Что такое культура денег
Деньги как феномен культуры — история, теории, сущность
Тема денег в новом тысячелетии является активно воспроизводимой во всех видах человеческой коммуникации: о деньгах говорят между собой, пишут в СМИ, озадачиваются в исследованиях, выносят на обозрение как объект и предмет искусства и т.д.
Это интересно также и в той связи, что еще два столетия назад говорить о деньгах было не принято вообще. Данная тема не просто расценивалась как «низменная», но и не являлась «всеобщим предметом», поскольку деньгами обладали не все.
Сегодня же общество разбирается и с экономическими возможностями (рост покупательной способности), и с участием в общей экономическом развитии и т.д.
Мы наблюдаем, что деньги становятся:
В этой связи знакомство с феноменом денег представляется не просто интересным, но и поучительным. Начнем с самой идеи денег.
Идея и история возникновения денег
Идея денег в своем пределе воплощает идею изобилия. Несмотря на многочисленные и разноплановые определения этого феномена, все они сходны в главном, а именно:
это конкретный символ конкретного благосостояния и материальной обеспеченности и т.д.
показатель накопления, процветания, которые являются средством не просто для качественного существования, но и для самого продолжения жизни.
Известно, что в любой культуре существуют категории плодородия и изобилия, и позиционируются они как исключительно положительные, так как обеспечивают саму жизнь человека. Поэтому и стремление к деньгам, как знаку, воплощающему это изобилие, свойственно любому индивиду даже на уровне неосознаваемой цели. А вот в какой мере и в какой роли деньги проявляются в реальной жизни каждого – определяет культура того или иного народа, времени и т.д. Известно, например, Античность и Новое время благосклонно относились к этим вопросам, а вот христианство уже предлагало противоположную трактовку.
В России, к слову, в отличие от Европы, деньги не гарантировали полностью общественного уважения, а отсутствие их не являлось грехом. К слову, как раз в нашей стране тема денег имела определенное культурное табу.
Однако во всей человеческой культуре тема денег никогда не имела нейтральной «окраски», на протяжении всей истории именно здесь сталкивались главные позиции добра и зла.
В вопросе возникновения денег в экономических и прочих теориях нет особых расхождений, все они связывают происхождение денег с таким явлением как бартер, т.е. обмен.
Виды денег и их критерии
В ходе таких обменных «операций» началось выделение из имеющихся натуральных продуктов таких, которые могли стать средством этих операций, то есть являлись бы неким универсальным заменителем стоимости продукта. До появления собственно денег такими универсальными «заменителями» в каждом регионе определялись сами товары. Например,
Здесь важно отметить, что поначалу сущность таких «денег» определялась не их покупательной способностью, а, напротив, самим спросом на них, т.е. потребительской заинтересованностью. В этом случае роль играло не количество и не символ денежного заменителя, а сам этот заменитель.
Такое положение всегда приводило к тому, что даже в одном обществе не было единой универсальной формы денег, а существовало множество различных «товарных заменителей» им. Это существенно ограничивало и возможности обмена, и сами сферы, где он реализовывался и процедуры «конвертации».
Следующим историческим шагом развития данной темы становится ввод «заменителя» из металла. Первые такие деньги появляются в 7 веке до Рождества в Лидии. Состояли они из сплава (медь, золото, серебро), и весила такая монета 220 гр. Главными в этих деньгам виделись критерии:
Монета не истиралась и сохраняла внешние качества (в отличие, например, от пушнины или зерна). В таких образцах уже можно было собирать богатство или делить его. Оно было застраховано и от подделки.
Сущность этих металлических дензнаков также определялась материалом, а не количественным знаком монеты. Номинал денег лишь определял ценность этого материала, т.е. отображал вес, входящего в него серебра или золота.
Интересно одно событие, случившееся в нашей стране в 1662 году. Это был так называемый Медный бунт, возникший из-за введения в оборот монет из меди, которые приравнивались по стоимости к уже существовавшим серебряным деньгам. Если монета из серебра была значимым товаром сама по себе, так как изготавливалась из редкого металла, то уравнивание её с медным знаком воспринималось негативно.
Дальше появляются бумажные образцы, и качественная сущность денег просто заменяется их количественной сущностью. Важным уже становится именно знак на носителе, а не этот носитель. Современные образцы электронных денег вбивают «последний гвоздь» в эту проблему.
Теории происхождения денег
На сегодня в экономической науке представлены две основные теории появления (происхождения) денег:
Помимо экономической науки вопросом денег озадачивалась и философия.
Свою теорию денег в буржуазном обществе выдвинул и Г.Зиммель. Ученый настаивал на том, что их сила и значение в этом случае напрямую зависит от объема культурных функций, которые они намереваются или могут исполнять. По своей сути такая ценностная культурная позиция денег возникает не в эпоху всеобщей глобализации, как принято понимать, а как раз со времени появления буржуазии, которая и пытается утвердить именно количественную характеристику денег как главную, в отличие от ее качественной (ценностной) составляющей.
Роль денег и эволюция их сущности
Общий же исторический ход развития сущности денег может быть представлен в виде следующей схемы:
Мы видим, что в последней своей позиции сам человек исключен из сферы этих отношений. А деньги становятся критерием оценки как собственно его самого, так и сфер и образа его жизни, ранее имевших совсем иные критерии оценивания.
Деньги и демократия
Это ключевая позиция по изучению данного феномена. В демократичном обществе деньги становятся самым настоящим общественным институтом.
Это «инструмент» социального равенства, который создает «правильные критерии» ценностей. Человек обесценен как индивид, личностью его делает владение деньгами, а не индивидуальные возможности или достижения.
Предыдущая «схема» строения общества, где имелась элита с ее реальными героями, настоящими творцами и массой (без оных) отмирает. Ей на смену демократическая культура выводит безликую и одинаковую «толпу» с ее массовой культурой.
Изменяется и сама сущность денег в таком обществе, когда основным их значением для:
Почему так происходит? Потому что любая оценка выводит определенную иерархию, в которой что-то определяется как лучшее, что-то как посредственное (т.е. качественная позиция). Количественное же оценивание действует по-другому. Нет хорошего или плохого, есть большее или меньшее.
Наша презентация:
Отсюда возникает следующая дилемма культурологического плана. Что определяет само отношение человека к деньгам? Для традиционных обществ формированием такого отношения занималась культура. Сегодня общество с уже имеющимся «демократическим» (уравнительным) отношением к деньгам задает тон самой культуре.
Разумеется, нами представлен неполный анализ такого современного феномена культуры как деньги, а лишь обозначены его, на наш взгляд, основные культурологические «контуры».
Новое в блогах
Культура денег
Приступая к изложению материала, сразу определим читателя в понятии культура. Это понятие автором употреблено в самом широком толковании. Культурным становится то, к чему прикоснулась «рука» человека. Тогда культура это термин, определяющий уровень или степень или какое иное воздействие на что-либо находящиеся в сфере жизнедеятельности человека, на что воздействовал труд людей. Предположим, можно дать такое выражение культурное пастбище, поле, сад, общество и т.д.
Причем, в сфере жизни человека находится три формы качества товаров это и материальные, и коммуникативные (социальные и пр.), и духовные. Эти факторы, приспособленные людьми к употреблению, и несут в себе овеществленный человеческий труд. Так вот деньги это фактор необходимый в организации экономической системы, который несет в себе количество и качество воплощенного труда. Деньги как социальный фактор выполняют роль средства производства в производстве такой товарной формы как экономические отношения между людьми по поводу производства – обмена – потребления всевозможных товаров.
Поэтому культурные деньги это те формы их проявления, которые работают в соответствии с правилами, их объективного применения в меновом процессе или в ходе их работы. А у денег есть три формы качественно разнородных правил их работы.
В чем существо этих правил?
Первое качество правил заключается в том, что деньги в организации количества и качества пропорции менового отношения соединяют в систему экономический интерес двух (или более) сторон – это продавца и покупателя. Или обслуживают реальный процесс меновых отношений.
Второе качество правил работы денег, это то, что деньги как фактор экономики моделируют реальную форму товарного оборота. Это три формы денежного материала или материала, который воплощает количественно-качественную функцию пропорциональности менового отношения. Денежный материал имеет три качества культурности – это натурально-вещественную форму носителя; моделированную в виде особого рода специфического товара это золото, бумажные деньги, магнитные и пр. формы; это отраженные через сознание персоны собственности в виде стоимости, которая в свою очередь характеризует количество и качество богатства.
Третье качество правил заключается в том, что они отражают закономерности или тенденцию, или развитие самой формы сложности организации денежного обращения. Или деньги отражают возрастание их культурности, если считать уровень культурности в зависимости от воздействия человеческого труда. Здесь культура денег или воплощенный в деньгах человеческий труд раскрывается в процессе формирования трех уровней денежного оборота. Это работа денег в реальном экономическом обороте, это работа денег в сфере управления денежными процессами, это в сфере денежной науки или в сфере познания правил работы денег и формирования знаний об этих правилах и выработки методологии, технологии и Т.Д. работы денег.
Так что культурные деньги это те, которыми человек умеет управлять. Наука это та отрасль хозяйства, которая и отражает правила работы денег и показывает степень их культурности. Но процесс денежного оборота постоянно усложняется и потому всякий раз возникают условия, которые и обуславливают необходимость обновления и самих знаний. Что и требует постоянного окультуривания денег, так что бы они работами нормально.
АННОТАЦИЯ
Деньги традиционно относят к ведомству экономики. В статье на основе вновь вводимых источников деньги рассматриваются как культурный феномен в философии. Для ответа на поставленную задачу использовались соответствующие методы исследования, представленные философским теоретическим анализом научной и методической литературы по заявленной проблеме, общенаучным, диалектическим методом познания социальных явлений и процессов. На основе проведённого анализа авторы пришли к выводу о том, что в философии деньги являются культурным феноменом.
ABSTRACT
Money is traditionally referred to the Department of economy. In the article, on the basis of newly introduced sources, money is considered as a cultural phenomenon in philosophy. To answer the problem, we used the appropriate research methods presented by the philosophical theoretical analysis of scientific and methodological literature on the problem, General scientific, dialectical method of knowledge of social phenomena and processes. Based on the analysis, the authors concluded that in philosophy money is a cultural phenomenon.
Ключевые слова: деньги, культурологический аспект, философия денег, экономика.
Keywords: money, cultural aspect, philosophy of money, economy.
На сегодняшний день деньги все чаще становятся предметом исследования социальных наук, т. к. затрагивают общественную жизнь человека. Деньги играют незаменимую роль в жизни людей, указывают на отношения к различным материальным благам. В этом аспекте исторический взгляд на деньги был довольно узким, ведь деньги привыкли видеть только в их стоимостном выражении. Ни о какой культуре уникального начала не могла идти речь.
Сегодня потеря интереса к деньгам как к феномену культуры происходит в силу объективной причины. Процесс глобализации объединяет деньги в некое целое пространство, как будто стирая все границы различия денежных эквивалентов. Деньги начинают воспринимать исключительно как экономически-количественный феномен. Но могут ли деньги быть предметом исследования философии культуры?
Для начала разберёмся с таким главенствующим понятием, как «деньги». В наше время экономика предлагает следующее определение денег: «Деньги – это всеобщий эквивалент, особый товар, форма выражения стоимости всех других товаров» [1]. Деньги могут выполнять такие функции, как обмен, платёжеспособность, измерение стоимости и накопление богатства. Немаловажным является и тот фактор, что экономика не перестаёт исследовать денежные средства, открывая всё новые функции их использования. Более подробно об этом можно узнать, обратившись к общеизвестным теориям денег.
Постепенно с развитием теорий о происхождении денег возникает культурфилософский подход к деньгам: «. само понятие культуры оформилось в XVIII в. в качестве попыток противостоять вторжению принципов экономической рациональности в более широкие пласты социальной жизни и предотвратить господство экономических «стоимостей» [value] над подлинно социальными «ценностями» [worth]» [8, с. 373]. По факту, не существует ни одного достоверного источника, говорящего о происхождении денег, с которым полностью согласна наука. Поэтому выделяют две основные теории происхождения денег – эволюционную и рационалистическую.
Эволюционная теория гласит, что в процессе эволюции некоторые товары преобразовали в деньги путём подбора наиболее удачного эквивалента. А другая концепция – рационалистическая, рассматривает деньги как меру стоимости, которая может колебаться как в большую, так и в меньшую сторону. Достаточно вспомнить тот факт, что каждый товарообмен предполагал свой конкретный эквивалент в виде денег, который часто менялся. Это нередко приводило людей в замешательство.
В различных условиях, когда люди привыкли видеть деньги исключительно в выражении их меры стоимости, они представляются универсальным эквивалентом, который лишён уникального начала. Но первичное осмысление денег началось именно с философии культуры, которая предложила определённый аспект восприятия денег. Также она указала на некоторые ограничения в обществе, которые не всегда позволяли быть деньгам «универсалией».
Постепенно начал устанавливаться культурфилософский подход к деньгам. Тем не менее больший интерес для современников представлял экономический аспект, нежели культурфилософский, ведь деньги оценивались исключительно как мера стоимости.
Сегодня большая часть научно-экономической литературы не принимает культурфилософскую роль денег во внимание или вообще называет её не имеющей никакой логики. Мы согласны с мнением С.Н. Булгакова, что «экономический материализм чужд всякой этики, потому что он отрицает подлинность или, по крайней мере, самостоятельность всего неэкономического. » [2, с. 809]. Также важно отметить, что экономические и философские теории о происхождении денег сходны в том, что в обеих концепциях деньги появились из потребности обмениваться товаром, тем самым давая возможность приобретать именно тот товар, который нужен нам в определённое время.
Однако, несмотря на это, во всех культурах отводилась особая роль деньгам. Универсальность денег заключалась в той роли, которую отводила им сама культура, и понять эту роль можно было только через саму эту культуру. Благодаря этому мы можем рассматривать деньги через привычный для нас жизненный уклад. Деньги проявляют себя в той роли, которая отводится им в заданной культуре и никак по-другому. А культура уже организует экономическую жизнь людей.
Роль денег не является предметом экономического анализа, она обуславливается культурой. Поэтому культурфилософский аспект не поддаётся изменениям, связанным с экономическим анализом, и выносится за рамки экономики. Роль денег формируется из того, на что указывает культура, а значит, каждой культуре свойственна роль денег, закреплённая определённой установкой самого общества. Но важно отметить и тот фактор, что культура не позволяет вседозволенный обмен, т. е. где товаром может стать абсолютно всё, будь то любовное признание, слово чести или продукты общественного потребления. Роль денег фиксирует смысл – для чего они существуют помимо экономического значения. Это некое представление о деньгах, которое показывает, как нужно относиться к деньгам, а как не нужно и для чего они служат в нашем обществе.
Рассуждения о деньгах доступны каждому из людей, поэтому каждый индивидуально рассматривает различные подходы к проблемам в своей культуре. Исходя из этого, деньги можно отнести к частному случаю феноменов культуры.
Поэтому рассматривать роль денег необходимо через определённые признаки. За основу можно взять религиозное начало культуры, ведь религия – это начало культуры, а культура является религиозной основой. Религиозное начало обусловливает конкретную роль денег. Считается, что деньги представляют собой лишь средство или материал тех отношений, которые существуют между внешними факторами бытия. Смысл целого состоит лишь в том, чтобы прочертить линию, указывающую на конечные ценности [5, с. 312].
Как явление культуры деньги несут на себе все свойства данной культуры. Поэтому необязательно смотреть, как деньги ведут себя в конкретных сферах культуры. Достаточно поверхностно изучить саму культуру, к примеру, посмотреть на ценности общества, их философию, литературу, различные традиции и т. д.
Таким образом, мы выяснили, что деньги являются предметом исследования философии культуры, но традиция осмысления денег остаётся до конца не исследованной. В современном мире всё чаще финансовые кризисы происходят из-за факторов, которые не были изучены окончательно. К такому фактору можно отнести социокультурный аспект восприятия денег. Именно поэтому экономической науке следует обратиться к философии культуры за разъяснением, так как роль денег – это культурфилософское представление, сопутствующее деньгам в культуре. Роль денег в культуре передаётся из поколения в поколение и, можно считать, обладает постоянством, которое может адаптироваться, принимать в себя что-то новое, превращаться в комплексы различных представлений о деньгах и т. д. Также очевиден и тот фактор, что количественный аспект денег вытеснил достоверные знания о них, которые были изначально заложены самой культурой. Поэтому и появилась необходимость культурфилософского осознания роли денег.
Список литературы:
1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2007. – 860 с.
2. Булгаков С.Н. История экономических и социальных учений. – М.: Астрель, 2007. – 992 с.
3. Васильева И.А. Деньги как феномен культуры: к вопросу о границах культурфилософского исследования // Вестник Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. – 2011. – № 3. – С. 12-18.
4. Вебер М. Избранные произведения. Протестанская этика и дух капитализма / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990. – 520 с.
5. Зиммель Г. Философия денег / Пер. с англ., вступ. статья, сост. и общая ред. А.Ф. Филиппова // В сб. «Тео-рия общества». – М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 1999. – 416 с.
6. Зомбарт В. Буржуа: евреи и хозяйственная жизнь. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 617 с.
7. Иллюстрированная энциклопедия символов / Сост. А. Егазаров. – М.: Астрель, 2007. – 988 с.
8. Слейтер Д. Забирая рынок у экономистов: анализ рынков в экономической социологии. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. – 395 с.
Культура денег
Деньги — это инструмент, который делает нашу жизнь более удобной и комфортной
Культура денег
Деньги — это инструмент, который делает нашу жизнь более удобной и комфортной
Страна Юлия Ремпель
У денег есть один малоизученный аспект, связанный с темой человеческих отношений, в которых они играют немаловажную роль, — культура пользования. Как влияют деньги на институт семьи, каким будет общество будущего, что изменится вместе с деньгами под влиянием цифровых технологий, — об этом рассуждает наш постоянный колумнист, владелица бутика Le Grand Bazaar Юлия Ремпель.
Деньги — это инструмент, который делает нашу жизнь более удобной и комфортной. Хорошие врачи, детские сады, университеты — с нашего первого дня мы зависим от денег, они влияют на качество жизни. Сегодня меняется форма денег, а вместе с ней и мир. Скоро не будет нужды нажимать на кнопки, информация о нашей финансовой ситуации будет считываться с сетчатки глаза, можно будет расплатиться за покупку взглядом. Вместе с этим станут более прозрачными наши границы, мы не сможем спрятаться в мир наличных денег. Это печально, но неизбежно — движение к стиранию личных границ идет и не зависит от нашей воли.
Динамика жизни, необходимость зарабатывать деньги, их новая форма уже влияют на межличностное общение: у людей нет времени любить, жить чувствами, мы становимся похожими на роботов. Эти факторы вмешиваются в модель семьи, разрушительно влияя на нее. Практичный подход подрывает основы романтики — поход в кино, цветы, кофе в кафе с любимым человеком чаще воспринимается как трата, нежели чем необходимость и удовольствие. Молодые все реже устраивают пышные свадьбы, считая эти расходы бесполезными. Партнеры в браке забывают о том, что семья — это совсем иной вид партнерства, непохожий на финансовое взаимодействие в бизнесе.
Деньги, семья и гендерный вопрос связаны, и это тоже влияет на все сферы жизни. В Европе, Америке уже давно считается нормальным женское лидерство в бизнесе, те же процессы постепенно идут и в России. Это правильно и хорошо. С другой стороны, женщина была создана, чтобы согревать семейный очаг, и я совершенно с этим согласна. Семья — это не игрушка, ей нужно уделять много времени. Бизнес не должен мешать проводить время с семьей, его нужно организовывать таким образом, чтобы он этому не препятствовал. Если это условие соблюдено, то финансовый успех женщины становится еще одним скрепляющим семью механизмом: более высокий социальный статус и независимость всегда привлекательны.
Еще один сложный момент в жизни семьи — финансовое взаимодействие родителей и детей.
С одной стороны, обеспечивая детей всем необходимым, мы лишаем их азарта зарабатывать самим, добиваться исполнения своих желаний, потому что предыдущее поколение уже все для них сделало. Есть много примеров, когда, получив изрядное состояние, дети богатых людей растрачивали его за несколько лет и оказывались совершенно неспособными что-то делать самостоятельно. С другой стороны, любой человек, заработав много денег, начинает помогать другим, участвует в благотворительных акциях. И как женщина, как мать, я думаю: что же мы делаем — помогаем чужим людям? А как же наши дети? И здесь я прихожу к выводу о необходимости ввести в постоянный обиход родительско-детский интерактив под названием «Культура пользования деньгами». Лучше всего воспитать своих детей так, чтобы они смогли в будущем правильно использовать средства, привить им культуру правильного обращения с финансами. Гарантий успеха нам в этом, к сожалению, никто дать не может, но делать это нужно непременно. В основе должна быть формула, по которой дети могут пользоваться состоянием родителей, способы, время и основания использования. Такая практика существует в Европе и Америке, она показывает, что при таком подходе детям довольно сложно ошибиться. Тогда у детей будет больше шансов выстроить нормальную жизнь, создать счастливые семьи и, может быть, продолжить семейную традицию обучения культуре денег.
Лучше всего вкладывать в образование своих детей, дать им возможность выбрать область, в которой они найдут себя. Человек не может быть счастливым, выполняя нелюбимую работу. Это то, на что никогда не стоит жалеть денег, в этом отношении счастье наших детей находится в наших руках.
В понятийном смысле деньги и счастье абсолютно не связаны. Деньгами ты покупаешь картинку. А счастье — это внутреннее, очень глубокое чувство. Можно иметь очень много денег и не получать от них абсолютно никакого внутреннего удовольствия. Можно иметь перед глазами Лазурный берег и не радоваться этому. Но если ты занимаешься любимым делом, приносящим тебе радость каждый день, то у тебя есть шанс стать по-настоящему с (Юлия Ремпель) частливым человеком.
— Партнеры в браке забывают о том, что семья — это совсем иной вид партнерства, непохожий на финансовое взаимодействие в бизнесе>.