Что такое кубизм в живописи простыми словами
Что такое Кубизм
Значение кубизма
Кубизм — это европейское авангардное течение в искусстве, которое возникло во Франции в начале 20 века.
Его основной характерной чертой является использование геометрических фигур для изображения природы, людей, объектов.
Кубизм возник в Париже. Он связан с именами испанского художника Пабло Пикассо (1881–1973) и французского художника Жоржа Брака (1882–1963).
Картина «Авиньонские девицы», написанная Пабло Пикассо в 1907 году, считается отправной точкой этого инновационного движения.
Кубизму характерны геометрические формы, фрагментация и разложение предметов, плоскостей и перспектив.
Художники-кубисты больше не обязаны были отображать вещи так, как они выглядят в реальности, как того требовал Ренессанс.
Кубизм считается «искусством для ума», в котором каждый аспект должен быть проанализирован и изучен в отдельности.
Кубы, цилиндры и сферы — вот обычные для кубизма фигуры. Но в отличие от абстракционизма эти геометрические фигуры употребляются для отображения чего-то конкретного.
Помимо Пикассо и Брака, к кубистам причисляют испанского художника Хуана Гриса (1887–1927) и французского художника Фернана Леже (1881–1955).
Периоды кубизма
Течение кубизма имело три периода: Сезанновский (1907–1909), аналитический (1910–1912) и синтетический кубизм (1913–1914).
Сезанновский или пре-аналитический кубизм
Также известный как пре-аналитический кубизм, этот период считается самой ранним этапом кубизма (1907–1909).
За основу брались работы французского художника Поля Сезанна. При этом большое влияние оказывало африканское искусство; использовались простые формы.
Эксперименты с формами Поля Сезанна (1839–1906) вдохновили художников-кубистов. Работы Сезанна не обладали всеми характеристиками, присущими кубизму. Но при этом некоторые его идеи послужили фундаментом для Пикассо и иных художников при создании кубизма.
Пример картины Сезанновского кубизма
Аналитический кубизм
Второй период кубизма (1909-1912). Считается «истинным кубизмом».
Картины сложно разобрать, потому как в этот период художники используют многочисленные геометрические формы. И предметы на картинах как будто распадаются на эти формы.
Опять же влияние Африканского искусства достаточно сильно. В картинах превалируют монохромные тона, основные оттенки — зелёный, коричневый и серый.
Художники рисовали в упрощённой манере, используя прямые равномерные линии.
Пример картины аналитического кубизма
Синтетический кубизм
Этот период (1913–1914) выделяется техникой коллажа, которая была использована для восстановления предметов на картине, которые до этого распадались на формы.
Поэтому этот этап также известен как «коллажный кубизм».
В отличие от работ периода аналитического кубизма, предметы на картинах синтетического кубизма сохраняли свой внешний облик. Но лишь настолько, чтобы они были узнаваемы.
Первопроходцем коллажного кубизма считается испанский художник Хуан Грис (1887–1927). Он же начал использовать более яркие и интенсивные краски в своих работах.
Пример картины синтетического периода
Особенности кубизма
Среди основных черт кубизма можно выделить:
Кубизм в литературе
Кубизм был присущ и другим видам искусства, помимо живописи, таким как литература.
Литературный кубизм стремился «уничтожить» синтаксис. Слова разделялись, порядок слов в предложениях нарушался. Это приводило к полному отсутствию линейности повествования.
Одним из основных представителей литературного кубизма был французский поэт Гийоом Аполлинер (1880–1918).
Кубизм – модернистский стиль в живописи XX века: суть направления, история, фазы развития
Кубизм (фр. Cubisme) — стиль в живописи, являющийся одним из модернистских направлений. Кубизм зародился во Франции а начале XX века. Художники-кубисты раскладывали трёхмерные объекты на отдельные элементы и переносили их на двумерную плоскость. На первый взгляд кубизм — упрощение. Но в итоге кубистам удалось расширить возможности человеческого взгляда на изображаемые объекты. Предметы на картинах изображены так, будто на них одновременно смотришь с разных сторон. Получается, что сводя трёхмерный мир к двухмерности, художники-кубисты на самом деле словно открывали портал в четвёртое измерение!
Кубизм позволил живописцам отражать свойства художественных объектов, которые невозможно отразить классическими живописными методами. Кроме того, перед творцами открылись новые колористические возможности: геометризм нового стиля позволяет акцентировать внимание на цвете.
История кубизма
Истоки кубизма искусствоведы усматривают в работах Поля Сезанна (Paul Cézanne). Базовые принципы зарождающегося стиля критики отмечают в его полотнах «Горы в Провансе» и «Гора Сент-Виктуар со стороны Бельвю».
Немалое влияние оказали и эпистолярные советы мэтра молодому художнику Пабло Пикассо (Pablo Picasso): в переписке Сезанн советовал смотреть на художественную натуру как на слияние простейших геометрических форм.
Пабло Пикассо, внимательно отнёсшийся к рекомендациям старшего коллеги, и стал основателем кубизма. Именно в его творчестве многогранно раскрылись возможности живописного анализа и синтеза: разбирая объекты на элементы, Пикассо затем конструировал из этих «лоскутов» новую реальность.
Кубизм появился на свет в 1905-1907 годах. Первым полотном, открывшим начало новой вехи в истории живописи, считаются «Авиньонские девицы». А название ему дал художник Анри Матисс (Henri Matisse) в 1908 году. Взглянув на картину Жоржа Брака (Georges Braque) под названием «Дома в Эстраке», Матисс выдал знаменитую фразу: «Bizarreries cubiques!» В переводе — «Что за кубики!»
Направления и фазы кубизма
Искусствоведы выделяют три направления или, точнее, фазы развития кубизма:
Кубизм стал одним из самых известных направлений живописи, своеобразным манифестом изменений в творческом подходе. Картины знаменитых художников-кубистов входят в число самых дорогих лотов на аукционах.
Куби́зм — модернистское направление в изобразительном искусстве
Пабло Пикассо, «Мертвые птицы», 1912
«Все имеют право меняться, даже художники» Пабло Пикассо
Куби́зм (фр. Cubisme) — художественное движение в изобразительном искусстве в начале XX века зародившееся во Франции. Это модернистское направление представляло собой революцию в живописи и скульптуре. Влияние кубизма ощущалось также в области литературы, особенно в трудах Гертруды Стайн, Джеймса Джойса и Уильяма Фолкнера, которые применяли принципы абстрактного языка, повторения и использования нескольких повествователей. А в музыке композитор Игорь Стравинский приписывал кубизму влияние на свое творчество.
Что такое кубизм
Художники-кубисты отвергли унаследованную концепцию о том, что искусство должно копировать природу или что художники должны принять традиционные методы перспективы, моделирования и ракурса. Они разрушили традиционную перспективу и моделирование в круглой форме, чтобы подчеркнуть двумерную плоскость изображения.
Они уменьшали и дробили объекты в геометрические формы, а затем перестраивали их в пределах неглубокого, похожего на рельеф пространства. Они также использовали множественные или контрастные точки обзора.
Приняв эти меры, они отказались от традиционного «иллюзионизма» в живописи и радикально изменили наш взгляд на мир.
«Кубизм – самая полная и радикальная художественная революция со времен Ренессанс» Джон Голдинг
История
Пабло Пикассо, «Авиньонские девицы», 1907
На картине изображены пять обнажённых девиц легкого поведения, написанных в разной манере.
Источниками вдохновения при написании этой картины для художника послужили работа Поля Сезанна «Купальщицы» и выставка масок Черного континента, которую Пикассо посетил в Этнографическом музее Парижа.
Поль Сезанн, «Купальщицы», 1900
Пикассо не решался выставить свою работу на всеобщее обозрение, и она оставалась невидимой до 1916 года. Лишь в 1920-м картину приобрел французский модельер, коллекционер и меценат Жак Дусе. А впервые на выставку «Авиньонские девицы» попали в 1937 году. Сегодня работа находится в нью-йоркском Музее современного искусства.
«От прежней живописи кубизм отличает то, что он не является искусством, основанным на имитации, но – на концепции, и стремится возвыситься до созидания» Гийом Аполлинер
Ответом Брака на первоначальную работу Пикассо была его картина 1908 года «Большая обнаженная», отмеченная включением методов Поля Сезанна в качестве отрезвляющего влияния. Так началась первая эпоха кубизма, известная как аналитический кубизм, который определялся изображениями предмета сразу с нескольких точек зрения, создавая раздробленный, многомерный эффект, выраженный через ограниченную палитру цветов.
Поль Брак, «Большая обнаженная», 1908
Термин кубизм впервые был использован французским критиком Луи вокселем в 1908 году для описания пейзажных картин Брака. Художник Анри Матисс ранее описывал их Воксселю как состоящие из кубиков. Этот термин не был широко использован, пока пресса не приняла его для описания стиля в 1911 году.
Жорж Брак, «Бутылка», 1914
Хуан Гри, «Груши и виноград на столе», 1913
Фернан Леже, «Типограф», 1919
Фазы развития кубизма
Сезанновский кубизм
Первый этап, который также был известен как докубизм, он находится под сильным влиянием французского живописца Поля Сезанна и его знаменитой манере воспроизведения природы в картинах с использованием цилиндров, сфер и конусов. Художники не удовлетворились попытками отречения от перспективы и стали стремиться свести изображение к фундаментальным геометрическим формам.
Поль Сезан, «Пьеро и Арлекин». Картина написана Сезанном за 19 лет до возникновения кубизма
Вторая фаза кубизма-аналитический кубизм
Аналитический кубизм считается одной из основных ветвей кубизма. На этом этапе кубисты “анализировали » естественные формы и сводили их к основным геометрическим частям, чтобы создать двумерную плоскость изображения.
В этой фазе цвет практически отсутствовал, за исключением случаев, когда художники использовали монохроматические схемы, включавшие синий, серый и охристый цвета. Аналитические кубисты больше фокусировались на таких формах, как сферы, цилиндры и конусы, чтобы представлять естественный мир. Из-за этих особенностей произведения, созданные Пикассо и Браком, имели стилистическое сходство.
Жорж Брак, «Скрипка и кувшин», 1910
Третий этап кубизма-синтетический кубизм
Впервые элементы синтетического кубизма появились в работах испанского художника и скульптора Хуана Гриса. Это движение кубизма было охарактеризовано введением различных поверхностей, текстур, папье-колле, элементов коллажа и большого разнообразия слитой предметной области. Это было первое введение коллажных материалов в качестве важного компонента изобразительного искусства. Синтетический кубизм фактически сталкивает несколько объектов вместе.
Пабло Пикассо, «Натюрморт с мандолиной и гитарой», 1924
Хуан Грис, «Рюмки, газета и бутылки вина», 1913
Каковы наиболее важные характеристики кубизма?
В кубизме не соблюдены пропорции, органическая целостность материальных объектов. Полотно художника больше напоминало поле битого стекла, говорили некоторые критики.
Кубизм считает” целостный » образ, воспринимаемый сетчаткой глаза, искусственным и условным, основанным на влиянии прошлого искусства. Кубизм отвергает эти образы и признает, что перспективное пространство является иллюзорным и рациональным изобретением или знаковой системой, которая исходит из искусства Возрождения.
«Предмет, писанный по принципу кубизма, может считаться законченным тогда, когда исчерпаны диссонансы его» Казимир Малевич
В работах кубистов вместо образа внешнего мира нам дается свой собственный мир, аналогичный природе, но построенный на иных принципах. Кубисты стремятся воспроизвести различные точки зрения одновременно, они пытаются имитировать способность разума абстрагироваться и синтезировать свои различные впечатления о мире в новые целостности.
Любовь Попова, «Портрет философа», 1915
Влияние кубизма
Кубизм в живописи
Пионерами кубизма были Пабло Пикассо и Жорж Брак, но движение было принято и далее развивалось многими художниками, такими как Фернан Леже, Хуан Грис, Марсель Дюшан, Роберт и Соня Делоне, Альберт Глейзес, Роже де ла Френе и Жан Метцингер.
Художники-кубисты придерживались концепции, что искусство не должно копировать природу и что они не должны принимать традиционные методы моделирования, перспективы и ракурса. Художники хотели подчеркнуть двухмерность холста, поэтому они дробили и уменьшали объекты в геометрические формы, а затем перестраивали их в мелком, рельефном пространстве. Специфической особенностью также было использование нескольких или контрастных точек обзора.
Богумил Кубишта, «Пьеро», 1911
Кубизм в скульптуре
Хотя кубизм был в первую очередь связан с живописью, это направление также оказало большое влияние и на скульптуру 20-го века. Наиболее важными скульпторами-кубистами были Раймон Дюшан-Вийон, Александр Архипенко и Жак Липшиц.
Александр Архипенко, «Идущая Женщина», 1912
Александр Архипенко, «Царь Соломон», 1963
Пабло Пикассо, «Голова женщины», 1908
Кубизм в архитектуре
Основоположником архитектурного кубизма стал чешский архитектор, градостроитель, дизайнер мебели, преподаватель и теоретик Павел Янак (1882-1956). В своей работе «Призма и пирамида» Янак описал теоретические основы архитектурного кубизма.
Источником, вдохновившим Янака, был природный процесс кристаллизации. Суть его теории сводилась к тому, что в природе есть сила, которая заставляет материю изменяться и принимать геометрическую форму.
В начале 1910-х Прага была вторым по значению – после Парижа – центром этого художественного направления в Европе.
К 1913 году в Праге были возведены несколько зданий, геометрической формы, напоминающих кристаллы. Наиболее яркий и выразительный из них – «Дом у Черной Мадонны»
Дом «У Черной Мадонны», музей кубизма в Старом городе Праги
Дворец Ассамблеи, Чандигарх, Индия. 1951-1962, архитектор Ле Корбюзьеи
Кубизм художники
Пабло Пикассо
Пабло Пикассо. Три музыканта, 1921
Пабло Пикассо. Кирпичный завод в Тортосе, 1909
Жорж Брак
Жорж Брак и Пабло Пикассо, 1950 год
«В картине объект разлагается на многие углы зрения в стремлении довести до зрителя самую полную информацию. Он объединяет разные углы зрения, например, прямой с боковым, вид сверху, снизу, и разъясняет очертания, скрытые от зрителя. В основном, преобладает многоцветность, отсутствуют свет и атмосфера – аналитический кубизм» Жорж Брак
Жорж Брак, «Гитара, фрукты и кувшин», 1928
Жорж Брак, «Бутылка и рыбы», 1910-12
Жорж Брак, «Дом в Эстаке», 1908
Хуан Грис
«Кубизм есть только новый способ представления вещей» Хуан Грис
Хуан Грис, «Портрет Пикассо», 1912
Хуан Грис, «Человек в кафе», 1912
Альбер Глез
Альбер Глез (1881 — 1953) — французский художник, философ и теоретик кубизма. Альберт Глейз и Жан Метцингер написали первый крупный Трактат о кубизме, Du «Cubisme», 1912.
Альбер Глез, «Портрет Жака Найраля», 1911
Альбер Глез, «Пейзаж», 1914
Жан Метценже
Жан Доминик Антони Метценже (1883 – 1956) был крупным французским художником XX века, теоретиком, писателем, критиком и поэтом, который вместе с Альбертом Глейзсом написал первую теоретическую работу по кубизму.
Жан Метценже, «Женщина с лошадью (Всадница)»
Жан Метценже, «Жар блю», 1912-13
Влияние кубизма на современное искусство
Кубизм далек от того, чтобы быть художественным движением, ограниченным историей искусства, его наследие продолжает вдохновлять творчество многих современных художников
Никас Сафронов, «Путин в кубизме», 1999
Никас Сафронов, «Отдыхающая на белой ткани на фоне природы»
Георгий Курасов
Андрей Саратов, «Женщины Шарлотенбурга», 2016
Андрей Саратов, «Аннушка», 2016
Ирина Ласкинa, «Still Life-cubism», 2015
Ия Саралидзе, «Тореадор», 2014