Что такое культурные архетипы
Архетип культуры
Смотреть что такое «Архетип культуры» в других словарях:
АРХЕТИП — (греч.) прообраз, первоначало, образец. В аналитич. психологию Юнга понятие А. вошло из произведений позднеантичных авторов. Юнг ссылался как на христ. апологетов и отцов церкви Иринея, Августина, Ареопагита, так и на иудеев и язычников… … Энциклопедия культурологии
архетип — (от греч. archetypos первообраз, дословно «древнейший образец») центральное понятие аналитической психологии. А. способ организации психики посредством форм, переходящих из поколения в поколение. Согласно К. Юнгу, А. представляет собой… … Большая психологическая энциклопедия
АРХЕТИП — (от греч. arche начало, typos отпечаток, форма, образец) прообраз, первоначало, образец. В аналитическую психологию К. Г. Юнга понятие А. вошло из произведений позднеантичных авторов. Юнг ссылался как на христианских апологетов и отцов церкви… … Философская энциклопедия
Архетип — (от др. греч. ἀρχή «начало» и τύπος «образец»): Архетип (психология) универсальные изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и… … Википедия
архетип — (от греч. arche – начало и typos – образ), первообраз, 1) обозначение наиболее общих изначальных мотивов и образов, имеющих общечеловеческое значение и лежащих в основе всех форм культуры. Термин впервые был применён в античности; в 20 в. введён… … Литературная энциклопедия
АРХЕТИП — понятие, широко использовавшееся в аналитической психологии К. Г. Юнга. Юнг различает личностное бессознательное и коллективное бессознательное. Личностное бессознательное это скопление вытесненных представлений. Коллективное бессознательное… … Современный философский словарь
АРХЕТИП — категория, обозначающая фундаментальные психические структуры, укорененные в «коллективном бессознательном», поэтому выступающие по отношению к сознанию отдельных индивидов как априорное знание (например, установка на созерцательно эстетическое… … Философия науки: Словарь основных терминов
архетип — (от греч. archetypon модель, первообраз) некий универсальный образ, мотив или сюжет, который наделен свойством вездесущности и пронизывает всю культуру человечества с древнейших времен до современности. Такие общечеловеческие символы, прообразы,… … Словарь литературоведческих терминов
АРХЕТИП — (от греч. – первообраз, первичня форма, образец)– центральное понятие аналитической психологии. А. – способ связи образов, переходящих из поколения в поколение. Согласно Юнгу А. представляет собой структурные элементы человеческой психики,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ — классификация культур по типу и определение места конкр. культуры в культурно истор. процессе; как метод исследования включает диахронный и синхронный подходы. Методол. основу классификации культур по истор. типу составляют разл.… … Энциклопедия культурологии
Архетипы в современной культуре.
Понятие архетип в современном представлении, встречающийся во многих сферах гуманитарного знания, ввел швейцарский психиатр, основоположник аналитической психологии – К. Г. Юнг.
В понятие «архетип» К. Г. Юнг закладывает в определенном смысле типовую характеристику слова «тип». Архетип(др. греч. «архе» – начало, принцип и «типос» – образ, отпечаток, форма, идея) – понятие, восходящее к философской традиции поздней античности.То, что подразумевается под «архетипом» проясняется через его соотнесение с мифом, тайным учением, сказкой.
По К. Г. Юнгу, архетипы являются врожденными у каждого человека, возникающие спонтанно – они не выдумываются, а «находятся» в подсознании человека.
Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации.
Далее, Юнг предполагал, что архетипические образыи идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе, религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.
Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.
В современной науке архетипы понимаются преимущественно как «базисные элементы культуры, формирующие константы модели духовной жизни».
А. П. Забияко считает, что в каждой национальной культуре доминируют свои этнокультурные архетипы, существенным образом определяющие особенности мировоззрения, характера, художественного творчества и исторической судьбы народа. Они представляют собой константы национальной духовности.
Характерными чертами культурных архетипов являются устойчивость и неосознанность. Они проявляются во всех сферах жизнедеятельности людей, но наиболее ярко проявляются в повседневной жизни. Культурные архетипы принципиально противостоят сознанию, а значит, их нельзя дискурсивно осмыслить и адекватно отразить в языке.
Культурный архетип иногда рассматривают как информацию, обладающую социально-управляющей ценностью.
Сторонники концепции культурвитализма отмечают, что культурные архетипы существенным образом определяют особенности мировоззрения, характер художественного творчества, стереотипные реакции на значимые ситуации, способы разрешения противоречий.
Культурные архетипы определяют не только развитие прошлого и настоящего, но и конструируют будущее культуры. От их целостности, свободы и аутентичности проявления зависит жизненность культуры. В случае разрушения, ломки культурных архетипов, замещении их чужеродными элементами культурная система утрачивает свою органичность, способность к самовоспроизведению, самосохранению и самовыражению.
А. П. Забияко отмечает, что культурные архетипы, выступающие базисными элементами культуры, которые формируют константные модели культурной жизни, могут быть двух видов: универсальные культурные архетипы и этнические.
В противоположность им этнические культурные архетипы представляют собой константы национальной духовности, которые выражают и закрепляют основополагающие свойства этноса как культурной целостности.
И. А. Есауловуточняет, что под архетипамиим понимается не коллективное бессознательное, а «культурное бессознательное: сформированный той или иной духовной традицией тип мышления, порождающий целый шлейф культурных последствий, вплоть до тех или иных стереотипов поведения. Таким образом, под культурным архетипом понимаются неосознаваемые человеком, неподдающиеся изменению глубинные установки, которые актуализируются в новых исторических ситуациях и определяют представления о человеке, его месте в мире, нравственные идеалы и ценностные установки.
Наряду с понятием «культурный архетип» многие исследователи используют термин «этнокультурный архетип», являющийся, по сути, синонимом первого.
К. Г. Юнг выделял 10 главных архетипов: Персона, Герой, Тень, Анима и Анимус, Великая мать, Бог, Ребенка, Мудрец и Самость.
Примеры архетипов, описанных Юнгом
АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРНЫЕ
Полезное
Смотреть что такое «АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРНЫЕ» в других словарях:
АРХЕТИП — (греч.) прообраз, первоначало, образец. В аналитич. психологию Юнга понятие А. вошло из произведений позднеантичных авторов. Юнг ссылался как на христ. апологетов и отцов церкви Иринея, Августина, Ареопагита, так и на иудеев и язычников… … Энциклопедия культурологии
КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ — наиболее фундаментальные, субстанциальные и субстратные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях, выделяемые исследователями сущностные свойства культуры, на основании к рых осуществляется систематизация… … Энциклопедия культурологии
ЭЛИАДЕ — (Eliade) Мирче (1907 1986) франц. философ культуры, исследователь мифологии, религиовед. писатель. Учился в лицее; поступил в 1925 в Бухарест. ун т (ф т филологии и философии), окончив его в 1928.Устойчивый интерес Э. клит ре, древней… … Энциклопедия культурологии
Деперсонализация — опыт лиминальности как метафизический опыт свободы. Человек является носителем свободы духовного начала, не врожденного генетически, добытийного и сверхбытийного, открывающегося в небытие. Именно эта открытость небытию и отличает человека от… … Проективный философский словарь
КУЛЬТУРА — (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… … Философская энциклопедия
ВАРБУРГ — (Warburg) Аби (1866 1929) нем. историк и теоретик искусства. Один из основоположников иконологии (наряду с Панофски). Внес значит, вклад в постижение внутр. динамики истории культуры, наметив картину конфликтного или более гармоничного… … Энциклопедия культурологии
ГЕРМЕНЕВТИКА БИБЛЕЙСКАЯ — отрасль церковной библеистики, изучающая принципы и методы толкования текста Свящ. Писания ВЗ и НЗ и исторический процесс формирования его богословских оснований. Г. б. иногда воспринимается как методическая основа экзегезы. Греч. слово ἡ… … Православная энциклопедия
ЮНГ (JUNG) Карл Густав — (1875 1961) швейц. психолог и психиатр. Созданная им аналитич. психология оказала значит, влияние на философию и социологию культуры. Ю. пересмотрел основные положения психоанализа (см. Фрейд), расширив понятие либидо до понятия психич. энергии… … Российская социологическая энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ — сфера знаний о психике людей и животных, т. е. о формах активности, отображения, регулирования, с помощью которых живые существа реализуют себя в бытии. Центральной проблемой П. на протяжении многих веков оставался человек и его субъективная… … Современный философский словарь
Реймс — Город Реймс Reims Герб … Википедия
9. Концепция культурных архетипов Е.Г.Юнга
9. Концепция культурных архетипов Е.Г.Юнга
В основу концепции культурных архетипов легли идеи аналитической психологии К. Юнга, культурно-исторической теории Л.С. Выготского, представление о культуре как ценностно-символической системе и духовной интенции жизнедеятельности людей.
Аналитическая психология утверждает, что, помимо индивидуального подсознательного, существует коллективное бессознательное отражение опыта предыдущих поколений. Этот опыт воплощается в архетипах – общечеловеческих первообразах. Архетипы выполняют функции первооснов мира и фундаментальных структур психики, задавая общую структуру личности и последовательность образов.
Архетипы проявляются в результате бессознательной деятельности в виде глубинных прообразов-символов. Архетипы противостоят сознанию, они недоступны непосредственному наблюдению, их нельзя адекватно выразить в языке. Культурно-историческая теория заявляет, что главная особенность онтогенеза человеческой психики – это интериоризация структуры его внешней, социально-символической деятельности.
«Натуральная» структура психических функций становится «культурной». Механизм социализации связан с усвоением зна-ково-символических (языковых) форм.
Задача символического интеракционализма – изучение социальных взаимодействий в их символическом содержании.
Современная культурология представляет два подхода к пониманию культуры.
Деятельный подход понимает культуру как духовный код жизнедеятельности человека, основы адаптации и самодетерминации индивида.
Ценностный подход рассматривает культуру как сложную иерархию идеалов и смыслов.
Смысл – это специфическая форма выражения деятельности человека в соответствии с теми или иными ценностями. Синтез указанных идей дает определение культурных архетипов.
Культурные архетипы – это архаические культурные первообразы, представления – символы о человеке, его месте в мире и обществе, нормативно-ценностные ориентации, «живые» в современной культуре. Культурные архетипы характеризуют устойчивость и неосознанность.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
29. Концепция символического интеракционизма. Концепция управления впечатлениями
29. Концепция символического интеракционизма. Концепция управления впечатлениями Символический интеракционизм – это теоретико-методологическое направление, анализирующее социальные взаимодействия преимущественно в их символическом содержании. Последователи этого
20 ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕЛОСТНОСТЕЙ
20 ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕЛОСТНОСТЕЙ Существует несколько типов классификации исторической динамики культуры.Достаточно распространенным является подразделение истории на каменный, медный, бронзовый и железный века.Каменный век – древнейший в развитии
2.2.8 Концепция эволюции культурных форм Г.Зиммеля, прогрессивного движения от механической к органической солидарности Э. Дюркгейма, от общности к обществу Ф. Тенниса
2.2.8 Концепция эволюции культурных форм Г.Зиммеля, прогрессивного движения от механической к органической солидарности Э. Дюркгейма, от общности к обществу Ф. Тенниса Немецкий мыслитель Георг Зиммель (1858 – 1918) в статьях «О сущности «культуры», «Изменение форм культуры»
3.4. Концепции идеальных, культурных типов
3.4. Концепции идеальных, культурных типов Концепцию идеальных типов предложил немецкий историк М. Вебер (1864–1920). Он стал рассматривать социокультурные интеграции, выделенные на основе анализа общества, по типу существующего в них господства. Идеальные типы – это схемы –
53. Причины культурных различий
53. Причины культурных различий Исследования культур различных стран указывают на тот факт, что в них есть как сходства, так и различия. Национальная культура одной страны отличается от национальной культуры другой страны, а вместе с тем они входят в общее понятие –
1. Причины культурных различий
1. Причины культурных различий Исследования культур различных стран указывают на тот факт, что в них есть как сходства, так и различия. Национальная культура одной страны отличается от национальной культуры другой страны, а вместе с тем они входят в общее понятие –
Значение культурных контактов с Италией
Значение культурных контактов с Италией Итальянское воздействие на Руси имело, как и в Польше, ограниченный характер. Оно распространялось на церковную и светскую архитектуру, крепостное строительство и элементы архитектурного декора. Скульптура на Руси
Природа культурных изменений
Природа культурных изменений Культурные изменения – это процесс, который сложно взять под надзор и контроль в аспекте как теории, так и метода. Мы сталкиваемся с проблемами, связанными как с вопросом «Куда это движется?», так и с вопросом «Откуда это появляется?». Мы имеем
Ночь в городе: фракталы культурных архетипов
Ночь в городе: фракталы культурных архетипов Ночь изначально обладает сложной, непроявленной внутренней структурой. Ночь – не просто «обратная сторона» дня, не просто подкладка дневного существования. В глубинах ночи не только спрятаны дневные конфигурации
Три вида культурных продуктов
Три вида культурных продуктов Французские ученые выделяют три вида культурных продуктов в зависимости от технических (степень их воспроизводства), экономических (способ коммерциализации) и социокультурных (большее или меньшее участие артистов в производстве)
Экономический анализ культурных индустрий
Экономический анализ культурных индустрий В 1970-х годах «культурные индустрии» становятся объектом исследования экономистов, которые пытаются интегрировать их в общую теорию экономики. Как известно, классические экономисты (А. Смит и Д. Рикардо) исключали культурные
Что такое культурные архетипы
pro искусство. запись закреплена
Архетипы в культуре
Архетипические образы всегда сопровождали человека, они являются источником мифологии, религии, искусства. В этих культурных формах происходит постепенная шлифовка спутанных и жутких образов, они превращаются в символы, все более прекрасные по форме и всеобщие по содержанию. Мифология была изначальным способом обработки архетипических образов.
С развитием сознания пропасть между ним и бессознательным углубляется, растет напряжение, перед человеком возникает проблема приспособления к собственному внутреннему миру. Адаптацию к образам коллективного бессознательного берут на себя все более сложные религиозные учения, вводящие все более абстрактные догматы. Чем прекраснее, грандиознее передаваемый традицией образ, тем дальше он от опыта нуминозного, тем сильнее отрыв сознания от архетипов коллективного бессознательного. Символы открывают человеку священное и одновременно предохраняют его от непосредственного соприкосновения с колоссальной психической энергией архетипов. Символы и церковные догматы придают форму внутреннему опыту священного. Мистика приобретает широкое распространение в кризисные эпохи, когда догматы окостеневают, когда с их помощью уже трудно передать непосредственный опыт архетипических образов.
Обособление сознания ведет к утрате равновесия, и бессознательное стремится «компенсировать» односторонность сознания. Если сознание уже не принимает во внимание опыт архетипов, если символическая передача невозможна, то архетипические образы могут вторгнуться в сознание в самых примитивных формах.
Архетипы не даны нам ни во внешнем, ни во внутреннем опыте — в этом смысле они гипотетичны.
Наиболее фундаментальны в составе культуры универсальные культурные архетипы и этнические культурные архетипы (этнокультурные архетипы). Универсальные культурные архетипы — укрощенного огня, хаоса, творения, брачного союза мужского и женского начал, смены поколений, «золотого века» и др. суть смыслообразы, запечатлевшие общие базисные структуры человеч. существования. В культуре культурные архетипы выступают в качестве спонтанно действующих устойчивых структур обработки, хранения и репрезентации коллективного опыта.