Что такое крысятничество в коллективе
Стукач на работе: как вычислить крысу в коллективе и как проучить ее?
Как ведет себя стукач и зачем он это делает?
Стукачи обычно кажутся вполне приятными людьми. Они могут расположить человека к себе, очаровать его своей добротой и умением выслушать.
Однако за этой маской прячется весьма корыстный коллега, который не прочь выслушать то, как вы изливаете душу, а затем донести до директора. Все ваши жалобы, проблемы и прочее «грязное белье» обязательно станут известны начальству.
ВАЖНО! Если в офисе ничего не происходит, он, как истинный специалист этого дела, начнет создавать инфоповоды самостоятельно, натравливая своих коллег друг против друга.
Чем больше коллектив, тем сложнее контролировать этот процесс: возникает эффект испорченного телефона, и найти первоисточник всех бед становится невозможно.
«Дятел» наблюдает за искусственно созданной ситуацией со стороны и наслаждается… А потом отправляется в кабинет босса и докладывает ему обо всем.
Зачем он это делает? Причин может быть несколько, и далеко не все из них лежат на поверхности. Давайте разберемся более детально в этом неоднозначном вопросе.
КСТАТИ! Появление в коллективе такого человека — сигнал, что ваш руководитель тоже не отличается высоким профессионализмом, если подпускает к себе сотрудников, которые считают доносы нормой жизни и ценным качеством.
Как вычислить стукача?
Бывает два типа крыс в коллективе. Давайте рассмотрим их более подробно, чтобы разобраться, как без труда вычислить стукача у себя на работе и принять меры.
СОВЕТ! Понаблюдайте за словоохотливыми персонами в вашем коллективе и постарайтесь больше никогда не обсуждать личную жизнь с ними.
Найти крысу в коллективе можно еще по одному признаку. Стукач никогда не высказывает своего мнения в разговоре. Он будет до последнего уворачиваться от прямого ответа, ограничиваясь общими фразами. Это похоже на нейтралитет, но на самом деле «дятел» боится, что его слова могут быть использованы против него самого.
Как проучить стукача на работе?
Итак, вы уже выяснили, что в вашем коллективе завелась паршивая овца. И точно знаете, кто это. Не пора ли наказать бессовестного стукача?
КСТАТИ! Нельзя игнорировать факт того, что в вашем коллективе завелся доносчик. Это может начаться с безобидных вещей и закончиться чем-то более серьезным.
Однако люди порой теряются, когда сталкиваются с откровенным хамством и наглостью. Даем вам несколько простых рекомендаций, как избавиться от крысы или по крайней мере обезопасить себя.
ВАЖНО! Устраивать суд Линча не нужно, просто возьмите на заметку, с кем не следует делиться приватной информацией.
Полезное видео
Предлагаю посмотреть видео, где раскрывается психологический портрет стукача:
Помните, что сплетни способны разрушить вашу карьеру, навредить личной жизни и очернить доброе имя. Не откровенничайте наедине с людьми, которые могут вас подставить. Приходите на работу, чтобы выполнять прямые обязанности: это будет наилучшей иллюстрацией вашего профессионализма и личных качеств.
Владимир Кузьмин
пятница, 17 декабря 2010 г.
Охота на крысу, ч.2. Как победить неформального лидера.
14 комментариев:
Какое ощущение, что у Вы были руководителем и у Вас была какая же, только умная «крыса».
Так что я знаю вопрос со всех сторон не по наслышке 🙂
В сухом остатке, советы, которые даны:
1. Вы являетесь членом группы.
2. Вы защищаете группу от внешних негативных влияний.
3. Вы заботитесь о членах группы.
4. Вы направляете усилия как группы в целом, так и каждого отдельного человека.
5. У Вас есть заслуженное право направлять эти усилия.
— советы нормального поведения начальника. Вне зависимости от того, есть в группе неформальный лидер или нет.
Аналогично с неформальными лидерами. Они могут быть безвредными, могут быть полезными. Но в большинстве случаев они являются вредителями. По крайней мере, из моего опыта.
Теперь по поводу советов. Я все же не пророк, а менеджер-практик. Вряд ли от меня можно ожидать чудодейственной таблетки, которая разом решит все проблемы. А вот правильную методику могу попробовать подсказать.
Мне было бы интересней рассмотреть отдельные случаи. Чтобы разобраться в мотивах неформального лидера и его менеджера в каждой ситуации. Тогда этот материал мне будет существенно более полезен.
В таком виде, ваш пост можно свести к ситуации:
Резюме: хотелось бы более явно выделить ситуации и их проработать отдельно.
Диана, смотрите какая штука. Кейсы про неформальное лидерство похожи и не похожи друг на друга. Все дело в деталях, которых не разберешь в общей статье. Если у Вас есть какой-то конкретный случай, я готов попробовать его разобрать подробно. Либо могу предложить что-то из этого: назначение нового менеджера, повышение члена группы, изменение состава группы, период потрясений в компании. То, что видел своими глазами.
Далее, прежде чем неформального лидера ловить и обезвреживать, надо понять, что он вообще есть и кто именно является таким лидером. У него на столе не стоит статуэтка крысы 🙂 Этому, кстати, была посвящена прошлая статья.
Далее, как правило, «в лицо» никто насмехаться не будет. Это я намеренно сгустил краски. То есть такие случаи возможны, но крайне редки. Честно говоря, сам таких не видел, только слышал. Все будет происходить тихо и за спиной менеджера. В приватных и не очень разговорах. Именно в этом основная опасность феномена неформального лидера.
Теперь что касается начальства. Его в эту историю привлекать нельзя категорически. Это будет профессиональным самоубийством для менеджера группы. После такого привлечения команды у него в этой компании не будет. Да и как привлечешь начальство? Ведь неформальный лидер формально ничего плохого не делает. Компьютеры не ломает, сети не грызет. Он только разговаривает с людьми, что в этом плохого? Кроме того, он, как правило, ценный сотрудник. Ведь за что-то его коллеги уважают, правильно?
Меня больше всего смущает, что прежде чем приступить к случаю «подчинить и лишить власти» нет пункта, разобраться, что происходит. При одинаковых, на первый взгляд, симптомах могут быть варианты от психолоческой профессионльной игры до банальной человеческой обиды.
Начинающий менеджер, попав на этот пост, может кинуться сразу с места в карьер. И наламать, в итоге дров, потеряв компетентного человека из команды или всю команду.
Действительно, человек, который является неформальным лидером обычно не просто так пользуется авторитетом. И имеет смысл, понять его и наладить, прежде всего, с ним отношения. Я бы лучше восприняла материал, если бы сначала было раскрыто решение, которое нацелено на партнерские отношения с неформальным лидером, а потом уже решение, если не удается такие отношения построить.
«Токсичные сотрудники»: кто отравляет офисную атмосферу
Нервы – штука непредсказуемая, имеют свойство «сдавать» в самый неожиданный момент. Заскоки бывают у всех, но, согласитесь, в коллективе всегда есть человек (или даже несколько), у которого нервы, кажется, «сдали» еще на моменте трудоустройства в компанию. Он истерично хлопает ящиками стола, что вздрагивает пол офиса, закатывает глаза при встрече коллег и по любому поводу высказывает свои возмущения. Не иначе: такие люди токсичны, мы настоятельно рекомендуем избегать их компании, ибо риск подхватить вирус безосновательного недовольства велик как никогда.
Токсичные сотрудники – открытый источник склок и офисных междоусобиц, откровенно создающих негативную ауру и атмосферу в коллективе. Изменить их практически нереально – такие персонажи не оставляют шансов другим сотрудникам, а все, на что способен менеджер – скорее избавиться от них. Мы между тем не поддерживаем идей «рубить сплеча», но и адвокатами выступать не станем – лучше всего пустить их энергию в мирное русло. Карьерист.ру постарался выяснить и выделить самые распространенные типы токсичных сотрудников, которые встречаются в российских офисах.
Баррикадист
Мир и согласие не для него. Баррикадиста не вдохновляет коллективная работа и качественный общий результат. Куда больше ему интересны противостояния и междоусобные корпоративные войны – он готов нападать даже на «безобидных и невинных», которые и близко ему не угрожают. Работать ему практически некогда – большинство своего времени и усилий он тратит на баррикады, коллективные склоки и накопление тонн желчи, которыми захлестнет очередного невинного коллегу. Баррикадист опасен практически для каждого в офисе: с одной стороны он абсолютно не эффективен как командный игрок, с другой стороны он понижает эффективность других сотрудников.
Что с ним делать? Правильнее всего – найти толковое применение его энергии, загрузив его работой настолько, чтоб он и голову поднять не смог. Не будет времени строить баррикады – не будет и самих баррикад. Последовательный перечень мелких задач, четкий контроль дедлайнов, строгая отчетность и неотвратимость наказания за невыполнение – единственный рецепт, который хоть ненадолго усмирит баррикадиста и позволит офису нормально существовать.
Король драмы
Деструктивная роль данного персонажа налицо. Будучи то ли серым кардиналом, то ли «бабкой-сплетницей», он распространяет негатив в коллективе, заражая вирусом деструктива всех и вся. Повлиять на него практически невозможно, ибо о своей скрытой участи знает лишь сам король драмы – такими хобби делится не принято. Негативная социальная роль драматурга способна снизить работоспособность и производительность коллектива, уничтожить корпоративный дух и привести к ужесточению контроля со стороны руководства. Едва ли начальство может представить, что причиной падения показателей являются сплетни, поэтому и запрета на них не последует. И так будет продолжаться до тех пор, пока «короля» не уволят или он не уволится сам в поисках новых жертв.
Жертва
Воистину скользкий тип, отравляющий офисную атмосферу ядовитыми токсинами. Жертва всегда ищет негатив по отношению к себе, письменно фиксируя любые потенциальные поползновения в свою сторону. Естественно, надуманные. Теории заговора – это для нее, жертва страдает паранойей, везде ищет подвох и постоянно жалуется на вселенскую несправедливость, поднимая протестный градус в коллективе. Находя сочувствие среди коллег, жертва входит во вкус: если у нее абсолютно нет сложностей, она придумает их, усложнив жизнь не только себе, но и сослуживцам. Его поведение заразно – количество жертв, ноющих по любому поводу, будет только постоянно расти. Вскоре несправедливым станет не только весь мир, но и ранее лояльное руководство компании, и даже непосредственный начальник.
Естественно, жертва никогда не войдет в число «передовиков производства». Она, скорее, «плетется» в числе аутсайдеров, но при этом всегда находит, зачастую слезливое, но оправдание собственной неэффективности. Подвид таких персонажей – хронически больная жертва, которая оправдывает своим состоянием здоровья любые проблемы. Ипохондрики позволяют себе даже не приходить на работу, надумывая плохое самочувствие. Правда, и место работы им тоже приходится менять практически постоянно.
Работник месяца
Работник месяца (а иногда и года) привык делать все сам. Его эффективность и производительность в разы превышает средний уровень по офису, ему все по плечу. «Цементный завод – я, погрузка угля – я, уборка конюшен – тоже я». Его чрезмерная самостоятельная ответственность и боязнь, что вскоре в рамке над надписью «Работник месяца» будет уже не его фото, заставляет других работников почувствовать собственную ненужность. Получается, что коллеги «сливаются», сам работник месяца справиться со всеми делами не способен, помощи ни у кого не просит и как итог – премии лишают весь отдел. Получается, что и сам оказался неэффективен, и коллегам сослуживцам нормально работать не дает.
Что ему нужно? «Персональный наряд на все 15 суток». Только поддержка, только взаимопомощь, только коллективная работа могут дать эффективный результат. Такой сотрудник должен научиться продуктивно разграничиваться и оптимизировать задачи. Из него получился бы неплохой руководитель, но высок риск, что он может быть ценен лишь как «индивидуальный игрок», а в коллективе его нахождение отравляюще. Поэтому такие люди чаще всего становятся экспертами в своей отрасли, привлекаемыми сугубо в качестве стороннего специалиста. Найти подход к подчиненным – это не для него, но и быть подчиненным кому-то тоже не самая лучшая идея для такого персонажа.
Че Гевара
Настоящий мятежник и бунтарь, без какой-либо причины преисполненный решимости нарушать писанные и не писанные корпоративные правила. В вашем офисе дресс-код? Каждую пятницу этот персонаж будет приходить в джинсах и майке, в одиночку противостоя системе. Заставляют ходить на корпоративные семинары и прочие образовательные мероприятия? О нем там вообще никогда не слышали. Безусловно, некоторые правила и ограничения полезны для работников и, в частности, для сохранения их производительности. Но великий Че воспринимает любые из них в качестве ограничений его собственной личной свободы, стараясь идти наперекор начальству практически на каждом шагу.
Будучи независимым мыслителем, «корпоративный повстанец» хочет менять мир, меняя людей вокруг себя. Преследуя социалистические идеи, он «топит» за рабочий класс, не желая жить в «кандалах корпораций». Естественно, подстрекая к мятежу других своих коллег. Для него справедливость важнее закона, он всегда знает, как народу будет лучше, сколько на самом деле должен платить работодатель и насколько покупательная способность его зарплаты. Мятежники подрывают не только моральный дух в коллективе, но и авторитет начальства, поскольку первым предметом критики со стороны человека Че выступает как раз корпоративная политика. Если другие сотрудники видят, что кто-либо безнаказанно нарушает писанные офисные правила, стоит ли ждать соблюдения от них?!
Очень приятно. Человек-истина в последней инстанции. Прослыл также человеком с исключительно и единственно верной позицией, которая неподвластная критике и находится вне конкуренции. Его мысли чисты, а ум свеж и светел. С неприкрытой заявкой на собственную гениальность Царь создает вокруг себя настоящую «зону отчуждения», в которую входят все те, кто хоть раз имел смелость не признать верным его мнение. В итоге в эту зону входит весь коллектив, который или напрочь отказывается с ним работать, или ведет неприкрытую войну с Царем. Единственное, что он понимает – это разговор на его языке, поэтому донести до него что-либо можно лишь путем коллективного ультиматума.
Причем такой ультиматум должен прозвучать не только со стороны коллег, но и начальства. Когда «котел терпения» коллектива лопнет, каждый выскажет Царю свое мнение. Он, вероятно, может почувствовать себя недооцененным и уйти из компании, но это может пойти ей только на пользу. Впрочем, если это не «чистый» Царь, а лишь его замашки, корпоративная интервенция явно пойдет ему на пользу, усмирив пыл и поставив на место раздутое эго.
Завелась «крыса» в коллективе — ворует у своих.
По воровским понятиям уличенному в крысятничестве прямая дорога в опущенные, либо в чушки, — они моют парашу и выполняют всю самую грязную работу. Никто с ними не имеет права общаться, за общий стол их, как правило, не пускают, если есть возможность — об признании крысой объявляют на всю тюрьму.
На воле, в большом коллективе, ситуация складывается иная.
27 ноября, решил для начала поставить в известность весь коллектив, включая и начальство, и сделал это на планёрке перед работой, реакция на воровство была незамедлительной.
Почти половина коллектива уже пострадали от коллеги «Крыса». Возмущений было много. На моё предложение съездить в полицию и подать заявление о краже, отреагировали положительно, в большинстве, кто-то промолчал. Предложили сделать каждому петли под навесной замок и купить свои личные замки, до этого пользовались стандартными шкафами с уже имеющими замками. По разговорам с коллегами, стало понятно, что на подозрении уже имеются определённые кандидатуры, но заявить об этом в открытую, без веских на оснований желания не у кого нет. Как говорится: «не пойман — не вор»
После рабочего дня поехал в полицию, приехал на Кирова, 7, вызвали мне дознавателя, дознаватель оказался милой девушкой, провела в кабинет, стала проводить опрос. При допросе пришлось указать точную сумму похищенных денег. В пятницу увели все деньги в размере 1950 рублей и в субботу 1000. Итого сумма 2950 рублей. Сумма по факту кражи, как мне пояснили, считается не значительной ( значительная от 5000 рублей ). Исходя из этого, если найдут вора и дело дойдёт до суда, в суде, всего скорее, будет оправдательный приговор. Тут, я, подумал, лучше бы «Крысу» нашли, сажать и не надо.
Для кого-то сумма денег может и не значительная, но для меня она всё же весьма существенная, после свадьбы сына, каждая копейка была на счету. ( О свадьбе, израсходовали примерно 500 000 рублей с двух сторон, на поклон молодым положили 150 000.) Извините, отвлёкся от темы.
После всех процедур оформления по заявлению о краже, поехал домой, прибыл ближе к 20-00 часов — пробки. Продолжение следует.
Ворует у своих — психологический портрет
После заявления в полицию, на работу приезжал дознаватель. Провёл опрос, проверку по факту поданного заявления, беседовал с начальством. Дальнейших действий полиции не наблюдалось. Зато, в коллективе, время даром не теряли. Коллега «крыса» в третий обокрал меня и ещё попутно и в соседский ящик залез, где и там поживился. Наглости «крысы», можно только позавидовать, просто бесстрашный вор. Ну всему, наверное есть предел.
Существует множество всевозможных ловушек на таких нерадивых коллег, как товарищ «крыса». В общем, приманка была подложена, ну и клетка захлопнулась.
Здесь, отдельное хотелось бы сказать спасибо, нашему начальству и ребятам из коллектива, которые приняли непосредственное участие по установлению факта кражи.
Обработанные деньги специальной, несмывающийся краской, были разложены по разным шкафам в раздевалке. В один прекрасный момент, была обнаружена пропажа окрашенных денег. После окончания рабочего дня, весь коллектив собрали в общей комнате, провели осмотр рук на предмет проявления следов краски. Как и следовало ожидать, следы краски оказались только у одного, кто должным образом не смог объяснить их происхождение. Что происходило дальше? Где-то агрессивные эмоции сыграли у начальника, кто-то даже выключил свет, ещё немного и произошла бы «тёмная». Победил, здравый смысл, самосуд не состоялся.
Украденные у меня деньги, вернулись ко мне на следующий день. Перед попавшимся были поставлены жёсткие условия, возврат всех украденных денег. После этого ему отдают трудовую книжку, с увольнением по собственному желанию.
Какой бы эпилог хотелось подвести из этой истории. С одной стороны, «не надо выносить сор из избы», можно всё решить внутри коллектива. С другой стороны, «один в поле не воин», если бы промолчал о краже, украденные деньги бы так и не вернулись. Хуже нет, когда не знаешь на кого подумать. И когда эта проблема решается, наступает душеное облегчение. Спасибо, всем за понимание. Всех благ!
Крыса в коллективе: как наказать стукача на работе
Если вы ещё не сталкивались с таким явлением, как стукачество на работе, то вам неизбежно предстоит знакомство с этим видом борьбы за «место под солнцем». Явление нередкое и неприятное предстоит для всего коллектива, потому что вносит оттенок нервозности как в производственные, так и в личные отношения сотрудников. А уж если вы сами стали жертвой такого наушника, очень неплохо бы знать, как помешать ему испортить вашу репутацию в глазах начальства и коллектива, как наказать стукача на работе, чтобы никому больше неповадно было заниматься этим видом «сольного творчества».
Вычислить доносчика можно по внешним признакам: он любит быть инициатором разговора, но никогда не высказывает чёткого мнения по обсуждаемому вопросу. Говорит общими фразами, в третьем лице («есть мнение, что…», «говорят, что…»). Он приятен в общении, коммуникабелен, всегда в центре событий. Если кому-то перемывают кости или где-то намечается конфликт – он тут как тут. Ему некогда работать – он на посту. О хорошем: если на вас стучат, значит, в глазах начальства вы что-то из себя представляете, иначе зачем «дятлу» пытаться вас очернить? Раз стукач на вас доносит, значит, его уязвляет сам факт вашего существования, а это уже начало успешной карьеры. И хотя это слабое утешение в ситуации, когда вы, благодаря «доброжелателю», находитесь под пристальным вниманием руководства, всё же из этого можно даже извлечь для себя пользу: работайте с огоньком, и начальству придётся это заметить. И уж тогда ваш начальник сам будет думать, как наказать стукача, который ввёл его в заблуждение на ваш счёт.
Некоторые думают, что, предложив доносчику свою дружбу, они обезопасят себя от результатов его деятельности. Увы! Рождённый доносить не делает исключений ни для кого. Вашу дружбу он расценит как шанс узнать вас поближе, чтобы настучать о вас побольше. И бесполезно взывать к его совести: он вас не поймёт, он не считает стукачество чем-то позорным. Если не хотите, чтобы о вас сплетничали шефу, не рассказывайте о себе ничего лишнего. Не кормите любопытство ваших сотрудников, не давайте пищу для домыслов и вымыслов информатору.
Подавайте информацию дозированно и с выгодой для себя. Расскажите, например, что в свободное от работы время занимаетесь изучением иностранного языка, что читаете специальную литературу с целью повысить свой профессиональный уровень. Намекните между делом, что у вас сильные покровители, это добавит вам баллов в глазах шефа. Но не перестарайтесь: начальник может обратиться к вам с просьбой решить через ваши связи серьёзную проблему, а вы можете не суметь ему помочь. Продумывая ходы, как в шахматах, вы сможете посадить стукача в лужу.
Слейте, например, в общей беседе в присутствии «дятла» некую дезинформацию, с которой он тут же побежит к начальству. Когда выяснится, что имела место «деза», начальственный гнев падёт на голову осведомителя. Ещё пара таких проколов, и репутация стукача в глазах шефа погибнет безвозвратно. Если стукач не скрывает своей подлой сущности и бегает в кабинет руководителя, никого не стесняясь, метод борьбы с ним должен быть таким же откровенным: игнорируйте «дятла» на всех уровнях, кроме производственного. Не разговаривайте с ним, не обращайтесь ни с какими просьбами, не отвечайте на его вопросы, смотрите сквозь него. Никто не сможет долго выдержать такого отношения. Обычно, хватает полгода на то, чтобы довести стукача до увольнения.
На самом деле, гарантированно устранить «дятла» может только начальник. Ему достаточно лишь прекратить поощрять доносительство и наказать стукача. Но таких принципиальных руководителей немного, большинство из них хоть и не любит «мастеров художественного стука», но хотят знать, что происходит в коллективе за их спиной, и негласно поощряют этот вид офисного искусства. Рядовому сотруднику бороться с осведомителем трудно, но можно попытаться лишить его поводов для творчества: не опаздывайте, не прогуливайте, не зависайте в рабочее время в соцсетях. Короче, соблюдайте трудовую дисциплину, и «санитару офиса» просто нечего будет вам вменить.