Что такое куса и касли

Кусинское художественное литье

Кусинское художественное литье

Существует два вида художественного литья, которые заслужили особую популярность среди ценителей – каслинское и кусинское. Кусинский литейно-машиностроительный завод выпускает изделия с XIX века. Они не раз становились лучшими на профильных конкурсах и выставках. Изначально на заводе не работали профессиональные скульпторы, но позже ситуация изменилась. В девяностых предприятие переживало не лучшие времена, поэтому направление художественного литья было упразднено. Сейчас основной продукцией завода из чугуна для печей и котлов.

Примеры наших работ:

Ограждение «Тренди М»

Секция «Аркон»

Секция «Босфор»

Секция «Венская»

Секция Геликс

Секция декоративная

Секция «Епархиальная»

Секция «Кристалл»

Секция «Модерн»

Секция «Низами»

Особенности кусинского художественного литья

Главная особенность кусинских изделий – им не требуется чеканка после отлива. Интересно, что это связано с расположением завода. Он находится в 160 километрах к западу от Челябинска в котловине у горы Косотур. В этом месте располагается очень подходящий для литья формовочный песок – с высоким содержанием глины. Они позволяют подготовить форму с четкими и очень тонкими линиями.

Сотрудничество с оружейными и металлургическими предприятиями в Златоусте, позволило мастерам выработать собственную технику, тренируясь на малых формах. Она и стала основой кусинского художественного литья. В большинстве случаев современные изделия повторяют старинные модели. Используя технологии вакуумного и центробежного литья это удается сделать практически безупречно.

Какое литье лучше каслинское или кусинское?

Так как в России несколько заводов, занимающихся литьем, продукцию их часто сравнивают. Кусинское литье часто ставят в один ряд с каслинским. Последнее считается эталонным. Хотя не все ценители и эксперты приходят к такому выводу. Кусинское литье еще Дмитрий Иванович Менделеев считал не уступающим по качеству каслинскому. Исследователь Петриченко назвал Кусинский завод ведущим среди уральских.

У художественного литья из Кусы есть несколько преимуществ. Основным считается его универсальность. С самых первых дней существования завода литье использовалось для создания предметов обихода, что делало его не музейным экспонатом, а полезной вещью, ценной во всех отношениях. Наибольшей популярностью пользуется линия чугунной литой посуды.

Можно ли заказать кусинское литье в наше время

Сейчас Кусинский завод продолжает производить литые изделия, после упадка в девяностые ему удалось возродить это направление и выпускать изделия отличного качества. Сейчас на заводе можно приобрести более двух десятков изделий художественного литья – статуэтки, подчасники, подсвечники, пепельницы, бра, рамы для зеркал и шкатулки.

Мастера завода охотно делятся своими технологиями, поэтому аналогичную по красоте продукцию можно заказать и в других местах. Под заказ можно сделать и изделия, копирующие экземпляры прошлых лет. Они выполняются после разработки чертежей и имеют одну важную особенность – не имеют клейма Кусы.

Источник

Каслинское и кусинское литье

Предыстория и первые шаги художественного литья. Расцвет каслинского художественного литья. Роль в истории каслинского художественного чугунного литья скульптора Михаила Канаева. Успех клодтовских произведений. История кусинского художественного литья.

Актуальность данной работы определяется рядом моментов. В последние годы отчетливо наблюдается тенденция к возрождению декоративно-прикладного народного искусства, прослеживается интерес к его месту в культуре всего общества и влияние на эту культуру. Все эти тенденции проходят на фоне общего интереса к историческому прошлому страны, поиску национальной самоидентификации и как следствие происходит обращение к культуре русского общества немаловажной составляющей которой является и декоративно-прикладное творчество. В этом плане каслинское чугунное художественное литье, конечно не в полной мере относится к народному прикладному творчеству. Однако несмотря на это, каслинское литье до сих пор является одной из визитных карточек Урала и традиции каслинских мастеров являются неотъемлемой частью русской и уральской народной культуры.

1. Предыстория и первые шаги художественного литья

Чугунное литье шло не только в новую и старую столицы России, но обильно использовалось и в местной уральской архитектуре.

На Урале в первой трети XIX века почти на каждом заводе, выпускающем чугун, делаются попытки освоить фигурное и даже художественное литье. Мастера-умельцы отливали ограды, узорчатые гири, чугунную посуду, мебель. Все это делалось зачастую для внутреннего заводского употребления. Не было почти ни одного чугуноплавильного завода, который не выпускал бы, например, чугунной посуды. Немало отливалось ими и чугунных решеток.

Ряд русских частных заводов начинает в 20-30-х годах XIX века давать не только монументально-архитектурное литье, но и камерное: небольшие статуэтки, фигуры, рельефы, иконы. Они экспонируются на выставках отечественных изделий и пользуются успехом.

Появляется камерное художественное чугунное литье и на уральских заводах. Так, на Верх-Исетском заводе отливаются пресс-папье с изображением льва (1827), собачки. Выпускаются художественные изделия на Кушвинском, Каменском, Сысертском и других заводах.

2. Расцвет каслинского художественного литья

Можно с уверенностью сказать: семидесятые годы были временем расцвета нового вида продукции, утверждающей свое первенство среди множества предметов бытового назначения, которые уже в шестидесятые годы принесли заводу широкую известность.

Художественное литье в общем количестве продукции занимает в это время небольшой удельный вес. В печатных источниках тех лет можно встретить тревожные размышления о том, что из-за финансовых соображений невозможно расширить их ассортимент. Окупались изделия из чугуна только в так называемой русской посуде и всевозможных предметах обихода. Другие же отливки вызывали особое отлаживание производства, требовали дополнительных затрат и усовершенствований, что их удорожало. И хозяева Каслинского завода предпочитали не рисковать. Опасаясь конкуренции на ярмарках, они старались продать свою продукцию на месте и выпускали наверняка, ту, что оправдывала расходы на производство.

Большую роль в истории каслинского художественного чугунного литья сыграл скульптор Михаил Денисович Канаев (1830-1880 гг.). Увлеченный перспективами, которые открывало перед ним чугунное литье, полюбив этот новый для него вид искусства, он согласился принять место заводского скульптора.

Жанровые сюжеты проникают теперь у Канаева и в произведения, имеющие практическое назначение. Так, на смену подсвечнику «Вакханка у дерева» приходит настольный канделябр «Мальчик, играющий в снежки». Такая демократизация сюжета весьма знаменательна не только для самого Канаева, но и для всего каслинского литья.

Вслед за М.Д. Канаевым в Касли прибыл молодой талантливый скульптор, академик Николай Романович Бах (1853-1885).

Приехав в Касли, Н.Р. Бах застал там почву, уже подготовленную Канаевым для дальнейшего развития художественного литья. Он не разрушил того, что ему было оставлено в наследство, а, напротив, заботливо сохранил, приложив все силы к его дальнейшему всемерному Так же, как и Канаев, Бах стремится укрепить связи каслинского литья с русской скульптурой. Продолжая дело, начатое Канаевым, Бах также руководит заводской художественной школой, передавая каслинским мастерам свое знание скульптуры, обучая их формовке и лепке.

Скульптор выполняет модели чернильниц, пресс-папье, подсвечников, которые до сих пор выпускаются заводом и пользуются популярностью. Они мало чем напоминают прежние его работы: в них больше естественности, метких наблюдений. Они характеризуют Баха как интересного скульптора-анималиста. Характерной особенностью произведений Баха является то, что они показывают животных и птиц в обстановке глухого леса, передают целые сцены их жизни.

М. Канаев и Н. Бах сделали чрезвычайно много для того, чтобы установить постоянные связи между Каслями и русскими скульпторами, стремились привлечь выдающихся русских ваятелей к. созданию моделей для чугунного литья.

Триумфом развития каслинского художественного литья стала Всемирная выставка в Париже в 1900 г. За два года В.Г. Дружининым были обеспечены новые модели для выставки и организована работа над знаменитым чугунным павильоном (о котором еще будет сказано ниже). В итоге совместными усилиями скульпторов, администрации, мастеров было создано поистине уникальное сооружение, которое было удостоено высочайших наград.

В первые годы ХХ века в силу общего кризиса уральских горнометаллургических заводов объем выпуска художественного литья на Каслинских заводах был уменьшен. Продукция не вывозилась далеко, поскольку себестоимость ее была высока и она не окупалась.

Успеху клодтовских произведений в каслинском художественном литье немало способствовало и то, что они были выполнены скульптором с блестящим знанием литейного искусства, так как П.К. Клодт владел им в совершенстве. Отливки их в Каслях являют пример органического сочетания принципов классической скульптуры и типично каслинской трактовки формы, ювелирной чеканки и отделки.

Каслинский завод выпустил по моделям П. Клодта несколько произведений, которые при первом знакомстве с ними неискушенному зрителю кажутся точными, только маленькими, чугунными слепками хорошо знакомых бронзовых скакунов, украшающих Аничков мост в Ленинграде. Однако, в них присутствуют такие черты и детали, которых нет в их монументальных аналогах. Только одна из каслинских групп почти точно совпадает с первой группой на Аничковом мосту, где конь совершенно покорен воле водителя.

В других же есть свои отклонения. Сравнивая чугунные скульптуры каслинского литья и замечательный ансамбль Аничкова моста, заметно, как изменения в деталях, движениях, поворотах и т.д. привели к иному внутреннему содержанию, нежели то, которое было заключено в бронзовых монументах.

Во второй половине XIX века, когда в России начинается расцвет реалистического искусства, в творчестве ряда скульпторов усиливаются реалистические тенденции, мотивы бытового жанра. Эти тенденции ясно ощущаются и в произведениях Е. Лансере, А. Обера, Н. Либериха.

Композиционная сложность работ Лансере не могла не увлекать формовщиков и чеканщиков. Она требовала высокого художественного и профессионального умения, тревожила самую душу мастеров. Произведения Лансере полны движения, частью бурного, порывистого, иногда плавного и спокойного. Они хорошо построены пространственно, имеют красивую сквозную структуру. Работая над ними, мастера-каслинцы сумели успешно и всесторонне выявить качества чугуна как материала скульптуры, и их отливки не уступали бронзовым, В чугуне необыкновенно пластически ясно и четко выходили тела животных, напряженные мускулы горячих скакунов, до осязаемости убедительно передавался мех, тяжелые складки одежды, развевающиеся гривы, хвосты коней.

Созвучны работам Е. Лансере и произведения его учителя Н. Ли-бериха (1828-1883). Касли отливали главным образом его анималистические произведения: «Охота на медведя», «Медведица», «Убитый кабан», «Медведь на задних лапах», «Собака-пойнтер» и др. Из жанровых его работ заводом была выпущена скульптура «Крестьянка с граблями на лошади». Немалый интерес представляют небольшие работы Н. Либериха, передающие охотничьи сцены («Охота на медведя») или отдельных животных. К числу последних относится «Медведица», «Собака-пойнтер» и др. «Собака-пойнтер» изображает красивого сильного пса, лежащего, должно быть, в ожидании хозяина. Аналогичная по названию, другая статуэтка показывает пойнтера на охоте. Обе эти работы решены просто и естественно, в них видно прекрасное знание повадок животных, их «психологии», умение передать строение их тела.

Как бы ни были замечательны сюжетные произведения, портреты, статуэтки каслинского литья, выполненные по моделям известных скульпторов и народных мастеров, они не могут, однако, исчерпать всего многообразия чугунного литья.

Широкое применение в строительстве, особенно на Урале, нашли разнообразные чугунные колонны

Большой спрос у населения находили чугунные дверки для печей, плит и т.д. При всей, казалось бы, прозаичности подобных изделий Каслинский завод сумел придать им черты настоящих произведений искусства, сохраняя высокий уровень своей художественной культуры. Часто использовались для украшения печных дверок мотивы рельефов высокого классицизма: маски львов, щиты, связки ликторских копий, характерный цветочный орнамент этой эпохи и т.д. Все это явилось своеобразным откликом каслинского литья на увлечение архитектурой классики, которое проявилось в русском зодчестве начала XX столетия.

Наряду с плитами, колоннами и печными дверками один из важнейших разделов каслинского литья составляли камины. По декоративному оформлению камины отличались редким богатством выдумки, неистощимостью фантазии художников. Они выпускались в Каслях и сравнительно небольших размеров, и массивные, со сложным украшением. Часто использовались пышные орнаменты барокко и изящно вычурного рококо.

Перед каслинскими каминами обычно устанавливались художественно оформленные подставки для каминных щипцов, кочерги и других предметов. В зависимости от форм камина менялись и подставок представляя иногда собою сюжетно-декоративную группу.

Одним из излюбленных мотивов часто повторяющимся и варьирующимся, был мотив: пересекающихся кругов. В верхней и нижней части решетки вился меандр, а центральная лента была заполнена пересекающимися чугунными кругами, как бы закрепленными в мест пересечения розетками.

Каслинские решетки опоясывали сады, разросшиеся парки. Для парков и садов отливались также вазы больших размеров. Значительная часть их напоминает традиционные формы «мейичи», которые лежали и в основе мраморных, малахитовых, лазуритовых ваз. Часто, например, на вазе давалось рельефное изображение растительного орнамента, маски льва и т.д.

Каслинский павильон 1900 года представлял собою новый шаг вперед. Он был отлит из большого числа деталей, которые собирались при помощи винтов на заранее установленном каркасе. Стены его были то ажурными, то украшались барельефами с изображением сказочных птиц, различных фантастических орнаментов, древних парусных кораблей. Под ажурные узоры был подведен цветной бархат.

Велико было количество и мелких деталей, накладывавшихся на собранные уже стены павильона. Но неся декоративную службу, детали павильона имеют и вполне самостоятельное сюжетное и смысловое значение.

Каслинский павильон заслуженно получил высшую награду Парижской Всемирной выставки.

Таким образом, 70-гг. XIX века и начало ХХ века являются наивысшим расцветом каслинского художественного чугунного литья. Именно в это время формируются классические образцы каслинской круглой скульптуры, оформляется основной ассортимент продукции, оттачивается мастерство чеканщиков и формовщиков. Каслинское литье получает всемирное признание и известность.

3. Кусинское художественное литье

ОАО «Кусинский литейно-машиностроительный завод», входящее в состав отрасли энергетического машиностроения, постоянно совершенствует технический уровень своего производства, сотрудничая со многими отраслевыми институтами.

Сейчас в антикварной продаже мы можем встретить очень неплохие, сточки зрения технического исполнения, современные повторы старого каслинского и кусинского литья. Используя высокотехнологичный метод центробежного и вакуумного литья, анонимный производитель добивается точной передачи всех художественно-пластических особенностей русского «кабинетного» литья из чугуна с сохранением его старых клейм. И только профессиональное знание исторического материала и хронологии сигнатуры заводских клейм и их типов, принципов и места их размещения на предмете, своеобразная «насмотренность» глаза специалиста помогут отличить подлинник от его искусной современной имитации и избежать ошибки при покупке антикварного изделия.

В настоящее время широкое распространение получило архитектурно-художественное литье: декоративная изгородь для оформления парков, скверов, автомобильных стоянок; элементы оформления экстерьера и интерьера зданий; декоративные столбы из чугуна для освещения городов. На предприятии постоянно идет процесс обновления продукции, с учетом потребительского спроса и условий рынка разрабатываются более совершенные изделия.

История развития непосредственно Каслинского и Кусинского завода, в целом проходит те же этапы, что и остальные казенные и частновладельческие горные металлургические заводы Урала. Но вместе с тем и обладают своей спецификой.

На первом этапе развития удачное географическое положение, обеспеченность рудой и топливом, а также решение проблем с трудовыми ресурсами позволили к началу XIX превратиться в достаточно мощные предприятия.

Итогом развития в первом периоде стало освоение практически всех технологий чугунолитейного и железоделательного производства, кроме того, наметилась тенденция к специализации на литейном производстве. Вместе с тем завод значительно отставал по уровню технического оснащения и развития (впрочем, как и все Уральские заводы) от мирового уровня.

Борохов В. Забытая живинка // Урал, 2008, № 12

Галайбо Н. Старое каслинское литье // / Художник, 2001, № 9

Гилев А.С. Состояние и активные проблемы каслинского литья // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Ленинград «Художник РСФСР», 1981

Дик И. Твоих оград узор чугунный // Автограф, 2008, №5

Лямин И.В. Художественная обработка металлов. М., «Машинострой», 2004

Об искусстве литья и литейщиках. Киев, 1986

Петриченко А.М. Искусство литья. Москва «Знание» 1975

Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. Москва, 1984

Свистунов В.М. К вопросу об истории и технологии художественного литья из чугуна // Красное знамя, 1991, 6-25 апреля

Смирнов В.И. Художественный чугун. Литье мастеров каслинского завода // Труды Уральского политехнического института. Екатеринбург, 1959, № 89

Турббн В. Новые горизонты каслинского литья // Красное знамя, 1989, 4 апреля

Художественный металл Урала XVIII-XIX веков Екатеринбург, Изд-во УрГУ, 2008.

Подобные документы

реферат [6,3 M], добавлен 10.11.2014

Особенности исторического и художественного развития Венеции в XVIII в. История развития художественного таланта Тьеполо. Видоизменение живописной манеры мастера на примере произведений «Жертвоприношение Авраама», «Пир Клеопатры», «Положение во гроб».

курсовая работа [73,3 K], добавлен 26.11.2010

История появления и развития феномена жанра. Особенности связи жанра с содержанием художественного произведения в области литературы. Жанр как совокупность произведений, объединяемых общим кругом тем и предметов изображения в изобразительном искусстве.

реферат [39,3 K], добавлен 17.07.2013

Особенности Белгородского художественного музея как учреждения. Основные экскурсии Белгородского художественного музея: по экспозиции «Отечественное искусство XX-XXI вв.», графика второй половины XX в., декоративно-прикладное и народное искусство.

отчет по практике [20,1 K], добавлен 10.12.2011

Новгород как крупнейший культурный центр Древней Руси, развитие национального художественного стиля. Значительные достижения новгородской архитектуры и живописи. Проявления самобытной культуры. Роль новгородского искусства в истории русской культуры.

контрольная работа [26,4 K], добавлен 26.10.2016

История создания художественного пейзажа. Варианты колористического решения фотографического пейзажа. Рекомендации по технологии фотосъемки пейзажа для получения художественного фотоснимка. Анализ и оценка результатов деятельности в области фотографии.

дипломная работа [7,8 M], добавлен 07.09.2014

Первый альбом офортов. Самокиш как баталист. Роль Елены Петровны Судковской в жизни художника. Создание «художественного отряда» в 1915 году. Лошади в творчестве Самокиш. Связь художника с историей развития художественного образования в Харькове.

реферат [12,9 K], добавлен 05.06.2009

Духовно-нравственное развитие и совершенствование личности как процесс формирования новых ценностных ориентаций нравственного плана. Образно-символическая природа художественного творчества, его воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности.

курсовая работа [61,7 K], добавлен 23.04.2014

Развитие художественного конструирования в мире и в Украине, этапы развития техники в формировании. Требования технической эстетики и методика художественно-конструкторского анализа. Композиция и ее категории, разновидности и подходы к изучению бионики.

курс лекций [528,7 K], добавлен 14.04.2015

Формирование русской академической школы и история развития академического образования в Европе. Особенности точного видения натуры, безупречного рисунка, развития композиционного мышления. Структура художественного образования в Академии художеств.

курсовая работа [67,7 K], добавлен 18.01.2014

Источник

Музейный гид. Почему кусинское литье не уступало каслинскому

Что такое куса и касли. Смотреть фото Что такое куса и касли. Смотреть картинку Что такое куса и касли. Картинка про Что такое куса и касли. Фото Что такое куса и касли

История Кусы началась в XVIII веке с небольшого завода. Здесь производили чугун и железо, ядра и снаряды, посуду и орудия труда и даже освоили чугунное литье.

С историей предприятия и города можно познакомиться в музейно-краеведческом центре Кусы, где собрано около пяти тысяч экспонатов.

В 1754 году заводчики Мосоловы приобрели у башкир Айлинской волости земли на берегу реки Куса. Они предполагали построить здесь завод, но не успели… В 1770 году «Кусинское место» было продано владельцу Златоустовского завода Лариону Лугинину, который вскоре и заложил предприятие.
К 1788 году на Кусинском железоделательном заводе действовали кричная молотовая фабрика с водяными молотами и кричными горнами, водяная пильная мельница. Недалеко от завода построили сплавную пристань и верфь для строительства барок-коломенок (до начала XX века продукция завода доставлялась в центр России караванами барок по рекам Ай, Белая, Кама).

Уже в начале XIX века в Кусинском заводе проживало более двух тысяч человек. Во время Отечественной войны здесь наладили производство ядер и снарядов, а также выпускали чугун, железо, орудия труда для сельского хозяйства, скобяные изделия и посуду. Кое-что из этого можно увидеть в экспозиции музея.

Что такое куса и касли. Смотреть фото Что такое куса и касли. Смотреть картинку Что такое куса и касли. Картинка про Что такое куса и касли. Фото Что такое куса и касли

В 1967 году во Дворце культуры машиностроителей открылась «музейная комната», которая начиналась с коллекции кусинского литья. Зачинателями традиции художественного литья из чугуна были местные мастера. Они вырабатывали собственные стилистические приемы, ориентировались на лучшие образцы декоративно-прикладного искусства.

Что такое куса и касли. Смотреть фото Что такое куса и касли. Смотреть картинку Что такое куса и касли. Картинка про Что такое куса и касли. Фото Что такое куса и каслиПервые кабинетные изделия были отправлены в Санкт-Петербург в 1883 году, где получили одобрение горного департамента. К концу XIX века на Кусинском заводе производилось 423 наименования изделий художественного литья! Изделия отличались филигранностью, высокой художественностью. Известный ученый Дмитрий Менделеев в 1899 году охарактеризовал выпускавшийся на Кусинском заводе чугун как обладающий прекрасными для литья качествами, сами изделия — не уступающими каслинским.

Кусинское литье пользовалось популярностью на рынке России и за рубежом. В основном выпускались изделия, использовавшиеся в повседневном быту и доступные по цене: вазы, декоративные тарелки, шкатулки, пепельницы, чернильницы, подчасники, полочки, рамки для фотографий, подсвечники, портсигары, пресс-папье, столы, этажерки, скамьи.

Чертик из чугуна

В экспозиции музея можно увидеть ажурные рамки для фотографий, тарелки, подсвечники, пепельницы, скульптуру охотника, интересную копию работы Александра Гилева «Лесопосадчица», а также фигурку черта…
В музее целая коллекция чертей. Скульптура называется «Чертик, делающий «нос». Это динамичная фигурка изогнувшегося над землей чертика с рожками, у него длинный нос, а руками он дразнится. Изделие пользовалось большой популярностью и разошлось во множестве копий. Один из мастеров вспоминал, что за смену он успевал «накрутить хвосты» 20 чертям!

В дореволюционные времена на Урале была широко распространена традиция изготовления чугунных надгробных плит. Такие можно встретить в некоторых музеях, в том числе и в кусинском. На ней хорошо читается надпись: «Здесь похоронен казак Медведевского поселка Александр Григорьев Пахомов, умерший 10 ноября 1903 г. на 32-м году жизни. Прошу помолиться о упокоении его в селениях праведных». А ниже клеймо: «Кусин. каз. завода» и двуглавый орел. Несколько лет назад эта плита попала на переплавку на Ашинский металлургический завод, металлурги отдали ее в местный храм, настоятель которого и передал экспонат музею Кусы. Недавно эта плита успела побывать на выставке «Искусство, рожденное огнем» в Москве.

Самовар, часы и рояль

В собрании можно увидеть предметы быта от деревянной ложки до сервиза, от лаптей до туфель, от репродуктора до приемника, а также рубель, жернова и многое другое.

Есть тут небольшая коллекция самоваров. Один из них — производства фабрики Тейле. Рейнгольд Тейле приехал в Тулу из Пруссии в 1840-е годы и занялся выделкой пуговиц и барабанов, затем освоил производство ружей, а в 1870 году основал фабрику самоваров. После смерти Рейнгольда Тейле в 1905 году предприятие стало называться «Торговый дом Берты Густавовны Тейле с сыновьями». Оно занималось выпуском керосиновых ламп, жаровых, кофейников, подносов. После революции его национализировали и присоединили к Тульскому патронному заводу.

Что такое куса и касли. Смотреть фото Что такое куса и касли. Смотреть картинку Что такое куса и касли. Картинка про Что такое куса и касли. Фото Что такое куса и каслиВ музее есть и другие экспонаты с немецкими корнями. Например, настенные часы Шварцвальд и фортепиано фирмы Rönisch. Это невероятно красивый инструмент — настоящее произведение искусства. История фортепианной фабрики началась в 1845 году в Дрездене. Ее основатель Карл Рёниш происходил из бедной семьи, но одно важное техническое усовершенствование помогло ему стать успешным. В 1867 году он впервые применил цельную чугунную раму в качестве основы для инструмента. В 1898 году сыновья Карла Рёниша создали филиал своей фабрики в Санкт-Петербурге, где ежегодно выпускали до тысячи инструментов. В музей фортепиано попало от родственников почетного гражданина Кусинского района, хореографа, деятеля культуры Юрия Смирнова.

Гербарий для любимых

В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли более 8 тысяч жителей Кусинского района, из них 2,5 тысячи пали в боях… От военной поры в музее остались снаряды, репродуктор, плащ и гимнастерка летчика-истребителя Михаила Бубнова, награды.

Несколько лет назад в музей передан «смертный» медальон уроженца Кусы. Его обнаружили во время поисковых работ в Калужской области. В записке, вложенной в медальон, были указаны сведения о погибшем: Вениамин Владимирович Сергеев, 1914 года рождения, старший политрук, Куса… До войны он работал на заводе, призван на фронт в первые дни войны. Погиб близ деревни Госьково 9 сентября 1942 года.

В фондах музея сохранились письма Виктора Подольского с фронта. До войны работал лесником в Кусинском районе. С августа 1942 года воевал на Ленинградском, затем Волховском и 3-м Прибалтийском фронтах. В 1944 году за оборону Ленинграда награжден орденом Красной Звезды, а в 1945-м за успехи в разведке — медалью «За боевые заслуги».
У Виктора Подольского в Кусе осталась семья. В сентябре 1943 года он прислал своим любимым письмо с гербарием. В нем было каждому по цветку — жене Люсе, сыновьям Юрику, Валерику, Виталику и пожелание успехов в учебе.

Что такое куса и касли. Смотреть фото Что такое куса и касли. Смотреть картинку Что такое куса и касли. Картинка про Что такое куса и касли. Фото Что такое куса и касли

Трогательны и другие письма… 10 мая 1944 года он писал своей семье: «Дорогие Люсенька и детки! Посылаю вам на память фотосборник нашего скромного семейства, исполненный в часы досуга сурового боевого времени. Буду жив — будем вместе вспоминать боевые дни военного времени, а умру, то знайте, что погиб за честь, славу, за независимость нашей любимой Родины, за вашу будущую счастливую свободную жизнь. Будьте здоровы и счастливы, того желайте и мне. Ваш Виктор Подольский».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *