Что такое кварта на гитаре
Теория 5 : Интервалы
Доброго времени суток. Опять возвращаюсь к теории музыки. И сегодня речь пойдет об интервалах.
Что же за интервалы такие в музыке? Интервал — латинское слово, первоначально означающее расстояние между насыпными валами военных укреплений! Затем оно перекочевало во многие другие языки для определения расстояния, промежутка, а в музыке — расстояния между двумя звуками.
Измеряют интервалы для простоты в тонах и ступенях. Интервал — это сочетание двух звуков взятых последовательно (мелодический интервал) один за другим, или одновременно (гармонический интервал). Если мы сыграем на гитаре сначала бас МИ (шестая струна), а затем ЛЯ, мы сыграем мелодический интервал!
1. Первый — прима!
Это самый простой интервал — повторение одного и того же звука. Допустим, мы извлекаем звук ЛЯ на пятой струне последовательно два раза — это мелодический интервал — прима. А как же взять гармоническую приму? На гитаре такая возможность — взять один и тот же звук два раза одновременно есть, в отличие от рояля, например. Найдем ЛЯ на шестой струне — это пятый лад, а теперь дергаем шестую и пятую струны вместе — вот она гармоническая прима! Я говорил, что интервалы имеют тоновую величину. Прима — это повторение одного и того же звука, поэтому у нее тоновая величина отсутствует — равна нулю. То же и с количеством ступеней входящих в интервал — у примы только одна ступень. Отсюда и название: прима — первая.
2. Секунда
Теперь возьмем на пятой струне ноту ДО, а затем РЕ на открытой четвертой струне — это большая секунда. Послушайте, как звучит этот интервал — такие интервалы называются диссонирующими (звучат резко). В музыкальном словаре 1475 года о диссонансе написано: «диссонанс — это смешение разных звуков, по природе оскорбляющие ухо». В то время в музыке отдавали предпочтения консонансам — «благозвучные» интервалы, в которых звуки как бы сливаются, звучат мягко!
Немного истории: европейцы до начала нашего века не проявляли никакого интереса к негритянской музыке, считая, что блюзы и спиричуэлы звучат «грязно»! И лишь после вторжения в классическую музыку импрессионистов, широко использовавших диссонансы, наиболее прогрессивные европейцы открыли для себя удивительный мир негритянской музыки.
А теперь определим величину секунды в ступенях и тонах. Две ступени: ДО, РЕ. И один тон! Поэтому секунда обозначается цифрой 2 (смотрим табличку). Однако тоновая величина может быть другой. Сыграйте теперь СИ на открытой второй струне, а затем ноту ДО на первом ладу пальцем. Это тоже секунда, так как у нас снова две ступени (СИ и ДО), но расстояние в тонах между ними — полтона (один лад). Это есть малая секунда! Чтобы сыграть гармоническую малую секунду от ноты, СИ например, берем на третьей струне ноту ДО (пятый лад) и одновременно дергаем открытую вторую струну СИ.
3. Третий интервал — это терция
Именно терциями строятся аккорды! Про построение аккордов поговорим в следующем посте. Послушаем, как звучит терция: берем открытые вторую и третью струны последовательно (мелодический интервал) и одновременно (гармонический) — это большая терция от ноты СОЛЬ. Звучит красиво. Часто в песнях второй голос поют именно в терцию! Ступени здесь три: СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Тоновая величина — 2 тона!
4. Кварта
Следующий интервал — кварта — четвертая! Мы ее упоминали в начале поста. Давайте я не буду каждый интервал расписывать, иначе пост будет гигантский и не читаемый. В остальных интервалах попробуйте разобраться сами по табличке (ее можно увеличить, нажав на картинку).
В конце выкладываю файлик табулатуры для программы GP6, где я расписал все интервалы от ноты ДО — полезно послушать, как они звучат. Также полезно будет попробовать самим построить интервалы от других нот, а также попытаться на слух различать, что за интервал звучит: малая терция или большая секста? Поэтому если вы хотите играть по нотам, а, услышав песню, самостоятельно записывать ее на бумаге и быстро определять звуки, входящие в тот или иной аккорд, то без знания интервалов не обойтись! Так что изучайте теорию и не забудьте подписаться на новые посты моего блога! В следующий раз будем разбираться, как строить аккорды!
Не пропадайте.
Интервалы на гитаре
Автор: Mr.Falstaff · Опубликовано 03.04.2015 · Обновлено 06.07.2019
Говоря простыми словами интервалы — это расстояния между нотами (ступенями). Так же интервалом можно назвать сочетание двух звуков в пределах октавы. Звуки сыгранные последовательно называются мелодическим интервалом, а если одновременно, то гармоническим. Нижний звук интервала называется его основанием, а верхний — вершиной.
Интервалы так же разделяются на коссонансы и диссонансы.
Простые интервалы
Для лучшего понимания возьмём за точку отсчёта ноту До на пятой струне.
Уменьшенная квинта, кстати, имеет и другие названия. Иногда её называют тритон. Почему? Посчитайте количество тонов в шести полутонах, от сюда и название. Также этот интервал носит название Diablos in musicia, что означает — «Дьявол в музыке». Такое название выдумала церковь много столетий назад. На сколько мне известно это как-то связано со святой троицей. Некоторые считали, что с помощью него можно вызвать сами знаете кого. Нет! Не Воландеморта 🙂 Совпадение это или нет, но в современной музыке есть направление, которое опирается на уменьшенную квинту. Возможно вы догадались что это Дэт-метал.
Обращения интервалов
Если нижний звук сделать вершиной, в верхний основанием, то мы получим обращение этого интервала, то есть интервал превратится в своего родственника.
Составные интервалы
Я не буду заострять на них внимание, так как они не так часто используются в игре, но всё же используются.
Интервалы на грифе гитары
Не обязательно каждый раз стоить необходимые вам интервалы, достаточно запомнить их аппликатуру на грифе гитары. Ниже я приведу аппликатуры самых необходимых интервалов, а именно: большой терции (б.3), чистой кварты (ч.4), чистой квинты (ч.5), большой сексты (б.6) и малой септимы (м.7).
Советы
Используйте октавы для нахождения нужных вам нот и построения остальных интервалов, в пределе этой октавы.
Октава хороша тем, что образует аппликатурный скелет, основу позиции, которая затем обрастает аккордами, арпеджио и гаммами.
Используйте систему октав, которая создаст опору для визуализации всего грифа гитары, а именно: аппликатур всех аккордов, арпеджио и гамм в их взаимосвязи друг с другом.
Интервалы на гитаре
Устройство звукоряда гитары позволяет легко осуществлять относительные интервальные построения от любой ноты благодаря зрительным шаблонам, рассмотренным на предыдущем занятии, но для наглядной демонстрации основ и системы этих построений мы воспользуемся фортепианной клавиатурой.
Если нужно получить больше 12 звуков, то добавляется ещё одна октава и т.д. На изображении 2 рис.1 показаны три фортепианные октавы.
Как вы знаете, в музыке наиболее распространены семь основных ступеней: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Для получения 12 интервалов они дополнены пятью производными ступенями, которые являются повышением (♯) или понижением (♭) на полутон некоторых основных ступеней: до♯ (ре♭), ре♯ (ми♭), фа♯ (соль♭), соль♯( ля♭), ля♯( си♭). Гитаристы чаще пользуются (и привыкают пользоваться) вариантами с повышением основных ступеней с использованием ♯. Для удобства там можно делать, но при этом нужно знать, что далеко не всегда повышение ступеней приводит к правильным построениям в музыке.
Рис. 1. 12-ти полутоновый равномерно-темперированный строй
Клавиатура фортепиано наглядно показывает основные и производные звуки, что очень помогает клавишнику при выполнении разных интервальных построений. У гитариста нет такого зрительного ориентира, по причине чего ему приходится мысленно представлять данное деление. Благодаря черным клавишам интервалы на белых клавишах можно определить моментально, а на грифе, скорее всего, придётся посчитать лады, чтобы понять, какой интервал играется на одной струне или что зажато на разных струнах через несколько ладов. Октавы на клавиатуре располагаются друг за другом, а на грифе друг за другом и друг над другом (рис. 1 изображения 2 и 4), что требует от гитариста навыка мышления в двух измерениях.
Интервальные построения от ноты С (до) проще и нагляднее осуществляются на фортепианной клавиатуре, а относительные интервальные построения от разных нот (с использованием относительно небольших интервалов) проще и нагляднее выполняются на грифе гитары.
Рекомендую зрительно запомнить расположение клавиш на клавиатуре фортепиано и ступеней на них в пределах одной октавы от ноты до. Это поможет вспомнить последовательность ступеней, если определение их на грифе вызывает сложности.
Гармонические интервалы и восходящие мелодические интервалы читаются вверх от основания.
На одной струне можно сыграть только мелодический интервал.
От одной ноты можно построить 13 простых интервалов (рис. 2).
Рис. 2. Интервалы на одной струне.
Числа над дугами показывают количество полутонов. Например, секунда малая состоит из одного полутона, и её тоны зажимаются на соседних ладах, секунда большая состоит из двух полутонов, и её тоны зажимаются через лад и т.д. Расшифровка сокращённых обозначений:
Построения интервалов на рис. 2 дано от ноты до (С), а основные и производные ступени выделены цветом клавиш как на фортепиано, что, при необходимости, позволит наглядно сравнивать построения интервалов на грифе и клавиатуре.
Вместо привычного для гитаристов повышения основных ступеней при помощи диеза на схеме рис. 2 указано их понижение при помощи знака бемоль. Это необходимо для правильного определения интервалов. В средние века пользовались семиступенным строем, который состоял из 7 основных ступеней, благодаря чему интервалы и получили свои названия:
Возможно, с обозначениями интервалов вам придётся сталкиваться очень редко и непонятно, для чего мы потратили столько времени на это. Отвечаю: все построения в музыке основываются на ступенях и о них нужно иметь хотя бы общее представление.
При игре на гитаре используется понятие позиции — это группа из четырех расположенных рядом ладов, которые можно охватить четырьмя пальцами. Номер позиции определяется по нижнему (крайнему левому ладу). Например, в пятой позиции пальцы левой руки с указательного по мизинец находятся над соответствующими ладами V, VI, VII, VIII. В одной позиции можно играть на любых струнах в пределах этих четырех ладов.
Интервалы, которые можно сыграть в одной позиции вверх, показаны на рис. 3
Рис. 3. Простые интервалы вверх в пределах одной позиции.
В общем случае, можно сыграть 12 интервалов вверх и 12 интервалов вниз (не выходя за пределы звукоряда струн), но на рис. 3 получилось десять интервалов. Два интервала сыграть нельзя. Обидно. Сыграть все 12 интервалов можно в расширенной позиции (рис. 4), когда мизинец левой руки способен дотянуться до пятого лада в позиции. Непросто, но после некоторой тренировки возможно, что очень пригодится при игре мажорных гамм и не только.
Рис. 4. Простые интервалы вверх в пределах одной расширенной позиции.
Один и тот же интервал в гармоническом и мелодическом виде имеет разные свойства и применение. Когда речь идет о свойствах интервалов, то по умолчанию подразумевается отдельно звучащий гармонический интервал в среднем регистре. Обычно из контекста понятно, о чём идет речь, но желательно уточнять свою мысль, так как, например, фраза о том, что малая секунда является острым диссонансом, справедлива только в отношении гармонического интервала, но никак не мелодического. Более того, на практике интервалы берутся в разных регистрах и находятся в окружении разных звуков (что-то звучало перед ним, одновременно с ним и после него), что безусловно влияет на их восприятие.
Интервалы на закрытых струнах
При игре интервалов на закрытых струнах открытые струны не используются.
На рис. 5 показаны шаблоны простых интервалов (слева цифрами обозначены номера струн).
Рис. 5. Шаблоны простых интервалов.
Заметим, что медиатором можно сыграть гармонические интервалы только на соседних струнах. Септимы и октаву, показанные на рис. 5., можно сыграть одновременно медиатором и безымянным пальцем правой руки.
Рассмотрим простые интервалы, которые можно сыграть медиатором, подробнее.
Наименьшим интервалом, который состоит из двух разных звуков, является малая секунда (рис. 6).
Рис. 6. Малая секунда.
Нетрудно увидеть, что звукоряды соседних струн не позволяют сыграть некоторые интервалы. Например, на шестой струне сыграть малую секунду возможно начиная от пятого лада.
Почему интервал от 3-й струны (голубые круги) строится иначе, чем от всех остальных? Если вы не знаете ответ на этот вопрос, то настоятельно рекомендую сначала пройти предыдущее фундаментальное занятие.
Интервал малой секунды в гармоническом виде является острым диссонансом. Острый диссонанс можно представить как острую приправу, например, горчицу: отдельно есть затруднительно, а в блюде она позволяет улучшить вкус. Так и в музыке: отдельно диссонансы играются относительно редко, но часто используются в аккордах, где общее звучание смягчает их, а они, в свою очередь, дополняют общее звучание новыми обертонами, в результате чего аккорд звучит богаче. Но это не значит, что диссонансы нужно вставлять во все аккорды, как и накладывать горчицу во все блюда.
В мелодической форме малая секунда используется достаточно часто для получения плавного движения.
Пример 1. Мелодические секунды.
О свойствах мелодических интервалов мы подробнее поговорим на следующих занятиях, а сейчас уделим всё внимание гармоническим.
Пример 2. Гармоническая малая секунда.
Рис. 7. Большая секунда.
Он также является диссонансным, но звучит не так резко, как малая секунда. В гармонической форме он может использоваться не только в аккордах (включая аккорды с задержанием sus2), но и совместно с другими интервалами.
Для создания большего напряжения можно использовать его вместе с малой терцией. Малая терция имеет минорное наклонение, что придаёт звучанию тревожность, пессимистический настрой, ожидание худшего и т.д.
Пример 3. Большая секунда и малая терция
Если использовать большую секунду с большой терцией, которая имеет мажорное наклонение, то получим оптимистичное и жизнеутверждающее настроение.
Пример 4. Большая секунда + большая терция
Терции показаны на рис. 8.
Рис. 8. Малая и большая терции.
Терции отлично дружат друг с другом при их мелодическом движении и часто употребляются в двухголосии.
Пример 5. Мелодическое движение терций.
Рис. 9. Кварта и квинта.
Это нейтрально звучащие по отношению к мажору и минору интервалы, по причине чего они не только хороши в сочетании с другими интервалами, но и могут легко отправиться в самостоятельное плавание.
Кварта часто используется совместно с терцией для игры задержания и в аккордах с задержанием sus4.
Пример 7. Кварта + терции
Дополним большую секунду и малую терцию квартой.
Пример 8. Большая секунда, малая терция и кварта.
Вот это уже на что-то похоже! Оказывается, комбинируя интервалы можно получить интересные гитарные риффы! Этому определенно стоит уделить время и внимание!
При помощи двух интервалов несложно получить секвенцию (игра одной и той же фразы от разных нот)
Пример 9. Секвенция с использованием квинты и большой терции.
Дополнительно к кварте и квинте обратите внимание на тритон (рис. 10). В средние века этот интервал был под запретом и называли его «дьяволским интервалом». К счастью, времена те остались в истории, да и музыкальная система претерпела значительные изменения. В настоящее время этот интервал встречается достаточно часто.
Тритон является сильным диссонансом, который неплохо звучит вместе с квинтой.
Пример 10. Квинта и тритон
Пример 11. Квинта + большая секста.
Интервалы с использованием одной или двух открытых струн
Септимы сыграть на двух соседних закрытых струнах невозможно, но их можно сыграть, если одна из струн будет открытой.
Пример 12. Малая септима и другие интервалы в ассортименте
Большая септима звучит острее малой, но и для неё можно найти применение.
Для гитариста октавы ценны ещё и тем, что помогают быстро определять и находить нужные ноты на грифе. А вот об этом подробнее, пожалуйста!
Для начала нужно запомнить расположение звуков на пятой и шестой струнах, после чего ноты на остальных струнах можно определить при помощи простых шаблонов:
Рис. 14. Шаблоны октав для определения нот на грифе.
В пределах одной октавы (12 ладов) основная или вспомогательная ступень встречается только один раз.
Пользуясь сказанным выше получаем основной шаблон для быстрого нахождения нот на грифе (рис. 15).
Рис. 15. Шаблон для быстрого определения нот на грифе.
Незаметно мы перешли к игре интервалов на соседних струнах, одна из которых является открытой. Данный способ игры интервалов применяется достаточно широко, но имеет ограничение, связанное с невозможностью изменения нижнего или верхнего тона, который берется на открытой струне, что существенно сокращает количество интервалов, которые можно сыграть данным способом. Например, если используется 6-я открытая струна, то нижним звуком в этом случае будет звук E (ми) большой октавы.
Звучание гармонической октавы ещё больше наполнено пустотой в сравнении с гармонической квинтой. Это нейтрально звучащий интервал, который часто используется в аккордах, для поддержки баса или для игры интервалов больше октавы, которые называются сложными (составными).
Пример 14. Октава с нижней открытой струной и сложные интервалы
Гармоническую приму также можно сыграть с использованием открытой струны (рис. 16)
Рис. 16. Гармоническая прима.
Пример 15. Гармоническая прима, секуда и терция
В нижнем звуковом диапазоне звуки по частоте располагаются ближе друг к другу, да и не столь хорошо различаются слухом, что накладывает ограничение на использование интервалов в нижнем диапазоне. Короткие интервалы, взятые от шестой струны, будут восприниматься как грохот. Как определить наименьший интервал, который более или менее хорошо будет звучать от шестой струны?
Подведём итог. Гармонические интервалы можно условно разделить на интервалы:
Нейтральные интервалы могут использоваться самостоятельно, а интервалы напряжения чаще используются совместно с другими интервалами.
На следующем занятии мы коснемся аккордов, а пока попробуйте попрактиковаться в игре разных сочетаний интервалов. Успехов!
13 звуков и интервалов. Их восприятие и обозначение. Лады отклонения и модуляции
В предыдущей статье мы остановились на том, что собрали гамму из 7 звуков, но будет корректнее уже назвать её звукорядом, так как названия звуков там известны(про гаммы будет ниже).
Музыкальный звукоряд — компактное представление отрезка квинтовой цепи.
Для удобства транспонируем(перенесём) её на квинту вверх.
Справа вверху количество минорных и мажорных звуков. Большой буквой Т далее буду обозначать тонику
Так как у всех этих ладов звуковой состав(звукоряд) одинаковый они называются параллельными.
Тоника сама по себе не имеет окраску(0). Ладовую окраску, характерное звучание лада, формируют остальные звуки что приобретают смысл при наличии тоники и сопоставлении с ней. Как было сказано в предыдущей статье, если тоника находится внизу выбранной цепи квинт, то общее звучание у нас мажорное, если вверху то минорное. Так лидийский получается самый светлый лад, локрийский — темный, дорийский — средний, уравновешенный(3:3). Здесь уже можно видеть почему именно. В мажорных ладах преобладают количественно и качественно(по напряженности) звуки квинтами выше от тоники(обозначены как a), в минорных квинтами ниже(b).
В таблице выше звуки этого звукоряда слева направо по возрастанию мажорности отмечены номерами. Это абсолютная окраска звуков безотносительно тонике, проще говоря место в выбранном отрезке квинтовой цепи(это пригодится при анализе модуляций). Например F в этом звукоряде будет самым минорным, B самым мажорным звуком. Но при этом F в локрийском ладу(уже относительная тонике B окраска) будет 6 квинт вниз, а в мажоре(С) 1 квинта вниз, соответственно в первом F напряженнее и минорнее. Переходя между параллельными ладами мы переокрашиваем звуки а отрезок цепи квинт остается тот же. Каждый из ладов используют как средство выражения определенных эмоций. Цветом лада обозначил общее впечатление от его звучания(слева направо по убыванию мажорности).
C мажор C фригийский
Звукоряд пентатоники
Существуют и лады с меньшим количеством звуков например пентатоника. В ней всего 5 квинт поэтому звучит она спокойно и менее напряженно семизвучных. Здесь также любой из звуков можно принять за тонику что даст 5 видов пентатоники и каждая из них будет иметь свой характер, свою окраску:
Кто знаком с теорией мог заметить, что список тональностей со знаками при ключе обычно предоставляют по квинтам. Сами знаки, диезы и бемоли, нормативно ставят в квинтовом порядке и чем ближе здесь тональности тем ближе их родство(больше общих звуков):
К сожалению там указывают только параллельные минор и мажор а остальные лады опускают. Мы укажем все:
Звукоряды параллельных ладов
На квинтовом кругу лады с m это те, терция от тоники которых малая без m большая, o локрийский. Это одновременно и обозначение аккордов ладов.
Модуляция на квинту вниз с сохранением лада или с прыжком в его параллельные добавляет бемоль/бекар к крайнему мажорному звуку предыдущего а на квинту вверх — диез к крайнему минорному.
Если мы модулируем с тем же ладом в другую тонику, транспонируем, то возникает сопоставление тональностей. Относительно диезные тональности будут звучать светлее, бемольные темнее. Если прямого сопоставления нет, окраска будет взята относительно наиболее популярной тональности слушателя. Чем дальше отрезки цепи друг от друга тем напряженнее их сопоставление. Полную схему можно скачать здесь.
Существуют лады у которых цепь квинт на которой они основываются не непрерывна поэтому в них пропущены некоторые её звуки, что образует интервальный скачок(пропуск звеньев цепи). Такие лады называются искусственными — в противовес натуральным где цепь квинт непрерывна. Самый популярный из них — гармонический минор:
Гармонический минор Ля. Желтым и зеленым отмечены пропущенные звуки цепи
В нём квинта вниз от тоники, пропуск, 2 вниз, далее от тоники 2 вверх, ещё 2 вверх пропущены и звук что отстоит на 5 шагов вверх от тоники что в свёрнутом виде — малую секунду. Его ещё называют вводным тоном. В такой расширенной цепи должны появиться новые напряженные интервалы. Вот второй тритон 5a-1b(G#-D). А вот интервал похожий на малую терцию(энгармоничный ей), увеличенная секунда 5a-4b(G#-F). В этом интервале содержится целых 9 квинт! Ход на неё создаёт очень сильный перепад напряжения так как она соединяет крайний мажорный и минорный звук цепи этого лада что чувствуется в восточных песнях, где она часто используется[0:00-0:09].
Ещё появилась уменьшенная кварта вмещающая 8 квинт. Тоже напряженный интервал[0:10-0:18].
Видео с примерами на которое ссылаются таймкоды:
Итак у нас есть тритон, уменьшенная кварта и увеличенная секунда lin6, 8 и 9 соответственно. Эта цепь включает 9 квинт. Получается где-то здесь ещё один — интервал в 7 квинт. Построим их вниз от крайнего мажорного звука и увидим что в этом ладу он пропущен. Этот интервал называется увеличенная прима(G-G# в примере). Ещё он известен как хроматизм или хроматический полутон:
Ещё 3 новых интервала
Разберемся как образуются названия нот и интервалов.
Названия нот и интервалов
Современные названия нотам, что на письме обозначают звуки дали, когда в обиходе были 7 звучные церковные лады. Белые клавиши подряд назвали До-ре-ми-фа-соль-ля-си.
На письме более популярна английская буквенная нотация A-B-C-D-E-F-G где А-это ля и так далее.
В старых источниках вместо B можно встретить H. Это немецкая нотация, сейчас используется редко.
Здесь уже вырисовывается понятный семеричный музыкальный алфавит для будущей программы
А теперь разберёмся, что такое гамма.
Мажорная гамма от до
Уточнение разницы в понятиях
Перейдем к интервалам звукоряда и сразу, для наглядности, звукоряд на фортепиано для лучшего понимания его отличия от гаммы:
Звукоряд гаммы до мажор
Интервалы звукоряда называют по числу занимаемых ими нот(далее по порядку) латинскими словами.
Вот пары обращений. Будет проще если их запомнить.
Прима — октава
Кварта — квинта
Секунда— септима
Терция — секста
Полная таблица соответствия интервалов их квинтовым шагам(порядковый номер)
Также можно сравнить количество нот и тонов по этой таблице получив качество интервала(ещё способ будет в конце статьи):
Таблица интервалов
Малые интервалы становятся большими в ближайшем обращении, уменьшенные увеличенными и обратно. Большие и увеличенные всегда квинтового, малые и уменьшенные квартового строения. Кроме названий у разных например терций как и остальных нет ничего общего.
C секундой аналогично. С lin0 и 1 всё проще. Вот чистая кварта D-G. Отдаляем звуки на один хром полутона друг от друга — увеличенная кварта Db-G или D-G#. Приближаем — уменьшенная кварта D#-G или D-Gb. Надеюсь принцип понятен. Но в этом способе построения интервалов есть проблема практического характера.
Любому звуку слух придаёт значение относительно тоники. В бесконечной квинтовой цепи бесконечное кол-во звуков. Слух выбирает из них именно тот, что по квинтам ближе к тонике и наделяет его соответствующим смыслом. Поэтому при тонике E будут звуки C-D#(4б 5а) а не их далёкие энгармонизмы B# и Eb(8а 7б). Тоника выступает в качестве ориентира в бесконечной цепи квинт. Без неё невозможно использование напряженных интервалов далее lin6(он уже становится двусмысленным ) т.к. они будут приняты за более легкие энгармоничные им:
Пары энгармонически равных интервалов и их обращений
Как видим на клавиатуре при одной тонике у нас помещается 11 квинт а 12я даёт энгармонизм. Если мы возьмём один из этих звуков за тонику то у нас уже не получится 13 13 звучных ладов как можно подумать. К примеру при тонике Db, E будет от неё очень далеко мажорным— 9 квинт вверх и будет принят нашим слухом за ближайший энгармонизм Fb что всего на 3 квинты ниже:
C изменением 1 звука в этом примере изменились и интервалы — м2 стала ув1, б3 стала ум4. Этот приём переосмысления интервала на его энгармонизм назовём энгармоническая секвенция.
Теперь вернёмся к гамме.
Хроматическая гамма абстрактного 13 квинтового звукоряда(для наглядности приложена к до)
В этом случае для гаммы уже могут быть применены интервалы звукоряда:
И уже теперь, когда можно абстрагироваться от конкретного звукоряда, появляется возможность найти все интервалы отрезка из 13 квинт, связав их со ступенями:
О звуках за пределами области влияния тоники
В мажорных ладах вероятнее чем в минорных возникновение звуков за пределами 6 квинт вверх из-за большей близости отрезка диатоники к этим звукам(с минорными обратно). Но наиболее частым сценарием их появления всё же остается попадание в область влияния тоники, модуляция к ним. Этот вопрос подлежит дальнейшему изучению.
Лады следует понимать как отрезки этой 13 звучной системы с тоникой в центре. Лидийский и локрийский из-за своего крайнего положения звучат уже настолько неустойчиво для нашего слуха, что тоника норовит съехать по квинтам вверх и вниз соответственно в чём могут убедиться музыканты, пробовавшие сочинять в этих ладах. Слух легко воспринимает отклонения в лады, с общим отрезком квинтовой цепи — параллельные лады. Все отрезки цепи ладов можно характеризовать по их ширине что есть самый напряженный их интервал. Натуральные пентатоники lin4(б3), семизвучные lin6(ув4), гармонические минор/мажор lin9(ув2).
О теориях базирующихся на натуральном звукоряде
Доказательства того, что пифагоров строй как свёрнутая цепь квинт, является психологическим эталоном музыкального звукоряда:
Окраска звуков относительно тоники по квинтам.
Вытекающая из этого окраска ладов.
Порядок напряженности интервалов по количеству квинтовых шагов. Из-за этого акустически равные интервалы с одинаковым соотношением частот(энгармоничные например ув2 и м3) воспринимаются абсолютно по разному.
Взятие напряженных интервалов исполнителем (для современных европейцев >lin6) происходит с внутренним напряжением. Связано это с повышенной вычислительной сложностью по мере увеличения квинтовых шагов(собственно почему популярную мелодию строят на пентатонике).
Это знание даёт возможность осмысленно вводить новые звуки в 7 звучный лад, понимать какие интервалы при этом образуются, анализировать устройство других искусственные ладов и многое другое. В изучении звукоряда и интервалов может помочь такая информационная накладка для фортепиано:
Удобные тоники для освоения музыкальных звуков
Статья создана на основе видео с моего канала «Природа звука». Для тех кто хочет закрепить прочитанное и лучше разобраться в теории рекомендую к просмотру: