Не хотел идти в школу __________________________._______________________
Программа обуч., 1-4,1-З.корр., вспом. шк., реч. шк., др.________________________
Адаптация к школе__________________________________
Интерес к учебе: не/имеется, безразлично._______________________________
Методы исследования латеральных предпочтений
Вопросник
1) Какой рукой ты складываешь башню из кубиков, собираешь пирамидку?
2) В какой руке держишь ложку во время еды?
3) Какой рукой размешиваешь сахар в чае?
4) Какой рукой держишь зубную щетку?
5) Какой рукой причесываешься?
6) Какой рукой рисуешь?
7) Какой рукой режешь ножницами?
8) Какой рукой пишешь?
9) Какой рукой пользуешься ластиком?
10) Какой рукой бросаешь камень, мяч?
11) Какой рукой бьешь молотком?
12) Какой рукой держишь ракетку при игре в теннис» бадминтон?
Экспериментатор просит ребенка продемонстрировать каждый раз манеру исполнения. Общий результат подсчитывается по приведенной далее формуле.
Моторные асимметрии.
1.1 Функциональная асимметрия рук
а) Переплетение пальцев рук, поза Наполеона, аплодирование. И: «Сделай, пожалуйста, так». Экспериментатор в течение одной секунды демонстрирует нужную позу. Ведущая рука оказывается сверху; робе «переплетение пальцев» соответственно, большой палец ведущей руки.
г) Проба Чернашека. Может проводиться не ранее 7 лет. Перед ребенком кладется чистый лист бумаги; в правую и левую руку дается по карандашу.
1. 2 Функциональная асимметрия ног и тела
а) И: «Попрыгай на одной ноге». Используется ведущая нога.
в) И: «Закинь ногу на ногу». Ведущая нога сверху.
г) И: «Повертись, покрутись несколько раз». При вращении вокруг собственной оси предпочитается направление в сторону доминантной половины тела.
Сенсорные асимметрии.
2.1. Функциональная слухо-речевая асимметрии
а) И: «Послушай, идут ли мои часы?» Ребенку прямо, по средней линии даются часы или аналогичные тихо звучащие приборы. Для прислушивания используется ведущее ухо.
б) И: «Повтори, что я скажу». Экспериментатор шепотом произносит слово или фразу. Ребенок нагибается ближе ведущим ухом.
в) Дихотическое прослушивание.
Этот широко распространенный и многократно описанный (Э.Г.Симерницкая, 1978, Н.Н.Брагина, Т.А.Доброхотова, 1988, Б.Котик, 1992) метод, к сожалению, доступен не всем. Поэтому ограничимся представлением разработанной нами системой записи (протокола) и оценки получаемых результатов.
Левое ухо | Другие слова | Правое ухо |
зев сыр мяч сон | зер дом | том пень лев пять |
2 1 ком лак дед печь | гром мяч | дуб роль путь мир |
суп день мед тип | дом сир | кит шеф тон пыль |
И так далее 10 серий слов.
Наушники меняются местами.
жук лев сук гол | сок зуб мяч | дочь сон медь лоб |
боль чад суп мель | час мел зуб | рог вес кот цепь |
1 2 3 бред грязь флаг снег | мяч грач | трюк скот март крем |
Помимо общепринятых критериев предлагается:
1) Наряду с традиционными Кпу и Кэфф, вводить коэффициент продуктивности (Кпр =Ев.с./ ОКС х 100 %,
2) Подсчет (с каждого уха) тех или иных ошибок:
— литеральных и вербальных парафазий,
— привнесений (конфабуляций) новых слов,
— порядка воспроизведения слов-эталонов (в протоколе помечается цифрами).
3) Анализ динамических (процессуальных) характеристик ДП
1
—————правое ухо 1 2 3 4 5 т.д. N группы
2.2 Функциональная зрительная асимметрия
а) И: «Прищурься одним глазом». Первым прищуривается неведущий глаз.
б) И: «Посмотри в калейдоскоп (в подзорную трубу). Ребенку прямо, по средней линии дается один из этих предметов. Для рассматривания используется ведущий глаз.
в) И: «Загороди линейкой лампу». Ребенку дается линейка (или что-то аналогичное), которой он должен загородить источник света. Тень при этом падает на ведущий глаз.