Что такое ктп в школе
Что следует учитывать при составлении календарного плана
Календарно-тематическое планирование (КТП) – это головная боль для школьных учителей. Ведь два раза в год учителям приходится не только планировать учебный процесс, но и заполнять огромное количество отчетов и журналов техники безопасности.
Для того чтобы ускорить и облегчить написание календарного плана, ниже составлены список рекомендаций и план действия.
Во-первых, что такое календарный план и для чего он нужен?
Календарный план – это документ, который определяет, в какой последовательности и в какие сроки вы будете проходить с учениками ту или иную тему. Этот документ распределяет учебную нагрузку. Согласно КТП заполняется журнал. При грамотном составлении календарного плана планировать уроки проще и быстрее.
Советы для составления календарного плана
Результаты на конец полугодия, четверти, темы и урока должны быть заранее спланированы.
Итак, каков план действий при составлении КТП?
Если КТП правильно составлен и продуман, остается гораздо меньше работы в течении всего учебного полугодия, ведь цели урока и цели всего учебного процесса будут ясны.
“Постановка целей является первым шагом на пути превращения мечты в реальность” – Тони Роббинс.
Примерные методические рекомендации по составлению календарно – тематического планирования по учебным занятиям.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Примерные методические рекомендации
по составлению календарно – тематического планирования
по учебным занятиям.
Календарно-тематический план преподавателя является обязательным документом, способствующим организации учебного процесса по дисциплине, обеспечивающим методически правильное планирование выполнения учебной программы в строгой последовательности и увязке со смежными дисциплинами.
Рекомендации по назначению КТП
КТП – документ, регламентирующий деятельность учителя по выполнению учебной программы по предмету.
КТП является обязательным документом учителя – предметника, руководителя кружка, спортивной секции, факультатива, способствующим организации учебного процесса, обеспечивающим методически правильное планирование выполнения учебной программы в строгой последовательности и увязке со смежными дисциплинами.
КТП составляется на конкретный учебный год в соответствии с учебным планом школы на основе программы по предмету.
Задачами составления КТП являются:
— определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме;
— определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса.
КТП рассматривается на методическом объединении учителей, согласовывается с заместителем директора по УВР и утверждается директором образовательного учреждения не позднее 10 сентября текущего года.
Степень разработанности КТП является критерием профессионализма учителя.
Календарно-тематический план необходим: 1) при подготовке к занятиям необходимых наглядных пособий; 2) При планировании проведения лабораторных и практических работ, экскурсий и т.д.; 3) Для осуществления систематического контроля со стороны завуча и предметного МО за ходом выполнения программы и равномерной загрузкой учеников.
При разработке КТП учебного курса учитель реализует последовательность следующих действий:
— прогнозирование, предвидение хода и результатов работы;
— разработку программы необходимых мер, последовательности действий;
— выбор наиболее оптимальных методов и приемов для их осуществления;
— точный расчет деятельности во времени и установление сроков начала и окончания ее этапов;
— определение форм и методов учета и контроля результатов деятельности.
2. Требования к структуре и оформлению календарно – тематического планирования
2.1. КТП включает в себя следующие структурные элементы:
— календарно – тематические планы по классам.
2.2. Титульный лист должен содержать следующие сведения:
— название документа (календарно-тематический план);
— название предмета (должно соответствовать названию в учебном плане);
— реквизиты рассмотрения и утверждения календарно – тематического планирования.
2.4. Календарно- тематический план учителя должен содержать следующие разделы:
В графе «№ урока» применяется сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие количества часов программы и КТП, учитель по своему усмотрению в скобках может дать нумерацию и внутри каждого раздела.
В графе «Дата проведения урока» даты должны быть напечатаны (написаны) на весь учебный год, а коррективы вносятся в отдельную колонку.
В графе «Тема урока (раздела)» прописывается тема каждого урока, которая должна быть четкой, лаконичной, емкой, сформулированной в соответствии с программой.
Необходимо выделять каждый блок тем и прописывать отведенное количество часов.
Тема, записанная в журнале, должна соответствовать теме планирования.
В КТП не должно быть таких тем, как подготовка к контрольной работе, работа над ошибками, подготовка к ЕНТ и т.п.
В графе «Контроль» учитель прописывает виды и названия работ:
по физике, химии, биологии – контрольные, практические и лабораторные работы, тесты;
В графе «Примечания» могут содержаться пометки, сделанные учителем в процессе работы по данному тематическому планированию, например:
— используемая дополнительная литература
— содержание индивидуальных заданий для слабоуспевающих учащихся.
— запланированная индивидуальная работа с одаренными учениками;
— используемые нетрадиционные формы уроков;
— необходимое оборудование на уроке и др.
Учитель имеет право по своему усмотрению включить в КТП графы, необходимые для работы: домашние задания, тип урока и др.
В течение учебного года возможна корректировка планирования в зависимости от уровня обучаемости и обученности классов, темпов прохождения программы, других ситуаций, при условии прохождения тем, в соответствии с Государственным стандартом обязательного минимума содержания образования. Коррективы вносятся в графу «Примечания».
Содержание плана учебного предмета должно соответствовать содержанию программы, по которой ведётся обучение.
По предметам естественно-математического цикла включается графа проведения лабораторных, практических, контрольных и самостоятельных работ. Завучу отдельно сдаётся этот график работ.
Содержание плана учебного курса должно соответствовать содержанию программы, по которой ведется обучение.
КТП учителя: инструкция для новичков
Екатерина Черникова
«Календарно-тематическое планирование для меня — это…»
Когда я попросила коллег продолжить эту фразу, в очередной раз убедилась в том, что учителя — суперответственные люди и к данному документу относятся серьезно, понимая, что КТП учителядолжно быть основой качественно организованной работы. Правда, убедившись в том, что функцию свою оно не выполняет, — отчего, кстати, становится обидно — многие стараются времени на него тратить поменьше и обращаются к нему нечасто, но есть оно у всех. И даже те, кто нашел КТП в интернете или у коллег, пытаются соотнести его с реальностью и выжать из него хоть что-нибудь полезное.
КТП учителя: инструкция для новичков
Мой личный опыт
Когда я впервые столкнулась с написанием КТП, получила следующую инструкцию: придумай формулировки, которые будешь записывать в журнал, или возьми у кого-нибудь готовые.
Понятно, что с таким подходом сложно получить полноценный документ, на основе которого учитель сможет организовать свою работу в рамках целого курса. Но знаю, что и сегодня такое есть.
Однако поскольку мне очень повезло с научным руководителем в университете, и последние два года учебы я фактически провела на кафедре методики, я понимала, из каких этапов состоит изучение определенной темы и никаких трудностей написание плана у меня не вызвало, кроме распределения часов.
К счастью, моя трудовая деятельность началась до введения ФГОС, поэтому я застала те прекрасные времена, когда в рамках одной темы были уроки введения, закрепления, повторения, актуализации знаний. Однако и эта система оказалась неидеальной: были дети, которым явно не хватало отведенных часов.
Если была возможность, я проводила дополнительные консультации для ребят, а если время не позволяло или непонимающих было много, приходилось отступать от КТП учителя.
Когда я сказала об этом завучу, услышала, что темы в журнале должны совпадать с КТП и, если придут ко мне на урок, они опять же должны совпасть. Проблемы и успехи детей никого не интересовали.
В итоге КТП превратилось для меня в бумагу, минимально наполненную смыслом, с которой я просто списывала темы в журнал. Уже после урока.
В отдельной тетради я записывала итоги каждого урока и планировала следующий, подбирала наиболее интересные формы работы и контроля, придумывала новые наглядные материалы и рабочие листы. Так у меня появилось второе КТП, которое содержало гораздо больше информации о каждом уроке и которое можно было корректировать, ориентируясь на реальных детей.
Бывает ли по-другому?
Когда я обсуждала с коллегами вопросы, связанные с КТП, никак не ожидала, что и здесь невольно напросится сравнение советского и российского образования.
Стажисты, закончившие вузы в конце восьмидесятых, говорят, что у них никогда не было проблем с написанием планов как отдельных уроков, так и всего курса, потому что их прекрасно научили этому в институте.
Многие коллеги, ставшие учителями в условиях институтов уже российских, говорят о том, что они хотят и умеют работать с детьми, но терпеть не могут работу с документами. Я и сама при случае говорю, что пришла в школу детей учить, а не бумаги писать.
Не хочется искать виноватых, но, может быть, нас просто этому не научили?
Получается, мысль о том, что у каждого учителя должно быть КТП, все еще жива, а вот традиция написания основы для качественной работы утеряна. То, что должно нам помогать в проведении уроков, вызывает раздражение, желание написать, сдать и забыть. Ну и сегодняшние программы, предлагающие практически каждый урок изучать новую тему, усугубляют ситуацию.
Вряд ли кому-то встречался класс, состоящий из двадцати-тридцати одаренных детей, готовых учиться и показывать качественные результаты в таких условиях. А если такой план реализовать невозможно, зачем тратить на него время?
Что делать?
Возможно ли изменить ситуацию? С одной стороны, вряд ли, ведь каждый год от нас требуют сдать КТП, содержащее определенную, довольно краткую информацию: номер, тема, количество часов. При заполнении журнала, в том числе и электронного, добавляется домашнее задание. Может, не так и плохо, что на контроль мы должны предоставить только это.
Времени требуется немного и, действительно, год от года можно ничего не менять, конечно, если повезет и не сменится учебник. На этом можно и остановиться, но тогда КТП однозначно уходит в разряд непонятно зачем написанных бумаг.
Учитель, глядя на такой план, вряд ли сможет представить в подробностях каждый свой урок. Подготовка любого отдельного урока требует огромное количество времени. А мы же все здесь по призванию, люди идейные!
Так что, если душа все-таки требует, есть вариант немного облегчить эту работу: составьте более подробное планирование для себя. Такое, которое действительно будет работать на вас.
Каким может быть КТП учителя?
Выводы ниже были сделаны на основе опроса и последующего бурного обсуждения данного вопроса с учителями из нескольких школ.
От нумерации, формулирования тем и количества часов мы, конечно, никуда не уйдем. С этого и стоит начать. Разделив программу на блоки, постараемся выделить в каждом время для закрепления изученного. Сделать это в рамках ФГОС очень сложно, но это нужно нашим детям, поэтому мы продолжаем изобретать.
Представляя свой идеальный урок, добавляем информацию о формах работы и контроля, продумываем наглядный и раздаточный материал, оборудование, критерии оценки и самооценки, интернет-ресурсы, которые планируем использовать.
Вступаем в неравный бой и пытаемся встроить изученное в систему знаний: связать старое и новое, проследить межпредметные связи, чтобы в нужный момент память выдала то, что нужно. Пишем волшебное слово «дифференциация» и уже при подготовке урока вспоминаем, что нам нужны задания разных уровней сложности, а также дополнительная работа для тех, кто справляется раньше.
В журнале в графе «домашнее задание» мы запишем номера и страницы, а вот в плане логичнее записать, что нам нужно проверить после урока, сформированность каких конкретных умений или навыков.
В зависимости от предмета наверняка добавятся еще какие-то детали. Например, для меня как учителя английского языка важно использование аутентичных материалов. Тем, кто готовит детей к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ нужно учесть, что подготовка должна идти постепенно посредством выполнения заданий в соответствующих форматах. Чтобы не забыть об этом, сделаем пометку в КТП учителя.
Кому это нужно?
Конечно, написание такого подробного плана работы требует много сил и времени, которых и так уже почти не осталось. А ведь это только план и большая часть подготовки еще впереди, но он позволяет выстроить процесс обучения в систему, которая реально работает и дает качество, а значит, и удовлетворение от работы. Стоит ли тратить себя на это — выбор каждый из нас делает сам.
Что такое ктп в школе
КТП фактически является основным документом, по которому работает педагог. План отражает все уроки, проводимые в учебном году, количество контрольных, практических и лабораторных работ.
План составляется на основе образовательного стандарта по предмету, и программы обучения.
Существует несколько правил составления КТП:
· План составляется на учебный год. Из расчета количество учебных недель (34-35) умножить на количество часов в неделю.
· КТП должен быть составлен по четвертям (для младшего и среднего звена) или по полугодиям (для старшего звена).
· В конце каждого раздела проводиться контроль знаний, в форме тестирования, зачета или контрольной работы, анализ КЗ и предварительная подготовка.
· Оставшиеся часы распределяются поурочно.
· Схема плана может варьироваться, в зависимости от предмета или учебного заведения, но должна содержать основные элементы.
o Дата проведения занятия
o Количество часов на изучение темы/раздела
o Тип урока (теоретический, практический, комбинированный, контроль знаний). Удобно использовать сокращения: Т – теоретический, П – практический, К – комбинированный, КЗ – контроль знаний. При этом желательно указать условные обозначения, внизу страницы вынеся их в колонтитулы.
o Название темы (раздела, для раздела цель).
o Краткое содержание урока
o Домашнее задание
· В конце каждой четверти подводятся итоги количества изученного материала.
Качественно разработанный календарный план будет хорошим помощником в работе учителя. Сохраните электронный вариант плана на диске, тогда в следующем учебном году, необходимо будет лишь внести небольшие изменения.
Итак выберете программу по которой будете работать. Для начинающего педагога удобнее всего преобрести методическое пособие, которое обычно содержит образовательную программу и приблезительное планирование уроков. На него можно ориентироваться при составлении плана.
Определитесь сколько и какие разделы необходимо изучить в четверти.
Запишите название раздела в первую строчку таблицы. Добавьте строки по количеству часов в четверти. Последние три строки сразу же отведите для уроков: подготовка к контрольной работе, контрольная работа, и анализ КР.
Оставшиеся часы распределяйте по темам из данного раздела.
После того как запишете названия всех тем уроков, заполните оставшиеся графы в таблице.
Название разделов
и тем
Введение в предмет. Цель: ознакомить учащихся с основами информатики, раскрыть значение информатики в современном обществе, дать понятия «информатика» и «информация», развивать логическое и творческое мышление, тренировать память, расширять кругозор, прививать интерес к изучению предмета
Введение в предмет
1 Введение в предмет
2 Вводный инструктаж
3 Информатика и информация
Знать правила поведения в кабинете
Виды информации Информационные процессы
2 Хранение информации
2 Передача информации
3 Обработка информации
1 Предыстория информатики
2 Знакомство с клавиатурой
3 Практическая часть
Работа на клавиатурном тренажере
1 Алфавитный подход.
2 Единицы измерения информации
Дата – обычно учитель преподает в нескольких классах одной параллели по одному плану. (исключением является профильные классы) и записывать несколько дат, для каждого класса, в одной ячейке не очень то удобно. Так как расписание уроков тоже меняется, Вы не можете с уверенностью знать, какие даты будут допустим в третьей четверти. По этим причинам я пишу в графе даты не конкретное число, а номер недели. Начиная с сентября, первая неделя, вторая неделя и т.д.
Кол-во часов. Для строки, в которой указано название раздела, это количество часов в данном разделе, удобнее выделить полужирным шрифтом. Для строк, в которых указаны уроки это обычно цифра 1. Но. Если у вас идут подряд два три урока по одной теме, то можно их объединить.
Название разделов и тем. Тема урока в плане должна полностью совпадать с темой в журнале, и в тетрадях детей. Так же стоит отметить, что каждая контрольная работа тоже должна иметь тему, обычно это название раздела.
Содержание урока. Нет смысла писать в КТП орг. момент и актуализацию. Здесь необходимо кратко описать основные моменты урока.
Домашнее задание. Номер упражнения, страницы параграфов в учебнике. Или же краткое описание задания. Важно что бы домашнее задание было у каждого урока, исключением является контроль знаний. А вот в последней строке урок посвященный анализу контрольной работы домашнее задание должно быть, и если вы не планируете задавать детям задание перед началом нового раздела, можно просто написать «индивидуальные задания», ведь кто-то должен Вам помочь подготовить урок.
После того как заполнены все уроки в четверти необходимо записать цель изучения раздела. То есть то, что необходимо сделать ученикам, изучив данный раздел. Цели всегда начинаются со слов: изучить, развить навыки, узнать, научиться, исследовать и т.п.
Положение о составлении календарно-тематического планирования
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
о составлении календарно-тематического планирования
1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №31897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Уставом МБОУ «Лицей №11» г.Россоши и содержит требования к оформлению календарно – тематического планирования учителя-предметника, реализующего ФГОС второго поколения.
Календарно-тематическое планирование является обязательным нормативным документом, регулирующим деятельность учителя по реализации содержания программы учебного курса или предмета.
Календарно-тематическое планирование разрабатывается учителем для учебного курса по учебному предмету и классу в соответствии с учебной программой и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
. Задачами составления календарно-тематического планирования являются:
— определение места каждой темы в годовом курсе и места каждого урока в теме;
— определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса;
— выделение в учебном курсе проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников, сформулированных ФГОС с целью конкретизации результатов деятельности учащихся;
— формирование рациональной системы работы по вооружению обучающихся системой знаний, умений и навыков по предмету.
1.5. Степень разработанности предметного планирования является критерием профессиональной компетентности учителя.
2. Порядок согласования и утверждения поурочного планирования.
2.1 Календарно-тематическое планирование рассматривается на заседаниях предметных методических объединений лицея до 28 августа.
Руководитель методического объединения формирует предметную папку планирования кафедры и, в срок до 30 августа, передает ее заместителю директора по УВР для рассмотрения на методическом совете лицея.
Заместитель директора по УВР в срок до 1 сентября передает все планирования на утверждение директору лицея.
2.2 Календарно-тематическое планирование составляется в электронном и печатном видах. Электронный утвержденный вариант планирования передается учителем руководителю МО для включения в информационный банк лицея.
В печатном виде планирование составляется в 2-х экземплярах. Один экземпляр хранится у учителя, второй передается председателю заместителю директора по УВР.
Требования к оформлению титульного листа календарно-тематического планирования.
3.1. На титульном листе планирования указываются
• полное наименование образовательного учреждения;
• гриф рассмотрения и согласования планирования уроков на заседании школьных предметных методических объединений, номер протокола заседания и дата рассмотрения;
• Ф.И.О. руководителя методического объединения;
• гриф рассмотрения календарно-тематического планирования на заседании методического совета;
• гриф утверждения планирования директором лицея;
• Ф.И.О. учителя — составителя календарно-тематического планирования с указанием должности, квалификационной категории;
• количество часов по программе и по годовому календарному графику;
• класс, для которого составлено планирование (параллель);
• учебный год, на который составлен поурочный план.
4. Требования к оформлению пояснительной записки к календарно-тематическому планированию.
Пояснительная записка включает в себя сведения:
• об учебной программе, на основе которой составлено планирование;
• о количестве учебных часов, на которое рассчитано планирование;
• о количестве часов для прохождения практической и контрольной;
• об используемом учебно-методическом комплекте и дополнительной литературе по форме:
— издательство, год издания.
В учебно-методический комплект могут входить учебник, рабочая тетрадь, тетради для контрольных работ (на печатной основе), атлас, контурная карта и т.п.
Дополнительная литература — это сборники материалов для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ, сборники контрольных работ, тестов и т.п.;
5. Требования к оформлению календарно-тематического планирования.
Календарно-тематическое планирование оформляется в табличном виде и содержит следующие разделы:
Дата проведения урока (план/факт)
Элементы содержания урока
Требования к уровню подготовки обучающихся
УУД, деятельность учащихся
Материально-техническое обеспечение урока
6. Требования к содержанию разделов календарно-тематического планирования.
6.1. Содержание плана учебного курса должно соответствовать содержанию программы, по которой ведется обучение.
6.2. Отличие от содержания программы допускается не более чем на 30% (изменения необходимо указать в плане и обосновать).
6.3. Требования к содержанию:
В объединенной ячейке указывается общее название раздела; количество часов, отведенных на изучение данного раздела.
1. номер урока. Применяется сплошная нумерация уроков с целью показа соответствия количества часов используемой программы учебного курса и учебного плана;
2. дата урока (планируемая, фактическая);
3. тема урока, при записи контрольных, лабораторных, практических работ тема указывается;
4. тип урока указывается в соответствии с требованиями ФГОС: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
6. требования к уровню подготовки обучающихся формулируются в деятельностной форме (перечень проверяемых умений и познавательных действий). Формулировка должна соответствовать элементам содержания.
7 . вид контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный и неперсонифицированный вид контроля.
8. УУД, деятельность учащихся содержит краткое описание деятельности учащихся, указать предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные УУД.
Материально-техническое обеспечение урока
— перечень методической литературы;
— дидактический материал (контрольно-измерительный материал по предмету, перечень тем проектов, исследований и т.п.);
— перечень наглядного оборудования;
— перечень ресурсов медиатеки педагога (цифровые образовательные ресурсы, список сайтов и т.п.);
— перечень технических средств обучения, лабораторного оборудования.
Примечания может содержать:
— причины отставания от плана;
-содержание индивидуальный заданий для слабоуспевающих учащихся;
-запланированная индивидуальная работа с одаренными учениками.