Что такое кумган у мусульман
Кумган :: Общие сведения
Кумган – металлический, керамический, иногда деревянный сосуд для подачи напитков на стол. Он имел тулово в виде поставленного на ребро диска, на котором устанавливалась шейка, слегка напоминавшая чашу на короткой широкой ножке. Носик кумгана был обычно длинным, изогнутым, напоминавшим хобот. Ручка, расположенная на противоположной от носика стороне, соединяла тулово с верхней частью шейки. Кумганы опирались на сравнительно высокий поддон или на четыре короткие ножки и имели сферическую или конусообразную крышку. Форма кумганов напоминала форму восточных сосудов для кипячения воды с тем же названием.
Деревянные кумганы изготавливались в бондарных мастерских или самими крестьянами. Металлические кумганы отливали из меди, олова, серебра украшали гравировкой, чеканной орнаментацией стилизованно растительного характера. Такие кумганы были распространены в XVI, XVII и начале XVIII вв. и встречались в домах богатых людей, в том числе и богатых крестьян северных губерний Европейской России.
Керамические кумганы появились, вероятно, в XVII веке как подражание дорогим металлическим кумганам. Их производство должно было удовлетворить спрос менее обеспеченных людей, или, как говорили в это время, «недостаточных». Керамические кумганы почти полностью повторяли форму металлических и выглядели столь же красиво.
В XVII веке были распространены томленые кумганы, т.е. чёрного цвета, получавшегося при специальном обжиге, и муравленые кумганы, т.е. покрытые светло-коричневой или зелёной глазурью. Тулово таких кумганов украшали барельефными узорами: «личинами» – человеческими лицами, виноградными гроздьями, ложковидным орнаментом, а также мелкими геометрическими фигурами, нанесёнными штампом.
В конце XVII – начале XVIII вв. стали появляться ценинные, т.е. майоликовые, кумганы, более совершенные в художественном и техническом отношении. Майоликовые кумганы обычно покрывали росписью синей, зелёной, жёлтой, лиловой красками по белой непрозрачной глазури (майоликовой эмали). Колорит росписи строился на основе лилово-коричневого и зелёного цветов, синий, жёлтый цвета выступали как дополнительные. На кумганах изображались травы, деревья, дома, птицы, зайцы, львы. Некоторые из кумганов были украшены скульптурными фигурками, размещавшимися по плечам сосуда. Это были изображения сидящих, стоящих, лежащих мужчин, женщин, всадников на конях. Центром изготовления таких кумганов стало село Гжель, расположенное недалеко от Москвы. Изготовленные здесь кумганы получали сбыт в центральных губерниях Европейской России.
Кумганы, как керамические, так и металлические, ставили на стол с брагой, заморским вином. Зачастую кумган, из которого угощали гостей, являлся подарком, сделанным хозяину дома. В этом случае сосуд изготавливался мастером по специальному заказу и на него наносились фамилия, имя и отчество человека, которому он предназначался в подарок.
Металлические и майоликовые кумганы были принадлежностью зажиточных горожан и богатых крестьян. В XIX веке в крестьянских домах они сохранялись только в качестве семейной реликвии.
История кумгана
Почему кумган назвали кумганом? Этимология слова «кумган».
Как выглядят керамический, металлический, майоликовый и деревянный кумганы? Фото кумгана из нержавеющей стали (нержавейки).
Как нарисовать кумган пошагово? Какие разновидности кумганов бывают? Описание конструкции старинного кумгана (не из википедии).
Посуда для умывания и омовения кумган (комган)
Развернутое описание ОНКН
Согласно «Приказу на производство отдельных видов изделий» разрешалось производить предметы только бытового назначения: металлические кумганы, сосуды для воды, блюда, подносы, кованые сундуки и др., в процессе производства которых использовался «холодный способ» (ковка, чеканка, басма и др.) обработки металла. Наиболее распространенными среди них являлось производство металлических чеканных кумганов, которым особенно славились мастера Казани.
Известный искусствовед Г.Ф. Валеева-Сулейманова дает следующее описание данного изделия: «Форма кувшина условно воспроизводит туловище водоплавающей птицы – древний космогонический образ народной мифологии. С двух сторон в тулово сосуда впаяны оловянные зеркала миндалевидной формы, имеющие касты от утерянных самоцветов. В его декорировке мотивы орнамента органично переплелись с каллиграфической вязью изящных стихотворных миниатюр на татарском, арабском и персидском языках. Выгравированные на тулове сосуда, они создают единую композицию с цветочно-растительным орнаментом, прочеканенным и гравированным на передней и боковых сторонах тулова кувшина и его шестигранном поддоне» [5, С. 16].
В XIX веке центрами производства кумганов были Казань, многие селения Казанского, Тетюшского, Чистопольского, Лаишевского уездов Казанской губернии.
В XIX в. появились крупные капиталистического характера производства. Одним из ведущих центров металлоизделий Казанской губернии являлось частное предприятие купца Н.Д. Володина в поселке Кукмор Мамадышского уезда Казанской губернии. Изготовление медных и латунных кумганов, самоваров, посуды и домашней утвари в поселке Кукмор началось с 1865 года. Для производства металлоизделий были привлечены мастера, оставшиеся от Таишевского (Кукморского) медеплавильного завода, ликвидированного в 1851 году после крупного пожара.
Частичные сведения об ассортименте металлоизделий под маркой Володиных из Кукмора в какой-то мере можно получить по Каталогу Казанской научно-промышленной выставки 1890 года [9]. Там значатся кумганы шести разновидностей ( луженые, из зеленой меди, из томпака, дорожные, азиатские, граненые) и тазы к ним, ритуальная посуда для мечетей, а также самовары трех видов.
Технология производства подобных изделий предполагает использование медного и латунного листа. Вероятно, сырье было привозным, также использовались какие-то запасы, оставшиеся от Таишевского медеплавильного завода. Образцы сохранившихся изделий кукморских мастеров позволяют говорить об использовании ими технологических процессов токарной обработки, штамповки, ковки, лужения, травления, кузнечной сварки, пайки и шлифовки.
В конце XIX столетия стоимость кумгана составляла от 2 до 3,5 руб. за штуку. Сбыт готовой продукции осуществлял ся на Нижегородской и Менз е линской ярмарках [9]. Изделия кукморских мастеров экспонировались на выставках Парижа, Чикаго [11].
На протяжении 1920-х гг. мастера объединялись в артели, а многие продолжали работать в одиночку. В 1925 г. на территории республики было зарегистрировано 32 так называемых кумганных производств. Однако недоступность меди и распространение металлической утвари фабричного производства привели к постепенному исчезновению художественных изделий из меди. В быт вошли изделия из жести и чугуна. Например, в 1960-е гг. широкое распространение получили кумганы из чугуна («чуен комган») [21, С. 591].
Камни и кувшины: почему мусульмане не пользуются туалетной бумагой
Страны Исламского мира демонстрируют приверженность своим традициям. Многие из них восходят к тексту Корана, который, согласно их представлениям, был надиктован свыше пророку Мухаммеду, основателю этой религии. Основой для образа жизни мусульман служат также хадисы – истории о жизни пророка, переданные его соратниками. Знакомство с содержанием исламских религиозных текстов и законов объяснит, почему мусульмане не пользуются туалетной бумагой.
Исламские представления о туалетном этикете
Согласно хадисам, перед посещением и после выхода из уборной человек должен был произнести молитвы. Входить в помещение для справления нужды мусульманин обязан с левой ноги, а покидать его – с правой. Срамные места он должен оголить только после того, как сел. Если поблизости нет помещения (например, во время путешествия по безлюдной территории) мусульманин должен удалиться от глаз спутников. В подтверждение этого есть хадис, по которому пророк для справления нужды удалялся с глаз спутников.
Ряд действий был запрещен во время посещения отхожего места:
Истинджа и истиджмар
Два слова, вынесенные в подзаголовок, означают «подмывание» и «подтирание». В Исламе регламентировано, что можно использовать для очищения тела от «скверны» после посещения уборной.
Подмывание совершалось с помощью простой воды. В современном исламском труде «Облегченный фикх» оговаривается, что для этого нельзя использовать другие жидкости – бензин, сок, уксус и т.д. В хадисе рассказывается, как Мухаммад шел в уборную, мальчик-слуга сопровождал его с бурдюком, наполненным водой.
Истиджмар делается при помощи камней или предметов, которые могут их заменить. Требования к ним: они должны быть дозволенными, чистыми и очищающими. Следовало делать не менее трех протираний и держать камни в левой руке.
Согласно «Облегченному фикху», заменой камням могут служить листья, бумага, салфетки, дерево и другие предметы, подобные им.
Для подмывания жители стран Исламского мира используют два типа кувшинов. Афтафа имеет длинный носик и ручку. Такие кувшины делают из керамики. Узкогорлые кувшины с более коротким носиком называют «кумган». Их делают из металлов или глины.
Жители мусульманских стран используют в общественных туалетах гофрированные шланги, которые соединены с водопроводом. В более бедных странах Азии продолжают использовать кувшины или ведра с ковшами. В европейских странах некоторые мусульмане специально носят с собой воду в бутылочках.
Во времена, когда создавались исламские религиозные тексты и трактаты, регулирующие жизнь правоверных, страны Передней Азии еще не знали туалетной бумаги (изобретена во II веке нашей эры в Китае). Это привычное нам средство гигиены достигло стран Средиземноморья ближе к концу средних веков. Поэтому нет ничего удивительного в отсутствии упоминаний о нем в текстах того времени, регулирующих жизнь мусульман.
Исламский мир не стоит на месте. И люди, исповедующие эту религию в современных светских государствах (как Россия), принимают образ жизни своей страны. Сюда входит и использование туалетной бумаги. «Облегченный фикх», созданный в наше время коллективом улемов (знатоков ислама) в ОАЭ, не видит ничего предосудительного в использовании туалетной бумаги и салфеток. Современные мусульмане России и других стран не видят ничего плохого в применении этого средства гигиены и ссылаются на слова пророка, что исполнение обрядов религии не должно усложнять им жизнь. Причину того, почему мусульмане не пользуются туалетной бумагой, можно видеть в догматическом отношении некоторых из них к своим религиозным и правовым текстам.
Исламский туалетный этикет
Мусульманину шариатом предписаны определенные этикетные правила, которых он должен придерживаться, посещая туалет и во время испражнения и мочеиспускания. Свод этих правил составляет так называемый исламский туалетный этикет.
Правила туалетного этикета
Вкратце правила туалетного этикета мусульман можно обозначить тезисно таким образом:
Что нельзя делать в туалете
Существует в исламском туалетном этикете ряд запретов:
Общие правила того, что делать нельзя при справлении нужды
Что же касается справления не в помещении туалета, а где-то на улице в открытом пространстве без специально оборудованного помещения, то на этот счет этика также устанавливает целый ряд запретов и правил:
Мусульманин должен также знать харам в исламском туалетном этикете – то, что запрещено человеку, который собирается сходить в туалет;
О том, что нельзя мочиться в бассейны, озера, колодцы и другую стоячую воду, говорится в хадисе Джабира, упоминая запрет на это от Пророка ﷺ. Точно также нельзя ходить и по-большому и по-маленькому в общественном месте, на дорогах, в тени, а также под теми деревьями, которые приносят плоды, и эти плоды потом люди употребляют в пищу. На этот счет есть свидетельство Му‘аза (رَضِيَ اللهُ عَنهُ) о том, что Пророкﷺ завещал бояться трех вещей: «справлять большую нужду в источники, на используемых людьми дорогах и в тени». Об этом же свидетельствует и хадис Абу Хурейры (رَضِيَ اللهُ عَنهُ);
точно такой же запрет касается и тех мест, где человек может согреться в холод и мороз в зимнее время года – в таких местах оправляться категорически не разрешается круглый год. Другими словами, все те действия, связанные с отправлением естественных надобностей, которые способны вызвать недовольство людей, причинить им неприятности и неудобства, а также нанести хоть малейший ущерб флоре и фауне, не поощряются и крайне осуждаются;
в согласованном хадисе Бухари говорится также о запрете держать во время мочеиспускания половой член правой рукой, также как запрет на совершение правой рукой истинджа;
по передаваемому хадису от Джабира(رَضِيَ اللهُ عَنه), в туалет нельзя заходить с Кораном и тем более нельзя его там читать. Однако, в определенных случаях оставить Коран снаружи без присмотра, когда входишь в отхожее место, может быть более опасным и нежелательным – снаружи могут быть люди, которые способны надругаться над Кораном. В данных случаях взять Коран с собой в отхожее место будет меньшим оскорблением, нежели оставить его снаружи;
нельзя справлять малую и большую нужду возле могил мусульман. Нежелательно во время того, как оправляешься разговаривать, если нет такой необходимости. Важно следить, чтобы не находиться передом навстречу ветру, чтобы моча не попала на самого человека, который оправляется;
в качестве свидетельства в хадисе от Муслима есть комментарий относительно того, что, когда мужчина проходил мимо Пророка Мухаммада ﷺ и поприветствовал его, Пророк не ответил, так как в этот момент справлял малую нужду;
особое внимание в исламском туалетном этикете уделяется тому, что не следует мусульманину мочиться в норы, дыры или какие-либо трещины в земле. Об этом говорится в хадисе Катады от Абдуллы ибн Сарджиса: «Что в том, чтобы мочиться в норы?» — «Сказано: «Поистине это места обитания джиннов». Объясняется это так: в норе может обитать животное, которому причинит страдания тот, кто оправляется. Если же эта трещина или дыра является жильем джиннов, то они могут причинить страдание оправляющемуся;
следует обратить внимание и на вот такой момент: в туалет не следует входить с вещью, на которой каким-либо образом упомянуто имя Всевышнего: это могут быть надписи, бумажные деньги, на которых стоит имя Аллаха. Если же нет возможности оставить эту вещь снаружи и приходится вносить ее в туалет, то желательно прикрыть саму надпись на тот период времени, пока мусульманин находится в туалете. Это касается всех бумаг, на которых может быть упомянуто имя Аллаха – Коран, аяты, хадисы, тексты, имеющие отношение к шариатским наукам – в этом случае ислам строг и непреклонен.
Истиджмар и истинджа
Исламский туалетный этикет тесно связан с такими понятиями, как истиджмар и истинджа. Истиджмар означает подтирание камнями, бумагой, глиной или чем-то из числа дозволенного и очищающего. К числу этикетных исключений в данном случае относится навоз и кости – ими нельзя осуществлять истиджмар.
Истинджа означает подмывание, то есть очищение от испражнений обоих выводящих путей посредством воды. В традиции туалетного этикета мусульман использовать для подмывания специальный сосуд, называющимся кумган (на фотографии слева), такие сосуды или кувшины можно встретить в большинстве туалетах при мечетях, а также во многих туалетных комнатах в мусульманских странах: в торговых центрах, общественных учреждениях, некоторые туалеты оборудованы специальными шлангами для подмывания.
Разрешается делать не то и другое, а что-то одно, и на этот счет есть свидетельство: по свидетельству Анаса ибн Малика (رَضِيَ اللهُ عَنهُ) Пророк ﷺ уединялся с этой целью в отхожее место, ему приносили мальчики «бурдюк с водой и бурдюк из козлиной кожи, и он совершал истинджа водой».
У мусульманских ученых существует единое мнение, что лучше всего объединить процедуры истиджмар и истинджа.
Для истиджмара можно применять не только камни или глину, но и все то, что для этих целей подойдет, но только при условии, что это будут дозволенные материалы, чистые и очищающие. К таким материалам могут относиться дерево или бумага, салфетки или листья. Сам Посланник ﷺ совершал истиджмар как с помощью камней, так и с помощью материалов, подходящих для этого. И, как подтверждал и свидетельствовал Сальман (رَضِيَ اللهُ عَنهُ) менее, чем тремя подтираниями, нельзя совершать истиджмар. Этикетный запрет также гласит, что нельзя совершать подтирания правой рукой.
Правила подмывания
Относительно истинджа также существует ряд подробных этикетных указаний:
Пока вы оправляетесь, вам обязательно следует делать следующее:
Об этом говорится в хадисе Джабира (رَضِيَ اللهُ عَنهُ): Пророк ﷺ не начинал оправление, пока не был уверен, что никто его не видит. Али (رَضِيَ اللهُ عَنه ُ ) также в хадисе говорил, что преградой между «… джиннами и ауратами сынов Адама когда они входят в отхожее место — произнесение «Бисмиллях»». О том, что Пророк ﷺ при выходе из отхожего места всегда произносил «Гуфранакя», свидетельствовала Аиша (رَضِيَ اللهُ عَنها).
Поскольку Пророк ﷺ преимущественно оправлялся именно в положении сидя, и лишь иногда делал это стоя – об этом упоминается в некоторых хадисах. Поэтому в туалетном исламском этикете разрешены обе позиции, но предпочтение отдается именно позиции сидя.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Кумган
Кумган. Медь, чеканка, гравировка. Дагестан. 18 в. Музей искусства народов Востока. Москва.
Смотреть что такое «Кумган» в других словарях:
Кумган — Кумган: Кумган разновидность кувшина. Кумган одно из упражнений борьбы тхэквондо … Википедия
КУМГАН — (тюрк.) металлический или керамический сосуд для воды узкогорлый кувшин с носиком, ручкой и крышкой. Известен с древности на Востоке, в России с рубежа 16 17 вв … Большой Энциклопедический словарь
КУМГАН — татар. правильнее чем кубган, кулган и курган, металлический азиатский рукомойник, кувшин с носком, ручкою и крышкою. Встарь бывали кумганы серебряные. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
кумган — сущ., кол во синонимов: 2 • кувшин (11) • сосуд (187) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Кумган — (тюрк.) металлический или керамический сосуд для воды. Металлические К. известны с древности в странах Востока. Они обычно имеют форму узкогорлого кувшина с длинным носком, ручкой и крышкой. В отделке металлических К. используются чеканка … Большая советская энциклопедия
кумган — (тюрк.), металлический или керамический сосуд для воды узкогорлый кувшин с дисковидным туловом, длинным носиком, ручкой и крышкой. Известен с древности на Востоке, в России с рубежа XVI XVII вв. * * * КУМГАН КУМГАН (тюрк.), металлический или… … Энциклопедический словарь
Кумган — м. Металлический или керамический сосуд в виде высокого узкогорлого кувшина с носиком, ручкой и крышкой (у тюркских народов и кавказских горцев). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
кумган — кунга/н, а, ч. У тюркських народів і кавказьких горців – високий глечик з носиком … Український тлумачний словник
кумган — іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови