Что такое лады народной музыки
Лады народной музыки. Разбор 7 ладов народной музыки с подробными примерами
Лады народной музыки. Общая информация
Перед тем, как европейская музыкальная теория окончательно оформилась в виде четких правил отношения нот друг к другу, народы мира использовали в своих песнях так называемые лады народной музыки. Они представляли собой структуры, очень схожие с теми гаммами, которые мы видим сейчас, однако имели свое построение и особый окрас. В данной статье мы подробно расскажем общую теорию ладов, как они развивались со временем и как выглядят сейчас.
История ладов народной музыки
Во время структуризации музыки во времена Средневековья и Возрождения, лады также нашли свое место в европейской теории. Сначала на их основе была выстроена система церковных хоралов, которую чуть позже стали называть церковными ладами.
С появлением темперированного строя можно говорить о пропаже разницы между ряда ладов и гамм – а именно, между эолийский и ионийским ладом и натуральным минором и мажором соответственно. Сейчас эти лады считаются полностью идентичными своим гаммам.
В двадцатом веке лады, до этого использовавшиеся очень сдержанно, пережили второе рождение. Это связано с повышенным интересом к народной музыке, который продолжается до сих пор. Самый известный пример ладов народной музыки в современных композициях – фригийский лад, который постоянно используется в тяжелом металле.
Отличия от обычной гаммы
Кроме этого, народные лады – модальны, а не тональны. Это означает, что привычные гармонические отношения тоника-субдоминанта-доминанта в них выражается гораздо слабее. Если вы находитесь внутри лада, то вам совершенно не обязательно завершать фразу доминантой в тонику, вы вольны использовать любые гармонические и фразовые ходы, которые сочтете нужными или приятными с музыкальной точки зрения.
Для аранжировщиков это так же означает значительное расширение гармонических возможностей, поскольку при помощи ладов можно не только задать композиции определенную краску настроения, но и выстроить необычную гармонию, которая будет удивлять слушателя.
Группы ладов
Все народные лады разделяются на две группы.
Лады мажорного наклонения. Их отличительная черта – высокая третья ступень. К этим ладам относятся:
Лады минорного наклонения с низкой третьей ступенью. Это:
Список ладов народной музыки
Ионийский
Лад мажорного наклонения, который легче всего строить от ноты до. Не имеет в себе поднятых ступеней и соответствует натуральной мажорной гамме. Выстраивая его в тональности до-мажор вы получаете следующие ноты:
C – D – E – F – G – A – B
Данный лад параллелен Эолийскому минору.
Фригийский
Минорный лад, отличительная черта которого – пониженная вторая ступень в гамме. Отличается агрессивным, злым, очень мрачным настроением. Легче всего выстраивается от гаммы ми-минора. В нем вы получите вот такие ноты:
E – F – G – A – B – C — D
Лидийский
Лад мажорного наклонения с повышенной четвертой ступенью. Отличается возвышенным, радостным звуком. Легче всего строить от Фа-мажора, внутри этой тональности у лидийского лада будут следующие ноты:
F – G – A – B – C – D — E
Дорийский
Минорный лад, содержит в себе поднятую шестую ступень. По настроению – менее минорный и более радостный, светлый, восторженный. Легче всего строится от ноты Ре в тональности ре-минор. Является параллельным Лидийскому ладу.
D – E – F – G – A – B — C
Миксолидийский
Мажорное наклонение, в гамме понижена седьмая ступень. Легче всего его выстраивать от соль-мажора. Характерен для музыки Ирландии и кельтов, а также кантри, блюза и рок-н-ролла. Параллелен фригийскому ладу. В соль-мажоре имеет следующие ноты:
G – A – B – C – D – E — F
Эолийский
Минорный лад, который своим звучанием и структурой соответствует обычной минорной гамме. Легче всего выстраивается от ноты Ля:
A – B – C – D – E – F — G
Локрийский
Самый необычный лад. Внутри него понижены вторая и пятая ступени. Дает мрачное, таинственное, страшное звучание. Легче всего выстраивается из гаммы ля-минор:
B – C – D – E – F – G – A
Как вы уже заметили, основой для всех ладов народной музыки является гамма до-мажор. Каждой из гамм в народных ладах соответствует своя нота, и если внутри этой тональности играть тот же звукоряд, что вы играете внутри до-мажора – то вы автоматически будете находиться в интересующем вас ладу. При этом для того, чтобы построить народные гаммы в любой другой тональности, вам достаточно просто запомнить структуру гаммы до-мажор, и отталкиваться именно от нее.
Лады народной музыки и примеры их построения
Музыкальный лад представляет собой систему взаимоотношений звуков. Лады бывают мажорные и минорные. Всего их семь, и каждый из них имеет определенное характерное звучание. С их помощью обыгрываются аккорды. Если вы еще только начали обучение на гитаре или уже имеете определенный опыт игры, но не касались данной темы, данный материал будет для вас очень полезным.
Ионийский лад
Представляет собой натуральный мажорный звукоряд, наиболее удобный и распространенный в музыке. Он имеет радостное и торжественное звучание, хорошо подходящее для позитивных композиций и гимнов. Данный лад как раз и учатся выстраивать сначала, так как, после понимания того, как он устроен, в будущем станет проще понять особенности остальных ладов.
И все же ионийский лад, в отличие от стандартного мажора, обладает лишь одной устойчивой ступенью. Такое означает, что тяготение нот в ладу друг к другу намного меньше, чем в мажорной гамме. Выражаясь по-другому, здесь более важен возврат в тонику, а не пройденные ступени. Ионийский лад характерен для веселых мажорных песен и для джазовой импровизации.
Эолийский лад
По сути, это другое наименование натурального минора. По своему строению лад идентичен обычному звукоряду, но эолийский лад является модальным, а натуральная минорная гамма – тональной. Значит, применяя его, у вас есть возможность строить в композиции нестандартные гармонии, пренебрегая их функциональным принципом.
Эолийский лад можно встретить там, где имеется минорная тональность. Его часто совмещают с фригийским ладом, о котором дальше пойдет речь. Как правило, это делают в метале.
Дорийский лад
Данный звукоряд – одна из разновидностей обычного минора. Его использовали как в средние века, так и в настоящее время во многих композициях. Отличие дорийского лада от классической минорной гаммы заключается в поднятой на полтона шестой ступени. Благодаря этому он имеет более радостное и мажорное звучание, ассоциирующееся в своем большинстве с джазом, фанком и поп-музыкой.
Если привести в качества примера треки, где можно встретить дорийский лад, то это:
Видео: Зачем нужен дорийский лад
Фригийский лад
Отличается от обычного минора пониженной второй ступенью. Его можно охарактеризовать как возбужденный, быстрый и импульсивный. Также ему свойственен гнев, строгость и стремление вперед. Если у вас есть желание создать музыкальное произведение с такими чертами, то следует использовать именно фригийский лад. Послушайте песни «Master of Puppets» и «Welcome Home» в исполнении группы Metallica и вы поймете, как он звучит. Также вы можете его встретить в следующих треках:
Локрийский лад
Является последним минорным ладом. Отличается от натуральной минорной гаммы пониженной второй и пятой ступенью. Его можно охарактеризовать как спокойный и тихий. Он не такой распространенный в поп-музыке, а вот в таких жанрах, как thrash metal, industrial, death metal and black metal его можно встретить довольно часто. Его звучанию присуща безысходность и мрачность.
Лидийский лад
Это мажорный лад, который отличается от ионийского повышенной четвертой ступенью. Значит, если в гамме до-мажор вместо ноты фа взять ноту фа-диез, мы получим данный звукоряд. Его нельзя охарактеризовать однозначно, так как в нем есть радость, веселье и в то же время своеобразная скромность и спокойствие.
Наиболее популярен у музыкальных коллективов, играющих в стиле фьюжн. Лидийский лад часто использует также Steve Vai, а самым первым в рок-музыке его начал применять Jimi Hendrix.
Миксолидийский лад
Для его построения берем ионийский звукоряд и понижаем в нем на полтона седьмую ступень. Он популярен в блюзе, рок-н-ролле и джазе. Не обошла его стороной и поп-музыка. Любой гитарист должен четко осознавать, как он выстраивается для создания оригинальной и запоминающейся аранжировки.
Блюзовая гамма основывается на миксолидийском ладу, поэтому он звучит «по-американски». Этот звукоряд есть в рок-н-ролле и кантри. Он присутствует в творчестве The Beatles, Guns and Roses и в произведениях многих других коллективов.
Видео: Пятиступенный миксолидийский лад
Для наглядности продемонстрирую, как строится тот или иной лад от любой ноты. В таблице буква «п» означает, что между нотами расстояние полтона, а «т» говорит об интервале в один тон. В этом легко разберется даже новичок.
К чему мы пришли
Знание ладов народной музыки пригодится каждому гитаристу. В этом материале я постарался в общих чертах рассказать вам об особенностях каждого звукоряда. Надеюсь, вам было интересно.
Лады народной музыки
В музыке большое множество ладов. От их многообразия и музыка разнообразна и выразительна. Кроме общеизвестных мажора и минора с их разновидностями, существуют, так называемые, народные лады. По другому их называют: церковные лады, старинные лады, лады народной музыки. Они были изучены еще в средние века.
Название этих ладов взяты из теории древних греков. Объединяет эти лады чередование больших и малых секунд. Во всех ладах, о которых пойдет речь ниже, пять больших секунд и две малые секунды. Если от каждой ступени До мажора сыграть звукоряды (на фортепиано это будут все белые клавиши), то получится полный «набор» ладов народной музыки.
Лады народной музыки можно разделить на две большие группы по ладовому наклонению.
Первая группа: лады мажорного наклонения, имеющие высокую III ступень. К ним принадлежат:
— ионийский (от «До» — совпадает с натуральным мажором);
— лидийский (от «Фа» — в отличие от натурального Фа мажора, высокая IV ступень);
— миксолидийский (от «Соль» — в отличие от Соль мажора, низкая VII ступень).
Вторая группа: лады минорного наклонения, имеющие III низкую ступень. К ним относятся:
— эолийский (от «Ля» — совпадает с натуральным минором);
— дорийский (от «Ре» — в отличие от ре минора, высокая VI ступень);
— фригийский (от «Ми» — в отличие от ми минора, низкая II ступень);
— локрийский (от «Си» — в отличие от си минора, низкие II и V ступени).
Лады народной музыки — это диатонические (натуральные) лады. Их ступени натуральные, не хроматические (измененные). Поэтому принято говорить, например, IV высокая ступень, а не повышенная. Для понимания этих ладов мы сравниваем их с известными — натуральным мажором и натуральным минором, но это не производные лады, а самостоятельные.
Для осознания этих ладов сделаем несколько построений:
Лидийский лад: Дорийский лад:
от «Соль» — соль ля си до# ре ми фа# соль от «Ми» — ми фа# соль ля си до# ре ми
от «Фа» — фа соль ля си до ре ми фа от «Ре» — ре ми фа соль ля си до ре
Миксолидийский лад: Фригийский лад:
от «Соль» — соль ля си до# ре ми фа соль от «Ми» — ми фа соль ля си до ре ми
от «Фа» — фа соль ля сиЬ до ре миЬ фа от «Ре» — ре миЬ фа соль ля сиЬ до ре
Для запоминания этих ладов пользуйтесь подсказками:
В ладах народной музыки изменяются неустойчивые ступени- II IV VI VII.
В ладах мажорного наклонения изменяются ступени IV и VII. Это звуки, которые образуют тритон.
В ладах минорного наклонения изменяются ступени II и VI. Это звуки, которые образуют тритон.
Еще одна подсказка:
Заполните две параллельные тональности без фа# — Соль мажор и ми минор. Эта пара — миксолидийский и фригийский лады.
Запомните две параллельные тональности без сиЬ — Фа мажор и ре минор. Эта пара — лидийский и дорийский лады.
Лады – что это
Лады – что это? Известные лады, применение в музыке
Что наша жизнь без музыки? Скука… Однако не каждый знает, по каким законам строится та или иная музыка, отчего одна кажется примитивной, а другая берет за душу. Важнейшее понятие в музыке – лад. Это фундаментальное понятие должен знать и понимать любой меломан.
Основой ладов любой музыки, в том числе народной, являются мажор и минор. Что же такое лады? Какие они существуют? И есть ли смешение ладов в музыке?
Лады народной музыки
С точки зрения теоретика-музыковеда, все лады народной музыки – лишь разновидности мажора и минора. Определим же, что такое лад и каковы основные лады.
Лад – это система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками. Человеку, который не закончил хотя бы музыкальную школу, безусловно, трудно понять это понятие. Но именно таково теоретическое определение.
Мажорный лад, просто говоря, – радостный, бодрый, веселый, позитивный лад музыки. Он создается с помощью следующего соотношения звуков: устойчивые звуки лада в последовательном и одновременном звучании образуют большое или мажорное трезвучие (созвучия из трех звуков).
Минор характеризуется грустным, тягучим, унылым настроением. Чаще всего минор используется в балладах, то есть песнях, повествующих реки истории. Он создается с помощью следующего соотношения звуков: устойчивые звуки лада в последовательном и одновременном звучании образуют малое или минорное трезвучие.
Если бы вся музыка действительно строилась на двух основных ладах – мажор и минор, то, наверное, это был бы самый скучный и однообразный вид искусства. Сегодня даже официальная теория показывает нам, что на основе этих двух гамм строятся многочисленные звукоряды, которые имеют отличное звучание, что придает каждому произведению свой, неподражаемый оттенок.
Наиболее известные лады (кроме блюза, где есть варианты количества ступеней) состоят из семи ступеней. Они-то и становятся основами для аккордов и аккомпанемента.
Звукоряды
Лидийский, миксолидийский, фригийский, дорийский, эолийский ионийский – это исторические звукоряды. Дорийский, эолийский, фригийский – минорные, остальные – мажорные. Их можно также по сей день услышать в народных песнях славянских стран. Эти лады и названия пришли к славянам из Древней Греции (ведь известно, что, например, в греческом городе Солении – Фессалониках – была целая славянская колония).
Поскольку взгляды и вкусы любого композитора частично совпадают с народной музыкой, эти народные лады зачастую и сегодня встречаются в музыке народных жанров. Особенно любили переделывать и добавлять цитаты народных песен в оперы и другие великие инструментальные произведения композиторы «Могучей кучки», а также Петр Ильич Чайковский. Немало симфоний и концертов Чайковского имеют заимствования и прямые цитаты ладов народной музыки.
Интересные факты о ладах
В Спарте считалось полезным для воинов слушать минорные лады – дорийский, эолийский и фригийский. Спартанцы, уделявшие большое внимание суровому воспитанию, отметили, что именно минор воспитывает в мужчине воинственность и мужество.
В миноре был написан ряд патриотических песен и маршей, имеющий благодаря минору определенную сосредоточенность. Поэтому нельзя сказать, что минор создает лишь настроение унылой грусти.
Блюз – это народный музыкальный лад негров. Как вы знаете, лады мажорного или минорного наклонения образуются от повышения или понижения какой-либо ступени. Уникальность блюза состоит в том, что только он образуется из смешения мажора и минора!
На самом деле передать нотами звукоряда европейской музыки (поделенного на 12 полутонов) блюз сложно – практически невозможно. Блюз лишь приспособили под фортепиано. При движении вверх блюз характеризуется пониженной третьей ступенью, которая тут же переходит в повышенную, а также пониженной седьмой. А при движении вниз, кроме этих ступеней, добавляется пониженная пятая. Образуется лад, который тяжело отнести к мажорному или минорному наклонению – в нем наполовину присутствуют черты мажора, наполовину – минора! Эти ступени по-английски называются Blue notes или «блюзовые ноты».
Блюзовая гамма больше похожа минорной, но играется она на фоне септаккордов мажорного наклонения. Какое получается звучание – веселое или грустное, позитивное или унылое. Послушайте сами, набрав слово «блюз» в поисковике. Блюз уникален.
Слово «блюз» изначально в русском языке означало «грустную песню рабочих негров». Но именно блюз стал краеугольным камнем джаза и первых видов рок-н-ролла (давшего начало року, который потом стал «утяжеляться»). Так из медленной, протяжной песни «рабочих негров» в 1940 годах возник самый веселый танец – танец «буги». Сначала, в 20-е годы 20 века танцевали в «фортепианном стиле», а затем, в 1940-е, этот стиль с помощью джазовых оркестров трансформировался в танце буги-вуги. Одним из первых, превративших блюз в буги-вуги был оркестр великого Глена Миллера.
История возникновения блюза
Негритянское мышление не подчинялось стандартному мышлению европейской цивилизации, отличаясь от него практически во всем, в ом числе и в музыкальном восприятии. Благодаря афроамериканской музыкальной мысли возник блюзовый лад. Отметим, что негритянские ритмы другие – они гораздо сложнее, чем ритмы музыки европейской культуры.
Когда же возник блюз? Считается, что возникновение блюза в музыке начинается в 1870-е годы. Интересный факт: в 1930-е годы, когда опросили «стариков джаза», пожилых джазменов, начинавших играть в 19 веке, они ответили, что…«блюз был всегда!»
Музыка и расизм
Музыка и танцы блюза и буги существовали в чисто негритянской среде: понятие расизма давало о себе знать очень долго. Негры не смешивались с белыми в музыке и танцах до возникновения рок-н-ролла.
Блюз существовал в отдельных «негритянских тусовках». Еще в середине 20 столетия расизм в Америке был настолько силен, что были отдельные «негритянские радиостанции», транслировавшие блюз. Первые джаз-оркестры, состоявшие из «черных», появились после Гражданской войны в США. (После военных действий осталось множество инструментов военных оркестров, попавших в руки победивших негров, воевавших за Северные Штаты). Однако лишь в начале 1940-х появились первые оркестры-диксиленды – оркестры белых музыкантов, игравших джаз. Они исполняли музыку в ресторанах и концертных залах исключительно для «белой публики». Подумать только, такие неприятные проявления унижения людей из-за их цвета кожи происходили еще в середине 20 века!
Одним из величайших блюзовых музыкантов, композиторов и исполнителей был слепой певец-афроамериканец Рэй Чарльз (существует прекрасный биографический фильм, байопик «Рэй», рассказывающий о его взлетах и падениях; в фильме звучит музыка композитора). Однажды Рэй приехал в Джорджию с концертом, и организаторы его концерта там настаивали на сегрегированном концерте, то есть «белая» и «цветная» публика должны были сидеть отдельно. В знак протеста против такого проявления расизма Рэй Чарльз отказался выступать в Джорджии. Тогда власти в ходе судебного разбирательства навсегда запретили ему въезжать в штат – это было в 1950-х. Только в 1970-х запрет был снят, музыкантшу принесли публичные извинения, введя его в «Зал славы» штата. А его песня «Джорджия» стала гимном штата, его музыкальным символом.
Джаз, блюз, рок-н-ролл
В 1950-е эта музыка стала завоевывать «белую» аудиторию. Один из ди-джеев тех времен как-то сказал: «Дайте мне белого, который поет, как негр, и я покорю мир!» И такой человек нашелся. Так возник… культурный феномен, мировая звезда, Король рок-н-ролла Элвис Пресли!
Блюзовый лад был настолько популярен, что послужил творчеству многих великих музыкантов 20 века. Так, блюзовые мелодии исполняли «Битлз», играют их «Роллинг Стоун» и «Лед Зеппелин», «Дорз», рок-гитарист Джимми Хендрикс. Среди русских рок-групп блюз особенно любит Сергей Чиграков, «Чиж», но есть мелодии с влиянием блюза и у групп «Секрет», «Машина времени» (песни Евгения Маргулиса).
В чем отличие джаза и блюза, спрашивают многие? Блюз – это один из стилей джаза, а джаз – один из стилей эстрадной музыки. В даже, кроме блюза, есть еще стили: рег-тайм, свинг, би-боп, фокстрот, буги-вуги (изначально джазовый стиль превратившийся в рок-н-ролл)— однако блюз является его краеугольным камнем. Он повлиял почти на все джазовые стили.
Какова связь рок-н-ролла и блюза? В 1940-е появились первые электрогитары. Блюз стал исполнятся афроамериканцами на электрогитарах и стал подчеркиваться жестким ритмическим рисунком ударных. Такой стиль получил название «ритм-энд-блюз», трансформировавшийся в рок-н-ролл путем смешения со стилем «кантри» – американским стилем народной музыки.
Лады народной музыки
Для начала стоит разобраться, что такое лад? Это система взаимоотношений звуков. Из всех 12 нот октавы для сочинения музыкального произведения выбираются определенные звуки, например, 7 нот. Они расположены в октаве неравномерно и, относительно друг друга, имеют неравноправные условия. И в этой ситуации возникают взаимоотношения, такие как, устойчивость, тяготение. Можно прийти к выводу, что эти явления внутри заданного набора звуков можно называть ладом.
Семь ладов народной музыки
Сегодня мы подробно будем рассматривать такие лады народной музыки:
Сразу стоит обратить внимание на известные всему миру лады:
Наверняка, вам еще в детстве говорили, что мажор – это веселый, оптимистичный лад, а минор – более грустный, нагнетающий. Помимо этих ладов, существует еще 5, которые также относятся или к мажору, или к минору.
Ионийский лад
Как было сказано выше, ионийский – это натуральный мажорный лад, который наиболее удобен и востребован в музыке. Этот лад можно строить от любой ноты и тем самым получить одноименную мажорную тональность. То есть, если вы строите ионийский лад от «до», то вы автоматически получаете «до-мажор». Теперь определим формулу построения ионийского лада. От любой ноты строим такие интервалы: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Это универсальная формула, используя которую от любой ноты, вы получите ионийский лад.
Эолийский лад
Это минорный лад, который также имеет четкую модель построения. С ее помощью вы сможете получить от любой ноты минорную гамму. Если вы начнете строить эолийский лад от ноты «ля», вы получите «ля-минор». Формула такая: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.
Дорийский лад
Данный лад был известен еще в античности и средневековье. Наверняка вы слышали название греческих племен – дорийцев. Вот именно от этого названия и произошел данный лад. Его также можно отнести к минорному, однако он будет иметь отличие от эолийского лада. Запомнить его можно по повышенной шестой ступени. То есть вы строите эолийский лад, который мы прошли выше, и просто в нем понижаете шестую ступень. Однако строение дорийского лада можно совершить по такой формуле: тон-полутон-тон-тон-тон-полутон-тон. Для примера, попробуем построить дорийский лад от ноты «ми». Получается «ми-фа диез-соль-ля-си-до диез-ре-ми».
Дорийский лад принято называть подвижным и ловким. В наши дни становится популярным смесь дорийского лада и блюза. Даже существует такое название, как «дорийский-блюзовый лад». В нем можно услышать элементы блюзовой пентатоники и уже известный нам дорийский минор. Также стоит отметить, что дорийский лад часто используют в этнических, народных произведениях. Особенно характерно он звучит в музыке кельтских народов. Пример дорийского лада можно услышать у Symphony X в песне The Edge Of Forever уже на первой минуте в перекличке гитары и клавиш.
Symphony X — The Edge of Forever
Фригийский лад
Его отличием от эолийского является пониженная вторая ступень лада. Запоминаем формулу: полутон-тон-тон-тон-полутон-тон-тон. Для примера вы можете построить обычную гамму ля-минор и взять в ней си-бемоль. Именно в таком варианте вы получите звучание фригийского лада. Данный лад характеризуют, как стремительный, возбужденный с изобилием скачков. Также можно встретить такие характеристики, как строгий, гневный, побуждающий к борьбе. Поэтому если вы хотите написать произведение в таком характере, то определенно стоит выбирать фригийский лад. Пример этого лада можно услышать у группы Metallica в Welcome Home.
Metallica — Welcome Home
Локрийский или гипофригийский лад
Bjork — Army Of Me
Лидийский лад
Когда мы прошли все минорные лады, можно переходить к мажорным. Первым мы изучим лидийский лад. Он подобен ионийскому, но отличительной чертой является повышенная четвертая ступень. Постройте самый простой C-dur или другими словами До-мажор, только вместо обычного фа, возьмите фа-диез. Вот вы и услышали звучание лидийского лада. А формула его такова: тон-тон-тон-полутон-тон-тон-полутон. По своим оттенкам лад очень неоднозначный. Он может быть скромным, спокойным и в один миг стать веселым и радостным. Его звучание очень светлое, однако, ярко модальное, так как наш слух сразу реагирует на повышенную четвертую ступень. Лидийский лад активно используется различными современными ансамблями. Сейчас можно услышать этот лад даже в рок музыке.
В импровизации очень удобно использовать именно этот лад. Можно даже обратить внимание на работу Джорджа Рассела «Лидийская Хроматическая Концепция». Здесь автор описывает всевозможные способы импровизации, используя лидийский лад. Также его часто применяют в композиции, когда нужно создать ряд секвенций (эпизоды, которые повторяются несколько раз от разных звуков). Самая известная мелодия в лидийском ладу – это заставка к мультфильму «Симпсоны». Steve Vai — The Riddle – также яркий пример лидийского лада.
Steve Vai — The Riddle
Миксолидийский лад
Чтобы получить миксолидийский лад, строим ионийский и понижаем в нем седьмую ступень. Если мы играем До-мажор, то вместо «си», мы должны сыграть «си-бемоль». Строение его также можно запомнить: тон-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон. Характер этого лада сравнивают с характером юноши. Его считают болтливым из-за быстрых поворотов. Но при этом его звучание очень приятное, радостное. Лад встречается в песнях Tomorrow Never Knows и Norwegian Wood группы The Beatles.
The Beatles — Norwegian Wood
Заключение
Как видите, если вы хорошо знаете аппликатуры гамм на гитаре и умеете их играть, то для вас не составит труда построить все лады и с легкостью их использовать в импровизации и композиции.