Что такое курганы вятичей

40. В. Агошков. Курганы вятичей 11-13 веков

40. В.Агошков.
Верхнее Поочье.
Курганы вятичей 11-13 веков.

Несколько раз на поселениях найдены обломки бронзовых и серебряных семилопастных височных колец (Спас-Перекша) и решётчатые перстни (Спасское, Лужки), хрустальные шарообразные бусы и т.д. Среди прочих предметов быта обычны находки железных ножей, замков, ключей, кресал, пробоев и т.п. Интересна находка железного псалия из раскопок Н.И.Булычова на городище Спас-Перекша.

На днищах глиняных горшков обнаружены клейма, среди которых особенно выделяется клеймо в виде княжеского знака трезубца на одном из сосудов городища Титово-Мотыка.

И вновь мы вспоминаем городище Титово-Матыка: теперь благодаря возможным связям местности с княжеским именем.

Мы уже сообщили о том, что недалеко от Титово-Матыки, на реке Неполодь, находилась столица Звенигородского княжества – Спашь-Спас, или, вернее, Звенигород.

Возможно, что оттуда и попал сосуд с клеймом в Титово-Матыку. Конечно, могли этот предмет изготовить и в других местах. Тем не менее: и каменная крепость, и сосуд с княжеским знаком, а самое главное – сакральные названия: Титово-Матыка (Богиня-Мать; Титово-Дидово: Дид-Лада, или Титово – от Титан-Титьки, всё той же Богини-Матери?!) говорят о том, что наше обращение к населённым пунктам Ванино, Титово-Матыка и Титово-Кривна было не случайным.

Безусловно, следовало бы побывать и в Ванино, и в Титово-Матыка, и в Титово-Кривна. Село Титово находится и в Шаблыкинском районе. Других Титово на территории Орловской области нет. Между прочим, деревню Дедово мы видим в Галичинском сельском поселении Верховского района.
Дедово-Дидово=Титово? Галичье – село, основанное князем?!

*
КУРГАНЫ ВЯТИЧЕЙ XI-XIII ВВ.

На берегах бассейнов рек Оки и Москвы населением деревень XI-XIII вв. оставлены сотни невысоких курганов. Если до XIв курганы и ранние селища известны главным образом в бассейне Верхней Оки, а севернее (течение р.Москвы) и восточнее (Средняя Ока) проникали только отдельные изолированные группы славян, то с XIв, во всяком случае, со второй половины его, говорит Т.Н. Никольская, началось массовое расселение данных племён в этих областях.

Курганы с трупополо-жениями и сельские поселения ХI-XIII вв. занимают всю территорию Земли вятичей, причём курганными кладбищами усеяны берега даже самых мелких рек.

Первые вятичские курганы с трупоположениями были раскопаны в 1838г А.Д. Чертковым. В 60-90-е годы XIX и в начале XX столетия раскопки вятичских курганов Подмосковья велись А.П. Богдановым, А.И. Кельсиевым, Н.Г. Керцелли, А.М. Анастасьевым и др.

В Рязанской земле в это же время интенсивно ведутся работы Рязанской учёной архивной комиссии (с 1884 по 1909г раскопано 300 курганов). В 1896-1898 гг. большие группы вятичских курганов раскопаны в бывшем Зарайском уезде, вблизи г.Пронска и у с.Осова.

Все эти работы позволили А.А. Спицыну уже в то время наметить границы территории расселения вятичей, которые шли по верховьям Жиздры, течению Угры, от д.Городище к верховьям рек Москвы, Клязьмы, Оки до устья Угры, а от устья Угры до Черни и г.Лихвина (совр. Чекалин) и затем снова к верховьям Жиздры.

В более поздней работе А.А. Спицын уточнил свои выводы, отметив, что курганы вятичей XI-XII вв. известны по Оке «начиная почти от г.Орла, до Рязани, а также на притоках её – Жиздре, Упе, Угре и Москве до верховьев Клязьмы».

В 20-30-е годы разведки и раскопки вятичских курганов ведутся экспедициями ГАИМК и местных музеев. В Подмосковье работают А.В. Арциховскпй, М.А. Арсакова, А.Ф. Дубынин, Б.А. Рыбаков, А.П. Смирнов, М.Е. Фосс, Л.А. Евтюхова,

в Рязанской обл. – В.А.Городцов, А.А.Мансуров, Н.П.Милонов,

в верхнем течении Оки – Н.П. Милонов, П.С. Ткачевский, К.Я. Виноградов, М.А. Дружинин.

Первое научное исследование материалов вятичских курганов предпринято А.В. Арциховским. Им была разработана типология вещевого материала, а на её основе сделаны хронологические, а затем и исторические выводы.

Пять основных категорий вещей: семилопастные височные кольца, решётчатые перстни, хрустальные и жёлтостеклянные шарообразные бусы, пластинчатые загнутоконечные браслеты – определены как племенные признаки вятичей. Все погребения были разделены А.В. Арциховским на три хронологические стадии – I-XII, II-XIII, III-XIV вв. Он проанализировал 229 женских могильных инвентарей из 61 географического пункта, причём вятичскими являлись 167 погребений, а 69 принадлежали пограничным кривичам.

В послевоенные десятилетия разведки и раскопки вятичских курганов велись, главным образом, в Подмосковье. Здесь работали экспедиции: Московского госуниверситета под руководством А.В. Арциховского; Института археологии АН СССР; Музея истории и реконструкции Москвы (А.Г. Векслер, Г.П. Латышева, В. Качанова);
Исторического музея (Н.Г. Недошивина, А.В. Успенская).

Источник

Ранние курганы вятичей

Седов В.В. Ранние курганы вятичей

Что такое курганы вятичей. Смотреть фото Что такое курганы вятичей. Смотреть картинку Что такое курганы вятичей. Картинка про Что такое курганы вятичей. Фото Что такое курганы вятичей

Рис. 4. Карта распространения вятических курганов с трупосожжениями. а — группа курганов с трупосожжениями первого типа; б — могильники с курганами, содержащими деревянные камеры; в — граница вятического ареала (по курганам с трупоположениямн XI—XIV вв.); 1 — Лебедка (уроч. Игрнще); 2 — Лебедка; 3 — Плота; 4 — Спасское; 5 — Воротынцево; 6 — Мценск; 7 — Городище; 8 — Никитина; 9 — Шлыково; 10 — Воронец; 11 — Песковатое; 12 — Голубочки; 13 — Тризново; 14 — Городок; 15 — Западная; 16 — Доброе; 77 — Солоново; 18 — Кудиново; 79 — Вороново; 20 — Слевидово; 27 — устье Калужки; 22 — Ждамирово

Известные же к настоящему времени в ареале вятичей достоверно славянские курганы с трупосожжениями относятся к VIII—XI вв. (рис. 4). Они подразделяются на два типа — курганы без погребальных камер и курганы, имеющие внутренние деревянные камеры, в которые помещались остатки трупосожжений. Курганы первого типа в целом аналогичны погребальным насыпям IX—X вв. других восточнославянских территорий. В вятическом регионе они принадлежат к числу наиболее распространенных и встречены во всех пунктах, где имеются насыпи с трупосожжениями.

В курганах близ дер. Западной погребальные камеры были срубными. Вход в камеры также заваливался камнями. Подобный сруб размерами 1,4X1 м, высотой 0,25 м, с полом и крышей открыт при раскопках одного из курганов в с. Добром. Внутри него находились три скопления кальцинированных костей, обломки лепных сосудов и стеклянные бусы, позволившие датировать курган IX—X вв. В камере Воротынцевского кургана находились два целых и два раздавленных сосуда, близких к горшкам роменской культуры.

Что такое курганы вятичей. Смотреть фото Что такое курганы вятичей. Смотреть картинку Что такое курганы вятичей. Картинка про Что такое курганы вятичей. Фото Что такое курганы вятичей

Рис. 5. Ранние, города вятического ареала 1 — город, упоминаемый летописью в конце XI в.; 2 — города, упоминаемые летописью в середине XII в. (от 1146 до 1155 г); 3 — города, названные впервые в летописи в 1177—1186 гг.; 4 — могильники, содержащие курганы с трупосожжениями

Таким образом, некоторые ранние курганы вятичей по ряду своих особенностей обнаруживают преемственность с древностями местных балтов. Зато керамический материал из вятических курганов VIII—IX вв. существенно отличается от мощинской посуды. Вятическая керамика и полуземляночные жилища, известные по синхронным поселениям, сопоставимы со славянскими древностями более южных областей Восточной Европы — роменскими Днепровского лесостепного левобережья, типа Луки-Райковецкой правобережной лесостепи и т. п.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Здесь жили потомки вятичей: в ТиНАО археологи нашли древние курганы

Что такое курганы вятичей. Смотреть фото Что такое курганы вятичей. Смотреть картинку Что такое курганы вятичей. Картинка про Что такое курганы вятичей. Фото Что такое курганы вятичей

Курганы середины XII — начала XIII века обнаружили археологи на территории ТиНАО недалеко от границы с Калужской областью. Специалисты предполагают, что эти погребальные земляные сооружения принадлежали вятичам, одному из племен восточных славян, и их потомкам.

Всего были найдены четыре кургана. Они представляют собой холмы высотой примерно 1,5 метра, а в диаметре достигают 10–15 метров.

В таких курганах могли находиться как одиночные, так и родовые могилы. Участок для погребения сначала вычищали — вырубали там деревья и кустарники, а затем выжигали. Потом над усопшим проводили поминальный обряд. Затем над местом погребения возводили насыпи.

Вятичи и их потомки, унаследовавшие традиции племени, жили в лесах вдоль верхнего и среднего течения Оки. Это в том числе и территории современных Троицкого и Новомосковского округов столицы, а также Московской и Калужской областей.

«Тот факт, что сейчас удалось найти древние нетронутые курганы, — редкий случай и большая удача. Специалисты считают, что рядом с этими погребальными сооружениями находилось поселение. Его точное местоположение археологам еще предстоит определить. Курганы, обнаруженные в столице на территории ТиНАО, раскапывать не будут. Сейчас специалисты производят детальные обмеры погребальных насыпей, фиксируют их местоположение», — рассказал глава Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

После завершения всех необходимых исследований специальная комиссия рассмотрит вопрос о присвоении курганам охранного статуса. Чтобы предотвратить разграбление погребальных памятников, информация об их местонахождении будет закрытой.

Примечательно, что такие родовые курганы жители сельских поселений устраивали на краю поля, которое они возделывали. Представители этого древнего племени занимались подсечно-огневым земледелием. Сначала участок леса вырубали, а потом выжигали. Появившееся на его месте поле засеивали. Правда, такой метод земледелия быстро истощал почву, поэтому люди имели несколько полей вокруг селища или уходили искать новые места для посевов. Однако через несколько лет оставленная земля вновь становилась плодородной, и жители общины возвращалась на прежнее поле. Курганы были доказательством того, что участок принадлежал определенной семье.

Что такое курганы вятичей. Смотреть фото Что такое курганы вятичей. Смотреть картинку Что такое курганы вятичей. Картинка про Что такое курганы вятичей. Фото Что такое курганы вятичей

На территории столицы насчитывается более 400 объектов археологического наследия. Как правило, их обнаруживают благодаря археологической разведке или исследованиям, которые проводят при ремонтных и строительных работах или при благоустройстве улиц. В отличие от археологических находок, это крупные объекты, которые сложно или даже невозможно перенести в музеи. Речь идет о руинах и фрагментах древних построек и сооружений, следах поселений, древних захоронениях.

А некоторые объекты археологического наследия становятся музеями под открытым небом. Так, на территории ландшафтного парка «Митино» обустроен археологический кластер. Там можно узнать о жизни древних поселений на территории нынешней Москвы, посмотреть на курганы и городища XII века, познакомиться с предметами быта, которые использовали еще в первом тысячелетии до нашей эры.

Кроме того, в столице можно найти более 20 музеефицированных объектов. Это в том числе дошедшие до наших дней части древних улиц и зданий. Они накрыты стеклянным куполом или представлены в витрине — в зависимости от того, насколько хорошо сохранился объект и как на него влияет окружающая среда. Среди них, например, музейное окно в Малом Златоустинском переулке (напротив дома 7/2). Древние артефакты, датированные XV–XVIII веками, можно увидеть прямо на улице в витрине из стекла. Самая же масштабная в Москве археологическая экспозиция — на Хохловской площади между Покровским и Чистопрудным бульварами. Там находится фрагмент каменного основания стены Белого города. Археологический памятник можно рассматривать, сидя на скамейках музея-амфитеатра.

Источник

Традиции вятичей – почитание солнца и “говорящие” курганы

О культуре и традициях вятичей писали различные древние авторы. Наибольшее число упоминаний об этом древнеславянском народе содержится в «Повести временных лет», хотя сам летописец Нестор относится к вятичам весьма предвзято. Кроме того, о вятичах писал знаменитый Гомер. Благодаря сохранившимся сведениям, ценным историческим источникам можно представить, как жили эти люди.

Что интересно, одни современники называли вятичей диким племенем, а другие отмечали, что их культура достигла значительного уровня развития. Какими же на самом деле были эти славяне? Что можно узнать о них в древних текстах и имеющихся сведениях? Что представляли собой их нравы и традиции?

Быт и нравы вятичей

В «Повести временных лет» отмечается, что вятичи получили своё именование от имени Вятко, что был их предводителем, когда племена пришли на русские земли. Наиболее распространённой теорией является версия о западном происхождении вятичей, их связи с чехами и поляками. Такое родство нельзя исключать, тем более, что традиции вятичей во многом сходны с культурой племён, проживавших на территории современных Чехии и Польши.

Вятичи обосновались в благодатных краях, среди лесов, полных зверем и птицей, на которых можно было охотиться. Достаточно быстро вятичи развили сельское хозяйство, научились обрабатывать землю и разводить скот. Как понимаете, в сравнительно небольшие сроки этот народ сумел развить свою культуру.

Однако в «Повести временных лет» можно узнать, что вятичи “жили в лесах, как звери, срамословье было у них”, “ели не все чистое”, “жен умыкали”. И здесь складывается образ неких дикарей, варваров, что противопоставляются цивилизованным народностям. Но так ли это?

Что такое курганы вятичей. Смотреть фото Что такое курганы вятичей. Смотреть картинку Что такое курганы вятичей. Картинка про Что такое курганы вятичей. Фото Что такое курганы вятичейВятичи были весьма искусны в военном деле
Дмитрий Анатольевич Белюкин «Победа!», 2001 год / belukin.ru

Религиозные традиции вятичей

Чтобы понять, почему летописец Нестор даёт столь нелестную характеристику вятичам, стоит познакомиться с их религиозными обычаями. Очень долгое время представители племён вятичей оставались язычниками (даже тогда, когда большая часть Руси приняла христианство).

Главным божеством у них выступал Стрибог (его порой называли Старый Бог). Согласно преданиям, именно он ознакомил людей с кузнечным делом и научил создавать из металла ценные предметы и орудия труда.

Не менее почитаемым был и Ярило – бог весеннего солнца. Конечно, с его праздником связывали начало полевых работ, время оживления земли. Среди молодёжи главным покровителем считался Лель – воплощение юности, красоты и весны. Кроме того, этот бог помогал обрести счастье в любви.

Помимо богов, в мире вятичей существовали самые разные духи. Это – привычные для нас образы славянской мифологии. К примеру, в лесах, как верил народ, проживал седой косматый старик, который следил за порядком под сенью деревьев. Звали его Лешим. А вот водоёмы контролировал Водяной. Он же считался царём подводного мира, “отцом” русалок и прочей водной нечистой силы.

Даже во времена распространения христианства вятичи не спешили отказываться от веры предков. Летописец Нестор, считавший язычников дикими племенами, причислял к ним и вятичей. Он как христианин не мог смириться с верой вятичей в древних богов, совершением ими старинных обрядов поклонения своим небесным покровителям.

Что такое курганы вятичей. Смотреть фото Что такое курганы вятичей. Смотреть картинку Что такое курганы вятичей. Картинка про Что такое курганы вятичей. Фото Что такое курганы вятичейГерасимов Михаил Михайлович «Женщина вятичанка», реконструкция, 1945-1947 годы
Местонахождение: Кунсткамера, Санкт-Петербург, Россия

Тайны курганов

О культуре древних народов проще всего судить по археологическим находкам, а именно – погребениям, что были найдены учёными. Это относится и к вятичам. Если объективно взглянуть на различные курганы, принадлежащие представителям разных славянских племён, то можно сделать вывод о том, что культура вятичей находилась на высоком уровне развития. Почему? Об этом свидетельствуют предметы, найденные в захоронениях. По ним можно сказать, что вятичи с особым почтением относились к умершим. Кроме того, поражает обилие предметов, оставленных в курганах.

Вероятно, народ этот представлял, что в загробном мире умершему пригодятся самые разные вещи, которыми он пользовался при жизни. Особенно богаты (как в материальном, так и в художественном плане) захоронения женщин. И, кстати, это указывает на почитание женщин (быть может, даже некие матриархальные аспекты).

Некоторые усыпальницы вятичей представляют собой одиночные захоронения, однако встречаются и образцы коллективных могил. На мой взгляд, необходимость в последних возникала во время войн с другими племенами. Стоит отметить, что вятичи были весьма искусны в военном деле, благодаря чему долгое время властвовали на своих землях.

Что такое курганы вятичей. Смотреть фото Что такое курганы вятичей. Смотреть картинку Что такое курганы вятичей. Картинка про Что такое курганы вятичей. Фото Что такое курганы вятичейУкрашения и другие предметы, принадлежавшие вятичам, в Орловском краеведческом музее / © Д.Кирилюк / excurs-orel.ru

Особое украшение

У женщин вятичей было распространено ношение определённого украшения, что являлось своего рода отличительной чертой представительниц этого народа. Это – височные кольца. Их продевали через кожаную или тканевую ленту, которую повязывали вокруг головы.

В некотором роде такое украшение напоминало серьги, однако отличалось особым способом крепления. У многих женщин вятичей в курганах найдены височные кольца со специфическими узорами и рисунками, что позволяют идентифицировать принадлежность к племени.

Что такое курганы вятичей. Смотреть фото Что такое курганы вятичей. Смотреть картинку Что такое курганы вятичей. Картинка про Что такое курганы вятичей. Фото Что такое курганы вятичейЩрилёв Михаил Николаевич «Вятичанка»

Конечно, сегодня мы не можем утверждать, что знаем все традиции вятичей. Более того, нам известна лишь незначительная часть сведений о культуре этого народа. О землях, населённых вятичами, упоминал древнегреческий поэт Гомер, что указывает на значительный уровень развития племён. Нестор-летописец описывал их как диких и беспощадных язычников. Где же правда? Несомненно, она находится посередине, вятичи были одним из типичных восточнославянских племён, имевших собственную культуру и обычаи и хранивших старинные традиции своего народа.

На обложке: Фрагмент картины Щрилёва Михаила Николаевича «Семья»

Источник

Что такое курганы вятичей

СПЯТ КУРГАНЫ ВЯТИЧЕЙ

Из газеты «За Калужской заставой» №35, 12-18.09.02

Первыми коренными жителями Москвы были вятичи, о которых летописец Нестор рассказывает так: «…Были два брата в ляхах, один Радим, другой Вятко; Радим пришел и сел на реке Соже, от него прозвались радимичи; а Вятко сел родом своим на Оке, от него прозвались вятичи».

Далее Нестор описывает их нравы и обычаи:
«Радимичи, вятичи, северяне имели одинаковый обычай: жили в лесах, как звери, ели все нечистое, срамословье было у них пред отцами и снохами; браков не было у них, но были игрища между селами. Сходились на игрища, на плясанья и на все бесовские игрища и тут умыкали себе жен, с которою кто сговаривался; имели по две и по три жены. Когда кто умирал, сперва творили над ним тризну, устраивали великую кладу (костер) и, положив мертвеца на кладу, поджигали; затем, собрав кости, клали их в небольшую посудину, которую ставили на столбе при дорогах, что делают вятичи и теперь».

Следующая фраза объясняет столь неприязненно-критический тон летописца-монаха: «Этих же обычаев держались кривичи и другие язычники, не зная закона Божья, но сами себе творя закон». Было это писано не позднее 1110 года, когда в Киевской Руси уже прочно утвердилось православие и церковники с праведным гневом обличали своих сородичей-язычников, погрязших в невежестве.

Ибн Фадлан оставил нам и внешнее описание славян: «Никогда я не видывал таких рослых людей: они высоки, как пальмы, и всегда румяны».

Славяне-вятичи, жившие в низовьях Волги и бассейне реки Оки, занимались не только землепашеством. Главным родом их занятий было речное судоходство. С помощью однодревок, управляемых вятичами, купцы из Киева достигали верховьев Днепра, оттуда волоком переправлялись на реку Москву и по ней сплывали к устью Яузы. Здесь, где сегодня возвышается гостиница «Россия», находилась пристань. Новгородские гости проделывали тот же маршрут к Москве, добираясь до верховьев Днепра с севера по озеру Ипьмень и реке Ловати.

Через Москву пролегал еще один торговый путь, от Чернигова до Ростова. Существовала и сухопутная дорога с юго-востока к Новгороду. Она шла через Москву-реку бродом в районе нынешнего Большого Каменного моста под самым Боровицким холмом.

Наш замечательный истерик и филолог Алексей Шахматов более ста лет назад доказал идентичность вятичей с венедами, славянскими племенами, хорошо известными еще древним грекам.

Оставшиеся ваны вынуждены были мигрировать на север после разгрома государства мидянами в 590г. до н.э. Они влились в состав многонационального Хазарского каганата, где получили название «вантит», позднее на Руси преобразованное в «вятичи». Подтверждением этой версии являются работы археологов: при раскопках на территории Урарту ученые нашли массу европеоидных славянских черепов.

Вятичи помогли киевскому князю Святославу в разгроме Хазарского каганата, непомерно угнетавшего подчиненные ему народы.

Проведя зимние месяцы у гостеприимных вятичей, Святослав, как только сошел лед, отправился далее на Волгу. Булгары встретили его довольно дружелюбно, однако военную помощь оказать побоялись, для них был еще слишком памятен недавний приход хазарского воинства, покаравшего булгар за вступление в союз с мусульманским Багдадом.

В июне, когда войско кагана уже не ждало нападения, в окрестностях хазарской столицы внезапно появились ладьи Святослава. Глинобитные здания Итиля были превращены в пыль. Уничтожив все поселения на Волге, славянское войско направилось на запад, к Белой Веже. Здесь состоялось генеральное сражение, где наемное войско кагана потерпело сокрушительное поражение. Многонациональный Хазарский каганат мгновенно рассыпался на мелкие осколки.

Вятичи стали платить дань Святославу, однако после его гибели выплату прекратили. Его сыну Владимиру пришлось совершить поход в их земли, чтобы те признали свою вассальную зависимость.

На непокорность вятичей жаловался много лет спустя Владимир Мономах. И лишь окончательно подчинил их его сын Юрий, не случайно прозванный Долгоруким.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *