Что такое квадрат в музыке

Квадрат

Вы, наверно, обратили внимание на то, что в наших обучающих материалах дано мало упражнений в чистом виде. Что же используется вместо них? Импровизации на основе квадратов! Квадраты можно воспринимать на слух или рассчитать математически, если с первым возникают сложности. Теоретически, наличие развитого слуха и чувства ритма достаточно для того, чтобы слышать и чувствовать квадраты, но на практике мне приходилось сталкиваться с тем, что у обладающего слухом и чувством ритма музыканта возникали сложности с их игрой.Квадраты основываются на гармонических оборотах, но это не одно и тоже.

Квадрат действительно является фундаментальной основой джаза, но я рекомендую выйти за эти рамки и воспринимать квадрат как основу для импровизации в любом стиле и как основу для творческого подхода к освоению игры на музыкальных инструментах. Важно учиться играть в разных стилях, но также важно при этом учиться играть квадраты, так как они определяют форму композиции. Если на листе бумаги нарисовать контуры объектов, то уже можно понять, что нарисовано. Если же формы нет, то получается абстракционизм. Также и в музыке.

Из этого определения следует два важных момента:

Такты123456789101112
АккордыI6IV7I6I7IV7IV7I6I7V7IV7I6V7
Функциональный каркасTSDT

Получается, что квадрат может существовать как в воображении музыканта, так и на практике в виде записанной или сыгранной последовательности аккордов? Да. В зависимости от восприятия квадрата будут раскрываться и его возможности. Восприятие квадрата в виде воображаемого плана даст несравненно больше творческих идей по сравнению с тем случаем, когда музыкант воспринимает квадрат только на листе бумаги и в конкретных аккордах.

Законченность структуры квадрата означает то, что музыкальное повествование на ее основе имеет логичное завершение. Что означает логичное завершение в музыке? Возьмем, например следующее предложение:

Иван Иванович купил футбольный мяч.

Мысль понятна. А вот что получится, если предложение не закончено:

Иван Иванович купил.

Что Иван Иванович купил? Или:

Иван Иванович купил футбольный.

Большинство читателей решит, что Иван Иванович купил футбольный мяч. Но он мог купить и футбольный клуб.

Незаконченность в музыке будет восприниматься на слух как нелогичное и незаконченное музыкальное повествование, вызывающее вопросы и дискомфорт при прослушивании, например, куплет не допет, а музыканты уже играют припев или не в том месте прозвучала барабанная дробь. Здесь возможны два случая: либо ошибка существует в исходной структуре (форме) квадрата, либо форма квадрата составлена правильно, а ошибка возникла при его игре.

Перейдем к составляющим структуры квадрата.

Функциональная и гармоническая составляющие в квадрате тесно связаны между собой, поэтому в определении говорится о функционально-гармонической, а не функциональной и гармонической структуре. Разберемся с этим подробнее.

Одним из значений термина гармония является приятное на слух сочетание звуков. Сочетанием звуков можно назвать, например, одновременное звучание нескольких звуков. Но приятными на слух будут далеко не любые сочетания звуков. Растопырьте пальцы в разные стороны и нажмите ими клавиши на синтезаторе. Не думаю, что результат будет приятен на слух.

Мир, небеса, прекрасное, удивительно.

Также не образуют квадрат несвязанные друг с другом аккорды. Связанная последовательность аккордовназывается гармоническим оборотом. Из этого следует то, что квадраты основываются на гармонических оборотах.

Функционально-гармоническая последовательность аккордов звучит гармонично и логично в музыкальном плане, что позволяет услышать и понять основу, на которую можно сыграть импровизацию уже со второго повтора квадрата. На нелогичную и непонятную основу гораздо сложнее что-нибудь быстро и гармонично сыграть. Придётся постоянно корректировать импровизацию, сглаживать возникающие ошибки и диссонансы.

Сочетания звуков (аккорды и др.) приобретают функциональность только тогда, когда они используются в контексте лада. То есть, нужно понимать, в какой тональности они играются, что является текущим тональным центром (тоникой).

Задача ставится так: необходимо построить гармонический оборот, состоящий из 4-х тактов, который можно повторять сколь угодно долго. После отработки навыка его игры можно перейти к импровизации на него.

Квадрат является основой для импровизации, так как практическая реализация квадрата представляет собой определенную последовательность аккордов, благодаря чему, в общих чертах, понятно, что нужно играть. Не стоит слишком сильно удивляться тому, как незнакомые музыканты могут свободно и гармонично импровизовать при совместной игре. Импровизаторы знают много квадратов и шаблонных фраз, которые пальцы, в результате ежедневных занятий, могут выдать на автомате. Даже если импровизатор не знает, какие аккорды используются в квадрате, то благодаря слуху, навыкам и опыту он может не только услышать и определить квадрат после его завершения, но и анализировать гармонию наперёд, подобно шахматистам, которые могут просчитывать варианты развития партии на несколько ходов вперед. Ошибки случаются, но можно технично изменить последующее звучание фразы и сгладить их.

Конечно, нюансы неизвестны, так как существует, например, несколько вариантов квадратов в разных стилях и не факт, что гитарист и клавишник изначально выберут один и тот же вариант. Но намного проще сообразить и начать импровизировать на квадрат с его второго повтора, чем выдать что-то вразумительное на последовательность красивых аккордов, которые рождаются в голове автора одному ему известным образом.

Как понять, что подразумевается под квадратом? Для этого нужно понятно изложить его количественную и качественную составляющие, а также начальные условия, например:

играем тактовый квадрат с использованием аккордов Am, F, B, E7 по одному аккорду в такте, равномерно четвертями в размере четыре четверти, в темпе 80 таким-то приёмом (бой, перебор, аккордовая поддержка, бас и аккорд и т.п.)

Играем квадрат? Значит он повторяется:

| Am | F | B | E7 |
| Am | F | B | E7 |
| Am | F | B | E7 |
| Am | F | B | E7 |

Получилось 4 одинаковых квадрата.

Можно, конечно, оперировать и тактами, но квадратами удобнее, так как вступления, куплеты, припевы, проигрыши и др. чаще всего кратны квадратам. Современная музыка слишком квадратная? Да, так оно и есть.

Если речь идет о тактовом квадрате, то он может быть незаконченным, например, играем 4 такта аккорд Am:

| C | C | F | C | G | F | C | G |

Обилие определений того, что такое квадрат в музыке, вносит путаницу, но для начала можно выбрать что-то одно. Гораздо важнее определений развитие навыка чувства квадратов, но перед этим мы ещё немного углубимся в практическую теорию и посмотрим, почему в качестве ассоциации был выбран квадрат, а не другая фигура.

Источник

Квадраты на гитаре

Как строить последовательности аккордов или “аккордовые цепочки”? Это один из часто задаваемых гитаристами вопросов, которые хотят научиться строить гармонично звучащий аккомпанемент. Связанные последовательности аккордов называются гармоническими оборотами. Если вы изучали теорию музыки, то этот термин должен быть вам знаком. Но в эстрадной музыке чаще используют понятие квадратов, на чем мы и остановимся.

Выбираем наиболее популярный в эстрадной музыке размер четыре четверти и темп, скажем, 80. Положим для простоты, что в одном такте будет играться один аккорд. Можно играть боем или перебором в любом стиле. Осталось определиться с аккордами.

Выберем, например, тональность ля-мажор. На рис. 1. показаны ступени и буквенные обозначение звуков в ней.

Что такое квадрат в музыке. Смотреть фото Что такое квадрат в музыке. Смотреть картинку Что такое квадрат в музыке. Картинка про Что такое квадрат в музыке. Фото Что такое квадрат в музыке

Рис. 1 Ступени в тональности натурального ля-мажора.

Можно ли в этой тональность сыграть аккорд, например, D#? Нет, потому что звука D# в этой тональности нет.

Полный гармонический оборот выглядит так:

Подставим в эту схему соответствующие аккорды выбранной тональности. Получаем мажорный квадрат:

Просто, не правда ли?

Общая схема для построения гармонических оборотов показана на рис 2.

Что такое квадрат в музыке. Смотреть фото Что такое квадрат в музыке. Смотреть картинку Что такое квадрат в музыке. Картинка про Что такое квадрат в музыке. Фото Что такое квадрат в музыке

Рис. 2. Общая схема для построения гармонических оборотов.

На практике удобнее пользоваться более детальными схемами, на которых показаны функции, соответствующие всем семи ступеням тональности (рис. 3).

Что такое квадрат в музыке. Смотреть фото Что такое квадрат в музыке. Смотреть картинку Что такое квадрат в музыке. Картинка про Что такое квадрат в музыке. Фото Что такое квадрат в музыке

Рис. 3. Детальная схема взаимодействий функций трезвучий в мажорной тональности.

Черными стрелками показаны малоупотребительные переходы в классической музыке, как ослабляющие напряжение, но в эстрадной музыке они используются часто.

Как пользоваться этой векторной схемой? Задаём начальные условия (точку отсчета) и от неё начинаем путешествие по стрелкам. Пусть наш квадрат состоит из главных трезвучий, а начинается и заканчивается тоникой. Прорисуем связи согласно этому плану (рис. 4).

Что такое квадрат в музыке. Смотреть фото Что такое квадрат в музыке. Смотреть картинку Что такое квадрат в музыке. Картинка про Что такое квадрат в музыке. Фото Что такое квадрат в музыке

Рис. 4. Прорисовка связей для будущего квадрата.

Получился треугольник. Если сыграть квадрат по рисунку, то возникнет ошибка:

T → S(IV) → D(V) → T | S(IV) → D(V) → T → S(IV) | D(V) → и т.д.

Как видно, это не квадрат. Происходит смещение начала квадрата уже во втором повторе. Что же делать? Нужно задать четвертый вектор, который будет соответствовать четвертой стороне квадрата. Согласно нашему плану, тонака играется в первом и последнем тактах квадрата. Значит, нужно подкорректировать схему (рис. 5).

Что такое квадрат в музыке. Смотреть фото Что такое квадрат в музыке. Смотреть картинку Что такое квадрат в музыке. Картинка про Что такое квадрат в музыке. Фото Что такое квадрат в музыке

Рис. 5. Коррекция схемы для получения квадрата.

Получилась схема вида:

Теперь подставляем сюда вместо функций соответствующие им аккорды выбранной тональности ля-мажор:

Проверяем квадрат на правильность, выписав его несколько повторов:

A D E A | A D E A | A D E A | A D E A

Да, это квадрат. Его можно повторить подряд сколько угодно раз и никаких разрывов и смещений начала не будет.

Далеко не все из возможных вариантов квадратов, которые можно получить по схеме рис. 4, будут хорошо звучать. Значит, не боимся ошибаться, путешествуем по стрелкам (рис. 6) и слушаем результат (либо поднимаем труды по гармонии музыки).

Что такое квадрат в музыке. Смотреть фото Что такое квадрат в музыке. Смотреть картинку Что такое квадрат в музыке. Картинка про Что такое квадрат в музыке. Фото Что такое квадрат в музыке

Рис. 6. Варианты гармонических оборотов для построения квадратов.

Попробуйте определить, какой из показанных вариантов звучит не гармонично.

Сколько играть повторов квадратов, чтобы их надёжно выучить? Пока пальцы автоматически не начнут выдавать их без ошибок на протяжении среднестатистической по длительности песни в нужном темпе. Одно дело сыграть на гитаре какую-то фразу или квадрат без ошибок один раз и совсем другое дело сыграть их без ошибок на протяжении нескольких десятков повторов.

Возьмём характерный и хорошо известный в поп-музыке куплет из 8 строк, которым соответствует следующая последовательность аккордов:

| Am | Dm | G | C | F | Dm | E | Am | Am | Dm | G | C | F | Dm | E | Am |

| Am | Dm | G | C | F | Dm | E | Am |

Нередко для простоты термин квадрат употребляется только в количественном смысле. Например, ди-джей может сказать, что показанный выше куплет состоит из 4 квадратов. Воспринимать это надо в том смысле, что куплет состоит из 16 тактов. С практикой вы научитесь понимать смысл квадрата из контекста его употребления.

Итак, вы разучили один квадрат. Что дальше? А дальше полезно его поиграть в различных стилях, изменить бой или перебор, уменьшить или увеличить темп, сыграть его в другой тональности. Можно записать квадрат и зациклить его воспроизведение, чтобы попробовать исполнить импровизацию. Получилось? Переходим к другому квадрату или усложняем исходный.

Если построение квадратов вызывает сложности, то можно поискать таблицы с популярными гармоническими оборотами и из них составлять квадраты путем зацикливания.

Источник

Что такое квадрат в музыке

Итак, вы, наверное, уже имеете некоторое представление о том, что же делает DJ, но твердо поставили себе цель научиться играть сами. При этом вы не хотите выбрасывать деньги за обучение в DJ-школе у непонятных ди-джеев, которые сами-то нигде не играют, а обучение у мастеров, в диджейских школах более высокого уровня не позволяет кризис, и потому азы мастерства вы решили осваивать сами, лично.

В первую очередь, задайте сами себе вопрос – для чего вы учитесь играть и как вы хотите это делать. Цели, как и результат, могут быть абсолютно разными, и все зависит исключительно от Вашей фантазии. Кто-то хочет научиться профессионально играть в клубах, и соответственно, всем многочисленным аспектам, связанным с работой в ночных клубах и клубной жизнью в целом; для кого-то роль ди-джея ограничивается, скажем, спокойными кафе и фэшен-показами, а кто-то хочет вообще играть для своих друзей на домашних вечеринках или сводить дома миксы.

А посему, запасайтесь терпением и набирайтесь целеустремленности, ибо именно эти два фактора на первых стадиях обучения важны как ничто другое.

В свою очередь этот навык зависит также от многих факторов, например от знания того, как музыка вообще построена, и, конечно же, от умения пользоваться аппаратурой. Всему этому в течение некоторого времени можно научиться, чем мы собственно и займемся, начав с самых-самых азов. Итак, приступим!

С самого начала. Немного теории.

Как известно, вне зависимости от того, чем бы мы собирались заниматься, важно иметь прочные кирпичи в фундаменте, а, говоря иными словами, хорошо знать теоретический аспект проблемы. В полной степени это касается и диджейского мастерства, потому как просто невозможно качественно играть музыку, не зная простых правил ее построения. Для тех, кто уже напуган моими словами, не успев еще и приступить к теории, поспешу сказать, что абсолютно ничего страшного здесь нет, потому как 99% современной танцевальной электронной музыки, будь то House, Techno или Breaks, построено по нескольким довольно-таки простым правилам, которые и нужно будет четко знать.

Музыку надо играть так, как она написана, не нарушая основной структуры и заложенной в нее гармонии. С этим, я думаю, согласятся все.

А как она написана? Вот с этим-то мы сейчас и попытаемся разобраться, взяв в качестве примера Electro-House, как наиболее простой и распространенный пример клубной музыки.

Начинается все с бас-бочки, главного ударного инструмента, который, по сути, и является некой основой, скелетом на который нанизывается весь остальной рисунок трека. Пустая бас-бочка может звучать, скажем, так:

Она может быть глуше или же наоборот более резкой, но бочку слышно абсолютно отчетливо. Это первый и основной инструмент в фундаменте клубной музыки, на который «нанизывается» и накладывается всё остальное. С этим всё в принципе довольно просто и понятно.

Далее у нас имеется второй ударный инструмент, без которого тоже никогда ничего не обходится. Это тарелочки, иначе называемые Closed Hi-Hats (закрытые хэй-хэты или просто закрытые хэты). Закрытые хэты расположены аккурат посередине между ударами бочки и звучит всё это безобразие примерно следующим образом:

Звучание хэтов, так мы в дальнейшем и будем называть этот инструмент, может слегка отличаться, они могут быть тоньше, или же напротив, жирнее в различных треках, но важно запомнить, что они всегда пронизывают трек между ударами бочек и выделить из общей массы звуков их довольно легко.

Разобравшись с этим относительно простым моментом, переходим к более сложному. вы, наверное, уже давно заметили, что House, как в прочем и вся другая танцевальная электронная музыка, состоит, по сути, из небольших зацикленных кусочков, к которым постепенно добавляются или исчезают элементы, и добавляются/исчезают они не спонтанно. Если взять какой-нибудь определенный трек, то можно заметить, что происходит это через определенные промежутки времени, и эти промежутки всегда одинаковы.

Так вот. Предположим что наша линия бочки это своего рода линеечка, на которой мы будем отмечать деления и по которой будем считать. Минимальный кусочек, который образует какой-то рисунок называют тактом, и он укладывается в 4 удара бочки.

Например, для наглядности рассмотрим кусочек в один такт, в котором присутствуют уже знакомые нам ударнички и добавлен еще бас:

Непонятно как-то, да? Ничего страшного, потому как сейчас я постараюсь разжевать и разъяснить этот теоретичечский момент. Взяв этот один такт, его можно, скажем, зациклить, и звучать всё это безобразие будет уже намного более привычным и знакомым для нас образом:

Интересно, не правда ли? И вот здесь-то мы и приходим к самому главному. Такт – это у нас минимальная единица построения трека, всё равно, что маленький кусочек шкалы на линеечке. Но есть и главная единица, в которую укладывается уже не маленький кусочек ритма, а вполне законченный кусок. Называется эта единица квадратом и состоит квадрат всегда из 4 тактов, в которые и должен уложиться элемент рисунка. Послушаем:

Постепенно картина становится яснее, но чтобы было еще понятнее, послушаем продолжение трека, из которого был взят этот квадрат. Здесь квадрат повторяется дважды, после чего идет переход на другую часть трека, где уже появляется мелодия:

Наглядно, не правда ли? Далее могут добавляться или исчезать какие-то элементы трека, могут быть переходы, как после первых двух квадратов, может вступить еще какая-нибудь часть, но самое главное правило, которое нужно запомнить раз и навсегда заключается в том, что все изменения, которые происходят с треком, добавление или исчезновение его элементов или же какое-нибудь там изменение ритма, происходят четко по квадратам, и, научившись отсчитывать их в голове и слышать где один квадрат закончился, а другой начался, мы будем наперед знать, в какой момент что-то в треке поменяется.

Лично я считаю, что квадраты не надо отсчитывать в прямом понимании смысла этого слова, их надо просто научиться чувствовать. Согласитесь, глупо стоять в наушниках за пультом и считать про себя удары бочки, когда в это же самое время можно заняться чем-нибудь более полезным и приятным, например, добавить немного эффектов, или же подумать о выборе следующего трека в сете.

Но важно запомнить раз и навсегда – что бы вы не делали с треком, скажем, добавляли эффекты или начинали накладывать на него следующий трек, это надо делать четко по квадратам или в такт (в случае с некоторыми эффектами). В противном случае просто будет дисгармония.

А чем она чревата? Скажу!

На танцполе танцуют люди, они вошли в ритм и двигаются, следуя этому ритму. Если же ритм собьется, например положим мы какой-нибудь эффект не в попад или начнем сводить следующий трек не в квадрат, люди просто собьются. А когда люди сбиваются, они не знают, как им двигаться и начинают чувствовать себя неловко. Казус, не правда ли? Такого быть не должно.

Соответственно, учимся отбивать ритм в голове и чувствовать квадраты.

В завершение, по собственному многолетнему опыту и опыту многих других ди-джеев дам один небольшой совет. Чтобы лучше чувствовать ритм, а соответственно и саму музыку, вы можете себе помогать, скажем, настукивая пальцем по столу или же потаптывая в ритм ногой (ну или головой можете кивать:)). Ритм, собственно, и создан для того, чтобы восприниматься на уровне тела, поэтому не стесняйтесь помогать себе лучше почувствовать музыку таким образом.

Как выстраиваются треки

Итак, мы уже немного разобрались с теми инструментами, которые неизменно лежат в основе любого трека и с теми простыми правилами ритмики, по которым эти треки построены. В общем виде мы уже имеем некоторое понимание того, как же она строится, эта музыка. Одним словом, картину в целом мы имеем. Но давайте же перейдем от совсем общей картины построения к более глубоким, но отнюдь не менее важным деталям. А именно к структуре построения самих треков.

Сами треки, логически, состоят из нескольких частей, которые включают его начальное развитие, раскрытие основной идеи трека, его главную часть, и, наконец завершающий эпизод. То, как будет построен трек логически, зависит в первую очередь от фантазии его автора, однако существует несколько основных частей, которые есть в 99% встречающихся нам клубных треков. Это:

Хотя, как я уже сказал, построение трека зависит в конечном итоге только от фантазии автора, есть все-таки некая негласно принятая стандартная схема, которой придерживается большинство музыкантов, пишущих клубную музыку. Заключается она в том, что клубные версии треков в большинстве своем имеют достаточно длинное начальное развитие и концовку, предназначенные для гармоничного сведения треков между собой, и сделано это собственно ни для чего иного как для удобства в работе ди-джея. Накладывая начало одного трека на завершающую часть другого, мы и получим плавный красивый переход от одной вещи к другой, а знание того, за какое время один трек разовьется, а другой полностью уйдет на спад поможет нам понять, как, и в какой момент, треки лучше переводить.

Упражнения для самоконтроля

Упражнения пока что довольно простые, но я прошу отнестись к ним со всей серьезностью, ибо от Вашей внимательности на данном этапе будет зависеть все дальнейшее понимание процесса, а впоследствии и Ваша диджейская карьера. Итак:

Что надо знать как свои пять пальцев

Ди-джей, как правильно сводить пластинки?

Общие понятия

Со структурой треков мы разобрались. Все они построены по квадратам и элементы в них добавляются/исчезают именно с учетом этого правила. Как треки развиваются, раскрываются, и, наконец, заканчиваются, мы тоже разобрали. Однако позвольте раскрыть один момент вы наверняка уже переслушали массу треков, и некоторые из вас, возможно, заметили пикантный нюанс. Пусть разные треки и имеют одинаковое построение, но скорость (темп) у них разная. В одном треке ударные стучат чуть быстрее, в другом – чуть медленнее. Не слишком конечно сильно, но разница есть.

Например, в одном треке бочка может бить со скоростью 126 ударов в минуту, а в другом, скажем 130. Для Хаус-музыки скорость обычно варьируется в районе 125-132 удара в минуту, однако, забегая чуть-чуть вперед, могу сказать что в клубах в музыку играют в среднем на скорости от 129 до 132 BPM, хотя никаких четких рамок конечно нет.

Что мы сейчас знаем и должны четко для себя уяснить? Вся house-музыка (как впрочем, и вся остальная клубная электронная музыка) имеет одинаковую структуру, но может быть записана с разной скоростью. Скорость мы можем менять, заставляя играть трек быстрее или же медленнее относительно того, как он был записан. Структура всегда остается неизменной.

Итак, задача ди-джея – подогнать треки друг под друга по темпу, после чего найти нужный момент в первом треке, с котрого мы начнем накладывать второй трек, и далее уже выводить второй трек и убирать первый.

Подкрепим рассказанное небольшой порцией практики, тем более, вы наверняка уже давно ждали того момента, когда же мы, наконец, подойдем к вертушкам :). Подойдем. Мы разберем сведение на виниле и CD.

Как подключается аппаратура

В первую очередь необходимо знать коммутацию, как что, куда и к чему подключается. Итак, классических вариантов как правило два: две виниловые вертушки и микшерный пульт, либо два CD-проигрывателя и пульт.

Вертушки, либо «сидюки» являются источниками звука, пульт является основным коммутирующим звеном, куда мы все это подключаем. И те и другие подключаются к каналам пульта. Но какая собственно разница между подключением вертушек и CD-проигрывателей? – спросите Вы.

Отвечу. Сигнал с вертушек имеет достаточно низкий уровень сигнала (Phono) и требует предварительного усиления перед попаданием на канал, в то время как CD-проигрыватели выдают сигнал более высокого уровня (Line), не требующий предусиления. И те и другие имеют выход в виде провода с двумя разъемами типа «тюльпан». Такая пара называется стереопарой.

Если вы посмотрите на заднюю панель пульта, куда все это и подключается, вы можете увидеть, что на каждом канале имеются две стереопары – подписанные Phono и Line соотвественно, а на лицевой панели пульта на соответствующих каналах имеются переключатели Phono/Line:

Соответственно, если у Вас вертушки – их надо подключать к Phono-входам каналов пульта и на лицевой панели поставить переключатели в положение Phono, а если CD-проигрыватели – Line соответственно.

Элементы управления вертушек и CD-проигрывателей

Ниже разобраны основные элементы управления CD-проигрывателем на примере Pionner CDJ-1000mk3:

[нажмите на изображения для увеличения]

Элементы управления виниловым проигрывателем на примере Technics SL-1210mk2:

[нажмите на изображения для увеличения]

Элементы управления микшером

Ниже разобраны основные элементы управления микшерным пультом на примере Pionner DJM-600:

[нажмите на изображения для увеличения]

Как правильно организовать прослушивание в наушниках

Итак, мы подключили наушники в соответствующее гнездо пульта. С прослушиванием в наушниках все, казалось бы, очень просто, но есть несколько моментов, которые необходимо хорошо знать. Я буду рассматривать прослушивание в наушниках на примере пультов компании Pioneer серий DJM-300/400 и DJM-500/600/800 и выше.

Во всех пультах Pioneer на каждом канале есть кнопочка Cue и соответствующая лампочка-индикатор. Нажатие этой кнопки включает выбранный канал в прослушивание в наушниках.

Однако в режиме прослушивания двухканальных пультов, каковыми являются пульты DJM-300/400 и четырехканальными – DJM-500/600/800 и.т.д. имеется большая разница.

Пульты серии DJM-300/400 нам два варианта прослушивания: либо два канала одновременно (для этого должны быть нажаты кнопки Cue и гореть соответствующие лампочки индикаторов), либо в одном ухе выбранный канал, а в другом – мастер, то есть конечный микс, выходящий в зал.

На первых порах предпочтительнее и проще первый вариант – включаете прослушивание на двух каналах одновременно и сводите.

На четырехканальных пультах Pioneer, таких как DJM-600, прослушивание мастер/канал устроено намного более удобно, здесь имеется ручка регулировки баланса между мастером и выбранным каналом, и вы можете легко отрегулировать, чего в наушниках будет слышно больше – звука с прослушиваемого канала или же звука с мастера.

Как правильно запускать пластинку (винил)

Если вы собрались играть на виниле и уже имеете в своем распоряжении пару вертушек, микшер, и несколько пластинок, то самое первое, что вам надо научиться делать – так это правильно стартовать пластинки.

Итак, виниловые пластинки считываются при помощи специальной иглы, которая проходит по дорожкам вращающейся пластинки. Это, я думаю, все и так знают.

Пластинки играют (вращаются) с определенной скоростью, которая составляет либо 33, либо 44 оборота в минуту, ну и плюс/минус 10% при подгонке пластинки по скорости. И Ваша первая задача – научиться запускать пластинку так, чтобы она сразу же набрала необходимую скорость, не быстрее и не медленнее.

Поставим пластинку на вертушку. Поставим иголку на самое начало, дождемся появления первого удара бочки. Остановим рукой пластинку, отмотаем ее чуть назад до того самого первого удара бочки, как бы поймаем его. Отмотаем ее еще чуть раньше, на четверть секунду и будем учиться отпускать ее на счет четыре таким образом, чтобы пластинка сразу набрала свою исходную скорость, не подтормаживала и не играла быстрее на первых битах, чем дальше. Одним словом, ее надо немного подтолкнуть при запуске и подтолкнуть с четко рассчитанным усилием.

Ловкость рук заключается в том, что вам нужно не просто отпустить пластинку, а слегка подтолкнуть ее, так, чтобы она сразу же набрала ту скорость, с которой будет вращаться. Если вы недостаточно подталкиваете пластинку на старте, то вам придется подогнать ее вперед после старта, если толкнули слишком сильно, придется чуть-чуть притормозить. В идеале ваша рука должна как бы сливаться с пластинкой, которую вы отпускаете, чувствовать скорость, с которой вращается пластинка. Помните, пластинка – вещь довольно нежная и довольно чувствительно реагирует даже на малейшее изменение скорости, поэтому от вас потребуется четкость и аккуратность в движениях.

Чтобы было немного понятнее, о чем я говорю, прослушайте эти три примера.

Заторможенно запущенная пластинка:

Ускоренно отпущенная пластинка:

Пластинка, запущенная ровно:

А это графическая иллюстрация, где показаны эти же три варианта:

Этот процесс является ни чем иным, как нахождением стартовой точки, с которой мы будем запускать сводимую пластинку и непосредственно ровным ее запуском.

Это первый, но совершенно необходимый навык игры на виниле.

Как правильно поставить точку (CD)

Все нижесказанное применимо по отношению ко всем CD-проигрывателям компании Pioneer. Все дальнейшее изложение игры на CD будет вестись именно на них, потому как Pioneer – пожалуй, самые распространенные CD-вертушки, уже давно ставшие классикой жанра и стандартом де-факто для клубного оборудования.

Итак, первое, что мы должны четко уметь делать – это ставить точку (Cue) – стартовый момент, с которого мы и будем запускать треки при сведении.

Теперь при нажатии кнопки Play, воспроизведение будет начинаться ровно с установленной нами точки. Для того чтобы остановить воспроизведение и вернуться к точке нажмите кнопку Cue. Если вдруг вы случайно нажали Play/Pause, ни в коем случае не нажимайте после этого Cue, так как точка установится в этом месте. Просто нажмите Play/Pause еще раз, воспроизведение продолжится, а точка останется там, где вы ее ставили первоначально. Для лучшего понимания я записал небольшой видеоролик:

Еще один момент: на самом деле, на всех проигрывателях компании Pioneer есть функция Auto Cue, включаемая одноименной кнопкой. Ее цель, как не сложно догадаться из названия, заключается в автоматической установке точки, и в большинстве случаев она работает очень даже хорошо. Но в большинстве случаев – не означает всегда, поэтому уметь ставить точку надо уметь, и знать это как свои пять пальцев.

Как треки выравниваются по скорости (CD и винил)

Взяли первую пластинку (или CD, в дальнейшем буду называть пластинкой или просто треком), поставили, слушаем. Можем подсчитать удары, посчитали, насчитали, скажем, 127 ударов в минуту. Взяли вторую пластинку, поставили ее на другую вертушку, послушали, тоже посчитали, играет быстрее, скажем, 130 в минуту. Чтобы грамотно свести их, нам надо для начала подогнать скорость одной пластинки к другой, чтобы они играли ровненько бочка в бочку, то есть синхронизовать их, или, выражаясь более общепринятым в диджейской среде лексиконом, подогнать.

Тут-то мы и приходим к одному из самых важных практических моментов, кирпичу, без которого мы ничего не построим.

Итак, для того чтобы выровнять пластинки, на любой вертушке или диджейском CD-проигрывателе есть два основных инструмента – подгонка и питч.

Питч – это вертикальный ползунок расположенный справа от диска подгонки или пластинки – позволяет нам менять постоянную скорость, с которой и играет трек или вращается пластинка (что в принципе – одно и то же).

Опустив его ниже, мы заставляем пластинку вращаться быстрее, подняв же выше – медленнее. Питч измеряется в процентах от той скорости, на которой был записан трек. Соответственно опустив его на деление 2% вниз, мы заставим пластинку играть быстрее на 2% от ее оригинальной скорости, на то же деление вверх – медленнее.

Но если питч меняет скорость трека в целом, то подгонка – это перманентное изменение скорости, то есть, говоря простыми словами, мы можем подтолкнуть пластинку вперед, делая ее на миг чуть быстрее, или же притормозить, заставляя ее играть на тот же миг медленнее.

Теперь наша задача становится несколько яснее.

Мы слушаем пластинку номер 1. потом в наушниках слушаем пластинку номер 2. На слух пытаемся понять, играет ли пластинка номер 2 быстрее или же медленнее чем первая. По началу, это может быть несколько тяжело, однако поверьте мне, в дальнейшем, натренировавшись, вы сможете за несколько секунд на слух определять, какая пластинка играет быстрее, а какая медленнее.

Отпустили, слушаем. Даже если мы отпустили пластинку абсолютно точно, они у нас поиграют вместе практически ровно какое-то короткое время и дальше начнут расползаться, потому как скорость-то у них разная. Надо что-то делать.

А именно подогнать нашу вторую пластинку. Мы уже определили, что играет она быстрее, чем первая, значит, нам надо слегка ее притормозить. Логично?

Как правильно ускорять и тормозить пластинку (винил)

Как правильно ускорить или притормозить трек (CD)

Вращайте джог вперед для ускорения или назад для торможения до достижения нужного эффекта.

Притормозим. Звучит уже лучше, бочки попадают друг в друга, но все равно вскоре начинают расходиться. Вот здесь вот нам и понадобится питч.

Скажу сразу, что питч – инструмент довольно чувствительный, и скорость пластинки меняется даже от малейшего изменения питча, которое мы даже и на слух то определить и не сможем. Поэтому питч надо менять потихоньку и очень аккуратно.

Подогнали мы пластинку, теперь чуть-чуть поднимем ползунок питча вверх, делая ее чуть медленнее. Подогнали еще разок, чтобы они играли одна в другую. Слушаем. Вроде играют ровно, но через некоторое время опять начинают раходиться, Еще разок притормозим нашу злосчастную пластинку и еще чуть-чуть поднимем ползунок питча, совсем чуть-чуть. Лучше? Да, эффект безусловно есть. И таким вот образом нам надо подгонять пластинку и менять ее скорость до тех пор, пока они не будут играть точно одна в другую, и не перестанут расходиться с течением времени.

Распространенные ошибки и их решения

Вроде бы всё довольно просто. Однако существует масса довольно распространенных ошибок, которые весьма неплохо портят начинающему ди-джею жизнь. Не хотите биться головой об вертушку в попытках уже 55-й раз подогнать пластинку? Тогда давайте учиться на чужих ошибках, дабы самим их не повторять.

Вы не можете понять, играет вторая пластинка медленнее или быстрее первой. Такое бывает довольно часто, когда пластинки записаны примерно в одной скорости и разница составляет не больше 2%. В таком случае намного проще не напрягать себя, тщательно вслушиваясь в пластинку, а воспользоваться одним довольно простым приемом, которому когда-то давным-давно научили меня.

Выставьте питч второй пластинки таким образом, чтобы трек на ней был заведомо быстрее первой, и далее подгоняйте в сторону торможения. Таким образом, вы не будете тыркаться туда-сюда в поисках понимания, в какую же сторону подгонять.

Но почему лучше подгонять пластинки, тормозя их, а не наоборот, спросите вы? Дело в том, что с изменением скорости пластинки меняется и тональность трека, и если резко прибавить ей скорости будет слышан характерный не очень приятный звук (типа уууу-ть) а когда мы тормозим пластинку, такого явного звука нет. Почему это так важно вы поймете чуть позже, когда мы дойдем до более тонких моментов игры, а сейчас же вместо того чтобы забивать себе этим голову вам будет намного лучше принять это как явность и просто придерживаться этого простого правила.

Вторая ошибка – работайте с питчем аккуратнее

Вы подгоняете пластинку, ведете питч, ведете. В определенный момент мы можете просто чуть-чуть перебрать, и если пластинка, которую вы подгоняете, была, скажем, медленнее, может легко случиться, то, что вы переберете питч в моменте, когда пластинки играют практически ровно, и вторая пластинка будет играть уже быстрее первой. Однако вы этого не заметите и в очередной раз попытаетесь притормозить пластинку, от чего они разойдутся в разные стороны, чем вы и будете жестко шокированы, услышав сильное непопадание (косяк). Именно поэтому питч надо подводить очень аккуратно и всегда слушать полученный результат.

Как и в любом другом деле, в диджеинге важно набить руку, и подгонка пластинок по скорости, является, по сути, основным рутинным действием, которое вам придется совершать постоянно. То, сколько времени у вас будет занимать подгонка пластинки, напрямую зависит от вашей натренированности, от того насколько быстро вы улавливаете изменение скорости и насколько быстро подстраиваете скорость.

Здесь нужна практика. Никто еще не учился подгонять пластинки за пару часов, поэтому не переживайте, если у вас не получается быстро уловить скорость и подогнать ее, больше тренируйтесь, и я уверяю, всё получится.

Упражнения

Во-первых, выберите несколько хорошо знакомых вам пластинок с максимально четким ритмом и хорошо различимыми ударными. Также, желательно чтобы в треках, которые вы выберете, было поменьше расплывчатых звуков, забивающих ударные и главный ритм. Чем четче и различимее ударные и чем меньше в треках разных расплывчатых звуков, которые могут создать во время сведения «кашу» – тем проще и понятнее будет Вам. Так же я посоветовал бы вам выбрать треки с длинным начальным развитием, трек должен развиваться хотя бы с минуту – так на первых порах будет проще набивать руку.

Что надо знать как свои пять пальцев

Начинаем миксовать

Итак, мы пополнили свои теоретические знания о клубной музыке уже вполне практическими навыками. Теперь, когда вы не только четко знаете, как построена клубная музыка, но и умеете подгонять пластинки по скорости, мы можем перейти непосредственно к главному – сведению пластинок в микс (сет).

Что называется диджейским сетом? Сет – это последовательность пластинок, сведенных между собой в единое целое таким образом, чтобы треки плавно и незаметно для окружающих перетекали из одного в другой, сохраняя неизменным скорость и не нарушая ритма. Что же нужно для того, чтобы сыграть красивый и гармоничный сет?

В первую очередь, мы должны подобрать подходящие друг к другу пластинки. Например, чтобы сводимые между собой пластинки были в одной тональности, дабы переход из одной в другую был максимально мягким, гармоничным, и более того, незаметным.

Далее мы должны начать сет. Ставим первую пластинку вы можете сразу же поднять или опустить на ней питч, дабы задать начальную скорость, в которой будет играться сет.

Подбираем следующую, выравниваем ее по скорости под первую вам необходимо успеть четко подогнать вторую пластинку до того, как до конца первой остается хотя бы пара минут. Если учитывать, что в среднем один клубный трек длится от 5 до 7 минут, на подгонку пластинки у вас имеется не так уж и много времени – в среднем 3-4 минуты. Это уже требует от вас определенного навыка, который вы и нарабатывали во время предшествующих тренировок.

Также не будем забывать и другой важный момент. Помимо того, что разные треки записаны с разной скоростью, порой (редко, но бывает), они записаны с разным уровнем громкости. Его нам также надо будет уровнять, в противном случае в ваш сет вкрадется совершенно явная дисгармония – сет должен быть ровным не только по скорости, но и по уровню громкости. Смотреть уровень громкости надо на основной части трека, когда в нем уже раскрылись и играют все присутствующие звуки, в первую очередь бас. Уровень громкости регулируется при помощи ручки Gain на соответствующем канале пульта.

На большинстве микшерных пультов предусмотрены индикаторы уровня громкости, например все пульты Pioneer (стандарт де-факто для большинства клубов в мире) имеют индикаторы уровня на каждый канал. Однако если вам попадется какой-нибудь «левый» микшер, не паникуйте – просто послушайте в наушниках сначала первую пластинку, потом вторую, и выставьте уровень громкости, доверяясь исключительно своему слуху – уж он-то Вас не подведет!

После того как проделаны все подготовительные операции, а именно подгонка следующей пластинки по скорости и уровню громкости, нам нужно дождаться подходящего момента, чтобы начать сводить, или, говоря иными словами, постепенно переводить первую пластинку во вторую. Этот самый подходящий момент есть не что иное, как завершающая часть первой, играющей в зале пластинки, а точнее тот ее момент, где основной мотив трека закончился, и осталось уже минимум инструментов (обычно примерно минута – 1:20 до конца трека).

На старт, внимание, в такт! Отпустили! Чуть подогнали, в наушниках играют обе пластинки, ровно одна в другую. Что дальше? Дальше надо в первую очередь знать свой материал, о чем я говорил уже не один раз. Собственно, расскажу зачем.

Поэтому слегка подрезаем ручку низких частот (Low) на том треке, который мы готовимся выводить, и начинаем потихоньку поднимать фейдер. Когда фейдер полностью поднят, а поднять его вы должны успеть максимум за один квадрат, следующим этапом нужно, опять-таки, дождаться подходящего момента и открыть бас на сводимой пластинке, одновременно подрезав его на заканчивающейся первой пластинке. А чтобы правильно подловить этот самый очередной подходящий момент нам и нужно хорошо знать свой материал.

Обычно в начале трека басовая линия появляется не сразу, а через несколько квадратов (обычно 2 или 4) после начала первого квадрата. Именно в этот момент и нужно переводить бас, чтобы получить красивое и гармоничное сведение.

После того как мы перевели бас и вторая пластинка уже набрала свою основную силу, остается только постепенно убрать первый трек. Сделать это можно в самом простом случае плавно, по тактам, опуская фейдер.

Другие способы сведения

В предыдущей части самоучителя был описан один из самых простых и наиболее распространенных способов сведения. Однако, мастерству и фантазии, как известно, нет границ, и способов существует великая масса. Расскажу о некоторых способах, используемых мною:

Вместо заключения

В этом самоучителе я постарался раскрыть все основные моменты, которые позволили бы вам самостоятельно начать играть и избежать многих распространенных ошибок.

Конечно, всем многочисленным аспектам мастерства научить в рамках одного курса невозможно, и самые лучшие трюки и умения – те, которые вы освоили сами.

А пока, я прощаюсь с Вами, и приглашаю к прочтению следующей статьи, которая будет представлена на следующей неделе – «Секреты диджеинга: то, о чем вы всегда хотели знать, но боялись спросить».

Желаю красивых миксов и ровных ритмов!

Спасибо компании EVM-RENT за предоставленное для подготовки материла оборудование

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *