Что такое лагерь асвенсон
Фабрика смерти в Польше — Концлагерь Освенцим (Аушвиц 1)
Но самой главной целью нашего пребывания в Польше было посещение самого крупного фашистского концентрационного лагеря смерти — Освенцим (Аушвиц), один из символов которого циничная надпись над главными воротами лагеря «Arbeit macht frei» — «Труд делает свободным».
Проход на территорию музея концлагеря бесплатный, видимо, это вызвано желанием рассказать всему миру о том, что тут происходило в годы Второй мировой войны. Плата идет только за экскурсию (если вы хотите ее, естественно), которые проходят на разных языках в определенное время. Перед поездкой посмотрите внимательно сайт, чтобы узнать день и время, когда будет проходить русскоязычная, гулять без гида тут не имеет особого смысла. Я был тут уже второй раз, поэтому повел ребят сам.
Освенцим также известен под немецким названием Аушвиц и состоял из трех основных лагерей: Аушвиц 1, Аушвиц 2 Биркенау и Аушвиц 3 Мановиц.
В этом посте я расскажу только о первом Освенциме.
Аушвиц 1 был основан 20 мая 1940 года на основе кирпичных двух и трёхэтажных строений бывших польских, а ранее австрийских казарм, и служил административным центром всего комплекса.
Первая группа, из 728 польских политических заключенных прибыла в лагерь 14 июня того же года. На протяжении двух лет количество заключенных варьировалось от 13 до 16 тысяч, а к 1942 году достигло 20 000.
Некоторые не смогли пережить долгой дороги в холоде или в летнюю жару без еды и воды, поэтому из вагонов очень часто выгружали трупы.
Заключенные лагеря делились на классы, что было визуально отражено нашивками на одежде.
Изматывающий график работ и скудная пища стали причиной многочисленных смертей. В лагере Освенцим 1 существовали отдельные блоки, служившие для различных целей.
В блоках 11 и 13 производились наказания для нарушителей списка правил лагеря. Людей по 4 человека помещали в «стоячие камеры» площадью 1 кв. метр, где им приходилось стоять всю ночь, на следующее утро им как всем приходилось еще работать, естественно, в таких условиях долго не жили. Более жесткие меры подразумевали медленные убийства: провинившихся либо сажали в герметичную камеру, где они умирали от нехватки кислорода, либо просто морили голодом до смерти.
Вокруг всего лагеря было натянуто два ряда колючей проволоки, которая находилась под напряжением.
Очень часто, не вынося мучений лагеря, заключенные принимали попытку самоубийства и бросались на забор. Эти попытки старались не допустить надсмотрщики на вышках.
Сбежать из лагеря было практически невозможно. Если это удавалось, то тогда в лагерь вместо заключенного отправлялась вся его семья. Или расстреливались все, кто жил с беглецом в одном помещении.
3 сентября 1941 г. СС произвел первое испытание травления газом в блоке 11, убив около 600 советских заключенных. Но заключенные умерли не сразу. После первых суток нацисты спустились в камеру и увидели, что заключенные все еще умирают в жесточайших мучениях, после этого увеличили дозу газа, на второй день уже все были мертвы. Тест был признан успешным, и один из бункеров был переконструирован в газовую камеру и крематорий. Камера функционировала с 1941 по 1942, а затем её перестроили в бомбоубежище СС.
На этой фотографии представлена модель газовых камер и печей. Камеры находились под землей, печи для сжигания трупов над ними. Людей убеждали, что их отправляют в баню, поэтому они до последнего момента не знали, что будут убиты. В первом помещении узников заставляли снять одежду и загоняли во второе помещение более узкое и тесное. В помещение разом заводилось около 2000 человек, после чего двери крепко закрывали и подавали газ, через 15-20 минут все погибали. У убитых выдирали золотые зубы, снимали украшения и стригли волосы. После этого трупы транспортировали к печам, где огонь горел постоянно. В случае, если печи не справлялись с работой, за крематорием разжигали кострища, где сжигали остальные тела. Всю работу выполняли сами заключенные из «зондеркомандо» (из числа самих же заключенных), которых тоже через несколько месяцев убивали, меняя на других заключенных.
Жестяные банки из-под использованного «Циклон Б» — газа, который использовали для убийства людей в камерах (ранее он служил для уничтожения насекомых и вредителей). Представляет собой гранулы, которые начинали выделять газ при комнатной температуре.
Чем теплее было, тем быстрее выделялся газ, поэтому быстрого убийства в газовых камерах немцы заталкивали максимальное количество человек. По словам коменданта Аушвиц Рудольфа Гёсса, для умерщвления 1500 человек, было необходимо около 5-7 кг газа. Парадоксально, но это вещество было придумано в 1922 году под руководством Фрица Габера — еврея по национальности. Некоторые члены его семьи погибли в «лагерях смерти».
Урна с горстью пепла сожженных тел, взятого на территории лагеря, увековечивает память о погибших.
Один из самых тяжелых «экспонатов» музея — волосы погибших людей. После освобождения лагеря было найдено на складе 7 тонн волос. Фашисты использовали волосы для дела: ткали полотна, сетки и прочие хозяйственные принадлежности.
Очень сильны и экспозиции с вещами погибших заключенных — обувью, чемоданами, кастрюлями, одеждой, очками, протезами.
Люди сюда ехали обманутые, им говорили, что они едут на работу. Некоторым евреям даже продавали несуществующие земли и места на заводах. Поэтому все брали с собой личные и ценные вещи, продовольствие.
Стены одного из блоков увешаны фотографиями погибших в Освенциме людей.
Самые страшные блоки в Освенцим — 10 и 11.
В 10 блоке с целью разработки быстрого метода биологического уничтожения славян профессор Карл Клауберг проводил над еврейками эксперименты по стерилизации, а доктор Йозеф Менгеле в рамках генетических и антропологических опытов проводил эксперименты на детях-близнецах и детях с физическими недостатками.
В 11 блоке в залах с правой и левой стороны коридора помещали заключенных, ожидающих приговора чрезвычайного полицейского суда, который приезжал в лагерь Аушвиц из Катовице один-два раза в месяц. В течение 2-3 часов своей работы он выносил от нескольких десятков до свыше сотни смертных приговоров.
Между блоками 10 и 11 находился пыточный двор, где заключенных в лучшем случае просто застреливали. Под каменным забором во дворе была сооружена большая стена из черных изоляционных плит, обшитая поглощающим материалом. Эта стена стала последней гранью жизни тысяч людей, приговоренных судом гестапо к смерти за нежелание предать родину, попытку бегства и политические «преступления». Стена, у которой производился расстрел, все еще существует, на фотографии ниже к ней возлагают цветы.
Далее проследовали в крематорий.
Камера и крематорий были воссозданы из оригинальных деталей и существуют и по сей день в качестве памятника жестокости фашистов. Таких сдвоенных печей в каждом крематории располагалось три, в каждой печи помещалось за раз 2-3 трупа, за день в одном крематории сжигалось до 350 тел. Так что количество убийств определялось не возможностями газовых камер, а производительностью печей.
После осмотра Освенцим 1 мы двинулись в Освенцим 2. Добраться до следующего концлагеря можно либо пешком за 20 минут, либо на бесплатном автобусе, который курсирует каждые 30 минут.
Удивляетесь человеческой жестокости? Дальше будет еще страшнее.
Аушвиц. Фабрика смерти (73 фото)
В 1943 году ввели татуировку номера узника на руке. Младенцам и маленьким детям номер наносили чаще всего на бедре. По информации Государственного музея Аушвиц, этот концлагерь был единственным гитлеровским лагерем, в котором узникам татуировали номера.
Жилищные условия в разные периоды сильно отличались, но они всегда были катастрофическими. Заключенные, которых доставляли в самом начале первыми эшелонами, спали на соломе, разбросанной на бетонном полу.
Позже ввели подстилки из сена. Это были худые тюфяки, набитые небольшим его количеством. В помещении, в котором едва помещало 40-50 человек, спало около 200 заключенных.
С ростом численности заключенных в лагере, возникла необходимость уплотнения их проживания. Появились трехъярусные нары. На одном ярусе лежало 2 человека. В виде подстилки была, как правило, прелая солома. Укрывались узники отрепьями и тем, что было. В лагере Аушвиц нары были деревянными, в Аушвиц-Биркенау как деревянные, так и кирпичные с деревянным настилом.
Туалет лагеря Аушвиц I по сравнению с условиями в Аушвиц-Биркенау выглядел настоящим чудом цивилизац
уалетный барак в лагере Аушвиц-Биркенау
Умывальная комната. Вода была только холодная и доступ к ней у узника был всего в течение нескольких минут в день. Мыться позволялось узникам крайне редко, и для них это было настоящим праздником
Табличка с номером жилого блока на стене
До 1944 года, когда Аушвиц превратился в фабрику по уничтожению, ежедневно большинство заключенных отправляли на изнурительные работы. Поначалу они работали на расширении лагеря, а затем их использовали как рабов на промышленных объектах Третьего рейха. Ежедневно колонны изможденных рабов выходили и заходили через ворота с циничной надписью «Arbeit macht Frei» (Труд делает свободным). Работу узник должен был выполнять бегом, без секунды отдыха. Темпы работы, мизерные порции еды и постоянные побои увеличивали смертность. Во время возвращения узников в лагерь, убитых или изможденных, которые не могли сами передвигаться, волокли или везли на тачках. А в это время для них около ворот лагеря играл духовой оркестр, состоящий из узников.
Тесные камеры, в которых находилось порой огромное число ожидающих приговора людей, имели лишь крохотное зарешеченное окно под самым потолком. А со стороны улицы около этих окошек стояли жестяные коробки, заслонявшие эти окошки от притока свежего воздуха
Приговоренных перед расстрелом заставляли раздеться в этом помещение. Если в этот день их было немного, то приговор приводился в исполнение прямо здесь.
Если же приговоренных было много, то их выводили к «Стене смерти», которая располагалась за высоким забором с глухими воротами между 10 и 11 корпусами. На груди раздетых людей чернильным карандашом наносили большие цифры их лагерного номера (до 1943 года, когда появились татуировки на руке), чтобы впоследствии было легко идентифицировать труп.
Под каменным забором во дворе 11 блока была сооружена большая стена из черных изоляционных плит, обшитая поглощающим материалом. Эта стена стала последней гранью жизни тысяч людей, приговоренных судом гестапо к смерти за нежелание предать родину, попытку бегства и политические «преступления».
Волокна смерти. Приговоренных расстреливали рапортфюрер или члены политического отдела. Для этого использовали мелкокалиберную винтовку, чтобы не привлекать звуками выстрелов слишком много внимания. Ведь совсем недалеко проходила каменная стена, за которой было шоссе.
В лагере Аушвиц была целая система наказаний для узников. Ее тоже можно назвать одним из фрагментов преднамеренного их уничтожения. Заключенного наказывали за сорванное яблоко или найденную в поле картофелину, справление нужды во время работы или за слишком медленную работы. Одним из самых страшных мест наказаний, зачастую приводивших к смерти узника, был один из подвалов 11 корпуса. Здесь в дальней комнате находилось четыре узких вертикальных герметичных карцера размерами 90х90 сантиметров в периметре. В каждом из них внизу располагалась дверь с металлическим засовом
Через эту дверь наказанного заставляли протиснуться внутрь и закрывали ее на засов. В этой клети человек мог находиться только стоя. Так он и стоял без еды и воды столько, сколько хотелось эсэсовцам. Нередко это было последним наказанием в жизни заключенного.
Направления наказанных узников в стоячие карцеры
Вдоль стен камер уже были проведены медные трубопроводы с вентилями. По ним в камеры поступал газ.
Имена уничтоженных людей вносились в «Книгу дневного состояния» лагеря Аушвиц
Списки людей, приговоренных чрезвычайным полицейским судом к смерти
Найденные записки, оставленные приговоренными к смерти на клочках бумаги
В Аушвиц, кроме взрослых, находились также и дети, которых направляли в лагерь вместе с родителями. Это были дети евреев, цыган, а также поляков и русских. Большинство детей-евреев погибало в газовых камерах сразу после прибытия в лагерь. Остальные после строгого отбора направлялись в лагерь, где подчинялись тем же строгим правилам, что и взрослые.
Дети регистрировались и фотографировались так же, как и взрослые и обозначались как политические узники.
Одной из наиболее страшных страниц истории Аушвиц были медицинские эксперименты врачами СС. В том числе над детьми. Так, например профессор Карл Клауберг с целью разработки быстрого метода биологического уничтожения славян проводил над еврейками в корпусе №10 эксперименты по стерилизации. Доктор Йозеф Менгеле в рамках генетических и антропологических опытов проводил эксперименты на детях-близнецах и детях с физическими недостатками. Кроме того, в Аушвиц осуществлялись разного рода опыты с применением новых лекарств и препаратов, в эпителий заключенных втирались токсические субстанции, проводилась пересадка кожи и т.д.
Заключение о результатах рентгеновского излучения, проводимого во время экспериментов с близнецами доктором Менгеле.
Письмо Генриха Гиммлера, в котором он приказывает начать серию экспериментов по стерилизации
Карты записей антропометрических данных подопытных узников в рамках экспериментов доктора Менгеле.
Страницы книги учета умерших, на которых указаны имена 80 мальчиков, погибших после инъекций фенола в рамках медицинских экспериментов
Список освобожденных заключенных, помещенных в советский госпиталь для лечения
С осени 1941 года в лагере Аушвиц начинает функционировать газовая камера, в которой применяется газ «Циклон Б». Его выпускала фирма Degesch, которая за период 1941-1944 гг от продажи этого газа получила около 300 тыс марок прибыли. Для умерщвления 1500 человек, по словам коменданта Аушвиц Рудольфа Гёсса было необходимо около 5-7 кг газа.
После освобождения Освенцима, на лагерных складах было найдено огромное количество использованных банок из-под «Циклона Б» и банки с неиспользованным содержимым. За период 1942-1943 гг только в Освенцим, согласно документов, было поставлено около 20 тыс кг кристаллов «Циклона Б»
По прибытии на разгрузочную платформу, у людей отбирали все вещи и ценности, врачи СС проводили отбор депортированных людей. Тех, кого признавали нетрудоспособным, отправляли в газовые камеры. По свидетельствам Рудольфа Гёсса, таких было около 70-75% прибывших.
Вещи, найденные на складах Аушвиц после освобождения лагеря
Модель газовой камеры и крематория II Аушвиц-Биркенау. Людей убеждали в том, что их отправляют в баню, поэтому они выглядят относительно спокойными.
Здесь узников заставляют снять одежду и перегоняют в следующее помещение, имитирующее баню. Под потолком были расположены душевые отверстия, через которые никогда не текла вода. В помещение около 210 кв.метров заводилось около 2000 человек, после чего двери закрывались и в помещение подавали газ. Люди умирали в течение 15-20 минут. У убитых вырывали золотые зубы, снимали кольца и серьги, у женщин обрезали волосы.
После этого трупы транспортировали к печам крематориев, где огонь гудел непрерывно. В случае переполнения печей или во время, когда были повреждены от перегрузки трубы, тела уничтожали в местах сожжения позади крематориев. Все эти действия выполняли заключенные, входящие в так называемую группу «зондеркомандо». На пике деятельности концлагеря Аушвиц-Биркенау, ее численность составляла около 1000 человек.
Фотография, сделанная одним из членов зондеркомандо, на которой виден процесс сжигания погибших людей.
В лагере Аушвиц крематорий был расположен за лагерной оградой.Самым большим его помещением был морг, который был переделан во временную газовую камеру.
Здесь в 1941 и 1942 годах уничтожали советских военнопленных и евреев из гетто, расположенных на территории Верхней Силезии.
Во втором зале располагалось три сдвоенные печи, в которых в течение суток сжигалось до 350 тел.
В одной реторте помещалось по 2-3 трупа.
Крематорий строила фирма «Топф и сыновья» из Эрфурта, которая в 1942-1943 гг устанавливала печи в четырех крематориях в Бжезинке.
Корпус №5 ныне самый страшный. Здесь размещены вещественные доказательства нацистских преступлений в Аушвиц
Тысячи очков, дужки которых переплелись словно судьбы людей, снявших их перед последним походом в «баню»
Чемоданы с написанными на них фамилиями депортированных людей.
Все имущество, которое привозили депортированные люди, сортировалось, складировалось и самое ценное вывозилось в Третий рейх для нужд СС, Вермахта и гражданского населения. Кроме того, предметами узников пользовались служащие лагерного гарнизона. Например, они обращались к коменданту с письменными просьбами выдать коляски, вещи для младенцев, другие предметы.
Немые свидетели последних минут жизни своих хозяев