Что такое крылатая пехота
Крылатая пехота: в России празднуют День Воздушно-десантных войск
Сегодня свой праздник отмечают Воздушно-десантные войска России. Крылатая пехота – единственный род войск, который целиком носит почетное звание гвардейского. Это и самые мобильные части в российской армии, способные к оперативной переброске для выполнения боевых задач. Корреспондент «МИР 24» Игорь Наймушин узнал подробности.
Секунда – и ты уже за бортом. Грамотно приземлиться и не задеть товарища – еще полдела. Самое сложное впереди. Быстро сгруппироваться и начать боевую операцию. В идеале – без потерь.
С прыжков и началась история ВДВ. 2 августа 1930 года 12 советских парашютистов успешно десантировались с самолета Farman Goliath. Операция была рискованной, но выполнили ее блестяще.
«Мы тоже сделали героический шаг, это минимальная высота. Очень сложный прыжок, очень сложные условия. Мы горды тем, что нам выпала такая честь, не каждому такое дано, почтить своих предков вот таким именно способом», – сказал военнослужащий Гвардейской воздушно-десантной Тульской дивизии Денис Крючихин.
«Сегодня Воздушно-десантные войска – это оперативно-стратегический резерв верховного главнокомандующего Российской Федерации. Это высокомобильный род войск, без которого невозможна защита нашей огромной страны. Это подразделения, оснащенные новейшим вооружением и техникой, способные выполнять задачи любой сложности и в любой обстановке», – сказал министр обороны России Сергей Шойгу.
Они носят береты цвета ясного неба. И по праву гордятся ими. В них заключается сила, мужество и отвага. Многие десантники награждены высокими государственными наградами, как и ветеран спецназа ВДВ Андрей Лобанов.
«Как у нас в песне поется: «А береты голубого цвета, потому что это самый мирный цвет». А мир нужно беречь», – добавил ветеран Отдельного Гвардейского соединения специального назначения ВДВ Андрей Лобанов.
Стать десантником непросто. Отменное здоровье – лишь один из критериев. Большое стремление служить родине и ее защищать – это тоже часть успеха.
«Десантник – это в первую очередь мотивация, это и сила, и ум, и отвага. Это быть защитником родины. Это в крови, в венах быть таким человеком», – отметил врио командира Гвардейской воздушно-десантной Тульской дивизии Владимир Селиверстов.
«Совершение прыжка – это уже маленький маленький подвиг, который складывается в характере молодого человека. Я бы сказал, что это героизм», – сказал председатель «Союза десантников России, ветеран ВДВ Валерий Востротин.
Они шутливо называют себя «войсками дяди Васи» в честь своего знаменитого командующего Василия Маргелова. А кто-то, согласно традиции, 2 августа встречается с бывшими сослуживцами и купается в фонтанах.
Крылатая пехота: в России празднуют День Воздушно-десантных войск
Сегодня свой праздник отмечают Воздушно-десантные войска России. Крылатая пехота – единственный род войск, который целиком носит почетное звание гвардейского. Это и самые мобильные части в российской армии, способные к оперативной переброске для выполнения боевых задач. Корреспондент «МИР 24» Игорь Наймушин узнал подробности.
Секунда – и ты уже за бортом. Грамотно приземлиться и не задеть товарища – еще полдела. Самое сложное впереди. Быстро сгруппироваться и начать боевую операцию. В идеале – без потерь.
С прыжков и началась история ВДВ. 2 августа 1930 года 12 советских парашютистов успешно десантировались с самолета Farman Goliath. Операция была рискованной, но выполнили ее блестяще.
«Мы тоже сделали героический шаг, это минимальная высота. Очень сложный прыжок, очень сложные условия. Мы горды тем, что нам выпала такая честь, не каждому такое дано, почтить своих предков вот таким именно способом», – сказал военнослужащий Гвардейской воздушно-десантной Тульской дивизии Денис Крючихин.
«Сегодня Воздушно-десантные войска – это оперативно-стратегический резерв верховного главнокомандующего Российской Федерации. Это высокомобильный род войск, без которого невозможна защита нашей огромной страны. Это подразделения, оснащенные новейшим вооружением и техникой, способные выполнять задачи любой сложности и в любой обстановке», – сказал министр обороны России Сергей Шойгу.
Они носят береты цвета ясного неба. И по праву гордятся ими. В них заключается сила, мужество и отвага. Многие десантники награждены высокими государственными наградами, как и ветеран спецназа ВДВ Андрей Лобанов.
«Как у нас в песне поется: «А береты голубого цвета, потому что это самый мирный цвет». А мир нужно беречь», – добавил ветеран Отдельного Гвардейского соединения специального назначения ВДВ Андрей Лобанов.
Стать десантником непросто. Отменное здоровье – лишь один из критериев. Большое стремление служить родине и ее защищать – это тоже часть успеха.
«Десантник – это в первую очередь мотивация, это и сила, и ум, и отвага. Это быть защитником родины. Это в крови, в венах быть таким человеком», – отметил врио командира Гвардейской воздушно-десантной Тульской дивизии Владимир Селиверстов.
«Совершение прыжка – это уже маленький маленький подвиг, который складывается в характере молодого человека. Я бы сказал, что это героизм», – сказал председатель «Союза десантников России, ветеран ВДВ Валерий Востротин.
Они шутливо называют себя «войсками дяди Васи» в честь своего знаменитого командующего Василия Маргелова. А кто-то, согласно традиции, 2 августа встречается с бывшими сослуживцами и купается в фонтанах.
«Крылатая пехота»: 10 фактов из истории элиты российской армии
Ни одни войска в составе российской армии не увенчаны таким ореолом славы, как ВДВ – Воздушно-десантные войска, они же «Войска дяди Васи» (по имени их самого знаменитого командующего, Героя Советского Союза Василия Маргелова). Именно он добился того, чтобы Воздушно-десантные войска стали настоящей элитой вооруженных сил, и именно он создал саму систему «С неба сразу в бой». С тех пор тактика молниеносных побед – главная отличительная черта «крылатой пехоты», без которой уже много десятков лет не обходится ни один военный конфликт, в том числе локальный, с участием вооруженных сил нашей страны.
А ведь воздушно-десантные войска едва ли не самые молодые в отечественных вооруженных силах. Первый групповой прыжок был совершен 2 августа 1930 года (эта дата и стала датой профессионального праздника десантников), а первое подразделение ВДВ появилось только в 1931 году.
Как первые десантники взяли город впятером
Традиционное представление о высадке воздушного десанта – это небо, в котором раскачиваются белые купола парашютов. Но десантники высаживаются далеко не только так: существует еще посадочный десант, при котором бойцов, переброшенных к точке назначения на самолетах, высаживают уже на земле. Именно посадочными и были два первых воздушных десанта в истории СССР. Оба проводились в конце 1920-х годов во время борьбы с басмачами в Средней Азии.
В 1928 году в Кара-Кумах на трех пассажирских самолетах высадили группу разведчиков, которые после выполнения задачи таким же воздушным путем вернулись домой. А в апреле 1929 года состоялся более крупный посадочный десант, силами которого был освобожден от басмачей город Гарм в Таджикистане. 22 апреля басмаческий отряд численностью около 450 человек перешел границу Северного Афганистана и двинулся к городу.
Поблизости от Гарма не оказалось никаких серьезных сил Красной армии, и тогда решено было перебросить к городу группу бойцов на самолетах. Первые два аэроплана смогли перевезти всего пять красных командиров, которые должны были оценить обстановку и наметить план атаки. Но оценив силы противника, десантники решили с ходу атаковать басмачей. На взятых в ближайшем ауле лошадях они перебросили к Гарму пулеметы и начали атаку.
Удар был настолько неожиданным, что противник принял пятерку смельчаков за авангард основных сил и начал отступать. Так что когда подоспели остальные четыре десятка красноармейцев, им оставалось только завершить разгром басмачей и полностью освободить город.
Бойцы под белыми куполами
Опыт Гармского десанта показал командованию РККА, насколько полезными могут стать специальные войска, предназначенные для высадки и ведения боя в тылу противника. Но транспортные самолеты того времени, способные нести достаточно большое количество бойцов, не были приспособлены для посадки на любую подходящую площадку. Стало понятно, что гораздо большую мобильность десанту могут обеспечить парашюты, которые тогда стали уже достаточно распространены – правда, в основном в качестве средств спасения летчиков.
Чтобы проверить теоретические выкладки и продемонстрировать руководству СССР возможности воздушных десантников, решено было провести показательную парашютную высадку во время учений войск Московского военного округа под Воронежем в начале августа 1930 года. За неделю до этого начались тренировочные прыжки 30 отобранных бойцов под руководством одного из первых советских парашютистов – комбрига ВВС Леонида Минова. А 2 августа двенадцать парашютистов совершили групповой прыжок с самолета «Фарман-Голиаф», став первыми бойцами советских парашютно-десантных войск.
Новый парашют для новых войск
Первые прыжки десантники совершали на пилотских парашютах американского производства – своих к тому времени еще не было. Их только-только начинали выпускать: 18 апреля 1930 года начала работу парашютная фабрика в московском Тушино. Она начала выпускать парашюты, сконструированные специальным парашютным отделом НИИ ВВС Красной армии. Отделом руководил Михаил Савицкий – летчик с огромным опытом, хорошо представлявший себе, каким должен быть современный парашют. Но только в 1931 году Савицкому и его коллегам удалось спроектировать и запустить в производство ПД-1 – парашют десантный первой модели, ставший первым специальным парашютом для советских десантников. В 1933 году ПД-1 был официально принят на вооружение Красной армии, и почти сразу после этого начали появляться более совершенные модели: к началу войны уже насчитывалось пять типов парашютов.
Где взять инструкторов
В августе и сентябре 1931 года десантники активно участвовали в учениях Ленинградского и Украинского военных округов, высаживаясь в тылу условного противника и выполняя тактические задачи. А 11 декабря 1932 года Реввоенсовет СССР принял решение сформировать к марту следующего года по одному авиадесантному отряду в Белорусском, Украинском, Московском и Приволжском военных округах.
Когда эти отряды уже были созданы, 31 мая 1933 года в Москве открылась Высшая парашютная школа ОСОАВИАХИМ, главной задачей которой стала подготовка инструкторов-парашютистов и укладчиков парашютов: новорожденным советским воздушно-десантным войскам катастрофически не хватало именно этих специалистов.
Халхин-Гол и Измаил: первые бои небесной пехоты
Предвоенное развитие советских ВДВ шло очень быстро. В 1933 году были созданы первые штатные авиадесантные отряды, а пять лет спустя началось формирование авиадесантных бригад. Каждая из них имела численность от 1500 (в мирное время) до 1800 (во время войны) человек.
На вооружении десантников стояли не только автоматические винтовки, но и 45-миллиметровые пушки, легкие минометы, мотоциклы и даже тракторы!
Первое боевое крещение бойцы-парашютисты получили во время вооруженного конфликта на Халхин-Голе. Тогда высаженная в тыл японских войск группа бойцов 202-й бригады внесла большой вклад в разгром противника. Их коллегам из 201-й бригады тогда повезло меньше: их использовали без всяких высадок, просто в качестве пехоты. Зато через год, во время Бессарабского похода бойцы этой бригады получили возможность продемонстрировать свои умения в полной мере: 30 июня 1940 года их выбросили с парашютами в окрестностях города Измаил, который бригада заняла к исходу дня.
Обожженные в огне Великой Отечественной
Великую Отечественную войну советские воздушно-десантные войска встретили в ходе преобразования. 23 апреля 1941 года началось формирование пяти воздушно-десантных корпусов численностью свыше 8000 человек каждый. Два таких корпуса дислоцировались в Киевском особом военном округе и по одному в Западном, Прибалтийском и Одесском. Бойцы всех пяти корпусов участвовали в первых, самых тяжелых боях Великой Отечественной войны. И хотя чаще всего десантники воевали как обычные пехотинцы, за время войны советским ВДВ довелось участвовать в нескольких крупных десантных операциях.
Самыми знаменитыми стали Вяземская и Днепровская воздушно-десантные операции, а также Майкопский десант. Заслуги воинов-десантников Родина оценила высоко: все воздушно-десантные подразделения получили почетное звание «гвардейских», а 296 бойцов и командиров были удостоены звания Героя Советского Союза.
«Войска дяди Васи»
Среди десантников, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, был и Василий Маргелов – будущий знаменитый командующий ВДВ, «дядя Вася», как любовно называли его подчиненные. Десантником, правда, Маргелов стал далеко не сразу – и не сразу воздушным. Поначалу ему довелось командовать 1-м Особым лыжным полком моряков-балтийцев. К концу войны Василий Маргелов носил звание генерал-майора, командовал стрелковой дивизией и удостоился звания Героя Советского Союза.
Только в 1948 году генерал-майор Маргелов получил назначение на должность командира знаменитой 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии – старейшего из ныне существующих соединений российских ВДВ. Через два года он уже был командиром 37-го гвардейского воздушно-десантного Свирского Краснознаменного корпуса, а в 1954 году стал командующим ВДВ. Эту должность Василий Маргелов занимал до начала 1979 года (с небольшим перерывом в 1959-61 годах, когда он был заместителем главкома).
Командуя советскими десантниками, генерал Маргелов сделал все, чтобы превратить эти войска в настоящую воинскую элиту. При нем ВДВ обзавелись собственной бронетехникой и специальными средствами ее десантирования, получили особую систему подготовки личного состава и собственные военно-транспортные самолеты.
Именно тогда Маргелов, который всегда отстаивал интересы своих подчиненных, получил у них уважительно-ласковое прозвище «дядя Вася», а аббревиатуру ВДВ десантники стали в шутку расшифровывать как «войска дяди Васи».
Как у десантников появилась своя тельняшка
С именем Василия Маргелова связана история появления одного из самых главных символов отечественных воздушно-десантных войск – тельняшки с бело-голубыми полосами. К полосатому символу мужества морских десантников Маргелов питал уважение со времен своего командования полком моряков-балтийцев и мечтал о том, чтобы у его подопечных из ВДВ тоже появилась своя тельняшка.
Ему помогли подчиненные, а точнее, офицеры штаба, которые в 1959 году, после учений по массовому десантированию на воду, по своей инициативе выдали их участникам тельняшки – в знак того, что они прошли крещение не только воздухом, но и водой.
С тех пор стало традицией вручать тельняшки тем, кто, кроме обычного десантирования, провел прыжок и на воду. А в середине 1960-х Василию Маргелову удалось убедить командование Советской армией в том, что у десантников должна быть своя тельняшка. 6 июля 1969 года министр обороны СССР своим приказом утвердил новую форму частей ВДВ, в состав которой включили и тельняшку. А чтобы десантников никто не путал с моряками, полосы на ней сделали бело-голубыми – под цвет неба.
Почему малиновый берет стал голубым
Василию Маргелову принадлежит «авторство» еще одного знаменитого атрибута воздушных десантников – голубого берета. Маргелов, стремившийся подчеркнуть особый статус доверенных ему войск, в середине 1960-х добился разрешения на введение в них уникального для советской армии головного убора. Правда, появившийся в 1967 году берет изначально был совсем другого цвета – малинового. Этот выбор был обусловлен тем, что в большинстве других стран именно так выглядели головные уборы парашютистов. Но малиновый берет, который впервые появился «на публике» во время парада 7 ноября 1967 года, резко контрастировал с голубым цветом петлиц и других элементов формы десантников. Тогда по предложению заместителя главкома ВДВ генерала Ивана Лисова, служившего в десанте еще с 1930-х годов, сменили на голубой и цвет берета.
Именно такой головной убор был официально введен для советских десантников вместе с тельняшкой в 1969 году. Но неофициально в войсках его начали носить годом раньше. Из-за этого, кстати, во время высадки подразделений ВДВ СССР в Чехословакии весной 1968 года возник забавный казус. Одно из них носило уставные малиновые береты, другое – «экспериментальные» голубые, отчего поначалу и было принято чехами за миротворческие войска ООН.
Начиная со времен войны в Афганистане, отечественные воздушно-десантные войска стали основными участниками локальных конфликтов. В истории двух чеченских кампаний нашлось место множеству примеров героизма и мужества десантников. Самым знаменитым из них стал подвиг десантников 6-й роты 104-го гвардейского полка 76-й дивизии ВДВ. После боя на высоте 776 двадцати двум десантникам было присвоено звание Героя России, а 68 солдат и офицеров награждены орденами Мужества.
И сегодня служить в Воздушном Десанте мечтают многие мальчишки нашей страны. Не зря конкурс при поступлении в Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное училище имени генерала армии Маргелова ежегодно составляет не менее 5 человек на место.
Броня крылатой пехоты (часть 1-я)
В августе 1930 года на учениях ВВС РККА под Воронежем впервые в нашей стране была осуществлена выброска на парашютах десантного подразделения численностью 12 человек. Опыт признали удачным, и в 1931 году в Ленинградском военном округе на базе 11-й стрелковой дивизии создали первый авиационный моторизованный десантный отряд численностью 164 человека. Первоначально основными задачами парашютистов-десантников являлись диверсии и захват особо важных объектов в тылу противника. Однако военные теоретики предсказывали, что воздушно-десантные подразделения при условии увеличения численности могут быть использованы для окружения противника, создания плацдармов и быстрой переброски на угрожаемое направление. В связи с этим в начале 30-х годов началось формирование воздушно-десантных батальонов и бригад численностью до 1500 человек. Первой такой воинской частью в декабре 1932 года стала 3-я авиационная бригада особого назначения. К январю 1934 года в составе ВВС уже имелось 29 авиадесантных подразделений.
Производство танкетки Т-27 началось в 1931 году. Благодаря очень простой, в чём-то даже примитивной конструкции она была быстро освоена в производстве. До 1934 года в войска поступило более 3000 машин. Танкетка оснащалась двигателем мощностью 40 л.с. и могла развить по шоссе скорость до 40 км/ч.
Однако Т-27 очень быстро устарела. Слабое вооружение, состоявшее из одного 7,62-мм пулемёта, установленного в лобовом листе, и броня толщиной 10-мм по меркам второй половины 30-х считались уже недостаточными. Однако небольшой вес (2,7 т) и широкое использование автомобильных агрегатов способствовали тому, что Т-27 применялись в учебных целях и для разного рода экспериментов. Официально Т-27 сняли с вооружения 8 мая 1941 года. В начальный период войны танкетки использовались в качестве тягачей 45-мм противотанковых орудий и машин аэродромного обслуживания.
В 1936 году на учениях, состоявшихся в Белорусском военном округе, было десантировано 3000 парашютистов, посадочным способом высадили 8200 человек. На «захваченный» аэродром условного противника были доставлены: артиллерия, легковые пикапы и танк Т-37А. Основным средством доставки десанта и грузов являлись самолёты ТБ-3 и Р-5.
Грузоподъёмность бомбардировщика ТБ-3 позволяла подвешивать под него лёгкий плавающий танк Т-37А массой 3,2 т. Танк был вооружен пулеметом винтовочного калибра ДТ-29, установленным во вращающейся башне. Бортовая и лобовая броня толщиной 8 мм обеспечивала защиту от пуль и осколков. Т-37А с четырёхцилиндровым бензиновым двигателем мощностью 40 л.с. разгонялся на шоссе до 40 км/ч.
Однако подвешенный под фюзеляжем танк сильно увеличивал аэродинамическое сопротивление самолета-носителя, ухудшал его летные данные. Кроме того, при десантировании танка посадочным способом выявился высокий риск поломки шасси, так как масса ТБ-3 с танком значительно превышала допустимый посадочный вес. В связи с этим отрабатывался сброс танков на водную поверхность. Однако опыт оказался неудачным, из-за гидроудара при приводнении трескалось днище, толщина которого составляла 4 мм. Поэтому перед сбросом устанавливался дополнительный деревянный поддон, который не давал танку сразу зарываться в воду. Реальное десантирование с экипажем из двух человек закончилось серьёзными травмами танкистов. Более перспективной темой сочли создание специальных десантных планеров большой грузоподъёмности, на которых можно было бы доставлять по воздуху бронетехнику и другие тяжелые грузы. Однако крупные планеры, способные транспортировать бронетехнику, были созданы в СССР только в послевоенное время.
В декабре 1941 года авиаконструктор О.К. Антонов начал проектирование танка-планера. За основу был взят лёгкий танк Т-60, который снабдили планером в виде бипланной коробки, с двухбалочным вертикальным оперением. Размах крыла составлял 18 м и площадью 85,8 м². После посадки планер быстро сбрасывался и танк мог идти в бой. Во время полёта экипаж находится внутри танка, а пилот осуществляет управление с места механика-водителя. Взлёт и посадка танка-планера происходили на гусеничном шасси.
Выбор лёгкого танка Т-60 был во многом вынужденной мерой. Эта машина с максимальной толщиной брони 35 мм являлась эрзацем военного времени. При производстве танка использовались автомобильные агрегаты, что позволяло снизить стоимость производства. Танк массой около 6 тонн был вооружен 20-мм автоматической пушкой ТНШ-1 (танковый вариант ШВАК) и пулемётом ДТ-29. Машина с карбюраторным двигателем мощностью 70 л.с. могла двигаться по хорошей дороге со скоростью до 42 км/ч.
Испытания «крылатого танка», получившего обозначение А-40, начались в августе 1942 года. Так как общая масса конструкции с планером достигла 7800 кг, для снижения веса на испытаниях с танка демонтировали башню. В роли буксировщика выступал бомбардировщик ТБ-3 с двигателями АМ-34РН, мощность которых была увеличена до 970 л. с. Хотя 2 сентября 1942 года танк удалось поднять в воздух, испытания в целом признали неудачными. Ввиду большого веса и плохой аэродинамики А-40 едва держался в воздухе. Полёт едва не закончился катастрофой, так как из-за перегрева двигателей командир ТБ-3 П.А. Еремеев был вынужден отцепить танк. Только благодаря высокому профессионализму лётчика-испытателя С.Н. Анохина, имевшего большой опыт полётов на планерах, посадка прошла удачно.
Боевое крещение советских десантников произошло в 1939 году на китайско-монгольской границе в районе реки Халхин-Гол. В боевых действиях отличились бойцы 212-й воздушно-десантной бригады. Первая выброска «боевого десанта» произошла 29 июня 1940 года в ходе операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР. Для доставки десанта бомбардировщики ТБ-3 совершили 143 самолётовылета, в ходе которых было высажено 2118 бойцов. Десантники захватили стратегически важные объекты и взяли под контроль государственную границу.
К началу Великой Отечественной воздушно-десантные бригады были преобразованы в корпуса. Однако относительно крупные советские парашютные десанты, осуществлённые в годы войны, можно пересчитать по пальцам одной руки. Парашютисты-десантники чаще забрасывались для проведения разведки и диверсий в тылу врага. Бронетехники, которая могла бы доставляться по воздуху, в распоряжении десантных частей не было. В 1942 году воздушно-десантные корпуса были преобразованы в гвардейские стрелковые дивизии, и десантники использовались на фронте как элитная пехота. В послевоенное время ВДВ стали напрямую подчиняться Министру обороны и рассматривались как резерв Верховного главнокомандования. С 1946 года началось увеличение численности воздушно-десантных дивизий.
В послевоенное время в ВДВ для борьбы с танками имелись специальные лёгкие 37-мм противотанковые орудия ЧК-М1 и 57-мм пушки ЗиС-2. Авиадесантная пушка ЧК-М1, имеющая баллистику и бронепробиваемость 37-мм зенитного орудия 61-К, могла разбирать на три части и переноситься во вьюках. Также имелся «самоходный» вариант, установленный на полноприводный автомобиль ГАЗ-64 или «Виллис». На учениях такие «самоходки» неоднократно сбрасывались на парашютных десантных платформах с бомбардировщика Ту-4.
Однако во второй половине 40-х годов 37-мм пушка уже не могла считаться эффективным противотанковым средством. Гораздо лучшими характеристиками бронепробиваемости обладала 57-мм ЗиС-2. Её огневая мощь в первое послевоенное десятилетие позволяла успешно бороться со всеми средними и тяжелыми танками потенциального противника, но для её транспортировки требовался отдельный тягач. Поэтому вскоре после окончания войны военные санкционировали разработку авиадесантных САУ.
Хотя самоходка получилась достаточно лёгкой и компактной, на тот момент в СССР не было не только транспортных самолётов подходящей грузоподъёмности, но и десантных планеров. Хотя в 1949 году АСУ-76 официально приняли на вооружение, серийно она не строилась и по сути осталась опытной. Для войсковых испытаний и опытной эксплуатации было произведено 7 самоходок.
Таким образом, АСУ-57 могла не только бороться со средними танками, но и уничтожать живую силу и подавлять огневые точки противника. За неимением лучшего слабо защищённые самоходки также рассматривались как бронированное средство усиления ВДВ в наступлении. АСУ-57 в течение длительного периода времени оставалась единственным способным оказывать огневую поддержку десанту образцом бронетехники ВДВ, могущим быть переброшенным по воздуху.
По компоновочной схеме АСУ-57 напоминала АСУ-76, но весила всего 3,35 т. Меньшей массы (что было очень важно для авиадесантируемой установки), удалось добиться за счёт применения броневых листов толщиной не более 6 мм. Броня защищала только от лёгких осколков и винтовочных пуль, выпущенных с дистанции 400 м. На самоходку устанавливался карбюраторный двигатель от легкового автомобиля ГАЗ-М-20 «Победа» мощность 55 л.с. Максимальная скорость на шоссе – 45 км/ч.
На первых порах единственным средством доставки АСУ-57 был транспортно-десантный планер Як-14М, конструкция которого по сравнению с ранним вариантом Як-14 была специально усилена для перевозки бронетехники массой до 3600 кг. Самоходное орудие самостоятельно заезжало в планер, и покидало его своим ходом через откидную носовую часть.
Положение изменилось после принятия на вооружение турбовинтовых военно-транспортных самолётов Ан-8 и Ан-12. Эти машины с кардинально возросшими возможностями надолго стали рабочими лошадками советской военно-транспортной авиации, и сделали ВДВ по настоящему мобильным родом войск. Десантирование АСУ-57 с этих самолётов обеспечивалось как посадочным, так и парашютным способом.
Для парашютного десантирования АСУ-57 предназначалась универсальная парашютно-десантная платформа П-127, используемая с парашютной системой МКС-4-127. Платформа рассчитана на десантирование грузов массой до 3,5 тонн, с высоты от 800 до 8000 м, при скорости сбрасывания 250—350 км/ч.
Экипаж десантировался отдельно от артустановки, и после приземления освобождал технику от средств десантирования. Такая схема является не слишком удобной, так как разброс на местности десантников и грузовых платформ может достигать нескольких километров. Более оперативной и комфортной для экипажа была переброска по воздуху с помощью тяжелого транспортного вертолёта Ми-6. Под занавес карьеры, АСУ-57, парашютным способом десантировали с тяжелых военно-транспортных Ан-22 и Ил-76.
По возможностям поражения бронетехники АСУ-57 находилась на уровне 57-мм противотанкового орудия ЗиС-2. В ряде случаев самоходки также использовались в качестве тягачей для 85-мм орудий Д-44, Д-48 и 120-мм миномётов. До поступления на вооружение БМД-1 и БТР-Д, в случаях, когда требовалась быстрая переброска сил, самоходные орудия перевозки на броне до четырёх десантников.
Несмотря на то, что к началу 70-х годов лобовая броня большинства западных танков стала «не по зубам» для 57-мм пушек, эксплуатация АСУ-57 продолжалась до первой половины 80-х и советские ВДВ не спешили расставаться с лёгкой и очень компактной самоходкой. Первоначально АСУ-57 являлись противотанковым средством дивизионного звена. Впоследствии в результате реорганизации ВДВ и принятия на вооружение САУ АСУ-85 самоходки, вооруженные 57-мм пушками, были переведены из дивизионного звена в полковое.
Нет никаких свидетельств участия 57-мм самоходных установок в боевых действиях. Но достоверно известно, что эти машины задействовались в воде войск стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году.
В лобовом листе с небольшим смещением влево установлена 85-миллиметровая пушка Д-70 с вертикальным клиновым затвором, имеющим полуавтоматику копирного типа. Орудие снабжено дульным двухкамерным тормозом и эжектором для удаления пороховых газов после выстрела.
Первоначально авиадесантируемая САУ получила обозначение СУ-85, но для предотвращения путаницы с самоходкой, используемой в годы войны, в большинстве документов она именуется как АСУ-85, хотя в ВДВ её часто обозначали по прежнему.
Опыт боевого применения АСУ-85 в арабо-израильской войне выявил необходимость установки 12,7-мм зенитного пулемета ДШКМ. На машинах позднего выпуска появилась командирская башенка.
Первоначально АСУ-85 могли высаживаться только посадочным способом с военно-транспортных самолётов Ан-12 и Ан-22. Но после принятия на вооружение в 1972 году платформы 4П134(П-16), появилась возможность выброски парашютным способом.
Машина крепилась на платформе с многокупальной парашютной системой. Непосредственно перед приземлением срабатывали специальные тормозные ракетные двигатели, гасившие вертикальную скорость. После приземления самоходная установка могла быть приведена в боевое положение в течение 5 минут, но экипаж десантировался отдельно.
Серийное производство продолжалось с 1959 по 1966 год. За 7 лет удалось построить около 500 машин. В ВДВ АСУ-85 использовались в отдельных самоходно-артиллерийских дивизионах (30 машин), являвшихся противотанковым резервом командира дивизии.
85-мм самоходно-артиллерийские установки АСУ-85 из состава самоходно-артиллерийского дивизиона 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии
В середине 60-х полсотни АСУ-85 передали Египту, 31 машину Польше и 20 ГДР. В конце 70-х в Советском Союзе эксплуатировалось приблизительно 250 самоходок. В 1979 году после начала вьетнамо-китайского конфликта, АСУ-85 усилили противотанковые подразделения Вьетнамской Народной Армии. Как на Ближнем Востоке, так и в джунглях Юго-Восточной Азии, легкие самоходные установки, удачно сосчитавшие небольшой вес, хорошую подвижность и огневую мощь, при грамотном использовании хорошо себя проявили.
В первой половине 80-х самоходные установки начали изымать из артиллерийских подразделений воздушно-десантных дивизий и ставить на хранение. Официально АСУ-85 была снята с вооружения только в 1993 году, хотя к тому моменту в строевых частях самоходок уже не было.