Что такое кунц камера
Музей «Кунсткамера» в Санкт-Петербурге
По музеям Санкт-Петербурга можно ходить ежедневно в течение нескольких месяцев, так и не обойдя все объекты. Но некоторые из них обязательны для посещения: одни — из-за ценных экспонатов, другие — из-за их исторической значимости. Но есть один, который стоит посетить из-за его уникальности. Кунсткамера — это старейший музей России, который отправит вас в кругосветное путешествие по научным редкостям.
Немного истории
Кунсткамера является одним из старейших этнографических музеев мира и первым в России. Его история началась с того, что основатель музея Петр Великий начал собирать диковины — чучела животных, модели кораблей, инструменты и астрономические приборы.
В 1714 году царь распорядился создать кунсткамеру и сам пополнил коллекцию экспонатами, которые привозил из каждой поездки за границу. Основу фонда по-прежнему составляют экземпляры, собранные при жизни Петра I, в том числе анатомические образцы, подготовленные голландцем Фредериком Рюйшем.
Коллекция музея долгое время хранилась в Кремле, доме царей, до момента переноса столицы в Петербург. В хранилища Кремля привозили из самых отдаленных уголков России минералы, золотые самородки, редкие сокровища из древних курганов.
Что такое кунсткамера в общем понимании
Это слово использовали по всей Северной Европе для описания ранних музеев искусства и чудес. Личное собрание коллекций царя перевезли в специальную часть Летнего дворца в 1714 году.
В 1719 году собрание было перенесено в Кикины палаты. Александр Кикин, опальный глава Петербургского адмиралтейства, был казнен за сыгранную роль в отречении царевича Алексея. Здесь коллекция была открыта для публики, которой предлагали бесплатный вход, чашку кофе или рюмку водки в качестве дополнительного стимула для получения знаний.
Вскоре коллекция снова переехала, на этот раз в свой нынешний дом, специально построенный архитекторами Маттарнови и Земцовым. Здание и часть его экспонатов были сильно повреждены пожаром в 1758 году. Пожар также уничтожил бо́льшую часть оригинальной антропологической коллекции. Музей отреставрировал Савва Чевакинский,
Где находится Кунсткамера: контакты, часы работы, билеты
Адрес: Университетская наб., д.3 (вход с Таможенного пер.)
Метро рядом: ст.м «Невский проспект», ст.м. «Адмиралтейская», ст.м. «Василеостровская»
Телефоны: +7 (812) 328-14-12, +7 (812) 328-08-12
Режим работы: Вторник – воскресенье, с 10:00 до 18:00. Последний вход в 17:00
Музей закрыт: по понедельникам, последний вторник каждого месяца, 01.01, 09.09 и 31.12
Официальный сайт: http://www.kunstkamera.ru/
Фото и видео: Любительская съемка без вспышки разрешена
Один взрослый билет стоит 300 рублей, дети, студенты и другие льготные категории граждан могут попасть сюда за 100 рублей. Вход бесплатный в третий четверг месяца с сентября по апрель: бесплатный билет можно получить только в кассе.
Купить билеты и заказать экскурсии можно как на официальном сайте музея, так и на сайте Ticketstour.ru. Многие экскурсионные программы по Санкт-Петербургу включают посещение Кунсткамеры как одной из ключевых достопримечательностей города.
Поразительно, но экспонаты музея разрешено фотографировать, тогда как в похожем Музее медицинской истории Мюттера (Филадельфия) или Наррентурме (Вена) делать фотографии запрещено.
Как добраться до Кунсткамеры
Музей расположен в самом центре Санкт-Петербурга, недалеко от Адмиралтейства и Зимнего дворца.
Что находится в Кунсткамере
Основная коллекция
На что обратить внимание: 15 разных типов стрел, которые использовались в Северной Америке одним племенем, две статуи белых слонов из древнего Китая и манекен корейского воина с богато украшенными доспехами и блестящим мечом.
Аномалии
Конечно, главное достояние Кунсткамеры — собрание аномалий. Это хоть и важная достопримечательность Петербурга, но едва ли подходит людям с неустойчивой психикой. Дважды подумайте о том, чтобы привести в этот зал маленьких детей.
Здесь находится большая коллекция сохранившихся с петровских времен образцов как людей, так и животных с физическими отклонениями. Среди прочего посетители увидят экспонаты с двумя головами, нереальными размерами частей тела и другими патологиями.
Знаменитые младенцы в бутылочках составляют лишь небольшую часть огромной коллекции, включающей в себя чудесные диорамы, которые демонстрируют редкие предметы и культурные традиции со всего мира. Вы легко можете потратить час или два, рассматривая их.
Кунсткамера и Михаил Ломоносов
В здании Кунсткамеры в XVIII–XIX веках располагалась Академия наук, и часть экспозиции посвящена Михаилу Ломоносову — великому русскому ученому, который был одним из первых академиков. Здесь хранится ряд ценных предметов, которые отражают творчество
Ломоносова как ключевой фигуры эпохи Просвещения, разработчика проекта Московского университета, ученого с обширными познаниями в различных науках, историка и ведущего поэта того времени.
Верхние этажи музея открыты только для экскурсионных групп. Здесь находятся первая астрономическая обсерватория, экспозиция «Большой Готторпский глобус» и другие поразительные экспонаты.
Рекомендации для туристов и интересные факты
У Кунсткамеры есть мобильное приложение, которое позволит отправиться в виртуальное путешествие по залам музея. Это бесплатный гид с описанием всех экспонатов.
Кунсткамера
Кунстка́мера — кабинет редкостей, в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге.
Содержание
Этимология
История
Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была размещена в Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Куншткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.
Во время своего второго посещения Голландии в 1716—1717 годах Петр посетил музей Альберта Себа, К этому времени у Себа возникла мысль продать свое собрание русскому царю, о чем он уже вел с ним переписку. Личный осмотр кабинета Себа Петром I, по-видимому, окончательно решил дело, и все собрание было куплено за 15000 голландских гульденов и перевезено в Петербург для «Кунсткамеры».
Коллекция всё время разрасталась, и было решено построить специальное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры». А на время постройки здания переместить собрание в дом боярина Кикина, так называемые «Кикины палаты» (ныне Ставропольская ул., дом 9).
Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. После него возведением здания вплоть до 1734 года занимались другие архитекторы: Гербель, Киавери, Земцов. Строительство продвигалось очень медленно, с большими перерывами. К началу 1725 года, когда Пётр умер, были возведены лишь стены. В 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции. Здание построено в стиле петровского барокко, состоит из двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне — Готторпский глобус (с 1754 Большой академический) и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук. Здесь работал М. В. Ломоносов.
В 1777—1779 интерьеры украшены 4 скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных (скульптор М. П. Павлов), в 1819—1825 — росписями (художник Ф. Рихтер). Ввиду обилия материалов в 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.
Разделы музея
В Кунсткамере имеются богатейшие коллекции по традиционной культуре и быту коренных народов Североамериканского континента — эскимосов, алеутов и индейцев. Особый интерес вызывают композиции: сцена лечения больного шаманом, ритуальный танец вызова дождя и другие.
На этой экспозиции представлены быт и культура японцев и айну. Одним из основных промысловых занятий на острове было рыболовство, и Кунсткамера обладает большим собранием разнообразных снастей: крючков, сетей, ловушек. Самурайские доспехи, выставленные на экспозиции, поражают отделкой и сложной конструкцией.
Зал, посвящённый Африке, знакомит посетителей с историей и бытом многих народов, населяющих Африку южнее Сахары. На экспозиции представлены различные орудия труда, бывшие главными орудиями земледельцев. Также представлены предметы, искусно вырезанные из дерева и кости.
В Китае проживает 50 национальных меньшинств, и экспозиция, посвящённая народам Китая, характеризует лишь основные стороны их быта и культуры. Китай считается родиной фарфора, и музей располагает многими предметами из фарфора, а также предметами из перегородчатой эмали, камня, дерева и кости.
В зале Монголии интерес вызывает жилище кочевника — юрта, а также экспонаты с традиционным монгольским орнаментом. Им украшали одежду, орудия труда, сёдла, попоны и многое другое.
Раздел музея, посвященный народам Южной Азии — один из самых богатых. В Кунсткамере большое собрание резного дерева, привезённого из разных районов Индии. Также представлены коллекции различных масок, старинные театральные костюмы, куклы театра марионеток.
Индонезийский раздел обращает внимание на кинжалы-крисы. Лезвие этих кинжалов изготовлялось из особой стали и часто имело форму языка пламени. Также интересны материалы экспозиции, рассказывающие о теневом театре.
Здесь представлены примитивные орудия труда охотников и собирателей.
В этом разделе собраны экспонаты с анатомическими уродствами и разнообразные природные редкости, например, сиреномелия, двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и многое другое.
Первоначальная коллекция Кунсткамеры насчитывала более 2000 экспонатов и была куплена Петром I в 1717 году у её создателя Фредерика Рюйша, голландского анатома за 30 000 гульденов.
Раздел включает три экспозиции, объединённые под условным названием «Музей М. В. Ломоносова». Экспозиция «Зал заседаний („Конференц-зал“) Петербургской академии наук» представляет повседневную деятельность первого научного учреждения России и биографию М. В. Ломоносова. Две другие экспозиции — «Астрономическая обсерватория Академии Наук» и «Большой Готторпский Глобус-Планетарий» — освещают ранний период истории Кунсткамеры, когда в башне здания располагались Астрономическая обсерватория, служба точного времени и условная линия Петербургского меридиана.
Что такое кунсткамера: Как появились первые Музеи До-Модерна и что в них хранилось
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Что такое кунсткамера
В Европе XVI и XVII веков был разработан уникальный способ сбора и организации коллекций. Это была кунст- или вундеркамера, буквально переводимая как «комната искусства» или «комната чудес», или, как её чаще всего называют, «кабинет курьёзов» и «кунсткамерой». На итальянском полуострове кабинет назывался также студиоло, музеем, станцино или галереей.
Купцы, аристократы, учёные и другие представители элиты создавали свои собственные кабинеты, наполненные всевозможными диковинками. В отличие от музеев, имеющих научную основу и рациональную коллекционную деятельность, кабинет чудес в основном был нацелен на накопление коллекций курьёзов и диковин.
Зачастую, единственное, что объединяло между собой такие «комнаты», так это те самые редкие предметы, которые находились в них: от научных инструментов и древностей до экзотических животных, произведений искусства, а порой и вовсе шокирующих вещей, вызывающих интерес, отвращение и недоумение у заинтригованного зрителя.
Очень распространённым использованием кунсткамеры было воспроизведение мира в энциклопедической манере. Артефакты использовались для представления четырёх времён года, месяцев, континентов или даже отношений между человеком и богом. В кунсткамере наука, философия, теология и народное воображение гармонично работали вместе, чтобы оживить мировоззрение коллекционера.
Не исключено, что любая коллекция могла иметь научную черту, направленную на просвещение или поддержку исследований. Однако такие коллекции всегда были частным делом, в отличие от музеев, которые стремились и стремятся сделать свои коллекции доступными для публики.
2. Что хранилось в кабинетах
Содержимое комнаты может сильно варьироваться в зависимости от коллекционера. Важно понимать, что коллекции того времени не были рационально структурированы. Артефакт нашёл бы своё место в коллекции из-за своей уникальности, причудливой природы или способности представлять более широкую идею. В общем, в кунсткамеру входили два типа объектов: naturalia (природные образцы и существа) и artificialia (искусственные образцы).
Naturalia, в теории, включала всё, что не было сделано или обработано человеком: животные, растения, минералы и всё остальное, что можно было найти в природе. Обычными предметами коллекционирования были скелеты животных и других уродливых или странных существ. Они часто были сфабрикованы, как скелеты мифических существ, которые были созданы путём слияния различных животных и/или людей вместе. Подразделом naturalia была exotica, которая включала экзотические растения и животных.
Кроме того, многие редкие предметы природы были тщательно обработаны в сложные объекты, размывающие границы между естественным и искусственным. Предметы, подобные этим, могли считаться естественными или искусственными, в зависимости от коллекционера и кабинета.
Артефакты включали в себя древности всех видов, произведения искусства, культурные артефакты и т. д. Отличительной категорией artificalia были научные инструменты, называемые scientifica. Они были чрезвычайно популярны и считались очень важными. В мире, который всё ещё не полагался на науку так сильно, как современный человек сегодня, приборы, способные измерять пространство и время, казались почти волшебными. Эти орудия также демонстрировали силу человека и его способность властвовать над природой.
3. Как выглядит шкаф или кабинет
Соответственно, не было единого правильного способа спроектировать или организовать кабинет. Ко всему прочему было невероятно много дизайнов шкафов, собственно говоря, как и самых различных коллекций, хранящихся в них.
Во многих случаях шкафы были тщательно спроектированы с потайными ящиками и потайными местами. Таким образом, они приглашали зрителя открыть для себя раритеты, спрятанные внутри мебели. Эти шкафы были интерактивными и предлагали уникальный опыт, где любопытство вознаграждалось благоговением и удивлением.
4. Музеи и кабинеты редкостей
5. Шкаф императора Рудольфа II
Рассмотрим подробнее кунсткамеру императора Габсбургов Рудольфа II (1552-1612). Его коллекция хранилась в Пражском граде до тех пор, пока её не разогнали после его смерти его преемники. Огромная коллекция императора была известна по всей Европе, и он знал, как использовать её в своих целях. Кунсткамера Рудольфа состояла из множества комнат, заполненных всевозможными диковинками: магическими артефактами, астрономическим оборудованием, таким как небесные глобусы и астролябии, итальянскими картинами, природными образцами и многим другим.
Его натура была выставлена в тридцати семи шкафах, включая знаменитую коллекцию минералов и драгоценных камней. Если были животные, которых он не мог достать, он заменял их картинами. Что касается его художественной коллекции, то здесь были шедевры Альбрехта Дюрера, Тициана, Арчимбольдо, Брейгеля, Веронезе и многих других.
Кабинет Рудольфа был организован в энциклопедической манере с помощью его придворного врача Ансельма Боэция де Будта. С помощью своей коллекции император стремился воссоздать вселенную в миниатюре. Он также позаботился о том, чтобы эта микроскопическая вселенная была сосредоточена вокруг его собственной имперской власти. В результате его коллекция стала не просто инструментом культурной силы, но и имперской пропаганды. Обладая этим микрокосмом, Рудольф символически объявлял о своём господстве над реальным миром.
Император также использовал коллекцию, чтобы привлечь к своему двору известных людей литературы и искусства, пытаясь представить себя культурным покровителем искусств и наук. Стоит отметить его большой зверинец с экзотическими животными и ботанические сады. Кроме того, тигру и льву разрешалось свободно разгуливать по замку.
6. Современная кунсткамера
Кунсткамера вышла из моды в эпоху, когда достижения науки вызвали полную реорганизацию европейского идеологического ландшафта.
В то время как кабинет давал представление о том, как отдельный коллекционер видит мир, музей претендовал на рациональное понимание мира, что отражалось в организации его экспонатов.
Систематика Линнея и эволюция Дарвина стали навязчивой идеей для музеев, которые начали организовывать свои природные образцы, произведения искусства и даже культурно-исторические объекты соответственно. Цивилизации в музее теперь были разделены во времени и пространстве между примитивными и развитыми. Природа и человек тоже были прочно разделены.
Ранняя идентичность и методология музея формируют проблематичное наследие по ряду причин. Часто обсуждается тот факт, что он завещал колониальные и националистические идеологии, которые музейные коллекции хранят до сих пор. Другое дело, что новый способ расстановки коллекций убрал вещи из их первоначального расположения в шкафу. Это вызвало вопросы происхождения и интерпретации.
В канун ХХ века кунсткамера вновь стала популярной среди многих музейных кураторов. Некоторые пытались воссоздать шкафы, чтобы лучше понять коллекцию своего музея. Другие стали бросать вызов сложившейся музейной системе экспонирования коллекций. Многие музеи также полагали, что, вернув старый дизайн кабинета, они смогут исследовать своё собственное происхождение и идентичность, а также решить сложные проблемы.
Во многом сегодня кунсткамера вновь предстаёт как привлекательная альтернатива, обещающая восстановить благоговейный трепет и мистицизм музейного опыта. В эпоху, когда объём нашего внимания и способность впечатляться сокращаются, шкаф может быть именно тем, чего нам не хватает.
А в продолжение темы, читайте также о том, что коллекционировали члены королевских семей и почему собирать марки, а также ловить бабочек — это было нормально, а хранить пыль с мумий и строить замки – считалось не совсем здоровым хобби.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Кунсткамера — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук
Таже может быть интересно:
Кунсткамера в Санкт-Петербурге – уникальный и самый древний из общедоступных музеев в России. Создали его по инициативе Петра I в 1714 году. Здание Кунсткамеры возводили специально для размещения коллекций еще при жизни правителя, а первые экспонаты лично отбирал Петр. Сегодня же, это крупнейший музей естествознания, науки и быта разных народов разных эпох.
Здание Кунсткамеры в Санкт-Петербурге
Название музея неслучайно. Kunstkammer переводится с немецкого как «собрание диковинок». И действительно, коллекции всяческих редкостей были популярны в Европе в эпоху Возрождения, на волне роста интереса знати к научно-естественным знаниям. Вначале в кунсткамерах собирали необычные находки научных экспедиций, предметы быта и древние произведения искусства и ремесла. Такие реликвии никак не классифицировались и были рассчитаны впечатлить окружающих только по факту своей безусловной ценности и уникальности. В основном, кунсткамеры были призваны продемонстрировать академический интерес и финансовое благосостояние в княжеских домах Западной Европы.
Петр Великий, портрет
Но более реальная версия заключается в том, что идею таких хранилищ ценностей правитель подсмотрел во время своего путешествия в Европу в 1697-1698 году. Тогда он приобрел в Голландии несколько экспонатов, которые показались ему уместными – чучела птиц, скелеты рыб и несколько анатомических препаратов – заспиртованных уродцев. Вместе с секретными рецептами бальзамирования тел, Петр Первый привез в Россию «Кабинет Фредерика Рюйша», который поражает сохранностью препаратов и сегодня.
Фредерик Рюйш был профессором ботаники и анатомии, который полвека изготавливал свою уникальную коллекцию по анатомии и эмбриологии. Все 937 экспонатов редчайшей коллекции Рюйш согласился продать только императору России – видимо, Петр умел производить впечатление человека, который не только понимает ценность таких редкостей, но и сумеет их бережно сохранить и оставить потомкам.
Экспонаты Кунсткамеры — анатомические аномалии человека
И действительно, Петр Великий приложил массу усилий, чтобы коллекции музея пополнялись.
Так, в 1704 году он издал указ: «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей».
В тексте говорилось: «Если кто найдет в земле или на воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть… да зело велики или малы перед обыкновенными, также старые надписи на каменьях, железе или меди…» и предлагалось пополнять такими необыкновенными вещами коллекцию, а бывающим за границей – привозить диковинки из поездок и передавать на хранение в Московскую аптеку Роберта Арескина, который был назначен хранителем коллекций.
Спустя 10 лет, в 1714 году обширная уже коллекция перемещается в Санкт-Петербург и получает временную прописку в здании Старого Летнего дворца. Роберт Арескин по-прежнему главный «казначей» диковинок, а Иоганн Шумахер становится его помощником, «надсмотрителем редкостей и натуралиев». Так 1714 год считается датой основания первого русского музея.
Экспонаты Кунсткамеры — анатомические аномалии животных
Во время следующего путешествие царя в Европу в 1716-1717 годах, Арескин помогал Петру I закупать новые экспонаты. Так Кунсткамера пополнилась коллекцией минералов, численностью в три тысячи экземпляров «каменьев необыкновенных» из Германии.
В 1719 году Петр издал Указ о том, что коллекции Кунсткамеры могут быть доступны для осмотра. Местом для демонстрации экспозиции стал дом обвиненного в заговоре против царя дворянина, Александра Кикина. Конфискованный под выставку дом у Смольного собора в Северной столице стал местом собрания не только анатомических и зоологических экспонатов, но и местом формирования и оформления первой исторической коллекции. Ею стали образцы одежды и предметы быта народов, населявших Россию. Сам Петр с удовольствием демонстрировал иностранным гостям и дипломатам собранные диковинки и с энтузиазмом рассказывал о них.
Примечательно, что в первые годы своего функционирования музей демонстрировал посетителям и живые экспонаты. Ими служили люди с врожденными уродствами и генетическими нарушениями. После смерти, скелеты карликов, великанов и прочих «уродцев» оставались там же, в музее, пополняя коллекцию.
Когда в 1725 году была основана Российская академия наук, коллекции Кунсткамеры стали пополняться экспонатами из «академических экспедиций» отечественных ученых. Заграницей же продолжали покупать отдельные коллекции чучел животных, птиц, рыб, амфибий и насекомых.
Лишь в 1727 году коллекции обрели новый, привычный обывателям дом – в специально выстроенном здании на стрелке Васильевского острова. Там Кунсткамера располагается и сегодня.
Главный фасад Кунсткамеры — чертеж XVIII века
Строили здание по проекту известного русского архитектора М.Г. Земцова. И сегодня это изящное здание зеленого цвета с белыми колоннами остается выдающимся образцом архитектуры в стиле барокко.
С самого первого дня открытия музей стал бесплатным для посетителей. Царь распорядился предельно ясно: «следует охотников приучать и угощать, а не деньги с них брать», и даже выделил на эту цель средства из казны. И «охотников», действительно, угощали. Да не чем-нибудь, а в лучших западных традициях – «кофе и цукербродами». Вошедших встречал «суббиблиотекарь» и другие сотрудники музея, которые показывали посетителям экспонаты и рассказывали об их происхождении, а после экскурсии – угощали вином и закусками. Результат такой политики не заставил себя ждать: в Кунсткамере всегда было «много разного звания народу».
К 1740 году в состав Кунсткамеры входили уже четыре группы «кабинетов»: «Натур-камера» (редкости естествознания), «Мюнцкамера» (коллекция монет», «Кунсткамера» (предметы прикладного искусства и быта разных народов), «Кабинет Петра Великого» (личные вещи царя).
На период 1741-1765 года приходится превращение музея в серьезный академический центр. Так, в здании башни в этот период работал Михаил Ломоносов, основатель Академии наук и первого университета в России. В это же время в башне здания появляется первый планетарий и начинает свою работу астрономическая обсерватория.
Астрономическая обсерватория — Кунсткамера, Санкт-Петербург
И, по трагическому стечению обстоятельств, на эти годы выпадает страшный пожар 1747 года, когда здание было буквально уничтожено огнем, вместе со многими ценными экспонатами.
Реконструкция и даже частичная перестройка здания музея заняла целых 20 лет. Но в 1766 году Кунсткамера вновь открыла свои двери всем желающим. В башне здания расположили астрономическую обсерваторию, кабинет физики, мастерские и две типографии Академии наук. Там же, в башне, разместился Анатомический театр.
Что касается пополнения музейных коллекций, то они росли за счет активных научных экспедиций, причем не только русских ученых, но и их западных коллег. В итоге к 1830 году в музее накопилось столько коллекций и экспонатов, что их систематизация и классификация заняла 7 лет, и привела к решению рассредоточить материалы по самостоятельным музеям. Так на базе Кунсткамеры появились Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический музеи и Кабине Петра I. Причем территориально, основная часть образованных музеев осталась в здании, а другая часть переехала в соседнее строение (желтый дом с белыми массивными колоннами, современное здание Зоологического музея, Санкт-Петербург).
Вид на Кунсткамеру и Академию Наук России с Университетской набережной, Санкт-Петербург
В 1878 году Антропологический и Этнографический музеи объединили в единый Музей антропологии и этнографии. Планировалось, что он объединит в своих экспонатах все научные данные о происхождении человека и о его культуре, включая археологию и этнографию. В конце XVIII века коллекции музея пополнились уникальными экспонатами, собранными экспедицией В.В. Юнкера в Африке и Н.Н. Миклухо-Маклая в Новой Гвинее.
Этнографические экспонаты музея
В честь празднования двухсотлетия основания Санкт-Петербурга, музей переименовали в Музей антропологии и этнографии им. императора Петра Великого. Во времена СССР на его базе был открыт Институт этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Академии Наук СССР.
После блокады и Великой Отечественной войны, в 1946 году, двери музея вновь открылись публике. Коллекции стали пополняться, появились новые, посвященные этнографии народов мира, экспозиции. Созданный еще в начале XIX века музей М.В. Ломоносова, располагавшийся в здании Кунсткамеры, снова вошел в состав Музея (при Советах он был частью Института истории естествознания и техники РАН).
На сегодняшний день Кунсткамера – это музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, в котором представлены коллекции и экспозиции, раскрывающие этнографические и исторические особенности разных народов мира.
Тематические экспозиции посвящены культуре и быту, верованиям и ремеслам народов стран Азии и Африки, Северной Америки, Среднего и Ближнего Востока.
Природные экспонаты и, особенно популярная у туристов коллекция аномалий анатомии человеческого тела – Анатомический театр, располагается в башне здания и занимает всего один зал, но тем не менее, продолжает вызывать устойчивую ассоциацию Кунсткамеры с «уродцами в формалине».
Музей располагается в самом центре Северной столицы, на Университетской набережной, рядом со стрелкой Васильевского острова. Рядом находятся ст. м. «Адмиралтейская» и «Василеостровская».
Работает музей с 11 до 19 часов, кассы – до 18 часов. В понедельник Кунсткамера не работает, как и в праздничные дни.
Подробнее ознакомиться с экспозициями и коллекциями музея, уточнить режим работы и даже оставить заявку на экскурсию позволит Кунсткамера Санкт-Петербург официальный сайт.