Что такое кумир человека
Значение слова «кумир»
1. Статуя, изваяние языческого божества; идол. | Устар. О статуях античных богов, царей, героев. Любил я светлых вод и листьев шум, И белые в тени дерев кумиры, И в ликах их печать недвижных дум. Пушкин, В начале жизни школу помню я.
2. перен. Тот, кто (или то, что) является предметом обожания, восторженного поклонения. О Русь, когда ж проснешься ты, И мир на месте беззаконных Кумиров рабской слепоты Увидит честные черты Твоих героев безыменных? Н. Некрасов, «Несчастные». Во время предыдущего сезона у Бородая играл Павел Самойлов — кумир казанской молодежи, которого в Казани в буквальном смысле слова носили на руках. Юрьев, Записки.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Кумир — конь, на котором маршал Г. К. Жуков принимал Парад Победы в Москве.
Кумир — горная река в горном Алтае.
Кумир — система программирования, предназначенная для обучения информатике в средней и высшей школе.
КУМИ’Р, а, м. (книжн. поэт.). 1. Изваяние языческого божества, идол. 2. перен. Предмет слепого поклонения. Созревших барышень к., приехал ротный командир. Пшкн.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Кумир
1. река в России ◆ Кумир — одна из многочисленных рек, протекающих по территории России.
кумир
1. изваяние языческого божества; идол ◆ «Проклят, ― прочитал Иуда, ― кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость перед Господом, произведение рук художника и поставит его в тайном месте!» Давид Маркиш, «Стать Лютовым. Вольные фантазии из жизни писателя Исаака Бабеля», 2001 г. (цитата из НКРЯ)
2. нар.-поэт. статуи античных богов, царей и т. п. || божество ◆ кумир был огромной величины, сделан из дерева, о четырёх лицах наподобие фонаря, и со всех сторон образ его видеть было можно М. Д. Чулков, «Пересмешник, или Славенские сказки», 1766-1768 г. (цитата из НКРЯ)
3. перен. тот, кто служит предметом восхищения, поклонения ◆ Дело в том, что все пятнадцать детей Антеунисов названы в честь Элвиса Пресли, членов его семьи либо в честь мест, где бывал кумир. Саша Грибоедова, «Хулиганские новости», 2004 г. // «Хулиган» (цитата из НКРЯ)
4. то, что признается единственно достойным поклонения, является предметом исключительной преданности, служения, смыслом жизни и т. п. кого-либо ◆ 2) анализ чувства светлой точки: она является, когда все разрушено, и она (точка) вновь создает завтра: чтобы обрести эту точку, нужно разрушить все, что имеешь. Зарождение потребности сотворить кумир. История, рассказанная арендатором Шалыгиным: (история крестьянина Шабрина и Коли (1 нрзб. )). М. М. Пришвин, «Дневники», 1923 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: конфуцианец — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.
Стена Цоя на Арбате, где московские фанаты вспоминают своего кумира. Фото: РИА Новости / Ольга Головко
В поэзии кумирами порой называют статуи, памятники.
И, обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.
А.С. Пушкин. «Медный всадник» (1833)
«Кумир на бронзовом коне». Памятник Петру I в Санкт-Петербурге. Фото: Depositphotos
Синонимы к слову кумир
Синонимы к слову кумир: идол, изваяние, истукан, статуя, памятник, божество, икона, фетиш, властитель дум, предмет поклонения.
Кумир и фанат. Почему их не стоит путать
Кумир. Примеры употребления
И пришед Добрыня в Новгород, поставил кумира Перуна над рекою Волховом; и оному людие новогородские приносили жертвы, яко богу.
В.Н. Татищев. «История российская в семи томах» (1750)
Одна свобода мой кумир,
Но все люблю, мои поэты,
Счастливый голос ваших лир.
А.С. Пушкин. «Дельвигу» (1821)
Ленька был кумиром всего дома, начиная от мамаши и кончая последней горничной.
А.И. Куприн. «Штабс-капитан Рыбников» (1905)
В это время преобладало атеистическое направление, и кумирами молодежи были: Писарев, Добролюбов и Чернышевский.
С.Ю. Витте. «Воспоминания» (1911)
В лице красавца Феоктистова он имел верного адъютанта, старавшегося походить на Мамочкина во всем и даже отпустившего усики по примеру своего кумира.
Э.Г. Казакевич. «Звезда» (1946)
Мрачный музыкант, ставший кумиром целого поколения, и экстравагантная вокалистка панк-группы были слишком разными людьми.
Александр Шувалов. «Nirvana наизнанку» // «Психология на каждый день» (2011)
Но не сотвори себе кумира ― даже из Ньютона!
Сергей Смирнов*. «Год 1745: новые конкистадоры» // «Знание-сила» (2014)
* Сергей Смирнов включён Минюстом в реестр иноагентов
Кто такой кумир, или не сотвори себе кумира
«Не сотвори себе кумира», – гласит вторая библейская заповедь. Психология не так категорична в суждениях. Кумиры полезны для развития личности, но в то же время поклонение кумиру может быть опасным, деструктивным для человека. От чего это зависит, зачем человеку вообще нужны кумиры, и каково быть кумиром – все это нам предстоит сегодня узнать.
Кто такой кумир
Слово «кумир» можно перевести как идол. Раньше так называли мелких злых духов, которые выдавали себя за богов (так они хотели добиться поклонения). То есть изначально термин «кумир» означал, скорее, идолопоклонство. А что это значит в наши дни?
Кумир – это образец, эталон, идеал, пример для подражания. Ими восхищаются, за их жизнью следят, на них хотят быть похожими. Кто-то восхищается кумиром целиком, а кто-то отдельными качествами или только внешностью. Кто-то копирует манеру поведения, а кто-то хочет, например, быть таким же смелым.
Но неужели существуют идеальные люди? Неужели кумиры не имеют недостатков и пороков? Конечно, нет. Идеальных людей не бывает. Но существуют недостатки, с которыми мы готовы мириться. Кому-то они даже могут нравиться. А еще встречается такое, что то, что неприятно одному, вызывает восторг и симпатию у другого. Сотворение кумира субъективно.
Зачем нужны кумиры
Кумирами становятся певцы, актеры, социальные активисты, бизнесмены, писатели, артисты и другие люди. Каждый человек может стать кумиром в глазах кого-то, но чаще этой участи удостаиваются медийные личности. Однако, как вы можете заметить, нет единого кумира для всех людей. Есть кумиры и их аудитория (у каждого своя).
Примеры для подражания, идеалы нужны каждому человеку. Мы с детства начинаем искать образцы. Сначала ими становятся герои сказок и родители, потом близкие родственники и знакомые, потом известные люди. Примером для подражания может быть реальный герой или вымышленный, историческая личность или наш знакомый и даже человек, с которым мы не знакомы лично.
Зачем же нужны кумиры, что толкает людей на их сотворение:
Кумиры помогают нам совершенствоваться и самореализовываться. Мы строим жизнь согласно примеру и ориентиру. Чужие успехи мотивируют, восхищают. Примеры для подражания нужны каждому человеку. Но это хорошо и полезно только до той поры, пока не перерастает в фанатизм и слепое копирование. Пока мы ориентируемся на кого-то, избирательно относимся к его успехам, сравниваем его способности и возможности со своими, мы получаем пользу от сотворения кумира. Но как только мы забываем о своей индивидуальности и начинаем копировать чужую жизнь, это становится опасным для жизни и развития.
Поклонение кумиру и фанатизм
Когда недостатки кумира не замечаются, происходит идеализация личности, тогда стоит задуматься о рисках поклонения кумиру. Фанатизм – это одержимость идеалом. Это болезненное состояние, хотя оно и не считается патологией.
С точки зрения психологии, фанатизм отражает убежденность личности в собственном несовершенстве. Это максимальное проявление комплекса неполноценности, признание личной несостоятельности, неспособности. Человек как бы компенсирует свое несовершенство достоинствами кумира, растворяется в нем, объединяет себя и его.
Фанатизм, или достижение мнимой целостности за счет растворения в другом человеке, возникает там, где нет самопринятия и самопознания. Человек не знает собственного потенциала, не верит в него. А потому даже не пытается самореализоваться. Предпосылками такого отношения человека к самому себе выступают издержки семейного воспитания:
Фанатиками становятся те, кто имеют заниженную самооценку и убеждены в собственной никчемности. Это деструктивный способ самоутверждения, самореализации. Фанатизм создает иллюзию смысла жизни, наделяет жизнь целью. Фанаты готовы ездить по городам вслед за своим кумиром, спать под его окнами, читать те книги, что читает он, одеваться в ту же одежду, что он, и т. д. Но реализуют ли они при этом личный потенциал, развиваются ли? Нет. Они просто тратят свою жизнь.
Вторая опасность, которую скрывает фанатизм – одержимость кумиром, покушение на его жизнь. Некоторые фанатики считают кумиров своей собственностью. В порыве страсти они готовы в прямом смысле разорвать кумира или причинить вред его второй половинке. Это нездоровое проявление любви. Предпосылками этого также выступает личностная нереализованность, несостоятельность.
Каково быть кумиром?
Кумирами становятся амбициозные, активные люди, любящие внимание. Когда они достигают успеха и получают свою армию поклонников, то испытывают чувство самоудовлетворения. Кумиры стараются всеми силами сохранить свой статус. Они дают людям то, что те хотят получить. Но так продолжается не всегда. Рано или поздно приходит понимание того, что при этом они несут большую ответственность за себя, своих близких и всех поклонников.
Каждый шаг кумира становится предметом всеобщего обсуждения. Кумиры не имеют права на ошибку, они должны быть совершенны всегда и во всем. Это выматывает. Тем более компоненты личности непрерывно меняются, а это значит, что однажды кумир может не угодить кому-то. От него будут ждать прежних поступков и слов, а если поклонникам что-то не понравится, то гневный ответ не заставит себя ждать.
Послесловие
Все хорошо в меру. Кумиры нужны и полезны, но только как примерные ориентиры. Можно восхищаться ими, но нужно сравнивать их индивидуальные особенности со своими индивидуально-психологическими и личностными характеристиками. И ни в коем случае нельзя копировать другого человека. Вы уникальны, вы – индивидуальность. Главная цель жизни человека – раскрыть свой потенциал. Поклонение и фанатизм опасны как для фанатиков, так и для кумиров. И разочарование с фрустрацией, вызванные осознанием того, что все люди несовершенны – меньшее из возможных последствий.
Значение слова кумир
Словарь Ушакова
кум и р, кумира, муж. (книж. поэт.).
1. Изваяние языческого божества, идол.
Фразеологический словарь русского языка
Библейская энциклопедия арх. Никифора
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
1. Статуя, изваяние языческого божества.
* ► Пока был умный жрец, кумир не путал врак. // Крылов. Басни // *
2. Идол; о статуях античных богов, царей, героев.
* ► И кстати я замечу в скобках, Что речь веду в моих строфах Я столь же часто о пирах, О разных кушаньях и пробках, Как ты, божественный Омир, Ты, тридцати веков Кумир! // Пушкин. Евгений Онегин //; И вот общественное мнение! Пружина чести, наш кумир! И вот, на чем вертится мир. // Пушкин. Евгений Онегин // *
Библейский Словарь к русской канонической Библии
кум’ир — то же, что идол. Возможно, слово «кумир» произошло от сирийского слово «кумра», обозначавшее жрецов их идолов. ( см. идол)
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
КУМИР, а, м.
2. перен. Предмет восхищения, преклонения.
• Не сотвори себе кумира (книжн.)призыв иметь свободную совесть, самостоятельный и смелый ум [по Ветхому Завету: божественная заповедь пророку Моисею].
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
м. изображение, изваяние языческого божества; идол, истукан или болван.
Кумир
Куми́р — то же, что идол; 1) природный или искусственно созданный предмет почитания, ложно признаваемый за божество или образ, олицетворяющий бога; 2) мысленный образ Бога, основанный на ложном представлении о Нём; 3) воображаемый образ, мечтательно наделённый сверхъестественной силой; 4) возвеличенный почти что до обожествления человек; 5) вообще всё то, чему поклоняются вместо Бога; всё, что занимает в сердце то место, которое должно принадлежать Господу.
1) Несмотря на то, что кумиры, будь то силы природы, «священные» камни, дубравы, высоты или же созданные руками искусного мастера образы (резные, литые, чеканные, живописные) представляют собой совершенно бессмысленные в религиозном отношении объекты почитания, результат воздействия идолопоклонства на человека всегда пагубен.
С определенной долей условности можно сказать, что первыми в истории идолопоклонниками были прародители. Возжелав приобрести через запретный плод то, чего можно было достичь исключительно в единстве с Богом, они, по сути, вверили себя той иллюзорной, не существовавшей в действительности силе, источником которой, по их разумению, был плод. К чему это привело, хорошо известно: к разрыву отношений с Богом, подчинению диаволу, тленности, смертности, греху.
По мере приумножения народов приумножалось и идолопоклонство. Всё это отдаляло человека от Бога, ввергало его в растление, вело к духовно-нравственной деградации.
Избрав из всех народов один, Израильский, и заключив с ним Завет, Истинный Бог строго-настрого запретил изготовлять и почитать ложных богов ( Исх. 20:3-5 ), ибо кумиры суть «мерзость», «соблазн», «сеть ногам неразумных» ( Прем. 14:11 ), препятствие на пути к Царству Божьему ( 1Кор. 6:9 ).
Согласно Откровению, идолопоклонство обнаруживает такие сильнейшие нравственные болезни как омрачение сердца и безумство ( Рим. 1:21 ). Кроме того, хочет того человек или нет, оно вводит его в непосредственное общение с бесами ( 1Кор. 10:20 ).
Насколько велик перед Господом грех поклонения кумирам, видно и из того, что если союз человека и Бога уподобляется брачным отношениям, то служение идолам — прелюбодеянию, блуду. Сказать больше, идолопоклонники не просто уподобляются блудникам, они находятся с ними в едином преступном ряду ( 1Кор. 6:9-10 ).
2) Извращенное представление о Боге, запечатленное в сознании человека, тоже может играть роль идола или кумира. В частности это происходит тогда, когда Бога желают знать не таким, Каков Он есть, а таким, Какой удобен. Иллюстрацией к сказанному могут служить бесчинные молитвы, содержащие просьбы, явно не соответствующие Божественным свойствам и совершенствам, положим, когда, желая навредить тому-то и тому-то, ставят за него, заведомо живого, свечки за упокой. Бог в этом случае представляется молящемуся слепой темной силой, которую можно легко развернуть, по своему усмотрению, туда или сюда.
3) Другой пример идолопоклонства — вера в силу и действенность всевозможных примет, относящихся к суеверию, и обрядов: трижды сплюнуть через левое плечо; бросить на поминках рюмку о стену с возгласом: понеслась душа в Рай…
4) Кумиров, в самом дурном понимании этого слова, можно сделать и из людей, коими часто бывают представители шоу-бизнеса, театра, кино. К сожалению, доходит и до того, что кумиров делают из священников, старцев, совершенно не спрашивая их о том, хотят ли они заслонять собою Христа. Кроме того, Откровение называет идолопоклонством и «противление», как одну из форм возвеличивания самого себя.
5) Достаточно часто кумирами или идолами служат охватывающие человека пристрастия, страсти. Так, например, апостол Павел называет идолослужением любостяжание ( Кол. 3:5 ). Вообще же, в ранг идола можно воспроизвести даже и нейтральные в нравственном отношении предметы обожания, скажем, музыку, посвящая ей всё свободное время, и не находя «минуты» для молитвы, чтения Библии, святоотеческой литературы.
— Есть ли у тебя кумир?
— Нет.
— А чем занимаешься в воскресенье, вместо того, чтобы идти в храм? Вот это и будет тот самый кумир.
— На службе стоишь — где мысли? У кумира…