Что такое кураторский час
Кураторский час. Типы, формы, тематика и организация.
Типы, формы, тематика и организация.
Касаясь такого понятия как кураторский час, прежде всего, необходимо дать обобщенное понятие.
Кураторский час (час куратора учебной группы) – это форма воспитательной работы куратора в учебной группе, при которой студенты принимают активное участие в специально организованной деятельности, которая формирует у них систему отношений к окружающему миру.
Мы, преподаватели ССУЗов, являющиеся кураторами, проводим такую работу как внеаудиторную. И наши кураторские часы – наиболее распространенная форма организации фронтальной или интерактивной воспитательной работы. Мы специально организовываем это ценностно-ориентированную деятельность, так как она продолжает формировать у студентов систему отношений к окружающему миру.
Наши кураторские часы – замечательное время для общения куратора со студентами учебной группы. Можно использовать разнообразные приемы, средства и способы взаимодействия.
Кураторские часы выполняют много функций:
просветительскую – у студентов расширяется круг знаний, которые не нашли отражение в учебных программах; это может быть разнообразная информация, например, о межличностных отношениях, культуре общения, здоровом образе жизни, важности двигательной деятельности и т.д. – объектом обсуждения может стать любое явление или событие.
ориентирующую – у студентов продолжают формироваться ценностные ориентации, отношение к окружающему миру, событиям в нем; продолжается становление иерархии материальных и духовных ценностей; такая функция помогает молодым людям оценивать явления, происходящие в жизни;
направляющую — происходит переход теоретических знаний в область практики; возможно направить студентов на реальные практические дела;
формирующую – у студентов продолжают развиваться навыки осмысления и оценки своих поступков, самих себя; молодые люди продолжают развивать умения вести диалоги, строить выказывания, аргументировать свое мнение; за счет разнообразия деятельности укрепляются отношения в студенческой учебном коллективе.
Чаще всего кураторский час одновременно выполняет все четыре функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет, и формирует студентов. Когда мы определяем цели наших кураторских часов, целесообразно отразить эти функции.
Что качается типологизации кураторских часов, то в дидактической литературе мы можем встретить следующую классификацию:
Типы кураторских часов:
В информационном кураторском часе целью может являться формирование у студентов сопричастности к событиям и явлениям общественной жизни, жизни своего города, населенного пункта; студенты могут применить свое знания по истории, обществознанию, у них формируется отношение к происходящему, развиваются исследовательские умения.
Тематический кураторский час обычно развивает кругозор студентов, способствует духовному развитию, формированию интересов и духовный потребностей.
Интеллектуально-познавательный кураторский час способствует именно развитию познавательных интересов студентов, позволяет развивать умения осмыслить свои индивидуальные возможности, пробудить стремление к самосовершенствованию.
Нравственный кураторский час просвещает студентов с целью выработки у них собственных нравственных взглядов, суждений, оценок; происходит изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений, критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и однокурсников; продолжается развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать свою точку и уважать чужую, и др.);
Формы кураторского часа.
Формой является внешнее выражение какого-либо содержания. Формы кураторского часа многообразны:
собрание (в том числе экстренное);
беседа (нравственная, этическая);
встреча с интересными людьми;
викторина по различным областям знаний;
В моей педагогической практике хорошо зарекомендовали себя следующие формы проведения кураторских часов:
1) дискуссия (диспут) – студенты вовлекаются в обсуждение поставленной проблемы, вырабатываются умения анализировать факты и явления, отстаивать свою точку зрения с аргументами, слушать и понимать иное мнение, позицию;
2) сюжетно-ролевая игра — форма коллективной творческой деятельности, позволяющая студентам обсудить проблему, повысить ее понимание, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры; варианты проведения ролевых игр: инсценированный суд, пресс-конференция, спрашивали — отвечаем, инсценировка литературного произведения и т.д.;
3) устный журнал — форма расширения и углубления знаний студентов об истории, культуре, жизни людей и т.д.; заранее определяются количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами студентов;
4) социально-культурный проект — это самостоятельное исследование студентов различных социально-значимых проблем и создание социально-значимого продукта; в ходе кураторского часа могут использоваться элементы проектной деятельности;
5) музыкальная гостиная – в учебных группах очень много творческих студентов, которые готовы поделиться с ребятами своим творчеством, рассказать о своих увлечениях.
В нашем колледже кураторские часы проводятся примерно один раз в две недели. Каждый кураторский час неповторим и не всегда целесообразно придерживаться определенной структуры. Все зависит от конкретного содержания и формы. Однако традиционная структура кураторского часа включает:
Организация кураторского часа начинается с психологической подготовки студентов к серьезному разговору. Важную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию. Аудитория, в которой будет проводиться кураторский час, должна быть чисто убрана, проветрена. Можно написать тему на интерактивной доске вместе с вопросами для обсуждения. Но можно создать интригу, подвести студентов к самостоятельной формулировке темы.
Посадка студентов может быть различной:
традиционный способ размещения;
Если принимать во внимание возможности организации коллективного взаимодействия студентов в процессе кураторского часа, легко заметить, что вместо того, чтобы высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, студент автоматически налаживает визуальный и речевой контакт с куратором и адресует свою речь только ему. Такое расположение студентов в учебной аудитории имеет многовековую историю и тесно связано с методической стороной учебной работы, традиционно осуществляемой в условиях классно-урочной системы. Эта схема жестко закрепляет главенствующее положение преподавателя. Каждый студент направлен на него и ограничен в возможностях взаимодействия с другими студентами учебной группы. Возможность видеть лишь затылки, а не лица друг друга, существенно сдерживает возможности взаимного участия каждого из студентов в равноправном диалоге. Результаты воспитательной деятельности могут оказаться скромными.
нетрадиционные способы размещения:
семинар – куратор стремится разнообразить характер совместной деятельности студентов и прибегает к числу университетских изобретений: расположение парт напоминает университетские семинары; такой способ действенен для коллективного обсуждения, происходит эффект новизны, повышается уровень взаимодействия студентов, ощутимо возрастает их активность – механизм социального взаимодействия работает очень интенсивно;
Один из вариантов посадки «семинар»:
И опять легко заметить, что такая организация пространства значительно более демократична. Каждый участник видит всех или почте всех, может общаться со всеми, все видят его и могут общаться с ним. Каждый может высказаться и быть услышанным не только преподавателем, но и всеми участниками кураторского часа. Однако, место педагога здесь по-прежнему выделено особо. Уже способ размещения указывает на то, что педагог здесь – глава, он ведет коллективное обсуждение. Следовательно, сама организация пространства подчеркивает его особую, доминирующую роль. Поскольку большинство студентов сидят к преподавателю боком, они чувствуют себя явно более раскованно, чем при традиционном размещении.
семинар-1 – способ посадки, сходный, но не идентичный предыдущему – педагоги (студент-спикер) уже не доминирует, он здесь не «главный», а «равный среди равных»; при желании роль ведущего или арбитра может быть им сыграна, но она не подчеркивается самой организацией пространства.
Такой вариант размещения студентов очень результативен в смысле эффективной организации совместной деятельности. При коллективном обсуждении проблемы такой вариант размещения студентов на кураторском часе создает максимально благоприятные условия для взаимодействия. Студенты уже не ощущают псевдозащищенности от того, что сидят боком к преподавателю, возникает большая дисциплинированность и ответственность каждого.
Вариант способа посадки «семинар-1»:
Если в течение кураторского часа предполагается работа в паре, то возможные следующие способы расположения:
Стулья студентов, поставленные строго напротив друг друга, в процессе взаимодействия непременно смещаются относительно центральной линии (один вправо, другой влево). В итоге оказывается, что подростки непроизвольно садятся не напротив друг друга, а со смещением. Видимо, в размещении напротив завуалировано присутствует направленность на некоторую агрессию, которая не требуется в ситуациях взаимного обучения, но может прорываться в дискуссиях. Когда паре ставится задача на кооперацию (выполнение совместной работы), студентам, как оказалось, комфортнее сидеть рядом, а не напротив, пусть даже со смещением.
Если предполагается конкурентное взаимодействие, то один из самых продуктивных способов – деление учебной группы на две равные по количеству студентов подгруппы. Для этого разрабатывается особая организация и методика проведения. В таком случае моделируется ситуация группового состязания, которое интересно и эффективно – у каждого участника есть собственное мнение по обсуждаемой проблеме. Обычно преподаватель выясняет, кто какой точки зрения придерживается и объединяет по данному принципу студентов. Педагог может быть спикером, либо уступить эту роль одному из студентов, которого другие участники группы будут, как правило, воспринимать как лидера, вне зависимости от его социального ранга в коллективе. В ходе таких коллективных дискуссий в каждой из двух групп непременно выявляются свои лидеры, что естественно. Любопытно, что при данном размещении студентов лидеру группы вообще не требуется специально отведенное место. Он вынужден постоянно перемещаться за спинами товарищей, чтобы вести консультации с каждым и иметь возможность управлять действиями группы.
размещение для работы в небольшой группе;
Такой вариант взаимодействия студентов также потребует своего способа организации пространства. Возможные варианты:
— деление студенческой группы на 5-6 человек – у всех одинаковая информация, но для работы каждому студенту дается только определенная часть общей темы;
— группа садится за один стол (несколько составленных вместе столов);
Варианты кооперации студентов во время кураторского часа:
1) совместно-индивидуальная: студенты вначале действуют обособленно, индивидуально, и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общего продукта; при таком варианте кооперации важен план – его может предложить преподаватель, а может разработать группа в начале кураторского часа;
2) совместно-последовательная: результат, полученный одним участником становится предметом деятельности второго, затем третьего, четвертого и далее.
3) совместно-взаимодействующая: согласование действий студентов на всех этапах деятельности: от планирования и проектирования до завершения (получения окончательного продукта).
Взаимодействие может быть организовано:
— в небольших группах (три-четыре человека);
— в группах по пять-шесть человек;
— в относительно крупных группах (вся учебная студенческая группа).
Опытный куратор старается не затягивать кураторский час, закончить его до того, как студенты почувствуют сильную усталость, но обычно такие мероприятия могут длиться и более часа, если рассматривается актуальная тема, которая заинтересовала каждого студента.
Эффективный кураторский час всегда будет включать в себя следующие компоненты:
В рамках целевого компонента студенты могут усваивать принятые ценности, нормы, образцы поведения. В содержательном компоненте тему определяет либо педагог, либо студенты.
Содержательный компонент может быть определен и подготовлен как преподавателем, так и студентами курируемой им группы. При выборе содержания кураторского часа внимание обращается на объем, новизну, духовную ценность передаваемой информации.
В организационно-деятельном компоненте часто единственным организатором деятельности и общения выступает куратор, взаимодействие строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы; совместная деятельность регламентируется в соответствии с планом, который разработал преподаватель. Но в то же время, организационно-деятельный компонент может предполагать то, что студенты являются полноправными организаторами кураторского часа – происходит участие и заинтересованность каждого студента учебной группы, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
Оценочно-аналитический подразумевает оценку результативности кураторского часа обогащение жизненного опыта студента, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
Подготовка кураторского часа.
У каждого куратора есть свои «секреты» успешности кураторского часа, однако важную роль играет подготовительный этап. Подготовка данного мероприятия может строиться по следующему плану:
определение темы разговора со студентами.
Час общения — это совместное творчество куратора и курируемых. Для того чтобы студенты ждали каждой новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении кураторского часа, но и в определении тем часов общения. Обсудить с ребятами круг интересующих их вопросов, «собрать корзину проблем» и с учетом пожеланий сформулировать тематику кураторских часов.
формулировка целей, задач кураторского часа.
Необходимо составить план (сценарий), совместно со студентами подобрать необходимый материал, наглядные пособия, музыкальное сопровождение, возможна презентация по теме; дать конкретные задания студентам для предварительной подготовки (если это предусмотрено сценарием); определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме, студентов других курсов.
проведение кураторского часа;
анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.
Тематика кураторских часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах кураторов. К планированию целесообразно привлечь студентов и их родителей.
Типичные ошибки при проведении кураторского часа:
Дублирование начала занятия, затянутость по времени.
Чтобы избежать такой ошибки и эффективно переключить студентов на внеучебную деятельность, можно использовать сюрпризность в организационном моменте. Очень хорошо в этом качестве «работают» загадки, проблемные вопросы, игровые моменты, звукозаписи. Положительно сказывается изменение организации студентов (расположение студентов, кооперация/конкуренция), переход в другое помещение, (музей колледжа, библиотеку, музыкальный зал).
Активность педагога при частичной или полной пассивности студентов.
Однообразие методов – только беседа или рассказ. 3.
Преобладание методов формирования сознания над методами формирования поведения.
Создание учебной атмосферы занятия.
Интересно, что воспитательный эффект выше, если студенты максимально активны в течение кураторского часа. В их активизации первостепенное значение имеет создание особой эмоциональной атмосферы, отличной от обычного учебного занятия. Созданию теплой атмосферы способствует отсутствие оценочных суждений в речи педагога: «правильно», «неправильно», «молодец», а использование вместо оценок доброжелательных, эмоциональных реакций: «Как интересно», «Спасибо за новую версию», «Надо же!», Вот это да!»
Игнорирование заключительной части.
Часто она сводится к двум вопросам: «Понравилось?», «Что узнали нового?». Рекомендуется использовать задания тестового характера в привлекательной для студентов форме: кроссворд, мини-викторина, блиц, игровая ситуация и другое для определения первичных результатов. Куратор рекомендует студентам применять приобретенного опыта в их личной жизни. Это может быть показ книг по данной проблеме; обсуждение ситуаций, в которых студенты могут применить полученные на кураторском часе умения или информацию. Студенты могут давать советы, рекомендации своим близким.
Анализ кураторского часа:
совместный анализ преподавателя с воспитанниками (рефлексия);
Как? – методы, формы работы.
Активность, вовлеченность, интерес, эмоциональное состояние студентов.
Советы по проведению классного часа (от предметной информации к оценке информации; от общих оценок к развернутым суждениям).
Внимание к выступлениям студентов, акцент на важных моментах, размышления вместе с воспитанниками, совместный поиск решений проблемы.
Учет психологических особенностей восприятия материала студентами.
Кураторский час играет большую роль в жизни студентов. Это гибкая по содержанию и структуре форма массовой воспитательной работы, которая представляет собой специально организуемое во внеурочное время общение куратора группы со студентами учебной группы с целью содействия формированию, развитию студенческого коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.
Методическое пособие для проведения часов куратора
в рамках программы социокультурной адаптации студентов 1 курса
Томского политехнического университета
Г. С. Ерофеева, Е. Ф. Камалеева, Д. С. Лиханова, Е. Н. Мевиус,
Методическое пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2014 – 58 с.
Методическое пособие предназначено для проведения кураторских часов в форме тренингов. Тренинги способствуют более успешной социально-психологической адаптации первокурсников в Вузовском социуме.
Занятия по ниже написанным сценариям могут быть проведены как психологом, так и куратором. Все сценарии апробированы на учебных группах и являются хорошим подспорьем в работе куратора студенческой группы
Методическое пособие представляет также интерес для преподавателей и всех интересующихся проблемами современного образования.
Рекомендовано к изданию Координационным советом ТПУ по воспитательной работе.
© Г. С. Ерофеева, Е. Ф. Камалеева, Д. С. Лиханова,
© Томский политехнический университет, 2014 г.
Введение. Правила работы в группе. 4
Сценарий тренинга «Знакомство». Вариант 2. 8
Сценарий тренинга «Создание коллектива, норм, правил». 14
Сценарий тренинга «Управляй своим временем». 17
Сценарий тренинга «Стресс-менеджмент». Вариант 1. 20
Сценарий тренинга «Стресс-менеджмент». Вариант 2. 27
Сценарий тренинга «Социометрия. Я в группе». Вариант 1. 35
Сценарий тренинга «Социометрия. Я в группе». Вариант 2. 38
Сценарий тренинга «Социометрия Я в группе». Вариант 3. 43
Сценарий тренинга « Взаимоотношения полов». Вариант 1. 48
Сценарий тренинга « Взаимоотношения полов». Вариант 2. 52
Список использованных источников и литературы. 57
Уважаемые коллеги, психологическая служба ТПУ представляет вашему вниманию разработки тренинговых занятий по темам «Знакомство», «Создание коллектива в студенческой группе», «Стресс-менеджмент», «Успешный студент. Какой он?» и другие, согласно плану академической адаптации первокурсников.
По некоторым темам предложены несколько вариантов сценариев, которые можно комбинировать по усмотрению куратора или использовать для создания своего сценария.
Несомненно, что куратор играет важную роль в формировании благоприятного психологического климата студенческой группы. Он может создать в ней атмосферу общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Проведение кураторского часа в активной форме, называемой тренингом, лучше всего способствует этому.
Основой процесса познания в тренинге является активная позиция участников и приобретение ими собственного опыта, когда они сразу по ходу получения информации могут задавать вопросы, выражать свое мнение.
Занятие должно быть организовано таким образом, чтобы происходило непрерывное интересное общение, обмен опытом, получение удовольствия от новых открытий. Куратор как ведущий, должен действовать в теплой искренней манере, создавать в группе позитивную обратную связь и проявлять способность быстро реагировать на нестандартные ситуации, быть комментатором и экспертом, помогающим участникам объективно оценивать свое поведение, объясняющим сложные поведенческие реакции.
На первом занятии необходимо познакомить студентов с общими правилами работы в тренинге, которые приведены ниже (о них следует периодически напоминать студентам). Все программы рассчитаны на 1,5–2 ауд. часа (60–90 мин).
Вводная часть и общие правила работы в группе (5 минут)
(рекомендуется периодически напоминать студентам перед началом занятия)
Куратор: «Сегодня час куратора будет проходить в форме тренинга. Прежде чем мы начнем, я хочу спросить: кто-нибудь из вас участвовал в психологических тренингах? (ответы) Расскажите об этом опыте. Что вы делали на занятии? Понравилось ли вам?» (ответы). Далее необходимо объяснить студентам несколько правил, на которых будет строиться дальнейшее взаимодействие.
Правила:
1. «Здесь и теперь» (говорить только о том, что думаешь и чувствуешь здесь и сейчас, по ходу общения в группе).
2. Искренность и открытость (быть откровенным, не «играть»)
3. «Принцип Я» (говорить от своего имени «я считаю. », «я думаю. », «хочу предложить…»).
4. Активность (все участники привлекаются к обсуждению)
5. Уважение (уважать каждого говорящего, уметь слушать, не перебивать)
6. Конфиденциальность (все, что происходит здесь с другими, не подлежит обсуждению за стенами аудитории)
Правила группы – это законы, по которым она живет во время всего тренинга. Они нужны для создания благоприятной обстановки, в которой каждый студент может открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды, не бояться стать объектом насмешек, быть уверенным в том, что все сказанное в группе не выйдет за пределы группы.
СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГА «ЗНАКОМСТВО». ВАРИАНТ 1
Цель:
Знакомство студентов между собой, снятие барьеров в общении, ускоренное прохождение этапа «притирки» и выстраивания социальной структуры группы. Рекомендуется проводить в первые две учебные недели.
Ход тренинга:
Для начала необходимо организовать пространство. Желательно, чтобы студенты убрали столы и сели на стулья в один общий круг, куратор к ним присоединяется.
1. Знакомство (около 10 минут)
Инструкция: Представляется куратор и говорит несколько слов о себе и о целях занятия. Далее предлагает участникам представиться и сказать пару слов о себе (20–30 сек на каждого). «Назовите свое имя и ту информацию, которая поможет остальным участникам группы вас запомнить». Например: «Я – Антон. Я приехал с острова Сахалин, люблю русский рок, умею играть на гитаре».
2. Разминочная игра: «Атомы и Молекулы» (около 3 минут)
Необходима небольшая первичная настройка: группу просят встать и закрыть глаза и представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову – 2, 3, 4. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т. п.
Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.
3. «Мы с тобой похожи тем, что….» (около10 минут)
Цель: познакомиться, узнать друг друга, сравнить – чем похожи, чем отличаются, для того, что бы найти приятелей по интересам.
4. «Звездочка, восьмерка, квадрат» (5–8 минут)
Инструкция: Группе необходимо молча, не обговаривая заранее, расположиться таким образом, что бы получилась фигура звезды, затем-восьмерки и т, д.
5. «Хорошо ли быть в команде?» (частью целого?). (3–5 минут)
Инструкция: Группа делится на две части, одна часть пишет плюсы нахождения (работы) в команде/ в коллективе/ в группе, а другая – минусы!
Предложите им подискутировать и обратите их внимание, получилось ли у них прямо сейчас стать командой!
6. «Встаньте по …» (около 3 минут) – разминка!
Предложите группе встать и распределиться: по росту, размеру обуви, по цвету глаз, по теплоте ладоней и др. (от наименьшего признака к большему)
8. «Рисунок на спине» (около 5 минут)
Инструкция: Встать в круг, «паровозиком», друг за другом. Ведущий схематично на листе изображает: солнце, птиц и море. Молча показывает одному из участников. Он изображает рисунок пальцем на спине впереди стоящего. Следующий изображает у впереди стоящего то, что он понял по ощущению. И далее по кругу. Последний озвучивает, что получилось. Ведущий предъявляет всем рисунок на бумаге!
9. Обратная связь: (Сидя в кругу, попросить ответить кратко каждого участника)
«Что интересного было сегодня?»
СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГА «ЗНАКОМСТВО». ВАРИАНТ 2
Цель: Знакомство студентов между собой, снятие барьеров в общении.
Ход тренинга:
1. «Знакомство» (10 минут)
Инструкция: Каждый участник представляется по кругу следующим образом: называет свое имя и добавляет к нему прилагательное, начинающееся на эту букву,
2. «Имена, имена» (продолжительность примерно 20 минут)
Инструкция: Участники свободно ходят по комнате и жмут руки каждому встречному. При каждом рукопожатии участники должны представиться и обменяться каким-то фактом о себе (сообщение о себе должно быть коротким). Задача – запомнить, как можно больше имен (10 минут).
Затем участники возвращаются на свои места и записывают те имена, которые они могут вспомнить. Куратор просит отметить три первых имени и поразмышлять:
– имеют ли эти имена особое значение?
– почему именно эти три имени пришли на ум первыми?
– может быть, так звали людей, с которыми связаны особые воспоминания?
После этого группа снова собирается вместе и обсуждает следующие вопросы:
– почему именно эти три имени пришли на ум первыми?
– как я обычно запоминаю имя человека?
– какие чувства и ассоциации помогают мне удерживать в памяти имена людей?
– знаю ли я какие-нибудь особые приемы, позволяющие лучше запомнить имена?
3. «Интервью» (15 минут)
Инструкция: Все участники разбиваются на пары. Затем они интервьюируют друг друга в парах в течение 5 минут. Далее задача каждого человека представить группе своего собеседника.
4. «Пожмите руки те…» (10 минут)
Инструкция: Игрокам предлагается выходить в круг и пожимать друг другу руки, если они сочтут, что называемые ведущим характеристики имеют к ним отношение. Каждая фраза начинается со слов: «В круг выходят те, кто. »:
– играет на каком-нибудь инструменте;
– родился в другом городе;
– умеет кататься на коньках;
– любит жареные пирожки;
– у кого есть дома домашнее животное;
– считает себя «жаворонком»;
– любит математику (физику и т. д. в зависимости от специаль-ности);
После упражнения можно провести небольшое обсуждение. Каждый участник высказывается по кругу:
– как вы себя чувствовали во время игры?
– узнали ли вы для себя что-то новое?
– всегда ли хотелось выйти, когда звучала подходящая характеристика?
– ожидали ли вы с нетерпением, когда появится возможность выйти в круг?
5. «Карусель» (15 минут)
Инструкция: Участники делятся на две равные команды. Одна команда образует внутренний круг, другая – внешний. Участники, образующие внутренний и внешний круг, стоят друг напротив друга. Участники должны внимательно посмотреть друг на друга и сказать, чем они похожи и чем они отличаются. На каждую пару отводится по 2 минуты. По сигналу тренера участник, стоящий во внешнем круге, делает шаг вправо. И так далее. Далее участники, стоящие во внешнем кругу, меняются местами с внутренним кругом. И все продолжается по указанной схеме.
– Что в этом упражнении было легче всего: искать сходства или искать различия?
– Всегда ли хорошо, если группа состоит из похожих друг на друга людей?
– Что дает группе наличие в ней разных людей?
6. «Телесный контакт» (5 минут)
Инструкция: Участники медленно ходят по всему пространству кабинета, пока ведущий не хлопнет в ладоши. После этого ведущий говорит задание. После того, как участники выполнили задание, они снова перемещаются по пространству кабинет, по как ведущий снова не скажет задание.
– посмотрите в глаза, человеку, стоящему напротив вас;
– улыбнитесь человеку, стоящему напротив вас;
– пожмите руку человеку, стоящему напротив вас;
– обопритесь о спину человека, стоящего напротив вас;
– обнимите человека, стоящего напротив вас.
После выполнения задания участники садятся на свои места и идет обсуждение упражнения: комфортно ли было выполнять упражнение?С каким партнером было комфортнее?
7. Рефлексия, подведение итогов (10 минут)
Слова ведущего: «Наш тренинг подходит к концу. Вы сегодня не только узнали друг друга по именам, но познакомились еще ближе и это, надеюсь, заложило основу для дальнейшего общения. Давайте подведем итоги сегодняшнего занятия».
Далее каждый участник по кругу отвечает на вопросы:
– Что сегодня больше всего понравилось?
– Что оказалось полезным?
СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГА «ЗНАКОМСТВО». ВАРИАНТ 3
Цель: Знакомство с группой; осознание личностных качеств, проявляющихся в общении; отработка навыков эффективного взаимодействия;
Ход тренинга:
Введение. «Общение людей друг с другом – чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться эффективному общению? Да, и сделать это можно при помощи игровых упражнений».
Снежный ком»
Каждый участник группы называет свое имя и личностное качество, за которое его можно ценить, любить, уважать и т. д. Первый участник называет свое имя и качество, второй – называет имя и качество первого, затем свое и т. д. Таким образом, имена и качества нарастают как снежный ком. Последний участник называет всех.
При обсуждении обратить внимание на то, что помогало выполнить упражнение, в каких случаях возникало волнение, смотрели ли говорящие в глаза тем, о ком говорили, как использовали приемы для запоминания.
2. «Доверие» (Время выполнения 10–15 минут).
«Я хочу предложить вам игру, в которой ваши глаза будут отдыхать, а вести вас будут руки, уши, интуиция. Закройте глаза и начните медленно ходить по комнате. Привыкайте к новому способу ориентирования… В этой игре нельзя разговаривать (1 мин).
Не открывая глаз, попробуйте найти себе партнера. Возьмитесь за руки. Когда сделаете это, встаньте рядом…
А теперь почувствуйте руки друг друга. Какого размера ладони у вашего партнера, теплые они или холодные, мягкие или шершавые, нежные или жесткие? Попытайтесь сделать нечто вроде «тактильной фотографии» его рук, сохраните ее в памяти (2–3 мин).
Не открывая глаз, отпустите руки партнера и пройдитесь по комнате в одиночестве (1 мин).
Попробуйте с закрытыми глазами вновь найти руки того же человека. Если вы уверены, что нашли их, встаньте рядом и откройте глаза. Понаблюдайте за остальными».
– Как я себя чувствовал во время выполнения упражнения?
– Когда я чувствовал неуверенность?
– Когда я чувствовал себя уверенно?
– Как я воспринимал руки разных людей?
– Какую роль для меня играют прикосновения, если речь идет о вопросе доверия?
– Изменилось ли что-нибудь в моем отношении к группе или к партнеру?
3. «Интервью» (Выполняется в парах).
«У вас есть 20 минут в течение которых вам необходимо взять друг у друга интервью. Вы должны как можно больше узнать о своем партнере: его жизни, интересах, ценностях, важных жизненных событиях, чтобы как можно точнее составить представление о данном человеке».
4. «Визитка», «Я за тебя отвечаю»
Каждый участник рассказывает о своем партнере в течение одной минуты, представляя его группе. По окончании рассказа группа задает уточняющие вопросы, помогая сделать «визитку» наиболее информативной.
5. «А еще я…»
«А сейчас каждый из вас может сказать, насколько «визитка» совпадает с вашим собственным представлением о себе, с чем вы согласны, а что вам не соответствует. «Визитку» можно дополнить, начиная фразу словами: «А еще я…».
При выполнении данного цикла упражнений необходимо поддерживать в группе позитивный эмоциональный фон, интерес участников друг к другу.
6. «Рисунок вдвоем»
«Для выполнения упражнения вам необходимо объединиться в пары. Постарайтесь выбрать человека менее знакомого вам. Все действия выполняются по инструкции и молча, т. е. разговаривать с партнером не разрешается.
Инструкция: Возьмите на двоих один лист бумаги и одну ручку, которой будете рисовать, держась за нее вдвоем. Ваша задача, не договариваясь с партнером, нарисовать сюжетный рисунок. Время выполнения – 3 минуты.
По окончании работы дайте название своему рисунку. Поблагодарите партнера за совместную деятельность. Покажите свой рисунок группе. Посмотрите, что нарисовали другие. Есть ли сходства у рисунков?».
Обсуждение:
– Какие эмоции и чувства вы сейчас испытываете?
– Что помогало и что мешало вам выполнять задание?
– Как вы распределяли функции? Кто из вас был лидером?
– Похоже ли ваше поведение сейчас на то, что обычно происходит с вами в группе?
– Какие собственные идеи вам удалось реализовать и что не получилось?
7. «Факс»
Для выполнения упражнения необходимо заготовить картонку с предложением «Мы лучшая группа!», ручку и бумагу.
Все участники становятся в колонну один за другим. Последний участник получает неизвестное группе сообщение («Мы лучшая группа!»). Он передает сообщение по одной букве или символу (рисует пальцем на спине впереди стоящего). Каждый участник передает полученную букву (символ) следующему, выводя у него на спине. Участник, который стоит первым, записывает полученные буквы. Должно получиться предложение.
Если кто-нибудь из участников не понял букву, которую ему передали, то хлопает себя по плечу, значит ее нужно повторить. Буквы лучше использовать печатные.
– Довольны ли вы результатом работы?
– Что помогало и что мешало выполнить задание эффективно?
– Что можно сказать о слаженности работы группы?
– Достаточно ли ответственно вы выполняли свои функции?
8. Рефлексия
Эта процедура завершает занятие. Необходимо выслушать каждого члена группы, узнать о его эмоциональном состоянии, дать возможность высказать свое отношение к происходящему. Обсуждение может направляться следующими вопросами:
– С какими чувствами вы заканчиваете занятие?
– Что было для вас самым эффективным?
– Что на занятии вам удалось, а что не получилось?
– Какие вопросы или темы у вас вызывают наибольший интерес?
СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГА «СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВА, НОРМ, ПРАВИЛ».
(рекомендуется проводить примерно через месяц после начала учебы)
Ход тренинга:
1. «Поздороваться с каждым» (3–5 минут)
Инструкция: участники ходят по комнате и здороваются с каждым, с помощью рукопожатия. Важно никого не пропустить.
Слова ведущего: «Начнем наш день сегодня с приветствия. Давайте поздороваемся с каждым, каждому пожмем руку. Важно никого не пропустить».
После выполнения упражнения спросить: «Внимательно посмотрите друг на друга. Со всеми ли поздоровались?»
Если обнаружится, что кто-то кого-то пропустил, то надо предложить им поздороваться.
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы