Что такое квизбук в библиотеке
Что такое квизбук в библиотеке
Про квизы, с одной стороны, написано уже предостаточно, но с другой — это самая общая информация. Автор данного материала надеется, что статья окажется полезной как для коллег-библиотекарей, учителей, педагогов дополнительного образования, так и просто для активных любителей и организаторов этих увлекательных интеллектуальных поединков.
С чего всё началось?
Наблюдая за тем, как в нашей стране набирают популярность командные интеллектуальные игры, мы подумали о том, что пришло время видоизменить формат наших привычных викторин на что-то более современное. Разработать и придумать квиз самостоятельно было, во-первых, страшно: «А как это? Что это вообще такое – квиз?»
Во-вторых, нам не хотелось делать игру «всё обо всём». Была идея провести именно квиз по литературе, книжной и околокнижной тематики.
Наконец, мы столкнулись с тем, что все примеры вопросов, которые доступны для широкого круга пользователей Сети, как правило, примитивны и ещё и повторяют друг друга на многочисленных сайтах. Поэтому пришлось, на свой страх и риск, придумывать вопросы и разрабатывать этапы и раунды игры самостоятельно.
Итак, что же такое квиз и чем он в конечном итоге отличается от других игр формата «вопрос – ответ»?
Квиз: что это?
В общем-то, школьное слово «викторина» полностью передаёт суть мероприятия: игроки отвечают на вопросы, получая за ответы баллы. Кто больше ответил (т.е. набрал большее количество баллов), тот и выиграл. В буквальном переводе английское слово “quiz” имеет значения «опрос, викторина, телевикторина, проверка знаний». Как правило, квиз — это командная игра, которая проводится в барах, кафе, пабах, где с игроков берут плату за участие. Плата эта не слишком большая, а уйти с игры можно с неплохими призами, при этом хорошо проведя время с друзьями. Но главное — играть в квизы весело, ведь это и азарт, и соревнование, и битва не столько умов и знаний, сколько логики. Очень многое зависит также от сплочённости команды, умения услышать мнение каждого игрока, отстоять своё и в итоге привести команду к победе.
Как сделали мы?
Определившись с темой — литература — и возрастом участников (12+), мы разработали игру, состоящую из 5 раундов:
Начиная с 3-го раунда, команды во время обдумывания ответов могли попросить у ведущих подсказку, за что получали «штрафные» очки, и тут самым сложным для игроков было решить, что важнее: попытаться прийти к ответу самостоятельно с риском ответить неправильно или воспользоваться подсказкой, потеряв при этом несколько баллов? Цена вопросов, кстати, в разных раундах была разной: от 1 до 5 баллов.
Итак, по ходу игры командам задавались вопросы, ответы на которые они записывали на специальных бланках. По истечении времени помощники ведущего собирали бланки, а участники узнавали правильные ответы.
Не допускается!
«Гуглить» на квизе при помощи смартфона — неправильно и неспортивно. Поэтому перед началом одной из игр мы предложили участникам выключить телефоны и сложить их в специальную корзину. То же самое, кстати, сделали и ведущие. По правилам за использование смартфонов на квизах команды штрафуют, вплоть до дисквалификации.
Не допускается также продолжать обсуждение и записывать ответ на бланке после сигнала об окончании времени обдумывания. Такой ответ попросту не засчитывается.
Примеры вопросов
В качестве примеров несколько вопросов из разных раундов:
…краса моей долины злачной,
Отрада осени златой,
Продолговатый и прозрачный,
Как персты девы молодой.
Мороз и солнце, день чудесный
В тумане моря голубом.
У лукоморья дуб зелёный,
Что кинул он в краю родном?
Пора, красавица, проснись!
Воздух усталые силы бодрит,
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
А ты всё дремлешь, друг прелестный!
Златая цепь на дубе том.
Белеет парус одинокий,
Всё ходит по цепи кругом.
(Не судите строго, сочиняли сами!)
Что учитывать при подготовке?
Прежде всего, нужно чётко продумать весь алгоритм игры и распределить обязанности между ведущими: кто объясняет правила, читает вопросы, кто раздаёт бланки для ответов, кто помогает с подсказками.
Техническое обеспечение игры: на каком экране (экранах) будут показываться вопросы и ответы, каким образом будет отсчитываться время и так далее.
Баллы, полученные командами, фиксируются в специальном протоколе и демонстрируются участникам, по возможности, на доске (или экране) после каждого раунда.
В целом – проверено! — квиз-игра позволяет увлечь даже самых пассивных поначалу участников и провести, по сути, обычную викторину в современном формате: динамично, чётко, весело. По отзывам участников, каждый находит в квизе что-то своё — интересные темы или способ организации приятного досуга в кругу единомышленников.
Мария Батова, главный библиотекарь библиотеки-филиала № 1
Сценарий интеллектуальной игры
Еще в древности люди создали семь чудес света. Но есть и еще одно чудо, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но люди настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываются над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой, особенно у нас с вами, и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, ободрить, рассказать.
-Ребята, догадались, о чем идет речь? (Ответы детей )
— Правильно! Это книга. Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства. Люди привыкают к ней, как привыкают к воздуху, которым дышат, к солнцу, которое освещает все вокруг.
Сегодня в рамках областной акции книгодарения мы подготовили для вас квизбук. Это игра на тему книг. Для этого нам нужно разделиться на две команды (рассчитаться на 1,2). Теперь выберите капитана и название команды. На это у вас есть 1 минута. За каждый верный ответ команда получает 1 балл. Ваша задача набрать как можно больше баллов.
Сейчас мы приглашаем совершить путешествие в волшебный мир книг. Мы зачитываем пословицу, а вы должны ее продолжить. Для ответа вам нужно поднять руку.
2.Книга книгой, а своим умом… двигай.
Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)
Сказки любят все дети. Их любят и взрослые. Сказки учат нас добру, справедливости, смелости, честности.
Скок-поскок, скок-поскок –
Через море и лесок!
По пути нашел Жар-птицу
И красавицу девицу,
Ну а глупого царя
Обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог
Умный маленький конек,
Всем известный … (Горбунок)
Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот…
Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Чья это сказка? (Дюймовочка, Г.-Х. Андерсен)
Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется … («По щучьему велению»)
Понедельник и Среда,
Вторник и Суббота…
Громов этих имена,
Верю, помнит кто-то.
С этой сказкою, друзья,
Вы давно знакомы.
Называется она … («Белоснежка и семь гномов»)
Он всегда живет всех выше:
У него есть дом на крыше.
Если ляжешь быстро спать,
Ты с ним можешь поболтать.
Прилетит к тебе в твой сон
Живой, веселый … (Карлсон)
А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведем…
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно:
Этот дом сгорел дотла! («Кошкин дом»)
« Музей Сказочной страны»
Когда люди попадают в незнакомую страну или в незнакомый город, то стараются больше узнать об этом месте. А лучше это сделать, посетив музей. Я приглашаю вас, мои друзья, посетить музей Сказочной страны. Я буду называть вам разные предметы, а вы будете угадывать, кому они принадлежат и из какой они сказки.
Туфелька. (Золушка. Ш.Перро. «Золушка»).
Яблоко. (Старуха. А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
Ступа и метла. (Баба-яга из русских народных сказок).
Стрела. ( Царевна- лягушка из русских народных сказок.)
Половина грецкого ореха. (Дюймовочка. Х.К.Андерсен, «Дюймовочка».)
Сети, невод. (Старик. А.С.Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке».)
Зеркало. (Царица-мачеха. А.С.Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
Сапог. (Кот из сказки бр.Гримм «Кот в сапогах»)
Горошина. (Принцесса. Х.К.Андерсен, «Принцесса на горошине».)
Большая голубая шляпа. (Незнайка. Носов, «Незнайка в солнечном городе».)
« Составьте название сказок»
У вас на листочках слова, вам нужно прочитать их и составить название сказок. Посмотрим, как быстро вы справитесь.
Лягушка Гуси Каша Петушок Девочка Два Царевна МорозаЛебеди Топор Снегурочка Зернышко
(Ответы: Гуси – лебеди, Царевна Лягушка, Два Мороза, Девочка Снегурочка, Петушок и бобовое зернышко, Каша из топора.)
— Ребята, чтобы книги, которые мы читаем, не были на нас в обиде, вспомним, как надо обращаться с ними.
НЕ рисовать, не писать ничего в книгах;
НЕ вырывать листы, не вырезать картинки;
НЕ перегибать книги, чтобы не выпадали листы;
НЕ читать книги во время еды;
НЕ класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;
«Кто написал телеграмму?
Ребята, почтальон принёс сегодня несколько телеграмм. Отгадайте, кто их нам прислал.
«Я от дедушки ушёл. Я от бабушки ушёл».
(Колобок. Из русской народной сказки).
« Спасите! Нас съел серый волк!»
(Козлята из русской народной сказки «Волк и семеро козлят»).
«Деревянным острым носом всюду лезу я без спросу».
(Буратино из сказки А.Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино».)
Нет ни речки, ни пруда,
Очень вкусная вода
(Иванушка из русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)
А корзина – нелегка,
Съесть бы пирожок». (Медведь из русской народной сказки «Маша и медведь».)
«Я по полю пошла, в поле денежку нашла,
Самовар себе купила и гостей всех напоила,
Веселились все вокруг, но вмешался злой паук».
(Муха-Цокотуха из сказки К.Чуковского « Муха Цокотуха».)
— Ребята, мне очень приятно, что вы много читаете и с лёгкостью ответили на все заданные вопросы. А теперь, дорогие мои, вас ждет маленький сюрприз.
Что такое квизбук в библиотеке
«Что такое квизбук?» – спросите вы.
Квизбук – это интеллектуально-развлекательное соревнование, название которого дословно переводится с английского языка как «книжная викторина». Последние несколько лет квизы пользуются популярностью у россиян, но проводятся в основном в барах и платно. Библиотекари же решили не оставаться в стороне от популярного тренда и перенесли их на свои площадки, где участие бесплатное, а вопросы сложные и посвящены литературе и книгам.
Поучаствовать в квизбуке в библиотеке 21 марта пришли школьники, студенты, учителя, музыканты, пенсионеры и другие. Они разделились на три команды – «Нигилисты», «Рыбацкая корюшка» и «Великолепная Шестерка». Сама игра состояла из пяти туров, каждый из которых был посвящен писателю-юбиляру 2018 года: Жюлю Верну, Владимиру Маяковскому, Джорджу Оруэллу, Борису Стругацкому и Марии Семеновой. В каждом туре было по 10 вопросов, на обдумывание которых команде давалось по 30 секунд. По истечении каждого тура команда сдавала свой лист с ответами и, пока шел подсчет баллов, узнавала об их правильности. Со всех сторон то и дело раздавались то радостные, то несчастные вздохи и крики.
Вопросы были сложными, многие с подвохом, некоторые без вариантов ответов. Тем не менее, команды с честью с ними справились, причем никто не был замечен в использовании гаджетов (за это полагается немедленная дисквалификация). Борьба за первое, второе и третье места была оживленной и решилась благодаря разрыву в несколько баллов.
Самое интересное, что подобные игры прошли в этот же день, в это же время в десятке других библиотек нашего города. Победители из каждой библиотеки отправятся на городской финал 27 апреля в 19.00 в библиотеку «Охта Лаб». Честь Рыбацкого будут защищать победители нашей игры – команда «Нигилисты». Пожелаем им удачи!
Эльвира Сабирова, библиотекарь Рыбацкой библиотеки
Квестбук «Литературное ассорти»
автор: Корнейчук Ирина Леонидовна
Заведующая библиотекой МБОУ г.Иркутска СОШ №53
Квестбук «Литературное ассорти»
Для учащихся 5-6 классов.
Составила Корнейчук И.Л.,
зав.библиотекой МБОУ г.Иркутска СОШ №53.
Квиз – это насыщенная викторина с подборкой вопросов по одной определенной или нескольким темам.
В данное время эта игра набирает огромную популярность, хотя корни этой игры ведут нас в Великобританию в 1970 год. Придумали ее два компаньона Том Портер и Шарон Бурнсу. Они представляли себе эту идею, как своеобразное маркетинговое решение, для привлечения в пабы новых посетителей. Они назвали игру Pub Quiz, взяв за основу место, где она происходила. Эта забава быстро приобрела популярность во всей Англии, и позже Британское телевидение адаптировало соревнование под себя, что впоследствии спровоцировало появление различных викторин, в том числе и в нашей стране.
Основная особенность предложенной игры заключается в том, что участникам предлагается в рамках одной игры ряд разноплановых конкурсов, которые могут быть объединены одной темой.
Книжный квиз — игра, в которой необходимо не только знать точно, но и применять эрудицию, смекалку, логику. А еще — работать в команде!
Основная часть заданий – о книгах, знакомых большинству читающих детей.
Время проведения – 1 час.
Для игры нужно поделить участников на команды от 4 до 8 человек и посадить за отдельные столы. Игра состоит из 7 раундов. Каждый раунд из 6 вопросов.
Раунды 1 и 7 – раунды с изображениями, раунды 2, 3, 5 и 6 – текстовые раунды, 4 – музыкальный. Таким образом, на протяжении всей игры не теряется интерес к происходящему.
Также следует обратить внимание, что раунды 1–6 расставлены по сложности от легкого к сложному, а 6 раунд снова легкий. Это обосновано тем, что в вначале игры детям необходимо включиться в игру, понять, как удобнее работать и взаимодействовать в команде, дальше игра идет по нарастающей сложности. Последний раунд сделан легким, потому что со временем участники устают, теряется внимательность, делается больше ошибок, которые приводят к поражению. Именно поэтому, чтобы участники закончили игру в хорошем настроении, необходимо, чтобы последний раунд был предельно простым.
Некоторые раунды сопровождаются музыкальным сопровождением. В раунде «Что? Где? Когда?» время отмеряется с помощью музыкальной заставки.
Ответы пишутся на бланке. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Победитель определяется по набранному количеству очков.
Для проведения квизбука понадобятся: компьютер с презентацией для игры, бланки, ручки для участников. Нужно заранее расставить столы и стулья, распечатать бланки, подготовить звуковое оборудование, экран или телевизор, коробку для телефонов. Желательно оформить книжную выставку «Хит-парад любимых книг».
Возраст учащихся, для которых подготовлена данная игра, неслучаен. Именно в этом возрасте, при переходе в среднюю школу, у детей угасает интерес к книге. И очень важно вовремя «подогреть» этот интерес, показать, как много интересных книг их еще ожидает.
Занятие решает следующие задачи:
Ведущий: Здравствуйте,ребята! Сегодня у нас с вами необычная встреча. Вам предстоит участвовать в очень популярной на сегодняшний день в мире и в нашей стране интеллектуально-развлекательной битве, под названием КВИЗБУК, что в переводе с английского означает «книжная викторина». Каждая команда сможет доказать, что именно она достойна носить звание «Самых начитанных». Вы уже разделились на команды. Теперь придумайте названия ваших команд, связанные с книгой и чтением, и выберете капитанов. (Команды выполняют задание).
Теперь по очереди представьте ваши команды и капитанов.
Поприветствуем наши команды!
Представляю вашему вниманию жюри.
А теперь – правила игры!
Игра состоит из 7 раундов разной сложности и направленности. На столе у каждой команды есть бланки, в которые они вносят свои ответы. После завершения каждого раунда бланки сдаются жюри, которое подсчитывает полученные каждой командой баллы. Убедившись, что все бланки сданы, я зачитываю правильные ответы, которые также представлены на слайде.
В конце игры жюри подведет результаты всех раундов и объявит команду – победителя.
Все вопросы к квизбуку находятся в презентации. Ведущий озвучивает вопрос. Участники также могут их прочесть на экране.
1 РАУНД. ОТКРЫВАЮЩИЕСЯ КАРТИНКИ.
Задание: На слайде смайликами прикрыты обложки известных детских книг. Задание: угадать название книги. С двумя смайликами – 2 балла, с одним смайликом — 1 балл.
Собираем бланки до и после открытия первого смайлика на каждом слайде.
2 РАУНД. ПЕРЕВЕРТЫШИ
Задание: Нужно угадать название сказки, подобрав к словосочетаниям слова – антонимы. Например: Быль о серебряной курочке – Сказка о золотом петушке.
3 РАУНД. ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ.
Ведущий: А сейчас я прочитаю вопросы, в которых написаны невероятные вещи, одни из них правильные, а остальные неверные. Слушайте внимательно и ответьте «да» или «нет».
ВЕРНО. В первой повести про Карлсона слово «тефтели» встречается 48 раз, а слово «варенье» — всего 1. Карлсон так же любит торт со взбитыми сливками (торт упоминается 16 раз). Но тефтели, судя по тексту, все же на первом месте.
«…Мотор загудел, Карлсон стремительно спикировал с кровати прямо к тарелке с тефтелями. Он на лету схватил тефтельку, потом взвился к потолку и, сделав небольшой круг под лампой, с довольным видом принялся жевать.
— Восхитительные тефтельки! — воскликнул Карлсон. — На редкость вкусные тефтельки! Можно подумать, что их делал лучший в мире специалист по тефтелям!…»
«…Спокойствие, только спокойствие! У тебя есть какая-нибудь еда? Может, мясные тефтельки или что-нибудь в этом роде? Сойдет и кусок торта со взбитыми сливками.»
ВЕРНО. Оленёнком его сделали русские переводчики и пересказчики. В оригинале Бэмби — косуля или дикая коза (козуля). Видимо, сказалось то, что «косуля» на русском языке — слово женского рода, а «олень» — мужского, и с точки зрения языка слово «олень» в повествовании про Бэмби (который самец) более удобно. К тому же, род косулей относится к семейству оленевых, так что можно считать, что переводчики не сильно исказили замысел автора. Но чем косуля отличается от настоящего оленя? Во-первых, менее ветвистыми рогами. Кроме того, косули не едят кору, как олени, а своих детенышей они кормят лёжа (олени — только стоя). Есть и другие заметные отличия.
ВЕРНО. Исследователи считают, что Маршак списал своего героя с известного ученого, профессор МГУ Ивана Каблукова. Современники говорят, что Каблуков был не просто рассеян, он путал слоги в словах и даже мог подписаться «Каблук Иванов». Помните? — «Глубокоуважаемый Вагоноуважатый! ВагоноуважаемыйГлубокоуважатый! Во что бы то ни стало Мне надо выходить. Нельзя ли у трамвалаВокзай остановить?» Маршак и сам порой страдал от рассеянности, поэтому в герое с улицы Бессейной, возможно, есть что-то и от самого поэта.
ВЕРНО. В первом издании сказки Милна на русском языке, вышедшем в 1960 году, главный герой носил имя «Мишка-Плюх». И только в последующих изданиях на русском языке Мишка-Плюх превратился в привычного нам сейчас Винни-Пуха.
5.Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин услышал от своей няни Арины Родионовны.
А ВОТ И НЕТ. Сюжет сказки А.С.Пушкин взял из сборника братьев Гримм «Сказку о рыбаке и его жене» и пересказал в стихах. Кстати, в немецкой сказке старуха под конец возжелала стать Богом.
6.Правильное волшебное заклинание старика Хоттабыча, с которым он рвал волоски из своей бороды, вовсе не «трах-тибидох», а — «лехододиликраскало».
4 РАУНД. МУЗЫКАЛЬНЫЙ
Задание: Назвать к какому литературному произведению имеет отношение каждый музыкальный отрывок.
1.Ш.Перро. Красная шапочка.
3.Е.Велтистов. Приключения Электроника.
4.П.Трэверс. Мэри Поппинс.
5.Братья Гримм. Бременские музыканты.
6.Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц.
Задание: Угадать литературного героя, название литературного произведения и его автора с 1,2,3 или 4 подсказки (соответственно на 4,3,2 или 1 балл). Бланки с ответами собираются после каждой подсказки. Если команда ошибается, в остальных попытках не участвует, если неверно указывает автора или название книги – минус 1 балл.
(Имя героя – Кощей Бессмертный , русские народные сказки: “Царевна – лягушка”, “Кощей Бессмертный”).
(Имя героя – Лягушка-Путешественница , сказка “Лягушка-Путешественница”, автор — Всеволод Михайлович Гаршин).
(Имя героя – Суок , сказка «Три толстяка», автор Юрий Олеша).
(Имя героя – Незнайка , роман-сказка “Приключения Незнайки и его друзей”, автор — Николай Николаевич Носов).
(Имя героя – Карлсон , сказочная повесть “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”, автор — Астрид Линдгрен).
6 РАУНД. ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Задание: Нужно дать ответы по порядку на 6 вопросов. На обдумывание каждого вопроса дается 1 минута. Время отмеряется с помощью музыкальной заставки.
7 РАУНД. НАЙДИ СООТВЕТСТВИЕ
Задание: Найти соответствие: иллюстрация – название книги. Например А-3, В-2 и т.д. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1 — Д. Волков А. Волшебник Изумрудного города.
2 — Б. Перро Ш. Золушка.
5 — Г. Андерсен Г.-Х. Оловянный солдатик.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Ведущий: Ребята, я хочу обратить ваше внимание на то, что наш квизбук был, в основном, по лучшим книгам, которые вы должны были прочитать в начальной школе. Но вам предстоит прочитать еще много замечательных детских книг! Некоторые из них в свое время приносили много радости и удовольствия еще вашим родителям, другие написаны талантливыми современными детскими писателями совсем недавно. Вас ждут удивительные приключения, невероятные фантастические истории, веселые, мудрые и поучительные книги. Несколько интересных книг вы видите на слайде презентации, два десятка книг на книжной выставке «Хит-парад любимых книг», оформленной специально для вас. Но их, на самом деле, гораздо больше! Читайте, удивляйтесь, восхищайтесь, получайте удовольствие, новые впечатления, учитесь жизненной мудрости из книг!
Что такое квизбук в библиотеке
Сознайтесь, коллеги, кому из вас не приходилось придумывать различные ухищрения, чтобы подогреть интерес потенциальных пользователей к библиотеке, привлечь внимание к книге и чтению?
Адаптируясь к изменяющемуся образу жизни общества, библиотекари всё чаще применяют в своей работе различные креативные практики, которые вызывают желание «взять и сделать» тоже самое в своей библиотеке.
Показательная, с этой точки зрения, практика коллег из Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края.
Не секрет, что последние несколько лет квизы пользуются популярностью у россиян, но проводятся в основном в барах и платно.
Не оставаясь в стороне от популярного тренда, библиотекари решили перенести формат квиза на свою площадку, где участие бесплатное, а вопросы сложные и посвящены литературе и книгам.
Новый формат настолько пришёлся по душе пользователям библиотеки, что квизбуки проходят там теперь регулярно.
Что нужно учесть при подготовке и проведении квизбука? Какое оборудование понадобиться? Как составить вопросы интеллектуальной викторины? Сколько туров включать в игру и какова их продолжительность?
На эти и другие вопросы даёт исчерпывающие ответы (с конкретными примерами) библиотекарь Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края Марина Алимбаева в статье «Квизбук: игра для команды», опубликованной в журнале «Современная библиотека» №2, за 2020 год.