Что такое квалификация административных правонарушений
Квалификация административных правонарушений
3.1. Под квалификацией административных правонарушений понимается установление соответствия признаков совершенного деяния признакам конкретного состава административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса РФ об административных правонарушениях.
3.2. Квалификация административных правонарушений осуществляется на всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях за исключением стадии исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.
Требования к полноте квалификации административных правонарушений на каждой стадии различны.
Так, на стадии возбуждения дела об административном правонарушении и начальном этапе административного расследования объем имеющейся информации иногда бывает достаточным лишь для вывода о противоправности деяния.
Задача квалификации здесь заключается в том, чтобы определить, к какому виду правонарушений относится оцениваемый случай (административное правонарушение, преступление, дисциплинарный поступок или гражданско-правовой деликт).
Квалификация административных правонарушений является важнейшим элементом применения норм законодательства об административных правонарушениях к конкретному неправомерному событию.
Правильная квалификация деяния – необходимое условие законности всей правоприменительной деятельности.
Квалификация означает, что лицо привлекается к административной ответственности именно за совершенное им правонарушение..
Ошибки в квалификации порождают целый ряд негативных последствий.
Процесс квалификации административных правонарушенийзаключается в сопоставлении признаков совершенного деяния с признаками состава административного правонарушения, предусмотренного конкретной правовой нормой с целью установления их тождества.
3.3. Квалификация по объективной сторонепредполагает сопоставление признаков совершенного деяния с его характеристикой содержащейся в соответствующей статье КоАП РФ.
3.4. Квалификация по объектупредставляется весьма сложной.
Во-первых в большинстве норм законодательства об административных правонарушениях не содержится прямого указания на непосредственный объект.
Во-вторых, исследуя фактические обстоятельства совершенного деяния, правоприменитель чаще всего лишен возможности непосредственного восприятия его объекта.
3.5. Квалификация по субъектуимеет целью установления соответствия признаков, характеризующих лицо, совершившее деяние, признакам субъекта, содержащимся в составе административного правонарушения.
Установление такого соответствия по общим признакам субъекта (возраст, вменяемость) сложности, как правило, не составляет. Однако при квалификации деяния по признакам административного правонарушения со специальным субъектом возникает задача установление у лица, совершившего такое деяние, признаков указанных в соответствующей норме. Наиболее часто в числе специальных субъектов законодатель называет должностных лиц.
3.6. Квалификация по субъективной стороне предполагает установление соответствия между фактическим содержанием психического отношения лица к совершенному деянию и признаками субъективной стороны соответствующего состава административного правонарушения.
Психическая деятельность человека проявляется в его поведение, поэтому вывод об отношение лица к содеянному и его последствиям.
Изучение и оценка поведения лица в момент совершения противоправного деяния позволяют выявить содержание интеллектуальных и волевых моментов психического отношения лица к квалифицируемому деянию и его последствиям.
Преступление – понятие, чем отличается от правонарушения
Преступление – понятие, чем отличается от правонарушения, виды, признаки, состав, виды составов и категории преступлений
В обывательской жизни понятия преступления, проступка, правонарушения часто путаются, правонарушения принимаются за преступления, а действия, на первый взгляд не дотягивающие до криминала, в действительности являются преступлением. Не каждое правонарушение или проступок является преступлениям. Уголовный закон в общей части, а именно в ст. 14 УК РФ определяет преступление, как общественно опасное деяние, совершенное виновно и запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания. Часть вторая той же статьи говорит, что не будет являться преступлениям деяние, либо бездействие, хотя формально и содержащее признаки преступления, но не представляющее общественной опасности в силу малозначительности.
Таким образом, преступлением является деяние, содержащее следующие признаки:
— общественная опасность (материальный признак), то есть способность деяния причинить вред охраняемым законом интересам, либо создать угрозу его причинения;
— уголовная противоправность (формальный признак), то есть наличие прямого запрета в УК РФ;
— наличие вины в форме умысла или неосторожности;
— наказуемость, то есть возможность назначения уголовного наказания.
Отличие преступления от правонарушения в том, что преступление всегда нарушает уголовный закон, имеет большую общественную опасность, наказание за него может быть назначено только судом.
Общественная опасность – одна из основных обязательных характеристик любого преступления. Различается по характеру общественной опасности, что является качественным признаком и определяется объектом преступления, то есть теми общественными отношениями на которые совершается посягательство, и по степени общественной опасности, что является количественным признаком, который определяется уже тяжестью наступивших последствий (причинённым вредом), формами вины и способами совершения преступления.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ деяние, хотя формально и содержащее признаки предусмотренного уголовным кодексом деяния, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, не является преступлением, что законодательно закрепляет общественную опасность как неотъемлемую характеристику преступления.
Статья 15 УК РФ подразделяет преступления на категории, в зависимости характера и степени общественной опасности:
— небольшой тяжести (умышленные и неосторожные деяния, за которые максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы);
— средней тяжести (умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы и неосторожные, за совершение которых предусмотрена ответственность максимального наказание свыше 3 лет лишения свободы);
— тяжкие (умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы);
— особо тяжкие (умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание свыше 10 лет лишения свободы или более строгое).
Совокупность образующих преступление признаков является его составом.
Признаки состава преступления – обобщенное юридически значимое свойство, которое присуще всем преступлениям определённого вида. Отдельные признаки группируются в укрупненные группы, называемые элементами состава преступления:
— объект, то есть охраняемое уголовным законом общественное отношение, подвергшееся посягательству в результате преступления;
— объективная сторона, тот есть внешнее проявление преступления в реальной действительности;
— субъект, то есть лицо, совершившее преступление (определяется гл. 4 УК РФ);
— субъективная сторона, то есть отношение субъекта преступления к совершенному деянию и его последствиям.
Объект преступления определяет социальную сущность и общественную опасность деяния. Классифицируется как общий (охраняемые законом общественные отношения), родовой (определяется соответствующим разделом УК РФ, как группа однородных общественных отношений), видовой (определяется соответствующей главой УК РФ, как более узкая группа однородных общественных отношений) и непосредственный (общественные отношения, на которое посягает конкретное преступление, определено конкретным составом Особенной части УК РФ). Например, ст. 127 УК РФ Незаконное лишение свободы, непосредственным объектом посягательства которого является право человека на свободное передвижение, выбор места жительства, гарантированные ст. 27 Конституции РФ. Видовым объектом является свобода честь и достоинство личности, и родовым личность человека.
Объективная сторона преступления определена непосредственно в диспозиции каждой статьи Особенной части УК РФ. Значение объективной стороны в том, что она входит в основание уголовной ответственности, необходима для правильной квалификации деяния, ее признаки могут быть рассмотрены как не влияющие на квалификацию, но учитываемые при определении вида и размера наказания. Обязательными признаками объективной стороны являются общественная опасность деяний, общественная опасность последствий, причинная связь. Также признаками объективной стороны (факультативными) являются время, место, способ, орудия и средства совершения преступления, обстановка совершения преступления.
В зависимости от объективной стороны, составы подразделяются на материальные, то есть указывающие на обязательность наступления общественно-опасных последствий (ст. 167 УК РФ – умышленное уничтожение или повреждение имущества), формальные, то есть указывающие только на преступное деяние (например с т. 213 УК РФ хулиганство) и усеченные, то есть указывающие на окончание преступления до стадии его полного завершения (например ст. 209 УК РФ бандитизм – для совершения преступления достаточно только создать вооруженную группу с целью нападения на граждан, нападать на граждан с целью завладения имуществом вовсе не обязательно).
Состав преступления является основанием уголовной ответственности и позволяет квалифицировать деяния определенного лица как соответствующее диспозиции определённой нормы Особенной части УК РФ.
Составы преступлений по степени общественной опасности могут быть основными, то есть не содержащие каких-либо отягчающих, либо смягчающих обстоятельств (например ч. 1 ст. 158 УК РФ кража – то есть тайное хищение чужого имущества), квалифицированными, то есть содержащими отягчающие обстоятельства (например ч. 2 ст. 158 УК РФ кража, совершенная группой лиц) и привилегированными, то есть содержащими смягчающие обстоятельства (например ст. 107 УК РФ убийство в состоянии аффекта, аффект в данном случае смягчает участь).
Таким образом, признаки состава преступления всегда должны содержать объект и субъект, а также объективную и субъективную стороны, преступления подразделяются по объективной стороне на материальные, формальные и усеченные, по степени общественной опасности на основные составы, квалифицированные и привилегированные, по диспозиции на простые, сложные и альтернативные. Также, по тяжести преступления подразделяются на небольшой тяжести, средней, тяжкие и особо тяжкие. Преступление всегда должно быть виновным деянием, вина в форме умысла или неосторожности.
Преступление: виновное — общественно опасное – запрещенное УК –угроза наказания
объект – объективная сторона: материальные – формальные – усеченные
объект преступления – общий – родовой – видовой — непосредственный
субъект (гл. 4 ст.ст. 19-23 УК РФ) – субъективная сторона: вина – умысел (неосторожность)
вина (ст. 24 УК РФ): умысел — неосторожность
общественная опасность (ст. 14 УК РФ): характер общественной опасности (качественная хар-ка) (объект преступления) – степень общественной опасности (количественная хар-ка) (форма вины, размер вреда, способ совершения)
по степени общ. опасности: основные – квалифицированные – привилегированные
по диспозиции: простые – сложные – альтернативные
по тяжести (ст. 15 УК РФ): небольшой – средней – тяжкие – особо тяжкие
Характеристика квалификации административных правонарушений
Понятие квалификации
Квалификация административных правонарушений обладает государственно-властным характером. Теоретические аспекты квалификации играют большую роль для использования мер административной ответственности.
Квалификация административных правонарушений означает установку тождества между признаками административных правонарушений, которые закрепляет административно-правовая норма, и признаками совершенных противоправных действий.
Таким образом, квалификация административных правонарушений представляет собой соответствие признаков совершенного действия и признаков определенного состава административного нарушения права, которые предусматривает соответствующая статья КоАП РФ. В качестве составной части работы компетентных должностных лиц ОВД, которые применяют законодательство об административных правонарушениях, квалификация является мыслительным процессом того или иного работника. Процесс состоит в том, что происходит сопоставление признаков совершенного деяния и признаков, которые законодатель включил в состав конструкции определенной структуры. Результат сопоставления представлен правовой оценкой совершенного деяния. Впоследствии специалист делается вывод о наличии в деянии признаков состава административного правонарушения (отсутствия таких признаков).
Квалификацию производят на любом этапе производства, которое проводят по делам об административном правонарушении. Исключениями являются случаи, когда происходит исполнение постановлений, касающихся дел об административных нарушениях. Что касается норм, которыми регламентируется производство по таким делам, то они включены в различные разделы КоАП РФ. Квалификацию не используют в ходе исполнительного производства.
Квалификация на разных стадиях
На каждом этапе требования к полноте квалификации административных правонарушений отличаются. Это обусловлено тем, что реальная возможность обеспечения точной и полной квалификации в большей степени зависит от объема и достоверности сведений об обстоятельствах проступка. Так, на стадии возбуждения дела об административных правонарушениях и первом этапе административного производства объемы имеющихся сведений иногда достаточны только для вывода о противоправности определенного действия. Задачей начального этапа квалификации является определение вида правонарушения, к которому можно отнести оцениваемый случай. Это может быть административное правонарушение, дисциплинарный проступок или гражданско-правовой деликт, преступление.
По мере поступления информации об обстоятельствах совершения правового нарушения и его оценки в ходе проведения административного расследования работник ОВД осуществляет поиск статьи законодательства, которой соответствует это деяние. Этот вывод должен быть зафиксирован в протоколе об административном правонарушении. Исключением могут быть ситуации, когда составлять протокол об административном правонарушении не обязательно.
Правоприменительная практика показала, что квалификация на этапе возбуждения дела и административного расследования обладает предварительным характером. Заключительную правовую оценку действия дает правоприменитель (работник полиции) на этапе рассмотрения дел об административном правонарушении. При его исследовании должностное лицо ОВД дает согласие на первоначальную квалификацию или приходит к выводу о другой квалификации рассматриваемого действия. Это может быть отражено в постановлении, которое направлено на прекращение производства по делу (такое решение можно принимать, если сотрудник, который рассматривает дело, определяет отсутствие состава административного правонарушения или необходимость направить дело органам следствия или дознания в случае обнаружения в действии признаков преступления). Иногда данную квалификацию нельзя считать окончательной.
В соответствии с общим правилом заинтересованное лицо может обжаловать или опротестовать постановление по делу. Полномочное должностное лицо, рассматривая жалобу или протест, должно проверить законность и обоснованность вынесенного постановления. Это подразумевает проверку точности квалификации, которая была дана ранее. В случае нахождения ошибки в квалификации должностным лицом может быть отменено постановление, изменена квалификация или дело может быть направлено на новое рассмотрение.
Квалификацию рассматривают в качестве важнейшего этапа работы ОВД в области использования законодательных норм. Точная квалификация деяния представляет собой необходимое условие, обеспечивающее законность всей правоприменительной деятельности ОВД.
Квалификация характеризуется тем, что человека привлекают к административной ответственности только за нарушение, которое он совершил. В этом случае происходит претерпевание правовых последствий, которые закон связал с осуществлением данного правонарушения.
Ошибки в квалификации неизбежно порождают множество негативных последствий. Так, на стадии возбуждения дела или административного расследования неверное признание действия в качестве административного правонарушения может привести к незаконному доставлению (задержанию, досмотру и др.) лица, поведение которого можно считать правомерным.
Неправильное определение работником ОВД вида совершенного административного нарушения часто приводит к необоснованному использованию мер воздействия, в первую очередь, административного задержания. Наряду с этим, закон в соответствии с видом совершенного административного правонарушения дифференцировал сроки административного задержания (3-8 ч. по статье 27.5 КоАП).
Осуществление лицом административного правонарушения способно вопреки законодательному требованию не повлечь за собой необходимых мер правового реагирования, если предварительная квалификация деяния была ошибочной. Если сотрудник ОВД провел неправильную квалификацию, рассматривая дело об административном правонарушении и вынося по нему постановление, то это приводит к еще более негативным последствиям. В этой ситуации может налагаться административное наказание на того человека, который не совершил никакого правонарушения.
Признаки деяния выявляются с помощью сбора и оценки доказательств. На их основе происходит выстраивание в сознании правоприменителя своеобразной модели совершенного нарушения, которая включает множество признаков. Сотрудник ОВД, который проводит административное расследование или рассматривает дело об административном правонарушении, должен располагать сведениями о необходимом объеме фактических обстоятельств деяния, включая место, время, способ, средства, обстоятельства и др.
С целью квалификации административного правонарушения, которое посягает на общественный порядок, из всего перечня признаков отбираются только существенные. Именно они способны определить правовую характеристику совершенных деяний. В число таких признаков, в первую очередь, важно включить общие признаки, которые характерны для любого вида административных правонарушений (административная противоправность). Выводы, касающиеся общественной опасности и противоправности действия, должны иметь в основе знания законов, профессионализм и жизненный опыт сотрудника, который производит квалификацию. На начальной стадии квалификации административных правонарушений важно учесть не только их признаки, которые рассматривает КоАП РФ, но и аналогичные положения, включенные в состав уголовного законодательства. Эта потребность характеризуется тем, что в названных нормах, как и в некоторых нормах особенных частей этих кодексов, есть показатели, разграничивающие административные правонарушения и преступления.
После того, как действие было признано как административное правонарушение, то появляется предпосылка для возникновения второго этапа квалификации, который является более сложным. Его задача заключается в определении административно-правовой нормы, предусматривающей такое деяние. В этом процессе важно выяснить и сопоставить так называемые видовые признаки, то есть те, которые присущи только для такого административного правонарушения. На первоначальной стадии производства правоприменитель не всегда знает, какие признаки можно считать видовыми. Это обусловлено тем, что обстоятельства, которые были выявлены к данному моменту, позволяют выдвинуть предположение о возможность квалифицировать его по разным статьям закона. По этой причине сотрудник полиции, которые ведет дела об административных правонарушениях, на этой стадии обобщает и затем систематизирует все юридически значимые признаки. Это необходимо для того, чтобы впоследствии провести их сопоставление с признаками, которые включены в правовые нормы, выбирая видовые, то есть те, которые соответствуют конструктивным признакам конкретного состава правового нарушения.
Проведение систематизации признаков оцениваемого деяния происходит в зависимости от элементного состава (элементы, которые относятся к объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне). По мере того, как будет получена более подробная информация о фактических обстоятельствах, они распределяются по 4 группам. В этом случае сопоставляются выявленные и сгруппированные признаки деяния и соответствующие элементы состава административного правонарушения. На базе модели, которая была сформулирована в сознании правоприменителя при анализе фактических обстоятельств дела, из всей совокупности нормативного материала выделяют большую группу норм, которая имеет указания на некоторые признаки состава, которые похожи на признаки деяния.
Сотрудник, который осуществляет производство по делу об административном правонарушении, устанавливает полное соответствие признаков совершенного деяния и признаков состава административного правонарушения, которое предусмотрено отдельной правовой нормой. Это является основанием для того, чтобы признать деяние как конкретное административное правонарушение.
Вывод, который включает юридическую оценку совершенного деяния, должен быть зафиксирован с помощью процессуального документа. Это может быть протокол административного правонарушения, постановление по делу и др. В нем необходимо отметить, какая именно административно-правовая норма предусматривает совершенное нарушение в области административного права.
В состав основного содержания процесса квалификации административных правонарушений ОВД необходимо включить сопоставление признаков совершенных действий и признаков состава административного правонарушения. Очевидным является то, что сопоставление сразу всей совокупности данных признаков не представляется возможным для большинства случаев. По этой причине квалификацию производят последовательно в соответствии с элементами состава.
Последовательность квалификации
На первом месте в последовательности квалификации административных правонарушений стоят признаки объективной стороны. Первоочередной оценке и дальнейшему сопоставлению с признаками состава административных правонарушений необходимо подвергнуть признаки, которыми характеризуется деяние. Без этого почти невозможно проведение оценки и сопоставления признаков объекта посягательства. Любое отношение в обществе может стать объектом посягательства лишь при совершении противоправного деяния, не выяснив признаков которого, невозможно квалифицировать его по объекту. Чаще всего правоприменитель не может воспринимать объект непосредственно. Вывод, касающийся его характера, чаще происходит с оглядкой на иные признаки состава. В первую очередь, это признаки объективной стороны, которые включают характер действия, место, где оно было совершено, последствия, которые наступили после него. Именно в данных признаках, полностью отраженных в административно-правовых нормах, происходит объективирование общественной опасности деяния. Последующий процесс квалификации состоит в сопоставлении объектов, субъектов и субъективной стороны деяния и элементами состава, которые содержатся в определенной норме.
Квалификация в зависимости от объективной стороны предусматривает проведение сопоставления признаков совершенного действия и его характеристики, которая содержится в соответствующей статье КоАП РФ. Оно не должно представлять трудность, если положение КоАП РФ содержит подробную характеристику противоправного действия. Тем не менее, формулировка некоторых положений статей КоАП РФ не включает точное описание всех действий, которые формируют объективный аспект административного правонарушения. Иногда они указывают на весьма общие признаки вероятных противоправных действий. Некоторые статьи только содержат перечень действий, но не раскрывают их характеристику. Иногда в них содержится указание на последствия того или иного противоправного действия.
Примером может быть нарушение организатором публичного мероприятия требуемого порядка организации и проведения собраний, демонстраций, шествия или митинга, пикетирования, которые повлекли причинение вреда здоровью человека или его имуществу. Это предусмотрено для случаев, когда действия (бездействие) не включают уголовно наказуемого деяния и рассматриваются в статье 20.2 КоАП РФ.
В этих случаях, решая проблему признания (непризнания) совершенных конкретных действий признаками объективной стороны состава, правоприменитель производит семантическое, логическое толкование термина, который указан в законе. Это необходимо для понимания того, какие действия включены в состав термина. Если же в составе диспозиции статьи включены только противоправные последствия, то необходимо выяснить, какими действиями они могут вызываться.
В качестве соответствующих признаков объективной стороны могут быть признаны только общественно опасные деяния.
В предыдущем примере нарушенная организация порядка проведения публичного мероприятия может состоять в том, что в качестве организатора выступает лицо, которое имеет неснятую или непогашенную судимость. Она предусмотрена за совершение умышленных преступлений против основы конституционного строя и государственной безопасности, преступлений против безопасности и порядка в обществе. Также человек мог два и более раз привлекаться к административной ответственности за соответствующие правонарушения КоАП РФ.
Диспозиция большей части законодательных норм, касающихся административных правонарушений и предусматривающих ответственность в области охраны порядка в обществе, могут считаться бланкетными или ссылочными. Они формируют ответственность за нарушение правил, которые включены в нормы административного права или нормы других правовых отраслей. В этих ситуациях вывод о соответствии оцениваемых деяний признакам объективной стороны состава можно получать только при исследовании нормативных актов права, которые содержат указанные правила.
Квалификация по объективной стороне чаще всего предусматривает установку соответствия между реальными последствиями совершенного деяния и его признаками, которые содержатся в составе. Подобная потребность проявляется при квалификации в соответствии с признаками материальных составов, когда последствия действий включены в состав конструктивных признаков, которые необходимо оценивать и сопоставлять.
Необходимо отметить, что характер наступивших последствий способен оказать влияние на оценку меры общественной опасности административных правонарушений. Иногда это единственный критерий, используемый для разграничения преступления и административного правонарушения.
Установление соответствий между реально наступившими последствиями и теми, которые указаны в правовых нормах, предполагает дальнейшее нахождение причинной связи, наблюдаемой между противоправным действием и его последствиями. Вывод о ее существовании можно получить в процессе разносторонней оценки характера действия и обстановки их совершения, сопоставления ситуации для оценки с аналогичной ситуацией, которая подвергалась исследованию до этого. Для того чтобы установить причинную связь иногда достаточным является профессиональный, жизненный опыт правоприменителя. В некоторых случаях такая связь определяется на основе наличия у специалиста специальных познаний, исследований, проведенных экспертами.
В ходе квалификации деяний по признаку административных правонарушений, в составах которых есть указание на такой признак объективной стороны, как место, время, способ, важно проводить их исследование и сопоставление с признаками соответствующего состава.
Существует трудность в квалификации по факультативным признакам. Она состоит в отсутствии законодательных характеристик некоторых из них. После того, как установлено соответствие признаков объективной стороны, специалист начинает сопоставлять признаки объекта совершенного действия и одноименные признаки состава административного нарушения.
Квалификация в соответствии с объектом является сложной. Как было отмечено до этого, большинство законодательных норм, касающихся административных правонарушений, не содержат прямого указания на непосредственный объект. В ходе исследования фактических обстоятельств совершенных деяний, правоприменитель часто не имеет возможности непосредственно воспринимать его объект. Трудность установки непосредственного объекта для квалификации иногда основана на отсутствии точной юридической характеристики родовых и непосредственного объекта нарушения. В некоторых случаях определяющую роль в квалификации административного правонарушения играет сам предмет посягательств. Так, указание в административной норме права на предмет или его характеристики нередко может являться показателем для разграничения административного правонарушения, преступления и действия, которое не представляет собой правонарушение.
Квалификация в соответствии с субъектом направлена на установку соответствия между признаками, которые характеризуют лицо, совершившее деяние, и признаками субъекта, которые содержатся в составе административного нарушения права. Такое установление может происходить по общим признакам субъекта (например, по возрасту, вменяемости), поэтому оно не представляет трудности. Тем не менее, в процессе квалификации деяния в зависимости от признаков административного правонарушения со специальными субъектами может возникнуть задача установки у лица, совершившего это деяние, признаков, которые включены в соответствующую норму законодательства.
Более часто в состав специальных субъектов законом включаются должностные лица. Для установления подобных признаков необходимо уяснить понятие «должностное лицо». Его рассматривает 2.4 статья КоАП РФ. Если у лица отсутствуют признаки специального субъекта, то это говорит об отсутствии состава административного правонарушения.
Квалификация в соответствии с субъективной стороной начинается с нахождения соответствия фактического содержания психического отношения лица к своему действию и признаков субъективной стороны соответствующего состава нарушения административного права. Если рассматривать психическую деятельность человека, то она находит проявление в его поведении. По этой причине вывод об отношении человека к совершенному административному нарушению права, включая его последствия, может быть сделан при анализе фактических обстоятельств дела, которыми характеризуется объективная сторона и объект противоправных посягательств.
Исследование и оценка поведения человека при совершении противоправного действия (часто до и после совершения) дают возможность работникам ОВД начать выявление содержания интеллектуальных и волевых моментов психического отношения гражданина к деянию, которое нужно квалифицировать. В этом случае возможно проводить отслеживание логики его мышления, привести заключение о виновности совершенных им действий, выявить форму вины и цель осуществления действия, если это имеет значение в ходе квалификации. Для проведения квалификации большей части административных правонарушений достаточным будет установление того факта, что действие совершено виновно. Чаще всего форма вины не оказывает влияния на правовую оценку совершенного административного правонарушения. Отсутствующие признаки вины, предусмотренные КоАП Российской Федерации, то есть установление того, что человек не имел умысла на совершение противоправного деяния и не допускал неосторожности, в подобных ситуациях оцениваются в качестве случая, который нельзя считать основанием для наложения на человека административного наказания.