Что такое культовая фигура
Культовая фигура
Культовая фигура — человек, ставший объектом поклонения благодаря своим достижениям. Это могут быть реальные достижения, но может быть и экстравагантность личности, и пятнадцатиминутная слава. Культовыми фигурами могут быть политики, актеры, литераторы. О них часто говорят, что они выражают дух времени или поколения. Количество поклонников той или иной культовой фигуры может быть разным. Это может быть узкая субкультура, но может быть и население целой страны или группы стран. Иногда культовая фигура хорошо известна лишь представителям субкультуры, но может быть совершенно неизвестна вне этой субкультуры. Культовую фигуру могут также называть знаковой фигурой или лицом, например «лицо новой волны французского кинематографа».
Кого относят к культовым фигурам
Не существует единой точки зрения о том, кого относить, а кого не относить к культовым фигурам.
Так обычно называют человека, являющегося объектом поклонения небольшой группы поклонников, а не всего общества, по крайней мере ставшего известным не в силу общепринятых критериев.
В некоторых случаях известность культовой фигуры может перерасти рамки субкультуры.
Что касается общепризнанных знаменитостей, то их не принято называть культовыми фигурами.
Это заготовка статьи о культуре. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. |
Это незавершённая статья о культуре. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. |
All translations of Культовая фигура
Историческое значение
Вам будет интересно: Слова с двойным значением: определение, примеры употребления
В переносном значении
В современном обществе редко можно встретить настоящие культы с обрядами и ритуалами. Однако все еще существуют люди и произведения искусства, известные и уважаемые настолько, чтобы сформировать вокруг них какой-то особый уровень почтения и восхищения. Это может быть, к примеру, талантливый политик, интересный фильм, роман-бестселлер или дорогая картина. Такие вещи вполне можно назвать культовыми.
Вот несколько примеров того, как можно употребить слово «культовый» в этом значении:
В узких кругах
Несмотря на то, что нельзя считать небольшие объединения людей по интересам полноценными культами или даже чем-то близким к ним, прилагательное «культовый» в их отношении все же прижилось. Так говорят о чем-то очень известном в сравнительно небольших группах людей. Например:
То есть, данное значение слова «культовый» подразумевает, что названный персонаж, исполнитель или автор может не быть кумиром миллионов, но считаться легендой в определенных группах людей.
Культовая фигура
«Сначала я заметил катушку, потому что несколько лет назад мне уже приходилось видеть изображения подобных аппаратов. «Хэнк, ты можешь себе представить? Эти люди еще давным-давно пытались создать двигатель, который будет извлекать статическое электричество из атмосферы, преобразовывать его и создавать собственную энергию. Им это не удалось, и они сдались». Она указала на неровные очертания аппарата. «Но вот и он».
Эйн Рэнд «Атлант пожал плечами»
В восемь часов вечера 20 июня 1957 года в танцевальном зале отеля «Дипломат» в Нью-Йорке открылась конференция, посвященная ожидаемому визиту «космических людей» на планету Земля. Извещение о предстоящем мероприятии заранее появилось в Бюллетене межпланетных связей. Организаторов мероприятия было трое: Джордж Ван Тассел, автор книги «Полет на летающей тарелке», Джордж Кинг, неоднократно заявлявший о своей телепатической связи с инопланетянами, и Маргарет Сторм, написавшая оккультную биографию Тесла «Возвращение миротворца» — книгу, материалы для которой были получены посредством радиотелетайпа Тесла, созданного ученым в 1938 году для межпланетного обмена информацией. К 1 июля планируются крупномасштабные операции в Вашингтоне и Нью-Йорке, а также на большей части территории Северной Америки. Было доподлинно установлено, что Тесла — выходец с Венеры, попавший на нашу планету еще ребенком в 1856 году и оставленный в отдаленной провинции некой горной страны, известной ныне как Югославия.
Среди участников конференции был человек, постаравшийся не привлекать к себе внимания. Это был агент ФБР, которому поручили собирать материалы для все разрастающегося досье на загадочного сербского изобретателя Николу Тесла. Вполне возможно, что копию изданного после конференции бюллетеня прочел и Дж. Эдгар Гувер, человек, весьма озабоченный растущим интересом к феномену летающих тарелок и аурой таинственности, окружающей многих приверженцев этой гипотезы.
Предположение Маргарет Сторм о том, что Тесла родился на другой планете, чтобы даровать нам электричество и систему обмена информацией, основано на весьма интересной истории отношения ученого к массовой вере в существование жизни на Марсе. Под влиянием политики Маккарти и страха коммунистического (инопланетного) вторжения, а также теософской литературы Сторм заявила, что Тесла является представителем «расы шестого колена» — нового вида людей, возникшего в процессе земной эволюции. Помимо прочего, Сторм была приятельницей Артура Мэттьюза — автора книги «Стена света: Никола Тесла и космический корабль с Венеры». Мэттьюз — эксцентричный инженер-электрик, однажды в 1930-х годах написавший Тесла, утверждал, что он сам и его предполагаемый работодатель Тесла много раз путешествовали к ближайшим от Земли планетам на борту космического корабля с Венеры, а также что Тесла в 1970 году продолжал жить, но на другой планете.
В течение многих десятилетий воспринимаемый как оккультная фигура, Тесла послужил прототипом множества безумных ученых в научно-фантастической литературе. Например, был использован Эйн Рэнд — последовательницей полурелигиозного движения «Нью Эйдж» — для создания образа Джона Голта — героя романа «Атлант пожал плечами». Разработки Тесла послужили основой технологий будущего, описанных Джеймсом Редфилдом в бестселлере «Десятое пророчество» (1996 год). Тесла-инопланетянин был сыгран рок-звездой Дэвидом Боуи в фильме Николаса Рэга «Человек, который упал на Землю». Росту популярности Тесла среди молодежи США способствовала и рок-группа, названная его именем.
Однако в Японии культовый статус Тесла неоднозначен. С одной стороны, доктор Йоширо Накамацу — известнейший современный изобретатель, создавший, помимо прочего, гибкий магнитный диск, является большим поклонником Тесла и даже учредил праздник в его честь. С другой стороны, секретные военные разработки Тесла привлекли внимание одной из опаснейших современных сект.
Через месяц после землетрясения в Кобе в январе 1995 года, разрушившего город и унесшего жизни 5000 человек, последователи «харизматического психопата» Сёко Асахары — человека, ответственного за отравление токийского метро зарином, вылетели в Белград в надежде проникнуть в музей Тесла и захватить чертежи якобы разработанной изобретателем телегеодинамической машины, способной вызывать землетрясения. Секта Асахары, известная под названием Аум Сенрикё, имеет разветвленную международную сеть, включающую десятки тысяч членов из полудюжины стран. Многие имеют доступ к современнейшим технологиям и военным базам данных по огнестрельному и лазерному оружию, а также к другим, еще более секретным системам вооружения. Случившееся землетрясение нарушило планы секты по завоеванию мирового господства. Не желая признавать естественную природу события, Асахара заявил, что катастрофа в Кобе была вызвана электромагнитными экспериментами японских мегакорпораций либо американскими (или русскими) военными при помощи телегеодинамической машины Тесла.
Кристофер Эванс в своей книге «Культы безумия» высказывает предположение, что секты являются для современных людей «временной передышкой» — способом справиться с загадками бытия и преодолеть постоянную тревогу, отдохнуть от бешеного развития прогресса. По мнению Эванса, секты возникают с целью поиска «Святого Грааля» — секрета мироздания. Сам Тесла называл свой передатчик усиления «философским камнем». Т. е. философским камнем для Тесла был механизм, позволяющий изменить общество и связать весь земной шар. Следуя путем Гёте, Тесла считал, что во Вселенной существует иерархия разума. Его изобретения не просто подчинялись этому природному закону — через них люди могли стать подобны богам и наладить связь с соседями по Вселенной.
«Согласно эзотерическим идеям по отношению к истории, — писал русский философ П.Д. Успенский, — ни одна цивилизация не началась сама по себе». По словам астролога Дэйна Радьяра, все эзотерические школы содержат учение о других (высших) измерениях. Некоторые люди, которых иногда называют аватарами, являются «сеятелями», несущими в себе знание, способное привести культуру к совершенству.
Тесла обладал таким знанием, которое по разным причинам отвергалось официальной наукой и обществом или намеренно подавлялось силами, считавшими разработки ученого опасными для себя. Однако суть работ Тесла доступна исследователю. Тесла, названный популярным автором течения «Нью Эйдж» Робертом Антоном Уилсоном «иллюминатом», остается культовой фигурой благодаря окружающей его таинственности; волшебник послужил прототипом бессчетного количества научно-фантастических персонажей. А главное — Тесла дает ответы тем, кто внимательно изучает его работу в поисках ее сокровенного смысла.
В ряду других культовых фигур Тесла занимает уникальное положение, поскольку многие его изобретения были приняты современным миром высоких технологий. Если бы Тесла в зените славы удалось воплотить в жизнь уникальный план всемирного радиовещания, неизвестно, по какому пути пошла бы история и как могла бы измениться наша жизнь.
Культовые фигуры Среднего Зауралья. Часть 1
Особым видом плоского литья, свидетельствующим о зачатках металлургии и закреплении некоторых аспектов духовной жизни в художественно оформленные образы, являлось изготовление медных и бронзовых культовых фигур древним населением Среднего Зауралья. Вылитые в металле причудливые фигурки полу-людей – полу-зверей, необычного вида птицы и животные, отображают комплекс определённых верований первобытных людей, своеобразные идеологические представления. Культовые изображения являлись важнейшим компонентом обрядовых действий, связанных с плавкой металла, охотничье-промысловой магией, почитанием тотемных предков. Изучение культовой символики проливает свет на мифологические, анимистические представления, социальную структуру древних уральцев в 1–ом тыс. до н.э.
В советское время находки перешли в Свердловский областной краеведческий музей. Вообще, всерьёз изучением накопанного никто не занимался, и археолог Валерий Трофимович Петрин как-то заметил, что на материалах музея, не отходя от каталожных ящичков и шкафчиков с глиной, костью и металлом, можно защитить не одну кандидатскую диссертацию. Культовые фигуры, как и многие вещи, получив прописку в музее, поначалу оказались обезличенными, без обозначения места находки и кем найдены. На помощь, чтобы разгрести музейное добро, призвали варяга, и Владимир Яковлевич Толмачёв, сложил из десяти гнилушек, не то сосны, не то лиственницы, Шигирского идола, месяц за месяцем, составлял новый каталог, из всех предметов собрал три громадные коллекции. В музее появился и личный толмачёвский фонд под № 139.
С 1898 года полтысячи открытых В.Я. Толмачёвым памятников эпохи камня, бронзы и железа в пределах пяти уездов: Екатеринбургского, Верхотурского, Ирбитского, Камышловского, Шадринского ожидали от учёного дальнейших полевых исследований, новых подходов в анализе эпох, конечных выводов. Из зарубежной специальной литературы Владимир Яковлевич особенно ценил «Железный век» шведского археолога Оскара Монтелиуса, разработавшего типологический метод в археологических исследованиях. С уровня изучения отдельных находок, археология перешла на более высокий – описательно-таксономический уровень. В.Я. Толмачёв стоял в начале научной карьеры, но все задумки перечеркнула Гражданская война. С приходом большевиков к власти, установлением советско-партийного режима, после национализации 1918 года, и когда само слово «археология» было объявлено буржуазным, почётному дворянину города Шадринска места на родной земле не оставалось. Чувствуя за спиной смрадное дыхание ЧК, уральскому археологу пришлось податься в эмиграцию, раствориться в людском муравейнике – в Китае, сгинуть бесследно.
В 1959 году появился в свет «Каталог археологических коллекций Свердловского краеведческого музея», составленный Елизаветой Михайловной Берс – археологом, музейным работником, преподавателем Уральского госуниверситета им. А.М. Горького. Е.М. Берс ( в девичестве – Никифорова ) родилась в семье разночинцев на Угре – реке смоленской земли, где первый государь объединённой Руси Иван Третий дал понять хану Ахмату, что власть Большой Орды была, да вся вышла. Родным городом Елизаветы Михайловны был уездный центр Юхнов, обязанный своим появлением Юхновской Пустыни – мужскому монастырю, выстроенному во времена Ивана Грозного. Весной засушливого, неурожайного 1921 года, внезапно вспыхнувший пожар испепелил Юхнов, и погорельцы Никифоровы поехали на край света, на Урал. В Екатеринбурге, в это время, становилось туговато с провизией, но ситуация с едой сложилась не настолько жутко, как тогда, в 1921 году, получилось в солнечной Башкирии и вечно голодном Поволжье.
В Екатеринбурге Елизавета Никифорова познакомилась с молодым археологом Александром Берсом и в возрасте двадцати двух лет вышла за него замуж. Александр Алексеевич Берс был не на много старше своей жены – на пять лет, происходил из дворянского рода Берсов – полу-русских, полу-немцев. В годы кровавой междоусобицы Берс метался между красными и белыми, то сидел в плену, то бежал из плена. В 1922 году Александр Берс окончил Смоленский археологический институт и отправился на Урал, поскольку на Русской равнине и кроме берсов хватало городцовых и спицыных. Занимаясь организацией музейного дела, раскопками стоянок, преподаванием, публикацией статей, А.А. Берс заслужил научное признание. Он считал, что Уральский край – всего лишь, имеющая свои особенности, часть единого историко-культурного массива от Восточной Европы до Западной Сибири, и в деле изучения истории уральской провинции предстоит громадная работа. Берс имел прямое отношение к «идолам», выставлял на показ в Антирелигиозном музее, лично нашёл крупную антропоморфную фигуру близ озера Исетского.
Павел Алексеевич Дмитриев родился на рубеже веков, в 1902 году. Родному городу Тюмени Павел Дмитриев предпочёл Москву. Мысль будущего учёного была проста: получить добротное столичное образование и вплотную заняться археологией на уральской стороне. С 1926 по 1940 год П.А. Дмитриев провёл обследование стоянок на Исетском озере и в верховье реки Исети, жертвенного места на Чёртовом Городище, разведал исетские берега от города Свердловска до границ Челябинской области. Кандидатская диссертация на тему «Шигирская культура» в немалой степени была построена на шигирских древностях.
К началу 20-го века Шигирский тофяник дал несколько тысяч находок от мезолита до раннего железного века, среди которых присутствуют предметы духовной сферы протоугров. В статьях «Культура населения Среднего Зауралья в эпоху бронзы» и «Шигирская культура на восточном склоне Урала» П.А. Дмитриев уделяет большое внимание религиозным представлениям восточно-уральского населения эпохи бронзы, а также горному делу, имевшему в древности сакральный смысл. Приезжая из столицы на Урал, время от времени покидая место своей постоянной работы – Государственный Исторический музей на Красной площади, встречаясь на раскопе с женщиной-археологом, Павел Алексеевич не мог оставаться равнодушным к Елизавете Михайловне Берс, ни как к учёному, ни как к молодой вдове, которая была очень даже «ничего». Роман закончился, когда в двери вломилась война. В июле 1941 года П.А.Дмитриев записался добровольцем в 1-ю московскую стрелковую дивизию народного ополчения и погиб на фронте в декабре 1943 года.
Равдоникас в младенчестве потерял мать, отца, был обижен жизнью, в юности потрошил курганы родного Тихвинского уезда, вступил в большевистскую партию, потом наплевал на неё, учился в Петроградском университете, стал «археологом-марксистом», своими погромными выступлениями прижал к ногтю весь археологический свет дореволюционной России. С 1927 года В.И. Равдоникас осел в Ленинграде, археологию переиначил в «историю первобытного общества», исследовал Старую Ладогу, онежские и беломорские петроглифы, Оленеостровский могильник, а с 1940 года с наукой завязал, перешёл к написанию бессмертных трудов. Так вот, Д.Н. Эдинг, заворожённый резной высокохудожественной деревянной скульптурой, не заметил в груде накопанных черепков послания, в виде двух глиняных табличек с письменными знаками пятитысячелетней давности. Не так давно надписи дешифровали, и они, написанные в протошумерском ключе, в архаичном варианте протописьменности, гласят о каком-то жертвенном даре богам, почитавшимся на святилище, раскопанном Д.Н. Эдингом. Таким образом, мало того, что деревянные идолы Горбуновского торфяника, в виде людей, животных, птиц, являются прообразами медных и бронзовых культовых фигур, найденные таблички указывают на генетическую связь, пусть процентов на десять, древних уральцев с населением Месопотамии.
Валерий Николаевич Чернецов, подобно Николаю Николаевичу Миклухо-Маклаю, провёл немало времени среди туземцев, но не Новой Гвинеи, а Нижнего Приобья – обских угров. В.Н.Чернецов (1905-1970 гг.) посвятил свою жизнь истории, археологии и этнографии. Периодами, начиная с 1923 года и до конца своей жизни, Валерий Николаевич работал в этнографических экспедициях у лозьвинских, сосьвинских, обских манси. Будучи сотрудником Института археологии Академии Наук СССР, вёл археологические исследования в Нижнем Приобье и на Ямале. Вместе со своей второй половиной – Вассой Иосифовной Мошинской, Валерий Николаевич изучал древнюю скульптуру Урала и Западной Сибири. В своих работах учёные также уделили большое внимание изучению антропоморфного литья. Особое место в научной биографии В.Н. Чернецова занимали уральские наскальные изображения, которым он отдал многие годы упорного труда. Одновременно с поисками «писаниц», В.Н. Чернецов суммировал многие факты и наблюдения этнографического характера из области материальной и духовной культуры хантов и манси. Полученные данные позволили учёному сделать вывод о наиболее вероятной принадлежности «писаниц» предкам обских угров. Для выяснения содержания, назначения, датировки наскальных изображений, В.Н. Чернецов использовал, в том числе, материал по найденным в Зауралье медным и бронзовым культовым фигурам, образы которых встречаются в сюжетах наскальных рисунков.
- Что такое культовая организация
- Что такое культовое кино