Что такое культурный обмен
Что такое
Exchange Program?
Почему «Exchange Program», а не другая форма обучения за рубежом?
Главная цель программы – культурный обмен, полное погружение в жизнь другой страны: ее быт, язык, традиции, особенности. Ты сам становишься частью обмена именно тогда, когда не просто знакомишься с новой культурой, не просто учишься или живешь в США, но позволяешь ей стать частью себя и меняешься под ее влиянием.
В отличие от обучения в выбранной частной школе, где предусмотрено проживание на кампусе, в программе обмена ты учишься в настоящей государственной американской школе и живешь в хост-семье. Ты — 24/7 часть американской действительности.
Новая страна — новые правила
Из очевидного: языковая и культурная адаптация, тоска по близким, другие ценности, учеба по другим стандартам. Миллионы возможностей, открытий, много удивительного и парадоксального, адаптация к тому, что там считается нормой, даже если это совсем не “как дома”.
Культурный обмен начинается там, где заканчивается все удобное и знакомое, и начинается что-то настолько новое, что сперва хочется позвонить маме и улететь домой.
В хост-семье нужно учиться жить по правилам этой семьи, в школе – соблюдать установленные там порядки, и это может быть непросто, потому что совсем непривычно. Даже если дома тебе доверяли максимум полить цветы на балконе, в хост-семье у тебя может быть своя очередь мыть полы и посуду.
Чему тебя научит Exchange Year?
Хотя программа обмена — не про учебу в привычном смысле слова, ты точно многому научишься. У тебя не будет проблем с оценками или учителями – никаких будничных трудностей старшеклассника.
Учеба здесь – это про постоянный рост личности, расширение твоих границ возможного, допустимого. Каждый эпизод жизни по обмену встраивается в твою картину мира новой деталью, иногда кардинально ее меняя.
Ты будешь не только привыкать к новому, но и узнавать действительно неожиданные вещи о себе и своем окружении.
Ты научишься терпению, когда в тридцатый раз тебя попросят “сказать что-нибудь на родном языке”; научишься гибкости границ, когда окажешься в обществе, где другие понятия о свободе: в США подростки гораздо менее самостоятельны, чем например в России, поэтому контроля за тобой будет больше привычного; научишься находить компромисс, когда будешь самостоятельно улаживать возникающие трудности.
Ты научишься понимать, принимать, разъяснять и мыслить сквозь даже самые крепкие языковые и культурные барьеры.
Культурные обмены как фактор международной безопасности
24 октября, 2018
Культурные обмены как фактор международной безопасности
И.П. Пеев, А.В. Щелкунов [1]
Актуальность проблемы
Культурный обмен между народами является неотъемлемым качеством развития человеческого общества. Ни одно, даже самое могущественное в экономическом и политическом отношении государство, не в состоянии удовлетворить культурно-эстетические запросы и потребности своих граждан без обращения к мировому культурному наследию, духовному достоянию других стран и народов.
Обмен культурным достоянием между народами является исключительно важным и действенным фактором укрепления международной безопасности. Его роль и значение с каждым годом возрастают, поскольку усиливается динамика общественной жизни, а возникновение мировой паутины привело в последние десятилетия к нарастанию межкультурной коммуникации.
Современный мир переживает сложные и глубокие перемены. Укрепление международной безопасности и мирное развитие по-прежнему остаются приоритетами нынешней эпохи. Миролюбивые устремления, надежда на стабильность и прогресс являются общим чаянием всех стран мира. Однако международная обстановка продолжает оставаться неспокойной. Некоторые застарелые противоречия в течение длительного времени не находят разрешения.
Терроризм приобрёл международную опасность ещё в конце XX века. Базами терроризма стали целые государства: Пакистан, Афганистан. Во время захвата власти в Кабуле мулла Омар, бывший руководителем талибского Афганистана в 1996-2001 годах, намеревался захватить к началу нового XXI века, как он заявлял, «священные города» мусульман Бухару, Ходжент и Самарканд, а затем пойти в Казахстан и Россию для утверждения «зелёного знамени ислама».
Эти войны ведут негосударственные структуры против государств и их мирных жителей. Очередной акт такой войны со стороны негосударственных структур практически непредсказуем и часто бывает неотвратим. В качестве цели нападения используются обычные гражданские объекты, а средствами нападения становятся пассажирские самолёты, как это было в США в 2001 году, или автомобили, как в ряде случаев в России и в некоторых европейских странах, а также обыкновенные почтовые отправления.
Террористические организации рекрутируют исполнителей своих акций из мирных граждан. Как правило, это – безработные, в большинстве своём молодые люди с низким уровнем образования, довольно часто фанатизированные в конфессиональном и националистическом смысле.
Противодействовать этой глобальной угрозе можно только солидарными усилиями международного сообщества, избегая двойных стандартов в оценке деятельности террористических организаций, идеологи которых нередко прибегают к оправданию своих деяний к демагогическим заявлениям о целях национального освобождения.
Как показывает исторический опыт, для решения глобальных проблем, затрагивающих международную безопасность, стабильность и перспективы всеобщего развития, для противодействия общим вызовам, необходимо опираться на солидарные усилия всех государств и народов, укреплять международное сотрудничество.
Все страны, стремясь к процветанию, должны выстраивать свои отношения с другими субъектами международного права на принципах уважения и учёта интересов, поощрения и развития экономических связей и взаимодействия, содействовать культурным обменам и общению.
Культурные обмены как фактор укрепления безопасности
Культурные обмены помогают росту взаимного доверия во всех областях взаимодействия, в том числе и в сфере безопасности, способствуют становлению новых подходов, основанных на равенстве, солидарности и учёте взаимных озабоченностей, благодаря лучшему пониманию интересов и особенностей каждого участника процесса.
Культурные обмены способствуют росту доверия, что, в свою очередь, ведёт к решению спорных вопросов путём диалога и сотрудничества, укреплению и совершенствованию системы международных отношений.
Через культурные обмены всё более отчётливо проявляется общемировая тенденция к формированию многополярного мира. В то же время становится всё более очевидным, что процесс этот исключительно трудный, требующий сложения усилий всего международного сообщества.
Важнейшей особенностью развития современного общества является процесс взаимного проникновения культур, который в конце XX – начале XXI века приобрёл всеобщий характер. Можно сказать, что во многих странах в настоящее время сформировался общественный консенсус по вопросу о праве на существование различных стилей и форм творческого выражения и самовыражения.
Вместе с тем, современные информационные технологии: радио, телевидение, кинематограф, особенно сеть Интернет и другие СМИ, создали возможность для широкой интервенции в общественное поле дурновкусия массовой культуры, что стало характерным признаком культурного пространства в новых государствах, возникших после распада Советского Союза и Варшавского Договора. Для этих государств особую актуальность представляет проблема поиска своего места в мировом культурном пространстве, формирования национально ориентированных подходов во внутренней и внешней политике.
В истории человеческой цивилизации имеется достаточно примеров ухода в историческое небытие больших и малых народов, не преодолевших внутренних и внешних противоречий.
Расширение открытости России, да и других государств, привело к усилению их зависимости от происходящих в мире культурно-информационных процессов, прежде всего таких, как глобализация культурного развития и культурной индустрии, коммерциализация культурной сферы, сближение «массовой» и «элитарной» культур.
Этому способствовали также развитие современных информационных технологий и мировых компьютерных сетей, стремительное увеличение объёма информации и скорости её передачи, следствием чего становится снижение национальной специфики в мировом информационно-культурном обмене.
Сегодня не потеряли своей актуальности рекомендации ЮНЕСКО «О международном обмене культурными ценностями» от 26 ноября 1976 года, подчёркивающие, что культурные ценности являются основными элементами цивилизации и культуры народов и что расширение и укрепление культурных обменов, обеспечивающих более полное взаимное ознакомление с достижениями в различных областях культуры, содействует обогащению различных культур при уважении самобытности каждой из них, а также ценности культур других народов, составляющих культурное наследие всего человечества.
Взаимный обмен культурными ценностями с того момента, как он обеспечивается юридическими, научными и техническими условиями, дающими возможность предотвратить незаконную торговлю и нанесение ущерба этим ценностям, является мощным средством укрепления взаимопонимания и взаимного уважения между народами.
Глобализация затронула непосредственно международный культурный обмен. В связи с этим необходимо адекватное теоретическое обеспечение внешней культурной политики, отвечающее существующим потребностям. Однако пока нет оснований говорить о достаточном анализе текущих процессов и прогнозирования будущих.
На примере России и Болгарии мы можем говорить о том, что по-прежнему действует остаточный принцип финансирования культурной сферы.
В условиях, когда происходит всё более активное вовлечение граждан России и Болгарии, других стран на постсоветском пространстве и в Восточной Европе в международный культурный обмен, настоятельной необходимостью становится разработка в рамках культурной политики новых приоритетов международного диалога, базирующихся на принципах равенства всех участников международной коммуникации, вне зависимости от различия их ценностных систем и уровней социального развития, отказ от стремления к доминированию.
В этой связи хотелось бы сказать о том, что дальнейшему развитию культурных обменов мешают рудименты, сохранившиеся от прежней эпохи раздела мира на военно-политические блоки.
Российско-болгарское культурное сотрудничество
В качестве примера, свидетельствующего о серьёзном внимании со стороны государства к проблемам культурного обмена, можно привести деятельность Российского федерального агентства Россотрудничество. Его основной задачей является осуществление содействия установлению и развитию информационных, научно-технических, деловых, гуманитарных и культурных связей России с зарубежными странами через систему своих представительств и центров науки и культуры в других странах мира.
Многообразная деятельность в сфере культурного обмена осуществляется по линии российских неправительственных организаций. Одной из таких НПО является Союз друзей Болгарии (СДБ). Этот Союз в нынешних условиях – наследник и продолжатель созданной в конце 50-х годов XIX века первой российской неправительственной организации – Московского славянского благотворительного комитета. Инициатором его создания и одним из организаторов Комитета был Александр Викторович Рачинский – первый российский вице-консул в Варне.
Регулярные и плодотворные контакты СДБ поддерживает с болгарскими неправительственными организациями: Фондом «Устойчивое развитие Болгарии», Федерацией дружбы с народами России и СНГ, с Национальным движением русофилов и другими. Взаимодействие неправительственных организаций России и Болгарии, имеющих целью вовлечь в процесс сотрудничества в различных сферах общественной жизни широкие слои населения обеих стран, представляет собой исключительно позитивное явление.
В его основе – принцип взаимного уважения и равноправия сторон, стремление использовать всё лучшее, что зарекомендовало себя как наиболее эффективное в деятельности общественных организаций в предшествующий период. Работа этих организаций не преследует каких-то меркантильных интересов и односторонней выгоды и опирается всецело на творчество активной части общества. Благодаря этому удаётся при помощи демократических механизмов проводить свои идеи в жизнь.
Практика показывает, что этой деятельностью, по сути конструктивной и патриотичной, как правило, занимаются люди с высоким уровнем государственного мышления. Побудительные мотивы, которыми они руководствуются, имеют созидательное начало, они восходят к свойственным нашим народам идеалам добра и гуманизма.
Роль и задачи неправительственных организаций
Одним из примеров творческого взаимодействия неправительственных организаций наших стран с использованием новых технологий стал Международный интерактивный конкурс учащихся российских и болгарских школ на тему: «Что вы знаете об участии Болгарии в победе над гитлеровской Германией?», проведённый к юбилею Дня Победы в Великой Отечественной войне при совместном участии Московской организации Союза писателей России и Фонда «Устойчивое развитие Болгарии».
В конкурсе приняли участие школьники почти всех областей Болгарии. Трогательно было читать ответы на серьёзные вопросы учащихся младших классов. Понятно, что свои ответы они готовили с родителями или старшими братьями или сестрами. Но это и хорошо, что таким образом расширился круг участников конкурса. По его итогам одиннадцать болгарских и восемь российских участников были отмечены наградами. Конкурс показал, что современные технологии открывают новые возможности в культурном обмене, участниками которого являются неправительственные организации.
Деятельность неправительственных организаций – это показатель зрелости и уровня развития демократии в обществе. Попытки форсировать процесс, оказывать на него административное давление вызовут обратную реакцию и будут контрпродуктивными.
С другой стороны, внимание и поддержка инициатив неправительственных организаций со стороны государственных органов и муниципальных образований делает их масштабными и общественно эффективными.
С признательностью хотелось бы отметить, что в Варне несколько лет назад родилась новая форма культурного взаимодействия славянских литератур – фестивали поэзии «Славянское объятие».
Поэты – это пророки человечества. Первый поэтический фестиваль прошёл в 2007 году. Его участники – известные поэты Болгарии, Белоруссии, Македонии, Польши, России, Сербии, Словении и Хорватии – создали Международную славянскую литературную и художественную академию, избрав председателем выдающуюся поэтессу современной Болгарии Елку Няголову, которой принадлежит идея проведения поэтических фестивалей. Избрание стало выражением признания её поэтического таланта и организаторских усилий в практическом осуществлении этой идеи.
Проведение столь масштабных мероприятий, как варненские фестивали, было бы невозможным без энергичной поддержки муниципальных властей города. Варна в последние годы превратилась в мегаполис, комфортный для проживания её населения и открытый для многочисленных гостей из разных стран мира.
Символично, что именно поэты славянских стран стали предвестниками объединительных фестивалей, проводимых ежегодно уже в течение одиннадцати лет в дни, когда отмечается память великих славянских просветителей – Кирилла и Мефодия. За прошедшие годы Фестиваль «Славянское объятие» расширил географические масштабы.
Подобные поэтические праздники стали проводиться в Латвии, Македонии, Польше, Сербии, Словении, России, Республике Сербской и Хорватии. В каждой из этих стран были изданы сотни сборников стихов, переведённых с языков других славянских народов. Всё это обогатило поэтическую сокровищницу славянских литератур и всемирную литературу.
В последние годы настоящим центром культурного взаимодействия Болгарии с Россией и другими славянскими странами стал Санаторно-оздоровительный комплекс (СОК) «Камчия», возглавляемый видным болгарским политическим и общественным деятелем Станкой Шоповой.
Другим примером творческой синергии двух авторов из Болгарии и России стала работа над книгой «Ангел милосердия» российского писателя Анатолия Щелкунова и болгарского учёного, доктора психологических наук, профессора Илии Пеева. Книга издана московским издательством «Спутник +» в марте этого года. Её открывает предисловие, написанное И. Пеевым. В процессе написания книги российский автор поддерживал регулярные контакты с болгарским учёным. Это обогатило его творческую лабораторию новыми сведениями и подходами к изображаемым событиям и литературным героям.
Надеемся, что болгарский и российский читатель по достоинству оценят это произведение, ставшее наглядным примером культурного взаимодействия представителей двух народов.
Оба автора исходят в своём творчестве из того, что в современных условиях подлинно культурный человек в выражении своих мыслей и чувств должен акцентировать внимание не на том, что разделяет народы, а на том, что их объединяет.
В мире накопилось избыточно много отрицательной, разъединяющей народы и сердца людей энергии. Не ковыряние в ранах и смакование трупных останков составляют цель и миссию художника. Этого в истории человечества было предостаточно. А поиск красоты во взаимоотношениях народов и людей, поиск гармонии человеческих взаимоотношений, поиск добра и красоты, поиск энергии, наполняющей человеческие сердца радостью, милосердием и любовью.
Культурные обмены и сотрудничество неправительственных организаций как часть этого общего процесса могут стать существенным фактором противодействия манипуляциям общественным сознанием, идеям глобального сверхобщества и дегуманизации человека.
На встречах и конференциях, в ходе свободных дискуссий и непринуждённого диалога имеется возможность доводить до их участников и средств массовой информации гуманистические ценностные ориентиры, развенчивать двойные стандарты и несостоятельность мифологизированных представлений о прошлом, а также тенденциозность в подходах к различным актуальным проблемам современности.
В наш век единого информационного пространства подобные встречи и дискуссии представляют собой удобное полемическое поле. Тем самым реализуется потенциал структур народной дипломатии как фактора международной безопасности, содействующего усилиям государств в деле защиты национальных интересов и укрепления международного мира.
Программы культурного обмена за рубежом
Формирование программ культурного обмена за рубежом началось после Второй мировой войны. Основатели первых программ разумно предположили: чтобы избежать повторения катастрофы — нужно построить фундамент взаимопонимания и толерантности между людьми разных национальностей и религий. И начинать лучше всего со школьного возраста. Обучение в новой стране и проживание в чужом доме положительным образом сказываются на ребенке и его восприятии общества, и эта теорема уже доказана многочисленными примерами.
Программы культурного обмена, особенно которые поддерживаются на государственном уровне, стали достойной альтернативой обучению в средних школах за границей. Расходы на такую поездку не так ощутимо ударяют по семейному бюджету, а пользы не меньше. Агентство STAR Academy рассказывает в деталях, как стать участником такой программы, что она дает и кому подходит лучше всего.
Как выглядят программы обмена
В рамках программы обмена школьники приезжают учиться в государственные школы другой страны и участвуют в ее внеклассной и спортивной деятельности. При этом они живут в принимающей семье, которая берет на себя обязательства помочь с адаптацией и стать проводником в непривычной жизненной ситуации.
Все семьи проходят тщательный отбор и контролируются проверяющими органами. Как правило, ребенок проводит много часов со своей Host Family, наравне со всеми участвует в домашней жизни и семейных мероприятиях, имеет небольшие обязанности по дому. Школа располагается в легкой пешей или транспортной доступности, или же семья возит и забирает школьника на уроки и с уроков.
Минимальный срок участия — 1 академический семестр (4-5 месяцев), максимальный — полный учебный год (10 месяцев). В некоторых странах, например, Германии возможно остаться и на более короткий период — 2 или 3 месяца.
Повторное участие в программе не предусмотрено.
В Штатах я жил в очень классной семье, мы быстро подружились и постоянно что-то делали вместе: то жарили зефир на костре, то готовили традиционные блюда, то катались на водных скутерах. Каждый день был интересным, спасибо им за такую поддержку.
На уроках все очень отличалось от привычных порядков. Как у участника обмена у меня не было обязательных предметов, поэтому я выбрал все самое интересное. А список был огромный! Учителя относились с пониманием, и если чувствовали, что я не улавливал какие-то моменты, без проблем повторяли еще раз.
Бонусы и подводные камни
В программах обмена несомненно найдется больше плюсов, чем минусов Дети, оказавшись в другом культурном измерении, начинают шире смотреть на мир, видят разные подходы к образованию, могут выбрать необычные классы для изучения. Родители же заинтересованы, чтобы ребенок получил опыт самостоятельной и взрослой жизни, научился налаживать социальные связи и погрузился в быт другой страны.
Такая поездка станет хорошей мотивацией для углубленного изучения языка, географии и традиций нового места. Тем более, что школы активно поддерживают это и организуют специальные поездки и мероприятия для участников.
В лингвистической среде естественным образом происходит совершенствование всех навыков иностранного языка. А каждодневное общение в доме снимает языковой барьер и помогает набрать лексический вокабуляр, характерный только для носителей языка.
Прежде чем отправить дочку в Штаты, долго колебалась, все-таки подростковый возраст и дорога неблизкая. Хотелось быть уверенной, что путешествие пройдет спокойно и без сюрпризов. К счастью, с самого начала все складывалось очень хорошо. Принимающая семья перед приездом дочери сделала ремонт в комнате, поинтересовалась, какой цвет ей больше нравится, а потом очень тепло встретила цветами и тортиком.
Адаптация у дочки прошла легко и быстро, я получала от нее десятки фотографий и массу рассказов, как там все устроено и какие у них планы на выходные.
Рада, что мы решились на такой опыт. Ребенок увидел абсолютно другой мир, изнанку простой американской жизни и школы, много где побывал. И, конечно, английский после этой поездки значительно прогрессировал. Все ожидания себя оправдали.
К определенным пробелам программ можно отнести такой момент, что фактически они никак не помогают в поступлении в зарубежные вузы. Получение именно академических знаний отходит на второй фон. По возвращению могут возникнуть сложности в родной школе, особенно у старшеклассников, которым нужно сдавать ЕГЭ и готовиться к экзаменам. Учебные планы в системах образования иногда различаются. Это те моменты, на которые родителям стоит обратить свое внимание, оценить все риски и правильно расставить приоритеты в конечных целях.
Борис Самарянов, управляющий партнер STAR Academy
Популярные направления
Программы обмена зародились и получили свой основной импульс в США, поэтому неудивительно, что именно там самые налаженные процессы и отлично развитая инфраструктура. Одна из самых известных, зарекомендовавшая себя на рынке образования — Public High School Exchange Program USA.
С 1947 года и при поддержке местного правительства она помогает ученикам со всего мира побыть в роли американского школьника. Поехать в Нью-Йорк вместе с ней не удастся — обмен проходит лишь с государственными школами (40 разных) небольших городов — но исследовать Техас, Теннесси или другие штаты вполне возможно.
Расположенная по соседству Канада тоже пользуется популярностью. Здесь привлекательные условия обучения для иностранцев на всех уровнях образования. Это и хорошо оборудованные учебные заведения, и дополнительные музыкальные и спортивные занятия, и дальнейшие перспективы для поступления.
Можно подобрать оптимальный вариант и не в англоговорящих государствах, но тогда участник должен владеть языком выбранной местности на приличном уровне. Интересное направление, несмотря на это условие — Германия.
Исторически сложилось, что чаще всего российские студенты уезжают учиться на бакалавра или магистра именно в немецкие города. Программы обмена помогают интегрироваться в местное общество или просто познакомиться поближе со страной Баха, сосисок и готической архитектуры, даже если нет долгоиграющих перспектив.
В последние годы появляется очень много любопытных направлений, таких как Япония, Тайланд, Чили, Аргентина и т. д. Конечно, хочется, чтобы ребенок увидел разные континенты и культуры, но в любом случае лучше обращаться к проверенному посреднику с наработанными связями. Тогда вы можете быть уверены, что безопасность ребенка и его условия проживания соответствуют стандартам качества.
Семестр в Штатах прошел очень интенсивно. В школе давали много информации, да и на английском она шла сложнее, но потихоньку справилась. Занятия интересные, в школе запомнилась одна лабораторная работа по химии: вычисляли там массу Skittles, M&M’s и Starburst, а потом дружно все съели. В конце писали много проверочных работ. Отношение преподавателей просто потрясающее: перед самой сложной контрольной по математике учительница раздала нам печеньки для поднятия духа. А самый веселый экзамен получился по актерскому мастерству — выступали перед всем педагогическим составом и здорово импровизировали.
После классов бегала кросс-кантри, пела в театральной студии, участвовалаа в школьном мюзикле, ходила на футбольные игры и завела немало друзей и знакомых. Вместе с другими ребятами по обмену летали в Лос-Анджелес! Сделали кучу фотографий, посмотрели знаменитые Beverly Hills и аллею славы, побывали в Universal Studios, покатались на американских горках в парке Knotsberry farm. Незабываемое время!
Сколько стоит участие
В более близких европейских государствах общая сумма затрат будет зависеть от конкретного места. К примеру, в Германии это EUR 3 000 за 3 месяца или от EUR 8 000 за полный год.
Условия для российских школьников
Чтобы отправиться в это образовательное путешествие, школьник должен соответствовать следующим пунктам:
Список требований достаточно емкий и приемлемый. Помимо перечисленного, многое упирается в личную готовность и желание подростка. Если он действительно хочет, то это отличная возможность подарить ему неисследованный мир и запоминающиеся впечатления.